Для осуществления своей деятельности должны получать лицензию. Глава III. Лицензия на осуществление отдельных видов деятельности. Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Все разделы сайта сайт

Глава III. Лицензия на осуществление
отдельных видов деятельности

Что такое лицензия на право заниматься определенным видом деятельности | вопрос - ответ

1. Общие положения

Что такое лицензирование?

Лицензирование является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лицензирование какого-либо вида деятельности представляет собой особую процедуру официального удостоверение (признания) права хозяйствующего субъекта (в данном случае - индивидуального предпринимателя) на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Что такое лицензия?

Лицензия - это специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензиро¬вания. Она является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, в общем случае возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия. Данный порядок в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Можно ли получить лицензию на несколько видов деятельности?

Нет, лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Какими нормативными актами определяется порядок лицензирования индивидуальной предпринимательской деятельности?

Прежде всего, это Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании от¬дельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). Кроме того, существует около 60 Положений о лицензировании конкретных видов деятельности, которые действуют в части, не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

Например: Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г.), Положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г.), Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г.) и др.

Можно ли осуществлять лицензируемую деятельность
с привлечением труда наемных работников?

В данном случае все будет зависеть от специфики конкретной деятельности и от условий выдачи лицензии, которые определены в соответствующих положениях о лицензировании конкрет¬ных видов деятельности. Рассмотрим две наиболее распространенных сферы деятельности - частная медицинская практика и частный извоз.

Вопрос. Я являюсь врачом-профессионалом и занимаюсь частной практикой на основании лицензии. Могу ли я привлечь в качестве наемных работников двух медсестер, имеющих среднее медицинское образование, но не имеющих лицензии?

Ответ. Согласно ст. 56 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Пунктом 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности запрещается
передача лицензии другому юридическому или физическому лицу.

Исходя из смысла данных норм, право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным, и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц.

То есть одним из основных условий действия лицензии частнопрактикующего врача является оказание им медицинской помощи лично и непосредственно, допуск же этим врачом к осуществлению медицинской деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии. Значит, в данном случае привлечение труда наемных работников не допускается.

Вопрос . Я являюсь индивидуальным предпринимателем, занимающимся частным извозом, соответствующая лицензия имеется. В моей собственности находятся два автомобиля; могу ли я использовать других водителей, не имеющих лицензии, в качестве наемных работников, исполняющих мои поручения?

Ответ . Когда индивидуальный предприниматель нанимает на работу, водителя, лицензию имеет владелец автотранспортного средства, а наемный водитель не считается лицом, которому передана лицензия (лицензионная карточка). В данном случае использование труда наемного работника правомерно.

Однако передача права владения автотранспортным средством другому лицу (продажа, передача в аренду, оформление нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством) не предоставляет права этому лицу осуществлять перевозки без получения в установленном порядке лицензии на свое имя.

Такое право (лицензия и лицензионная карточка) остается у прежнего владельца автотранспортного средства и он не имеет права вместе с передачей права владения передавать новому владельцу лицензионную карточку на автотранспортное средство.

Исходя из изложенного нанятому предпринимателем - владельцем лицензии водителю необходимо на линии (в пути) иметь при себе документы, подтверждающие, что он является наемным работником: договор (контракт), подтверждающий найм его на работу в качестве водителя, и путевой лист.

Таким образом, при наличии у водителя в момент проверки документа, подтверждающего, что он является нанятым лицом и выполняет перевозку согласно заданию, указанному в путевом листе, к предпринимателю - владельцу лицензии не могут быть предъявлены претензии, что он передал лицензию (лицензионную карточку) другому физическому лицу, а к водителю не применяются административные меры воздействия за нарушение условий, предусмотренных лицензией.

Осуществление же перевозочной деятельности водителем, имеющим в пути только нотариальную доверенность, предоставляющую ему право пользования или распоряжения автотранспортным средством, принадлежащим индивидуальному предпринимателю - владельцу лицензии, при отсутствии у водителя документов, подтверждающих найм его на работу этим предпринимателем, должно расцениваться как осуществление перевозки без специального разрешения (лицензии) лицом, находящимся за рулем автотранспортного средства, которым он владеет по доверенности.

В этом случае такое лицо может быть привлечено к административной ответственности за работу без лицензии, а предприниматель - владелец лицензии - за передачу лицензии (лицензионной карточки) другому физическому лицу (см. письмо Минтранса России от 17 января 1996 г. № АЛ-2/37).

2. В каких случаях необходимо получение лицензии

Как можно узнать, подлежит ли конкретная предпринимательская деятельность лицензированию?
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Что такое лицензия на право заниматься определенным видом деятельности....

Существует Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом о лицензировании. В этом перечне указываются лишь наиболее распространенные виды деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели.

В полном объеме такой список насчитывает свыше 300 видов деятельности. Исходя из этого, для выяснения вопроса об отнесении конкретной предпринимательской деятельности к лицензируемым необходимо обратиться в местный лицензирующий орган.


Сокращенный список видов деятельности, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Аудиторская деятельность;
- производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
- оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
- обработка и рекуперация драгоценных камней;
- деятельность по проектированию зданий и сооружений;
- заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;
- хранение нефти и продуктов ее переработки;
- хранение газа и продуктов его переработки;
- осуществление инженерных изысканий для строительства;
- гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;
- деятельность по строительству зданий и сооружений;
- производство строительных конструкций и материалов;
- производство изделий медицинского назначения;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на федеральном железнодорожном транспорте;
- деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;
- деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;
- производство табачных изделий;
- оптовая торговля табачными изделиями;
- медицинская деятельность;
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- производство лекарственных средств;
- хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- производство медицинской техники;
- эксплуатация автозаправочных станций;
- перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- распространение, в том числе предоставление в пользование медицинской техники;
- техническое обслуживание медицинской техники;
- деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- перевозка грузов морским транспортом;
- перевозка пассажиров морским транспортом;
- деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
- буксировка судов и иных плавучих средств;
- деятельность по реставрации музейных предметов;
- перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- реализация предметов антиквариата;
- описание, консервация, реставрация архивных документов;
- деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурно¬го наследия (памятников истории и культуры);
- ветеринарная деятельность;
- деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- риэлтерская деятельность;
- организация и проведение лотерей;
- распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;
- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
- деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
- публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;
- распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на лю¬бых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;
- организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
- деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды;
- оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды.
- издательская деятельность;
- полиграфическая деятельность;
-деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;

Вопрос . Предприниматель без образования юридического лица имеет свидетельство, в котором в качестве вида деятельности указаны столярные работы для населения и организаций. Естественно, ему приходится перевозить изделия на своем автотранспортном средстве. Правомерно ли контролирующие органы требуют от предпринимателя получения лицензии на автоперевозки?

Ответ . Перевозка пассажиров и грузов подлежит лицензированию в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 2 марта 1999 г.) «О безопасности дорожного движения».
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов дея¬тельности, регулирует Закон о лицензировании.

Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Порядок выдачи лицензий на осуществление автомобильным транспортом перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации определяет Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах

Российской Федерации, утвер¬жденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. № 322. При этом для перевозки собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации в п. 4 Положения предусмотрен специальный вид лицензии - ограниченная лицензия.

Виды деятельности, не подлежащие лицензированию, указаны в п. 3 названного Положения. В частности там поименованы и перевозки грузов легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъемностью до 500 кг, а также на прицепах к этим автотранспортным средствам. То есть лицензию на перевозочную деятельность получать не нужно, только если грузоподъемность автомобиля, на котором предприниматель перевозит свои столярные изделия, не превышает 500 кг.

Какие требования могут быть предъявлены к соискателю лицензии?

Конкретные требования к лицензиатам содержатся в законодательных актах и актах органов местной исполнительной власти (как правило, такими актами являются постановления Прави¬тельства РФ, утверждающие положения о лицензировании отдельных видов деятельности).

Законодательством предусмотрена возможность предъявления следующих требований к ли¬цензиату (соискателю лицензии):

1. Квалификация предпринимателя и персонала (образование, стаж работы и т. д.);

2. Оснащенность объектов, на которых будет вестись лицензируемая деятельность, например, к зданиям, сооружениям, а также к оборудованию и иным техническим средствам, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности;

3. Санитарно-эпидемиологические, экологические, гигиенические, противопожарные и иные условия.

Возможно и предъявление дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ст. 9 Закона о лицензировании).

Куда нужно обратиться предпринимателю для получения лицензии?

Если предприниматель решил заниматься деятельностью, для осуществления которой необ¬ходима лицензия, ему нужно обратиться в специально уполномоченный орган. В субъектах РФ могут создаваться специальные лицензионные органы (например, в Москве - лицензионная палата). В иных случаях лицензирование деятельности осуществляется отделами местных администраций либо специальными органами в случаях, предусмотренными положениями о лицензиро¬вании отдельных видов деятельности.

Где можно узнать адреса лицензирующих органов?


Адреса лицензирующих органов можно узнать:

В налоговой инспекции;
в местных органах власти;
из специализированных справочников.
3. Необходимые документы
Какие документы необходимо представить индивидуальному предпринимателю для по¬лучения лицензии?
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирую¬щий орган:

1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность индивидуаль¬ного предпринимателя;
лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. Бланк заявления берется в лицензирующем органе.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуаль¬ного предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).

3. Справка о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (за исключением частной детективной и охранной деятельности).

4. Документ, подтверждающий внесение индивидуальным предпринимателем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
Все документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов лицензирующим органом (п. 1 ст. 10 Закона о лицензировании).

Может ли лицензирующий орган потребовать иных документов от соискателя лицензии?
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие индивидуального предпринимателя установленным лицензионным требованиям и ус¬ловиям (например диплома о соответствующем образовании и т. п.).

Если у индивидуального предпринимателя возникли сомнения в правомерности требований лицензирующим органом тех или иных документов, он должен сам внимательно ознакомиться с соответствующим положени¬ем о лицензировании выбранной; им деятельности, где дан полный перечень документов.

Что делать в том случае, если лицензирующий орган отказывает в приеме документов?

Если лицензирующий орган отказывает в приеме документов и предприниматель уверен в не¬правомерности таких действий, оптимальным вариантом будет выслать все необходимые документы почтовым отправлением с уведомлением. Это даст возможность обжаловать действия ли¬цензирующего органа в судебном порядке.

Какая плата взимается за рассмотрение заявления о выдаче лицензии?

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается определенная плата (п. 2 ст. 10 Закона о лицензировании). Ее величина устанавливается Правительством РФ в положении о лицензировании конкретных видов деятельности. Однако максимальный размер такой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день рассмотрения заявления. При этом следует иметь в виду, что даже если в выдаче лицензии будет отказано, плата за рассмотрение заявления обратно не возвращается.
4. Порядок получения и срок действия лицензии

В какой срок лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии?

Решение 6 выдаче либо отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в течение 30 дней со дня получения заявления с приложением всех необходимых документов. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании кон¬кретных видов деятельности (п. 3 ст. 10 Закона о лицензировании).

В каких случаях индивидуальному предпринимателю может быть отказано в получении лицензии?

Основания для отказа в выдаче лицензии могут быть следующими:

1) наличие в документах, представленных предпринимателем, недостоверной или искажен¬ной информации;

2) прямое несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (например, отсутствие соответствующего образования или опыта работа и т. п.);

3) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необхо¬димым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности (в тех случаях, когда проведение экспертизы является необходимым для получения лицензии).

Может ли соискатель лицензии обжаловать отказ в выдаче лицензии?

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицен¬зирующего органа.
При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 5 ст. 10 Закона о лицензировании).

Каким образом лицензирующий орган сообщает соискателю лицензии о своем решении?
После рассмотрения заявления лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письмен¬ной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Какой именно будет порядок получения уведомления (по почте или вручение лично), можно выяснить в лицензирующем органе при подаче заявления.


Каков размер лицензионного сбора?

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Россий¬ской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом (ст. 15 Закона о лицензировании).

В какие сроки после уплаты лицензионного сбора выдается сама лицензия?

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней по¬сле представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Если лицензирующим органом принимается решение о выдаче лицензии ее соискателю, то в тексте лицензии должны быть указаны:

Наименование органа, выдавшего данную лицензию;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные.(серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
условия и место осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер, дата и срок действия данной лицензии.

В каких случаях предпринимателю необходимо переоформить лицензию?

Переоформление лицензии производится в случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя. Для этого нужно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением необходимых документов (копии паспорта и т. п.).

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 11 Закона о лицензировании).

Что делать предпринимателю в случае утраты лицензии?

В случае утраты лицензии деятельность предпринимателя осуществляется на основании времен¬ного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

Каков срок действия лицензии?

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании).


Можно ли продлить срок действия лицензии?

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не преду¬смотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Однако в продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий (ст. 8 Закона о лицензировании).

Вопрос . Я получил лицензию на право осуществления пассажирских перевозок автотранс¬портом в Московской области. Могу ли я на основании этой лицензии заниматься частным изво¬зом в Тверской области? Надо ли мне регистрировать мою лицензию в лицензирующих органах Тверской области?

Ответ . Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Однако деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории иных субъектов Российской Федерации (в данном случае - в другой области) может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона о лицензировании).

Для регистрации в местном лицензирующем органе необходимо представить оригинал лицензии. Регистрация проводится в течение 30 дней и может сопровождаться (при необходимости) проверкой указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.

О проведенной регистрации местным лицензирующим органом делается отметка (непосредственно на бланке лицензии либо отдельным документом) о внесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

5. Приостановление действия и аннулирование лицензии

В каких случаях лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии?

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

Выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

Невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

В каких случаях лицензия считается аннулированной?

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в следующих случаях:

Прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на пе¬риод до вступления в силу решения суда.


Основанием для аннулирования лицензии является:

Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии (например в случае обнаружения подделки документов) (ст. 13 Закона о лицензировании).

Порядок приостановления или аннулирования лицензии

Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление дей¬ствия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять ре¬шение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ст. 13 Закона о лицензировании).


Please enable JavaScript to view the

В ряде случаев, помимо государственной регистрации, постановки на налоговый учет и открытия счета, предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, содержится в статье 12 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, ч. 2 ст. 1 Закона № 99-ФЗ установлено, что его положения, не применяются, в частности, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

– использования атомной энергии;

– производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

– деятельности кредитных организаций;

– деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

– видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

– деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

– деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

– клиринговой деятельности;

– страховой деятельности.

Лицензирование этих вышеперечисленных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Также особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

– оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

– частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");

– предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Для получения лицензии ПБОЮЛ должен предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В перечень необходимых документов входит, прежде всего, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается индивидуальным предпринимателем (ст. 13 Закона № 99-ФЗ), в котором указываются:

– фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

– идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

– лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

– опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона № 99-ФЗ и представлять документы, не предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, Закон № 99-ФЗ дает право, помимо указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, предусматривать условие о соблюдении лицензионных требований. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) для индивидуального предпринимателя могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации. При этом они должны принадлежать соискателям лицензии на праве собственности или ином законном основании, соответствовать установленным требованиям, которые необходимы для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры. Они должны иметь профессиональное образование, обладать соответствующей профессиональной подготовкой и (или) иметь стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) иные требования, установленные указанными в ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ

федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за ее представление и выдачу взимается государственная пошлина. Она уплачивается, в частности, за:

– предоставление лицензии;

– или переоформление лицензии;

– или выдачу дубликата лицензии.

Она уплачивается в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 10 Закона № 99-ФЗ).

Так, пп. 92 п. 1 ст. 333.333 Налогового кодекса РФ установлено, что государственные органы взимают пошлину за:

– предоставление лицензии – 7 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – 3 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 750 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии – 750 рублей;

– продление срока действия лицензии – 750 рублей;

Лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ). Отметим, что в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не мог быть менее пяти лет. По истечении этого времени срок действия лицензии мог быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицо, занимающееся лицензируемой деятельностью без специального разрешения, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП наложение административного штрафа:

а) на граждан в размере от 2 000 рублей до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

б) на должностных лиц – от 4 000 рублей до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

в) на юридических лиц – от 40 000 рублей до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с:

а) нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

б) грубым нарушением условии, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Так, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 рублей до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 рублей до 40 000 рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 14.1 КоАП РФ).

Например, в абз. 2 п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280, установлено, что под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" "и" пункта 4 положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двоих и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

За предпринимательство без лицензии бизнесмен может быть привлечен и к уголовной ответственности. Но только в том случае, если его действия нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были связаны с извлечением дохода в крупном размере (статья 171 Уголовного кодекса РФ). Это деяние наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Многие интересуются, как получить лицензию на ту или иную деятельность. На самом деле процесс не такой уж и простой. Особенно если заранее не побеспокоиться о нюансах лицензирования деятельности. Далеко не все типы работы требуют получения лицензии. И этот факт требуется учитывать. Сегодня предстоит выяснить все, что только касается получения упомянутого документа. Порядок оформления бумаги будет рассмотрен на примере лицензирования деятельности охранника, а также на примере получения лицензии на оружие. Эти 2 процесса серьезно отличаются друг от друга. Так что о лицензиях должен знать каждый гражданин? На что обратить внимание? Каков порядок получения документа?

Описание

Все чаще и чаще граждане думают над тем, как получить лицензию. Но что это за документ такой? Не понимая этот нюанс, нельзя в полной мере утверждать о том, что человек знает, что делает.

Лицензия - своеобразное разрешение на что-либо. Например, на ведение какой-либо деятельности в пределах России. Или на ношение конкретного оружия. Крайне важный документ.

Перечень типов деятельности, которые подразумевают оформление указанного документа для работы, можно увидеть в ФЗ №99 "О лицензировании отдельных типов деятельности" от 4.05.2011 г. Например, если человек планирует заниматься охранной или детективной работой, он должен получить на это разрешение. Сейчас активно ведутся обсуждения лицензирования психологов. Но пока что подобное нововведение - это лишь слухи. Как получить лицензию? Что должен знать каждый гражданин о данном процессе? Например, уже стало понятно, что та или иная работа требует оформления указанной бумаги. Что дальше?

Куда обращаться за помощью

Далее необходимо разобраться, куда обращаться за помощью. Все чаще и чаще граждане начинают спрашивать, где получить лицензию. Вопрос интересный. Ответить на него однозначно не получится. Ведь современному населению предлагается небольшой выбор мест для реализации поставленной задачи.

Среди наиболее распространенных организаций, которые занимаются выдачей лицензий, стоит выделить:

  • многофункциональные центры (не всегда и не во всех городах);
  • портал "Госуслуги";
  • частные лицензирующие фирмы;
  • лицензирующий орган (например, МВД или МЧС).

Довольно часто последний вариант развития событий имеет место. Основная проблема - точно понять, при какой деятельности и куда обращаться. Например, Росздравнадзор ведет лицензирование фармацевтической деятельности, а МЧС - пожарной. Данные особенности стоит уточнять, например, в МФЦ. Там окажут консультацию относительно того, где получить лицензию на ту или иную работу. Во многофункциональные центры тоже очень часто обращаются ради реализации поставленной задачи.

Могут ли отказать

Стоит обратить внимание на то, что если человек задумался, как получить лицензию, придется подготовиться заранее. Почему? Это далеко не самый простой процесс. И лицензирующая организация имеет право отказать в выдаче документа.

Обычно после подачи заявления установленного образца с определенным пакетом бумаг придется подождать некоторое время. Приблизительно 3-5 дней ожидания решения, следующего после проверки бумаг. В конечном итоге или гражданин приходит и получает свидетельство, или ему отказывают с обоснованием решения. Это обязательный нюанс.

При всем этом у гражданина будет 30 дней на исправление ситуации. Если ошибки устранены, то лицензия будет выдана. Разумеется, как только причина отказа будет исчерпана, необходимо обратиться с доказательствами в лицензирующий орган. Доказательства рассматриваются на протяжении 45 дней. Но этот срок может увеличиваться. Касается первичного рассмотрения заявления. Поэтому не стоит думать, что получение указанного документа - быстрый процесс. Придется набраться терпения. Но как получить лицензию? О каких еще особенностях должен знать каждый гражданин?

Контроль

Например, если человек все-таки получил лицензию (или организация сделала это), то придется смириться с тем, что деятельность будет контролироваться. Что это значит? Владельцев организаций ждут разнообразные проверки лицензирующих органов. О требованиях, которые выдвигаются в основном к организациям для ведения той или иной деятельности. немного позже. Но стоит отметить, что соответствие выставленным запросам регулируется тщательно. И указанный документ могут аннулировать в ходе плановой или внеплановой проверки.

Например, управляющие компании, получившие лицензию, в обязательном порядке подвергаются контролю. Для каждого типа деятельности существует свой специальный график плановых проверок. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. Иными словами, за указанные периоды проводится 1 проверка на соответствие требованиям.

Управляющие компании, получившие лицензию, должны проходить планово через указанный процесс раз в 3 года. Но есть ситуации, при которых соответствующие комиссии способны приехать раньше.

О внеплановых проверках

Перед тем как задумываться над получением лицензии, каждый человек должен понимать - вести свою работу придется с соблюдением всех установленных правил. Ведь плановые проверки - это не единственный способ контроля. Иногда соответствующие службы способны выезжать на внеплановые мероприятия.

Когда такое возможно? Среди наиболее распространенных вариантов развития событий выделяют:

  • истечение срока, отведенного на устранение тех или иных нарушений;
  • при заявлениях в лицензирующие органы на наличие нарушений;
  • конец срока действия лицензии или приостановление действительности документа;
  • самостоятельная просьба организации или гражданина;
  • если есть приказ лицензирующего органа.

Чаще всего имеют место жалобы. Именно поэтому рекомендуется тщательно следить за деятельностью и выполнением работы. Иначе комиссия с проверкой может появиться довольно неожиданно.

Требования к организациям и ИП

Теперь понятно, где можно получить лицензию, а также к чему стоит заранее подготовиться. Ведь некоторые полагают, что на оформлении соответствующего пакета документов все проблемы заканчиваются.

Как оформляется лицензия? Дело все в том, что многое зависит от типа деятельности. К каждому труду выдвигаются свои требования. Чему должен соответствовать предприниматель, если, к примеру, он хочет открыть оргнизацию, которая занимается врачебной деятельностью?

В данном случае придется учитывать следующие особенности:

  1. В собственности или в аренде должно находиться помещение, пригодное для осуществления деятельности.
  2. У предпринимателя должно быть установлено все необходимое медицинское оборудование для оказания тех или иных услуг.
  3. Руководители и ответственные лица в обязательном порядке должны иметь высшее образование, причем медицинское. Квалификация при этом - соответствовать направлению работы. И общий стаж в медицинской области - 5 лет.
  4. При наличии работников со всеми заключаются трудовые договоры.
  5. Контроль качества и безопасности. Это наиболее важный пункт, которому предприниматель должен уделить отдельное внимание. Очень часто проверки именно к этой составляющей проявляют интерес.

Похожие требования выдвигаются к любому типу деятельности. Поэтому, если человек задумался над тем, чтобы получить лицензию в Москве или любом другом городе, придется сначала:

  • получить необходимое образование;
  • обеспечить помещение и оборудование для деятельности;
  • удостовериться в обеспечении безопасности работникам и клиентам;
  • заключить договоры с подчиненными.

Документы для ИП или организаций

Среди бумаг выделяют:

  • заявление установленного образца;
  • учредительные документы, копии (заверяются нотариусом);
  • бумаги, которые необходимы для конкретного типа деятельности (их перечень узнают в лицензирующем органе);
  • опись документов, приложенных к заявлению.

Основной принцип получения документа понятен. Теперь стоит разобраться, как получить лицензию охранника или на оружие. Что предстоит сделать? На самом деле все не так трудно.

Для охранников

Где получить лицензию охранника? Требуется обратиться в ЛРО с определенным пакетом бумаг. Кроме того, следует обратить внимание, что охранная деятельность - это куда большие проблемы для гражданина. Почему? Придется заблаговременно подумать над тем, какую категорию гражданин хочет получить. У охранников имеется несколько разрядов. В зависимости от них придется проходить через те или иные процедуры.

Как получить лицензию охранника? Если не задумываться над разрядом, то можно выделить следующий алгоритм действий:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Стоит сообщить, что планируется получение лицензии охранника.
  2. Обучение в академии. Обычно длится несколько месяцев.
  3. Сдача экзаменов в зависимости от того или иного разряда охранника.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, заключение комиссии в академии, справки о состоянии здоровья, фотографии.
  5. Подача заявления в ЛРО с пакетом бумаг.
  6. Получение документа установленного образца при положительном решении.

Теперь понятно, где можно получить лицензию на ведение охранной деятельности. А что делать с оружием? Каким образом гражданин имеет право на законных основаниях носить с собой, к примеру, пистолет?

Оружие

Данный вопрос требует довольно серьезного подхода. Если человек задумался над тем, как получить лицензию на оружие, стоит руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Определиться с типом оружия, который хочется носить. Лучше всего делать это в оружейном магазине. Работник сможет помочь в определении типа лицензии, которую требуется получить.
  2. Для хранения оружия придется установить сейф. Такое требование очень часто выдвигается.
  3. Человек должен пройти медицинскую комиссию. Обязательно прохождение психиатра.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, мед.заключение, справки о наличии сейфа, документы об отсутствии судимости, фотографии, заявление, охотничий билет (если речь идет об охотничьем оружии).
  5. Подача заявления в ЛРО и ожидание решения.
  6. Получение лицензирующего сертификата.

На самом деле ничего трудного или особенного нет. Отныне понятно, как получить лицензию на оружие или на какую-то деятельность. Рекомендуется более точную информацию по каждому типу работ уточнять в соответствующих органах.

От 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю .

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций ; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ . Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства , данные документа, удостоверяющего личность , - для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии , в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица , место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя , место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность , основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы :

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии . Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии , в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам , законным интересам, здоровью граждан , обороне и безопасности государства , культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

Лицензирование - это один из важных инструментов контроля качества различных видов деятельности со стороны государства. Эта грань взаимодействия органов власти с предпринимателями и различными компаниями очень важна, поскольку позволяет грамотно и безболезненно регулировать определенные экономические процессы.

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование - это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.
  • Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

Особенности государственного контроля

Изначально нужно понимать, что государство контролирует правильное и строгое соблюдение всех требований, касающихся использования лицензий. Это означает, что проверка в рамках различных направлений бизнеса неизбежна, поэтому пытаться как-то обойти закон не имеет смысла.

При этом не стоит путать контролирующие механизмы с тем соглашением на использование продукции, которое выдают правообладатели.

Для того чтобы не путать эти понятия, необходимо разобраться чем отличается лицензионный договор от государственной лицензии. При определенной схожести в названиях разница более чем ощутима.

Государственное лицензирование - это, как говорилось выше, документ, являющийся обязательным для оказания определенных услуг. Речь идет о таких сферах деятельности, как СМИ, образовательные проекты, организация азартных игр, фармакология, медицина, сыскная, охранная, а также любая опасная или стратегически важная деятельность.

Стоит отдельно отметить тот факт, что есть направления, в рамках которых лицензирование деятельности необходимо лишь при определенных условиях. В качестве примера можно привести СРО в строительной сфере. Тот факт, придется ли заниматься вопросом лицензии саморегулируемой организации, во многом зависит от ее профиля и видов выполняемых работ.

Договор

Это второе направление, где необходима лицензия. В этом случае имеется в виду соглашение, которое заключают между собой патентообладатель и автор.

Суть такого документа сводится к официальному предоставлению права на использование конкретной технологии или продукта, вплоть до копирования. Нетрудно сделать вывод, что подобная процедура не является обязательной и основана исключительной на взаимной выгоде сторон. За предоставленную возможность использовать запатентованный результат интеллектуальной деятельности автор получает определенное вознаграждение.

Другими словами, это процесс взаимодействия двух сторон в рамках конкретного соглашения, которые не имеют отношения к государству.

Актуальность ФЗ о лицензировании

Учитывая тот факт, что контроль за выполнением требований данного законодательства достаточно строгий, есть смысл выяснить, почему вопрос лицензии оказался так важен.

Если говорить в общем, то данная ветвь законодательства является одним из инструментов регулирования различных видов экономической деятельности. При более детальном изучении того, какую функцию выполняет лицензирование видов деятельности, стоит обратить внимание на следующие задачи:

  • создание определенного финансового барьера на входе;
  • защита потребителя от продукции низкого качества, а также от производителей, которые не прошли проверку;
  • повышение конкурентоспособности некоторых областей национальной экономики в масштабах международных рыночных отношений;
  • формирование высоких стандартов внутри различных отраслей;
  • ограничение допуска к деятельности неблагонадежных субъектов хозяйствования.

Если учесть данные критерии использования ФЗ о лицензировании деятельности, то можно прийти к очевидному выводу, что подобная система контроля важна для российской экономики.

Действующие виды лицензирования

Помимо подробного перечня направлений деятельности, которые требуют выдачи лицензии, есть ключевые сферы, в рамках которых подобная система контроля неизбежно даст о себе знать.

Речь идет о следующих видах разрешающих документов:

Лицензия ФСБ;

Лицензия МЧС;

Лицензия на грузо- и пассажироперевозки.

Подобная документация понадобится также в рамках образовательной, фармакологической, медицинской, авиастроительной, сыскной деятельности и в случае оказания услуг связи.

Если рассматривать виды лицензирования более подробно, то стоит отметить, что их количество доходит до 51. Их перечисление будет очень долгим, поэтому лучше найти закон № 99 и внимательно прочитать в его второй главе статью 12. Именно в ней содержится исчерпывающая информация о том, кто же обязан получать лицензию на деятельность.

Если предприятие не смогло пройти лицензирование, то осуществлять деятельность в рамках указанных выше направлений оно не сможет. Но в случае удачного итога переживать о повторном получении разрешающих документов не придется, поскольку лицензия выдается бессрочно.

Более подробно о законе № 99

Выше неоднократно упоминался ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому есть смысл уделить ему больше внимания.

Этот федеральный закон содержит 3 главы, которые включают в сумме 24 статьи. Сами главы имеют следующие названия:

Общие положения.

Организация и осуществление лицензирования.

Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего федерального закона.

В первой части внимание уделяется сфере применения критериев контроля, основным принципам их осуществления и понятиям, которые при этом используются. Также здесь рассматриваются обязанности и права должностных лиц, равно как и условия действия лицензии.

Вторая глава посвящена перечню тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, описанию порядка принятия решения относительно выдачи разрешения, обзору сведений, включаемых в приказ, а также процессу переоформления лицензии.

Что касается третьей части закона, то она нужна для того, чтобы определить заключительные положения, порядок вступления его в силу. Здесь также рассматриваются особенности факта утраты актуальности определенных законодательных актов.

Нужно понимать, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на самом деле содержит намного больше информации. Здесь были описаны лишь некоторые из статей. Поэтому для получения информации в полном объеме лучше работать с первоисточником.

Как получить лицензию

Для того чтобы стать обладателем разрешения на осуществление деятельности, отмеченной в упомянутом выше законе, нужно прежде всего подать заявление.

Желательно изначально все оформить правильно и собрать необходимый комплект документов грамотно, без ошибок и недочетов. Поэтому есть смысл обратиться к услугам опытных юристов. После того как заявление будет подано, соответствующие органы начнут проверку соответствия конкретного субъекта деятельности существующим требованиям, касающимся выдачи лицензии.

К слову, перед тем как подавать документы, нужно выяснить, какой именно лицензирующий орган является актуальным в конкретной ситуации. Это важно по той причине, что именно туда и нужно нести заявление.

После того как все будет сделано, сама документация также пройдет проверку на предмет правильного составления и достоверности указанных данных. Уже на этом этапе могут появиться причины для отказа в выдаче разрешения. Речь идет об искаженной, неверной, неполной или неточной информации. Если с бумагами все оказалось в порядке, и требования, которые включает ФЗ "О лицензировании видов деятельности", были соблюдены, то у заявителя есть все основания ожидать положительного итога проверки.

Итоги

На основе изложенной выше информации можно сделать следующий вывод: контроль деятельности посредством проверки хозяйствующих субъектов на предмет соответствия определенным критериям качества является очень эффективным способом контроля состояния рынка. Таким образом, лицензирование - это правильная инициатива со стороны государства, реализация которой полезна как стране в целом, так и конкретным группам потребителей в частности.