Особенности международно правовой охраны водных объектов. Охрана пресноводных ресурсов земли в нормах международного экологического права. Правовая охрана водных объектов

Как было указано выше, водопользователи обязаны осуществлять меры по охране водных объектов. Поэтому использование водных объектов следует осуществлять с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Чтобы степень воздействия человека на водную экосистему была не слишком высокой, водное законодательство предусматривает лимиты водопользования -- установленные на определенный срок предельно допустимые объемы изъятия вод или сброса сточных сточных вод нормативного качества.

Охрану водных объектов обеспечивают производственно-технические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные мероприятия, которые обязаны проводить физические и юридические лица. Следует отметить взаимную связь как собственно водоохранных мер, так и мер по предупреждению, пресечению и устранению последствий вредного воздействия вод (наводнения, затопления, подтопления, эрозии). При подобных явлениях также может происходить загрязнение или засорение вод: в разливающиеся весной реки и озера могут попадать вредные вещества, отходы производства. В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанавливается Правительством РФ.

В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством РФ.

Виды вредного воздействия на воды

В водном законодательстве различают следующие виды вредного воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель (дна и берегов), что приводит к ограничению использования. В отличие от загрязнения, засорение заключается в сбросе или ином поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих его использование. Ни с засорением, ни с загрязнением не следует смешивать истощение вод -- устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. В то же время в реальной жизни водотоки и водоемы испытывают на себе все три вида вредного воздействия, которые тесно связаны друг с другом. Примером может послужить следующая ситуация. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу. Подобное засорение носит массовый характер и, из-за ржавления металла и гниения древесины, нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод -- признак истощения. Большую опасность представляет собой аварийное загрязнение, возникающее при залповых сбросах вредных веществ, наносящих вред или угрожающих здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной или иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Значительными полномочиями по предупреждению, пресечению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Его деятельность регламентирует Федеральный закон от 2 1.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Направления правовой охраны

Правовую охрану вод осуществляют по разным направлениям и различными способами. Для обеспечения охраны вод осуществляют регулирование деятельности источников загрязнения -- объектов, с которых сбрасываются или иным образом поступают вредные вещества. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, коммунально-бытовое хозяйство и т.д. Они не должны вызывать загрязнение и засорение водных объектов сверх установленных нормативов. ВК запрещает применение ядохимикатов и других химических средств, если это влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В свою очередь, взрывные работы с применением ядерных или иных технологий и выделением радиоактивных и токсичных веществ, а так же захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) воспрещены. В водном законодательстве предусмотрена защита водных объектов от засорения, поступление же взвешенных частиц в водный объект допускается в соответствии с требованиями водного законодательства. Водное законодательство предусматривает и некоторые особенности охраны подземных водных объектов. На их водосборных площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников, если сами подземные воды используются для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено и орошение земель сточными водами (если это влияет или может повлиять на подземные воды). В случае вскрытия водоносных горизонтов при использовании недр необходимо принять меры по охране этих водных объектов и сообщить о данном происшествии в уполномоченные органы. Водное законодательство содержит в себе и специальные правовые институты, без которых охрана водных объектов окажется декларативной и неполноценной. Речь идет о водоохранных зонах, округах санитарной и горно-санитарной охраны, особо охраняемых водных объектах.

Водоохранные зоны водных объектов

Большой вред поверхностным водотокам и водоемам наносит хозяйственная деятельность на их берегах, оказывающая особенно негативное воздействие на небольшие водотоки и водоемы. Чтобы защитить водные объекты от загрязнения, засорения, заиления и истощения, а также сохранить среду обитания биоресурсов, отечественное законодательство пошло по пути создания водоохранных зон с полосами разной степени жесткости правового режима. Водоохранные зоны находятся на землях разных категорий: землях водного фонда, поселений, особо охраняемых территорий и объектов. Но в любом случае названные зоны имеют свой специфический правовой режим, определенный водным законодательством. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, содержит жесткие ограничения хозяйственной деятельности на примыкающих к воде участках. Согласно нормам Положения в водоохранных зонах, запрещено складирование мусора, отходов производства, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3°. Запрещается проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с бассейновыми и другими органами управления. Прибрежные защитные полосы являются линией наиболее жесткого режима и, как правило, должны быть залужены или покрыты древесно-кустарниковой растительностью. На территории прибрежных защитных полос дополнительно к предусмотренным водоохранной зоной ограничениям запрещены распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов. В тоже время разрешается при наличии лицензии на водопользование предоставление земельных участков в названных полосах для размещения объектов портовых и гидротехнических сооружений. Эффективность правовой защиты водосбора рек, озер, болот, каналов и водохранилищ зависит во многом от того, как отмеряются водоохранные зоны и их полосы. Согласно приведенному нами Положению они отсчитываются от уреза воды для рек, озер, стариц отсчет производят от средне-многолетнего уреза воды в летний период, для водохранилищ -- от уреза воды при нормальном подпоре уровня, для морей -- от максимального уровня прилива. Исходя из длины водотока и площади водоема для водотоков протяженностью 10--500 км и более отсчитывается ширина зоны в 50--500 м. Водоемы с площадью акватории до 2 км 2 имеют зону в 300 м, при площади акватории от 2 км 2 и выше -- более 500 м. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от вида угодья и крутизны склонов. На пашнях (при разных уклонах) прибрежные защитные полосы отсчитываются от 15 до 100 м; на лугах и сенокосах- -- от 15 до 50 м; на лесистой и кустарниковой местности -- от 35 до 100 м. Это правило в какой-то степени учитывает такие факторы, как рельеф местности и т.д. Вышеуказанное Положение предусматривает проектирование водоохранных зон и их прибрежных защитных полос в соответствии с нормативно-методическими документами. Оно осуществляется по заказу органов территориального управления водным фондом МПР России или же водопользователей водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование. Проекты подлежат государственной экспертизе (в том числе и экологической), а также утверждению государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению федеральных бассейновых органов управления. Минимальные размеры зон и полос наносят на генеральные планы застройки городов и прочих поселений, планы землепользования, прочие планово-картографические материалы. Водоохранные зоны и их полосы обязательно следует наносить на планы и земельные карты. На местности они должны сопровождаться специальными знаками. Правовые нормы о водоохранных зонах и их прибрежных защитных полосах нуждаются в неукоснительном исполнении. Нередко (например, в Московской области) не принимают или не реализуют решения о выделении водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, довольно часто их режимы нарушают. В настоящее время происходит возведение коттеджей прямо на берегах пригородных водоемов и водотоков и даже питьевых водохранилищ, а для некоторых хозяйственников распаханные вплоть до уреза воды сельскохозяйственные угодья являются чуть ли не предметом особой гордости. Подобные действия наносят экологический вред и действующим законодательством воспрещены. Поэтому обеспечение соблюдения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос представляется одной из важнейших задач государственного водного контроля и важнейшей функцией государственного управления.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Законодательством закреплены обязанности водопользователей.

Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.

При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах , а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников) – природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

Также немало важен вопрос об охране водных объектов. Общему порядку и правилам охраны водных объектов подробно посвящена глава 6 ВК РФ.

Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений .

Заключение

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель водного транспорта осуществляется Земельным кодексом, Водным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами. В общей сложности водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством.

Как отмечают многие исследователи в области земельного права, данные правовые акты порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства. В связи с этим, ученые полагают, что возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель водного транспорта.

Пользование водными объектами, особенно для хозяйственных целей, а также прилегающими к ним природными объектами - землями, лесами, недрами, растительным миром, способно вызвать негативные изменения в состоянии вод и тем самым оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей и экономику страны. В целях предупреждения и устранения таких негативных изменений, в том числе восстановления водных объектов, водное законодательство устанавливает меры по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Кроме того, с водами связаны такие опасные природные явления, как наводнения, разрушение берегов, плотин и других водохозяйственных сооружений, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков, заболачивание и за­соление земель, которые именуются негативным воздействием вод (ст. 67). Опасность этих явлений требует разработки и выполнения чрезвычайных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, предусмотренных, в частности, ст. 67 В К.

Таким образом, под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, сохране­ние, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод.

Характеризуя данный институт водного права, необходимо исхо­дить из того, что охрана водных объектов не является абсолютно само­стоятельным видом деятельности, которым должны заниматься спе­циальные организации или органы государственной власти. Охрана водных объектов не отделима от водопользования и пользования другими природными объектами, так как именно на стадии предо­ставления водных объектов в пользование и определения требований, обращенных к водопользователям, по предупреждению и устранению негативных последствий хозяйственного использования вод дости­гается наилучший экологический эффект. Охрана вод - это, прежде всего, обязанность самих водопользователей, хотя специальные меры, скажем, по укреплению берегов, лесопосадкам и прибрежной полосе, созданию особо охраняемых водных объектов, выполняются и могут выполняться самостоятельно специальными организациями и органа­ми вне прямой связи с водопользованием.

Общие требования охраны водных объектов установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». На этапе про­ектирования водопользователи обязаны учитывать последствии своей деятельности на водные и другие природные объекты (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие существующие технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36). При решении вопроса о строительстве объектов гидроэнер­гетики должны учитываться реальные потребности в электрической энергии и предусматриваться меры по охране водных объектов, водо­сборных площадей и экосистем в целом (ст. 40).


Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Эти меры включают:

Установление специального режима охраны водных объектов;

Установление общих и индивидуальных прав и обязанностей водопользователей по охране вод и их рациональному использованию;

Исполнительной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

Разработка комплексных схем использования и охраны вод.

Правовой режим охраны водных объектов, под которым понимает­ся система правил и мероприятий, нацеленных на предупреждение и устранение деградации вод, включает, прежде всего, запреты и огра­ничения на сбросы отходов и не подвергшихся санитарной очистке сточных вод, а также на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Содержание радиоактивных ве­ществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья че­ловека веществ в водных объектах не должно превышать естественною фона, захоронение в водных объектах ядерных материалов, радио­активных веществ запрещено (ст. 56 ВК). Запрещается загрязнение засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродук­тами, ядохимикатами (ст. 57). На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использо­ваны для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не до­пускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ. Также не разрешается орошение земель сточными водами, если это не со­ответствует санитарному законодательству (ст. 59). Водные объекты, обладающие особой природоохранной, научной, культурной, рекреа­ционной и иной нематериальной значимостью, могут быть признаны Правительством РФ особо охраняемыми водными объектами (ст. 66). Такие объекты могут быть полностью или частично, постоянно или временно изъяты из хозяйственной деятельности.

(ст. 65). Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В преде­лах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактив­ных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за ис­ключением их проезда по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная по­лоса - часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйствен­ной деятельности запрещается распашка земель, выпас сельскохо­зяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками.

Вторую группу мер охраны водных объектов образуют общие и ин­дивидуальные права и обязанности водопользователей по охране и ра­циональному использованию вод. ВК возлагает на водопользователей такие общие обязанности, как обязанности не допускать причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учет объема забора и сброса сточных вод, вести на­блюдение за состоянием водных объектов и водоохранными зонами (ст. 39). Кроме того, водопользователи, использующие водные объ­екты для теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов, т. е. не допускать изменения естественного температурного фона (ст. 62). При эксплуатации водо­хозяйственных систем водопользователи не могут осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке или не соответ­ствующих требованиям технических регламентов (ст. 60).

В интересах охраны водных объектов, Федеральное агентство водных ресурсов ведет государственный водный реестр, Росгидромет осуществляет мониторинг состояния водных объектов. По каждому речному бассейну Федеральным агентством водных ресурсов гото­вятся схемы комплексного использования и охраны водных объек­тов. В целях выявления правонарушений и обеспечения соблюдения водопользователями требований водного законодательства осущест­вляется государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 36). Полномочия по ведению надзора возложены на тер­риториальные органы Росприроднадзора.

Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объ­ектов является нормирование. Статья 35 В К предусматривает установ­ление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов:

Нормативов допустимых воздействий на водные объекты;

Нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей каче­ства воды в водных объектах (ПДК);

Целевых показателей качества воды в водных объектах;

Нормативов допустимых сбросов с объектов водопользования.

Нормативы допустимых воздействий на водные объекты разраба­тываются Росводресурсы на основании предельно допустимых кон­центраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и иных показателей качества воды в водных объектах (нормативы ПДК). Они определяются по каждому бассейну водного объекта с учетом природной особенности территории и содержат допустимую величи­ну антропогенной нагрузки и массу вредных веществ, которая может поступить в водный объект- Нормативы ПДК определяют показатель максимально допустимого содержания в водных объектах химиче­ских и биологических веществ. В отличие от нормативов допустимых воздействий, которые могут быть различными по каждому водному объекту, нормативы ПДК едины для всех водоемов и водотоков и определяют по каждому загрязняющему веществу его допустимую максимальную концентрацию. Этот показатель определяется исходя из назначения водного объекта и, по сути, не учитывает естественные различия в качестве вод.

Лимиты (предельный объем) забора водных ресурсоь и сброса сточных вод, устанавливаемые Росводресурсы для каждого речного бассейна.

Квоты забора водных ресурсов и сброса сточных вод утвержда­ются Росводресурсы и выделяются для каждого субъекта РФ как часть лимита.

Нормативы и иные меры охраны водных объектов определяются в комплексных схемах использования и охраны вод. Схемы разрабаты­ваются Росводресурсы для каждого речного бассейна сроком на 10 лет и утверждаются Миприроды. Они устанавливают целевые показатели качества воды в водных объектах, перечень водохозяйственных ме­роприятий по охране водных объектов, водохозяйственные балансы, лимиты забора водных ресурсов и сброса сточных вод для речных бас­сейнов, квоты забора и сброса, устанавливаемые по каждому субъекту РФ, количественные и качественные показатели водных ресурсов и параметры водопользования, которые включают материалы о состоя­нии водных объектов, их использовании. На основе таких материалов определяется допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты, мероприятия по охране водных объектов, водохозяйственные меро­приятия, водохозяйственные балансы, лимиты забора воды, квоты забора и сброса сточных вод, необходимые финансовые ресурсы, а также другие необходимые мероприятия. На основе схем комплекс­ного использования и охраны водных объектов, которые являются обязательными для соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, принимаются решения о предостав­лении водных объектов в пользование и определяются условия водопользования.

Вода занимает 70% земной поверхности и лишь 2,5% этой площади приходится на пресные водоемы. Из этих 2,5% пресной воды на Земле две трети сосредоточено во льдах, а почти вся оставшаяся часть рассеяна в почве или залегает в глубоких водоносных слоях. Потребление воды год от года растет (население мира ежегодно увеличивается примерно на 90 млн. человек). По прогнозам к середине века лишь три - четыре страны в мире не будут испытывать острой нехватки пресной воды.

Между тем не только количественное, но и качественное состояние мировых ресурсов пресной воды из года в год ухудшается и в основном в результате неконтролируемой хозяйственной деятельности человека. За период с 1990 по 1995 гг. потребление пресной воды в мире возросло в шесть раз, что более чем вдвое превышает прирост населения. Нехватка воды во многих странах является основным фактором, сдерживающим промышленный и социально-экономический рост. В Африке 14 стран уже испытывают трудности с водоснабжением или страдают от нехватки воды, а в ближайшие 25 лет к ним прибавятся еще 11 стран. Если существующие модели потребления не изменятся, то к 2025 г. двое из трех жителей Земли будут испытывать нехватку воды. По данным экспертов ЮНЕП, около 20% населения земного шара не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а около 50% лишены санитарии надлежащего уровня. В мировом масштабе загрязненная вода оказывает воздействие на здоровье примерно 1,2 млрд. человек и ежегодно является причиной смерти 15 млн. детей в возрасте до пяти лет. Загрязнение сточными водами является самой крупной и наиболее распространенной проблемой. Столь же серьезной проблемой является загрязнение водных ресурсов нитратами в результате чрезмерного использования удобрений. Промышленные отходы загрязняют водные источники тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком) и стойкими органическими соединениями.

Осуществляемый в больших масштабах водозабор, превышающий потенциал природного пополнения водоносных горизонтов, приводит к изменению качества подземных вод, засолению морскими водами прибрежных сельскохозяйственных земель.

Растущий бытовой спрос на воду в связи с развитием электроэнергетики и орошением садов также влияет на существенное уменьшение пресноводных источников.

Из года в год растет потребность в орошении сельскохозяйственных угодий пресной водой.

Растущее население мира объективно потребует увеличения продовольственных продуктов и прежде всего за счет расширения сельского хозяйства, что, в свою очередь, вызовет большой спрос на воду. В настоящее время на долю сельского хозяйства в мировом масштабе приходится более 70% потребления пресной воды.

Данной проблеме особое внимание уделялось в исследованиях Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), которые проводились с 1988 г. каждые четыре-пять лет. По прогнозам экспертов, происходящие изменения климата Земли серьезно отразятся на наличии воды. В условиях роста температуры, изменения режима водного стока и повышенного испарения влаги климатические изменения окажут заметное влияние на распределение мировых вод. Значительные территории развивающегося мира будут охвачены "водным стрессом". "Водное голодание" может охватить значительное по масштабам население мира. В этой ситуации обеспечение водной безопасности для многих государств станет одним из основных направлений их деятельности.

По мнению экспертов ПРООН, современный мир подвержен значительным изменениям климата и даже самые жесткие меры по смягчению их не приведут к заметным изменениям в температурном режиме вплоть до середины 2030-х годов, поэтому средние глобальные температуры будут иметь тенденцию к повышению вплоть до 2050 г. даже по самым благоприятным сценариям.

В этой ситуации рациональное управление водными ресурсами как во внутригосударственном масштабе, так и на международном уровне становится достаточно очевидным и необходимым.

Прежде всего проблемами водных ресурсов на регулярной основе стала заниматься Организация Объединенных Наций . Она стала проводить международные конференции по водным ресурсам (1977 г. - в Мар-дель-Плата, 2003 г. - в Киото и др.). После учреждения ЮНЕП такая работа стала проводиться в рамках Программы по экологически обоснованному использованию внутренних водных ресурсов. С участием ЮНЕП на региональных уровнях проводились конференции, совещания, консультации, обследования, учебные курсы и семинары по вопросам комплексного использования водных ресурсов отдельных рек, озер, водно-болотных угодий.

Существенный вклад в развитие всемирного движения на планете за охрану окружающей среды в целом и за сохранение качества ресурсов пресной воды в частности был внесен на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В принятом документе "Повестка дня на XXI век" Конференция достаточно подробно изложила программу по сохранению количества и качества пресной воды, освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользования (гл. 18 разд. II).

В данную программу вошли конкретные положения, рекомендованные для реализации государствами, такие как:

  • комплексное освоение и рациональное использование водных ресурсов;
  • оценка водных ресурсов, включая выявление потенциальных источников снабжения пресной водой;
  • охрана водных ресурсов, качества воды и водных экосистем;
  • снабжение питьевой водой и санитария;
  • вода и устойчивое городское развитие;
  • вода для устойчивого производства продовольствия и развития сельского хозяйства;
  • последствия изменения климата для водных ресурсов.

Всем государствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе по мере необходимости с ООН и другими организациями, было предложено к 2000 г. разработать национальные программы действий и приступить к их осуществлению, разработать эффективные программы водопользования, а к 2025 г. выполнить задачи по подсекторам всех программных областей, связанных с ресурсами пресной воды.

Вопросы защиты водных ресурсов неоднократно включались в повестку дня Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Так, в частности, доклад "Вода как сфера ответственности всего общества " обсуждался ЮНИДО в 2005 г.

Как отметил еще в 80-е годы прошлого столетия профессор О.С. Колбасов, при рациональном использовании материковых вод (реки, озера, каналы, водохранилища, подземные воды, ледники) они непрерывно возобновляются в процессе круговорота, однако наступает водный голод в результате их загрязнения, которое вызывает всеобщую озабоченность в мире.

На Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в январе 2005 г. в Кобе (префектура Хиого, Япония), были приняты Декларация и Хиогская рамочная программа действий на 2005 - 2015 гг. в качестве руководящего базового документа в деятельности по уменьшению опасности бедствий в следующем десятилетии.

В этом обширном по содержанию документе среди множества рекомендаций, обращенных к населению, властным структурам общин и другим структурам государства, международным организациям, особое внимание уделено вопросам уменьшения основополагающих факторов риска применительно также к окружающей среде и к природным ресурсам.

В программе Десятилетия действий "Вода для жизни" в целях раннего предупреждения наступления негативных последствий для населения в области водоснабжения и водопользования в случае стихийных бедствий рекомендовано принятие следующих мер:

  • улучшение системы мониторинга, включая измерения, оценку и прогнозирование воздействия бедствий, в целях определения возможностей смягчения последствий и предупреждения бедствий;
  • внедрение программ страхования в развивающихся странах на национальном и местном уровне и на уровне домашних хозяйств;
  • формирование эффективной стратегии уменьшения опасности бедствий, привлечение женщин к обеспечению безопасности их семей;
  • привлечение всех заинтересованных сторон - местных общин, ученых, гражданского общества к процессу регулирования рисков бедствий, мониторинга и распространения информации;
  • достижение и обеспечение выполнения международных договоренностей, нацеленных на уменьшение уязвимости от стихийных бедствий, связанных с водой.

На Всемирной климатической конференции-3 (ВКК-3), проходившей в августе - сентябре 2009 г., по вопросу улучшения обеспечения климатической информацией для будущего было отмечено, что за последние 50 лет девять из десяти стихийных бедствий по всему миру явились результатом экстремальных погодных и климатических явлений. Шторма, наводнения, засухи, тепловые волны, пыльные бури, лесные пожары и многие другие опасные природные явления угрожают жизни и источникам жизнеобеспечения миллионов людей во всем мире. В связи с изменением климата такая угроза возрастает. Как отметили участники Конференции, за период с 1956 по 2005 гг. количество бедствий, связанных с погодой, водой и климатом, возросло почти в 10 раз, в то время как сопровождающий их экономический ущерб увеличился почти в 50 раз. Расширение информации о климате как мера по уменьшению опасности бедствий является одним из важнейших инструментов, который может помочь местным властям реагировать на такие растущие угрозы.

Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания, разработанная на ВКК-3, будет вносить вклад в улучшение международных и национальных механизмов предоставления климатического обслуживания населения, прогнозирования и предсказания климата на сроки от сезона до нескольких десятилетий.

Значительное внимание во втором Десятилетии действий "Вода для жизни" уделено сохранению биоразнообразия. Несмотря на имплементацию государствами Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., из года в год растет количество исчезновений видов во всех средах, в том числе в пресноводных озерах, реках, болотах и прибрежных зонах. Загрязнение и ухудшение качества водных ресурсов - прямое следствие исчезновения пресноводных биологических видов.

Общее число видов на Земле огромно: описано примерно 1,7 млн., но полагают, что их гораздо больше, - оценки колеблются от 5 млн. до 100 млн. В качестве разумной рабочей оценки принято считать 12,5 млн. видов (насекомые - 8 млн., грибы - 1 млн., паукообразные - 750 тыс., нематоды - 500 тыс., вирусы - 500 тыс., бактерии - 400 тыс., растения - 300 тыс., простейшие - 200 тыс., водоросли - 200 тыс., моллюски - 200 тыс., ракообразные - 150 тыс., позвоночные - 50 тыс.).

Все виды имеют конечную продолжительность жизни, но снижение разнообразия на генном, видовом и экосистемном уровнях представляет существенную угрозу материальному благополучию человечества.

Как отметила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), существует весьма реальная возможность того, что восстановительные способности многих экосистем окажутся подорванными в результате климатических изменений. При повышении температуры более чем на 2 град. C в результате увеличения в атмосфере концентрации CO2 (парниковых газов) скорость вымирания видов начнет возрастать. Потерям природных ресурсов, влияющих на исчезновение видов, довольно часто содействует сам человек. Пример тому - болота, которые являются средой обитания ряда биологических видов, дают сельскохозяйственные, лесные и лечебные продукты, способствуют поддержанию рыбных запасов. В течение XX в. мир лишился половины болотистых районов из-за осушения, превращения их в сельскохозяйственные угодья и загрязнения засоряющими сбросами.

На конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии, которая проходила в октябре 2010 г. в японском городе Нагоя, исполнительный директор ЮНЕП отметил, что человечество приближается к точке невозврата, к разрушению жизни на Земле, когда уже невозможно будет восстановить потери в сфере биоразнообразия. Конференция приняла Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011 - 2020 гг.

Как уже было отмечено, в программе Десятилетия действий "Вода для жизни" для целей сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды основное внимание уделено сохранению биологических видов в местах пресноводного обитания в связи с загрязнением озер, рек, осушением водно-болотных угодий.

Механизмом "ООН - водные ресурсы" в целях сохранения биоразнообразия в пресноводных источниках предусмотрено:

  • расширение информированности и участия общин в процессе принятия решений;
  • признание подлинной ценности природных ресурсов, важности сохранения биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения;
  • комплексное планирование и управление земле- и водопользованием в более широком экономическом контексте;
  • применение оценок экологического воздействия для сопоставления преимуществ, достигаемых благодаря природоохранным мерам, с издержками альтернативных сценариев;
  • использование финансовых и других стимулов или сдерживающих мер регулирования, например принципа "загрязнитель платит";
  • трансграничное сотрудничество;
  • эффективное осуществление и обеспечение выполнения международно-правовых актов по охране окружающей среды, в том числе Конвенции о биоразнообразии 1992 г., Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях 1971 г.

В сфере потребления в больших объемах водных ресурсов следует отметить и энергетическую область. Вода имеет существенное значение для функционирования как гидро-, так и атомных электростанций.

Интенсивное развитие мировой экономики и все более растущие потребности в энергетических ресурсах поставили перед человечеством проблему энергетической безопасности, которая представляет собой состояние защищенности государства и общества, его граждан от угроз в области устойчивого обеспечения энергоресурсами.

Добыча, транспортировка и переработка энергетических ресурсов сопровождается разнообразными вредными воздействиями на состояние природы и прежде всего загрязнением, в том числе водных источников. Анализируя экологические аспекты энергетической безопасности в России, профессор М.М. Бринчук, в частности, еще в 2007 г. отмечал, что наше государство не выполняет свои международно-правовые обязательства по обеспечению энергетической безопасности, принятые в соответствии с международными документами. Продолжается в значительных размерах загрязнение атмосферы и сброс загрязненных сточных вод.

В Декларации по гидроэнергетике и устойчивому развитию, принятой в октябре 2004 г. в Пекине, участники обратились к правительствам с призывом к установлению процедур, направленных на необходимость планирования гидроэнергетических проектов с учетом всего речного бассейна и альтернатив производства энергии, при этом планирование должно дать строгую оценку экологическим и социальным факторам, а также экологическим и финансовым аспектам.

Как правило, гидроэнергия и возобновляемые источники энергии, такие как энергия ветра, солнца, приливов, биоэнергия, геотермальная энергия, незначительно загрязняют окружающую среду, но они покрывают всего 14% мировых потребностей в электроэнергии, тогда как ядерная энергия и ископаемые энергоносители составляю свыше 85% общемирового производства электроэнергии.

К загрязнениям на длительное время питьевых источников воды, как поверхностных, так и грунтовых вод, может привести неконтролируемое захоронение радиоактивных отходов.

Определенную опасность для водных ресурсов представляет также перевозка радиоактивных материалов с нарушением правил. И наконец, происходящие время от времени аварии на атомных электростанциях (катастрофы в Чернобыле, СССР, 1986 г.; на АЭС "Фукусима-1", Япония, 2011 г. и др.) приводят к радиоактивному загрязнению в большой степени водных источников и их биоресурсов.

В области обращения с радиоактивными отходами и безопасной для окружающей среды перевозки радиоактивных материалов МАГАТЭ разрабатывались соответствующие стандарты и правила, которые обязаны соблюдать государства.

Что касается гидросооружений, то в научных исследованиях и на практике предпочтение отдается малым автономным гидроэнергетическим системам, поскольку они оказывают незначительное воздействие на окружающую среду, а сооружение крупных плотин негативно отражается на местах обитания диких биологических видов, миграции рыб, качестве водотока, сопровождается рубкой лесов, переселением населения.

При проектировании гидроэнергетических сооружений, атомных электростанций важное значение имеет участие общественности, неправительственных организаций в проведении мониторинга, прогнозировании экологических последствий подобных проектов.

В этом плане большую роль может сыграть имплементация государствами Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г.

В целях реализации программы Десятилетия действий "Вода для жизни" в энергетической сфере государствам рекомендовано использовать воду и энергию таким образом, чтобы это способствовало устойчивому развитию; добиваться более рационального энергопотребления, расширения масштабов использования возобновляемых источников энергии и ускоренного развития новых энергетических технологий.

Более того, на Всемирной климатической конференции 1999 г. государствам в энергетическом секторе было рекомендовано учесть климатические риски и принимать решения на основе надежных климатических прогнозов.

Как ранее было отмечено, в 2004 г. для обеспечения последовательности и координации действий соответствующих учреждений и программ, занимающихся проблемами водных ресурсов, был учрежден механизм "ООН - водные ресурсы". Он же координирует деятельность ООН по проведению Десятилетия действий "Вода для жизни" и последующих мероприятий. На национальном уровне каждое государство само разрабатывает меры по реализации Десятилетия действий "Вода для жизни".

Механизм "ООН - водные ресурсы" является межучрежденческим, его члены - отдельные специализированные учреждения ООН - ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, а также иные организации и программы - МАГАТЭ, ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕП, ЮНИСЕФ и др.

Членами данного механизма являются также секретариаты всех пяти региональных комиссий ООН, которые разрабатывают планы действий для соответствующих регионов. Например, Экономическая комиссия для Африки подготовила план действий для группы "ООН - водные ресурсы (Африка)".

Секретариатское обслуживание механизма "ООН - водные ресурсы" осуществляет Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в целях мобилизации внимания правительств, международных межправительственных и неправительственных организаций, гражданского общества и граждан ко Всемирному дню водных ресурсов разработала рекомендации, реализация которых существенно повлияет на повышение эффективности мероприятий по водопользованию, водоснабжению и санитарии, осуществление которых окажет значительное влияние на решение проблемы чистой воды.

Лицам, разрабатывающим политику в данной сфере, рекомендовано осуществлять:

  • выработку законодательства в области водоснабжения и санитарии и подбор людей в органах управления, ответственных за решение этих вопросов;
  • анализ информации, касающейся воды, и привлечение внимания должностных лиц на высоком уровне к приоритетным вопросам;
  • обеспечение достаточного уровня государственных бюджетных средств, выделяемых на охрану природы, здравоохранение и в другие сектора в целях улучшения ситуации с водой и санитарных условий;
  • информирование о наличии связи между водой, санитарными условиями и гигиеной, с одной стороны, и политикой в области здравоохранения и окружающей среды - с другой;
  • повышение осведомленности заинтересованных сторон об опасностях, связанных с болезнями водного происхождения, бедствиями, воздействием на экономику, здоровье, права человека и т.д.

В отношении местных органов власти, неправительственных организаций, сообществ, отдельных лиц рекомендовано осуществлять:

  • оказание давления на органы власти, с тем чтобы они приняли меры по повышению уровня обслуживания;
  • повышение информированности сообщества в вопросах воды, санитарии, здоровья, развития окружающей среды и в других вопросах;
  • оказание влияния на разработку местной и национальной политики, принятие мер, вынуждающих органы власти отчитываться за свои действия и за те услуги, которые они обеспечивают.

В отношении медико-санитарных и социальных работников, должностных лиц, отвечающих за санитарное состояние окружающей среды, рекомендовано осуществлять:

  • проведение работы в целях более широкого признания основных опасностей, связанных с водой;
  • оказание помощи общинным группам в создании мест с более здоровыми условиями;
  • оценку воздействия принятых мер.
  • привлечение частного сектора к работе по обеспечению готовности и снижению уязвимости посредством налаживания партнерских связей между государственным и частным секторами;
  • создание институциональных и управленческих механизмов, обеспечивающих участие частного сектора в осуществлении эффективных действий в ответ на нарушение работы объектов водоснабжения и санитарии в результате какой-либо катастрофы.

В России распоряжением Правительства от 27 августа 2009 г. была утверждена Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года. Она определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ РФ в водоресурсной сфере.

В Водной стратегии РФ отмечается, что Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10% мирового речного стока (второе место в мире после Бразилии). В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год. В стране функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км.

Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. В экономике используется около 62,5 куб. км воды. Свыше 90% общего объема использования водных ресурсов приходится на тепловую и атомную энергетику (37%), агропромышленный комплекс (24%), жилищно-коммунальное хозяйство (18%), на добывающую и обрабатывающую промышленность (12%).

Как подчеркивается в Водной стратегии РФ, функционирующий водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации.

Вместе с тем в данном документе названы основные факторы, влияющие на нерациональное использование водных ресурсов, среди которых:

  • применение устаревших водоемных производственных технологий;
  • высокий уровень потерь воды при транспортировке;
  • недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;
  • отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства.

Во многих регионах России качество питьевой воды не соответствует гигиеническим нормам.

Каждый второй житель страны вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормативам.

В водные объекты России сбрасываются до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке, из них 72% сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17% - загрязненными без очистки и только 11% - очищенными до установленных нормативов. От общего объема сброса загрязненных сточных вод 60% приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, 25% - на долю промышленности. Основными источниками загрязнения являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, предприятия угольной промышленности.

На территории России зафиксировано около 6 тыс. участков технического загрязнения подземных вод, в основном на территории Приволжского, Сибирского и Центрального федеральных округов.

Большинство водохозяйственных участков на территории Российской Федерации характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды.

По заключению экспертов ООН, самое высокое качество воды сегодня в Финляндии, Канаде и Новой Зеландии (Россия занимает седьмое место), самое низкое - в Бельгии, Марокко и Индии. По запасам воды на душу населения лидируют Дания (за счет Гренландии), Французская Гвиана и Исландия. В этом списке Россия не входит даже в первую десятку. Так что, похоже, пора пересматривать представления о наших неисчерпаемых богатствах и в этой области.

В целях повышения качества воды в водных объектах, восстановления водных экосистем и рекреационного (восстановительного) потенциала водных объектов Водная стратегия РФ на период до 2020 года предусматривает решение ряда задач, в числе которых сокращение антропогенного воздействия на водные объекты и их водосборные территории, предотвращение деградации малых рек, охрана и предотвращение загрязнения подземных водных объектов, модернизация очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования, восстановление самоочищающей способности рек.

Основой нормативной правовой базы реализации Водной стратегии РФ является Водный кодекс РФ.

В качестве основных принципов водного законодательства Российской Федерации в Кодексе названы:

  • значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов;
  • целевое использование водных объектов;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения перед иными целями их использования;
  • участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;
  • равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, а также к приобретению их в собственность в соответствии с Кодексом;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов;
  • гласность осуществления водопользования;
  • комплексное использование водных объектов;
  • платность использования водных объектов;
  • экономическое стимулирование охраны водных объектов;
  • использование водных объектов для осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Водный кодекс РФ, состоящий из 69 статей, специальную главу (гл. 4) посвятил вопросам управления в области использования и охраны водных объектов. В целях управления в области использования и охраны водных объектов, которые состоят из речных бассейнов, подземных водных объектов и морей, Российская Федерация установила 20 бассейновых округов.

Глава 6 Водного кодекса РФ посвящена охране водных объектов России. В ней предусмотрены меры по охране водных объектов, в том числе ледников, снежников, подземных вод от загрязнения и засорения, их охрана при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию гидротехнических сооружений, при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии, меры по защите особо охраняемых водных объектов.

Как отмечается в Водной стратегии РФ, гарантированное обеспечение водными ресурсами населения, и прежде всего качественной питьевой водой, представляет собой приоритетную задачу в области водной безопасности.

В Водной стратегии России предусмотрены активизация ее участия в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами водопользования, развитие международного сотрудничества в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов и другие направления совместной деятельности с другими государствами.

Утвержденный Правительством РФ План мероприятий по реализации Водной стратегии РФ на период до 2020 года свидетельствует о том внимании к вопросам водоснабжения и водопользования, которые достаточно конкретно сформулированы в программе Десятилетия действий "Вода для жизни".

В Российской Федерации кроме Водной стратегии Министерством экономического развития РФ была разработана и представлена в 2009 г. на международном форуме Федеральная целевая программа "Чистая вода".

Реализация Программы "Чистая вода" рассчитана на два этапа - 2009 - 2012 гг. и 2013 - 2017 гг.

Финансирование данной Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета , консолидированных бюджетов субъектов РФ , из внебюджетных источников. Программу предполагается реализовать в двух направлениях. Первое - создание благоприятной бизнес-среды в секторе водоснабжения за счет развития правовой базы. Второе - поддержка конкретных региональных программ и проектов в сфере обеспечения потребителей чистой водой, а также поддержка производителей отечественного оборудования.

Эффективность решения поставленных Российской Федерацией задач в области водных ресурсов в Водной стратегии РФ до 2020 года и Программе "Чистая вода", рассчитанной до 2017 г., всецело будет зависеть от уровня государственного финансирования намеченных мероприятий, привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения, а также своевременного выполнения предусмотренных мероприятий федеральными органами исполнительной власти , органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти, неправительственными организациями, гражданами и научной общественностью, а также осуществления надлежащего контроля со стороны Правительства России.

Во исполнение Водной стратегии России Государственной Думой РФ 23 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", который вступит в силу 1 января 2013 г. Закон предусматривает водную политику России в сфере водоснабжения и водоотведения, полномочия органов исполнительной власти , в том числе местного самоуправления в данной области, порядок осуществления горячего и холодного водоснабжения, обеспечения качества питьевой воды, вопросы охраны окружающей среды и другие вопросы.

Вступление в силу данного объемного по содержанию Закона и практическая его реализация позволят Российской Федерации эффективно осуществить те программы, которые были заложены в ее Водной стратегии.

Международно-правовые нормы по охране водных ресурсов

Возрастание мировых потребностей в водных ресурсах для удовлетворения все более глобализирующейся экономики и растущего спроса населения на чистую воду, а также неравномерность распределения на планете водных источников, их загрязненность ставят государства и международные организации перед необходимостью принятия неотложных мер и расширения взаимовыгодного сотрудничества по данному вопросу, разработки и принятия для их реализации международно-правовых и внутригосударственных документов.

Региональные международные соглашения, предусматривающие правовой режим речных бассейнов, в разные годы были приняты в отношении Рейна, Нигера, Ла-Плата, Меконга, Амазонки, Дуная и др. Однако в них вопросам борьбы с загрязнениями и охраны биоресурсов было уделено незначительное внимание.

Так, в частности, в Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. эти вопросы рассмотрены весьма поверхностно. В ст. 26 Конвенции закреплено положение о том, что функции таможенного, санитарного и речного надзора на Дунае осуществляются придунайскими государствами, которые сообщают Дунайской комиссии изданные ими правила, чтобы Комиссия могла содействовать унификации таможенных и санитарных правил и осуществить унификацию правил речного надзора.

Позднее в связи с прогрессирующим загрязнением вод Дуная промышленными и бытовыми сточными водами, а также отбросами нефтепродуктов Дунайская комиссия рекомендовала сторонам Конвенции принять эффективные меры по его предотвращению.

На 52-й конференции Ассоциации международного права , проходившей в 1966 г. в Хельсинки, были приняты Правила использования вод международных рек, которые вошли в как "Хельсинкские правила". Положения данного документа, разработанные как рекомендации по использованию международных рек, с течением времени в силу признания их opinio juris приобрели характер международной обычной нормы.

В Хельсинкских правилах кроме рассмотрения вопросов судоходства специальные положения были посвящены проблеме загрязнения рек, под которым понималось любое вредное изменение состава, содержания и качества вод международного речного бассейна в результате человеческой деятельности.

В соответствии с принципом справедливого использования вод международного речного бассейна государство согласно ст. 10 Правил должно предотвращать любые новые формы загрязнения или увеличения степени существующего загрязнения вод международного речного бассейна, которое причиняло бы существенный вред территории другого государства бассейна.

Как отметил Б.М. Клименко, данная норма основывалась на двух принципах: непричинение вреда территории другого государства и справедливая доля в использовании вод речного бассейна каждым государством. Названные принципы вошли в тексты многих международных соглашений о водотоках. Более того, возник ряд доктрин о статусе международных водотоков, в том числе такие как равноправное пользование водными ресурсами, общее управление водными ресурсами и водотоками, разумное использование водных ресурсов и др., которые оказали влияние на принимаемые в конце XX и в начале XXI в. универсальные и региональные международные конвенции.

Благодаря усилиям ЕЭК ООН 17 марта 1992 г. в Хельсинки была принята Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (вступила в силу 4 августа 1996 г.).

В соответствии с Конвенцией "трансграничные воды" - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах. В тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах (ст. 1).

Конвенция предусматривает обязательства для ее участников по принятию соответствующих мер для:

  • предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды ;
  • обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

Понятие "трансграничное воздействие", по Конвенции, означает любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека , физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной стороны, для окружающей среды в районе, находящемся под юрисдикцией другой стороны. К числу таких последствий для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, почвы, воздуха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов или взаимодействие этих факторов; к их числу также относятся последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, возникающие в результате изменения этих факторов.

Меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения вод принимаются, насколько это возможно, в источнике загрязнения. При этом участники Хельсинкской конвенции 1992 г. руководствуются следующими принципами:

  • принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием - с другой;
  • принципом "загрязнитель платит", в соответствии с которым расходы , связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
  • управление водными ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Принимаемые сторонами правовые, административные, экономические, финансовые и технические меры должны быть направлены для обеспечения:

  • предотвращения, ограничения и сокращения в источнике сброса загрязнителей путем применения, в частности, малоотходной и безотходной технологии;
  • охраны трансграничных вод от загрязнения из точечных источников путем предварительной выдачи компетентными национальными органами разрешений на сброс сточных вод и осуществления мониторинга разрешенных сбросов и контроля за ними;
  • определения предельных норм для сбросов сточных вод, указываемых в разрешениях, на основе наилучшей имеющейся технологии для сбросов опасных веществ;
  • введения более строгих требований, приводящих в отдельных случаях даже к запрещению сбросов, если это диктуется необходимостью поддержания соответствующего качества водоприемника или экосистемы;
  • применения по крайней мере биологической очистки или эквивалентных процессов в отношении коммунально-бытовых сточных вод, причем поэтапно, там, где это необходимо;
  • осуществления соответствующих мер, в частности, путем применения наилучшей имеющейся технологии, с целью сокращения поступления биогенных веществ из промышленных и коммунально-бытовых источников;
  • поощрения устойчивого управления водными ресурсами, включая применение экосистемного подхода;
  • разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях;
  • осуществления дополнительных конкретных мер по предотвращению загрязнения подземных вод;
  • сведения к минимуму опасности аварийного загрязнения.

Хельсинкская конвенция 1992 г. закрепила проведение ее участниками мониторинга состояния трансграничных вод, обмен информацией, ответственность сторон, совместные исследования по водным ресурсам, созыв на регулярной основе совещаний сторон для рассмотрения хода осуществления ее положений.

Хельсинкская конвенция 1992 г. содержит четыре приложения: a) определение термина "наилучшая имеющаяся технология"; b) руководящие принципы для разработки наилучшей в экономическом отношении практики; c) руководящие принципы разработки целевых показателей и критериев качества воды; d) создание арбитража для разрешения споров.

17 июня 1999 г. в Лондоне к данной Конвенции был принят Протокол, положения которого были направлены на то, чтобы содействовать на всех соответствующих уровнях, т.е. в общегосударственном масштабе, а также в трансграничном и международном контексте, охране здоровья и благополучия человека, как на индивидуальной, так и на коллективной основе, в рамках устойчивого развития путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью, включая охрану водных экосистем, и предотвращения, ограничения и сокращения распространения заболеваний, связанных с водой (Протокол вступил в силу 4 августа 2005 г.).

В соответствии с положениями Протокола государства-участники обязаны принимать соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения степени распространения заболеваний, связанных с водой, в рамках комплексных систем управления водохозяйственной деятельностью, целью которых являются устойчивое использование водных ресурсов, обеспечение такого качества воды в окружающей среде, которое не угрожает здоровью человека, и охрана водных экосистем.

Эти меры направлены на обеспечение снабжения населения питьевой водой хорошего качества; проведения адекватных санитарно-профилактических мероприятий; эффективной охраны водных ресурсов, используемых в качестве источников питьевой воды; достаточных мер по охране здоровья человека от связанных с водой заболеваний и для других ситуаций, которые могут возникнуть в связи с употреблением некачественной питьевой воды.

Для реализации государствами-участниками правовых норм Лондонского протокола 1999 г. в нем названы руководящие принципы и правила, которые должны быть соблюдены сторонами. Помимо принципов, указанных в Хельсинкской конвенции 1992 г. в Протоколе названы следующие принципы:

  • осуществление суверенного права разрабатывать собственные ресурсы в области окружающей среды таким образом, чтобы такая деятельность не наносила ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции;
  • управление водными ресурсами таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности;
  • соблюдение равноправного доступа к воде как с точки зрения адекватного качества, так и адекватного количества;
  • предоставление управленческих функций в отношении водных ресурсов административным структурам на самом широком уровне. В Протоколе закреплены весьма важные положения о проведении профилактических мер для предотвращения заболеваний, связанных с водой, о расширении доступа к информации общественности при решении вопросов, связанных с водой и здоровьем населения.

В Лондонском протоколе 1999 г. довольно подробно разработан механизм осуществления контроля за соблюдением его положений как на национальном, так и на международном уровне (ст. ст. 6, 7, 16).

Российская Федерация ратифицировала Хельсинкскую конвенцию 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 1993 г. N 331.

Важным этапом в кодификации и прогрессивном развитии международно-правовых норм по сохранению международных водотоков явилось принятие 21 мая 1997 г. в Нью-Йорке Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков в целях защиты, сохранения и управления ими.

Согласно данной Конвенции "международный водоток" означает систему поверхностных и грунтовых вод, составляющих в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание, части которого находятся в различных государствах. Конвенция не применяется к международным водотокам, используемым для судоходства. "Государство водотока" - это государство, на территории которого находится часть международного водотока, или региональная организация экономической интеграции, на территории одного или более государств-членов которой находится часть международного водотока. Если государством водотока ранее были заключены соглашения в отношении данного водотока, то Конвенция не затрагивает права и обязательства государства, вытекающие из этого соглашения. По усмотрению государств водотока они могут заключить соглашение о применении и приспособлении положений Конвенции к видам использования водотока в целом или в его части.

Как и другие международные акты о водных ресурсах, Нью-Йоркская конвенция 1997 г. установила для государств-участников соответствующие обязательства:

Обязательство справедливо и разумно использовать водоток. Данный принцип предполагает, что государство в пределах своей территории использует водоток с целью достижения его оптимального и устойчивого использования и получения связанных с этим выгод с учетом интересов других государств водотока, также обязанность государства по сохранению защите, освоению, экономному использованию водных ресурсов. При этом государства водотока должны учесть географические, гидрографические, гидрологические, климатические, экологические факторы, а также социально-экономические потребности других государств водотока, зависимость населения от водотока в каждом государстве водотока и другие факторы (ст. 6);

Обязательство не наносить значительный ущерб. Государство водотока при использовании международного водотока на своей территории обязано принимать все надлежащие меры для предотвращения нанесения значительного ущерба другим государствам водотока. Если все же ущерб нанесен, то оно должно принимать меры по ликвидации или уменьшению такого ущерба и при необходимости компенсировать его потерпевшему государству;

Общее обязательство государств водотока сотрудничать между собой по всем вопросам использования водотока в целях достижения оптимального использования и надлежащей защиты международного водотока на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности;

Обязательство регулярного обмена данными и информацией о состоянии водотока, качестве воды и по всем другим вопросам, чтобы это облегчало использование водотока другими государствами.

Следует отметить, что в Нью-Йоркской конвенции 1997 г. не дано толкование понятия "значительный ущерб". В ходе обсуждения проекта Конвенции о международных водотоках Комиссией международного права было высказано мнение о том, что порог "значительный ущерб" является гибким и относительным критерием. В каждом конкретном случае во внимание принимается фактическое состояние водотока.

В первоначальных докладах о международных водотоках, а данная тема была включена в программу работы Комиссии международного права в 1971 г., вместо термина "значительный ущерб" был закреплен термин "ощутимый ущерб", который трактовался как ущерб, который является не незначительным и не обязательно серьезным.

Третий принцип - право на достаточное количество воды. Этот принцип предполагает обеспечение права на достаточное количество качественной, физически доступной и приемлемой по цене подаваемой воды. Должен быть гарантирован продолжительный доступ к системе водоснабжения на основе равноправия, без произвольной задержки или прерывания. В случае срыва подачи воды по каким-либо причинам население должно быть информировано заранее.

Четвертый принцип - право на чистую воду - основывается на праве каждого человека иметь доступ к чистой, незагрязненной воде, качество которой приемлемо для личного и бытового использования.

Государство обязано обеспечить всеобщий доступ к чистой питьевой воде и соблюдение санитарных норм на справедливой и недискриминационной основе как в городских, так и в сельских поселениях.

Пятый принцип - принцип устойчивости и предосторожности. Поскольку право на воду зависит от поверхностных и подземных вод, которые являются возобновляемыми ресурсами с единственной ограниченной способностью к восстановлению после вредного воздействия человеческой деятельности, государства обязаны создать устойчивое управление круговоротом воды для удовлетворения потребностей людей и защиты окружающей среды. Должны быть определены виды водопользования и расставлены приоритеты с достижением равновесия между доступом к воде, обязанностями здравоохранения, защитой окружающей среды, особенно водных экосистем, и экономическим развитием стран и людей. При этом виды использования воды для жизни имеют преимущество перед продуктивными видами водопользования. В содержание данного принципа включено также принятие мер предосторожности для каждого вида водопользования: сельского хозяйства, энергетики и промышленности. Применение лучших технологий, лучших методов охраны окружающей среды, ограничение или недопущение вредных воздействий на водные ресурсы - таковы требования принципа устойчивости и предосторожности.

Шестой принцип Глобальной рамочной конвенции - принцип справедливости и недопущения дискриминации. В основе этого принципа лежит система равенства, недискриминации, солидарности, дополнительности и сотрудничества при реализации права доступа к воде. Должен быть соблюден баланс в количестве и качестве воды между потребностями природных экосистем, людей, сельского хозяйства и животноводства, промышленности и производства электроэнергии. Особое внимание при этом должно быть уделено потребностям женщин, детей, пожилых, меньшинств, беженцев, мигрантов, заключенных.

Седьмой принцип - принцип ответственности. Государства обязаны создать необходимую систему контроля и регулирования. На национально-правовом уровне должны быть установлены система подотчетности, средства защиты, возмещение ущерба в виде компенсации и соответствующие санкции.

Восьмой принцип - принцип участия и прозрачности. Данный содержательный по объему принцип предусматривает обеспечение участия при реализации права на воду всех заинтересованных граждан , поощрение участия общественности в процессах принятия решений и оценки водохозяйственных проектов, предоставление населению информации об услугах по водоснабжению, учет интересов местного населения и местных органов власти в сфере управления водой, борьба с коррупцией при решении вопросов водопользования, свободный доступ к судебным и административным органам в случае нарушений права на воду.

Девятый принцип - финансирование водного сектора. В соответствии с данным принципом вода не должна использоваться в целях получения чрезмерных прибылей и спекуляции. Для обеспечения устойчивости услуг и природных ресурсов, охраны здоровья людей и окружающей среды и укрепления социальной сплоченности устанавливается цена на услуги по водоснабжению, включая коммунально-бытовое водоснабжение и соблюдение санитарных норм. Водный сектор может финансироваться как из общественных, так и из частных фондов. Органам государства или местной власти должно быть предоставлено право собственности на водохозяйственные инфраструктуры.

Десятый принцип предусматривает право на воду в случае вооруженных конфликтов . Согласно положениям Конвенции вода не должна использоваться в качестве средства для ведения войны или в качестве цели в вооруженных конфликтах. Любое нарушение данного правила будет объявлено преступлением против человечества.

Таким образом, разработка при содействии международных правительственных и неправительственных организаций основных принципов Глобальной рамочной конвенции о праве на воду, которая пока не завершена, явилась следующим звеном в продолжении кодификации международно-правовых норм по охране водных ресурсов и реализации права человека на чистую воду.

Начало 21-го столетия в кодификации мировых водных ресурсов ознаменовалось еще одним событием.

На своей 54-й сессии (2002 г.) Комиссия международного права ООН постановила включить в программу своей работы тему "Общие природные ресурсы". В качестве направления своей деятельности Специальный докладчик выбрал замкнутые трансграничные грунтовые воды, нефть и газ.

После обсуждения нескольких докладов Комиссия в первом чтении на своей 58-й сессии (2006 г.) приняла Проект статей по праву трансграничных водоносных горизонтов.

При обсуждении данного Проекта статей возник вопрос о возможном частичном дублировании ими Нью-Йоркской конвенции о водотоках 1997 г. Были высказаны две точки зрения. Согласно первой дублирование не существует, ибо Проект статей охватывает главным образом "замкнутые грунтовые воды", а Конвенция 1997 г. в ст. 2 предусматривает систему поверхностных и грунтовых вод, составляющих "в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание".

Другая точка зрения допускает возможность частичного дублирования, особенно в ситуациях, когда не все водоносные горизонты являются "замкнутыми".

На 60-й сессии 5 августа 2008 г. Комиссия международного права ООН приняла во втором чтении Проект статей по праву трансграничных водоносных горизонтов и рекомендовала Генеральной Ассамблее принять его в виде резолюции, а также рассмотреть с учетом важности данной темы возможность заключения Конвенции на основе этих проектов статей.

Проект состоит из 19 статей.

В его преамбуле подчеркивается растущий спрос на пресную воду и необходимость защищать ресурсы грунтовых вод и в связи с этим обеспечение освоения, использования, сохранения, защиты ресурсов грунтовых вод и управления ими в контексте оптимального и устойчивого развития водных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

Понятие "водоносный горизонт" в Проекте статей означает слой проницаемой водонасыщенной геологической породы, находящейся над менее проницаемым слоем, и воду, содержащуюся в насыщенной зоне породы, а "трансграничный водоносный горизонт" или "система трансграничных водоносных горизонтов" означают соответственно водоносный горизонт или систему водоносных горизонтов, части которых находятся в разных государствах.

Так же как и в других международных актах, посвященных водным ресурсам, проект статей закрепил следующие принципы:

  • суверенитет государства водоносного горизонта над частью трансграничного водоносного горизонта или над системой водоносных горизонтов, расположенной в пределах его территории;
  • справедливое и разумное использование трансграничного водоносного горизонта или системы водоносных горизонтов;
  • обязательство не наносить значительный ущерб другим государствам водоносного горизонта;
  • общее обязательство государств водоносного горизонта сотрудничать между собой;
  • регулярный обмен данными и информацией о состоянии их трансграничных водоносных горизонтов или системы водоносных горизонтов;
  • заключение двусторонних и региональных соглашений в целях управления водоносным горизонтом.

Проект статей предусматривает обязательства государств по защите и сохранению экосистем, которые находятся в пределах их трансграничных водоносных горизонтов, в том числе принятие индивидуальных или совместных мер по защите от загрязнения водоносных горизонтов. В этих целях государства обязаны осуществлять мониторинг водоносного горизонта, разрабатывать и осуществлять планы надлежащего управления их трансграничными водоносными горизонтами или системами водоносных горизонтов.

В случае вооруженного конфликта трансграничные водоносные горизонты находятся под защитой норм международного права.

Таковы основные положения нового документа о водных ресурсах, разрабатываемого Комиссией международного права ООН.

Из числа принятых в последние годы рекомендательных актов, посвященных водным ресурсам, следует отметить Сарагосскую хартию 2008 г. (Испания). Она была принята на Международной выставке "Сарагоса-2008" с участием представителей 104 стран и ряда международных организаций в рамках Программы ООН по водным ресурсам.

Хартия содержит всеобъемлющую концепцию водоснабжения, в которую входят: сохранение и защита водных ресурсов и экосистемы Земли; гарантированность доступа человека к питьевой воде и соблюдения санитарных норм; образование, культура, коммуникация должны лежать в основе преобразований в области рационального использования водных ресурсов мира; обеспечение каналов финансирования; инвестирование в инфраструктуру водоснабжения и другие компоненты.

В качестве общих принципов Хартия предусматривает:

  • установление приоритетов и обязательств в отношении водных ресурсов, отвечающих общим интересам человечества;
  • определение обязательств по ослаблению негативных последствий изменения климата и экстремальных погодных явлений;
  • признание того, что основными элементами в области управления водными ресурсами должны являться речные бассейны и водоносные пласты;
  • признание приоритетными вопросами обеспечение питьевой водой, сбор и обработку сточной воды;
  • поощрение научных исследований, разработка новых технологий;
  • другие.

В Хартии в качестве рекомендации предложено создать Всемирное агентство по водным ресурсам, в задачи которого будут входить разработка универсальной международной конвенции по водным ресурсам, подготовка международной конвенции об изменении климата и регулирование риска для решения проблемы водных ресурсов, утверждение международного протокола для мирного и продуктивного использования транснациональных речных бассейнов, пропаганда знаний и др.

Хартия содержит обширный перечень призывов к государственным властям , потребителям воды и гражданам по вопросам сохранения водных ресурсов, защиты от загрязнения, водоснабжения и водопользования. Среди них следует назвать призывы к усилению управления и контроля за водоснабжением и санитарией со стороны государства, созданию эффективной системы финансирования, повышению ответственности всех за комплексное и рациональное использование водных ресурсов.

Подводя итоги анализа международных актов, специально посвященных водным ресурсам, следует отметить, что часть документов носит рекомендательный характер, одни из них стали обычными нормами международного права или нормами "мягкого права", другие - договорными и обязательными для государств - участников международных соглашений, а отдельные пока функционируют в виде проектов будущих конвенций.

Прогрессивное развитие и кодификация международно-правовых норм по водным ресурсам объективно повлияли на возникновение в доктрине международного права концепции о становлении в международном праве новой отрасли - международного водного права. Как отметил в своем исследовании Д.И. Фельдман, для признания в системе международного права новой ее отрасли необходимо исходить из ряда факторов. Это прежде всего относительно автономный блок нормативных источников, регулирующий определенную область международных отношений, характеризующийся единством и внутренней согласованностью, наличием в данной отрасли специальных принципов.

Вопрос о том, соответствует ли этим критериям признание международного водного права самостоятельной отраслью международного права, в международно-правовой литературе остается дискуссионным.