Проект разработки стратегии многофункционального центра на примере краснодарского городского многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Во главу угла: взгляд регионов о перспективах развития МФЦ Развитие мфц

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы» . Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» .

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МОСКВЫ КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА НА 2012-2018 ГГ.»

О подпрограмме:

11 октября 2011 года на заседании Правительства Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы», направленная на достижение уровня экономического и социального развития города, характерного для государств с развитой экономикой. Координатором программы является Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2016 гг.» стала составной частью общей Программы.

В ходе актуализации показателей Государственной программы Правительством Москвы было принято решение о продлении сроков ее реализации до 2018 года (постановление Правительства Москвы от 5 августа 2014 года № 441-ПП).

Основные цели подпрограммы:

Развитие возможностей города Москвы для его функционирования как международного финансового центра в сферах финансовой, банковской, биржевой инфраструктур и всех видов страховой деятельности, инфраструктуры города Москвы, улучшения инвестиционного климата.

Основные задачи подпрограммы:

Формирование транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, соответствующих международным стандартам и качеству жизни;

Обеспечение безопасности пребывания физических лиц на территории города Москвы;

Разработка и реализация проектов и программ в сфере финансовой грамотности старшеклассников и учащихся профессиональных образовательных организаций, а также повышения финансовых компетенций педагогических работников, методистов и руководителей образовательных организаций;

Содействие развитию финансовой инфраструктуры, предпринимательского климата в городе Москве;

Формирование положительного восприятия международным деловым сообществом города Москвы как динамично развивающегося МФЦ;

Привлечение финансовых ресурсов населения в финансовую систему города Москвы, рост экономической активности населения.

Мероприятие подпрограммы:

Мероприятие «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» нацелено на формирование у деловой аудитории репутации Москвы как города, привлекательного для бизнеса, инвестирования и открытого для взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества.

В 2012 году Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы выступил инициатором проведения социологического исследования восприятия города Москвы как международного финансового центра (МФЦ) мировым деловым сообществом и анализа сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ).

Широкомасштабный опрос в виде анкетирования, телефонных и глубинных интервью 238 зарубежных респондентов из числа руководителей крупнейших (с объемом собственных чистых активов более 1 млрд. долл. США) инвестиционных компаний, фондов прямых инвестиций, компаний-эмитентов ценных бумаг, инвестбанков, страховых компаний, коммерческих банков (с активами не мене 10 млрд. долл. США) показал, что восприятие респондентами Москвы оценивается скорее как негативное: институциональные проблемы, связанные с Россией (неэффективное правовое регулирование, административные барьеры и т. д.), препятствуют развитию бизнеса в Москве. Кроме того, в международных СМИ сложился отрицательный образ Москвы. Эти обстоятельства перевешивают положительный опыт жизни и работы в Москве иностранных предпринимателей, а также нивелируют фундаментальную привлекательность российской экономики.

Тем не менее, большинством опрошенных Москва оценивается как город, являющийся одним из наиболее предпочтительных среди развивающихся рынков и обладающий достойным уровнем инфраструктуры для ведения бизнеса. Инвестиционный имидж зависит не столько от уровня «жесткости правил игры», сколько от их предсказуемости и прозрачности.

При проведении исследования сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ) проанализирована конкурентоспособность Москвы по сравнению с развитыми (Лондон, Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг, Франкфурт) и развивающимися (Варшава, Сан-Паулу, Дубай) финансовыми центрами.

Сильными сторонами Москвы являются:

Низкая ставка НДФЛ;
- крупнейший в Центральной и Восточной Европе финансовый рынок;
- высокий уровень образования и наличия специалистов в области информационных технологий;
- достойный уровень развития базовой инфраструктуры;
- широкие возможности для досуга и культурной жизни.

Основными угрозами для развития города как МФЦ являются:

Растущая конкуренция со стороны других развивающихся МФЦ;
- продолжение оттока капитала и ухудшение инвестиционного климата города;
- снижение качества образования и сокращения численности трудовых ресурсов;
- отрицательное влияние недостатков инфраструктуры на имидж города.

Слабыми сторонами Москвы как развивающегося МФЦ являются:

Высокие издержки;
- низкий уровень защиты прав собственности;
- неэффективное финансовое регулирование;
- низкий уровень бизнес образования и знания иностранных языков;
- низкая эффективность транспортной инфраструктуры;
- неразвитость систем здравоохранения и образования для иностранцев.

С учетом указанных сильных и слабых сторон, а также угроз существуют следующие возможности для развития города как международного финансового центра:

Разработка согласованного плана действий развития города как МФЦ;
- внедрение международных стандартов и требований в области финансового регулирования;
- расширение взаимодействия ВУЗов и бизнеса;
- снижение нагрузки на центр и расширение Москвы на основе принципа полицентричности;
- развитие современных систем образования и здравоохранения нацеленных на оказание услуг иностранным гражданам.

Таким образом, исследования показали, что восприятие рисков и перспектив ведения бизнеса в Москве в значительной степени отличаются у предпринимателей и инвесторов в зависимости от наличия у них опыта работы в регионе. Те из них, кто такой опыт имеет, гораздо лучше оценивают перспективы дальнейшей работы в городе по сравнению с потенциальными инвесторами, знакомыми с московскими реалиями «понаслышке», следовательно имеет место «разрыв в восприятии» города Москвы международным финансово-инвестиционным сообществом.

На основе проведенных исследований была разработана Коммуникационная стратегия позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра.

Стратегия коммуникаций ориентирована на формирование у целевых аудиторий позитивного восприятия Москвы и предусматривает проведение комплекса коммуникационных мероприятий, к которым относятся:

Создание и обновление базы данных «историй успеха» иностранных компаний в Москве;
- создание «горячей линии» с иностранными инвесторами;
- проведение круглых столов по тематике развития Москвы как МФЦ в рамках инвестиционных road-show в ведущих международных финансовых центрах;
- инициирование и публикация в зарубежных печатных и сетевых СМИ статей и интервью;
- проведение регулярных личных встреч представителей Правительства Москвы с представителями международного инвестиционного сообщества.

Также в 2012 году в рамках реализации мероприятия «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» разработана актуальная концепция и осуществлен пилотный выпуск журнала на английском языке, посвященного тематике развития Москвы как международного финансового центра - «Capital Ideas. Strategies for Investing in Moscow». Журнал является одним из источников позитивной информации о развитии Москвы как международного финансового центра, а также дискуссионной площадкой для профессионалов финансового рынка и представителей экспертного сообщества по обсуждению основных перспективных направлений развития международного финансового центра в Москве.

Начиная с 2013 года выходит ежеквартально.

Создание сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» стало одним из самых успешных проектов в решении задачи построения сервисного государства на территории Российской Федерации. В МФЦ в полной мере реализуется принцип "одного окна", в соответствии с которым заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Первые многофункциональные центры на территории Российской Федерации были открыты в 2007 году. 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. В 2008 году на территории страны действовало уже 18 центров госуслуг.

Впоследствии была разработана нормативная база, устанавливающая требования к МФЦ, правила их взаимодействия с органами власти, перечень услуг, предоставляемых в МФЦ. Поворотным моментом в развитии сети МФЦ стало издание указа Президента Российской Федерации № 601, который определил основные векторы развития сети многофункциональных центров на ближайшие пять лет.

В настоящее время сеть центров "Мои документы" насчитывает более 13 тысяч точек предоставления услуг по всей стране (2777 МФЦ и 10317 ТОСП по состоянию на 1 января 2018 года). "Одним окном" охвачено более 96% населения страны. В МФЦ было переведено большинство востребованных и социально значимых услуг, таких как выдача паспорта гражданина Российской Федерации, регистрационный учет по месту проживания, регистрация недвижимого имущества, выдача сертификата на материнский капитал и многое другое. Всего в центрах "Мои документы" оказывается около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень постоянно расширяется. Например, в 2018 году у МФЦ появилась возможность оказывать услуги ЗАГС.

Центры "Мои Документы" являются полноценной и очень важной частью системы государственного управления России и повседневной жизни граждан, которые теперь могут получить нужные государственные услуги без многочасовых очередей и необходимости посещать разные ведомства. МФЦ не только позволили упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечили комфорт посетителей, снизили временные и финансовые затраты граждан: нормой стала электронная очередь, наличие колл-центра, уютного сектора ожидания, детского уголка и многое другое. Востребованность МФЦ подтверждается статистикой: в 2017 году заявители обратились в центры "Мои Документы" более 93 миллионов раз.

Документы:

PDF Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 "Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 № 797 "О взаимодействии между МФЦ и ФОИВ, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МФЦ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 747-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Ярославской области на 2016 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - директора департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области Троицкую Е.Н.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРИНЦИПУ "ОДНОГО ОКНА" В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Утвержден
постановлением
Правительства области
от 08.08.2016 N 922-п

(в редакции Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Наименование мероприятия

Вид документа
(результат)

Срок исполнения

Ответственный исполнитель
(в установленном порядке)

I. Общие мероприятия по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ Ярославской области

Обеспечение возможности получения заявителем государственных услуг органов исполнительной власти области в любом МФЦ Ярославской области вне зависимости от места проживания, регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (по выбору заявителя)

доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации

по отдельному плану
(начиная с 2017 г.)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ТФОИВ в целях организации взаимодействия в электронной форме в части предоставления государственных услуг, входящих в перечни, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в электронном виде;

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ОИВ и ОМСУ

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ и ОМСУ, обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

обеспечено подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

информация о деятельности МФЦ передается в АИС мониторинга деятельности МФЦ

на постоянной основе

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка технологических схем государственных услуг, предоставляемых ОИВ, а также технологических схем муниципальных услуг

технологические схемы, одобренные региональной комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

III квартал 2017 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ОИВ, предоставляющие государственные услуги

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение дополнительных соглашений к соглашениям о взаимодействии между ГАУ ЯО "МФЦ" и ТФОИВ в части установления приложений, содержащих технологические схемы предоставления государственных услуг

заключены дополнительные соглашения

в течение 2 месяцев со дня утверждения технологических схем предоставления государственных услуг

ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

Обеспечение возможности оценки гражданами качества полученных в МФЦ государственных и муниципальных услуг во всех объектах сети МФЦ

оценки из всех объектов сети МФЦ передаются на постоянной основе в информационно-аналитическую систему "Автоматизированная информационная система мониторинга качества государственных услуг"

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Внедрение механизма оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, с учетом качества предоставления МФЦ государственных и муниципальных услуг

обеспечена возможность оценки эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, в соответствии с действующим законодательством

II квартал 2018 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Проведение регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

определены победители регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

IV квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка и утверждение программы информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области

программа информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области;

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Информирование граждан специалистами МФЦ о возможности получения государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, официальных сайтах ОИВ. Обеспечение функционирования в МФЦ центров обслуживания, производящих регистрацию, восстановление доступа и подтверждение личности пользователей в ЕСИА

отчет АГУ о мониторинге работы специалистов МФЦ

ежеквартально

ГАУ ЯО "МФЦ"

Внедрение единого фирменного стиля в рамках проведения плановых ремонтных работ в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

внедрен единый фирменный стиль во всех филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

по отдельному плану

ГАУ ЯО "МФЦ"

Утверждение плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг в ГАУ ЯО "МФЦ" в целях расширения перечней государственных услуг, предоставляемых ОИВ, и муниципальных услуг, предоставляемых ОМСУ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
протокол региональной комиссии по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подготовка предложений по повышению материального стимулирования сотрудников МФЦ

направление предложений в департамент финансов Ярославской области

II полугодие
(ежегодно)

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Обучение и повышение квалификации специалистов МФЦ и привлекаемых организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг

обеспечено обучение специалистов МФЦ и привлекаемых организаций в соответствии с утвержденным планом обучения

на постоянной основе

ГАУ ЯО "МФЦ"

Реализация мероприятий, направленных на увеличение поступления в областной бюджет доходов от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и документов, необходимых для их совершения, в МФЦ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Утверждение перечня платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

утвержденный перечень платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

I квартал 2017 г.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

II. Мероприятия по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам МСП

Реализация пилотного проекта по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам предпринимательства (далее - пилотный проект "МФЦ для бизнеса")

отчет в Министерство экономического развития Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", департамент инвестиционной политики Ярославской области

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение соглашений (дополнительных соглашений) с ОИВ, организациями, осуществляющими поддержку субъектов МСП, и иными организациями, предоставляющими услуги субъектам МСП

заключенные соглашения (дополнительные соглашения)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Дополнение АИС МФЦ информацией об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

АИС МФЦ содержит информацию об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучения специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги субъектам МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ",
ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

Информирование субъектов МСП области о реализации в 2016 году пилотного проекта "МФЦ для бизнеса", а также популяризация услуг, предоставляемых в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса" в ГАУ ЯО "МФЦ", в средствах массовой информации, специальных изданиях для предпринимателей, иными способами

на сайте ГАУ ЯО "МФЦ", региональном портале по поддержке МСП размещена информация о реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИП, ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

в региональных средствах массовой информации опубликовано не менее 2 информационных материалов;
изданы и распространены информационные листовки и буклеты

по отдельному плану

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка и подключение АИС МФЦ к электронному сервису информационной системы Корпорации МСП в целях обеспечения взаимодействия ГАУ ЯО "МФЦ" с Корпорацией МСП в электронной форме

заключено соглашение, предполагающее взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и Корпорацией МСП в электронном виде;
обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

I квартал 2017 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучающих (образовательных) программ и (или) программ повышения квалификации специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг Корпорации МСП

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги Корпорации МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ"

Настройка системы электронной очереди ГАУ ЯО "МФЦ" с целью выделения отдельной категории получателей услуг "субъект МСП"

отчет в Корпорацию МСП

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка сайта ГАУ ЯО "МФЦ" в части создания специализированного раздела для субъектов МСП, а также разработка виджета для размещения на сайте МФЦ

виджет разработан и размещен

ГАУ ЯО "МФЦ"

Список сокращений, используемых в таблице

Абзац исключен с 14 февраля 2017 года. - Постановление Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п

АИС - автоматизированная информационная система

ГАУ ЯО "МФЦ" - государственное автономное учреждение Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

ДИП - департамент инвестиционной политики Ярославской области

ДИС - департамент информатизации и связи Ярославской области

(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

ЕСИА - единая система идентификации и аутентификации

Корпорация МСП - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

МСП - малое и среднее предпринимательство

МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области

ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

ТФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

МФЦ могут создаваться централизовано и децентрализовано. Централизованная модель управления МФЦ предусматривает создание МФЦ субъектом Российской Федерации и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов). Децентрализованная модель создания МФЦ на территории субъекта Российской Федерации предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.

26 мая 2014 года был представлен единый бренд для системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в стране. Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем в 2014 году начали открываться новые центры и офисы государственных и муниципальных услуг, а после прохождения стадии ребрендинга - начнут работать и действующие отделения по всей стране.

По данным на май 2014 года в 83 регионах России создано около 1200 МФЦ.

Основные функции МФЦ

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ , о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Утечки данных

2018: Копии паспортов россиян оказались на общедоступных компьютерах в МФЦ

16 ноября 2018 года стало известно о том, что копии паспортов и других документов россиян хранятся в открытом доступе на компьютерах многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ).

Развитие

2019

Возможность оплатить госпошлину не отходя от окна

Сбербанк активно поддерживает инициативы Московского Правительства по развитию современной инфраструктуры и цифровизации городской среды. Для нас очень важно обеспечить жителям столицы максимально комфортный доступ к необходимым финансовым сервисам и услугам во всех сферах деятельности,

сказал Вице-президент ПАО Сбербанк – председатель Московского банка Вячеслав Цыбульников

Открытие первого МФЦ в «Пятёрочке»

Возможность оплаты госуслуг в МФЦ

10 июня 2019 года стало известно, что россияне получили возможность оплачивать госуслуги прямо в многофункциональных центрах (МФЦ). Наличные деньги теперь можно передавать непосредственно сотрудникам МФЦ, также можно расплатиться банковской картой через терминал в самом центре. Принятые от граждан наличные будут вноситься сотрудниками МФЦ на банковский счет в течение пяти дней. Введенный порядок закреплен постановлением Правительства от 5 июня 2019 г. №725, с которым можно ознакомиться на сайте government.ru.

Раньше для оплаты госуслуг, заказанных в МФЦ, нужно было найти банковский терминал. Это создавало дополнительные затруднения для граждан, особенно если ближайшее отделение банка находилось далеко от МФЦ. Такая проблема была особенно характерна для малонаселенных районов, где банки не открывают отделения и не устанавливают банкоматы в силу экономической нецелесообразности. Кроме того, банки брали комиссию за транзакции, которую теперь не придется платить.

Максим Акимов: цифровизация убьет МФЦ

14 февраля 2019 года вице-премьер Максим Акимов заявил о том, что цифровизация в России может привести к исчезновению многофункциональных центров (МФЦ), поскольку любые документы можно будет оформить удаленно. Такое мнение он выразил в ходе ходе дискуссии на российском инвестиционном форуме в Сочи .

Когда мы радуемся МФЦ, это то же самое, как мы радовались хорошим детским домам, появились благотворители, это было действительно важно, но самое важное - это когда ребенок в семье. То же самое с МФЦ. Но я очень надеюсь, что программа цифровизации станет убийцей МФЦ, потому что человеку незачем будет никуда ходить вообще, - передает «Интерфакс» слова Максима Акимова.

По его оценкам, в рамках более 90% предоставляемых гражданам базовых услуг «человеку нечего делать вообще», так как они представляют собой совокупность признаков пользователя, которым он уже обладает. Человеку нужно лишь ответить на вопрос «да» или «нет», и по совокупности этих данных сервис принимает решение, например, о предоставлении лицензии, выдаче разрешения и т. п.

На вопрос президента и председателя правления Сбербанка Германа Грефа о том, сколько услуг россияне будут получать без общения с чиновниками через три года, Акимов ответил:

2017

Сбербанк начнет оказывать услуги МФЦ

По его словам, в отдельных регионах, испытывающих нехватку МФЦ, такие сервисы заработают уже в этом году. «Где-то в 30% субъектов федерации есть дефицит. Мы начнем с этих регионов», - отметил представитель Сбербанка. О каких именно субъектах идет речь, он, однако, не уточнил.

Также Сбербанк получат право регистрировать граждан России на электронном портале государственных и муниципальных услуг. «У нас только четверть населения имеет активную запись. Мы будем помогать человеку завести личный кабинет, чтобы он мог пользоваться электронными сервисами», - пояснил вице-президент Сбербанка.

Оплата госуслуг в МФЦ

В настоящее время такие платежи принимаются в отделениях сберегательных банков, банкоматах и терминалах. «Но они есть не везде, и людям иногда, чтобы заплатить деньги, нужно съездить за несколько километров, а то и десятков километров», - отмечал Медведев ранее, на заседании Правительства 15 июня 2017 г .

При этом в некоторых местностях, особенно в малонаселенных пунктах, отсутствует экономическая целесообразность открытия новых отделений или размещения банкоматов кредитных организаций, говорится в пояснении к подписанному документу.

Таким образом, подготовленный Минфином проект закона призван решить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитных организаций от МФЦ, а также улучшению администрирования доходов бюджетной системы.

МФЦ возьмут на себя функции ЗАГСов

Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ) будут наделены правом оформлять документы, прерогатива выдачи которых ранее принадлежала только ЗАГСам. В частности МФЦ смогут составлять записи актов гражданского состояния, выдавать свидетельства о рождении и смерти. Текст распоряжения Правительства о внесении в Госдуму подготовленного Минэкономразвития законопроекта, описывающий новые полномочия МФЦ опубликован на правительственном сайте. Документ был разработан в контексте существующего плана мероприятий по развитию системы предоставления госуслуг в МФЦ по принципу «одного окна» на 2016–2018 гг .

Документ подразумевает, что ЗАГСы свои функции также сохранят. «Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные МФЦ, а также их восстановлению закрепляются за органами записи актов гражданского состояния», - говорится в пояснительной записке.

МФЦ будут страховать имущество компаний и оформлять бизнесу микрозаймы

На базе многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ) начнут полноценно оказываться негосударственные услуги, необходимые для начала и ведения предпринимательской деятельности. Текст соответствующего постановления, подготовленного Минэкономразвития и подразумевающего появление МФЦ для бизнеса, появился на сайте Правительства .

В пояснительной записке к документу утверждается, что сеть обычных МФЦ на территории страны сейчас уже полностью развернута. При этом отмечается, что в ряде субъектов России практика организации деятельности МФЦ для бизнеса уже также сложилась.

«В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров, - говорится на сайте Правительства. - В рамках пилотного проекта регионы продемонстрировали возможные модели организации МФЦ для бизнеса. В большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (93%)».

Предполагается, что центры для бизнеса могут создаваться в обычных МФЦ путем создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На базе МФЦ для бизнеса предоставляются такие услуги как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, прием заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других.

2013

В декабре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил:

«Задача – к концу 2015 г. обеспечить для 90% граждан доступ к получению услуг по принципу одного окна. Для этого нужно увеличить количество