Как устанавливается срок предварительного следствия? Предварительное следствие Срок предварительного следствия составляет классический вариант

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования, которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.

Предварительное следствие - это уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства, определяющих порядок производства предварительного расследования и одновременно это расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Разграничение форм предварительного расследования производится по ряду оснований. Предварительное следствие характеризуется наличием следующих особенностей.

По категориям тяжести расследуемых преступлений для данной формы типично, что большинство преступлений отнесено законодательством к предварительному следствию (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам за исключением тех, для которых предусмотрена форма дознания (ч.2 ст.150 УПК РФ). В силу того, что не допускается производство дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ), по данной категории дел обязательно предварительное следствие, и в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности.

Предварительное следствие осуществляется исключительно следователем. Согласно п.41 ст.5 УПК РФ следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. К числу органов и должностных лиц , управомоченных осуществлять предварительное следствие, относятся:

1) следователи прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ);

2) следователи органов федеральной службы безопасности (п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ);

3) следователи органов внутренних дел Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ);

4) следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.5 ч.3 ст. 151 УПК РФ).

Ранее (до 1 июля 2003 г.) к числу уполномоченных осуществлять предварительное следствие относились также следователи органов налоговой полиции.

Предварительное следствие может быть проведено также начальником следственного отдела (ч.2 ст.39 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Сроки производства по уголовным делам. В соответствии с ч.1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено


Согласно ч.4 ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Итоговые документы : переченьитоговых решений исчерпывающе установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ: согласно ч.1 ст. 158 УПК РФ по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, производство предварительного расследования оканчивается в порядке, установленном главами 29 - 31 УПК.

1. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением: признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь составляет обвинительное заключение и после его подписания уголовное дело немедленно направляется прокурору (ч.6 ст.220 УПК РФ).

2. На основании ст. 213 УПК следователь вправе при соблюдении условий вынести постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, копия которого направляется прокурору. Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК (ст.212).

3. В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление (ст. 439):

1) о прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным ст. 24, 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

К промежуточным решениям можно отнести постановление следователя о приостановлении уголовного дела, о его возобновлении.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям , предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой , пятой и седьмой настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой , пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Комментарий к Ст. 162 УПК РФ

1. В срок предварительного следствия включается не только время, затраченное на производство следственных действий по собиранию доказательств и принятие следственных решений, но и все время ознакомления сторон с материалами уголовного дела, расследование по которому закончено.

2. Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает.

3. Особого внимания заслуживает закрепленная в части третьей комментируемой статьи норма, которой УПК дополнен в декабре 2010 г.: в срок предварительного следствия теперь не включается время, которое тратится на составление следователем жалобы на принципиальное, судьбоносное для уголовного дела решение, принятое по результатам изучения прокурором оконченного следственного производства, поступившего с обвинительным заключением для направления в суд, — о возвращении для производства дополнительного следствия, для изменения объема обвинения либо квалификации обвинения либо для пересоставления обвинительного заключения и т.п., а равно время движения жалобы, а затем и уголовного дела к вышестоящему прокурору, время рассмотрения им жалобы и материалов следствия, время, необходимое для принятия и оформления решения по жалобе и движения жалобы и уголовного дела обратно, в соответствующий следственный орган, иначе говоря, все время, когда из-за разногласий прокурора со следователем по уголовному делу не только не производится никаких следственных действий, но и направление уголовного дела в суд задерживается. При этом меры процессуального принуждения, в том числе и мера пресечения, отмене в обязательном порядке не подлежат и сроки содержания под стражей не прерываются. Это правило абсолютно ново: ни в советском, ни в постсоветском законодательстве его не было.

4. Важна и интересна часть шестая комментируемой статьи, которой эта статья УПК также дополнена в конце 2010 г. В ней речь идет о так называемых льготных, относительно кратких сроках, которые устанавливаются в случае возвращения истребованного прокурором незаконно или необоснованно приостановленного, прекращенного уголовного дела или дела, поступившего с обвинительным заключением, но страдающего существенными недостатками. Во всех без исключения случаях цель такого возвращения заключается в том, чтобы путем производства необходимых дополнительных процессуальных действий и пересоставления процессуальных документов устранить отмеченные прокурором недостатки следственного производства и завершить его на общих основаниях. Такая деятельность обозначается общепонятным термином «дополнительное следствие»; иначе не скажешь, да и необходимости в этом нет. Более полувека существовало ничем не опороченное правило, согласно которому льготный срок исчислялся с момента принятия возвращенного уголовного дела к производству следователя, которому поручено дополнительное следствие, и устанавливался в пределах одного месяца. В комментируемом законе это простое и ясное правило сформулировано в первом предложении части шестой статьи 162 УПК, но затем во втором предложении обременено деталями, которые не поддаются объяснению.

Одной из форм расследования является предварительное следствие. Это деятельность правоохранительных органов по раскрытию и изобличению преступных деяний. О содержании, правилах и сроках предварительного следствия по уголовному делу будет подробно рассказано в нашем материале.

Место следствия в уголовном процессе РФ

Совершение преступления влечет за собой возбуждение уголовного дела. Разбирается в произошедшем профессиональный следователь. В его обязанности входит доскональное изучение случившегося и последующая передача разработанных материалов в судебную инстанцию. Все время работы следователя как раз является предварительным следствием. Срок расследования, таким образом, может варьироваться. Он во многом зависит от профессиональной компетентности работника правоохранительных органов.

Полномочия судебной ветви власти довольно обширны, а потому ее представители не имеют возможности самостоятельно расследовать происшествия. Обязанности по изучению произошедшего злодеяния возлагаются на Следственный комитет (СК РФ). Это орган, ошибочно именуемый исполнительным. На самом деле, СК РФ работает при прокуратуре, а потому не относится ни к одной ветви власти.

Быстрое и полное раскрытие преступлений является основной целью работников предварительного следствия. Сроки играют немалую роль в деятельности следователей. Во-первых, дело должно быть как можно быстрее передано в суд. Во-вторых, законом установлен срок давности - максимальная продолжительность раскрытия преступных деяний.

Таким образом, следствие представляет собой высшую и наиболее сложную форму расследования. Процедура следствия применяется лишь при раскрытии крупных и серьезных преступлений.

Значение предварительного следствия

Сроки и правила работы следователей закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) - основном юридическом источнике для работников правоохранительной системы. Там регламентированы все действия и решения следователей.

Первостепенной задачей лиц, осуществляющих следствие, является обнаружение, проверка, оценивание и закрепление доказательств. От успеха работы следователя зависит все последующее разрешение дела. Так, судебная инстанция, оценивая собранные доказательства, сможет вынести нужный и справедливый вердикт.

О значении предварительного следствия можно говорить бесконечно. Каждый юрист знает, как много зависит от работы сыщиков и детективов. Эти специалисты выполняют всю самую сложную, а порой и по-настоящему грязную работу. Они допрашивают свидетелей, проводят медицинскую экспертизу, собирают материалы дела и т.д. Все это необходимо лишь для того, чтобы судья, рассмотрев сформировавшуюся материальную базу, не ошибся в вынесении решения.

Следователям предоставлены некоторые привилегии. Так, они имеют право на осмотр места преступления вне официальных сроков предварительного следствия. Иначе говоря, изучение соответствующего пространства разрешается до возбуждения уголовного дела.

История следствия в России

Для лучшего понимания того, что именно представляет собой работа отечественного следователя, следует обратиться к истории российского права. Весь период существования следствия можно поделить на четыре этапа:

  • дореформенный (до судебной реформы 1864 года);
  • пореформенный;
  • советский;
  • современный.

В дореформенной имперской России существовало понятие "предварительного исследования". Были следователи, но полностью зависимые от суда. Они реализовывали свои функции только по прямым Указам императора. Из-за жесткого контроля власти сыщики тех времен не обладали широкими полномочиями. Не существовало и единства мнений по поводу организации грамотного розыска.

Все изменилось лишь в 1864 году, когда в России состоялась крупнейшая в истории судебная реформа. Следователи были приравнены к членам окружных судов, а потому получили некоторую независимость. Юристы того времени впервые стали разрабатывать справочные материалы по розыску.

В 1922 году был принят советский УПК. Следователи стали "народными" и получили место в советских судах и трибуналах. Спустя 10 лет они перешли в ведение прокуратуры. Надо сказать, что положение работников сыска значительно ужесточилось. Закон гласил, что предварительное следствие должно было заканчиваться в срок, установленный судом. Сам сыщик стал тесно сотрудничать с милицией.

Следствие в том виде, в каком оно существует сегодня, появилось лишь в 2002 году. Тогда был принят УПК РФ - закон, регламентирующий процедуру уголовного расследования.

Субъекты предварительного следствия

Срок производства сыска составляет два месяца. За это время представители правоохранительной системы должны выполнить большую часть своей работы. Как организуется процедура сыска, если закон устанавливает столь небольшие сроки работы? Здесь следует обратиться к основным субъектам следствия.

Основным субъектом процедуры сыска является Следственный комитет. Этот орган является зависимым от Прокуратуры Российской Федерации. Следующие два субъекта - Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Эти инстанции занимаются предварительным следствием лишь в рамках своих узконаправленных полномочий. На следственный же комитет возлагается большая часть всех разбирательств.

Следователь несет полную ответственность за полноту своих функций, а также за их ход и результат. Он может требовать содействия от разных инстанций при производстве отдельных действий. Законные постановления следователя обязательны для исполнения.

Законодательство не запрещает работу группы следователей. Так, одно дело могут изучать сразу несколько специалистов. В соответствующем постановлении будет указан состав следственной группы. Руководитель группы принимает решения о выделении дел в отдельное производство, о привлечении лиц в статусе обвиняемых, а также о частичном прекращении или приостановлении дела. Руководитель может запрашивать продление предварительного следствия. Делает он это при помощи подачи специального ходатайства. При этом следователь не имеет возможности влиять на правила и сроки предварительного следствия по уголовному делу.

Как организуется предварительное следствие по уголовному делу? Сроки, требования и нормы можно найти в главе 22 УПК РФ. Закон гласит, что любая процедура сыска может быть запущена лишь после возбуждения уголовного дела (исключения - осмотр места происшествия и судебная экспертиза). По сути, следователь получает разрешение судебной инстанции на реализацию профессиональных полномочий в той или иной сфере.

Само следствие состоит из ряда процессуальных решений и действий. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечение отдельных лиц в качестве обвиняемых, проведение опросов свидетелей, ознакомление участников процесса с материалами дела и многое другое.

Нередко следователи обращаются за помощью к органам дознания. Это инстанции, занимающиеся расследованием несложных уголовных дел. В организацию дознания входит фото- или видеосъемка, использование научной аппаратуры, проведение простых оперативно-розыскных мероприятий и т. д. Взаимодействие двух инстанций придает эффективности процедуре сыска. При этом важно учитывать, что сроки предварительного следствия и дознания должны соответствовать разрешению дела.

Продолжительность следствия

Минимальный срок предварительного следствия составляет два месяца. Однако прокурор может вынести решение о продлении процедуры сыска до 3 месяцев. Если же уголовное дело имеет характер особой сложности, то расследование может быть законно продлено до 1 года. В дальнейшем постановление о продлении срока предварительного следствия может принять только вышестоящая инстанция. Это федеральный орган исполнительной власти (Правительство) или непосредственно Следственный комитет РФ.

Иногда прокурор может забирать накопленный следователем материал для его изучения и оценивания. Такая процедура называется исполнением прокурорских указаний. При возвращении дела у работника сыска есть всего один месяц на исполнение поступивших указаний. Этот же срок устанавливается для исправления дела, поступившего от руководителя следственного органа.

В случае работы следственной группы для анализа отдельного дела используются все те же сроки, что и для единоличной работы следователя. Завершается процедура сыска подачей обвинительного заключения в соответствующую судебную инстанцию. Но прежде чем подать такое заключение, следователь обязан уведомить об этом обвиняемого и его защитника, а также ознакомить их с материалами уголовного дела. Составление заключения не является причиной для продления срока предварительного следствия.

Процессуальные акты

Все действия следователей должны быть облечены в письменную форму. По эксгумации, освидетельствованию, обыску, выемке и прочих операциях должны быть составлены процессуальные акты. При этом работникам сыска допускается выполнение далеко не всех функций. Так, осмотр жилья или обыск проживающих в нем лиц возможен только по разрешению суда. То же касается выемки документации, наложения ареста на корреспонденцию или финансы, контроля за телефонными переговорами и т. д. На рассмотрение ходатайства о проведении того или иного следственного действия суд имеет всего 24 часа. В течение этого времени инстанция обязана ответить работнику сыска. При этом время ответа суда не является сроком приостановления предварительного следствия.

Все операции, включаемые в процедуру предварительного следствия, можно выполнять на определенных условиях. Первое условие - это самостоятельный выбор необходимой операции в рамках одного дела. В зависимости от обстоятельств следователь сам решает, какое именно действие ему следует производить. Следующим условием является использование лишь самых оптимальных функций. Так, работник сыска не обязан реализовывать все установленные законом следственные действия. Важно лишь уложиться в сроки предварительного следствия по УПК. Наконец, третьим условием является направленность на защиту прав и свобод граждан и служба во имя четкой цели. Любое действие следователя являет собой вторжение в сферу интересов лица. Понимая это, работник сыска должен грамотно использовать свои ресурсы.

Работа следователя представляет собой применение государственного принуждения. Это заметно расширяет ответственность работника. Большую роль в деятельности по сыску играет нравственность. Следователь должен почитать закон, но еще больше он должен уделять внимание понятиям чести и достоинства.

Обвиняемые лица в процедуре следствия

Привлечь человека в качестве обвиняемого можно лишь при наличии достаточных условий. Необходимо определенное количество доказательств, свидетельств или любых других материалов, указывающих на виновность отдельного лица. Следователь самостоятельно, без разрешения и указания судебной инстанции выносит постановление о признании человека обвиняемым. При этом не стоит путать понятия "виновности" и "обвинения". В первом случае суд признает человека причастным к совершению преступного деяния. Обвинение же только указывает на возможную вину человека.

Вкупе с формированием обвинительного акта следователь составляет ряд документов с указаниями времени, места и обстоятельств совершения преступления. Лицо, вероятно причастное к злоключению, привлекается к уголовной ответственности.

После вынесения обвинительного акта начинает работу прокурор. Он тщательно изучает материалы дела, собранные следователем, после чего утверждает заключение и направляет его в суд. При этом срок предварительного следствия может быть продлен, если прокурор или суд сочтут недостаточным собранное количество доказательств. В этом случае обвиняемое лицо останется под стражей, а работник сыска примется искать новые детали, указывающие на причастность человека к совершению преступного деяния.

Контроль за предварительным следствием

Основным контролирующим органом является суд. Именно эта инстанция следит за деятельностью следователя. Суд правомочен реализовывать следующие функции:

  • принимать решение о продлении срока содержания под стражей;
  • давать разрешение на личный обыск или выемку в жилище;
  • накладывать арест на корреспонденцию или разрешать выемку в системах средств связи;
  • принимать решение о помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар;
  • избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашний арест и т. д.

В течение всей процедуры следствия судебная инстанция рассматривает жалобы на действия или бездействия прокурора или работников сыска. Может быть принято решение о неполноте расследования или о неправильной квалификации действий обвиняемого.

Прокурор также осуществляет надзор за деятельностью следователя. Он выносит мотивированные решения о направлении соответствующих материалов в следственный орган. Затем прокурор осуществляет проверку всех действий работника сыска на законность. Прокуратура способна требовать от следственных органов устранения допущенных нарушений. Если требования не будут выполнены, то процедура сыска будет прекращена.

Приостановление и прекращение предварительного следствия

Приостановлением процедуры сыска называют временный перерыв в расследовании. Такое решение может быть принято из-за невозможности обвиняемого лица участвовать в производстве по делу. Приостановление расследования не является показателем некачественной работы следователя. Как правило, оно вызвано объективными причинами, которые не зависят от работника сыска.

Сокрытие обвиняемого от следствия или суда, психическая болезнь подозреваемого, болезнь следователя, чрезвычайные происшествия в мире - это неполный список причин, которые могут привести к приостановлению расследования. Срок приостановления дела устанавливается прокурором. При этом он не может превышать один месяц.

Прекращение предварительного следствия может быть вызвано полным завершением расследования. В этом случае работник сыска передает все собранные материалы суду, после чего дожидается результатов работы. Итогом может стать отсутствие события или состава преступления, истечения сроков давности, смерть подозреваемого, примирение сторон или деятельное раскаяние. Существуют реабилитационные и не реабилитационные основания прекращения уголовного дела. Реабилитация предполагает возмещение вреда лицу, незаконно и необоснованно привлеченного к уголовной ответственности. Не реабилитационное основание представляет собой вынесение приговора обвиняемому.

Следователь не является стороной обвинения. Это непредвзятый и объективный представитель судебной власти, обладающий моральными и нравственными качествами. Он должен понимать, сколь важна его работа, а потому предварительное следствие должно быть закончено в срок, установленный судом. Работник сыска должен быть заинтересован только в скорейшем и справедливом разбирательстве дела.