Увеличение количества при заключении контракта 44 фз. Как увеличить цену контракта, если при его заключении увеличивается количество поставляемого товара по сравнению с указанным в документации? Требования к участникам размещения заказа при размещении зак

Заказчик проводит закупку на поставку товаров (металлические шкафы). Документацией, извещением установлена возможность заказчика по согласованию с участником, с которым заключается контракт, при заключении такого контракта увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта в соответствии с частью 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении аукциона в электронной форме.

Одновременно с этим установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Участникам электронного аукциона, заявки на участие которых содержат предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в случае наличия в составе заявок на участие в аукционе документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств — членов Евразийского экономического союза.

Каким образом правильно применить часть 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта, если одновременно с этим при поставке товара иностранного происхождения цена контракта должна быть снижена на 15%?

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 той же статьи.

Пунктом 3 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее — Приказ N 155) предусмотрено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — закупки) путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке, предусмотренном п.п. 4-7 того же Приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств — членов Евразийского экономического союза.

В частности, согласно п. 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, которым в соответствии с этим Приказом требуется подтверждение страны происхождения, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта.

По существу приведенный порядок представляет собой исключение из установленного ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ общего правила, согласно которому контракт заключается по цене, предложенной победителем электронного аукциона.

В соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с этим федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат указания на то, в каком порядке должна реализовываться предусмотренная ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ возможность в случае, описанном в вопросе (когда контракт фактически заключается не по предложенной контрагентом цене).

На наш взгляд, в рассматриваемом случае следует исходить из того, что предусмотренное ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ правило о заключении контракта на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем, действует в том числе и в случаях применения преференций, предусмотренных Приказом N 155. Иными словами, в целях применения положений Закона N 44-ФЗ цена контракта, определенная в порядке, предусмотренном п. 7 Приказа N 155 (то есть сниженная на 15% в связи с предоставлением преференции участникам закупки, предложившим к поставке товары, произведенные на территории государств — членов Евразийского экономического союза), не является исключением из упомянутого правила, а должна признаваться ценой, предложенной победителем аукциона. Кроме того, очевидно, что при снижении предложенной цены на 15% пропорционально снижается и цена единицы товара (при ее установлении в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта). Поэтому цена единицы товара, который будет поставлен дополнительно к первоначально определенному количеству такого товара, исходя из ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, должна определяться с учетом снижения на 15% цены, указанной победителем аукциона. Аналогичный вывод содержится, например, в п. 3 решения Омского УФАС России от 19.11.2015 N 03-10.1/416-2015.

Таким образом, как мы полагаем, в случае предоставления преференции, предусмотренной Приказом N 155, количество поставляемого товара может быть увеличено в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в пределах разницы между ценой предложения победителя аукциона, сниженной на 15% (то есть ценой, по которой заключается контракт), и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота).

В заключение отметим, что судебной практики и официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За такими разъяснениями организация вправе обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ноябрь 7, 2016

Вашему вниманию предлагаем подборку писем Минэкономразвития по данному вопросу, и одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти и действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Согласно части 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

Таким образом, увеличение количества товаров в рамках одного лота в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ возможно по любому товару представленного лота, при этом цена единицы товара должна определяться в соответствии с указанной статьей.

Согласно части 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик, по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Таким образом, заказчик не вправе увеличить цену контракта в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, если контрактом предусмотрена закупка разноименных товаров, работ, услуг.

Согласно части 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Таким образом, положениями части 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ допускается увеличение количества поставляемого товара при заключении контракта в порядке, предусмотренном данной статьей.

Согласно указанному письму Минэкономразвития России положениями Закона о контрактной системе предусмотрено увеличение или уменьшение (не более чем на 10 процентов от общего объема контракта) количества (объема) товаров, работ или услуг по предложению заказчика. При увеличении или уменьшении количества (объема) товаров, работ или услуг также допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но не более чем на десять процентов, по соглашению сторон.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Как правильно соблюсти все формальности при заключении контракта с увеличением цены в соответствии с ч.18 ст. 34 44-ФЗ по итогам ЭА? Согласование данных условий происходит посредствам протокола разногласий? Какие должны быть у Заказчика законные основания для увеличения количества поставляемых ТРУ?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Исходя из ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может увеличить только количество поставляемого ТОВАРА.

Изменение количества товара при заключении контракта является возможным только в рамках проведения конкурса или аукциона.

Увеличивать количество (и, соответственно, цену) товара при заключении контракта можно если:

  • закупается один конкретный товар;
  • возможность изменения количества товара была предусмотрена конкурсной документацией или документацией об аукционе;
  • поставщик согласен увеличить количество товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (ценой лота);
  • цена единицы товара не будет превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

То есть если поделить цену контракта на количество товара по всем позициям (разноименного товара), то получится, что у всех позиций товара одна цена. В то время как на самом деле у одного товара цена может быть выше, а у другого - ниже цены, полученной при таком делении.

Порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям (разноименного товара, т. е. товаров с разными наименованиями) в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням, и, соответственно, законодатель предоставил право увеличивать количество товара только при целевой закупке конкретного товара.

Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 3 февраля 2015 г. № Д28и-246.

Цена контракта составляет 1 млн руб. В ходе проведения электронного аукциона цена была снижена на 20 процентов - до 800 000 руб. Заказчик планирует увеличить объем поставляемого товара на 20 процентов.

В данном случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб. (1 000 000 руб. - 800 000 руб. = 200 000 руб.).

Если предположить, что количество товара - 1000 шт., то цена единицы товара будет равна 800 руб. за 1 единицу товара (800 000 руб.: 1000 шт.).

Так как в рассматриваемом случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб., то максимальное количество товара, на которое заказчик вправе его увеличить, будет равняться 250 шт. (200 000 руб.: 800 руб.).

Следовательно, при заключении контракта заказчику необходимо указать в проекте контракта в информации о количестве товара - 1250 шт. (1000 шт. + 250 шт.), в свою очередь цена контракта - 1 млн. руб.

Вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10 %, если контракт заключен по результатам проведения запроса котировок?

В данном случае заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение об увеличении цены контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 % цены контракта.

Следует отметить, что пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает возможность изменения условий контракта только в части увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ). В свою очередь, увеличение цены контракта может производиться лишь вследствие увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ).

Кроме того, пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускает возможность изменения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ) только в том случае, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ установлено, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.

Обращаем внимание, что процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке.

Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение к контракту, изменяющее количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также цену контракта на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3411, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

14.1. При заключении муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого аукциона.

15. Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения аукциона

15.1. Обязательные требования к участникам размещения заказа:

15.1.1. Соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

15.1.2. Непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

15.1.3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

15.1.4. Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

15.2. При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

15.2.1. Обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

15.2.2. Отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

15.3. Требования, указанные в пунктах 15.1. – 15.2. настоящей документации об аукционе, предъявляются ко всем участникам размещения заказа.

16. Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе

16.1. Требования к содержанию.

16.1.1. Сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

а) заявление на участие в аукционе по форме, представленной в Приложении 1;

б) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона по форме, представленной в Приложении 2;

в) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня опубликования извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня опубликования извещения о проведении открытого аукциона;

г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

д) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ж) опись документов, представленных для участия в аукционе по форме, представленной в Приложении 5.

16.1.2. Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, по форме, представленной в Приложении 3, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам;

16.1.3. Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в Информационной карте документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копия такого поручения);

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 15.1.1. настоящей документации об аукционе, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона;

в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 15.2.1. настоящей документации об аукционе, в случае, если такое требование установлено заказчиком в Информационной карте настоящей документации об аукционе.

16.1.4. Во избежание получения недостоверной и несвоевременной информации об участнике размещения заказа от уполномоченных органов, что может повлечь необоснованное решение единой комиссии об отклонении участника размещения заказа к участию в аукционе, рекомендуем участникам размещения заказа самостоятельно представить справки из соответствующих органов:


  • документ о наличии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб (из Федеральной налоговой службы РФ, в которой участник размещения заказа зарегистрирован в качестве налогоплательщика);

  • справку о размере балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (либо бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа за последний завершенный отчетный период);

  • справку об отсутствии или размере имущества, находящегося под арестом, наложенным по решению суда, если балансовая стоимость арестованного имущества не превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов за последний завершенный отчетный период (из Службы судебных приставов, района, в котором зарегистрирован участник размещения заказа);

  • справку о непроведении ликвидации (банкротства) участника размещения заказа - юридического лица и об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства (из Арбитражного суда субъекта Российской Федерации);

  • справку о неприостановлении деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в аукционе (из Службы судебных приставов, района, в котором зарегистрирован участник размещения заказа).
16.2. Требования к составу и форме:

16.2.1. Участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в письменной форме.

16.2.2. Участник размещения заказа готовит заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями настоящего пункта и в соответствии с формами документов, установленными Частью II «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА».

16.2.3. В случае, если Участник размещения заказа планирует принять участие в аукционе по нескольким или всем лотам, он должен подготовить заявку на участие в аукционе на каждый такой лот отдельно с учетом требований настоящего пункта.

16.2.4. При описании условий и предложений участник размещения заказа должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, если иное не указано в технической части настоящей документации об аукционе.

16.2.5. Сведения, которые содержатся в заявках участников размещения заказа, не должны допускать двусмысленных толкований.

16.2.6. Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов (Приложение №5) документации об аукционе, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Форма «Опись документов» (Приложение №5) прошивается первым листом в составе заявки на участие в аукционе. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений.

16.2.7. Верность копий документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе должна быть подтверждена печатью и подписью уполномоченного лица, если иная форма заверения не была установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержится в пунктах 15 – 16 Раздела 2 настоящей документации об аукционе.

16.2.8. При подготовке заявки на участие в аукционе и документов, входящих в состав такой заявки, не допускается применение факсимильных подписей.

16.2.9. Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе и приложения к ней, должны лежать в порядке, указанном в форме «ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ» (Приложение 5. Части II «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА»).

16.2.10. Все документы заявки и приложения к ней должны быть четко напечатаны. Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица (для юридических лиц) или собственноручно заверенных (для физических лиц).

16.2.11. Все документы, представляемые участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе, должны быть заполнены по всем пунктам.

16.3. В случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в аукционе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в аукционе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

16.4. Все заявки на участие в аукционе, приложения к ним, а также отдельные документы, входящие в состав заявок на участие в аукционе, не возвращаются, кроме отозванных Участниками размещения заказа заявок на участие в аукционе, а также опоздавших заявок на участие в аукционе.

16.5. Внесение изменений в заявку на участие в аукционе не допускается.

16.6. Заявка на аукцион, предоставленная с нарушением требований, не будет иметь юридической силы.

Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.


Как видно из приведенной нормы, она может быть применена только в том случае, если контракт заключается по результатам конкурса или аукциона, и если право на изменение контракта предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Должны заметить, что нормы, позволяющие включить в документацию о закупке информацию о возможности изменения условий контракта при его заключении, содержатся как в положениях, регулирующих содержание конкурсной документации, документации об аукционе (см. п. 5 ч. 1 ст. 50 , п. 9 ч. 1 ст. 64 , п. 6 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ), так и в положениях, регулирующих содержание документации о проведении запроса предложений (см. п. 4 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации допущена ошибка юридической техники, которая может быть исправлена либо исключением из п. 4 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ возможности добавления информации об изменении условий контракта при его заключении, либо добавлением в ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ возможности изменения условий контракта, заключенного по итогам запроса предложений. До внесения таких изменений, как нам представляется, следует руководствоваться ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, поскольку именно она позволяет изменять условия контракта. Иными словами, по нашему мнению, рассматриваемые изменения возможны только при заключении контрактов по итогам проведения конкурсов и аукционов, но не запросов предложений.


Кроме того, из буквального прочтения ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для ее применения необходимо соблюдение следующих условий:

Контракт заключается на поставку товаров;

Право заказчика на увеличение количества товаров указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

Увеличивается количество товара, который должен быть поставлен в соответствии с извещением о проведении торгов и документацией о торгах.


Первое условие следует из того, что нормы Закона N 44-ФЗ, прежде всего п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона, регулируют заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, указание услуг, в то время как ч. 18 ст. 34 Закон N 44-ФЗ упоминает только поставку товаров. Поэтому возможность применения этой нормы к контрактам на выполнение работ или оказание услуг по аналогии представляется сомнительной. К сожалению, официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, прямо разрешавших бы данный вопрос, найти не удалось. Косвенное подтверждение изложенной точки зрения можно найти в решении ФАС России от 17.03.2016 N К-359/16.


Второе условие следует из прямого указания ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. По нашему мнению, во избежание разногласий документация должна содержать прямое указание на соответствующее право заказчика. Хотя при наличии разногласий в случае рассмотрения спора судом, полагаем, суд будет рассматривать положения документации в совокупности, учитывая, при наличии, и ее разъяснения (по аналогии со ст. 431 ГК РФ).


Третье условие следует из определения механизма увеличения цены контракта, поскольку цену, предложенную участником торгов, с которым заключается контракт, предлагается делить именно на количество товара, указанного в извещении . Отсюда очевидно, что приобрести иной товар с использованием того же механизма невозможно.


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.