Акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»АО «НТЦ «Промышленная безопасность. Организация ао "нтц "промышленная безопасность" Оао нтц промышленная безопасность орган по аккредитации

История создания.

31 декабря 2011 года исполнилось двадцать лет, как распоряжением Президента Российской Федерации для научно-технической поддержки надзорной деятельности Госгортехнадзора России, координации работ и исследований, направленных на обеспечение промышленной безопасности, а также проведения независимой экспертизы и оценки безопасности промышленных производств был создан Научно-технический центр по безопасности в промышленности, который в дальнейшем по решению Правительства Российской Федерации в рамках программы приватизации был преобразован в открытое акционерное общество.

Четырнадцать лет из двадцати НТЦ «Промышленная безопасность» являлся организацией, подведомственной Госгортехнадзору России, а затем - Ростехнадзору, и обеспечивал выполнение исследований в сфере правового и нормативного регулирования, организационных и экономических проблем обеспечения промышленной безопасности и надзорной деятельности, оценки безопасности опасных объектов, информационного обеспечения и изучения международного опыта в области промышленной безопасности.

Научно-технический центр по безопасности в промышленности был создан в сложное время начала становления российского государства.

Основную роль в создании центра сыграли следующие обстоятельства.

  • Возросшее число техногенных аварий с тяжелыми последствиями объективно требовало выработки новых подходов к обеспечению безопасности в промышленности, основанных на научных исследованиях и научно-технической поддержке. Государственный горно-технический надзор традиционно использовал в своей деятельности научный потенциал научно-исследовательских организаций отраслевых министерств. Но эти организации, как правило, специализировались на узких отраслевых проблемах безопасности и не занимались комплексными вопросами обеспечения промышленной безопасности.
  • Субъективно, рождению научно-технического центра способствовало создание единого надзорного органа Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике. Госпроматомнадзор СССР, объединивший Госгортехнадзор СССР и Госатомнадзор СССР обладал в некотором роде однобокой научной поддержкой со стороны подведомственного ему Научно-технического центра по безопасности в атомной энергетике, а надзор за безопасным ведением работ в промышленности фактически некоторое время существовал без таковой. После реорганизации Госпроматомнадзора СССР разделился и его научно-технический центр на НТЦ ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора России и НТЦ по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России.
  • НТЦ по безопасности в промышленности был создан и состоялся благодаря поддержке руководителей Госпроматомнадзора СССР Вадима Михайловича Малышева и Марата Петровича Васильчука, а после реорганизации союзного надзорного органа — руководителей Госгортехнадзора России Марата Петровича Васильчука, Владимира Демьяновича Лозового, Владимира Михайловича Кульечева, Бориса Адольфовича Красныха, Николая Николаевича Карнауха, Евгения Арсентьевича Малова. Становление НТЦ по безопасности в промышленности на первом этапе прошло под руководством Вячеслава Ивановича Сидорова.

В.М.Малышев

М.П.Васильчук

В.Д.Лозовой

В.М.Кульечев

Б.А.Красных

Н.Н.Карнаух

Е.А.Малов

ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». Направления деятельности.


С 2009 года генеральным директором ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» является Котельников Владимир Семенович.

Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор.

Работал с 1979-1990гг. в Госгортехнадзоре СССР: инженер, главный инспектор, начальник отдела. С 1990-1991гг. заместитель начальника Главного управления Госпроматомнадзора СССР. С 1991-2004гг. начальник Управления котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России. С 2004-2007гг. начальник Управления технического надзора, начальник Управления государственного строительного надзора Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Имеет почетные звания и награды: Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; Лауреат премии Правительства Российской Федерации за разработку и внедрение комплекса высокоэффективных технологий и оборудования для сварки объектов ответственного назначения; Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники; Почетный строитель России; Юбилейная медаль «290 лет» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Лучший государственный инспектор Госгортехнадзора России; Медаль «За творческий вклад в создание средств наземной космической инфраструктуры», Почетная медаль Российской Академии естественных наук «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России».

В настоящее время является: председателем Комиссии общественного совета при Ростехнадзоре по созданию и развитию систем саморегулируемых организаций; председатель секции «Промышленная безопасность» Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ); председатель Совета Национального Союза саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности; член Совета Национального Союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО); действительный член Академии проблем качества и Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности.
Коллектив ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» состоит из высококвалифицированных специалистов, имеющих значительный опыт государственной службы и надзорной деятельности. Восемь из них имеют ученую степень доктор технических наук, четыре являются кандидатами технических наук, два - кандидата экономических наук, один - кандидат юридических наук.

Основные направления деятельности ОАО «НТЦ «П ромышленная безопасность».

  • Совершенствование и актуализация правовой и нормативно-методической базы обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве с учетом формирования нового законодательства в сфере технического регулирования и саморегулирования
  • Научно-методическое обеспечение совершенствования надзорной и контрольной деятельности в сфере обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
  • Проведение научно-исследовательских работ в области обеспечения промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
  • Координация деятельности и совершенствование Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
  • Аккредитация органов по оценке соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
  • Оценка соответствия технических решений, закладываемых в проектной документации для строительства особо опасных и технически сложных объектов (разработка и проведении научно-технической экспертизы специальных технических условий, проведение негосударственной экспертизы проектной документации)
  • Координация работ по созданию Единой системы саморегулирования в области промышленной и экологической безопасности, безопасности в энергетике, строительстве и на транспорте
  • Изучение международного опыта и международное сотрудничество в области функционирования надзорных органов и подтверждения компетентности органов по оценки соответствия
  • Сотрудничество с международными организациями в области аккредитации органов по оценке соответствия: IAF, ILAC, ЕА, PAC
  • Издание нормативных документов, справочно-информационное обеспечение организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве

Основные этапы деятельности

Начало работ над законопроектами, регламентирующими вопросы обеспечения промышленной безопасности. НТЦ назначен головным исполнителем одного из проектов ГНТП «Безопасность»

1997 - 1999 гг.

Заложены основы государственного регулирования в области промышленной безопасности путем внедрения новых элементов регулирования промышленной безопасности, нашедших отражение в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и нормативных правовых актах, принятых в его развитие

Создана Система экспертизы промышленной безопасности. НТЦ - Координирующий орган Системы экспертизы

Создана Система подготовки специалистов и руководителей по промышленной безопасности

Создана Система неразрушающего контроля на опасных производственных объектах

Подписание на 13-й Генеральной ассамблее Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА) контракта о сотрудничестве

Расширение Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности на инспекционный контроль

Переход к Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

Подписание на 24-й Генеральной ассамблее ЕА соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации персонала.

Возложение полномочий координирующего органа по созданию Единой системы саморегулирования в области промышленной и экологической безопасности, безопасности в энергетике, строительстве и на транспорте

НТЦ стал членом Международного форума по аккредитации (IAF).

Создание Национального объединения саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности

НТЦ стал членом Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации (PAC)

НТЦ стал членом Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий (ILAC).

Подписано Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по аккредитации и ОАО "НТЦ"Промышленная безопасность"

Дата внесения оператора в реестр: 17.02.2010

Основание внесения оператора в реестр (номер приказа): 105

Наименование оператора: Акционерное общество "Научно - технический центр по безопасности в промышленности"

Адрес местонахождения оператора: 109147, Москва г., ул. Таганская, д. 34, стр. А

Дата начала обработки персональных данных: 23.03.2009

Субъекты РФ, на территории которых происходит обработка персональных данных: Москва

Цель обработки персональных данных: С целью учета в кадровой сфере, контроля за исполнением законов в общей деятельности и области гражданского права, осуществление делопроизводства, соответствующего требованиям закона, правильное оформление приема на работу,заключение, выполнение и расторжение договоров гражданско-правового характера,правильное применение норм налогового права в области налогообложения доходов граждан и отчисления взносов в фонды, формирование данных учета и передача их в Пенсионный фонд РФ

Описание мер, предусмотренных ст. 18.1 и 19 Закона: Утверждены в деятельности по защите персональных данных следующие документы: а) Концепция информационной безопасности. б) Политика информационной безопасности. в) Перечень персональных данных, подлежащих защите. г) Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным. Осуществляется режим защиты персональных данных на основании принципов и положений: а) Концепции информационной безопасности. б) Политики информационной безопасности. Осуществляется режим защиты персональных данных в отношении данных перечисленных в Перечне персональных данных, подлежащих защите.

Категории персональных данных: фамилия, имя, отчество,год рождения,месяц рождения,дата рождения,место рождения,адрес,семейное положение,социальное положение,образование,профессия,доходы, должность, гражданство, стаж работы, паспортные данные (серия, номер, организация, выдавшая, паспорт дата выдачи документа)

Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются: физические лица, состоящие в трудовых отношениях с оператором, физические лица, состоящие в договорных и иных гражданско-правовых отношениях с оператором

Перечень действий с персональными данными: Оператор осуществляет следующие действия с ПДн: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных: смешанная,с передачей по внутренней сети юридического лица,с передачей по сети Интернет

Правовое основание обработки персональных данных: Руководствуясь ст.24 Конституции РФ, ст.ст 5,6,7,18,19, 20,21,22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", Трудовым кодексом РФ, Уставом Общества

Наличие трансграничной передачи: нет

Сведения о местонахождении базы данных: Россия

Процедура аккредитации включает следующие этапы:

  • представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
  • анализ документов, представленных для аккредитации;
  • проверку и оценку заявителя на месте;
  • анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации;
  • оформление, регистрацию и выдачу свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа в аккредитации);
  • периодический контроль за деятельностью аккредитованной организации.

Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа. Все этапы, связанные с аккредитацией, должны быть документированы.

Представление заявки на аккредитацию.

Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, подает заявку на аккредитацию в Центральный орган или Территориальный уполномоченный орган, имеющий полномочия в заявляемой области аккредитации и расположенный, как правило, в территориальной близости от заявителя. Организации или их подразделения, являющиеся территориальными уполномоченными органами, подают заявку на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия только в Центральный орган. Вопрос о возможности аккредитации иностранных организаций и организаций с долевым участием иностранных инвестиций в каждом конкретном случае выносится на рассмотрение Наблюдательного совета. В случае положительного решения Наблюдательного совета по конкретной организации ее проверку проводит Центральный орган.

В заявке на аккредитацию должны быть отражены:

  • вид аккредитации (первичная, повторная, расширение области аккредитации);
  • вид органа оценки соответствия;
  • сведения о заявителе;
  • заявляемая область аккредитации;
  • осведомленность заявителя о процедуре аккредитации;
  • готовность заявителя добровольно и в полной мере выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу специалистов (экспертов) по аккредитации (комиссию) по проверке органа оценки соответствия, оплатить расходы, связанные с аккредитацией (независимо от результата аккредитации) и последующим периодическим контролем;
  • подтверждение заявителем своего согласия добровольно выполнять требования, обусловленные аккредитацией, в том числе в отношении предоставления информационных услуг.

К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки и оценки. Документы должны быть представлены в папке в твердом переплете, иметь сквозную нумерацию и перечень включенных документов. Орган, который будет проводить проверку и оценку, должен зарегистрировать заявку, рассмотреть ее и прилагаемые документы на соответствие их состава и достаточности установленным требованиям. В случае достаточности представленных материалов с заявителем заключается договор на проверку. При недостаточности представленных материалов процедура рассмотрения приостанавливается до получения необходимых документов.

Анализ документов, представляемых для аккредитации.

Анализ осуществляет специалист (эксперт) по аккредитации, признанный компетентным в установленном порядке. Результаты анализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение должно быть подписано специалистом (экспертом) по аккредитации. При отрицательных результатах анализа представленных документов принимается решение о приостановлении процедуры аккредитации, которое доводится до сведения заявителя, который может доработать документы и представить их повторно.

Проверка и оценка заявителя на месте.

Проверку на месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводить проверку и оценку. Состав комиссии по проверке и оценке заявителя на месте утверждается приказом руководителя Центрального органа или Территориального уполномоченного органа. В состав комиссии входят специалист (эксперт) по аккредитации и технические специалисты. Назначение технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, должно быть согласовано с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора в письменной форме. Дополнительные требования к составу комиссии по проверке органов оценки соответствия устанавливаются Центральным органом. Специалисты (эксперты) по аккредитации, проводящие анализ документов, и члены комиссии по проверке и оценке заявителя на месте: должны иметь соответствующие знания для проведения компетентной и беспристрастной оценки в той области, которая оценивается для получения аккредитации; должны поставить в известность проводящий проверку и оценку орган о наличии существующих, или ранее существовавших, или потенциально возможных связях или конкуренции между ними или их организациями и заявителем; не должны консультировать представителей органа оценки соответствия, так как это может скомпрометировать процесс аккредитации. Сроки плана проведения проверок, а также составы комиссий должны быть согласованы с заявителями. Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения должны пройти проверку в полном объеме.

При проведении проверки должны быть рассмотрены и оценены:

  • юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации;
  • административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности;
  • компетентность, опыт работы в заявленной области [при необходимости копии документов, подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.)];
  • кадровый состав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опыта работы в заявленной области;
  • наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность органа оценки соответствия;техническая оснащенность;
  • наличие и достаточность помещений;наличие действующей системы качества;оформление результатов оценки соответствия.

Результаты проверки комиссия представляет на заключительном совещании полномочному представителю заявителя. Результаты проверки отражаются в акте (формы актов приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия), который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. В графе «Проверяемые критерии» для различных органов оценки соответствия добавляются специфические требования. Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе обязательно специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя. Акт проверки должен содержать комментарии относительно компетентности и соответствия, а также указывать на несоответствия, если таковые имеются, чтобы их можно было устранить для того, чтобы соответствовать требованиям для аккредитации. В актах проверок и наблюдений строка «Особое мнение» заполняется членом комиссии по проверке в случае его особого мнения по любому из пунктов акта проверки. Экземпляр акта проверки должен быть направлен заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и в необходимых случаях сообщить о проведенных корректирующих мероприятиях по устранению выявленных несоответствий или о планировании корректирующих мероприятий в течение опреде-ленного срока. Заявитель должен разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий. Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации. Орган, проводивший проверку, должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при анализе и проверке представленных документов, акта проверки, документов, подтверждающих выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и другой информации, полученной в связи с аккредитацией. Целью этого рассмотрения является оценка соответствия заявителя критериям аккредитации. Если проверка и оценка проводились Территориальным уполномоченным органом, он составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. В случае проведения проверки и оценки Центральным органом в Комиссию по аккредитации передаются проект свидетельства об аккредитации, акт проверки и сведения о выполнении заявителем корректирующих мероприятий с приложением подтверждающих документов. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.

Оформление и выдача свидетельства об аккредитации.

Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем области аккредитации (формы свидетельств об аккредитации приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия) после получения положительного решения Комиссии по аккредитации. Выдает оформленное свидетельство об аккредитации прошедшему аккредитацию заявителю тот орган, который проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет. Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации. В случае отказа в аккредитации Центральный орган по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.