Презентаия по ТГП на тему: Судебная власть. Судебное право Судебное право тгп

И судопроизводство. В этом смысле С.п. носит характер межотраслевого комплекса норм. В Бельгии принят особый Судебный кодекс .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СУДЕБНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    судебное право - 1) право, создаваемое прецедентами судебными (прецедентное право), судебной практикой, решениями конституционных судов и другими судебными актами; 2) совокупность норм, регулирующих судоустройство и судопроизводство. В этом смысле С.п. носит… … Большой юридический словарь

    - … Википедия

    Одно из прав человека «второго поколения» (социально экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам… … Википедия

    Судебное заседание арбитражного суда - разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующий в судебном заседании:… …

    Судебное разбирательство гражданских дел, которое проводится в строгом порядке, установленном процессуальным законодательством. Как отмечалось, судебное разбирательство, как одна из стадий гражданского судопроизводства, осуществляется в форме… … Википедия

    Словарь бизнес-терминов

    - (adjudication) 1. Судебное решение, особенно в делах о банкротстве. 2. Решение должностного лица Департамента налогов и сборов о величине гербового сбора за оформление документа. Документ, представленный для определения величины гербового сбора,… … Финансовый словарь

    Судебное разбирательство в арбитражном суде по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение - дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием заявителя и других заинтересованных лиц. К их рассмотрению не могут привлекаться арбитражные заседатели. При подготовке… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Судебное поручение - (англ. judicial message) 1) в гражданском судопроизводстве РФ поручение суда, рассматривающего дело, адресованное др. суду, произвести определенные процессуальные действия (ст. 51 52 ГПК*, ст. 73 74 АПК РФ*). В определении о С.п. кратко… … Энциклопедия права

    Данная статья о телевизионной программе «Право на защиту» Пятого канала. Статья радиопрограмме «Право на защиту» Радио России Право на защиту. Право на защиту Жанр Судебное шоу Производство ООО «Телекомпания Прямая линия» (до Апреля… … Википедия

Книги

  • Судебное административное право. Учебник , Зеленцов Александр Борисович, Ястребов Олег Александрович. В учебнике на основе действующего законодательства и с использованием материалов судебной практики освещаются вопросы организации и функционирования административной юстиции…
  • Судебное административное право Учебник для студентов вузов обучающихся по специальности Юриспруденция , Зеленцов А.,Ястребов О.. В учебнике на основе действующего законодательства и с использованием материалов судебной практики освещаются вопросы организации и функционирования административной юстиции…
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

14.2 Виды источников права

Виды источников права

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай - это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством . Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев.

Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства.

Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о доставке товаров поставщиком и др.

Обычай широко применяется в парламентской практике и в государственно-правовой сфере, например порядок формирования правительства в Великобритании, многие правовые институты королевской власти, порядок проведения заседаний парламента и др. Правовые обычаи активно используются в международных отношениях.

Обычаи признаны государствами в торговой практике, морских и иных перевозках. Традиции общинной жизни распространены в современных государствах Африки, Латинской Америки, Японии и Китае. Особенно это касается семейных, наследственных и земельных отношений.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т. е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшествующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты :

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом.

Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму. Поэтому прецедентное право получило название «права, создаваемого судьями», или судебного права. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права.

Отечественная юриспруденция официально не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные органы должны выступать правоприменителями, а не творить, не создавать право.

Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно англоязычных странах. Почти треть государств мира придерживается принципов прецедентного права. Оно играет большую роль в создании единого европейского права и единого правового пространства Европы.

В последнее время в России несколько изменилось отношение к прецеденту. Дело в том, что в результате правоприменительной практики нередко вырабатываются правоположения, обобщающие юридическую практику и способные в силу отставания правотворчества от развития общественных отношений, от возникающих потребностей выступать средством устранения противоречий между действующим законом и развитием общественных отношений. Это позволяет защитить права и законные интересы людей, обеспечить стабильность правопорядка. В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, постановлениям пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ формы прецедента.

Обосновывается данная точка зрения тем, что указанные акты, во-первых , представляют собой официальное толкование норм права и нормативных правовых актов; во-вторых , содержат конкретизирующие нормативные установления и предписания; в-третьих , заключены в форму официального юридического документа, который принимается в установленном процессуальном порядке; в-четвертых , обладают юридической силой, в том числе обязательностью для исполнения всеми судами. Кроме того, Россия как член Совета Европы должна сообразовывать свою законодательную и правоприменительную деятельность с решением Европейского Суда по правам человека. Сам же Суд создает нормативные установления - судебные прецеденты международного характера и они обязательны для всех государств, входящих в Совет Европы.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных юристов-богословов, знатоков ислама считаются единственным источником права.

Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении.

Что касается правотворчества , то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, при проведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, при влиянии на правосознание законодателя.

В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствие норм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития.

Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство.

В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исходя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Некоторые ученые называют в качестве еще одной формы реализации правовой доктрины в правоприменительной деятельности судебное усмотрение .

Судебное усмотрение - это предоставленное судье законом полномочие выбора одного из нескольких закрепленных в правовой норме альтернативных, но в равной мере законных решений по делу. Судебное усмотрение существует только в пределах закона. Вместе с тем усмотрение судьи при рассмотрении какого-либо дела должно быть ограничено доктринальными пределами , т. е. он должен найти оптимальную для данного случая правовую идею и придать ей формально определенный вид (К. И. Комиссаров). Иначе говоря, сама по себе юридическая доктрина не имеет в своем содержании механизма собственной реализации, но благодаря воплощению в юридических актах, в частности в актах судебной практики, она служит непосредственной юридической основой для решения юридических споров и тем самым входит в действующее право.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права , так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

2) представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конституционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии. Примером первого вида может служить Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Примеры второго вида - многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально-экономических и экологических программ и т. д. Это касается внутрифедеративных отношений в Российской Федерации. Международные договоры некоторые исследователи подразделяют на нормоустанавливающие (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) и учредительные, например Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (М. С. Студеникина).

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Например, согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он включает в свое содержание нормативные положения, если об этом имеется прямое указание в законах и иных нормативных правовых актах (ст. 41).

С помощью коллективных договоров и соглашений создаются локальные нормы, которые позволяют «привязать» действующее законодательство к конкретным условиям отдельной организации, фирмы, учреждения, предприятия.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения, позволяет закрепить их свободное согласованное волеизъявление, способствует децентрализации и демократизации государственного управления.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

В истории права религиозные нормы всегда выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты обладали непререкаемым нравственным авторитетом. Это объясняется тем, что религия составляет часть культуры того или иного народа. Следовательно, субъекты правотворчества должны ориентироваться на создание таких норм права, которые имеют свойства духовно-культурных ценностей и вместе с тем учитывают многоконфессиональность некоторых обществ.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».

Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ.

В литературе принято выделять принципы: общеправовые, меж-отраслевые и отраслевые.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма. Они закреплены, например, в ст. 19 Конституции РФ, в ст. 3, 4, 6, 7 УК РФ; принцип равенства супругов в семье - в ст. 31 СК РФ. В ст. 6 АПК РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве - принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и др.

Надо отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание и значимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем норм права.

Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией РФ у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования , уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции РФ и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д. Иными словами, расширены полномочия судебного контроля за оперативно-розыскной и следственной деятельностью;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов. Судебный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подлежащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юридической силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействующим и не подлежащим применению. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами. В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к новому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, детализируют закон.

Более того, судебная практика высших судебных инстанций вырабатывает правоположения , имеющие нормативное содержание и выступающие общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права и их содержанию придается необходимая определенность. В результате решения высших судебных органов служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.

Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, т. е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда РФ служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта. Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет право официального толкования конституционных норм. Постановления Конституционного Суда РФ приобретают общеобязательное значение, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию. Фактически Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормы международного права применимы к сфере не только частного права (гражданского, семейного, трудового), но и публичного права.

Нормативные правовые акты - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки : а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных , или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

адресуются конкретным лицам или органам;

решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

3. Классификация источников аграрного права Источники права -это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно-правовой

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права - формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:- обычное

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

15. Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

45. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

К.А. ЛИТВИНОВА, аспирант Пятигорского технологического университета Исследуется судебное право с точки зрения общей теории права. Предлагается определение судебного права. Анализируются признаки судебного права.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 26-29

К.А. ЛИТВИНОВА,

аспирант Пятигорского технологического университета

Исследуется судебное право с точки зрения общей теории права. Предлагается определение судебного права. Анализируются признаки судебного права.

Ключевые слова: судебная система, структура судебной системы, судебное право, суд.

The judicial right: concept and signs

Litvinova K.

The judicial right from the point of view of the general theory of the right is investigated. Definition of the judicial right is offered. Signs of the judicial right are analyzed.

Keywords: judicial system, structure of judicial system, the judicial right, court.

Понятие «судебное право» для российской юридической науки не является новым. Еще В.А. Рязановский в 1920 году отмечал: «Говорить о едином процессе и о единой процессуальной науке при настоящем ее состоянии еще преждевременно, но вместе с тем, думается, что тенденция развития современного процесса (как в области судоустройства, так и судопроизводства) ведет к объединению различных его видов и к созданию единого процессуального или судебного права». Н.Н. Полянский, М.С. Строгович, В.М. Савицкий, А.А. Мельников ставили вопрос об объединении в одну специализированную отрасль права законодательства о судопроизводстве, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. Вместе с тем было бы лукавством утверждать, что ученые пришли к единому мнению относительно определения и содержания названной категории.

В связи с этим, а также учитывая преобразования, проводимые в судебной системе, считаем возможным предложить свое видение судебного права и попытаться выявить его характерные признаки.

По нашему мнению, судебное право - это комплексная отрасль права, основными компонентами которой являются судоустройство и все существующие виды судопроизводства, не теряющие в составе судебного права своего положения самостоятельных отраслей права со свойственными им специфическими чертами, но связанные друг с другом их непосредственным отношением к правосудию.

При таком подходе основными чертами судебного права выступают следующие.

1. Судебное право - это одна из составляющих публичного права. Основной и непременный субъект судебного права - судебная власть, представляющая собой совокупность фактических отношений, организуемых и охраняемых авторитетом правовых норм. При этом сами нормы выступают в качестве одного из юридических фактов возникновения судебных правовых и властных отношений. В идеале назначение судебной власти по отношению к гражданскому обществу можно обозначить как юридическое обслуживание и предоставление судебных услуг субъектам права. А.П. Гуськова и Н.Г. Муратова фактически говорят о публичности судебного права, указывая на способность суда наилучшим способом предоставить общедоступные судебные услуги, упрощая и ускоряя судебное разбирательство, при использовании привилегированных процедур.

Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082-р) были поставлены такие основные задачи, как повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, а также конкурентоспособности судебной системы, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов судебной власти.

Такой подход ориентирует, во-первых, на усиление суда, института государственной власти, повышение степени полезности их деятельности и результатов. Во-вторых, суд, как институт социально-государственный, предоставляет субъектам права в сферах гражданского оборота, экономических и, особенно, предпринимательских правоотношений именно государственные правовые услуги, главным образом в форме справедливого рассмотрения дел и принятия судебных актов.

Судебные услуги, в отличие от обычных юридических, являются публичными. Судья не становится участником какого бы то ни было соглашения с субъектами процесса и не может иметь статуса стороны, представителя, посредника и т. п. Судья нейтрален, в соответствии со ст. 120 Конституции РФ независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральным законам. Если судья в процессе изначально отдает предпочтение одной стороне, другая вправе заявить отвод судье.

Публичность судебных услуг означает, что они предоставляются не тому, кого предпочтет судья, а любому. Основанием предоставления услуг является не договор, а закон - процессуальный закон, судебное законодательство. При отсутствии оснований для отказа, указанных процессуальным законом, судья не вправе никому отказать в совершении надлежащих процедур, процессуальных действий.

2. Судебное право - это комплексная отрасль права. Принятие государством на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предполагает создание развитой системы судебной защиты, которая является комплексным институтом российского права.

Осуществляемая судом деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и свобод человека и гражданина и предупреждению таких нарушений есть не что иное, как правосудие. В русле обеспечения судебной защиты должна действовать единая функция судебной власти, реализуемая посредством уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводств, так как нарушение прав и свобод человека и гражданина предполагает одинаковые правовые средства защиты, независимо от характера и вида нарушений. Именно поэтому судебное право предстает как сложная комплексная отрасль права.

3. Отрасли права, входящие в состав судебного права, относятся к правосудию. Правосудие есть функция судебной власти и в правовом отношении представляет собой направление правового регулирования и воздействие на отношения судебной власти, проявляемые через власть права и верховенство права на защиту.

Как известно, основным критерием разделения права на отдельные отрасли является предмет правового регулирования, характерный для каждой отрасли права. Судебное право объединяет в себе отрасли, которые регулируют общественные отношения, возникающие и развивающиеся в процессе осуществления деятельности суда, именуемой правосудием. Поэтому критерием объединения отраслей права выступает такой признак, как непосредственная деятельность суда - правосудие. Связано все это с тем, что в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного процесса осуществляется одна и та же государственная деятельность.

4. Судебное право заключает в себе нормы как материального, так и процессуального права. Судебное право недостаточно рассматривать как феномен исключительно процессуальный, поскольку оно, как и суды, судебные структуры и системы, несамодостаточно. Действительного судебного права нет без материального права. Судебное право - судебный процесс - феномен многоликий.

Судебное право - это особое соединение процессуального и материального права. Все элементы судебно-процессуального процесса предназначены в итоге для разрешения вопросов материального права и материальных правоотношений участников судебного процесса, в том числе с целью проверки правомерности разнообразных правовых актов; разрешения споров о правах, об обязательствах субъектов; предупреждения правонарушений или привлечения виновного к ответственности за совершенное правонарушение. При этом суд установит существо обвинения, обстоятельства, мотивы, последствия преступления, проверит и оценит каждое доказательство отдельно, затем - в совокупности, а также решит вопросы юридической квалификации деяния, определит виновность субъекта, вид и размер его наказания или признает субъекта невиновным и решит вопрос его реабилитации.

Собственно судебно-системные связи, при их абсолютной необходимости, для функционирования судебного права недостаточны.

Действующее судебное право - это право, ориентированное на решение определенных задач, поставленных перед судом субъектами материальных правоотношений, подлежащих ведению суда и разрешению в рамках конкретного судебного процесса.

Нельзя отрицать, что все элементы судебного процесса созданы и существуют для защиты действительного материального права.

Вместе с тем материальное право без права судебной защиты было бы неполноценным, скажем так, необеспеченным. Без необходимости поддерживать нормальное функционирование, оберегать право материальное, предупреждать правонарушения судебное право вряд ли появилось бы.

5. Судебное право позволяет реализовать право на судебную защиту. В основе функционирования всех судов судебной системы присутствует государственная функция - судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Без осуществления судебной защиты не могут быть реализованы и конституционные гарантии прав и свобод. Поэтому одним из главных факторов, объединяющих отрасли права, связанные с правосудием, в одно судебное право является реализация судебной власти посредством правосудия по защите прав и свобод человека, т. е. судебная защита. Именно судебное право объединяет вопросы судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Судебное право является единством правовых средств и способов защиты прав и свобод личности независимо от формы судопроизводства. Правильно отмечает В.А. Лазарева: «Вряд ли имеет разумные оправдания существование различных сроков обжалования судебного решения, принятого в уголовном и гражданском процессах, различий в объеме предоставленных для защиты нарушенного права процессуальных возможностей и процедур, наделения участника судебного процесса определенным статусом и т. д.»

На основе изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, судебное право - это часть публичного права, ибо судебные услуги, в отличие от обычных юридических, являются публичными. Публичность судебных услуг означает, что они предоставляются не тому, кого предпочтет судья, а любому; при этом основанием предоставления услуг выступает не договор, а закон - процессуальный закон, судебное законодательство.

Во-вторых, судебное право регулирует вопросы как судоустройства, так и судопроизводства и соединяет в себе нормы материального и процессуального права.

О важности и своевременности признания концепта судебного права свидетельствует следующее.

1. Судебное право - незаменимое средство приведения огромного массива судебных принципов, правил и институтов к единому знаменателю с целью преодоления некоторого разброса, межотраслевой нестыковки, рассогласованности, асинхронных процессуальных действий и процедур.

2. Дифференцируются и процесс, и суд. Все же, будучи дифференцированным, суд остается изначально, по своему предназначению, единым. Все виды процесса суть единый судебный процесс. Правовые нормы судебного права наделены необходимыми качествами, позволяющими использовать их в создании комплексных законодательных структур права - в виде системы соответствующего процессуального и судоустройственного законодательства.

3. Степень дифференциации судебных процедур не снижается, а с учетом ожидания продолжения дифференциации судов, образования судов трудовых, ювенальных, принятия Кодекса административного судопроизводства можно ожидать, что произойдет дальнейшее обогащение судебных процедур. Исходя из естественного единства противоположностей, дифференциация - своего рода предвестник, подтверждение и предпосылка дальнейшего усиления общности. В свою очередь унификация права повлечет за собой следующую волну дифференциации. Данное положение верно и в отношении судебного права.

В целом концепция судебного права предполагает создание комплексной отрасли права на основе унификации положений, объединяющих вопросы судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Судебное право должно не поглощать или заменять процессуальные отрасли, но функционировать при полном развитии всех действующих процессуальных отраслей права.

Библиография

1 Рязановский В.А. Единство процесса. - М., 1996. С. 79.

2 См.: Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. - М., 1983.

3 См.: Гуськова А.П., Муратова Н.Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. - М., 2005. С. 18.

4 См.: Мурадьян Э.М. Истина как проблема судебного права. - М., 2002. С. 7-8.

5 Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. - Самара, 2000. С. 31.

6 См. подробнее: Мурадьян Э.М. Судебное право. - СПб., 2007. С. 15-19.

Поделитесь статьей с коллегами:

78. Применение права как форма реализации права.

Применение–особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2)носит властный характер

3)имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4)осуществляется в процессуальной форме;

5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Применять нормы права– это значит применять власть, а нередко– принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть.

Цель правоприменения– упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство, взятки. Характерные особенности применения права:

1)это – властно – императивная форма реализации права;

2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3)носит процессуально – процедурный характер;

4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5)имеет под собой соответствующие юридические основания;

6)связано с применением правоприменительных актов;

7)является разовым и индивидуально–определённым действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при след. обстоятельствах:

1)когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2)когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3)когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (напр. гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, т.к. она самоуправно занята другим лицом);

4)когда возникает спор о праве и стороны не могут найти сами согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5)когда те или иные юр.значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле – продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6)когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7)когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрата гражданства).

Кафедра теории права, государства и судебной власти является одним из учебных и научных подразделений Российского государственного университета правосудия. Была создана 1 января 2000 года.

Возглавляет кафедру доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, ректор Российского государственного университета правосудия Ершов Валентин Валентинович .

Должность заместителя заведующего кафедрой

По учебной работе занимает кандидат юридических наук, доцент Власова Татьяна Валентиновна ;

Организационно-техническую работу кафедры обеспечивает специалист по учебной работе 1 категории Кузова Мария Александровна .

Основными направлениями работы кафедры являются: организация и совершенствование учебного процесса; участие преподавателей кафедры в работе факультетов Российском государственном университете правосудия; подготовка научно-педагогических кадров по плану работы кафедры и Университета; методическая работа; научно-исследовательская работа.

Основными задачами кафедры являются:

  • проведение учебных занятий по дисциплинам кафедры;
  • проведение научных исследований по специальности 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;
  • совершенствование учебного процесса в соответствии с учебными образовательными стандартами.

На кафедре преподаются следующие учебные дисциплины:

  • Теория государства и права;
  • Проблемы теории государства и права;
  • Юридическая техника;
  • История и методология юридической науки;
  • История политических и правовых учений;
  • Система права России и тенденции её развития;
  • Актуальные проблемы современного правопонимания;
  • Судебная власть в условиях глобализации;
  • Актуальные проблемы теории государства и права;
  • Соотношение международного и внутригосударственного права;
  • Аналитическая информация в сфере правотворчества и правоприменения;
  • Современные проблемы правотворчества;
  • Институт юридической ответственности в российском праве;
  • Проблемы юридической герменевтики;
  • Современные проблемы реализации права;
  • Коллизионное право в условиях глобализации;
  • Теория государства в условиях глобализации;
  • Правоприменительные акты в системе правового регулирования;
  • Понятийный аппарат законодательства;
  • Юридическая природа решений ЕСПЧ;
  • Правоведение;
  • Право;
  • Основы права;
  • Осуществление защиты прав и свобод граждан.

Подготовка специалистов осуществляется на всех формах обучения следующих факультетов:

  • факультет подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения;
  • факультет подготовки специалистов для судебной системы заочной формы обучения;
  • факультет подготовки специалистов для судебной системы на базе среднего профессионального образования юридического и экономического профилей;
  • факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы;
  • факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и судебного департамента;
  • факультет повышения квалификации и переподготовки судей и государственных гражданских служащих арбитражных судов;
  • экономический факультет.

На кафедре ведётся подготовка магистрантов по программе «Теория и практика правопонимания, правотворчества и правоприменения в условиях глобализации».

На кафедре открыта аспирантура по специальности 12.00.01 - теория и история права и государства, история учений о праве и государстве, в которой обучаются аспиранты очной и заочной форм обучения, а также соискатели, активно занимающиеся научно-исследовательской работой.

При кафедре работает научный кружок «Теория государства и права», руководителем кружка является преподаватель кафедры Комарова Т.Н.

С аспирантами и соискателями кафедры научные руководители проводят коллоквиумы по темам курсов «Теория государства и права» и «История политических и правовых учений».

Совместными усилиями членов кафедры и отдела теории и истории права, государства и судебной власти проводятся ежегодные международные научно-практические конференции и методические семинары, дни кафедры.

Сферу научных интересов кафедры составляют вопросы общей теории государства и права, философии и социологии права, юридической техники, форм и источников права, проблем правоприменения и правотворчества, соотношения международного и национального права, правового государства и гражданского общества. В целом преобладают фундаментальные и прикладные теоретические исследования, обусловленные профилем кафедры.

Сотрудники кафедры являются членами редколлегий ведущих научных журналов страны: «Российское правосудие», «Судебный вестник», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Социологические исследования», «Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение», «Права человека. Практика Европейского Суда по правам человека», регулярно принимают участие в международных научных конференциях, проводимых в России и за рубежом. Активно развивается сотрудничество с иностранными образовательными и научными учреждениями по вопросам подготовки кадров для судебной системы.