Режимы функционирования рсчс. Режим КТО. Правовой режим контртеррористической операции. Борьба с терроризмом Режим контртеррористической операции вводится

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму», при возникновении на определенной территории вводится режим КТО (режим контртеррористической операции).

В ходе выполнения предусмотренных действий на означенной местности допускается применение ряда ограничительных мер.

Режим КТО представляет собой специальный который устанавливается с целью пресечения , минимизации его последствий и обеспечения защиты людей на определенной заданной территории.

Об определении КТО в разных странах

Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно-боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

В законах разных стран:

  • Белоруссии, Украины - «О борьбе с терроризмом»;
  • Казахстана, Таджикистана - «О противодействии терроризму»,-
  • ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) - «О противодействии терроризму», - определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

О вооруженных столкновениях, называемых: КТО

Современная история упоминает о сравнительно недавних вооруженных столкновениях. На территориях, где они произошли, в разное время был введен режим КТО:

  • 1999 - 2009 г. г. - ;
  • 2001 - 2014 г. г. - война в Афганистане;
  • 2008 г. - операция «Гартал» в Азербайджане.

Режим КТО сегодня

Сегодня существует несколько так называемых «горячих точек», в которых применяется режим КТО:

  • 2009 г. - вооруженное столкновение на Северном Кавказе;
  • 2011 г. - конфликт в Темирском районе;
  • начиная с 2014 года - вооруженный конфликт в Украине (на восточных территориях);
  • начиная с 2015 года - операция российских военных в Сирии.

Что предусмотрено введением режима КТО?

В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

  • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
  • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
  • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
  • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
  • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
  • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
  • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях - и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
  • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
  • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
  • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
  • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
  • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
  • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
  • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
  • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

Кем вводится режим КТО?

Федеральным законом РФ определено, что режим КТО может быть объявлен на любой территории, без ограничения ее протяженности.

Введение особого правового режима, согласно Закону, принимается решением директора ФСБ или руководителями территориальных органов службы.

Об инциденте на юге Дагестана

По сообщениям РИА "Новости", режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено

На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как

О вооруженных столкновениях в Кабардино-Балкарии

По данным РИА "Новости", в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике - столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.

Предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО) . Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: "контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта."

На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Практика применения

23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" , предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов "Исламской международной миротворческой бригады" под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России - Буйнакске, Москве, Волгодонске - была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований - в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов .

Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров - отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова .

Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, "по поручению президента РФ", 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.

В Российской Федерации формируется законодательная база, предназначенная регламентировать порядок федерального вмешательства в рамках борьбы с терроризмом. Террористические преступления являются резонансными и в соответствии с законодательством РФ являются одним из оснований введения в действие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Наряду с Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет правовые и организационные основы этой борьбы в Российской Федерации.

Противодействие терроризму подразумевает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим взаимосвязанным направлениям: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Следует отметить разницу между двумя понятиями - антитеррори- стическая и контртеррористическая борьба. Понятие «антитерроризм» предполагает реакцию на уже свершившиеся теракты. Понятие «контртерроризм» предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.

Вначале на законодательном уровне" контртеррористическая операция понималась как «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

Принятый позже федеральный закон понятие контртеррористической операции сформулировал следующим образом: «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта».

Зона проведения контртеррористической операции включает в себя «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в рамках имеющихся полномочий решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих административно-предупредительных и административно-пресекательных мер, носящих временный характер (ст. 11):

  • 1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • 2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • 4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • 5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
  • 6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • 7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • 8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • 9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • 10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • 11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • 12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • 13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений.

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

С учетом накопленного опыта законодатель посчитал необходимым отметить, что решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Впервые на законодательном уровне определено, что в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы РФ. Они применяются для (ст. 6):

  • ? пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • ? пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • ? участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
  • ? пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрено (ст. 7), что Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

При наличии достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Понятие «воздушный терроризм» включает в себя захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту самолетов, воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Актами воздушного терроризма считается вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.

Вооруженные Силы РФ по решению Президента РФ и в рамках международных обязательств осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (ст. 10):

  • ? посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
  • ? использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
  • См.: ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006)«О борьбе с терроризмом» Документ утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятиемФедерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействиитерроризму».
  • См.: подп. 5 п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от02.11.2013) «О противодействии терроризму».

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона решение о проведении контртеррори­стической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, пе­редаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

    приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    временное отселе ни е физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртерро­ристическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

    проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.

Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террори­стического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террори­стический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федераций.