Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура. Центральные федеральные органы исполнительной власти Кто устанавливает систему органов исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.


| |

Государственная власть во все времена представляла собой сложное структурированное явление. При этом оно развивалось параллельно эволюции самого общества. Изначально организация социума имела форму племенной общины. Власть в таких формированиях строилась исключительно на авторитете и воле вождя. С течением времени общество формировало новые, более разветвленные и эффективные структуры. В конечном итоге возникло государство. Что касается власти в современных странах, то она реализуется людьми через специальные органы. Они руководствуются положениями определенной нормативной базы в своей деятельности, а также выполняют ряд достаточно специфических функций. При этом большой интерес вызывают отрасли власти. Ведь их основной задачей является непосредственная реализация главных функциональных направлений государственной политики. Следует отметить, что работают подобные организации в составе структурированного механизма, построение которого происходит на основе действующего юридического режима РФ.

Три ветви государственного управления

В систему федеральных органов исполнительной власти входят различные ведомства и службы. Но чтобы более детально разобраться в особенностях подобной структуры ведомств, необходимо выяснить, что является её непосредственным началом. Все мы когда-либо слышали о принципе разделения государственного управления на три основополагающие ветви: законодательную, судебную и, конечно же, исполнительную. Однако мало кто знает о моменте изобретения данной юридической категории. Суть в том, что принцип разделения власти был изобретен Монтескье и Джоном Локком в период Нового времени. В тот момент государства во всем мире переходили на новый

Основной целью реформирования стало уничтожение единоличной власти монархов и создание демократических институтов. Как мы понимаем, инновационный принцип разделения власти нашел свое применение. Практически во всех современных странах государственное управление имеет трёхгранную систему. Ведь монархический строй правления показал свою полную неэффективность и бесполезность. Приверженцы подобного политического режима никогда бы не обрели поддержки общества.

Россия в данном вопросе не является исключением. Все функционирующие в нашем государстве органы на сегодняшний день входят в структуру судебной, законодательной или исполнительной отрасли власти. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, какие организации в систему федеральных органов входят, нужно проанализировать специфику отдельной ветви управления и её значение.

Понятие исполнительной сферы управления

Каждая существует с определенной целью. Исполнительная сфера управления является полностью независимой и самостоятельной. Она существует, прежде всего, для выполнения определенных государственных функций, которые имеют статус наиболее важных. Конечно, основной целью является реализация основного закона и его норм, а уже потом положений иных законодательных актов.

сферы управления

В составе любой ветви управления функционируют специальные ведомства. Они, по сути, являются прямыми реализаторами государственной власти. В контексте данной статьи мы рассматриваем органы исполнительной ветви. Данные ведомства наделены массой специфических полномочий. Их главной целью есть не что иное, как приведение определенных государственных программ в жизнь. При этом в систему федеральных органов исполнительной власти входят совершенно разные структуры. Это говорит о значимой роли, которую отыгрывает представленная ветвь. Стоит отметить, что сама система ведомств имеет большое количество интересных аспектов, которые нужно анализировать отдельно.

Понятие системы ведомств

Орган упомянутой ветви управления в единственном экземпляре не представляет ничего существенного. То есть он неэффективен в своей деятельности. Поэтому для удачной реализации государственной политики создана целая система органов власти исполнительного характера. Но что она собой представляет? Система исполнительных ведомств - это обусловленная отдельными государственными функциями и традициями национального характера совокупность определенных органов, а также их подразделений и иных элементов. То есть структура является самостоятельным механизмом, который строится на конкретных принципах и имеет собственные задачи.

Особенности построения системы официальных органов

Принципы построения структуры ведомств - это ключевые теоретические аспекты, согласно которым происходит формирование механизма всей исполнительной ветви. На сегодняшний день учеными было выведено три исходных положения.


Что входит в систему федеральных органов исполнительной власти?

На сегодняшний день в РФ существует множество ведомств представленной в статье ветви управления. Очень часто данный факт не позволяет представить их структуру. Иными словами, многие люди попросту не понимают, что в систему федеральных органов исполнительной власти входит. Если не учитывать доктринальные наработки ученых, то основой систематизации этой сферы является Указ Президента РФ, изданный в 1994 году. Согласно его положениям, в систему исполнительной власти входят: центральный орган, Правительство РФ, комитеты, государственные комитеты, федеральные службы и министерства. При этом существуют специфические элементы в структуре данных ведомств. Например, субъекты Федерации имеют собственную исполнительного характера. Данный факт во многом обусловлен территориальным строением РФ. Государство является федеративным, что дает его субъектам определенную автономию во внутренних и некоторых внешних отношениях.

Особенности и полномочия Правительства

Как мы выяснили, в систему федеральных органов исполнительной власти входит центральный орган, регулирующий всю вертикаль ветви.

Таковым является Правительство России. Орган осуществляет ряд достаточно значимых полномочий:

  • разрабатывает федеральный бюджет;
  • управляет собственностью, которая принадлежит непосредственно государству;
  • приводит в жизнь политику в сфере безопасности, охраны здоровья, образования и т. п.;
  • принимает соответствующие меры для обеспечения процесса борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.

Как мы видим, представленный орган отыгрывает значимую роль в процессе непосредственной реализации государственной политики и положений отдельных нормативных актов.

Правовой статус иных общенациональных структур

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные ведомства и комитеты, министерства. Данные организации функционируют под контролем центрального органа. При этом они имеют собственную компетенцию, в рамках которой производится вся непосредственная деятельность элементов федеральной исполнительной системы. Положения о конкретных органах утверждаются главой державы или же Правительством. Таким образом, та или иная организация представляет собой юридическое лицо, которое может самостоятельно и от своего имени вступать в правоотношения.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные службы и министерства, наделенные особым статусом.

Примером является министерства внутренних дел, обороны, ФСБ и СВР. Они в своей деятельности подведомственны непосредственно Президенту, а не Правительству РФ.

Уровень субъектов РФ

В систему России входят федеральные организации территориальных элементов Федерации. В данном случае в структуре также присутствуют министерства, управления, ведомства и службы и т. д. Однако их деятельность распространяется исключительно на территории соответствующего субъекта государства. При этом в систему исполнительной отрасли элементов Федерации могут входить организации, существование которых обусловлено традициями определенной этнической культуры. Как уже указывалось ранее, такой подход к организации управления на уровне отдельных территориальных образований обусловлен федеративной структурой РФ. Суть в том, что централизованная система исполнительных органов не смогла бы обеспечить потребность всех без исключения субъектов страны. Поэтому была создана отдельная система, функционирующая на территориальном уровне.

Вывод

Итак, мы попытались выяснить, какие ведомства в систему федеральных органов исполнительной власти входят. Статья раскрывает данную проблематику, а также поясняет некоторые особенности соответствующей ветви государственного управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Еще по теме 7.5. Система федеральных органов исполнительной власти:

  1. § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  2. 1. Представление Президенту Российской Федерации предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти.
  3. 5.4. Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на долэ/сность и освоболсдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным федераль-ным органам исполнительной власти относятся:

государственные комитеты РФ» федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, рос-сийские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента РФ.

Министерство Российской Федерации- феде-ральный орган исполнительной власти, проводя-щий государственную политику и осуществляю-щий управление в установленной сфере деятель-ности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнитель-ной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федера-ции, федеральная комиссия России -это феде-ральные органы исполнительной власти, осуществ-ляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их веде-нию, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государствен-ный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель государ-ственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России. Эти руководители не входят в состав Правительства РФ.

Федеральная служба России, российское агент-ство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуще-ствляющими специальные (исполнительные, конт-рольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Феде-ральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - началь-ник федерального надзора России. Эти руководите-ли также не входят в состав Правительства РФ.

Как уже отмечалось выше, федеральные орга-ны исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной вла-сти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.

Высшим органом исполнительной власти в Рос-сийской Федерации является % РФ. Правовой статус Правительства,РФ определен Конституцией РФ и. Федеральным конституцион-ным законом «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ является коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из членов Правитель-ства - Председателя Правительства РФ, замести-телей Председателя Правительства РФ (включая первых) и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязаннос-ти Президента РФ. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его. заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязан-ностей.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Осво-бождение от должности Председателя Правитель-ства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. Однако в случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ" Президент РФ вправе до назначения нового Пред-седателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Предсе-дателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. Заместители Председателя Правительства РФ ц федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президен-том РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ и по своей иници-ативе, а также и в предусмотренных Конституци-ей РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа Го-сударственной Думы в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ руководит работой федераль-ных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их дея-тельность, они же, в свою очередь, подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ утверждает положения о федеральные органах исполнительной власти (за исключением тех из. них, руководство которыми входит в компетенцию Президента РФ). Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности: замести-телей федеральных министров, руководителей фе-деральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, них заме-стителей (за исключением тех органов, руковод-ство которыми входит в компетенцию Президента РФ), а также руководителей органов и организа-ций, созданных при Правительстве, и должност-ных лиц своих территориальных органов.

Правительство РФ издает постановления и рас-поряжения и обеспечивает их исполнение. Поста-новления и распоряжения Правительства РФ под-писываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению на всей территории страны. Постановления Правительства РФ, за ис-ключением постановлений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, под-лежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимос-ти немедленного широкого обнародования они до-водятся до всеобщего сведения через средства мас-совой информации безотлагательно. Постановле-ния и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам "и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ вправе при-нимать также обращения заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председа-теля Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозмож-ности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. На заседа-ниях Правительства РФ имеет право председатель-ствовать Президент РФ. Представители палат Фе-дерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суде

РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной пала-ты РФ, Центрального банка РФ, иные лица впра-ве участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с установленным порядком

Действующие в административно-публичной сфере, осуществляющие административные функции и наделенные административными полномочиями.

Все указанные административные органы в зависимости от пределов осуществления ими административно-публичной деятельности можно подразделить на две большие группы;

  • административные органы, действующие внутри государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или системы таких органов и учреждений и осуществляющие только внутреннюю административно-публичную деятельность (к ним относятся, в частности, руководители соответствующих органов и учреждений, коллегиальные органы управления , действующие в названных органах и учреждениях, например, председатели палат Федерального собрания , Председатель Верховного Суда РФ, ректор и ученый совет высшего учебного заведения, администрация учреждения исполнения наказания , командующий армией и военный совет армии и т.п.);
  • административные органы, осуществляющие административно-публичную деятельность за пределами соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и системы этих органов и учреждений в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц . Административные органы, осуществляющие внешнюю адми-нистративно-публичную деятельность, по существу, выполняют функции, аналогичные тем, которые реализуют органы исполнительной власти , и при этом наделяются аналогичными административными полномочиями.

3. Центральный банк РФ и его территориальные органы в субъектах РФ. В соответствии с положениями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет как нормативное, так и индивидуальное правовое регулирование отношений, возникающих в сфере функционирования денежной и банковской системы России. В целях осуществления такого регулирования он издает соответствующие нормативные правовые акты: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации и правила проведения банковских операций , осуществляет разрешительные, регулирующие и надзорные функции в отношении не подчиненных ему организационно физических и юридических лиц, в том числе коммерческих банков и иных кредитных организаций . Центральному банку РФ предоставлено право лицензирования деятельности кредитных организаций, осуществления надзора за соблюдением этими организациями банковского законодательства, применения к ним мер административного принуждения , в частности таких, как выдача обязательных для исполнения предписаний, взыскание штрафов, отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

По своему содержанию, формам и методам осуществления деятельность этих органов идентична административно-регулятивной деятельности органов исполнительной власти. Различие между административно-публичной деятельностью органов исполнительной власти и административно-публичной деятельностью исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований состоит лишь в том, что последние осуществляют эту деятельность на ограниченной территории муниципальных образований и главным образом по вопросам местного значения. Однако в то же время в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они вправе в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ осуществлять на территории соответствующих муни-ципальных образований отдельные государственные полномочия, т.е. действовать от имени государства. Это еще раз свидетельствует об условности отграничения государственных органов исполнительной власти от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.