Когда необходима экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза - что это такое? Государственная экологическая экспертиза

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение

Юр.лица, Физ.лица

За услугой можно обратиться:

  • Через законного представителя

Перечень необходимых документов:

    2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

    3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

    4. Для объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, заявителем представляются:

    Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы;
    - материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

    5. Для объектов ГЭЭ - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, заявителем представляются материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения и содержащие:

    Характеристику местоположения проектируемой территории;
    - природную характеристику проектируемой территории;
    - характеристику градостроительной ситуации на проектируемой территории и прилегающих к ней территориях;
    - оценку состояния природного комплекса, растительного и животного мира создаваемой особо охраняемой природной территории;
    - обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории с учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности);
    - обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирования градостроительной деятельности;
    - описание и схему предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории (М 1:2000-1:5000).

    6. Документы и информация, получаемые уполномоченным должностным Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра:

    6.1. Для объектов ГЭЭ - проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы проектной документации Департамент получает от Мосгосэкспертизы самостоятельно.
    6.2. Департамент самостоятельно получает в органах исполнительной власти города Москвы, подведомственных государственным органам власти организациях, следующие документы (если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в их распоряжении):
    - положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    - заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами;
    - заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
    - материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами исполнительной власти города Москвы.
    (в ред. постановления Правительства Москвы от 21.07.2015 N 459-ПП)
    6.3. Заявитель имеет право представить документы, указанные в 6.2 по собственной инициативе.
    6.4. В случае представления проектной документации по собственной инициативе заявитель передает в Департамент материалы проектной документации по объекту ГЭЭ в трех экземплярах (в том числе один экземпляр на магнитном носителе), другие необходимые материалы - в одном экземпляре.
    6.5. Документы, представленные на ГЭЭ в электронном виде, должны иметь формат файла PDF, JPG, TIFF.
    6.6. В процессе проведения ГЭЭ допускается представление заявителем в Департамент дополнительных разделов проектной документации и сведений, содержащихся в них, необходимых для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данных специальных экологических исследований, результатов расчетов и анализов, иных материалов, необходимых для подготовки заключения ГЭЭ.
    6.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Департамент по заявлению экспертов ГЭЭ в процессе проведения ГЭЭ имеет право требовать от заявителей представления дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ.

Стоимость услуги и порядок оплаты:

Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.

Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.

То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).

Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?

Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит) похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.

Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.

Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.

С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.

174 ФЗ об экологической экспертизе

В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.

Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Виды экологической экспертизы: общественная и государственная

Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:

  • общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
  • государственная (организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).

Как проводится общественная экологическая экспертиза?

Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.

Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.

Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.

Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.

Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:

1) наименование исполнителя;

2) описание объекта экспертизы;

3) данные о регистрации соответствующего заявления;

4) сроки проведения;

5) состав экспертной комиссии;

6) техническое задание;

7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.

Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?

В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:

1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;

2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.

Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.

Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.

К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.

Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.

После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.

Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году

Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.

I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.

II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.

III. Уточнение объекта экспертизы в части на буровые скважины.

IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.

Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня , они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.

Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).

Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:

1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;

2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;

3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;

4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;

5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;

6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;

7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:

    проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

    проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;

8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).

Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:

    проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;

    проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;

    материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;

    объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;

    материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

    проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.

Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:

1) подрядчик;

2) заказчик;

3) потребитель.

Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.

Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Виды и цели экологического аудита в России

Экологический аудита и порядок его проведения

В РФ предусматривается проведение:

    добровольного экологического аудита;

    обязательного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;

2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;

3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;

4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;

6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;

7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.

Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.

Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.

Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.

Виды экологического аудита

Есть инициативный и обязательный экологический аудит . В этих рамках могут быть следующие его виды:

1) оценка опасности отходов;

2) оценка экономического ущерба от загрязнений;

3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;

4) оценка эффективности системы экоменеджмента;

5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;

6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;

7) определение рациональности природопользования на определённой территории;

8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;

9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;

10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;

11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Цели экологического аудита

1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.

3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.

4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.

5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.

6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «установление соответ­ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологичес ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы».

Целью государственной экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Зарубежное и международное природоохранные законодатель­ства рассматривают цель экологической экспертизы как воплоще­ние предупредительной экологической политики, подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного разви­тия на окружающую среду и активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы.

Задачами государственной экологической экспертизы являются

Организация и проведение всесторонних, объективных на­учно обоснованных исследований, анализа и оценки объектов экс­пертизы;

Оценка соответствия объектов экологической экспертизы экологическим стандартам;

Анализ информации об объектах экологической эксперти­зы и прогнозирование возможных изменений экологической обста­новки;

Обеспечение государственного экологического контроля над качеством подготовки проекта объекта экспертизы;

Подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) экологической экспертизы и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о ре­ализации объекта экспертизы;

Информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружа­ющую природную среду и связанных с ними социальных, экономи­ческих и иных последствиях намечаемой деятельности.

Основными принципами государственной экологической экс­пертизы являются:

Обязательность;

Научная обоснованность;



Независимость;

Широкая гласность и участие общественности;

Презумпция потенциальной экологической опасности;

Комплексность оценки;

Приоритет экологической безопасности;

Платность экологической экспертизы.

Принцип обязательности является ведущим. Он является обя­зательной мерой охраны окружающей природной среды, предшеству­ющей принятию хозяйственного решения.

Принцип научной обоснованности, объективности и законно­сти выводов означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием но­вейших форм и методов научных исследований квалифицированны­ми учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколь­ко оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены прогнозы наи­более эффективных и экологически безопасных условий их реали­зации в действующих объектах.

Принцип независимости государственной экологической экс­пертизы означает, что непременным условием ее эффективности яв­ляется функциональная и финансовая независимость органов, которые организуют экспертизу и экспертов. Эксперты должны иметь преимущественно внештатный статус.

Принцип широкой гласности и участия общественности пред­полагает доступность информации о ходе проведения экспертизы и о принятых решениях. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной экологической экспертизы. Формами такого учас­тия могут быть: рассмотрение предложений граждан и обществен­ных объединений при проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных ко­миссий, ознакомление населения с результатами государственной эко­логической экспертизы, проведение референдумов и т.д.

Принцип презумпции потенциальной экологической опаснос­ти распространяется на любую намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Различают два вида экологической экспертизы: государствен­ную и общественную. Государственная экологическая экспертиза проводится соответствующими органами государственной экологи­ческой экспертизы. Общественная экологическая экспертиза прово­дится научными коллективами, общественными объединениями, органами местного самоуправления по их инициативе и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соот­ветствующими органами государственной экологической эксперти­зы. Причем общественная экологическая экспертиза может проводиться в том случае, если этот вид деятельности определен их уставами, которые зарегистрированы в установленном порядке.

Различают три основных типа государственной экологической экспертизы: экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов.

В качестве субъектов государственной экологической экспер­тизы выступают государственные органы и экспертные комиссии. Закон «Об экологической экспертизе» определяет их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Данный закон впервые вводит понятие «специально уполномочен­ные государственные органы в области экологической экспертизы». Таковыми являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природ­ной среды и его территориальные органы, которые имеют исключи­тельное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения.

Субъектами государственной экологической экспертизы выс­тупают, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполни­тель) и потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную государ­ственную экологическую экспертизу.

Подрядчиком (исполнителем) обычно является самостоятель­ная комиссия, подобранная компетентным органом из нештатных экспертов и утвержденная им.

Потребителем является предприятие, организация, учреждение, объекты или документы которых стали предметом экспертного анали­за. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В этом случае субъектами экологической экспертизы могут быть:

Представители общественности;

Представители научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но созда­ющих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе,
т.е. фактически проводящих первичную стадию - оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);

Работники государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), выявляющих пер­вичную информацию о нарушениях действующих законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов эко­логической экспертизы;

Персонал, работающий на действующих объектах, подле­жащих экологической экспертизе.

Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и ме­роприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Предплановыми материалами является документация информа­ционно-методического характера, содержащая различные характерис­тики объекта планирования. К предплановым документам относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, схемы и планы развития горо­дов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) насе­ленных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, различных зон и территорий.

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обосно­вания (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуаль­ные проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техничес­кое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также рабочая и сметная документация.

Обязательной государственной экологической экспертизе под­лежат также проекты нормативно-правовых актов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, если они зат­рагивают объекты или деятельность, реализация которых может при­вести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

На государственную экологическую экспертизу рекомендует­ся представлять материалы, содержащие:

Информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, количественных показателях состояния компонентов эко­систем (воздуха, воды, почвы и т.д.);

Оценку существующего экологического состояния территории;

Данные о характере планируемой деятельности и видах воз­действия;

Ограничения по пользованию природной средой;

Прогноз изменений природной среды при реализации про­ектных решений;

Сведения о социальной среде и здоровье населения;

Оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;

Характеристику и оценку эффективности природоохранных
мероприятий и других мер по предупреждению и снижению нега­тивного воздействия объекта.

Процедура проведения экологической экспертизы включает в себя пять стадий:

1) назначение экспертизы и ее организация;

2) сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информа­ции;

3) формирование предварительного заключения и ознакомле­ние с ним общественности;

4) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа;

5) разрешение споров и проведение повторной (дополнитель­ной) экспертизы.

Основная задача экспертной комиссии или эксперта, проводя­щего государственную экологическую экспертизу, состоит в сборе, обобщении, анализе и оценке информации. По ряду объектов экс­пертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителю экспертизы. Что касается осо­бо экологически опасных видов хозяйственной деятельности, на экспертизу в этом случае обязательно должны быть представлены материалы, которые называются «Заявление об экологических по­следствиях», или результаты проведения оценки воздействия объек­та на окружающую среду (ОВОС).

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, утверж­дается руководителем специально уполномоченного государствен­ного органа в области экологической экспертизы, после чего приобретает статус заключения государственной экологической эк­спертизы и становится обязательным для всех ее участников. Поло­жительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реали­зации объекта экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государ­ственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта.

Ответственность в области экологической экспертизы воз­никает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области. За­кон «Об экологической экспертизе» устанавливает уголовную, административную, материальную и гражданскую ответственности, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда.

Финансирование государственной экологической экспер­тизы осуществляется в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» за счет средств заказчика в соответствии со сметой рас­ходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Сред­ства перечисляются заказчиком на отдельный субсчет специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Перечисленные финансовые средства расходуются ис­ключительно на проведение государственной экологической экспер­тизы в порядке, утвержденном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с законодательством РФ об экологической экс­пертизе применяется общепринятая норма: если международным до­говором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодатель­ством, применяются правила международного договора. При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.

2. Оценка экологического риска в процессе производ­ственной деятельности

В Законе РФ «Об экологической экспертизе» любая хозяйствен­ная деятельность признается потенциально экологически опасной. Поэтому учет экологической составляющей при анализе и оценках возможных рисков планируемой деятельности является обязатель­ной частью инвестиций.

Принятие хозяйственного решения на основе анализа эколо­гического риска включает четыре последовательных стадии:

Идентификация видов опасностей для человека и окружаю­щей природной среды хозяйственной и иной планируемой деятель­ности;

Количественная оценка планируемого воздействия, ранжи­рование рисков по степени опасности и их учет при подготовке при­нятия решений;

Принятие решения о допустимости планируемой деятельно­сти для объектов охраны окружающей природной среды;

Осуществление контроля управления состояния окружающей среды и мониторинга планируемой деятельности.

В настоящее время наиболее крупные инвестиции связаны с градостроительными проектами и социально-экономическими про­граммами. Процесс строительства можно подразделить на три ос­новных этапа:

1) оформление и получение прав аренды земельного участка;

2) подготовка проектно-сметной документации;

3) ведение строительных и инженерно-технических работ.

Экологические риски должны быть рассмотрены на самых ранних стадиях обоснования инвестиций, когда решается вопрос возможности приобретения прав аренды земельного участка. При этом учитывается как местоположение площадки, так и предусмот­ренные бизнес-планом объем и перечень хозяйственных намерений. Анализ экологического риска при выборе площадки должен учитывать все экологические условия, окружающую застройку и планировку территории, транспортные связи, инженерные сети и инфраструктуру обслуживания, наличие зданий и сооружений, а так­же зеленые насаждения.

Оценка экологических рисков, связанных с планируемыми действиями, учитывает их объем, масштаб, допустимость и возмож­ность реализации на данной территории, а также оценку экологи­ческих рисков всей сопутствующей деятельности, обеспечивающей функционирование основного объекта. На данном этапе подготав­ливаются ограничения и рекомендации для следующих стадий инвестиционно-строительного процесса, выполнение которых позво­ляет ограничивать или минимизировать риск при их реализации.

При разработке и утверждении проектно-сметной документации основные экологические проблемы связаны с возможными отклонени­ями от согласованного проектного решения либо с невыполнением ограничений, а также с возрастанием времени и затрат на проектирова­ние и реализацию развития инженерной инфраструктуры.

Строительство на площадке после получения прав землеполь­зования и в соответствии с утвержденной проектно-сметной доку­ментацией должно вестись согласно плану-графику строительных и установочных работ. Проект организации строительства должен учи­тывать все ограничения на строительство, необходимость организа­ции временных подъездных путей и инженерного обеспечения, выполнения требуемых проверок и технических исследований.

Оценка правильности и достаточности определения экологи­ческого риска может быть дана через действующие экономические механизмы, которые включают:

Процедуру, проводимую на ранних стадиях обоснований инвестиций при предпроектных проработках, когда оцениваются возможные негативные последствия планируемых намерений по эко­
номической, экологической и социальной составляющим;

Процедуру государственной экологической экспертизы, про­водимой на стадии градостроительной и проектной документации;

Экологический контроль и мониторинг ведущихся строи­тельных и инженерно-технических работ на соответствие их норма­тивным требованиям и утвержденному решению;

Лицензирование всех видов деятельности, которые непосредственно или опосредованно могут оказать негативное влияние на окружающую природную среду;

Экологическое страхование предприятия, жизни и здоровья населения от возможных негативных последствий инвестиционной деятельности;

Экологический аудит действующих хозяйствующих субъектов.
Экологическое сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации планируемой деятельности способствует исключению неоправданных рисков.

3. Основы оценки экологического риска для здоровья на­селения

В настоящее время наиболее актуальной и сложной пробле­мой является установление связи между воздействием факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения. Принято счи­тать, что здоровье человека определяется сложным воздействием це­лого ряда факторов:

Наследственность;

Образ жизни и наличие вредных привычек;

Социально-экономическое и психологическое благополучие;

Доступность и качество медицинского обслуживания;

Качество окружающей среды;

Санитарно-техническое обеспечение обитаемости.

По мнению экспертов ВОЗ, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены действием факторов окружающей среды. Вклад экологических факторов в риск развития нарушений состоя­ния здоровья населения не постоянен и зависит от вида нарушений здоровья, конкретных географических, социально-экономических и многих других особенностей региона. По данным российских уче­ных, 49-53% факторов, влияющих на здоровье, относится к образу жизни (курение, употребление алкоголя, злоупотребление лекарства­ми, характер питания, гиподинамия и т.п.). Вклад генетических и биологических факторов в состояние здоровья населения составля­ет 18-22%, состояние здравоохранения - 18-20%.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, факторы окружающей среды играют ведущую роль в развитии 50% всех злокачественных новообразований. Причем среди факторов кан­церогенного риска ведущее место занимают солнечное облучение (риск 1:3) и курение (8:100), т.е. факторы, регулируемые самим че­ловеком. Суммарный вклад этих факторов составляет около 40%.

Загрязнение окружающей среды вносит значительно меньший вклад в канцерогенный риск (от 0,1 до 10%).

В последние годы смертность населения в России резко воз­росла и в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. Больше всего рос­сиян умирает от болезней системы кровообращения (более 50%), несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.

Среди причин смерти в экономически развитых странах веду­щее место занимают болезни сердца (33,5%), злокачественные но­вообразования (23,5%), цереброваскулярные заболевания (6,7%), несчастные случаи (4,3%), грипп (3,7%). При этом основной вклад в причины смерти вносят факторы окружающей среды и образа жиз­ни человека. Так, в 1/6 всех случаев смерть обусловлена курением. Вклад данного фактора в риск смерти от заболеваний коронарных сосудов оценивается в 21%, от рака - 30%. Половина всех случаев смерти в результате убийств, самоубийств и автомобильных аварий связана с приемом алкоголя.

Статистики подсчитали, что в новогодние торжества россияне выпивают почти половину «среднегодичной» алкогольной «нормы», составляющей для среднего россиянина 15 литров водки в год. Если же учесть, что статистические данные включают и младенцев, то эта цифра возрастёт, как минимум, на треть. В России по состоянию на 1 декабря 2004 года насчитывалось более 2,6 миллионов алкоголиков.

По данным НИИ наркологии России, до 80% сыновей и до 20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманией. Приобще­ние к алкоголю происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первый бокал шампанского молодёжь про­бовала как раз под Новый год или в день своего рождения. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родствен­ников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились к нему вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.

На сегодняшний день россияне тратят 3,7% семейного бюд­жета на алкоголь и сигареты, а на занятия спортом в 12 раз меньше.

На практике выявление точного вклада того или иного факто­ра в развитие заболевания в силу их сложных взаимодействий меж­ду собой нередко представляет очень трудную задачу. Например, результаты исследований по проекту генома человека показали, что

существует более 200 генов, контролирующих восприимчивость че­ловека к заболеваниям, связанным с воздействием факторов окру­жающей среды. Индивидуальные различия в чувствительности к большинству ранее изученных вредных факторов, как правило, не превышают 5-10 раз, в то время как к действию канцерогенов чув­ствительность индивидуумов может различаться в тысячи раз.

Выявление роли тех или иных воздействий факторов окружа­ющей среды в нарушении состояния здоровья населения затрудне­но огромным многообразием потенциально вредных факторов, с которым и контактирует человек в условиях населенных мест и в производственных условиях. Так, по данным Службы химической информации США, в мире к 2002 году было зарегистрировано свы­ше 35 миллионов химических соединений, и некоторые из них мо­гут представлять реальную угрозу для здоровья человека. Кроме того, выявление вклада факторов окружающей среды в возникновение заболеваний у человека нередко затрудняется большим числом вы­зываемых ими вредных эффектов, многие из которых встречаются среди населения и без воздействия анализируемых факторов окру­жающей среды.

Фактор окружающей среды может играть различную роль в возникновении заболевания. Он может выступать как этиологичес­кий, причинный фактор, практически на 100% определяющий раз­витие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 видов хронических болезней идентифицированы как вызванные действием определенного фактора внешней среды. На­пример, болезнь Минамата, связанная с загрязнением морской и реч­ной фауны ртутьсодержащими промышленными стоками, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, загрязнен­ной стоками, содержащими кадмий, и т.д.

В связи со сложной, многофакторной природой некоторых хронических неинфекционных заболеваний (например, атероскле­роза, гипертонической болезни и др.) доказать этиологическую связь между развившимся у человека заболеванием и предшествующим вредным воздействием очень трудно. Однако с помощью эпидемио­логических и гигиенических исследований нередко удается выявить и количественно оценить дополнительную вероятность, т.е. риск развития подобных заболеваний для относительно больших групп населения. При этом лишь с определенной долей вероятности мож но предполагать наличие повышенного риска у конкретного инди­видуума. В подобных случаях фактор окружающей среды может рас­сматриваться как фактор риска.

Соотношения между воздействием факторов окружающей сре­ды и нарушениями состояния здоровья могут иметь разный харак­тер. Наиболее простым примером является ситуация, когда сам факт воздействия необходим и достаточен для возникновения заболева­ния. Например, укус человека больной собакой достаточен для развития бешенства, а воздействие высокой температуры - необхо­димое условие для возникновения теплового удара. В подобных си­туациях отсутствие воздействия означает нулевой риск.

Воздействие может быть также необходимым, но недостаточ­ным для развития заболевания. Например, согласно современным представлениям механизм химического канцерогенеза включает в себя несколько последовательных стадий: инициация (первичное повреждение клетки), промоция (преобразование инициированных клеток в опухолевые клетки), прогрессия (злокачественный рост и метастазирование), Если вещество обладает только промоторными или только инициирующими свойствами, то этого недостаточно для развития рака.

Другим вариантом причинно-следственных взаимоотношений является случай, когда воздействие достаточно, но не необходимо для развития заболевания. Например, воздействие бензола способно вызвать развитие лейкоза, однако лейкоз может возникнуть и без воздействия этого вещества.

Наиболее характерным для так называемых «экологически обусловленных» заболеваний или заболеваний, вызванных воздей­ствием факторов окружающей среды, является вариант, при кото­ром их недостаточно и необходимо для развития заболевания. К таким заболеваниям относится большинство неинфекционных за­болеваний, имеющих сложную, множественную этиологию, и риск их развития зависит от большого числа разнообразных факторов. Сложность анализа подобных ситуаций связана с тем, что высокий уровень заболеваемости может быть связан с другими известными и неизвестными причинами.

Риск возникновения заболевания характеризуется тремя аспек­тами: вероятность, последствия реализации риска и значимость по­следствий. В связи с этим риск нередко выражают в виде формулы:

где F - частота событий; С - последствия.

Данная формула важна для понимания особенностей восприятия риска человеком и обществом в целом. Чем больше частота неблагоприятных событий и выраженность их последствий, тем больше величина риска.