Федеральным законодательным актом о труде является. Нормативные акты трудового законодательства. По приему на работу

Полный текст ст. 5 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 5 ТК РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 Трудового Кодекса РФ

1. Название и содержание комментируемой статьи дает основание полагать, что законодатель предпринял попытку закрепить в ней систему источников российского трудового права. При этом источник понимается здесь в формальном смысле, то есть как форма внешнего выражения содержания правовых норм.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО "Юрайт-Издат", 2008. С.164.

В статье зафиксирована система не только нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, но и определено место коллективных договоров и соглашений, а также локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основу системы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений создает Конституция РФ:
- во-первых, Конституция РФ определяет систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, устанавливает их виды, сферу действия, относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, определяет место норм международного права в российской правовой системе и т.д.;
- во-вторых, Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия, а права граждан, закрепленные в Конституции РФ, являются непосредственно действующими, о чем, в частности, говорится в постановлении Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия";
- в-третьих, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. К ним относятся:
1) принцип свободы труда, включая запрет принудительного труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 и ч.2 ст. 37);
2) принцип юридического равенства работников и запрет дискриминации в сфере труда (ч.4 ст. 13, ст. 19, ч.3 ст. 37);
3) право работников на необходимые условия труда, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее удовлетворительное существование человека и членов его семьи и не ниже установленного государством минимума (ч.3 и ч.5 ст. 37, ч.1 ст. 41);
4) всемерная защита семьи, материнства и детства (ст. 38);
5) право работников создавать профессиональные союзы (ч.4 ст. 13, ст. 30);
6) возможность защиты трудовых прав всеми предусмотренными Конституцией и законами способами, в том числе в судебном порядке (ст. 33, ч.4 ст. 37, ст. 45, ст. 46, ч.1 ст. 47, ч.1 ст. 48) и другие.

Кроме Конституции РФ основополагающее значение имеют федеральные конституционные законы. Правда, их значимость заключается не в особом учредительном характере, а в той юридической силе, которую им придает Конституция РФ. Для трудового права большое значение имеет, например, ФКЗ "О чрезвычайном положении", определяющий степень ограничения трудовых прав граждан в чрезвычайных обстоятельствах.

2. В ч.1 комментируемой статьи изложена система нормативных правовых актов в сфере труда, построенная по принципу уменьшения их юридической силы.

Нормативные правовые акты разделены на два вида - трудовое законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ изменил подход к понятию "трудовое законодательство". В отличие от ранее действовавшей редакции, сегодня трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Ранее эти нормативные акты не объединялись понятием "трудовое законодательство". При этом "понятие "трудовое законодательство" носит общий (сквозной) характер и используется в этом смысле во всех статьях ТК РФ.

________________
См.: Шаповал Е.А. О соотношении понятий "источники трудового права" и "трудовое законодательство" // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С.16-21.

Первым среди основных источников трудового права является ТК РФ. Это четвертый отечественный кодифицированный акт о труде после КЗоТ РСФСР 1918 года, КЗоТ РСФСР 1922 года и КЗоТ РСФСР 1971 года (а если считать в качестве первого кодифицированного акта Устав о промышленном труде 1913 года, то ТК РФ - уже пятый подобный документ).

________________
См. подробнее об истории трудового законодательства: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.21-64.

Значение ТК РФ заключается в следующем. Во-первых, он имеет огромное социально-политическое и экономическое значение. Кодекс отразил основные изменения в социально-экономическом развитии страны - признание многообразия собственности, свободы предпринимательской деятельности и другие.

Во-вторых, велико юридическое значение ТК РФ:
- Кодекс регулирует весь спектр общественных отношений в сфере труда;
- Кодекс определяет систему трудового права и трудового законодательства, сферу действие правовых норм, единство и дифференциацию трудового законодательства;
- Кодекс указывает на необходимость принятия других нормативных правовых актов для регулирования отдельных общественных отношений в сфере труда.

Кроме того, ТК РФ обладает приоритетом над всеми другими нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями в сфере труда.

Кроме ТК РФ трудовые отношения регулируют и другие федеральные законы, некоторые из которых были приняты еще до его вступления в силу.

Ряд законов регулирует отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Это, например, Закон РФ "О занятости населения в РФ", определяющий государственную политику в области занятости и защиты от безработицы, правовой статус безработного, органов занятости и другие вопросы.

ФЗ "О профсоюзах" фиксирует правовое положение профсоюзов в нашей стране, их права в сфере представительства и защиты прав работников, гарантии деятельности.

Достаточно много федеральных законов содержат нормы, направленные на регулирование трудовых отношений с участием отдельных категорий работников.

Примерами могут служить Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и другие.

Ю.П.Орловский подчеркивает неприменимость к трудовым отношениям норм гражданского законодательства.

________________
Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. N 5. С.5-18.

Иллюстрацией к этому является определение Московского городского суда от 2 марта 2011 года по делу N 33-5504/2011, которым установлено, что трудовой договор недействительным признать нельзя, поскольку трудовое законодательство не содержит механизма признания трудового договора недействительным, а нормы ГК РФ не могут быть применимы к трудовым правоотношениям (см. также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 марта 2012 года по делу N А32-14952/2011).

Особенностью системы источников трудового права является достаточно широкое применение регионального законодательства. Более подробно об этом говорится в комментарии к ст. 6 ТК РФ.

3. Существенная роль при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отведена подзаконным нормативным правовым актам. Наибольшей юридической силой среди них обладают указы Президента РФ.

Следует отметить, что в последнее время данный источник права используется для регулирования трудовых отношений реже, чем раньше, однако, их значение все равно велико. В частности, посредством указов утверждаются многие программные документы (например, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"), а также регулируется труд государственных служащих.

Огромное значение среди источников трудового права имеют постановления Правительства РФ. В ряде случаев ТК РФ прямо предусматривает необходимость регулирования отношений Правительством РФ.

Другой комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Система источников норм трудового права включает три блока: 1) нормативно-правовой, создаваемый российскими органами публичной власти и конкретным работодателем, включающий также законодательные и подзаконные акты бывшего Союза ССР; 2) договорно-правовой, создаваемый работниками совместно с работодателями; 3) международно-правовой, образуемый общепризнанными принципами и нормами международного права (см. ст. ст. 8 - 10, 423 ТК и комментарии к ним).

В ч. 1 ст. 5 ТК приведен перечень источников норм трудового права, которые содержатся в актах, создаваемых российскими органами публичной власти и работодателем. Перечень выстроен в иерархическом порядке в зависимости от юридической силы входящих в него актов, в числе которых юридическим верховенством обладает наряду с Конституцией РФ трудовое законодательство, включающее ТК РФ и иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права. Низшую же ступень в этом перечне занимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты работодателя. Перечень актов, наполняющих договорно-правовой блок, приведен в ч. 1 ст. 9 ТК (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней).

2. Юридическое верховенство, принадлежащее ТК в системе нормативных правовых источников трудового права, проявляется в том, что нормы трудового права, содержащиеся в любом другом нормативном правовом акте, должны всегда соответствовать ТК (ч. 3 ст. 5), все другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422), при противоречии норм ТК нормам иных федеральных законов применяются нормы ТК (ч. 4 ст. 5), если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется лишь при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс (ч. 5 ст. 5). Тем самым нормам ТК в системе российского законодательства придан приоритет в регулировании социально-трудовых отношений в сравнении с любыми другими законами федерального или регионального значения.

3. Юридическое верховенство ТК распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. 6 ст. 5), постановления Правительства РФ (ч. 7 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 5), нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 9 ст. 5), акты органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 5) и локальные нормативные акты работодателя. Особенностями данного блока источников норм трудового права являются присутствующие в нем региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, обладающие согласно ч. 9 ст. 5 ТК меньшей юридической силой, нежели федеральные законы, указы Президента РФ и другие федеральные нормативные акты, включая постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно самим работодателем (см. ст. 8 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Общее представление о нормативных актах трудового законодательства

Характерные признаки нормативного акта трудового законодательства:

  • властно-волевой характер;
  • является общеобязательным;
  • регулирует трудовые и связанные с ними правоотношения;
  • имеет четкую структуру;
  • отражают специфику отрасли;
  • его действие обеспечивается государством;
  • в создании могут принимать участие работодатели и работники;
  • нарушение нормативного акта влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативные акты трудового законодательства представлены законами, указами, постановлениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, соглашениями, договорами.

Нормотворческая деятельность осуществляется федерльными органами законодательной и исполнительной власти, региональными органами власти, ведомственными структурами, муниципалитетами, работодателями.

Все нормативные акты трудового законодательства взаимосвязаны и образуют систему трудового законодательства, для которой характерны такие признаки, как наличие нескольких уровней, большое количество нормативных актов подзаконного характера.

Виды нормативных актов трудового законодательства

Среди нормативных актов трудового законодательства могут быть выделены:

  • законодательные акты,
  • подзаконные нормативные акты;
  • коллективные оговоры и соглашения;
  • локальные нормативные акты.

Основным видом трудового законодательства являются законы. Конституция РФ является основным законом страны, имеющим прямое действие . В ней предусмотрены нормы, регулирующие права граждан России в области труда.

Высшей юридической силой в рамках трудового законодательства наделен Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Определение 2

Трудовой Кодекс РФ – кодифицированный правовой акт, систематизирующий нормы трудового права, целью которого является регулирование трудовых правоотношений и отношений, непосредственно с ними связанных.

Замечание 1

Все прочие правовые акты, входящие в состав трудового законодательства, не должны противоречить положениям ТК РФ.

Важное место в структуре трудового законодательства РФ занимают федеральные законы. Например, «О занятости населения в Российской Федерации». Действие этих законов распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Регионы России наделены правом принимать законы, регулирующие трудовые отношения на территории субъекта РФ. Содержание этих законов не должно противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам, входящим в состав трудового законодательства относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства России и правовые акты муниципальных органов управления. Среди подзаконных актов высшей силой обладают президентские указы. Постановления Правительства и различных ведомств (министерств и служб) в области трудового права издаются в соответствии с их компетенцией. Постановления Правительства, как правило распространяются на всю страну, а правовые акты министерств и ведомств имеют отраслевой характер.

Правовые акты в сфере трудовых отношений, принимаемые муниципалитетами, действуют только на территории конкретных муниципальных образований.

Специфика трудового законодательства заключается в наличии такого уровня регулирования, как конкретная организация.

Определение 3

Локальные нормативные акты – это вид трудового законодательства, направленный на регулирование трудовых отношений в рамках одной конкретной организации.

Их значение заключается в том, что регулирование трудовых отношений на уровне одного отдельного предприятия, позволяет конкретизировать нормы трудового законодательства и тем самым повысить уровень правовой защиты работников.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 5 ТК РФ

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (действующая редакция)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 5 ТК РФ


1. Статья определяет виды нормативных правовых актов, образующих систему трудового законодательства, и содержит механизм обеспечения важнейшего принципа трудового законодательства - непротиворечивости норм, которая достигается путем установления правила: любая норма, регулирующая трудовые отношения, должна соответствовать ТК. В случае противоречия должна применяться норма ТК, за исключением случаев, когда положение работников улучшается по сравнению с ТК.

2. Все законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие ТК, должны приводиться в соответствие с ним. До тех пор пока нормативные правовые акты не соответствуют ТК, они применяются, если не противоречат ТК (ст. 423 ТК).

3. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

4. В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сказано, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ; ч. 2 ст. 11 ГПК; ст. 5 ТК). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; ч. 2 ст. 10 ТК; ч. 4 ст. 11 ГПК).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Нормы трудового права содержатся также в общепризнанных принципах и нормах международного права и в международных договорах РФ, так как согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью правовой системы РФ.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Согласно п. "а" ст. 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. п. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"; п. 2 ст. 7 ГК).

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и с даты, которые предусмотрены в самом договоре или согласованы между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции "О праве международных договоров" 1969 г.).

Исходя из смысла ч. ч. 3 и 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном ст. 30 указанного Федерального закона. Международные договоры РФ межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства - продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР. Тексты указанных договоров публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной.

Официальные сообщения Министерства иностранных дел РФ о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности:

при рассмотрении гражданских дел, если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом РФ, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;

при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным или уголовно-процессуальным законами РФ;

при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел, перечисленных в ст. 402 ГПК, ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства);

при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях.

Согласие на обязательность международного договора для РФ должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; ч. ч. 1 и 2 ст. 5, ст. 14, подп. "а" п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"; ч. 2 ст. 1 ГПК; ч. 3 ст. 1 УПК).

Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. ст. 90, 113 Конституции РФ).

При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; ст. ст. 369, 379, ч. 5 ст. 415 УПК; ст. ст. 330, 362 - 364 ГПК неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией "О праве международных договоров" 1969 г. (ст. ст. 31 - 33).

Согласно п. "b" ч. 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Российская Федерация как участник Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения этой Конвенции.

Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу п. 1 ст. 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов.

При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

Согласно правовым позициям, выработанным Европейским судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

При определении того, насколько срок судебного разбирательства являлся разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение заявителя (истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого), поведение государства в лице соответствующих органов.

При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.

Исходя из постановлений Европейского суда по правам человека применительно к судебной системе РФ данное правило распространяется не только на судей федеральных судов и мировых судей, но и на присяжных заседателей, которыми являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия.

В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ суды могут использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения).

5. Законодательное Собрание Камчатского края 14 ноября 2008 г. приняло Устав Камчатского края от 4 декабря 2008 г. N 141, в ст. 40 которого предусмотрено регулирование трудовых и других социальных отношений.

Органы государственной власти Камчатского края обеспечивают социальную защиту населения, принимают меры по сокращению безработицы, созданию новых рабочих мест, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, социальной поддержке незащищенных слоев населения, а также осуществляют иные полномочия в сфере социальной защиты и занятости населения в соответствии с законодательством РФ.

6. Субъекты РФ, регулируя трудовые отношения, принимают свои законы, например: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2008 г. N 48-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по регулированию трудовых отношений и управлению охраной труда"; Закон Камчатского края от 11 марта 2008 г. N 17 "О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатском крае"; Закон Еврейской автономной области от 26 апреля 2006 г. N 669-ОЗ "О муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (с изм. и доп.); Закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" (с изм.).

1. Цели и задачи трудового законодательства.

3. Цели и задачи трудового законодательства.

В ст. 1 Трудового кодекса РФ зафиксированы основные цели и задачи кодекса.

Целями трудового законодательства являются:

· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

· создание благоприятных условий труда;

· защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются:

· создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

· правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Указанные цели и задачи свидетельствуют о том, что трудовое право выполняет следующие функции:

1) регулятивную;

2) охранительную;

3) защитную;

4) производственную;

5) социальную;

6) воспитательную.

2. Законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Трудовое право является отраслью позитивного права Российской Федерации, поэтому регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

1. Трудовым Кодексом;

2. иными федеральными законами;

3. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

4. нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

5. актами органов местного самоуправления;

6. локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным актам высшей юридической силы.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой Кодекс.

В случае, если иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, противоречат соответствующим иным нормативным правовым актам высшей юридической силы, применяется нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Нормативные правовые акты принимаются в особом порядке, всегда формально определены, то есть, выражены в виде законов, положений, постановлений и т. д., рассчитаны на неоднократное применение, распределяются на обширный круг субъектов, обязательны для исполнения, и их выполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Классифицировать источники трудового права можно по различным основаниям: по содержанию регулируемых отношений (по системе трудового права), по силе действия нормативных актов и т. д.

Источникам трудового права присущи следующие особенности:

1. В систему источников права входят международные нормативные акты, посвященные регулированию трудовых отношений, - Конвенции Международной организации труда; законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и нормы международного права.

2. Источниками являются не только федеральные законы, но и законы субъектов Федерации, регулирующие трудовые отношения.

3. Трудовые отношения регулируются множеством нормативных актов специализированных ведомств - Министерства труда и социального развития.

4. Источниками являются локальные нормативные акты, принимаемые и изменяемые работодателем с участием работников или с учетом мнения профсоюзной организации.

5. Трудовому законодательству присуще единство и дифференциация в регулировании трудовых отношений. Единство заключается в том, что минимальные гарантии являются общеобязательными для всех субъектов правоотношений, но для некоторых субъектов - несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов, лиц, работающих на севере, - установлены дополнительные льготы и гарантии;

6. В трудовом праве сочетаются императивный и диспозитивный метод регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 6 Трудового кодекса регулирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

Основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; - основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля, за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.

Трудовой кодекс регулирует действие нормативных актов по кругу лиц, во времени и в пространстве.

По кругу лиц Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В пространстве Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. На территории Российской Федерации правила, установленные Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.

Во времени, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:

· истечением срока его действия;

· вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

· отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.