Система уголовных наказаний в действующем законодательстве. Что представляет собой система наказаний по российскому уголовному праву Система наказаний в уголовном законодательстве рф

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:

  • а) штраф;
  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • г) обязательные работы;
  • д) исправительные работы;
  • е) ограничение по военной службе;
  • ж) конфискация имущества;
  • з) ограничение свободы;
  • и) арест;
  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
  • л) лишение свободы на определенный срок;
  • м) пожизненное лишение свободы;
  • н) смертная казнь.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе - один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них. При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный. Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст. 60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно - правовой репрессии.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).

В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов». Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия - изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально - правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).

Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.

На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало - например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.

Потому что система - это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества. Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.

Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.

Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.

Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».

Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д. При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.

Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.

Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:

при выборе меры наказания в пределах относительно - определенной санкции;

при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;

при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);

при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);

при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);

при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);

при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);

при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);

при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).

Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.

Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.

Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему. Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки - повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний. Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред - на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ. Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны - на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.

Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны - условного осуждения. К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера - в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 - 20 %% осужденных.

Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» - с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14). Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе. И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).

При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью - интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.

Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний - разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.

Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») - существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.

Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование. В отличие от «мертвого», статичного перечня, система - это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное. Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине. Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем - это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.

Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной... Мы придерживаемся иного мнения. Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система - «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.

Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36). Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).

Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».

Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).

уголовный законодательство наказание коллизия

Система наказаний - это определенным образом упорядоченный перечень видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.

Система наказаний включает перечень из 12 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень. В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания.

В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания - от менее строгого наказания к более строгому, образуя так называемую "лестницу наказаний". В санкциях статей Особенной части УК РФ наказания, как правило, также располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что, в принципе, должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Если санкция статьи наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, суд при постановлении приговора должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.

Система наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, действует в отношении взрослых осужденных. Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. Но особенность назначения наказания несовершеннолетним заключается не только в сужении перечня наказаний, Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний. Так осужденный за участие в вооруженных формированиях был приговорен к строгому режиму отбывания наказания. Из приговора суда следует, что осужденный вступил в вооруженное формирование, будучи несовершеннолетним. В связи с этим был изменен режим отбывания наказания со строгого на общий. Или несовершеннолетний, осужденный по ст. 158 ч. 2 п. п. "а", "б", "в", "г", был приговорен к двум годам лишения свободы. Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок.

В любо системе могут быть выделены подсистемы. Виды уголовных наказаний так же могут быть разделены на определенные группы по определенным основаниям.

Система наказаний в уголовном праве представляет определённую последовательность типов санкций, налагаемых на правонарушителя от несерьёзного к наиболее тяжким последствиям.

Законченный список видов определён в статье 44 Уголовного кодекса РФ. Он построен в особом распорядке и не противоречит особым принципам. То есть при вынесении вердикта судьи не вправе назначить какую-то иную меру исправления, не представленную в данной норме закона.


Установленный набор воздействий в функционирующем отечественном законодательстве обладает рядом признаков:

  • Разнообразие методов, разнородных по натуре, суровости (сравнительно с зарубежными государствами отечественная система довольно краткая).
  • Исчерпывающая определённость. Никакая другая мера ответственности не вправе быть применена к осуждённому субъекту, кроме перечисленных. Это защищает от произвола людей, облечённых в судейскую мантию.
  • Расположенность в особенном распорядке – от менее строгого к более суровому. Это сделано непросто так, а имеет свои цели. Если возможно исправить провинившегося человека менее строгим уголовно-правовым влиянием, то к нему нельзя применять меру, ухудшающую его состояние.

В литературе видовую многогранность репрессий с характерными вышеозначенными признаками принято именовать как «система уголовного наказания».

Понятие системы уголовных наказаний и её значение волнует не одно поколение учёных-правоведов и не все согласны с официальным мнением. Так, П.П. Осипов считал, что такой взгляд идентифицируется с односторонним и приводит к пониманию системы лишь как к анализу её частей. Однако целое - это не часть. И значение системы наказаний в уголовном праве намного шире, чем обычное перечисление особенностей составляющих компонентов. Сама система в целом богаче по особенностям, коммуникациям и соотношениям. При исследовании значения и понятия следует идти путём дедукции.

Если вдуматься, то функционирующее на сегодняшний день определение не лишено погрешностей. Вкладываемое в него значение и подлежит оптимизации.

Получается, что всякое перечисление чего-либо будет облекаться в термин «система», а это не есть безошибочно и над этим предстоит ещё кропотливая работа будущих поколений.

УК РФ предусматривает 13 разновидностей способов ответственности:

Такие запреты применяются в нашей стране, за исключением крайнего пункта. Приостановка использования смертной казни как метода исправления не снята до сих пор, хотя вокруг этой темы разгораются жаркие споры.

Как не существует единого мнения насчёт понятия и значения комментируемой темы, так нет и общепринятой классификации по разновидностям воздействий. Если за основу деления брать фактор причиняемых провинившемуся лицу лишений, то выделяют – относимые к моральному воздействию; связанные в основном с ограничением преференций; ударяющие по финансовому состоянию; ограничивающие или вовсе ликвидирующие волю передвижения.

Построение иной типологии основано на самостоятельности применения репрессий: основные, дополнительные, совместные воздействия.

Штраф – материальное взимание в пользу государства с обвинённого субъекта за нелегальный поступок. Относится к самой щадящему методу исправления. Вправе быть предопределён за правонарушения малой и средней тяжести как основной вид наказания, и в качестве прибавочного при свершении провинившимся тяжкого противозаконного деяния, например, мошенничество в особо крупном размере.

Чаще всего величина санкции колеблется от 2500 до 500 тыс. рублей, свыше 500 при тяжких и особо тяжких деяниях. Как основополагающая ответственность употребляется в нижеследующих случаях:


Ни по каким другим обстоятельствам штраф как ключевое влияние на правонарушителя употребляться не долженствует.

В качестве прибавочного фиксируется в отдельных ситуациях, направленных против экономики, социальной безопасности, здоровья граждан.

Выполнить свои обязательства лицо вправе досрочно, а также с рассрочкой. Рассрочка выплаты предоставляется исключительно по заключению жреца правосудия при имеющихся на то причинах (наличие иждивенцев в семье, доходность не превышает прожиточного минимума и прочие моменты).

Первую долю суммы долженствует внести в продолжение месяца, остальные части выплат производятся ежемесячно не позже крайнего дня месяца. Максимальный срок рассрочки составляет 3 года.

При постоянном уклонении от выплат, а уж тем более сокрытии своего местоположения, судебный пристав вправе объявить в угрозыск и последствием станет, скорее всего, смена на наиболее суровую ответственность.


Норма содержит по сути два отличных друг от друга способа исправления. Табу замещать конкретные посты означает именно занятие по службе. Например, устанавливается лимитация преступнику занимать пост главбуха, что вовсе не означает, будто он не вправе занять более низкую должность в штате сотрудников по этой деятельности.

Запрет заниматься какой-то деятельностью означает нечто другое. Он может относиться к основной служебной деятельности человека, досуговой, иной профессиональной. Так, Сидорову было запрещено управлять ТС на период до года в связи с нарушением последним ПДД.

Карательная суть санкций заключается в ущемлении имеющихся прерогатив у личности (необходимость уйти с перспективного поста, хотя лицо располагает всеми высококвалифицированными умениями и свойствами для качественного исполнения служебных обязанностей).

Употребляется как ключевой способ, так и в виде прибавочного пенитенциарного эффекта. Как главенствующий способ воздействия назначается от 1 до 5 лет, если положение напрямую зафиксировано в НПА или считается атрибутом смягчения при осуществимости наложения наиболее взыскательного метода.

Вспомогательная репрессия фиксируется при:


Таким образом у стража правосудия есть преимущество назначить текущую меру как добавочную или хватит уже того, что пошло в главную ответственность.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

Особенности этого способа исправления:

  • носит типаж нравственного влияния на индивида;
  • фиксируется исключительно как вспомогательный при свершении субъектом опасных и особо опасных для социума противозаконных актов.

Целью является исправление обвиняемого путём испытания им переживаний, волнений, сожалений в связи с утратой тяжело заслуженных когда-то наград, почестей, чинов и званий.

Так, у военнослужащего вправе забрать армейский титул, использующий его не по назначению, для совершения правонарушений в военной сфере (военврач, пользуясь своим служебным статусом, за энную сумму денежных средств, выписывала справки нетрудоспособности солдатам, старающимся уклониться от несения солдатской службы).

По вступлении вердикта в действие служащему, присвоившему звание, чин или награду направляется копия вердикта. Последний заносит корректировки в функционирующую документацию о принятом заключении.

Неспециалисты могут отождествлять обязательные и дисциплинарные работы между собой. Однако это является грубейшей ошибкой.

Особенности меры ответственности:


В ситуации неспособности гражданина к отдельным типам работ, по заключению медучреждения, к нему применяется иная санкция.

Запрещается назначать данный вид наказания беременным женщинам, военнослужащим, нетрудоспособным 1 категории.

Продолжительность труда варьируется от 60 до 480 часов. Инспектор отправляет в храм справедливости аргументированную просьбу о смене способа влияния на лицо. Намеренным нарушением считается непоявление лица без важного на то мотива на зафиксированной по графику работе больше 2 раз на протяжении 30 дней.

Такой тип труда применяется для исправления провинившегося, носит возмездный характер. Контроль за выполнением, а также фиксирование места, где понадобится такой труд занимается УИН. Таков порядок для безработных индивидов. Трудоустроившимся субъектам разрешается остаться для реализации вердикта на своём рабочем месте. Тогда с руководителем организации оговариваются все нюансы.

Часть оплаты идёт обвинённому, а остальное в госказну. В каких пропорциях происходит расчёт прописывается в судебном заключении.

Длительность предназначается от 2 месяцев до 2 лет.

  • нетрудоспособным 1 категории;
  • беременным женщинам;
  • женщинам с детьми до трёхлетнего возраста;
  • служащим в армии по призыву или контракту.

Однако бывали случаи назначения данной ответственности указанным субъектам. Иной раз это случалось вследствие судебной ошибки, а иногда в ситуации открытия ранее неизвестных обстоятельств. Гражданка С. была приговорена заключением стража справедливости к пенитенциарному труду. Она стала регулярно отбывать наказание и в один из дней почувствовала себя нехорошо. Обратившись в больницу, она узнала, что находится на втором месяце беременности. В итоге метод воспитания заменён на штрафную ответственность.

Конфискация имущества

Отчуждение чужих прерогатив на материальные ценности осуществимо только по решению стража правосудия при наличии на то оснований. Сведения таблицы позволят сделать вывод, что подлежит изъятию, а что нет.

Изымаемое Неизымаемое
Материальные средства, полученные в результате совершения преступного деяния Единственно доступные для проживания земля и дом, имеющиеся у субъекта
Предметы, которые нелегитимно переправлялись через границу Хозяйственные постройки с живностью в них при условии основного источника доходности
Прибыль, извлечённая по итогам реализации имущества, добытого преступными поступками Необходимая мебель для жительства
Вещи, ценности, средства с помощью которых велась террористическая операция Личные вещи семьи обвиняемого
Применяемые при совершении правонарушения Денежные средства в объёме, не превышающем прожиточный минимум
Пособия социального характера

Становится понятно, что по закону вправе забрать при таком приговоре.

При конфискации следует обращать внимание на то, чьи вещи изымают. Поскольку семья не обязана отвечать за поступки одного из её членов.

Для этого надобно иметь чеки, квитанции, свидетельские показания, доказывающие что вещь, принадлежит вам.

Мера ответственности состоит из:

Индивидуум не изолируется от социума, продолжает в нём жить, функционировать, взаимодействовать, но при этом пребывает под неусыпным мониторингом и присмотром со стороны УИН.

Человеку вменяется в обязанность по чёткому графику приходить в инспекцию с целью отметки о присутствии в определённом для него районе. В зависимости от степени тяжести совершённого, характеристики человека и его содействия следствию, итоговые моменты ограничивания могут быть разнообразными – запрет покидать пределы жилого помещения в конкретное время суток, табу на посещение установленного списка заведений, покидать границы района, области, сельского поселения.

Мера воздействия предполагает изоляцию человека от социума, близких, родных, друзей. Применяется при невозможности исправления другим методом, менее суровым.

Отбывается наказание в спецучреждениях:

Назначение отбытия в вышеозначенных учреждениях зависит от группы совершённого нелегитимного действия, возраста преступника, его самочувствия.

Предельно допустимый период для несовершеннолетнего -10 лет, в остальных ситуациях варьируется от 2 месяцев до 20 лет.

По комплексности преступных деяний не превышает 25, для вердиктов – 30. По указанным в законодательстве причинам неотбытая часть периода вправе быть сменена на менее строгую меру исправления.

Пожизненное лишение свободы

Само название ярко отражает сущность. Отделение от человеческой среды на оставшийся жизни. Применяется за тяжкие группы преступных деяний (ч.2. ст.105, 277, 295, 317, 357, ч.3. ст. 205 УК РФ).

Такой вид не вправе назначаться для следующих категорий:

  • Женщин.
  • Кому нет 18 лет.
  • Мужчинам пенсионного возраста.

В остальных случаях преференция избрания этого способа исправления человека вправе существовать.

Допускается выпуск по УДО, но, если отбыт 25-летний срок и дальнейшее нахождение в местах, не столь отдалённых уже не требуется и налицо виден эффект воздействия.

Система наказаний - это исчерпывающий и обязательный для судов перечень установленных законом видов наказания , следующих в определенном порядке с учетом их характера и степени сравнительной тяжести.

УК РФ 1996 года внес существенные изменения в систему наказаний по сравнению с УК РСФСР 1960 года: исключены такие виды наказаний, как увольнение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание. Эти наказания не находили применения в судебной практике. Ранее из УК РСФСР были исключены наказания в виде ссылки и высылки (Законом РФ от 18 февраля 1993 г.). Вместе с тем УК РФ 1996 года ввел новые виды наказания: обязательные работы ; ограничение по военной службе ; ограничение свободы ; арест . В систему наказаний включено пожизненное лишение свободы , которое до введения в действие нового УК РФ могло быть применено только Президентом РФ при помиловании осужденных к смертной казни .

Наряду с новыми видами наказаний в систему наказаний включены также известные ранее виды наказаний: штраф ; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; исправительные работы ; конфискация имущества ; содержание в дисциплинарной воинской части ; ; смертная казнь (ст. 44 УК РФ). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества, однако в 2006 г. она вновь введена в качестве иной меры уголовно-правового характера (ст.104.1 УК РФ)166. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ перечень наказаний дополнен новым видом наказания - принудительные работы (п. «з» ст. 44 УК РФ). Указанный в ст. 44 УК РФ перечень наказаний является исчерпывающим. Наказания, не предусмотренные законом, не могут быть применены ни в судебном, ни во внесудебном порядке. Предусмотренный УК РФ перечень видов наказаний дает суду возможность индивидуализировать ответственность с учетом тяжести совершенного преступления и личности виновного.

Особенностью построения системы уголовных наказаний в УК РФ 1996 года является то, что перечисление видов наказания (ст. 44 УК РФ) идет от менее строгих к более строгим. Напротив, в УК РСФСР 1960 года во всех предыдущих уголовных кодексах перечень видов наказаний начинался с более строгих и заканчивался мягкими наказаниями. Это, казалось бы, вопрос законодательной техники, однако и он имеет принципиальное значение. Дело в том, что и в санкциях статей Особенной части УК РФ перечисление альтернативных видов наказания начинается с менее строгих и заканчивается наиболее строгими. Согласно ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступления назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижения целей наказания.

Система наказаний включает в себя и их подразделение на основные и дополнительные. В этом смысле закон (ст. 45 УК РФ) выделяет три группы наказаний. Первую группу составляют основные наказания, которые применяются только самостоятельно, их нельзя присоединить ни к какому другому назначаемому судом наказанию. Это обязательные работы, исправительные работы, ограничение по воинской службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь (ч. 1 ст. 45 УК РФ). Вторая группа - дополнительные наказания, самостоятельно они не могут назначаться, но в предусмотренных законом случаях присоединяются к основному наказанию. По действующему УК РФ это лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 45 УК РФ). Третью группу образуют наказания, которые могут быть назначены судом в одних случаях в качестве основного, а в других - дополнительного к основному наказанию. К ним относятся штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы (ч. 2 ст. 45 УК РФ). Когда санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность применения дополнительного наказания, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

Штраф

В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также принимает меры к лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звания, чин или награды (ч. 2 ст. 61 УИК РФ). Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении (ч. 4 ст. 61 УИК РФ). Распоряжение об обращении приговора к исполнению направляется судом в органы исполнения наказания по месту жительства осужденного (либо командования части по месту его службы). В этом случае органы исполнения наказания изымают у осужденного или членов его семьи ордена, медали, знаки отличия, нагрудные знаки, документы о награждении, удостоверения о наличии специального воинского звания, классного чина. Изъятые документы, ордена, медали, другие знаки отличия передаются в суд, который вместе с копией приговора направляет их в Службу государственных наград Президента Российской Федерации .

Обязательные работы

Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления , не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, не представляющим значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления с постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы, несомненно, есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике , сокращением производства, безработицей . Поэтому реальное применение рассматриваемого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях , в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.

Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработной платы осужденного к этому виду наказания производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим , проходящим воинскую службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судебного приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК РФ). Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК РФ). Исправительные работы не должны также назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда оставление осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного или предупредительного значения наказания.

Исправительные работы назначаются судом в следующих случаях:

  • когда в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицируется преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативной из двух или нескольких мер наказания;
  • когда суд в порядке ст. 64 УК РФ принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;
  • когда имеются предусмотренные в ст. 80 УК РФ случаи замены лишения свободы исправительными работами;
  • при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;
  • в порядке замены штрафа , от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами, как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 50 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 2 декабря 2011 г. №420-ФЗ) в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в доход государства , перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Несовершеннолетним , лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим принудительные работы не назначаются.

Порядок исполнения принудительных работ подробно регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (гл. 8.1, ст.ст. 60.1 - 60.21), а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти , осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний , К ним относятся Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказания России. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации , в котором они проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ). Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, обязательные для осужденных. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 3 ст. 68 УИК РФ). В исправительных центрах осужденные находятся под надзором. В отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

Арест

Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54 УК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ арест относится к основным видам наказания , поэтому он не может быть назначен лицу дополнительно к какому-либо другому виду наказания. Этот вид наказания может быть назначен по приговору суда на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не может быть применен к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Военнослужащие арест отбывают на гауптвахте.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста регламентируются гл. 10 УИК РФ (ст.ст. 68 - 72). Согласно ч. 1 ст. 68 УИК РФ осужденный к аресту отбывает наказание по месту осуждения в арестных домах. Весь срок наказания отбывается осужденным, как правило, в одном арестном доме. Осужденный к аресту содержится в строгой изоляции. Изолированно от иных осужденных лиц, содержащихся под стражей, и раздельно размещаются осужденные мужчины, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имевшие судимость (ч. 1 ст. 69 УИК РФ). На осужденных распространяются условия содержания, установленные уголовным и уголовно-исполнительным законодательством для осужденных к лишению свободы , отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме (ч. 2 ст. 69 УИК РФ). В соответствии с Законом РФ от 24 мая 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» положения Уголовного кодекса о наказании в виде ареста вводятся по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2006 г. (в редакции Федерального закона от 10 января 2002 г. 4-ФЗ). Указанные условия пока не созданы и этот вид наказания не применяется.

Содержание в дисциплинарной воинской части

б) в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы содержанием осужденного в воинской части.

В первом случае содержание в дисциплинарной воинской части назначается на срок от трех месяцев до двух лет, во втором - на срок не свыше двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 55 УК РФ при содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части. Рассматриваемое наказание относится к основному виду наказания, поэтому оно не может быть назначено дополнительно к какому-либо другому наказанию. Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено к реальному отбыванию, а также на основании ч. 1 ст. 73 УК РФ применено условно. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, остаются военнослужащими, на них распространяются воинские уставы, а члены их семей пользуются льготами, предусмотренными Федеральным законом РФ от 6 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих». Исполнение рассматриваемого наказания регламентируется гл. 20 ст.ст. 155 - 171 УИК РФ. Военнослужащие, осужденные к данному наказанию, отбывают его в отдельных дисциплинарных ротах (ч. 1 ст. 155 УИК РФ). К осужденным военнослужащим применяются основные средства исправления, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом, а также иные средства, обусловленные прохождением военной службы.

Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Осужденным военнослужащим, овладевшим военной специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождающимся из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы (ст. 171 УИК РФ). В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается в течение одного года после отбытия наказания.

Лишение свободы на определенный срок

Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает в качестве самостоятельных видов наказания лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) и пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ).

Лишение свободы как уголовное наказание представляет собой принудительную изоляцию осужденного от общества и содержание его в исправительном учреждении со специальным режимом на срок, определенный приговором суда , или пожизненно. Лишение свободы - наиболее тяжкое наказание. В случаях, предусмотренных законом , оно назначается лицам, совершившим преступления , представляющие значительную общественную опасность, когда этого требуют интересы общего и специального предупреждения, а исправление осужденного невозможно без изоляции его от общества.

Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 56 УК РФ введено положение о том, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.ст. 228, 231 и 233 УК РФ, или только если соответствующей статьей Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.

Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее двух месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет (ч. 4 ст. 56 УК РФ).

Лишение свободы отбывается в колониях-поселениях, колониях общего, строгого или особого режима либо в тюрьме, а также может отбываться в лечебно-исправительном учреждении. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывают это наказание в воспитательных колониях. Согласно ч. 1 ст. 45 УК РФ лишение свободы на определенный срок может быть назначено только в качестве основного вида наказания.

Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения регламентируется ст. 58 УК РФ, согласно которой отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишения свободы - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления или личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишения свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, - в исправительных колониях общего режима;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима;

г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ). Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 58 УК РФ). Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Порядок и условия исполнения лишения свободы регламентируются разделом IV УИК РФ (ст.ст. 73 - 142).

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима. Согласно ст. 126 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, отбывают наказание в колониях особого режима отдельно от других осужденных. В соответствии со ст. 127 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в колониях, как правило, не более чем по два человека . По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях при возможном ущербе для личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночной камере. Труд осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.

Смертная казнь

В ч.1 ст. 20 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жизнь. В соответствии с ч. 2 той же статьи Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Такие конституционные установления объясняются тем, что смертная казнь является самым суровым наказанием, известным уголовному праву . Оно заключается в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение характеризуется необратимостью. Судебная ошибка по делам, по которым приговор о применении смертной казни был приведен в исполнение, не может быть исправлена. Поэтому уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены специальные гарантии, определен особый порядок вступления в силу и исполнения таких приговоров.

На основе приведенных положений Конституции РФ ч. 1 ст. 59 УК РФ устанавливает, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Указанная мера наказания включена в санкции пяти статей Особенной части УК РФ: ч. 2 ст.ст. 105 (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 357 (геноцид). В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ это наказание может применяться только в качестве основного вида наказания. Согласно ч. 2 ст. 59 УК РФ смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора судом шестидесятипятилетнего возраста.

С 2009 г. смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена, либо неприменение смертной казни является условием выдачи, либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям. Кроме того, смертная казнь не может быть назначена при вердикте присяжных о снисхождении (ст. 65 УК РФ), за приготовление и покушение на преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ). Ограничения применения смертной казни предусмотрены также в рамках институтов освобождения от ответственности или наказания за истечением срока давности (ст.ст. 78, 83 УК РФ), нормами уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права . Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Исполнение данного вида наказания регламентируется разделом VII (ст.ст. 184 - 186 УИК РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 186 УИК РФ смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение этого наказания в отношении нескольких осужденных осуществляется отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. Как было отмечено, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ предоставляет обвиняемому в преступлении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде смертной казни, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей. Кроме того, Конституционный суд РФ своим определением от 19 ноября 2009 г. подтвердил свое решение о моратории на применение смертной казни.

Курсовая работа по предмету: «Уголовное право»

На момент написания оригинальность составила 65%.

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации системы уголовных наказаний России.... 5

1.1. Понятие и сущность системы уголовных наказаний в России...................... 5

1.2. Состав системы уголовных наказаний.......................................................... 11

Глава 2. Проблемы развития системы уголовных наказаний в России............. 15

2.1. Эффективность применения системы уголовных наказаний....................... 15

Заключение............................................................................................................ 28

Список использованных источников и литературы............................................ 30

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996. № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. (в ред. от 22.11.2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 22.11.2016 г.) // СЗ РФ. - 2001. - №52. - Ст. 4921.

Научная литература и материалы периодической печати

4. Агильдин В. В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. – 2011. – № 2. – С. 12.

5. Верина Г. В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. – 2012. – № 5. – С. 55 - 59.

6. Верина Г. Ограничение свободы как вид уголовного наказания в свете законодательных новелл // Уголовное право. – 2010. – № 5. – С. 11-12.

7. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть: монография. – М. : Юрлитинформ, 2010. – 448 с.

8. Долгих Т.Н. Некоторые особенности правового и организационного характера назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы // Российская юстиция. – 2015. - №1. - С. 20-23.

9. Дядькин Д. Конкуренция норм о назначении наказания в виде ограничения свободы с нормами об условном осуждении // Уголовное право. – 2010. – № 3. – С. 34-37.

10. Кленова Т.В., Тукмаков П.А. О взаимосвязанных проблемах назначения и исполнения уголовного наказания в виде штрафа // Мировой судья. – 2015. - №1. - С. 20-27.

11. Плющева Е.Л. Регулирование института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы // Адвокатская практика. – 2015. - №3. - С. 25-28.

12. Ромашов Р.А. Переосмысление некоторых догм уголовного права в контексте модернизации российской системы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2015. - №2. - С. 6-10.

13. Российское уголовное право. Общая часть: в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011. – 528 с.

14. Сивов В. В. Проблемы назначения наказания в виде ограничения по военной службе // Военно-юридический журнал. – 2011. – № 4. – С. 12-14.

15. Тепляшин П. В. Новый закон об уголовном наказании в виде ограничения свободы // Законность. – 2013. – № 3. – С. 13-14.

16. Трофимов Е. В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 11. – С. 70-73.

17. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А. И. Рарог. – М. : Проспект, 2016. – 496 с.

18. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров / под ред. А. И. Чучаева. – М. : Проспект, 2016. – 442 с.

19. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. В. К. Дуюнова. – 3-е изд. – М. : РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 681 с.

20. Уголовное право. Общая часть: учебник / Сибирский федеральный ун-т. Юридический ин-т; отв. ред. А. Н. Тарбагаев. – М. : Проспект, 2016. – 448 с.

21. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учебник / под ред. И. Д. Козочкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2015. – 1056 с.

Эмпирические материалы

22. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. − 1996. − № 7.

23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 апреля 2013 г. № 6.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. − 2011. − № 1.

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. − 2009. − № 4.

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. − 2016. − №2.

26. Дело №2-128/2014 г. Л. 71-73. // Архив Белорецкого районного суда Республики Башкортостан.

27. Дело №2-23/2013 г. Л. 12 - 14. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

28. Дело 22-2327/2016 // Архив Кемеровский областной суд (Кемеровская область)

29. Дело 22-225/2016 // Архив Верховный Суд Республики Алтай

30. Дело 22-842/2016 // Архив Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

31. Дело 22-699/2016 // Архив Смоленский областной суд (Смоленская область)

32. Дело 5-118/2016 // Архив Судебный участок мирового судьи №3 Дзержинского района г. Нижнего Тагила

33. Дело 10-17/2016 // Архив Рассказовский районный суд (Тамбовская область)

34. Дело 22-688/2016 // Архив Смоленский областной суд (Смоленская область)

35. Дело 1-196/2011 // Архив Сергиево-Посадский городской суд (Московская область)

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

КОД РАБОТЫ: Crp_0251