История формирования российского государства. Нарастание трудностей социально-экономического развития страны. Великая Отечественная война

История России всегда была неотъемлемой частью мировой истории. Рассматривая ретроспективно историю России в контексте мировой истории, задумываешься об истоках самобытности, о логике развития отечественной истории. Стремление разобраться в этих вопросах неизбежно подталкивает к сопоставлению с историей других народов. Изучая историю России, нельзя не увидеть в ней, наряду с общими для всех стран чертами, глубокие национальные особенности. География, природно-климатические условия, геополитическая среда, религия, русский национальный характер и многонациональный состав России - эти и другие факторы, безусловно, влияли и продолжают влиять на её историческое развитие.

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.
Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.
Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию. Колонизация земель, осуществляемая в IX – XVII вв., всё более препятствовала сближению России и Европы, усвоению передовых достижений европейской цивилизации. В IX – XII вв. древнерусское государство располагалось на великом европейском торговом пути "из варяг в греки" между северной и южной Европой. Два центра Древней Руси - Новгород и Киев - стояли на узловых пунктах этого пути. В силу ряда причин государственность на Руси возникла в IX – X вв., т. е. на 3-4 столетия позднее, чем на западе континента. Однако несмотря на это запаздывание и определённую специфику развития, связанную с более медленным развитием частной, точнее вотчинной собственности, домонгольская Русь отнюдь не была "медвежьим углом" Европы. Она пользовалась широким международным признанием.
Несмотря на целый ряд самобытных черт, сам тип развития Древней Руси в принципиальном плане был общим с Европой. Однако уже в XIII в. торговый путь "из варяг в греки" уступил своё место "янтарному пути", шедшему через Центральную Европу. В это время роль ведущей морской державы Средиземноморья перешла от Византии к Венецианской республике. В результате этого и монголо-татарского завоевания Древняя Русь утратила свой политический авторитет, стала периферией Европы. К тому же отток населения на северо-восток, подальше от кочевников, усилившийся после татарского нашествия, привёл к переходу значительной части русского населения из сферы культурного господства Европы, Византии в зону влияния арабо-исламского мира в Поволжье. Монголо-татарское иго, завоевание Казанского и Астраханского ханств, освоение Сибири поставили Московское государство перед необходимостью взаимодействия с азиатской культурой и азиатской политической традицией. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти. Если Древняя Русь была повёрнута лицом к Европе, то Московское государство в XV – XVII в. – лицом к Азии.
Под мощным давлением Востока, воплотившемся в монголо-татарском иге, специфические черты развития страны приумножились, трансформировавшись в особый русский тип феодализма - как бы промежуточный между европейским и восточным. Россия оказалась отрезанной от Европы и встала на собственный, теперь уже принципиально отличный от западноевропейского путь развития. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились как бы платой за создание государства в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок и приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским). Отсюда и определённая идеологизация государства – единственного к тому времени оплота православной веры. Со времён Ивана Грозного две принципиальные и взаимосвязанные черты: гипертрофированная роль государства и некоторая недоразвитость, незащищённость частной собственности сближали Россию со странами Востока, а борьба самобытных русских традиций с влиянием Запада стала одной из "осей" отечественной истории.
Непрерывное территориальное расширение предопределило тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип). У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории.
Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне всё чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и сёла. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, её первобытный демократизм и уравнительные тенденции. Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и другие. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г. (настоящего времени).
Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.
Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г. закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.
Идея служения общему благу, "миру", ради которого человек должен жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета россиянина. В этой связи идея служения общему государственному началу играла значительную роль в духовном настрое российского народа. "Россия – самая могущественная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики. Великие жертвы понёс русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своём необъятном государстве", – писал о роли государственного начала в жизни русского народа выдающийся русский учёный Николай Александрович Бердяев.
Российская история во многом представляет собой историю социального реформизма. Реальные изменения в экономическом и политическом строе на протяжении последних столетий происходили, как правило, в результате реформ. Глубокая модернизация и европеизация России была проведена Петром Великим. Действительно, XVIII век - это время утверждения в России светской культуры, формирования национального языка, возникновения профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства. Но все эти новации лишь в самой минимальной степени затрагивали 90% населения крестьянской России, продолжавшей жить по обычаям предков. Именно в XVIII веке в результате форсированной европеизации произошёл тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперёд обострявшееся взаимное непонимание между ними.
С именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского, близкого советника императора Александра I, связан реформистский процесс первой половины XIX в. Исключительны по своему объёму также аграрная, городская, земская и другие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Мы говорим об этом периоде как об "эпохе великих реформ". Процесс модернизации российского общества в начале XX в. был начат по инициативе такой значительной политической фигуры российского реформаторства, как Пётр Столыпин. В истории советского общества также были и глубокая модернизация общественного уклада в конце 20-х - в 30-е гг., и хрущёвский реформизм, и, наконец, попытки обновления общества во второй половине 80-x - в 90-е гг.
Следует подчеркнуть, что в силу специфики российской истории реформы всегда начинало государство. Отсюда решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне и президентов. Толчком к началу российских реформ, позволившим преодолеть мощное сопротивление традиций, интересов, являлись, как правило, внешние факторы, а именно отставание от Запада, принимавшие чаще всего форму военных поражений. Поскольку реформы в России осуществлялись всецело верховной властью, все они не были доведены до своего логического завершения и не разрешили в полной мере тех общественных противоречий, которые вызвали их к жизни. Более того, многие реформы в силу своей непоследовательности и незавершённости лишь обостряли в дальнейшем ситуацию.
Особая роль государства в процессе российских реформ "сверху" превращала бюрократию в единственного их разработчика и руководителя. Поэтому её значение в судьбах российских реформ было огромным. Численность бюрократии в России быстро росла. От позиции правящей элиты, от результатов борьбы различных групп и кланов бюрократии зависела окончательная судьба реформ в России. Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.
И в заключение отметим удивительное постоянство и устойчивость социальной организации российского общества. Меняя свои формы, а не суть, социальная структура воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность российского общества, внутреннее единство его исторического бытия. Даже после невиданной в истории социальной ломки, предпринятой после 1917 г., под новой социальной оболочкой вновь проступили многие российские традиции. Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается по крайней мере с середины XVII столетия. Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая "инерционность" препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из "объятий" прошлого.
Вышеперечисленные факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России, помогают осмыслить то явление, которое можно определить как цивилизационную доминанту отечественной истории.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.
1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.
Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.
С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель».
2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.
На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.
3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны.
Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.
4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.
Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.
5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

Государства уникальна. Она наполнена огромным количеством разных событий. Безусловно, всю историю Российского государства невозможно описать в рамках одной статьи. Рассмотрим некоторые основные события.

Восточнославянские племена

Начало складывания государственности исследователи относят к VIII-IX векам. В этот период население переходит от присваивающего хозяйства к производящему. причиной возникновения имущественного неравенства.

В VIII-IX вв. стали возникать города-государства. Для обеспечения жизнедеятельности населения в них были сформированы:

  • Орган управления. Им мог быть совет старейшин или народное собрание.
  • Городская община. Это была территориальная организация, состоявшая не из кровных родственников, как раньше, а из соседей.
  • Дружина. Ее возглавлял князь. В задачи дружины входила защита территории от нападений, а также сбор налогов.

После неолитической революции с XI в. население стало использовать металл, началось разделение труда. В результате в обществе стали складываться разные социальные группы: ремесленники, дружинники, купцы, городская администрация.

Впоследствии отдельные города стали выделяться среди других. К примеру, высот экономического и социального развития достиг Новгород. Вокруг таких крупных городов начала складываться славянская государственность. Особую роль в этом процессе сыграло христианство, принятое в 988 г.

На начальных этапах развития государства хозяйство развивалось по экстенсивному пути: не за счет совершенствования производства, повышения качества труда, а за счет привлечения дополнительной силы и освоения новых земель.

Многие исследователи связывают начало Российского государства с освобождением от татаро-монгольского ига. Именно после этого, полагают историки, страна перешла на новый этап развития.

Территория Российского государства всегда привлекала завоевателей. Страна постоянно находилась под угрозой нашествия. В 16 в. Российское государство участвовало в сражениях в общей сложности 43 года, в 17 - 48, в 18 - 56 лет.

Социально-экономическая ситуация

К концу XV столетия сформировались условия для образования Российского государства .

В течение XIV-XV вв. возникли социально-экономические предпосылки для усиления феодального хозяйства. Огромное количество людей находились в разной зависимости от представителей высших слоев населения - светской и духовной знати, а также княжеской власти. После освобождения от татаро-монгольского ига начали восстанавливаться города. Однако большая часть территорий, кроме Новгородско-Псковской земли, находились на второстепенных позициях в социально-экономической системе.

Множество владений, находившихся в городах, принадлежало феодалам. В целом же городские территории подчинялись усилившейся власти князя. Под ее влиянием устранялись последние признаки городского самоуправления.

В торговле основную роль также играли феодалы. За счет полученной прибыли знать укрепляла свои хозяйства. Денежные средства, накопленные простыми горожанами, изымались князьями. Часть передавалась в Орду, часть шла на личные нужды правителя.

Все эти факторы обусловили формирование неблагоприятных условий для появления ранних буржуазных элементов. В Российском государстве укреплялся феодализм, устанавливались крепостнические отношения между знатью и простым населением.

Экономическое взаимодействие территорий было слабым. Торговые связи охватывали незначительную часть граждан. Крупные города, находясь в составе Российского государства , стали развиваться преимущественно как локальные центры политической и экономической жизни.

После освобождения страны от Орды основной политической силой стали московские князья.

Начало царствования Ивана III

В то время как русские земли находились в зависимости от Орды, европейские страны шли по пути интенсивного развития. Некоторые из них даже не знали ни о каком Российском государстве . После освобождения от Орды страны Европы были в прямом смысле огорошены внезапным возникновением колоссальной империи.

Отдельные зарубежные политики попытались воспользоваться созданием Российского государства для борьбы с Турцией. Сначала в Москву прибыл Николай Поппель - подданный Германской империи. Он предлагал Ивану III корону и брак племянника императора с дочерью русского правителя. Однако предложение принято не было.

Установить связи с Российским государством стремились и другие зарубежные державы. К примеру, Венгрии нужен был союз для облегчения борьбы с Польшей и Турцией, Дании - для ослабления Швеции. Сигизмунд Герберштейн побывал в Российском государстве в первой трети XVI в. дважды. Именно он впервые составил обстоятельные "Записки о делах в Московии".

Русское правительство также нуждалось в установлении связей с зарубежными странами. Однако внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. была направлена на реализацию особых сложных задач и отвлечение сил и ресурсов на борьбу с Османской империей могло только помешать их осуществлению.

В первую очередь необходимо было завершить объединение русских земель. Для этого в Молдавию и Венгрию был отправлен Федор Курицын. Он должен был договориться о совместных действиях против Польши и Литвы.

Отношения с Крымским и Казанским ханствами

Внешняя политика Российского государства конца XV в. была направлена в первую очередь на нейтрализацию Турции, которая становилась мощной державой. Кроме этого, необходимо было уничтожить остатки Орды, присоединить Казанское ханство. Все эти задачи были реализованы Иваном III.

Казанское ханство было присоединено силой в 1487 г. Однако позиции Российского государства были весьма непрочными. После вступления Василия III на престол казанский хан разорвал все отношения с Москвой.

Русское правительство предприняло попытку восстановить отношения. Однако поход Василия III в 1506 г. завершился неудачно. Только после смерти казанского хана в 1518 г. его место занял московский ставленник. Однако уже через три года он был свергнут, а власть перешла к Сагиб-Гирею, брату крымского правителя.

Летом 1521 г. крымский хан напал на русские земли. Он дошел до самой Москвы, опустошил территории и захватил множество людей в плен. Василию III пришлось дать грамоту о "вечном подданстве" крымскому хану. Но вскоре этот документ удалось вернуть.

На русскую землю нападали и с востока. Главными врагами были казанские татары.

В 1523 г. на р. Суре была создана крепость Васильград. Она стала опорным пунктом для борьбы с Казанским ханством. В 1524 г. Василию III удалось урегулировать отношения с Крымом. После этого начался поход на Казань. Город взят не был, однако были установлены мирные отношения. При этом казанские правители согласились на требование Василия III о переносе торговли в Нижний Новгород.

До конца первой трети XVI столетия с Казанью были сложные, но мирные отношения. Только в 1533 г. крымский и бывший казанский ханы объединились для похода на Российское государство . Однако, дойдя до Рязани, они встретили московское войско, которому удалось отбить нападение.

Балтийское направление

Оно определилось к концу XV в.

В 1492 г. была создана крепость Иван-город. Она располагалась напротив Нарвы.

Ливонский орден попытался воспользоваться противостоянием Литвы и России для нападения на последнюю. Однако в 1501 г. войска потерпели поражение у крепости Гельмед. Спустя 2 года Российское государство и Ливонский орден заключили перемирие. В соответствии с ним, епископ Дерпта (современного Тарту) обязан был выплачивать дань за владение этим городом.

Впоследствии из-за враждебной политики Ливонии и Литвы Россия не могла установить связи с западными государствами. Немаловажное значение имело влияние воинствующих церковников внутри страны. Они выступали против всякого "латинского".

После взятия Смоленска русские войска были разбиты Литвой. Конфликт стал затягиваться и перерос в войну 1518 г. В 1519 г. Василию III на помощь пришел крымский хан. Его войско совершило опустошительные набеги на украинские земли Литвы. После этого воины Ливонского ордена, с которым Москва установила союзные отношения, выступил против Польши. Однако противостояние завершилось перемирием с польским правителем. После этого начались переговоры России и Литвы. В 1522 г. было заключено пятилетнее перемирие, а Смоленск отошел к русским владениям.

Как видно, в истории Российского государства войны занимали далеко не последнее место. Зачастую только вооруженные конфликты могли обеспечить уважение к стране со стороны соседей.

Значение объединения земель

Устранение политических барьеров внутри территории Российского государства , прекращение феодальных конфликтов создали благоприятные условия для развития народнохозяйственного комплекса. Кроме того, объединенное государство имело больше возможностей дать отпор врагам, противостояние с которыми не закончилось свержением ига и победами над ливонскими и литовскими войсками.

Остатки Орды еще существовали на востоке и юге: Астраханское, Крымское, Казанское ханства, Ногайская орда. Достаточно сложными оставались отношения с западными государствами. Белоруссия и Украина были под властью литовского правителя. России необходим был выход к морскому побережью. Решить все эти проблемы позволило объединение земель.

Специфика процесса

Внутренняя политика Российского государства основывалась на феодальных отношениях. Развитие страны опиралось преимущественно на усиление крепостничества и в городе, и в деревне. Основной движущей силой этого процесса стала церковь, пропагандировавшая консервативную идеологию.

Духовные и светские феодалы были вполне самостоятельными. Они являлись крупными землевладельцами, что и обеспечивало их постоянный доход. Горожане и представители дворянства как сословия были развиты слабо.

Единство управления в государстве достигалось исключительно феодальными способами. Великий князь обладал перевесом в материальных силах, что обеспечивало ему успех в борьбе с сепаратистскими настроениями. Помощь в этом ему оказывала церковь.

Вместе с тем политическое единство страны довольно продолжительное время находилось под угрозой. Это было связано с экономической раздробленностью, которая порождала стремление феодальных группировок удовлетворять свои собственные интересы.

История государства Российского в 1918-1920 гг.

В 1918 г., 23 сентября был утвержден Акт Уфимского совещания. Этим актом провозглашалось Российское государство "во имя восстановления независимости и государственного единства". Предпосылками для этих событий стала Революция 1917 г., установление власти Советов и подписание Брестского мира.

Неотложными задачами в Акте провозглашались:

  • Борьба с Советской властью.
  • Воссоединение разрозненных территорий страны.
  • Непризнание Брестского договора и прочих международных соглашений, которые были заключены и от имени России, и от имени отдельных ее регионов после Революции.
  • Продолжение борьбы с германской коалицией.

Централизация системы управления

В октябре 1918 г. Временное правительство перебралось в Омск из Уфы.

В начале ноября было выпущено обращение к областным правительствам о незамедлительной передаче полномочий Всероссийскому аппарату управления. Тогда же был сформирован Всероссийский Совет министров, главой которого стал Вологодский.

Благодаря всем этим действиям были упразднены казачьи, национальные и областные правительства на востоке государства. Формально это позволило консолидировать силы для сопротивления большевикам.

Адмирал Колчак

В 1918 г., 18 ноября были арестованы члены Директории, находящиеся в Омске. Совет министров принял на себя всю полноту власти, после чего постановил о передаче ее одному лицу - Верховному правителю. Им стал Александр Колчак.

После принятия звания адмирал сформировал новое правительство. Оно проработало до 4 января 1920 г.

Политическое устройство страны

Государство Колчака состояло из 3 разрозненных территорий. На некоторое время, однако, были соединены Архангельская и Омская части территории.

Законы, принимавшиеся Верховным правителем, являлись обязательными для исполнения во всем Российском государстве. Омское правительство предоставляло финансовую помощь южным территориям, а северное - осуществляло закупки в Сибири для решения вопросов поставки хлеба.

Система госуправления включала в себя временные органы госвласти. Они наделялись полномочиями на период военных действий и до восстановления в стране порядка.

Внешняя политика Верховного правителя

Колчак стремился установить связи с бывшими союзниками страны в Первой мировой. Он признал государственный долг России, прочие договорные обязательства перед другими государствами.

За границей интересы страны представлял опытный дипломат Сазонов. В его подчинении находились все посольства, оставшиеся с дореволюционного периода. При этом они сохраняли свое имущество, функции и аппарат управления.

Де-юре Российское государство признало на международном уровне только Королевство Сербов, Словенцев и Хорватов. Де-факто его признавали все страны-участницы Антанты, а также государства, возникшие после крушения Империи (прибалтийские страны, Польша, Финляндия, Чехословакия).

Колчак рассчитывал на участие в Правительством была сформирована специальная комиссия по подготовке к мероприятию. Колчак полагал, что государство Российское будет представлено на конференции как могущественная страна, которая понесла огромные потери в течение 3-х лет, держала второй фронт, без чего не было бы победы союзников.

Предполагалось, что если до начала мероприятия страны Антанты юридически не признают существование государства, представителем от него будет выступать кто-либо из дипломатов дореволюционной России по согласованию с белыми. Но вскоре союзники изменили свою позицию.

На конференции было принято решение перенести рассмотрение вопроса о международном статусе России до завершения Гражданской войны, т. е. до того, как на всей ее территории не будет установлена единая государственная власть.

Конец Российского государства

Колчак особенно не доверял союзникам, предполагая, что он будет ими предан. Так, собственно, и произошло.

Историки полагают, что главной причиной выдачи Колчака большевикам стали заявления адмирала о том, что весь золотой запас, также как и ценности, награбленные чехословаками в период пребывания в России, являются государственным достоянием, и он не позволит вывезти их за рубеж. Ускорил развязку приказ Колчака о проверке имущества, который вывозили легионеры из Владивостока. Это распоряжение стало известно чехословацкому командованию и вызвало гнев.

Адмирал был вынужден перебраться в Иркутск. Сделать это было решено поездом. Однако по прибытии в пункт назначения Колчак был передан местным властям. После этого начались многочисленные допросы. В 1920 г. ночью с 6 на Колчак без суда был расстрелян вместе с председателем Совета министров Пепеляевым по постановлению Иркутского ревкома. На этом история государства Российского завершилась. Страна вошла в новую эпоху - советскую. С этого момента началось изменение государственного устройства под руководством большевиков.

Основные этапы в развитии российской государственности в IX – первой половине XIX вв.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития˸ Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация. 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного её центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа ᴇᴦο раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром ʼʼсобирания русских земельʼʼ. Особую роль в данном процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось ещё почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс ʼʼсобирания земельʼʼ вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось ᴇᴦο успехами в сфере централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение ᴇᴦο территории за счёт успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке. Все это привело к образованию великорусской нации. В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название ʼʼСмутное времяʼʼ. Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением её международного престижа. На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю. 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при ᴇᴦο решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех её сторон. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ, небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола. Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями. В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа˸ первый характеризовался ʼʼконституционными исканиямиʼʼ, а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщинои̌. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции. Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил ʼʼвеликую реформуʼʼ, декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции. Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и ᴇᴦο подданными.