Высшее образование в рф. Характеристика российской системы высшего профессионального образования. Научный потенциал высших учебных заведений России

Чтобы представить себе, о чем пойдет речь, можно дополнить название раздела словами «ретроспектива и перспектива». Кроме того, обсуждая систему образования России, ограничимся определенными рамками, и основное внимание уделим высшему образованию. Но прежде кратко остановимся на исторических аспектах становления и развития высшего образования в России .

По результатам исследования, проведенного Институтом образования Школы экономики, Россия является одной из стран с самым высоким числом жителей с высшим образованием. 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование. Однако высшее образование не доступно во всех регионах одинаково. В исследовании анализируется доступность высшего образования по трем критериям: экономическая доступность, количество доступных мест и территориальная доступность.

Исследование показывает, что Москва является самым дорогим высшим образованием, а в Санкт-Петербурге наиболее доступным. Сколько иностранных граждан в настоящее время имеет российскую степень? В каких университетах вы принимаете больше иностранных студентов? Почему. По количеству иностранных студентов, что составляет около тысячи, Россия занимает пятое место в мире. Образование в России привлекательно из-за его низкой стоимости, наличия мест, финансируемых государством, и предложения обучения.

Высшее образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Создаваемые ею все виды высших учебных заведений являлись государственными, т.е. содержались на средства государства, и их имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу.

Согласуясь с потребностями военно-феодального режима России XVIIIв., эти учебные заведения служили целям усиления военной и экономической мощи государства. При Петре I сама учеба в вузах рассматривалась как служба: обучающийся получал жалованье, а за неисполнение своих обязанностей подвергался серьезным служебным взысканиям. Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении обучающимися сугубо профессиональных навыков; общеобразовательная составляющая в них присутствовала постольку, поскольку приобретение профессиональных умений требовало некоторых конкретных знаний а области точных наук (арифметики, фортификации, баллистики). Этим объясняется крайне сдержанное отношение государственной власти к развитию университетского образования, которое в связи со своей нацеленностью на культурологическую функцию образования рассматривалось как источник западноевропейского вольнодумства и демократии. Ни в том, ни в другом авторитарное российское государство не нуждалось (добавим, и не только российское, а любое авторитарное). В этой связи первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук, до 1753 г. едва произвел один выпуск. Из 20 экзаменовавшихся девять человек были признаны окончившими первый курс: четверо - со степенью магистра, двое - со степенью адъюнкта, еще двое - «переводчиками» и один - «учителем гимназии». В 1766 г. этот университет был закрыт.

За ним следует Санкт-Петербург, который получает 10% иностранных студентов. Во-первых, в обеих столицах есть много университетов. Во-вторых, в этих двух городах самые важные университеты, которые в то же время являются самыми международными. На ваш взгляд, готовы ли россияне платить больше денег за обучение и поездки в другие города, если самые престижные университеты находятся далеко от дома. Значительная часть молодежи готова путешествовать для обучения. В настоящее время четверть российских студентов отправляются в другой регион для учебы.

Открытый в 1755 г. на основании указа Елизаветы Московский университет стал более удачной попыткой создания культурного и научного центра. Программа этого университета, разработанная М.В. Ломоносовым, предусматривала для студентов всех факультетов (медицинского, философского и юридического) трехлетний общеобразовательный (подготовительный) курс, включавший математику, физику, философию, экономические, исторические и так называемые словесные науки, а затем по его окончании - четырехлетнее обучение на профилирующих кафедрах. Еще одно существенное замечание: в отличие от западноевропейских университетов, основателем которых являлась, как правило, церковь, в российских университетах не только не было богословских факультетов, но даже не преподавалось богословие.

Научный потенциал высших учебных заведений России

После внедрения программы, которая упростила процедуру поступления в университеты для студентов из других регионов, число студентов, перемещенных из самых отдаленных групп населения, увеличилось на 12%. Однако неравное распределение высшего образования значительно ограничивает возможности вертикальной мобильности для более широких слоев населения. Кроме того, бегство молодых людей в регионы с более развитой системой высшего образования создает трудности для развития страны: вероятность того, что эти молодые люди вернутся в свои родные регионы из крупных городов, таких как Москва, когда они будут лицензированы, очень низок.

Однако невостребованность обществом университетского образования обрекала университет на весьма трудное существование. В 1765 г. в ответе на запрос Екатерины II профессора университета указывали причины его упадка: недостаточность средств и отсутствие автономии. Профессора предлагали ввести выборы деканов, ректора (вместо назначаемого правительством «директора»), предоставить реальную дисциплинарную власть в университете выборной конференции (совету). Они также требовали, чтобы до окончания обучения студентов не призывали на службу, улучшили материальное положение профессоров и обеспечили их пенсией.

Согласно данным, собранным в опросе Института образования Школы экономики в Москве, Россия является одним из мировых лидеров по количеству граждан с университетскими дипломами. Однако не все регионы страны предлагают доступ к высшему образованию. Университетские программы оценивались по трем критериям: доступность; наличие мест; и региональная доступность.

Результаты исследования показывают, что Москва имеет самые высокие затраты на образование, а Санкт-Петербург лучше всего подходит для приема студентов благодаря доступности и доступному пространству в городе. Российский бюллетень: Есть много иностранцев с российскими дипломами? Какие высшие учебные заведения предпочитают ученики извне и почему?

Только в начале XIX в. с введением государственного экзамена на чин (реформа М.М. Сперанского) университетское образование приобретает социальный статус как важнейшее звено подготовки чиновничества. В XIXв. уставы российских вузов менялись неоднократно. При этом изменялись и многие характерные черты системы высшего образования (доступность, демократичность и т.п.).

Семенов: В количественном отношении Россия занимает пятое место в мире, когда речь заходит о иностранных студентах, и почти 000 студентов. В целом, один из 20 студентов в России приезжает из-за границы. Преподавание в России привлекательно, потому что оно дешево, есть несколько возможностей для стипендий, финансируемых государством, и существует широкий выбор курсов.

Самый большой контингент иностранных студентов, почти 25% от общего числа, учится в Москве. Следующий Санкт-Петербург - 10%. Эти города являются лидерами по двум причинам. Кроме того, они концентрируют основные университеты, которые более интернационализированы. Семенов: Значительное число молодых людей заинтересовано в переходе к обучению. В настоящее время четверть студентов в России переезжают в другой регион, кроме своих, чтобы учиться. С момента введения единой государственной экспертизы, которая способствовала конкуренции в университетах других регионов, доля студентов, переезжающих из отдаленных районов, увеличилась на 12%.

Из прошлого вернемся в настоящее время и дадим краткую характеристику российской системы образования, базируясь на материалах Ю.Г. Татура.

До 1999 г. развитие образовательной системы России рассматривалось в контексте единой концепции развития образования в СССР, частью которого являлась РСФСР. Таким концептуальным документом в то время являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в республике. Вышедший в июне 1991 г. первый Указ Президента России Б.Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования». Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№ 402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России (далее - Программа-92).

Однако неравное распределение качественного образования все еще ограничивает возможности для значительной части населения. Кроме того, уход молодых людей в регионы с более развитой системой образования создает проблемы для национального развития - вероятность того, что выпускник Московского университета вернется в свой регион, невелика.

Команда посетит 12 ведущих государственных и частных университетов России, примет участие в тематических семинарах с более чем 30 ректорами российских университетов, которые пройдут в Московском международном университете, Московском государственном университете, Университете дружбы народов России, Университете Нью-Йорка Российская школа экономики, Национальный экономический университет и многие другие уважаемые университеты в этой стране.

Общая цель - «развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала России», была на основании проведенного анализа социально-экономических факторов развернута и конкретизирована в совокупность стратегических целей, среди которых важнейшими были:

· повысить образовательный уровень населения России, предоставив каждому гражданину республики возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями;

Россия является одной из стран с наибольшим числом университетов, и этот визит станет важным обменом опытом и передовым опытом в организационной, образовательной и управленческой сферах, а также станет средой для развития нового бизнеса. Это особенно важно для малых и средних учреждений. Важность частного высшего образования для Бразилии - В настоящее время 87, 5% учреждений высшего образования являются частными, согласно последней переписи высшего образования, выпущенной Национальным институтом образовательных исследований и исследований Анисио Тейшейра, в октябре мы сформировали около 845 тысячи студентов каждый год несут ответственность за предоставление на рынок труда квалифицированных граждан и профессионалов, готовых действовать и следить за требованиями, которые меняются каждый день.

· обеспечить широту и качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики

· разработать многоуровневую систему высшего образования и начать ее реализовывать в 1992-1993 гг.

Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:

С одной стороны, отраслевые реформы призваны превзойти богатое, но устаревшее советское наследие, чтобы обучить кадры, которые сегодня нужна российской экономике, чтобы преуспеть в широко обсуждаемом переходе к знания. Поэтому планируется закрыть некоторые из них. Это сокращение также соответствует демографическим прогнозам, которые прогнозируют снижение числа учащихся в течение следующих десяти лет. Другим учреждениям предлагается объединиться вокруг лидеров, чтобы использовать эффект масштаба. Концентрация основана на критериях географической близости и функциональной комплементарности.

принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач:

принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;

принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;

Например, количество университетов должно быть сокращено примерно до пятидесяти. Новые центры передового опыта выиграют от значительных финансовых вливаний. Первый из них будет состоять из «федеральных исследовательских университетов», предназначенных для удовлетворения потребностей федеральных регионов или районов в управлении и исследованиях. Уже созданы два федеральных университета: один на Юге, Ростовский государственный университет, другой - в Сибири, на базе Красноярского государственного университета.

Вторая группа будет состоять из меньших «национальных исследовательских университетов», которые будут удовлетворять потребности высокотехнологичных секторов, таких как ядерная и металлургическая, не реагируя на потребности регионов. Обеспечивая 20% -ное финансовое участие, победители конкурса получат значительное финансирование на пять лет, что позволит им повысить свой потенциал за счет финансирования современного оборудования и обучения учителей.

принцип единства - обеспечение преемственности и необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках, системы непрерывного образования;

принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования, реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;

принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами.

Другая цель реформы - сблизить образование и исследования, причем последняя исторически является областью Российской академии наук. Учреждения первых двух групп должны быть окружены поясом инновационных компаний, стартапов, бизнес-инкубаторов для коммерциализации результатов их фундаментальных исследований и, прежде всего, применения. Таким образом, они должны быстро стать самофинансируемыми благодаря заказам промышленного сектора. Подготавливается законопроект по этим направлениям. Внешние выгоды, ожидаемые от этой новой организации, являются стимулом для развития региональной экономики, с одной стороны, а также ростом доли России в мировом экспорте высоких технологий.

Одним из проектов, предусмотренных Программой-92, явилось создание государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.), который на организационно-нормативном уровне закрепляет предложенные новации в сфере диверсификации и обновления содержания образования. Определяя уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса, ГОС ВПО, таким образом, является ключевым нормативным документом системы высшего образования.

В поисках международного признания и интеграции

Это настоящая революция ментальной схемы по отношению к советской эпохе и даже к так называемому «переходному». После периода технической и финансовой помощи Россия стремится наладить более сбалансированное международное сотрудничество, привлечь иностранных студентов, преподавателей и исследователей, экспортировать свои образовательные услуги и продвигать имидж положительны. Однако российские учреждения занимают скромное место в международных рейтингах. Только два российских университета входят в пятьсот учреждений в рейтинге Шанхая.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 года), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Федеральная программа развития образования. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.

Таким образом, Московский государственный университет находится на 72-м месте, а Санкт-Петербургский государственный университет - на 340-м. Несмотря на давнюю традицию приема в советскую эпоху, Россия получает только 3, 3% потоков иностранных студентов, а Соединенные Штаты получают 26, 6%. Если иностранные студенты приносят 18 миллиардов долларов США в год, Россия получает только 350 миллионов долларов. Чтобы исправить эту ситуацию, предусмотрено несколько мер.

Среди других предусмотренных мер были: отражение реальной стратегии экспорта образовательных услуг, увеличение бюджета стипендий для иностранных студентов, повышение рейтинга для новых российских университетов и т.д. Политическая воля неоспорима. Выбранная стратегия, похоже, не встречает яростной оппозиции внутри университетского сообщества. С другой стороны, нынешний финансовый кризис сильно пострадал от России. Резкая девальвация рубля и крах цены на нефть делают будущее неопределенным. В настоящее время концепции реформы высшего образования не ставятся под сомнение, но нехватка ресурсов может задержать его реализацию и ухудшить ее эффективность.

Первый из них является базовым, поскольку относится ко всей системе образования и в первоначальной редакции был принят в 1992 г., а второй может рассматриваться как дополняющий, так как он раскрывает базовый в области правовых отношений в сфере высшей школы.

Что же представляет собой российская образовательная система? Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность:

Министр Фурсенко, который начал реформы под председательством Путина и продолжает свою работу в нынешнем правительстве, в феврале признал, что он ожидал от двух до трех лет «особенно сложно» для российской системы образования, но заверили, что финансирование не будет сокращено. В настоящее время нет вопроса об отказе от мечты, которую лелеет ректор знаменитого Московского государственного университета Виктор Садовничий, «имея лучшую систему образования в мире».

Исследования в России, безусловно, прогрессировали в последние годы, привлекая все больше и больше студентов со всего мира. Россия является крупнейшей страной в мире с территорией около 17 миллионов км² с населением 144 миллиона человек. Россия стала одним из направлений нескольких молодых марокканских студентов, желающих изучать медицину и фармацию.

Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

Образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В отношении высшей школы федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» добавил к данному в базовом законе определению еще два элемента. Один из них включает учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования, а другой - общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы профессиональных ассоциаций и обществ, научные и методические советы и иные объединения).

Под термином «образовательная программа» (ОП) понимается целостная программа определенного уровня образования, классифицированного в качестве образовательного ценза. Если на данном уровне образования, как это, например, имеет место в профессиональном образовании, имеются различные направления подготовки или специальности, определяемые профилем работы будущего специалиста, то по каждому такому направлению или специальности формируется своя образовательная программа. Все они относятся к одному образовательному уровню. Такая сущность образовательных программ делает их базовым элементом (первым элементом) российской системы образования. Иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ. В ней имеются одиннадцать ступеней, относящиеся к шести уровням образования. Дошкольное образование не принимается во внимание, так как это скорее не ступень, а нулевая отметка, поскольку его получение не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы. Две первые ступени - начальное общее образование и основное общее образование, обязательны для всех граждан России.

Следующая ступень ведет к среднему (полному) общему образованию (второй уровень). Поднявшись на эту ступень, человек оказывается, образно говоря, на лестничной площадке, от которой отходят в разных направлениях три лестничных марша. Первый лестничный марш состоит из двух ступеней третьего уровня и ведет к получению начального профессионального образования длительностью в один год (первая ступень) или начального профессионального образования повышенного уровня, требующего дополнительного года обучения и ведущего к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации (вторая ступень).

Другой лестничный марш ведет на четвертый уровень образования (среднее профессиональное образование). Можно на этом пути преодолеть одну ступеньку длительностью два-три года и получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием, а можно шагнуть еще на одну (плюс год обучения) и добавить к своей квалификации слова «с повышенным уровнем подготовки». Отметим, что образовательные программы третьего и четвертого уровней можно начать осваивать на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в этом случае, продолжительность таких программ увеличится на один-два года.

И, наконец, по третьему лестничному маршу можно подняться на пятый уровень образования - это высшее профессиональное образование. Рассмотрим его более подробно.

На уровне высшего образования имеются три ступени. Поднявшись на одну из них, по образовательной программе длительностью не менее четырех лет можно получить квалификацию бакалавра. На последующих двух - соответственно квалификацию специалиста или магистра. Согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные программы, ведущие к квалификации «специалист» и «магистр», могут реализовываться как по ступеням, так и непрерывно, причем минимальный срок освоения первой из них составит пять лет, а второй - шесть. (К моменту выхода в свет этого закона в Российской высшей школе, согласно Правительственному постановлению, ступени обозначались как уровни, и ступенчатая подготовка предполагалась только по схеме бакалавр - магистр. Подготовка специалиста определялась как самостоятельная программа.). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Программы подготовки специалиста и магистра не имеют иерархических отношений и не находятся в отношении «последующая -предыдущая». Различия между ними заключаются в том, что программа подготовки специалистов более практически ориентирована, а программа подготовки магистров акцентирована на научно-педагогический вид деятельности выпускника.

На самом верху этой иерархической лестницы находится шестой уровень - послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре. Право осваивать программы данного уровня могут лица, имеющие квалификацию специалиста или магистра. Срок обучения в очной аспирантуре три года. Защитившие диссертацию получают первую ученую степень - кандидата наук.

Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне, вплоть до самого высшего. Основным инструментом, обеспечивающим на национальном уровне качество и преемственность образовательных программ, являются государственные образовательные стандарты (ГОС), подробное описание которых будет представлено ниже.

Как уже отмечалось, на каждом уровне после среднего образования для подготовки специалистов используется не одна, а множество образовательных программ, отличающихся своей направленностью на ту или иную профессию или специальность.

Все описанные уровни и ступени (согласно МСКО - международной стандартной классификации образования)) относятся к «традиционному» или «формальному» образованию. Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. За рамками, очерченными этими основными образовательными программами, лежит значительное образовательное поле - дополнительное образование, описываемое программами дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере надобности, поскольку, согласно закону «Об образовании», «реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». Часть дополнительных образовательных программ может быть освоена лицами в период их обучения в рамках формального образования. Так, широкой известностью в России пользуется сеть музыкальных школ, реализующих дополнительные программы музыкального образования. В них, как показывает практика, дети учатся параллельно с обучением в общеобразовательной школе. Все большую популярность у студентов приобретают различные дополнительные экономические курсы, курсы иностранных языков, которые они осваивают на факультативной основе, и т.д. Однако основная масса программ дополнительного образования предназначена для лиц, уже «вышедших» из формальной образовательной системы. Назначение этих программ - непрерывное повышение квалификации тех, кто ощущает необходимость в пополнении или обновлении своих знаний.

Вторым элементом образовательной системы России является сеть образовательных учреждений (ОУ) различных типов и видов. Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, а также регламентация деятельности, (включая обязательное содержание устава образовательного учреждения), управление государственным и негосударственным образовательным учреждением, общие требования к организации образовательного процесса определены законодательством.

В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, относящиеся к формальному образованию, могут быть причислены к следующим типам:

Дошкольным;

Общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего общего образования);

Профессиональным (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).

Заметим сразу, что традиционно в России употребляются специальные наименования этих типов образовательных учреждений, как то: детский сад, школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы:

Учреждения дополнительного образования детей;

Учреждения дополнительного образования взрослых.

Необходимо отметить, что тип образовательного учреждения определяется наивысшим уровнем реализуемой в нем образовательной программы.

Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др.

Третьим элементом образовательной системы России являются органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

Федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными - федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Свыше 95 % всех государственных вузов входят в систему различных федеральных министерств и находятся в ведении Министерства образования или других федеральных министерств. Негосударственные вузы непосредственно управляются учредителем и не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти.

Определим требования к системе образования.

Первая группа - доступность образования . Каждому гражданину, имеющему документ об общем среднем образовании, государство должно предоставить возможность реализовать свое желание продолжить образование в вузе. Ограничение доступа в высшему образованию должно оцениваться личностью как справедливое. В связи с этим при приеме в вуз не должно быть каких-либо сословных и классовых привилегий, он не может зависеть от таких характеристик личности, как национальность, пол, религиозные и политические убеждения.

Вторая группа - требования к качеству образования. Высшее образование, завершающее подготовку человека к самостоятельной творческой деятельности, должно быть личностно и общественно значимым. Это означает, что, с одной стороны, образовательная система должна помочь человеку в качественном совершенствовании; с другой стороны, полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь за их умелое использование.

Третья группа – требования, связанные с реализацией академических свобод студента в процессе обучения . Человек, переступивший порог вуза, должен быть уверен, что у него будет право выбирать и постоянно уточнять свою образовательную траекторию (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т.п.), а также в том, что в вузе взаимоотношения между студентами и преподавателями основаны на принципах взаимного уважения и доверия, а учебный процесс построен так, что не ущемляет прав человека, свободен от физического и психического насилия.

Высшая школа как часть системы образования должна обеспечить возможность получения личностного социально-знаниевого капитала, способного обеспечить не только высокую конкурентоспособность на рынке труда, профессионализм в специальных и сопредельных областях, но также и социальную вертикальную мобильность, означающую реальность статусного продвижения и участия в принятии компетентных управленческих решений.

В современных социально-экономических условиях система высшего образования в России, функционирующая в режиме выживания, тем не менее должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т.д.) образования, которое позволяет менять профессиональную ориентацию в динамически изменяющихся рыночных условиях. В целом в перспективе, по оценкам экспертов, переход к постиндустриальному обществу потребует, чтобы не менее 40-50 % населения обладали высшим образованием.

Введение………………………………………… …………………….…2

    Система высшего профессионального образования в России…….2

    1. Виды высших учебных заведений в России………………………..3

      Система высшего профессионального образования в России….…5

    Научный потенциал высших учебных заведений России…………8

    1. Проблема научного потенциала ВУЗов России……………………8

      Научный потенциал разных видов ВУЗов в России……………….9

Заключение………….……………………………………………......…11

Список литературы………………………………………...….………..12

Введение

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы госу­дарства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности. Система образования – сложнейший социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Кроме того, в информационную эпоху отчетливо проявляется социальная роль образования как интегральной ценности духовной культуры. При этом к образованию относятся принципиально новые социально-экономические, духовно-нравственные, культурологическое требования.

Целью этой работы является рассмотрение видов высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, и их научного потенциала.

Задачи работы: дать определение высшего учебного заведения в целом и видов высших учебных заведений в частности; обозначить сходства и различия видов ВУЗов России; сравнить две системы высшего профессионального образования; определить научный потенциал высшей школы России, проблемы реализации научного потенциала, а также разницу в реализации научного потенциала в разных видах ВУЗов.

Объектом исследования выступает высшее образование в целом как необходимое явление любого общества и некоторые аспекты ее реформирования в частности.

Предметом данной работы являются собственно виды высших учебных заведений России и нормативные акты, которые регулируют положение высшего образования на сегодняшнем этапе.

    Система высшего профессионального образования в России.

      Виды высших учебных заведений в России.

Для начала определим, что же такое высшее учебное заведение.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ определяет высшее учебное заведение как «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования».

Основными задачами ВУЗа, согласно ст. 8 ФЗ-125, являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:

1). Федеральный университет - ведущее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования, фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. Федеральный университет решает следующие задачи:

    реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

    обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

На сегодняшний день число федеральных университетов равно 8-ми. Это: Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский федеральные университеты.

2). Университет- многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания (не менее 7-ми специальностей). Университет осуществляет следующие задачи:

    реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

    является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Традиционно университет подразделяется на факультеты, факультеты – на кафедры. В состав университета также может входить институт или даже несколько институтов.

Отдельно нужно выделить Национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Сегодня этот статус присужден 29 ВУЗам нашей страны.

3). Академия – высшее учебное заведение, целью которого является подготовка специалистов какого-либо одного направления человеческой деятельности (финансы, искусство, сельское хозяйство и т.д.). В цели и задачи академии входит:

    реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

    выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры;

    ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.

Академия, как и университет, может подразделяться на институты, факультеты и кафедры. В состав академии должна входить аспирантура и возможно докторантура. Как и университет академия может открывать свои филиалы и представительства в других городах.

4). Институт– высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности (одно направление профессиональной деятельности). В его задачи входит:

    реализация образовательных программ высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

    проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.

Институт, таким образом, является базовой единицей в системе высшего образования. Институт может быть самостоятельным лицом, а может входить в состав университета или академии как их структурное подразделение. Требования к учебным программам в институте такие же, как и в университетах и в академиях. Но по другим параметрам они отличаются в сторону упрощения.

Как мы видим научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

      Система высшего профессионального образования в России.

В сентябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к членам Болонского клуба. Тем самым Россия, как и другие государства – члены, обязалась до 2010г. выполнить следующие 6 задач:

1) согласовать структурное построение систем высшего образования переходом к двухцикловому обучению: дипломов бакалавра (4 года) и магистра (еще 2 года);

2) измерять объем учебной работы студента в кредитах (в европейской системе их трансфера – ЕСТ), обеспечить накопление кредитов и их применимость для обучения на протяжении всей жизни;

3) обеспечить контроль качества всех видов высшего образования на основе измерений достижений выпускников;

4) ликвидировать все барьеры для расширения мобильности студентов и преподавателей, изменить законодательство в сфере трудоустройства иностранцев;

5) применять приложение к диплому европейского образца и обеспечить трудоустройство выпускников;

6) повысить конкурентоспособность европейского образования и ее привлекательность для молодежи из других стран и континентов.

На данный момент на территории Российской Федерации действуют 2-е системы высшего профессионального образования:

1). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" - специалиста. Срок обучения 5 лет.

2). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" или квалификации (степени) "магистр" – бакалавриат или магистратура. Сроки обучения 4 или 2 года соответственно.

На данном этапе развития системы образования в России вторая система уже почти полностью заменила собой первую.

Советская однолинейная структура обучения в вузах предусматривала обучение в течение 5-ти лет (6 - для медицинских специальностей) без промежуточных стадий, государственные экзамены, написание и защита дипломной работы с получением документа с названием «диплом специалиста», который давал право поступления на докторские стадии и право выполнять определенную квалифицированную работу. Пятилетние программы подготовки специалистов на данном этапе остаются переходной формой организации обучения в вузе, но прием на эти отделения уже не проводится.

В настоящее время можно сказать, что Россия полностью перешла на новую западную систему образования, в которой такая форма обучения, как специалитет, уже не практикуется.

Новая структура предполагает двухступенчатое базовое высшее образование (30% времени на естественные дисциплины и математику, 25% - на гуманитарные) с получением промежуточного сертификата о неполном высшем образовании и возможностью частичного изменения направления обучения на втором цикле продолжительностью 2 года и получением квалификации «бакалавр», программы которой содержат среднее количество дисциплин специализации.

Лучшие студенты могут продолжить обучение и стать магистрами, при этом продолжительность высшего образования – не менее 6-ти лет, который откроет им путь к докторским степеням, или получить квалификацию «специалиста с расширенным образованием» (продолжительность обучения 5 и более лет).

Заключительный этап российского образования (аспирантура) длится 2-3 года под наблюдением научного руководителя и включает выполнение самостоятельных исследований, написание и защиту диссертационной работы определенного уровня и объема.

Продолжается дискуссия о целесообразности сохранения старого звание «кандидат наук» или перехода на международное – «доктор философии» (PhD). Длительная научная работа и обобщение ее последствий в большой по объему диссертации со сложной процедурой защиты приводит к получению высшего научного звания «доктор наук» с широкими правами на личную автономию в исследованиях и получению высших должностей в научной иерархии.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации существует несколько образовательно-квалификационных уровней:

1). Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания по обобщенному объекту труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

2). Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотреные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

3). Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Помимо участия в Болонском процессе Россия также подписала основные конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о взаимном принятии дипломов. Отношение к зарубежным аттестатам о высшем образовании достаточно толерантное, к тому же в большинстве других стран они действуют более длительное время, чем в России.

    Научный потенциал высших учебных заведений России.

2.1 Проблема научного потенциала ВУЗов России.

Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. Поэтому неудивительно, что в последнее время все большее внимание уделяется проблеме развития научного потенциала вуза, подразумевающего потенциальные возможности научно-педагогических кадров, научно-технических ресурсов вузов, сложившихся научных школ в выполнении научных исследований наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров; а также наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности и достаточность уровня их развития для осуществления эффективной научной деятельности.

В частности, проблемы, затронувшие все компоненты научного потенциала российских вузов:

1) «старение» кадров; загруженность преподавателей работами по обучению студентов; низкая востребованность научного потенциала преподавателей, по их собственным оценкам; падение престижности научного труда, в особенности для молодых и энергичных людей;

2) низкий материально-технический уровень обеспечения, недостаточное финансирование научного труда;

3) слабое информационное взаимодействие вузовского сектора с предприятиями;

4) недостатки и упущения в нормативно-правовой базе, отсутствие системы контроля;

5) недостаточность условий для эффективного использования результатов научных исследований, вовлечения их в хозяйственный оборот и др.

Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. Государственное финансирование исследований вузов индустриально – технологически развитых стран все активнее ориентируется на конкретные социально-экономические цели, проекты и программы и ставится в зависимость от конечных результатов; возрастает роль контрактного финансирования.

В российских вузах в последние годы отмечается некоторый рост патентной активности (за период 2002 – 2007 гг. – в 1,4 раза); на их долю приходится почти 5-ая часть патентных заявок, подаваемых в России. В вузах создается 35% принципиально новых производственных технологий.

Почти 3-ья часть передовых промышленных технологий создается в вузовском секторе. Но вместе с тем вузовский сектор слабо ориентирован на коммерциализацию своей продукции, кроме того, сама промышленность не всегда готова принять новые технологии.

Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается также за счет подготовки квалифицированных ученых и инженеров, растущего участия преподавателей и аспирантов в выполнении исследований и разработок, передаче их результатов в промышленность.

2.2 Научный потенциал разных видов ВУЗов в России.

Научный потенциал любого высшего учебного заведения реализуется самым различным образом:

а) создание разнообразных внедренческих структур в сфере трансферта результатов научных исследований;

б) выход научных продуктов вуза;

в) выпуск научно-педагогических кадров и формы признания вуза в профессиональном сообществе;

г) накопление оформленных в установленном порядке результатов интеллектуальной деятельности;

д) накопление стоимостных результатов научно-исследовательской деятельности.

Все виды ВУЗов также формируют так называемый кадровый потенциал, и это относится в первую очередь к специалистам, работающим в самом ВУЗе, а не только к выпускникам учреждения.

Как мы уже отметили в первой главе, научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Федеральные университеты проводят фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям. Кроме того, именно на них возложена задача по интеграции науки, образования и производства. И в первую очередь решается она путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Таким образом, именно федеральные университеты создают передовую образовательную, научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, которая в свою очередь должна способствовать внедрению новых знаний для решения социально-экономических задач региона.

Университеты также проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, представленных в данном учреждении. Научные исследования в университете должны проводиться не менее чем по 5-и отраслям науки. Объем финансирования этих исследований должен составлять не менее 10.000.000 рублей за последние 5 лет.

Отдельно нужно отметить возможность открытия при университете малых инновационныхпредприятий, научно-образовательных центров и других структур, ориентированных на внедрение результатов научных исследований, их трансфер в учебный процесс.

Академия является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Таким образом, на неё возложена задача проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры.

Научно-исследовательские работы в академии по объему финансирования должны составляет от 5-и до 10-и миллионов рублей за промежуток в 5 лет. По этому параметру академия занимает промежуточное положение между университетом и институтом.

Так как институт занимается подготовкой специалистов для работы только в одной области профессиональной деятельности, научные исследования в данном виде ВУЗов должны проводиться по заявленному профилю. Объем финансирования этих исследований должен составлять от 1,5 до 5-и миллионов рублей за последние 5 лет.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что задачи модернизации системы высшего образования, повышения в нем эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России предполагают разрешение проблем вузовской науки, являющейся основной частью национального научного потенциала. Наука высшей школы России, как и в других ведущих странах, должна стать мощным инновационным ресурсом развития страны. Она призвана обеспечить:

    взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах важнейшим научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам;

    воспроизводство научных школ;

    опережающий конкурентоспособный уровень производства;

    инновационные идеи и проекты.

И важную роль в решении этих задач играют абсолютно все виды высших учебных заведений в России, каждый на своем уровне: федеральные университеты – на уровне федеративных округов, институты – на уровне конкретных направлений профессиональной дуятельности.

В данной работе нами были рассмотрены виды высших учебных заведений России, системы высшего образования, реализуемые на территории Российской Федерации, а также научный потенциал различных ВУЗов и проблемы реализации этого потенциала. Таким образом, мы можем сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были нами полностью достигнуты.

Список литературы:

    Алифанова А.Ю., Чепыжова А.С. Научный потенциал высшей школы. http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_26.pdf

    Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как актор конкурентности экономического развития // Научные ведомости, 2009, №7 (62).

    Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода - М., 1994.

    Егорова Ю.А. Проблема развития научного потенциала высшей школы // Успехи современного естествознания, 2008, № 3.

    Емелин Н.М., Шведова Е.А. Научная деятельность и научный потенциал. М., 2006.

    Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука, 2006, № 3.

    Письмо Министерства образования и науки РФ О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования от 1 февраля 2007г. № ПК-1.

    Поберезская Г.Г. Россия: участие в Болонском процессе и повышения качества высшего образования // Проблемы образования: Науч.-метод. сб. /НМЦВО МОН Украины.- Киев, 2005.

    Сычев А.В. Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/ekonomika/sychev.pdf

    Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ // Российская газета, 1996, 14 февр.