Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка. Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка Максимальный размер пособия

С нового года существенно изменяется порядок расчета таких видов социальных пособий как пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Речь идет, прежде всего, об уточнениях, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...", Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах...", Постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 № 839 и др. В настоящей публикации мы сравним нормы 2009 года и новые правила.

Примечание:




  • военными билетами;

Пособия "самозанятым" лицам

Пособие по уходу за ребенком

Больничное и декретное пособия

Большая часть поправок, внесенных в законодательство о социальном страховании и вступающих в силу с 1 января 2010 года, направлена на регулирование выплат, начисляемых на основании больничных листков - пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Основным документом, регламентирующим порядок начисления указанных пособий, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).

Отметим, что больничное и декретное пособия лицам, работающим по трудовому договору, и "самозанятым" лицам (индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам и т. п.) начисляются по-разному. Поэтому есть смысл каждую из указанных категорий застрахованных лиц рассмотреть отдельно.

Пособия при работе по трудовому договору

Прежде всего отметим, что в новом году сохранятся такие правила как:

  • оплата первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателя (в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, т. е. при утрате трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности);
  • выплата больничного и декретного пособий как по основному месту работы, так и по месту работы, где сотрудник числится совместителем.

Как и в 2009 году, и декретное, и больничное пособия (за исключением случая, упомянутого нами выше) выплачиваются за счет ФСС РФ. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, никаких изменений в вопросе определения источников выплаты пособий не произошло. В отношении же правового положения "спецрежимников" произошли изменения и весьма существенные.

В 2009 году ФСС РФ возмещал пособия страхователям, применяющим специальные налоговые режимы, только в сумме МРОТ за календарный месяц. Теперь указанное ограничение отменяется, Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", в котором оно было установлено, утрачивает силу.

С 01.01.2010 пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам "спецрежимникам" будут возмещать так же, как и страхователям, уплачивающим налог на прибыль организаций*.

Примечание:
* См. подробнее статью Л.П. Фомичевой "Летний пакет изменений: ЕСН заменили взносами, пособия увеличились в размере", опубликованную в номере 9 "БУХ.1С" за 2009 год, стр. 4.

Положения о продолжительности выплаты пособия в целом не изменились. Исключение составляет только ситуация, когда больничные выплачиваются за период долечивания застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории России, непосредственно после стационарного лечения. В такой ситуации действуют ограничения по выплате пособия: оно не назначается больше чем за 24 календарных дня. С нового года указанное ограничение не действует при заболевании туберкулезом (ч. 2 ст. 6 Закона № 255-ФЗ).

Как и в 2009 году, для расчета больничного (декретного) пособия в 2010 году нужно:
1) рассчитать средний дневной заработок сотрудника (при этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
2) сравнить средний дневной заработок с максимальной суммой пособия;
3) рассчитать итоговую сумму пособия исходя из количества дней нетрудоспособности.

В случае расчета пособия по временной нетрудоспособности в данной схеме учитывается дополнительный этап - определение процента среднего заработка, причитающегося к выплате в качестве пособия (исходя из продолжительности страхового стажа сотрудника).

Основные изменения в порядке расчета пособий заключаются в том, что с 2010 года существенно обновлены правила о расчете максимальной суммы пособия . Напомним, что в 2009 году и больничное, и декретное пособия (рассчитываемые исходя из среднего заработка) имели ограничения по сумме - не более максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год:

  • 25 390 руб. в месяц для декретного пособия и 18 720 руб. для больничного пособия, если страховой стаж застрахованного лица составлял не менее 6 месяцев;
  • МРОТ в месяц, если страховой стаж застрахованного лица составлял менее 6 месяцев.

Исключение составлял только случай начисления больничного пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В такой ситуации пособие начислялось исходя из среднего заработка застрахованного лица без ограничений по максимальному размеру (ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

Теперь правила о максимальной сумме пособий таковы. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365. В настоящее время указанная величина составляет 415 000 руб. / 365 дн. = 1 136,99 руб./дн.

Если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями (при работе по совместительству), средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из страхователей (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Условия о выплате пособий в размере МРОТ при продолжительности страхового стажа сотрудника менее 6 месяцев в законодательстве осталось. То есть и в 2010 году основным критерием, используемым при расчете больничного и декретного пособия, по-прежнему остается страховой стаж.

При этом некоторые изменения имеются в самом порядке расчета страхового стаж. В стаж для расчета больничных и декретных пособий с нового года засчитываются периоды прохождения военной службы (приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н). Кроме того, в стаж включаются периоды иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Периоды военной (иной) службы подтверждаются:

  • военными билетами;
  • справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;
  • записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;
  • другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Отметим также, что небольшая группа поправок может затронуть работодателей, находящихся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Установленные в статье 8 Закона № 255-ФЗ случаи снижения размера больничного пособия (например: неявка на врачебный осмотр без уважительных причин) раньше могли стать причиной уменьшения размера пособия до МРОТ в месяц, с нового года - до МРОТ с учетом районного коэффициента.

Пособия "самозанятым" лицам

В литературе, а также правоприменительной практике "самозанятыми" лицами традиционно называют индивидуальных предпринимателей; адвокатов; членов крестьянских (фермерских) хозяйств; физических лиц, занимающихся частной практикой. Названным гражданам законодательством предоставлено право вступить в добровольные отношения по соцстрахованию и уплачивать в ФСС РФ взносы, размер которых определяется в зависимости от стоимости страхового года (ч. 3 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ).

Уплата взносов может производиться как единовременно, так и по частям (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). При этом страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай (например: декретный отпуск такого "самозанятого" лица).

Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие за счет средств ФСС РФ начисляется с 1-го дня временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Пособие по уходу за ребенком

Важно отметить, что с 01.01.2010 вопросы начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком будут регулироваться не только Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", но и Законом № 255-ФЗ. При этом с нового года изменяется не только порядок расчета, но и правила выплаты пособия.

Уточнения в расчете связаны с отменой ЕСН и введением для всех страхователей обязанности уплачивать взносы в ФСС РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Напомним, что расчет месячного пособия по уходу за ребенком работнику страхователя включает в себя следующие этапы.

  1. Определение среднего дневного заработка работника. При этом по страховым случаям, наступившим в 2010 году, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
  2. Определение среднего заработка за месяц. Указанный показатель рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. При этом средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть 34 583,33 руб.
  3. Определение месячной суммы пособия , исходя из того, что пособие за полный месяц составляет 40 % среднего заработка, но не менее установленных в законодательстве ограничений. Например: с учетом последней на дату подписания номера в печать индексации при рождении первенца минимальный размер пособия составлял 1 873,10 руб., за полный календарный месяц, а при уходе за вторым и последующими детьми - 3 746,20 руб. (письмо ФСС РФ от 13.05.2009 № 02-18/07-3970).

Действовавшее ранее ограничение по максимальному размеру пособия (7 492,4 руб.) отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы в ФСС РФ, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 году не должен превышать: 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни.

"Самозанятым" лицам, также как и в случаях уплаты больничных и декретных, пособие по уходу за ребенком возмещается при условии уплаты добровольных взносов в ФСС РФ. При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком "самозанятому" лицу, уплачивающему добровольные взносы, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.

Порядок выплаты пособия в 2010 году также уточнен. В частности, более конкретно прописаны последствия пропуска срока обращения за пособием. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 05.10.2009 № 813н, если пропуск установленного в законодательстве шестимесячного срока на обращение за социальным пособием по уходу за ребенком произошел по уважительной причине, застрахованный гражданин не потеряет право на пособие.

С нового года установленный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 перечень уважительных причин пропуска срока обращения за больничными и декретными распространяется и на пособие по уходу за ребенком. К числу таких уважительных причин относится, например, смерть близкого родственника или длительная нетрудоспособность застрахованного лица.

Кроме того, окончательно разрешен вопрос о начислении пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю: в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору гражданина (ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Долгое время указанный вопрос оставался спорным. Официальная позиция контролирующих ведомств заключалась в том, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет внешним совместителям не назначается, т. е. получить пособие можно только по основному месту работы (письмо ФСС России от 07.06.2007 № 02-13/07-4837). В арбитражной практике имелись решения, подтверждающие возможность начисления пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2009 по делу № А28-451/2009-19/14).

Страховой случай начался в одном году, а закончился в другом

Практика показывает, что основная проблема в применении законодательных новелл, вступающих в силу с очередного календарного года, связана с тем, что фактические правоотношения (в том числе связанные с выплатой социальных пособий) могут распространяться не только на периоды действия новых правил, но и на периоды, когда прежние нормативные положения все еще были в силе. Речь идет о случаях, когда временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком начались в одном году, а завершились в другом.

Законодателем особенности расчета пособий по страховым случаям, наступившим в одном году, а окончившимся в другом сформулированы в частях 15-16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Во-первых, по страховым случаям, наступившим до 01.01.2010, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым (вышеуказанным) нормам только за период с 01.01.2010. При этом если размер пособия, исчисленный по прежним правилам, превышает размер пособия, полагающийся по нормам 2010 года, новый порядок не применяется.

Во-вторых, "самозанятые" лица, добровольно вступившие по 31.12.2009 (включительно) в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии, что они уплатили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 года в сумме менее 1 507 рублей, право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Рассмотрим пример расчета больничного пособия в организации, которая и в 2009, и в 2010 году применяет общую систему налогообложения.

Пример

Работник организации был на больничном с 29 декабря 2009 года по 2 января 2010 года (5 календарных дней). Его средний дневной заработок 1 000 руб./дн., страховой стаж составляет 10 лет. Ограничения по максимальному размеру пособия, начисляемого в пользу работника, составляют: в 2009 году - 18 720 руб. в месяц (в декабре не более 603,87 руб./дн.). В 2010 году - не более 1 136,99 руб./дн. Рассчитаем сумму больничного пособия.

В декабре средний дневной заработок сотрудника превышает максимальный размер пособия. Следовательно, больничные нужно рассчитать исходя из максимального размера пособия. В январе максимальная сумма превышает средний дневной заработок, пособие будет рассчитываться исходя из среднего дневного заработка.

Сумма пособия за декабрь составит:
603,87 руб./дн. x 3 дн. = 1 811,61 руб.

Из них только 603,87 руб. работодатель сможет возместить за счет ФСС РФ (первые два дня нетрудоспособности страхователь оплачивает за свой счет).

Сумма пособия за январь составит:
1 000 руб./дн. x 2 дн. = 2 000 руб. (за счет ФСС РФ).

По правилам 2009 года работнику было бы начислено: 603,87 руб./дн. x 2 дн. = 1 207,74 руб. Это меньше суммы, рассчитанной по правилам 2010 года. Следовательно, рассчитывать пособие нужно исходя из большей суммы.

Итоговая сумма пособия составит:
1 811,61 руб. + 2 000 руб. = 3 811,61 руб.

Следует обратить внимание на то, что при начислении пособия в 2010 году организацией-страхователем, применяющей специальный налоговый режим, используются те же правила, что и в организациях, применяющих общую систему налогообложения.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944
"О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, при этом размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - не менее 2500 рублей в месяц.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации осуществлять предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предусмотренных на эти цели Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

методику распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2010 г.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить:

форму соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

форму отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять законы и (или) иные нормативные правовые акты, обеспечивающие увеличение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Правила
предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в том числе переданных на воспитание в семьи граждан до 1 января 2008 г., а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее соответственно - субсидия, выплаты).

2. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление выплат, если родители ребенка неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.

3. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации для осуществления выплат, на основании соглашения о предоставлении субсидии субъекту Российской Федерации, заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации с субъектом Российской Федерации, предусматривающего условия предоставления субсидии и обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю.

6. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии не может быть выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства и определяется по следующей формуле:

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

методикой постановлением

Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий, определяемый по следующей формуле:

,

C - объем субсидий, предусмотренных Федеральным законом

Суб - количество субъектов Российской Федерации;

Оценка расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, связанного с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, определяемая по следующей формуле:

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

- районный коэффициент

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц.

Размер уровня финансирования обязательств субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации указывается в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6.1. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из достижения целевых значений показателей количества детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, а также доли детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей. Целевые значения показателей указываются в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

8. При установлении Министерством образования и науки Российской Федерации нарушения условий предоставления субсидий, в том числе недостижения показателей эффективности субъектами Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации приостанавливает (сокращает) в установленном им порядке предоставление субсидий на основании предложений Министерства образования и науки Российской Федерации, представленных в Министерство финансов Российской Федерации.

В случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Методика
распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящая методика устанавливает порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

2. Размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до 4000 рублей и ежемесячной выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере до 2500 рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента.

При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется по следующей формуле:

,

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (тыс. рублей);

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество приемных семей в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670;

Районный коэффициент в субъекте Российской Федерации;

- районный коэффициент к заработной плате, установленный за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, в субъекте Российской Федерации;

Базовый (минимальный) размер выплат, предусматриваемых на содержание 1 ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье;

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц;

С - объем субсидий из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с содержанием 1 ребенка в семье опекуна (попечителя) или приемной семье, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю;

1. В преамбуле слова «с пунктом 5 статьи 150» заменить словами «с пунктом 3 статьи 148».

2. В части 2 статьи 1 слова «в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях» заменить словами «в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях».

3. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Уставом города Москвы, законами города Москвы от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа», от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.».

4. В статье 3:

«1. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».»;

3) в части 3 слова «в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях» заменить словами «в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях”.

5. Часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенными отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы (далее - органы местного самоуправления), по месту жительства подопечного.».

6. В статье 6:

1) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (Попечитель) подает в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного. В случае назначения ребенку нескольких опекунов (попечителей) за назначением денежных средств обращается только один опекун (попечитель) в соответствии с постановлением органа местного самоуправления об их назначении. При отсутствии согласия между опекунами (попечителями) вопрос, кто обращается за установлением денежных средств, решается органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы:»;

2) в пункте 2 слова «органа опеки и попечительства» заменить словами «органа местного самоуправления»;

3) в пункте 4 слова «органом опеки и попечительства» заменить словами «органом местного самоуправления».

7. В статье 7:

1) в части 1 слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления»;

3) в части 3 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжения» заменить, словом «постановления»;

4) в части 4 слово «Распоряжение» заменить словом «Постановление», слова «органом опеки и попечительства» заменить словами органом местного самоуправления»;

5) часть 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) установление опеки (попечительства) над ребенком, не относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»;

6) в части 7 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжении» заменить словом «постановлении».

8. В статье 8:

1) в части 1 после слова «подопечного» дополнить словами «назначаются и», слова «органом опеки и попечительства распоряжения» заменить словами «органом местного самоуправления постановления»;

2) в части 2 слова «органом опеки и попечительства распоряжения» заменить словами «органом местного самоуправления постановления»;

3) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. В случае установления над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства). Временному опекуну (попечителю) не возмещаются расходы по содержанию ребенка за период до установления предварительной опеки (попечительства). При установлении постоянной опеки (попечительства) денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются в порядке, установленном настоящим Законом, с исключением периода предварительной опеки (попечительства), за который были назначены и выплачены денежные средства.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, денежные средства на содержание подопечного назначаются не ранее чем с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты указанных денежных средств в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации и (или) не ранее чем с месяца его постоянного проживания в городе Москве.»;

5) в части 5 слова «общеобразовательного учреждения» заменить словами «данного общеобразовательного учреждения»;

6) в части 6 слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления».

9. В статье 9:

1) в части 3 слова «органа опеки и попечительства» заменить словами «органа местного самоуправления»;

2) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Опекун (попечитель) расходует денежные средства на содержание подопечного в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.».

10. В статье 9.1:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. При изменении места жительства подопечного в городе Москве выплату денежных средств на его содержание продолжает управление социальной защиты населения по новому месту жительства подопечного.»;

2) части 2 и 3 признать утратившими силу.

11. В статье 9.2 слова «орган опеки и попечительства вправе издать распоряжение» заменить словами «орган местного самоуправления вправе издать постановление».

12. В статье 10:

1) пункты 3 и 4 части 1 изложить в следующей редакции:

«3) устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательные организации (детские дома, школы-интернаты), лечебные организации (дома ребенка), организации социальной защиты населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другую аналогичную организацию;

4) передача ребенка в приемную семью, на патронатное воспитание;»;

2) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Выплата денежных средств, назначенных на период предварительной опеки (попечительства), прекращается со дня, следующего за днем окончания срока предварительной опеки (попечительства).»;

3) в части 3 после слов «кроме случаев достижения подопечным совершеннолетия» дополнить словами «и выплаты денежных средств на период предварительной опеки (попечительства», слова «распоряжения органа опеки и попечительства» заменить словами «постановления органа местного самоуправления»;

4) в частях 4 и 5 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слова «распоряжения» заменить словами «постановления»;

5) в части 7 слова «орган опеки и попечительства» заменить словами «орган местного самоуправления».

13. В статье 10.1:

1) в части 1 слова «орган опеки и попечительства» заменить словами «орган местного самоуправления»;

2) в части 2 слова «Орган опеки и попечительства» заменить словами «Орган местного самоуправления», слово «распоряжение» заменить словом «постановление»;

14. В статье 12 слова «органов опеки и попечительства» заменить словами «органов местного самоуправления».

15. В статье 14 слова «в органах опеки и попечительства» заменить словами «в органах местного самоуправления».

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. "

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 14 июля 2010 г. № 35 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 “О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)”

Обзор документа

Изменениями вводится новое основание для назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) - установление предварительной опеки (попечительства). При установлении над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства).

Изменен орган, осуществляющий назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей. Если ранее этим занимались органы опеки и попечительства, то теперь эта функция передана органам местного самоуправления.

Для назначения выплат опекун (попечитель) должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного (ранее необходимо было обратиться в орган опеки и попечительства). Если ребенку назначается несколько опекунов (попечителей), за выплатой может обратиться только один опекун (попечитель).

Если подопечный меняет место жительства в рамках города, средства на его содержание выплачивает управление социальной защиты населения по новому месту жительства.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Вопрос опеки всегда остро обсуждается в обществе, что обусловлено не только сложившейся ситуацией для возникновения опекунства, но и наличием вопросов, связанных с выплатами опекунам, и с началом нового года в этом плане наиболее актуально звучит вопрос: «Какие выплаты опекунам в 2020 году предусмотрены законом?».

Лица, устанавливая опеку над детьми либо над недееспособными, берут на себя определенные обязательства, касающиеся их содержания и представления интересов. При этом опекунам на содержание подопечного ежемесячно выделяется установленная сумма денежных средств, поскольку необходимо приобретение вещей, а для несовершеннолетних подопечных также игрушек, школьных принадлежностей и т.д. Так какие выплаты опекунам ожидаются в 2020 г.?

Пособия опекунам

Выплаты опекунам в 2020 г., как и в 2019 г., устанавливаются законом и подразделяются на:

  • Единовременное пособие , выдаваемое после завершения процедуры установления опеки, размер которого зависит от количества детей и степени их нуждаемости, и выдается только на их содержание. Но когда в семью на воспитание передано два и более ребенка, оно выплачивается на каждого. Единовременное пособие опекунам несовершеннолетних детей до февраля 2020 года составляет 133 559 рублей 35 копеек . Указанный размер ежегодно индексируется (). При этом опекун может рассчитывать на личное, дополнительное пособие.
  • Ежемесячное пособие . Опекуны, являясь представителями своих подопечных, обязаны заниматься их воспитанием и представлением законных интересов, материальную сторону вопроса частично берет на себя государство. Оно обеспечивает опекаемого до достижения им 14-летнего возраста, размер пособия устанавливается в регионе проживания.

Детское пособие до 1.5 лет рассчитывается на основе среднего заработка за 2 календарных года, которые предшествовали году наступления отпуска по уходу за ребенком, и вычисляется по формуле: П = СЗ × 30.4 × 0.4, где:

  • П - размер ежемесячной выплаты до 1.5 лет;
  • СЗ - средний дневной заработок получателя за 2 предыдущих года;
  • 30.4 - среднее количество дней в месяце в расчете на год (365 дней (или 366, если год високосный) / 12 месяцев = 30.4 дня);
  • 0.4 - 40% от средней зарплаты.

Так, опекунам на начало 2020 г. предусмотрены следующие выплаты:

  • для неработающих – 3 277 рублей 45 копеек на первого, и 6 554 рубля 89 копеек на второго и последующих детей;
  • для работающих – 40% от среднего заработка, но не более 27 984 рубля 66 копеек.

Пособие назначается и выплачивается по месту проживания опекуна и его подопечного.

Сроки выплат пособий:

  • единовременное пособие оформляется, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно назначается в течение 10 дней с даты приема заявления с необходимыми документами;
  • ежемесячное пособие назначается, если за ним обратились не позднее 6 месяцев после вынесения решения об установлении опеки, тогда оно выплачивается за весь период, в течение которого опекун имел право на выплату пособия.

Вопросы о том, какие льготы и выплаты положены опекунам, имеют регламентированный характер и закреплены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ, а также в Приказе Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н. Что касается размера пособия опекунам в 2020 году, то он устанавливается соответствующим постановлением Правительства РФ.

Социальные льготы

Важно: помимо выплат и пособий, государством также предоставляются льготы опекунам в сфере труда и налогообложения, а также льготы, положенные лицам, опекающим ребенка-инвалида.

Трудовые льготы

  • декретный отпуск , пока подопечный не достиг 3-летнего возраста (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ст. 256 ТК РФ);
  • отпуск по болезни опекаемого ребенка возрастом до 7 лет – на весь период болезни, с 7 лет – до 15 дней по каждому случаю заболевания;
  • опекун вправе иметь неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ);
  • не работать в ночное время при наличии детей в возрасте до 5 лет (ст. 96 ТК РФ);
  • имеет возможность получить 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, если подопечный ребенок – инвалид (какие льготы детям-инвалидам предусматривает государство?) (ст. 262 ТК РФ);
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, который должен предоставляться по его желанию и в удобное для него время, если опекаемый ребенок – инвалид (ст. 262.1 ТК РФ);
  • предоставление части ежегодного оплачиваемого отпуска (не менее 14 дней) при поступлении несовершеннолетнего подопечного в ССУЗ или ВУЗ, расположенном в иной местности, для его сопровождения. Если в семье два или более детей, то отпуск предоставляется для каждого из них один раз (ст. 322 ТК РФ).

Налоговые льготы

Важно отметить, что лицам, оформившим опеку, предоставляется право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты из базы НДФЛ:

Стандартный налоговый вычет исчисляется, если на обеспечении находится несовершеннолетний подопечный. Это означает, что с суммы заработной платы не взимается подоходный налог 13%;

Вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:

  • 1 400 руб. - на первого и второго взятого под опеку;
  • 3 000 руб. - на третьего и последующих;
  • 6 000 руб. - на подопечного-инвалида.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному опекуну (п. 4 ч. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальный налоговый вычет исчисляется за обучение подопечных по очной форме обучения (п. 2 ч. 1 ст. 219 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет исчисляется при приобретении жилья или земельных участков для строительства жилья в собственность своих подопечных (ч. 6 ст. 220 НКРФ).

Льготы по уходу за ребенком-инвалидом

  • возможность получить скидку 50% на оплату коммунальных услуг и за пользование жилым помещением;
  • возможность получить земельный участок для строительства жилья или подсобного хозяйства безвозмездно .

Льготы и пособия, положенные опекунам, способствуют улучшению условий содержания и развития подопечных. Перечисленные льготы и пособия закреплены законом и являются обязательными к применению на территории России.

В заключение необходимо отметить, что права опекунов и их подопечных находятся под защитой закона.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:

  • при опеке необходимо не только заниматься воспитанием детей, но и создавать соответствующую обстановку для их развития;
  • средства на содержание детей предоставляет государство;
  • для осуществления опеки положены пособия и выплаты;
  • опекаемым лицам также направляются соответствующие пособия и выплаты;
  • по характеру пособия могут быть разовыми, временными либо постоянными.

18 Мар 2010 09:07

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). К ним относятся:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Названной статьей предусмотрено также, что:

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату последних, определяется Правительством РФ;

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Напомним, что до 1 января 2010 г. при назначении и выплате пособий на детей следовало руководствоваться Постановлением Правительства от 30.12.2006 N 865. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1144 названный документ утратил силу, и с этой даты Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее - Порядок), установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н. Отметим, что полномочия разрабатывать и принимать соответствующие правила были возложены на Минздравсоцразвития Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.

Также Постановлением N 1144 был отменен абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2008 N 275. Ранее данным абзацем были введены правила предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий.

Кто имеет право на пособия?

В соответствии с п. 3 Порядка пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

а) гражданам РФ, проживающим на территории РФ;

б) гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;

в) постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

г) временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Отметим, что в п. 4 Порядка отдельно перечислены категории лиц, которым пособия не назначаются:

а) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

б) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

в) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Документы, необходимые для получения пособия на ребенка

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, необходимыми для получения пособий (п. 5 Порядка). Приведем перечень таких документов.

Вид пособия

Документы, подтверждающие назначение пособия

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (п. 19 Порядка)

Медицинская справка о постановке на учет в ранние сроки беременности, выданная врачом лечебного учреждения

Единовременное пособие при рождении ребенка (п. 24 Порядка)

Заявление о назначении пособия;

Справка о рождении ребенка (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274);

Справка с места работы другого родителя о том, что ему такое пособие не назначалось;

Выписка из решения об установлении над ребенком опеки (для лиц, заменяющих родителей)

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (п. 31 Порядка)

Свидетельство о смерти родителей;

Решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

Документ об обнаружении найденного(подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

Заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

Справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

Медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное учреждением здравоохранения;

Решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей;

Справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п. 50 Порядка)

Заявление о предоставлении отпуска по ходу за ребенком и назначении пособия;

Приказ о предоставлении отпуска;

Свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об усыновлении ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;

Свидетельства о рождении предыдущих детей

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

В п. 6 Порядка приведены требования к составу информации, отражаемой в заявлении. В частности, там указываются:

Наименование организации, в которую подается заявление;

Фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

Сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), - в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

Сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) - на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

Сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

Вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;

Способ получения пособия - почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;

Сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

В случае подачи заявления лицом, имеющим право на получение пособий, через законного представителя или доверенное лицо в заявлении дополнительно к сведениям, требуемым в п. 6 Порядка, указываются данные законного представителя (доверенного лица):

Фамилия, имя, отчество;

Почтовый адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

Наименование, номер и серия документа, удостоверяющего личность;

Сведения об организации, выдавшей удостоверяющий личность документ, и дате его выдачи;

Наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия;

Сведения об организации, выдавшей подтверждающий полномочия документ, и дате его выдачи.

Указанные сведения подтверждаются подписью законного представителя (доверенного лица) с проставлением даты представления заявления.

При приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5-дневный срок с даты его получения (регистрации)).

Если к заявлению, направленному по почте в организацию, назначающую пособия, не приложены или приложены не все документы, предусмотренные Порядком, организация, назначающая пособия, возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения (регистрации) этих документов заявление и приложенные к нему документы.

Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

Размер пособий: базовый и проиндексированный на 2010 год

Базовые размеры пособий установлены Законом N 81-ФЗ в следующих размерах:

300 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (ст. 10);

8000 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 12);

8000 руб. - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 12.2);

14 000 руб. - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.4);

6000 руб. - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7).

Согласно ст. 8 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

Среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

300 руб. - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

Стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

Денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Что касается размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, согласно ст. 15 Закона N 81-ФЗ он составляет:

1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ;

40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ;

40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавшие месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ.

При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

Индексация пособий. На практике выплата "детских" пособий будет осуществляться в большем размере, чем указано в вышеперечисленных статьях Закона N 81-ФЗ. Это обусловлено необходимостью индексации пособий.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции, следующие пособия:

1. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи:

С ликвидацией организаций;

С прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

Прекращением полномочий частными нотариусами;

Прекращением статуса адвоката;

В связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое неработающим гражданам (указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ):

Минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, проходящим военную службу и службу в правоохранительных органах, а также уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности работодателя, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей (указанным в абз. 3 - 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ);

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ).

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Напомним, в 2008 - 2009 гг. пересчет "детских" пособий производился трижды с применением следующих коэффициентов:

01.01.2008 - 1,085 (Закон N 198-ФЗ);

01.07.2008 - 1,0185 (Закон N 198-ФЗ);

01.01.2009 - 1,13 (Закон N 204-ФЗ).

В соответствии с п. 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Размер "детских" пособий в 2010 г. Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на 2010 г. прогнозный уровень инфляции установлен в размере 1,10.

Представим расчет размеров детских пособий в таблице.

Вид пособия

Порядок индексации размера пособия

Размер пособия с 01.01.2010, руб

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

374,62 руб. x 1,10

Единовременное пособие при рождении ребенка

9989,86 руб. x 1,10

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

9989,86 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком (минимальный размер)

1873,10 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (минимальный размер)

3746,20 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (максимальный размер)

7492,40 руб. x 1,10

8 241,64 <*>

415 000 руб. / 12 мес. x 40%

13 833,33 <**>

<*> Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, с выплат которым не начисляются страховые взносы в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Перечень таких лиц установлен в абз. 3 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ: матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

<**> С 01.01.2010 пособие по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и указанных в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ, максимальным размером не ограничивается (ст. 15 Закона N 81-ФЗ). Несмотря на это, следует учитывать, что средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Напомним, что к лицам, в отношении которых действуют вышеупомянутые нормы, относятся: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, расположенных на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Обращаем внимание, что в соответствии с нормами п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предельный размер среднего дневного заработка, из которого исчисляются пособия по беременности и родам, в 2010 г. составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дн.).

Кроме того, следует помнить, что вышеуказанные размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении таких пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 5 Закона N 81-ФЗ).