Реальные возможности человека. «Люди-возможности» и «люди-процедуры

    ГОСТ Р ЕН 1005-1-2008: Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 1. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р ЕН 1005 1 2008: Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 1. Термины и определения: V: Расстояние по вертикали между центром тяжести груза (средней точкой между руками) до пола, измеренное в начале подъема (см … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Возможности - У этого термина существуют и другие значения, см. Возможность. Возможность или «аффорданс» (от англ. affordance; чаще употребляется во множественном числе) в психологии восприятия и в области дизайна взаимодействия человека и… … Википедия

    ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА - – совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей молодого человека, как уже готовых к использованию в общественно полезной деятельности, так и еще не выявленных, имеющихся потенциально, но которые могут… … Терминологический ювенологический словарь

    Изобретения человека - Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э … Википедия

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Юридический словарь

    Совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные… … Юридический словарь

    Время реакции человека - время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. В.р.ч. один из важнейших факторов профессионального отбора, определяющий психофизиологические возможности человека выполнять работу с соблюдением требований безопасности. Для простой… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Экономические права и свободы человека - это совокупность конституционных прав человека, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе… … Большой юридический словарь

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономическую, социальную и политическую систему конкретного общества. Основными Э.п … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА - совокуп ность конституционных прав,определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический,социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Э.п … Энциклопедия юриста

Книги

  • Человек и его будущее. Новые технологии и возможности человека , . Эта книга посвящена самым актуальным проблемам сегодняшнего дня - проблемам будущего человека и человечества, будущего, которого может и не быть ни у человечествакак социальной общности, ни у… Купить за 578 руб
  • Возможности человека. Развивающие задания для любознательных подростков. 12+ (комплект из 5 книг) , Гиффорд К., Мейсон П., Пайпер Р., Коллери Ш., Харрисон П.. Человек может почти все: забираться на высочайшие вершины, преодолевать силу притяжения, скользить по волнам размером с пятиэтажный дом, бегать по отвесным стенамзданий и прыгать в пустоту с…

Ранее использовалось слово "способности человека". Однако, говоря о способностях, мы чаще всего подразумеваем индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Со способностями человека связаны понятия таланта и гениальности. Поэтому, "способности" было заменено на "возможности человека".

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию возможности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое возможности?

Следует отметить, что слово "возможность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под возможностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин "возможности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под возможностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина "возможности". С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18-19 вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что возможности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования возможностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия "возможность".

Во-первых, под возможностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, возможностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие "возможность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

К сожалению, в повседневной практике понятия "возможности" и "навыки" часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся возможности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить". Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию.

Несмотря на то что возможности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Возможности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие возможности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. "Одной из важнейших особенностей психики человека, -- писал Б. М. Теплов, -- является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной возможности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".

Таким образом, слово "возможность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под возможностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Откровенный разговор, или беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности Юрий Андреевич Андреев

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Да, когда-либо люди найдут способы извлекать на поверхность и полностью использовать бесценные богатства, сокрытые в глубинных недрах полушарий их головного мозга. Но ведь и сейчас природа постоянно выплескивает из вулканических глубин человека реальные напоминания о наших возможностях: чтобы мы не забывали, что такое мы собой представляем, чтобы не умаляли себя, чтобы ориентировались на мировосприятие Человека, а не червя слепого.

Иногда, эти возможности выплескиваются в экстремальных, необычных условиях: известен, например, случай, когда маленькая хрупкая женщина-мать рывком перевернула автобус, чтобы высвободить из-под его колес своего ребенка. Еще случай - другая женщина-мать, привязав за спину своего больного ребенка, пробежала в течение ночи более семидесяти километров по джунглям в селение, где, она знала, есть врач, и умудрилась еще при этом загнать быстроногое лесное животное, чтобы принести его в уплату доктору.

Впрочем, о возможностях физической выносливости человека речь у нас еще впереди, а пока я хочу сказать, что природа подчас демонстрирует нам, что мы такое есть в своей перспективе, являя миру людей, реализовавших не один, два, три процента своих мозговых ресурсов, как это обычно происходит, а подобравшихся к самому максимуму человеческих возможностей.

Примеры такие есть.

Не так давно в Национальной библиотеке Мадрида были обнаружены две большие тетради записей, сделанных Леонардо да Винчи в течение пятнадцати лет. В тетрадях этих 700 страниц, они заполнены анатомическими рисунками, чертежами машин, рассуждениями о природе света, формулами баллистики, суждениями о природе и особенностях музыкальных инструментов… Эти 700 страниц, далеко опередивших время, - лишь малая часть общего наследия великого итальянца, ученого, и - не забудь, - помимо всего прочего, величайшего художника не только эпохи Возрождения, но и вообще обозримой истории человечества.

Думаю, этот человек реально подошел к уровню человеческих возможностей, к тому КПД человеческой личности, который когда-то, в перспективе, станет нормой, а пока - пока является тем ориентиром, который и должен светить нам всегда, когда сомнения, или усталость, или мелочные побуждения начнут довлеть над нами.

Великий универсалист Гете, великий универсалист Ломоносов - вот люди, чей мозг развился гармонично, так, как именно и должен, как именно и будет когда-то развиваться мозг каждого Человека.

А сколько выдающихся умов, сумевших проникнуть в самую суть вещей, представляет нам история науки, искусства, общественной борьбы! А сколько великих мастеров своего дела - строителей, ремесленников, резчиков, мореходов - являет нам история материальной культуры!

Здесь многое поражает. Скажу лишь, чтобы не терять нить мысли, что подступы к увеличению нашего КПД, в частности КПД памяти, уже осваиваются специалистами.

Вот, например, болгарский профессор Георгий Лоданов решил полнее использовать ресурсы памяти при обучении иностранным языкам. Он разработал методику, посредством которой самый рядовой человек способен запомнить за урок несколько десятков или даже несколько сотен иностранных слов, а в течение двух-трех недель овладеть активным разговорным запасом. Этот эксперимент показывает, сколь велики наши реальные возможности. И подобные возможности скрыты не только в глубинах нашей памяти, но и во всех сторонах нашей психики, во всех органах наших чувств, во всех наших способностях. Разве не известно, что глухие могут танцевать под музыку, которая звучит двумя или тремя этажами ниже, они ориентируются на вибрацию, которой слышащие просто не ощущают? Разве не известно, что слепые даже по шороху листьев способны определять вид деревьев?

Резервы у нас колоссальны, беспредельны! Весь мир недавно обошло сообщение о трех молодых людях, учениках скончавшегося, к сожалению, ученого-дефектолога Мещерякова. Эти ребята - слепоглухонемые - сумели окончить не только среднюю школу, но и факультет психологии МГУ. Они с блеском защитили дипломы! Вместо отсутствовавших органов чувств эти ребята максимально развили обоняние, осязание, тактильную чувствительность.

Да, мы в массе работаем пока на ничтожную долю своей мощности, и об этом нужно помнить для того, чтобы ориентироваться на подлинную норму, достойную человека.

Когда, решив написать эту книгу, я начал собирать материалы о безмерных возможностях человека, то на некоторое время впал даже в растерянность: такой шквал документальных свидетельств о том поразительном, на что мы способны, обрушился на меня.

Павел Кондратьевич Ощепков, к примеру, до двенадцати лет не знал грамоты - вихри гражданской войны кидали сироту-беспризорника по жизни. Но уже двадцати трех лет от (роду он досрочно окончил Московский энергетический институт, а двадцати четырех - впервые в мире - выдвинул и реализовал на практике идею радиолокации! Раньше англичан, раньше американцев…

Одного этого великого изобретения любому хватило бы на всю жизнь, но Ощепков решительно двинулся дальше: он стал основателем новой науки интроскопии, суть которой в учении, что любая среда становится прозрачной, если правильно выбрать соответствующий вид и спектральный состав проникающего излучения. Мало ли - воочию увидеть послойно глубинные ткани в человеческом организме? А худо ли - досконально ознакомиться с состоянием металла в недрах монолитной конструкции? Вот уж воистину овладение волшебным зрением!

Но Ощепков идет дальше, резко продвигая вперед волшебное зрение человеческого разума: пересматривая фундаментальные, казалось бы, законы науки, он ищет способы получения и преобразования гигантской энергии естественного круговорота в природе на благо обществу с невероятным КПД. Это ли не дерзость? Но ведь дерзостью когда-то казалась и возможность видеть в непрозрачной среде… Реализация идей этой одной личности уже внесла новые, качества в жизнь всего человечества, а способна привести к великому перевороту, к новой точке отсчета в его развитии.

Вот что может человек!

Еще в 1974 году в «Комсомольской правде» была напечатана статья «Хроника одного рекорда». В ней рассказывалось о венгерском шахматисте Яноше Слеше, который сумел сыграть вслепую на сеансе одновременной шахматной игры, как ты думаешь, на скольких столиках? Не гадай, не отгадаешь: на пятидесяти двух одновременно! То есть, не глядя на доску, Янош играл одновременно с пятьюдесятью двумя партнерами. Против него выступали четыре кандидата в мастера, двенадцать перворазрядников, остальные были шахматистами второго и третьего разряда. Сорок партий он играл белыми, двенадцать черными. Сеанс продолжался тринадцать с половиной часов со всего лишь тремя пятиминутными перерывами. Янош выиграл тридцать одну партию, вничью свел восемнадцать, проиграв только три встречи!

Рекордов разного рода в мире устанавливается более чем достаточно. Почему я сам обратил и обращаю твое внимание именно на этот рекорд? Мое внимание поразила мотивировка решения, побудившего Яноша к этой сверхперегрузке. Он полагал, что приговорен к смерти (врачи установили у него онкологическое заболевание легких) и решил оставить по себе светлую память - доказать, что человеческий мозг способен выдержать колоссальную нагрузку и что мы, люди, используем лишь малую, незначительную часть его неисчерпаемых запасов. Любопытно, что Янош Слеш смог даже спустя полгода вспомнить все партии, которые он тогда сыграл. Но самое главное: после этого сеанса рентген показал, что легкие его чисты!.. Некоторые врачи объясняют причину этого поразительного выздоровления как реакцию организма на огромное вервное напряжение. Таковы возможности, которые сокрыты в каждом из нас без какого-либо исключения.

Я еще раз вернусь к тому, с чего начал эту книжку. Земля мала, ее природные ресурсы ограниченны. Космонавт Виталий Севастьянов писал: «Почему все космонавты говорят: Земля мала, Земля мала. Земля мала? Потому что она, действительно, удивительно мала. Просто удивительно! Больше того, я помню, когда в первый раз Гагарин об этом сказал, для всех это было колоссальным откровением, хотя все знали линейные и прочие размеры Земли. Потом уже, в последующие полеты, мы узнали, что Земля мала не только в своих линейных размерах, а уже и тем, как человек похозяйничал на ней!»

Что из этого следует? Еще и еще раз подчеркну: из этого следует, что мы, люди, должны больше внимания обращать на разработку своих воистину неисчерпаемых внутренних, человеческих ресурсов.

И в связи с этой темой - наших внутренних ресурсов - я хочу рассказать тебе об одном из наших космонавтов.

Корреспондент спрашивает его:

Если цель жизни-счастье, то что вы считаете счастьем?

Правильно избранную цель, - ответил космонавт. - Жизнь - это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход - стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой - романы.

Так ответил Герой Советского Союза, доктор технических наук, конструктор новых систем космических кораблей. Человек нашел себя и реализует в зрелые годы так полно, как только может. Но его пример, его судьбу я привожу для того, чтобы сказать не только об. этом, скорее, о начале его жизни, о тех годах, когда ему было примерно столько лет, сколько нынешним старшеклассникам.

Еще совсем маленьким он увлекся книгой «Межпланетные путешествия» Якова Перельмана. Он решил заняться «заатмосферным летанием», тогда как другие мечтают стать пожарниками или разведчиками. Незадолго перед войной он подсчитывал годы: сколько нужно на учебу, сколько на постройку ракеты, и получалось, что на Луну ему придется лететь в 1964 г. И он, действительно, полетел в 1964 г., но не на Луну, а на орбиту искусственного спутника Земли. Но между его дальними мечтами и их исполнением была еще война. Костя Феоктистов стал разведчиком. Под видом беспризорного мальчишки пять раз ходил он в тыл врага. А на шестой раз попался фашистам. Вот как пишет Я. Голованов: «Костя увидел на петлицах немца две серебристые змейки „СС“ - вот уже сколько лет прошло, но никогда ему не забыть этих змеек, - и понял, что так просто на край ямы не ставят, что с этим здоровым фашистом ему не справиться, и остается, пожалуй, просто прыгнуть на него, выбить пистолет и бежать. И гитлеровец все это, наверное, тоже понял, прочитал в Костиных глазах и, не целясь, выстрелил ему в лицо.

Если Костя и был без сознания, то только миг какой-нибудь, потому что, еще падая в яму, он сообразил, что упасть надо лицом вниз, и так и упал.

Фашист постоял, потом отошел. Костя приподнялся, рубашка была мокрая и липкая от крови. Пуля прошла через челюсть и вышла в шее. Он услышал возбужденные голоса и понял, что гитлеровцы возвращаются. Тогда он вспомнил, как лежал, свою позу вспомнил и снова уткнулся лицом в землю… Один в сердцах пнул камень, и тот глухо стукнулся о землю рядом с Костиной головой… Одну ночь он полз к реке, день лежал в кустах, помирая от жажды, а на вторую ночь переплыл реку и пришел к своим. Отрапортовал, и отправили его в медсанбат, а потом в госпиталь. Из госпиталя Костя сбежал к своим, во взвод разведки. Но тут его быстренько завернули опять в медсанбат».

В той бумаге, которую ему выдало командование части, было написано: «В августе 1942 г. попал в руки к противнику, расстреливался гестаповцами. Тов. Феоктистов представлен командованием гарнизона к правительственной награде».

Награда долго его искала, но спустя много лет все-таки нашла - орден Отечественной войны и медаль «За победу над Германией». Такое вот пережил этот доктор технических наук в свои подростковые годы. И я еще раз хочу обратить твое внимание на мобилизацию всех сил и воли у этого паренька, когда он, чтобы обмануть врага, догадался принять ту позу, в которой гестаповец его в последний раз видел.

А помнишь автобиографическую книгу Вадима Бойко «Слово после казни»? Книгу об удивительной силе воли юного человека. В ней рассказывалось, как шестнадцатилетний хлопчик, будучи угнан немцами в Германию, шесть раз бежал из концлагерей, дважды расстреливался гитлеровцами, как в качестве особо опасного преступника был помещен в особый блок лагеря уничтожения Освенцим. В книге рассказано, как ради спасения этого мальчика, имя которого стало легендой и символом борьбы для миллионов узников фашистских концлагерей, был создан международный комитет под девизом «Жизнь Орленку». Председателем этого комитета был Юзеф Циранкевич. Благодаря солидарности десятков людей, старших друзей самых разных национальностей, мальчика удалось спасти, обменяв его бирку на бирку трупа, и вывезти в грузовике в другой концлагерь. Эта книга, эта судьба единственного, видимо, в мире человека, нашедшего в себе силы бежать из самой газовой камеры, так меня потрясла и заинтересовала, что я решил познакомиться с ее автором и в 1976 г. отправился в Киев. Мы встретились и проговорили несколько суток кряду. Я узнал еще много нового, необыкновенного о Вадиме. Когда в 1945 г. он наконец получил свободу, то, мужчина в возрасте девятнадцати лет, он весил всего тридцать восемь килограммов!.. Вернувшись после войны домой, он решил закалить и укрепить свое тело так же мощно, как был закален его дух. Он поступил в украинский институт физкультуры и через некоторое время стал мастером спорта по акробатике и чемпионом Украины по этому виду спорта. Но прошедшее не давало ему спокойно жить, память о погибших товарищах жгла его сердце, и, оставив свою спортивно-преподавательскую деятельность, в которой весьма преуспевал, он целиком отдался другой работе: начал писать воспоминания…

Несколько раз он выступил со своими воспоминаниями, они имели огромный общественный резонанс. Вскоре увидела свет книга В. Бойко. Как ты думаешь, на что он истратил полученные деньги? В возрасте 44 лет он реализовал свою детскую мечту - купил пианино! Он хотел научиться играть. Что такое научиться играть на пианино, ты прекрасно знаешь. На это требуется не один год. А Вадим Бойко научился играть в течение трех месяцев!..

Такой-то вот Человек, и такие-то вот возможности Человека!

Среди многих людей, достойных этого высокого звания, есть человек, за трудами и жизнью которого я долгие годы слежу не только с неослабевающим, но постоянно возрастающим восхищением. Суди сам: когда он был молод, учился одновременно в двух институтах: в индустриальном и в…медицинском. Индустриальный он закончил с отличием и защитил в качестве дипломного проекта конструкцию сверхконтинентального самолета. Медицинский институт он также закончил более чем успешно и, что особенно удивительно, досрочно, потому что за один год прошел два курса. Его оставили в аспирантуре в медицинском, но его увлекла практическая работа хирурга, и он ушел из аспирантуры и стал врачом-практиком. За двадцать пять лет работы хирургом он вернул здоровье многим тысячам людей, опубликовал более сорока научных трудов. Его работа в области легочной хирургии была удостоена Ленинской премии. Параллельно человек, о котором я рассказываю, подошел вплотную к решению сложнейших проблем, связанных с оперативными вмешательствами в сердце. Его вклад в лечение врожденных и приобретенных пороков сердца - на уровне мировых достижений.

Одновременно этот человек все больше и больше внимания начинает уделять изучению проблем кибернетики вообще и биологической кибернетики в частности. Он возглавляет отдел биологической кибернетики в академическом институте кибернетики.

Так же как в молодости, когда он учился в двух институтах, так и теперь он воюет на двух фронтах: оставаясь ведущим хирургом, приобретает известность как кибернетик. Мало того, примерно в это же время он начинает заниматься литературной деятельностью - появляются его книги, вызывающие интерес самых различных читателей.

И сколь различен (и вместе с тем един) он в своей научной и практической деятельности, столь же многообразен - при полном сохранении своей индивидуальности - он и в литературе. Среди его художественных произведений есть и такие, которые можно рассматривать как научно-популярные, хотя содержание их - это прежде всего психология людей. Среди его книг есть и научно-фантастические.

Но и это не все: в те же годы он выступает и как незаурядных масштабов просветитель. Регулярно публикуются его статьи, брошюры, выступления, беседы и интервью, посвященные разъяснению основ человеческого здоровья. Он выступает по Всесоюзному телевидению. Причем популяризация эта идет не за счет упрощения материала, но за счет ясного изложения его основ, его философских глубин.

Хочу обратить твое внимание на такую черту личности этого человека, как стремление проверять все свои рекомендации прежде всего на самом себе. Он превосходно держит себя в спортивной форме, состоянию его здоровья можно лишь позавидовать, хотя, впрочем, лучше не завидовать ему, а выполнять его рекомендаций.

Все то, что говорит о возможностях человека, он стремится реализовать на самом себе и на своих близких. Он считает, что, воспитывая детей, нужно учить их быть счастливыми. А для того, чтобы они действительно были счастливыми, нужно развивать в них высшие интересы, нужно пробуждать в них любопытство, стремление к творчеству, к работе, настойчивость в достижении цели. Он учит детей искусству общения с людьми, навыку брать от умных, знающих людей то, что они могут дать, учит не быть жадными к вещам.

Так живет и работает академик, депутат Верховного Совета СССР, выдающийся хирург, замечательный популяризатор, яркий беллетрист Николай Амосов.

Конечно, чтобы стать таким человеком и жить так, как живет он, нужны задатки. Но, ознакомившись с его биографией, в которой он весьма откровенно повествует о том, как, собственно говоря, в юные годы ничем особенным от других не отличался, видишь, что этот человек в огромной степени сделал сам себя таким, каким он является сейчас, сделал - не побоюсь сказать предтечей тех людей, которые в будущем придут на смену человеку сегодняшнему.

Я хочу внушить тебе мысль о невероятных, фантастических возможностях практически каждого человека.

Вот еще примеры, которые показывают, на что человек способен. В старшину Петра Антипова немцы стреляли в упор, он трижды горел в танке, его подрывали гранатой. Ему ампутировали руки и ноги. Но он нашел в себе силы продолжать жить и в 1948 году ему, выпускнику Тихвинского лесотехнического техникума, вручили диплом с отличием. Он стал лесником…

С тех пор минули десятилетия. К диплому техника прибавился и диплом инженера. Петр Антипов стал Героем Социалистического Труда, заслуженным лесоводом РСФСР, редким специалистом. Корреспондент «Правды» Л. Никитин завершил свой рассказ о судьбе Антипова словами писателя Михаила Пришвина: «Ничего тебе не сделать, ты пропадешь, если не поставишь свою лодочку на волну великого движения». Безусловно, эти слова прямо относятся к необыкновенному человеку Антипову, но разве мысль, что твоя ладья должна двигаться на стрежне великих закономерностей, относится только к одному этому человеку, разве не заключен в ней глубочайший философский и одновременно практический смысл?

В свое время внимание широкой общественности привлек очерк Г. Бочарова «Непобежденный», в котором было рассказано о необыкновенных испытаниях, которые достались на долю летчика, попавшего в аварию. Очень интересной была реакция читателей на этот очерк. Ее особенностью было то, что люди в феноменальных возможностях человеческого организма увидели прежде всего огромные, неисчислимые возможности человеческого духа. Запомнилось письмо, опубликованное редакцией, подписанное женским именем Инга. Инга писала: «Светло становится на душе, когда узнаешь, что сpeди твоих современников есть такие, бесстрашные, сильные, волевые мужчины. А то ведь, когда посмотришь, как оживленно, буквально каждый вечер топчутся молодые мужчины возле винных отделов, мужчины, глаза которых загораются только при виде поллитровки, становится одиноко и тоскливо».

Да, сынок, одни пишут свое имя на стене, другие пишут роман. И те, и другие самореализуются.

Так вот, человек должен стремиться реализовать себя на том максимуме возможностей, который в нас заложен.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Антистресс-тренинг автора Дмитрий Ковпак

Ограничения и возможности человека Может показаться, что, обладая знаниями о силе наших мыслей, мы можем использовать их себе во благо. И, более того, создать совершенное общество! На самом деле это, конечно же, иллюзия. Да, мы можем изменить свои мысли; да, мы можем сделать

Из книги Асана, пранаяма, мудра, бандха автора Сатьянанда

Йогасаны для современного человека Современный человек окружен огромным количеством всевозможных "достижений цивилизации", назначение которых – создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондиционируемом помещении, спит на

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Из книги Пластичность мозга автора Норман Дойдж

Возможности мозга пожилого человека В компании Posit Science работают тридцать шесть ученых, занимающихся теми пятью областями коры головного мозга, которые имеют тенденцию с возрастом «разваливаться на части». Главное в процессе разработки упражнений - дать мозгу

Из книги Питание и долголетие автора Жорес Медведев

Демографические проблемы современного общества Общий рост ожидаемой и средней продолжительности жизни сопровождается увеличением числа долгожителей. Этому способствуют экономическое развитие стран, прогресс медицинского обслуживания, улучшение санитарных условий

Из книги Очищение чайным грибом автора Мария Соколова

Приложение 3 Зашлакованность организма - причина большинства заболеваний современного

Из книги Суперпапа: развивающие игры автора Виктор Кузнецов

Кнуты и пряники современного воспитания

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Аюрведическое питание для современного человека автора Максим Витальевич Кулижников

Максим Витальевич Кулижников Аюрведическое питание для современного

Из книги Болезни психики в контексте тибетской медицины автора Владимир Борисович Миневич

«Чжуд-ши» глазами современного психиатра Пусть все живые существа пребывают в блаженстве и с причиной к нему! Пусть все живые существа пребывают без страдания и без причины к нему! Пусть все живые существа пребывают в блаженстве, лишенном страдания! Пусть все живые

Из книги Азбука экологичного питания автора Любава Живая

Особенности современного производства продуктов питания Достижения современной научной мысли настолько существенны, что порой обычный человек и не предполагает, как далеко от натуральной пищи ушли ее производители. Многие слабо представляют, как готовятся колбаса,

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Зрение современного человека Ученые определили, что за последние сто лет, с 1900 по 2000 год, зрительная нагрузка у цивилизованного человечества выросла примерно в двадцать раз. Наши предки в основном смотрели вдаль, созерцая, как цветет и созревает урожай на полях, как

Из книги Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью автора Максим Жулидов

Несколько зарисовок о здоровье современного человека, беге и не только Зарисовка первая. Жизнь – движение. Что это значит? Однажды мне посчастливилось участвовать во всероссийском забеге «Кросс наций» в городе Химки, где были собраны лучшие легкоатлеты – любители со

Из книги Бессмертие. Молодым можно жить тысячи лет. Книга 2 автора Георгий Николаевич Сытин

Учение о возможности самопреображения человека Самопреображение человека содержит в себе все механизмы, все процессы эмбрионального развития как в обычный период внутриутробного эмбрионального развития, но оно рождает новорожденно-молодую цельность всего

Из книги автора

Глава 2 Возможности человека безграничны Безграничные возможности (женский вариант) Мне Богом дано новое развитие. И мне сразу стало легко чувствовать долголетнюю счастливую-радостную жизнь в течение всего данного мирового цикла планеты Земля, в течение тысяч лет. Моя

Умеете играть на скрипке? Не знаю, ни разу не пробовал!» Человек из этого анекдота считает, что в этом мире возможно все, надо только этому научиться или попробовать. «Люди-возможности» рассуждают идеями, даже если они и не будут реализованы.

У «людей-процедур» жизнь пролегает здесь и сейчас и состоит из постоянных процессов. «Говорят, этот юнец много знает, - спросили у Мастера об одном из его учеников. - Верно ли это?» «По правде говоря, - ответил Мастер, - парень читает так много, что я представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать!»

Еще приведу пример такого «человека-процедуры». Как-то раз
моя подруга попросила мужа в первый раз посидеть с ребенком, которому было тогда года три. По мере приближения назначенного времени муж начал нервничать: «Что именно я должен с ним делать? Во сколько кормить его, чем и в каком количестве? Какую книжку читать? Сколько страниц? Сколько времени гулять и где именно? Ты собиралась уйти и даже не оставить мне инструкций!»

Во многих психологических типологиях эта «процедурная» шкала так или иначе присутствует, потому что уж очень большие различия существуют между людьми в этом смысле. По этому поводу часто случаются скандалы и конфликты: «Ты зануда!!! - А ты поверхностный человек!» Между тем совершенно бесполезно обвинять в этом и того и другого.

Если, дочитав до этого места, вы скажете: «Отлично, я все понял!», вы - «человек-возможность». Если же спросите: «Все это хорошо, но как конкретно общаться с другими людьми?» - поздравляю вас, вы - «человек-процедура» или по крайней мере в данный момент проявляете процедурный интерес.

Я помню, как я в первый раз покупала себе смартфон. Мне было очень важно, чтобы в этом телефоне была возможность отправлять по имейлу картинки, слушать музыку, записывать на диктофон и еще порядка пятнадцати функций, связанных с обработкой видео, пересчетом валют по курсу. Но когда через некоторое время я меняла этот смартфон на другой, я поняла, что не пользовалась и половиной из этих возможностей! Тем не менее в следующем смартфоне все эти опции все равно присутствовали. А вдруг мне понадобится? Сколько точно вешать в граммах? Это все про них, «людей-процедур», для них важно, чтобы все делалось. Они - реализаторы.

Проведите такой эксперимент: попросите несколько ваших знакомых из разных сфер деятельности рассказать о проведенном отпуске и внимательно слушайте! «Люди-возможности» скажут: «Чудесная поездка! Можно было туда поехать, можно было то посмотреть!» Хотя не исключено, что дальше бара этот человек и не продвинулся, сама эта идея так заманчиво разворачивается у него в голове, что и ездить уже никуда не надо. Возможность самоценна и самодостаточна!

«ЛЮДИ-ВОЗМОЖНОСТИ»
В женском гардеробе очень много странной одежды: коктейльное платье, хотя никаких светских вечеринок не планируется, пляжный сарафан, еще с этикеткой. Или – святое! – несколько вещей на три размера меньше: а вдруг я похудею? У мужчин тоже может заваляться на антресолях палатка, ни разу не собиравшаяся, удочка или хоккейная форма: а вдруг мне захочется порыбачить или поиграть в хоккей?
Если all inclusive продают «людям-возможностям», то им говорят: вы можете там в любое время воспользоваться любым из 80 баров! Они будут ходить в один, но знание о том, что есть еще 79 возможностей, сделает их отдых незабываемым!
Множество книг, которые стоят на полке нераспечатанными.

Как говорила моя бабушка: «Рассказывай по порядку, начиная с «пришла, сказала «здрасьте!» Так и «люди-процедуры» будут рассказывать: «Мы прилетели в Анталию, нас высадили не в первом терминале, а во втором. Потом была большая очередь к окошкам выдачи виз. После того как нас проводили в автобус, мы ехали три часа до нашего отеля, когда мы туда приехали, мы высадились из автобуса и пришли на ресепшен отеля…» Заметьте, это еще только полдень дня приезда, у него еще 14 дней впереди! Любые попытки ускорить процесс: «Скажи, а как там море, как погода?» - будут пресекаться: «Подожди, до моря я еще дойду, сначала я тебе про наш номер расскажу!»

Если у вас в момент чтения уже оскомина во рту (сколько можно!), вы - «человек-возможность»! Но спокойнее! Заметьте, как богат мир «людей-процедур», сколько здесь удивительных оттенков, деталей. У них очень много завершенного, они действительно все доделывают до конца, они четко знают, что, откуда и почему. В отличие от вас, «люди-возможности», которые не могут описать толком ни одно свое событие! У вас - не связанные друг с другом подробности: горячий песок на пляже, незнакомец в баре, арбуз на ужин. А по отчету «людей-процедур» можно ехать, как по готовому путеводителю.

Людей другого типа мотивируют возможности. Они, в свою очередь, очень легко заражают идеями других, рисуя эти прекрасные перспективы. В итоге они вообще могут никуда не ездить, сидеть на месте и фонтанировать идеями. Или как в том анекдоте, когда пьяный турист, совершив длинный перелет, выходит в аэропорту и спрашивает служителя: «Скажите, пожалуйста, где я?» «Вы около терминала получения багажа», - отвечает служитель. «К черту подробности! В какой я стране?»

К черту подробности! «Люди-возможности» чаще всего купят все скопом у турагентства, чтобы не заполнять бумаги. Это проза жизни! Они хороши там, где нужно говорить о высоких материях, они прекрасны в умении запускать «бриллиантовый дым», который будет стелиться по углам дворницкой. Пришли мыши к филину и жалуются: «Мы такие маленькие, нас все обижают, что нам делать?» - «Надо вам ежами стать. Ежи тоже маленькие, но их никто не обижает!» Мыши обрадовались: «Ура, отличная идея!» А потом задумались: «А как нам стать ежами?» Снова идут к филину с этим вопросом. «Не знаю как, я стратег!» - отвечает тот.

«Человек-возможность» подает идею, показывает, что есть много вариантов. А дальше в процесс включается «человек-процедура», который говорит, как именно это делать. Они должны в связке все время работать. Они - партнеры. «Люди-процедуры» - как носороги, они идут по прямой, никуда не сворачивая. Если у них включился процесс, прерывать его невозможно, он возобновится при любом удобном моменте.

Мне, как «человеку-возможности», всегда было сложно писать структурные программы тренингов. В итоге мы заключили такой своеобразный контракт с одной из моих коллег. Она просто подробно записывала все, что я делаю на тренинге, а потом мы из этого делали программу.

«Человек-процедура» получает удовольствие от приведения хаоса в порядок: от того, что есть четкая последовательность действий, от того, что он не упускает малейшей детали, от того, что он делает возможности реальными. Есть даже такая профессия - отладка бизнес-процессов. Без «человека-процедуры», который напишет технологию, все равно ничего не получится. Технолог, редактор - кто-то должен быть, чтобы было понятно, «сколько вешать в граммах». Юристы на тренинге очень видны: они задают процедурные вопросы, потому что это их особенность, их профессия, именно поэтому они успешны. Бухгалтеры тоже - не финансовые консультанты, которые придумывают «схемы», а честные счетоводы.

«ЛЮДИ-ПРОЦЕДУРЫ»
Вообще не понимают, о чем это. Понадобится палатка – куплю! Похудею – сменю гардероб!
На отдыхе предпочитают турпакет: встретили, проводили, поселили. Им надо составить себе график отпуска, прописать: завтрак в ресторане на первом этаже, обед на пляже, экскурсия в 9.00.
Покупают книжку и тут же ее читают, а когда дочитают, покупают другую. И даже если они две-три покупают – то две-три и читают одновременно.

«Человеку-возможности» важно описать бриллиантовый дым новой перспективы, и он уже загорелся. А для «человека-процедуры» главное - не поддаваться. Хорошо помню, как в одной фирме сотрудники жаловались на своего руководителя. Сегодня он воодушевленно делится планами: у нас будет то и это, завтра же начинаем! А завтра приходит и говорит совсем другое: так, то и это уже не делаем, у меня другая идея. И если «человек-процедура» покупается на «бриллиантовый дым», он может быть разочарован, особенно в семейной жизни. Поэтому можно просто посидеть и в качестве процедуры поговорить с человеком о том, о чем он мечтает. А реализация - это уже другой процесс.

Но если вы - «человек-процедура», поймите, что «люди-возможности» не идиоты, которые сами не знают, чего хотят. Просто они все время находятся в мире идей и получают от этого удовольствие. И наоборот, у них даже на фоне самой благоприятной жизни, при наличии работы, денег, дома, семьи может возникнуть депрессия просто от отсутствия возможностей. Даже если деньги на необходимое у них будут, они могут страдать, если у них иссякнут деньги на излишки. В отличие от них у людей-процедур всегда есть смысл в жизни и смутной неудовлетворенностью на пустом месте они не маются.

На самом деле, если бы не было идей, мир бы никуда не развивался, но если бы не было процедур, он бы точно так же оставался на месте. Мы разные - и это прекрасно!

Очень процедурны дети. Когда родители дарят игрушку, допустим машинку с дистанционным управлением, они могут забросить ее в дальний угол, пока машинка остается для них какой-то непонятной возможностью. Для того чтобы они начали в нее играть, взрослые должны научить процедуре – как управлять, как останавливать. И очень важно не пропустить момент перехода от процедур к возможностям, школа это плохо делает! Но не менее процедурны и пожилые люди. Дедушка внуку на пляже: «Чего ты носишься? Приехал отдыхать, вот лежи и отдыхай!» Не об этом ли такая притча:
Однажды сказала внучка бабушке:
– Все мужчины одинаковы! Бабушка, ему стоит только сказать мне первый раз «привет», а я уже знаю, как он будет вести себя дальше, какие анекдоты рассказывать, как улыбаться, как прикасаться, как ссориться и уходить.
– Ты не права, внученька. Все мужчины разные. Тебе нравятся скромные, «домашние»? Тогда почему ты сетуешь, что опять попался зануда, который никуда не хочет выходить из дома? Если ты выбираешь мужчину «душа компании», то не удивляйся, что придется делить его с друзьями, а зачастую и с подругами. Если любишь романтиков, то будь готова не только к свечам, стихам и шампанскому, но и к периодическим депрессиям и исчезновениям, которые он будет объяснять «творческими кризисами». Выбираешь мужчину, за которым сможешь быть как за каменной стеной, - не удивляйся, что не сможешь найти в этих стенах двери на волю. Женщины выбирают похожих мужчин, а потом удивляются, что они все одинаковые.

Мне так нравится выражение «безграничные возможности». Вы только вдумайтесь в него. Возможности БЕЗ границ . Думаю, для многих тема будет актуальной. Ведь мы так привыкли думать, что мы-то сами не можем продвинуться, недостойны чего-то лучшего и т.д. и т.п.

Как часто этот негатив у нас закладывается с детства. Брошенные мимоходом замечания взрослых, которые просто устали от рабочего дня, закладывают в нас целые комплексы. Ведь известно, что уже к 5 годам мы формируем свои представления о жизни.

Потом что-то добавляется, конечно, но совсем немного. Правда, интересно, что мы живем в сознании и границах сознания пятилетнего ребенка? А оно у нас сформировалось и было определено тем, что мы восприняли от родителей. Но даже самые лучшие родители не могут всего знать и живут в рамках ограничений своего собственного сознания.

Как часто нам говорили: «Ты этого не можешь сделать», «У тебя это не получится». И мы втискиваем себя в жесткие рамки, когда мы говорим: «Я не могу», «У меня на это нет денег!», «А что подумают об этом?»… И дальше можно перечислять, кто, что об этом может подумать.

Все эти ограничения часто не позволяют нам выразить себя, используя наши безграничные возможности. Если мы поймем, что все ограничения гнездятся только у нас в голове и не имеют ничего общего с реальностью, думаю, жить будет намного интереснее, радостнее и это принесет нам всем только здоровье.

Когда-то я читала о наведении порядка в наших мыслях. И там был пример про платяной шкаф. Представьте, что вы его открыли, обнаружили там кучу всего ненужного. Это вышло из моды, это вам не идет, это не по размеру, это разонравилось и т.д. Что можно сделать в этом случае? Конечно, разобрать все, что-то просто отдать кому-то, отнести в церковь, и т.д. Теперь мы начинаем все оставшиеся вещи раскладывать по-новому. В шкафу становится просторнее. И если вы приобретете новую вещь, для неё найдется место.


То же самое нам надо делать и с нашими мыслями. Избавляться от всего устаревшего, расчищать место для новых. Как далеко мы в этом можем продвинуться, зависит только от нас самих.

Каждый раз, услышав о неизличимой болезни, знайте, что это неправда. Есть сила, которая способна излечить все. Нужно только погрузиться в себя и открыть в себе лекарство. Примеров такого излечения великое множество. Хочу кратко напомнить об одном из них.

Я уже вам писала, что мое знакомство с психологией началось через книги Луизы Хэй. Её история не может оставить равнодушным никого. В пятилетнем возрасте её изнасиловал отчим, потом судьба подбрасывала ей одно за другим страшные испытания. В том числе и диагноз рак. Она отказалась от медицины, и начала новый образ жизни, занимаясь прощением, лечением, правильным питанием, расслаблением и очищением. Так она излечила себя от рака.

Как сказал доктор Пачута из Национальной ассоциации борьбы со спидом, «В мире никогда не было эпидемий со 100% смертностью - никогда!». Любая болезнь на земле, поражавшая множество людей, с кем-то не могла справиться.

Погрузившись в мрачные мысли, мы обречены. Для того, что найти выход из ситуации, нужно применить позитивный подход. Нужно научиться использовать Силу внутри нас для исцеления.

Вот некоторые примеры таких неограниченных возможностей человека:

  • Питер Террен может пропускать через себя бешеное напряжение. В позе мыслителя, закутанный в фольгу, он остается жив и здоров после удара током напряжением в 500 киловольт.
  • Биолог Кевин Ричардсон может провести ночь в клетке со львами. По непонятным причинам львы принимают его своего.
  • Вьетнамец Тай Нгок вообще не спит с 1973 года, с того самого момента, как он переболел лихорадкой.
  • Аутист из Великобритании Даниель Таммет с трудом говорит, не различает лево и право, не умеет вставить вилку в розетку, но при этом легко в уме осуществляет сложнейшие математические вычисления. Даниэль знает наизусть 22514 цифр, следующих после запятой в числе пи, и понимает одиннадцать языков, в том числе валлийский, эсперанто и исландский, который он выучил за 7 дней.
  • Джоди Остройт способен замечать детали, которые невозможно рассмотреть невооруженным глазом. Например, внутреннюю структуру листа растения, которую можно увидеть только в электронный микроскоп.
  • Мнимую смерть продемонстрировал в 1950 году йог Бабашри Рамдажи Джирнари. Он забрался в камеру, утыканную гвоздями, после чего камеру залили цементом и заполнили водой. Через сутки извлекли из нее Бабашри-йога, растерли его и он ожил.

Недавно увидела в Интернете поразительной красоты видео. Танец Мужчины и женщины, однако они не просто танцоры, а люди с ограниченными физическими возможностями. Тем не менее, это нисколько не помешало им исполнить этот чувственный и красивый танец.

Поверив, что все возможно, мы можем открыть свой разум навстречу решениям проблем, которые встречаются по жизни.

Мы живем и всегда вправе выбрать: либо мы окружаем себя стенами ограничений, либо ломаем их, чувствуя себя при этом в безопасности, позволяем войти в нашу жизнь добру и благу.