Реорганизация ао как смена организационно-правовой формы. Изменение организационно-правовой формы предприятия
Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.
Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения
Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.
Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:
- при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
- при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) -― пп. 1-3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
- если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Разделение и выделение АО
Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.
По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.
К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.
Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.
Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.
Особенности преобразования АО в ООО
Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:
- вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
- принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
- составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
- обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
- завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).
Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.
Смена ЗАО на АО
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
В заключение подведем некоторые итоги:
- при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
- слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
- цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
- преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
- с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
- приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.
Варианты изменения организационно-правовой формы предприятия
В соответствии с действующим законодательством и статистическими данными наиболее актуальными для коммерческих организаций Российской Федерации являются два варианта изменения организационно-правовой формы предприятия:
- Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное;
- Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью.
Соответствующие процедуры регулируются Федеральными законами №14-ФЗ «Об общества х с ограниченной ответственностью» и №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Изменение организационно-правовой формы предприятия представляет собой сложный законодательно регулируемый процесс со множеством тонкостей. В первую очередь при проведении преобразований необходимо учитывать требования, которые закон предъявляет к вновь образуемым организационно-правовым формам.
Замечание 1
Требования к уставному капитала общества с ограниченной ответственностью отличаются от соответствующих требований к открытому акционерному обществу. При преобразовании общества с ограниченной ответственностью в ОАО минимальная сумма уставного капитала увеличивается до 100000 рублей.
Решение об изменении организационно-правовой формы предприятия принимается добровольно, участниками общества, или принудительно, на основе требований законодательства.
Замечание 2
В соответствии с требованиями законодательства РФ при превышении числа в 50 участников общество с ограниченной ответственностью должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью
Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью может быть осуществлено на основе решения акционеров или уполномоченного органа. Вопрос о преобразовании ставится на голосование общего собрания акционеров на основе предложения совета директоров общества. В рамках принятия решения о реорганизации определяется порядок обмена акций на доли участников общества и утверждаются новые учредительные документы.
После принятия соответствующего решения акционерное общество, являющееся публичной компанией, обязано, помимо уведомления налоговых и социальных органов, опубликовать объявление о своей реорганизации и уведомить кредиторов.
В процессе реорганизации акционерного общества после проведения обмена акций на доли в уставном капитале вновь образованного ООО акции аннулируются.
Замечание 3
Проведение преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество проводится в соответствии с аналогичной процедурой, при этом перед началом процедуры реорганизации общество должно обеспечить соответствие всем требованиям законодательства вновь создаваемой организации.
Преобразование открытого акционерного общества в закрытое АО
Как и в случае предыдущего варианта преобразования акционерного общества, решение об изменении организационно-правовой формы принимается на общем собрании акционеров открытого акционерного общества. Однако в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью, преобразование в закрытое акционерное общество не требует создания нового юридического лица.
Для преобразования после принятия соответствующего решения организации необходимо внести изменения в устав общества, подать необходимые документы в регистрирующий орган и зарегистрировать новую редакцию устава, что и станет окончанием процесса изменения организационно-правовой формы. При этом реорганизованное общество должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством к закрытым акционерным обществам.
Если ООО реорганизованного лица - единственный правопреемник, и перехода контроля деятельности не происходит, то налицо реорганизация с целью изменения организационно-правовой формы.
Для чего изменять организационно-правовую форму?
Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:
Общества с дополнительной ответственностью;
Закрытые акционерные общества.
Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?
Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.
На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?
Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;
Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;
Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация - один из эффективных инструментов;
На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;
Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение - изменение ОПФ.
Как реорганизовать АО в ООО?
Как поменять ОПФ юридического лица? Изменения можно внести с помощью преобразования - это один из способов реорганизации, при котором создаётся другое юридическое лицо с иной ОПФ, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.
Чтобы правильно перевести ЗАО или ОАО в общество с ограниченной ответственностью, придётся пройти сложный путь из ряда последовательных шагов, присущих любому типу реорганизации. С 1 сентября 2014 года изменить ОПФ стало проще. Поскольку на правах и обязанностях кредиторов процесс не отразится, не нужно:
Уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры;
Составлять передаточный акт;
Публиковать сообщения в СМИ;
Досрочно удовлетворять требования кредиторов и уведомлять их о начале самого процесса.
Специфика преобразования МУП
Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП - коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ - способ приватизации госимущества.
Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.
Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:
Количеству работников;
Прибыли за последние три года;
Остаточной стоимости фондов.
Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:
Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;
Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;
Оценивается имущество;
Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;
Определяется размер уставного капитала;
Уведомляются кредиторы;
Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;
Регистрируется новое общество.
Особенности преобразования ООО в другие организационно-правовые формы
Гражданским законодательством предусмотрен закрытый список ОПФ, в которые могут переоформляться общества с ограниченной ответственностью. К таким относятся:
Акционерные общества;
Производственные кооперативы.
На основании этой нормы не получится переоформить общество в АНО или иную некоммерческую организацию.
Процесс реорганизации требует аккуратности. Процедуру могут признать несостоявшейся, если установленные законом нормы не будут соблюдены. Важно не только корректно оформить документы, но и выполнить шаги в чёткой последовательности.
В компании «РИГБИ» работают высококвалифицированные юристы, специализирующиеся на регистрации, реорганизации и ликвидации фирм. Доверьте работу профессионалам, и вы не потеряете время на переоформление документов, исправление ошибок.
Изменение организационно правовой формы – это процесс, необходимый в случае:
- уменьшения или расширения количества участников вашего общества;
- при расширении его деятельности с целью поглощения одного общества другим;
- при уменьшении структурных единиц вашего бизнеса с целью ликвидации определенной его части и т.п.
Такая процедура имеет общее название «реорганизация». Обычно под ней имеют в виду такие отдельные мероприятия процедуры как: разделение предприятия, выделение из предприятия отдельного отдела, присоединение одной компании к другой, слияние двух фирм, преобразование предприятия из одной формы собственности в другую.
Например, если вам необходимо преобразовать акционерное общество (АО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО), то для этого следует проводить полную процедуру изменения организационно-правовой формы предприятия.
В целом, для активно работающих и развивающихся фирм, реорганизация является заурядной рабочей процедурой. Обычно, проходит она по единому алгоритму. Наш опыт позволяет выделить следующие ключевые этапы реорганизации :
- участники/владельцы принимают решение о реорганизации общества;
- привлекается юрист для составления плана и подготовки процесса реорганизации;
- о принятом решении информируются соответствующие органы государственной власти;
- в соответствующее средство массовой информации подается объявление о прекращении юридического лица;
- с соответствующими государственными структурами согласовывается ход действий по прекращению юридического лица;
- поиск кредиторов и работа с ними;
- составление передаточного акта или разделительного баланса;
- перерегистрация;
- регистрация или аннулирование обращения акций путем подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (касается только акционерных обществ).
Конечно, в каждом отдельном случае эти пункты могут меняться, однако в целом эти этапы являются действительными для 90% предприятий.
Реорганизация предприятия — какие могут быть проблемы?
Процедура реорганизации бизнеса, будь то слияние компаний, выделение, присоединение и т.д., с юридической точки зрения сама по себе очень сложна. Поэтому она требует внимания, тщательности в подготовке документов и общего юридического сопровождения. Любая ошибка может не только затянуть процесс реорганизации, но и привести к негативным последствиям. В частности это касается вопроса работы с кредиторами, взаимоотношения с которыми обычно очень быстро переходят в судебные залы. Другим моментом является возможность полного прекращения работы предприятия в случае, если документы на реорганизацию оформлены с ошибками.
Необходимые документы для реорганизации предприятия:
- выписка;
- учредительные документы предприятия (оригинал в последней редакции)
- справка о пребывании на учете в ГФС (налоговая) 4-ОПП;
- заверенная нотариусом доверенность на сотрудников юридической компании, которая будет проводить реорганизацию;
- информация о должностных лицах органов управления в обществах, которые образуются в момент реорганизации (должно быть указано ФИО, должность, копия паспорта, идентификационный код).
Заметим, что каждый случай в процедуре реорганизации — индивидуальный. При слиянии компаний нужно одно, при выделении отдельного подразделения — другое и так далее. Поэтому необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, будет уточняться уже во время подготовки и в ходе самого процесса реорганизации.
Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собственности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.
Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.
По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.
Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусматривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).
В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.
Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.
В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).
Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.