Источники правового регулирования. Основные источники транспортного права Нормативные договоры как источники транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в кᴏᴛᴏᴩой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью кᴏᴛᴏᴩой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция будет источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. При всем этом Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение будет основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - ϶ᴛᴏ Гражданский кодекс Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩый сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права будут и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Стоит заметить, что они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.)
Стоит отметить, что особенностью данных нормативных актов будет то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40)

К числу источников транспортного права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. К примеру, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия"*(20), Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации"*(21)

Источниками транспортного права будут также подзаконные акты, кᴏᴛᴏᴩые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. К примеру, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184*(22) "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте".

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в т.ч. межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения*(23)

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.) Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются. К примеру, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на базе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают единообразие судебной практики и кᴏᴛᴏᴩым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров (об ϶ᴛᴏм более подробно см. § 2 настоящей главы)

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в кᴏᴛᴏᴩом Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г.*(24), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" 1998 г.*(25)

Источником транспортного права будут также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты продолжают применяться на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некᴏᴛᴏᴩых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" впредь до принятия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяется Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12*(26) А Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в ϲʙᴏем постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров крайне важно учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, Транспортному уставу железных дорог 1998 г. (далее - ТУЖД 1998 г.), Федеральному закону от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7*(27) разъяснил, что данные инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют ϲʙᴏе действие на территории Российской Федерации в той части, в кᴏᴛᴏᴩой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также будут источником транспортного права.

2.1. Понятие источников права

Правовые предписания, содержащиеся в правовых нормах, облекаются в определенную форму, доступную для восприятия людей. Те формы, в которых правовые нормы находят объективное выражение, и называются нормативными актами .

Для характеристики нормативных актов применяется специальный юридический термин - источник права . В этом смысле под источником права понимается конкретный нормативный акт, устанавливающий правовые нормы.

Правовая норма и нормативный акт - различные понятия. Правовая норма устанавливает правила поведения, нормативный же акт - форма, в которой правило поведения выражается. Одна и та же правовая норма может быть выражена в одном либо в нескольких нормативных актах. Бывает и наоборот: в одном нормативном акте выражено несколько правовых норм. Так, Транспортные уставы - единые нормативные акты - содержат множество правовых норм.

Если совокупность правовых норм, взятых в единстве, образует право, то совокупность нормативных актов составляет законодательство . Таким образом, под термином “ законодательство ” понимается система нормативных актов, взятых как единое целое.

В общей системе законодательства нормативные акты, регулирующие транспортные отношения, составляют транспортное законодательство.

2.2. Виды нормативных актов

Законы - акты высших органов государственной законодательной власти.

Подзаконные нормативные акты:

Постановления правительства - акты высших органов государственной исполнительной власти.

Нормативные акты государственных комитетов, министерств и ведомств - акты некоторых государственных комитетов, министерств и ведомств, которые имеют право издавать нормативные акты, которые обязательны для предприятий и организаций других министерств и ведомств. К таким министерствам относятся, в частности, Министерство транспорта, МПС.

Особое место в системе нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с транспортной деятельностью, занимают государственные стандарты (ГОСТы).

Транспортные уставы и кодексы - основные нормативные акты, регламентирующие транспортную деятельность, отношения транспортных предприятий и организаций с грузоотправителями и грузополучателями.

Подуставные нормативные акты - правила перевозок грузов, положения и инструкции, в которых транспортными министерствами конкретизируются правовые нормы транспортных уставов.

Другие нормативные акты.

Нормативные акты взаимосвязаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что нормативный акт, изданный вышестоящим органом, является определяющим по отношению к нормативному акту нижестоящего органа. Из этого следует, что транспортные уставы и кодексы не могут содержать правовых норм, противоречащих Гражданскому Кодексу РФ.

Каждый нормативный акт принимается компетентным государственным органом только в пределах предоставленных ему прав, т.е. в пределах своей компетенции.

3. Источники транспортного права

3.1. Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Основные источники права: законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция РФ как основной закон государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту, относя (ст. 71) управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Важным источником транспортного права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и др.

Источниками транспортного права являются федеральные законы о транспорте. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» 2003 г.; Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ) 2003 г., Воздушный кодекс РФ (ВК)1997 г., Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) 2001 г. На автомобильном транспорте действует Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ)1969 г., который примерно на 80 % уже не соответствует законодательству РФ. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные их положения регулируются нормами, установленными ГК РФ.

К числу источников транспортного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указы Президента РФ от 26.02.96 г. № 276 “О Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий на транспорте”, от 11.12.96 г. № 1675 “О государственной транспортной компании “Россия”, от 16.05.96 г. № 732 “О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта РФ”.

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства РФ и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств, Например, постановление Правительства РФ от 20.06.92 г. № 411 “О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году”, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1.03.93 г. № 184 “О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте”.

Министерству транспорта РФ, Министерству путей сообщения РФ предоставлено право в пределах их компетенции согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст. ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Примером может послужить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.98 г. № 18 “О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог РФ”, в котором разъясняется, как следует применять судам на практике отдельные положения ТУЖД РФ.

Источником транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству РФ.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 3.03.93 г. “О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории РФ” впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории РФ применяются Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15.10.55 г. и Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.69 г. А Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении от 12.11.98 г. № 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и другие правила перевозок применяются в части, не противоречащей ГК РФ, ТУЖД, Федеральному закону “О федеральном железнодорожном транспорте”.

В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15.04.92 г. № 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат законодательству РФ. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.

3.2. Особенности транспортного законодательства

Транспортному законодательству присущи определенные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта:

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны. Особенно четко это можно проследить на примере развития железнодорожного законодательства. За период с 1920 года до настоящего времени было принято семь уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог 1920 года было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 года состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и железной дороги, а Устав железных дорог 1927 года содержал 128 статей и конкретизировал положения Устава 1922 года. В нем более подробно регламентировался порядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именно документы прилагаются к претензии, подробно рассматривался вопрос об исковой давности.

Уставом железных дорог 1935 года регламентировался еще более широкий круг вопросов. В нем имелся раздел о планировании перевозок грузов, уточнялось, какие документы являются основанием для предъявления претензии.

Наиболее подробно взаимоотношения перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей регулировались Уставом железных дорог 1954 года. Он состоял из 228 статей. В отличие от предыдущих уставов, он регулировал прямые смешанные перевозки с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвящен железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Он более четко и конкретно регулировал вопросы, которые не получили полного отражения в предыдущих уставах.

Эта тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог 1964 года, хотя объем его сократился до 179 статей за счет более четких и конкретных формулировок.

Транспортный устав железных дорог 1998 года, состоящий из 148 статей, отразил переход государства к рыночной экономике. Считается, что он расширил права грузоотправителей и грузополучателей в результате включения в него диспозитивных норм. Новым в Уставе является переход от государственного планирования перевозок грузов к заявкам на перевозки, введение почасовой платы за пользование вагонами, номерной способ учета нахождения вагонов у грузоотправителей и грузополучателей. В то же время основные положения, связанные с договором перевозки, подачей и использованием транспортных средств, ответственностью за нарушение обязательств, и многие другие остались неизменными, что свидетельствует об определенной стабильности железнодорожного права.

Аналогичное развитие получило законодательство о морских, речных и воздушных перевозках. Уставы и кодексы, регулирующие эти перевозки, были приняты значительно позже, чем первые уставы железных дорог и учли опыт ранее разработанных документов. Первый Устав внутреннего водного транспорта СССР был принят в 1930 году, первый Кодекс торгового мореплавания Союза ССР - в 1929, первый Воздушный кодекс Союза ССР - в 1935 году.

Несколько своеобразно развивалось законодательство, регулирующее перевозки автомобильным транспортом. До 1969 года об этих перевозках не было кодифицированного акта. Перевозки грузов и пассажиров регулировались большим числом нормативных актов. В 1969 году был принят Устав автомобильного транспорта РСФСР.

2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т. д. В российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности.

3. В транспортном законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства действует большое количество императивных норм. Особенно четко это прослеживается в железнодорожном и автомобильном законодательстве (ст. ст. 18, 36, 44, 52, 54, 126 УАТ, ст. ст. 25, 27, 39, 40, 135 ТУЖД и т. д. Немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта).

4. На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международных перевозок, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международные перевозки. Особенно это заметно в статьях Воздушного кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания. Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 года, протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие “либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству”.

Кодекс торгового мореплавания в своих статьях отразил все важнейшие положения Брюссельской конвенции (например, порядок составления коносамента и его реквизиты - ст. ст. 142, 144, 146 КТМ).

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению при международных перевозках, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию. Это закреплено в ст. 170 Основ гражданского законодательства, согласно которой, если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российской гражданском законодательстве, применяются правила международного договора.

3.3. Система и структура транспортного законодательства

В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т. д.).

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К первым относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или более юридических методов. Примером таких актом являются транспортные уставы и кодексы. Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их. К простым актам на транспорте относятся, например, Правила перевозок грузов и пассажиров.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты об отдельных видах транспорта. Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс РФ.

В систему актов данной структуры входят также Постановление Верховного Совета РСФСР от 3.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению обеспечения транспортом общего пользования РСФСР”, Указы Президента РФ от 7.07.92 г. № 750 “О государственном обязательном страховании пассажиров”, от 26.02.96 г. № 276 “О Федеральной службе Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте” (с изменениями от 9.07.97 г.), от 15.03.96 г. № 382 “О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом Российской Федерации” (с изменениями от 9.07.97 г.), постановление Правительства РФ от 20.06.92 г. № 411 “О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году”, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1.03.93 г. № 184 “О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте”, постановление Правительства РФ от 26.05.92 г. № 347 “Об усилении ответственности грузоотправителей, грузополучателей, железных дорог, пароходств, портов (пристаней), автотранспортных предприятий и организаций за нарушения обязательств по перевозкам грузов”, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.93 г. № 876 “О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году” (с изменениями от 26.06 и от 4.08.95 г., от 12.02.96 г.) и целый ряд других подобных актов. Особенностью этих актов является то, что в них реализуются нормы, касающиеся всех видов транспорта.

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует вопросы, касающиеся отдельных видов транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их структуре и компетенции. В нее также входят кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы.

Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексов РФ?

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т. е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно - комплексных транспортных актов.

Вместе с тем следует отметить, что Гражданский кодекс - отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а транспортные уставы и кодексы - кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст. 1 КТМ. Хотя указание, аналогичное ст. 1 КТМ, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, но фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.

В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Основными в этой структуре являются транспортные уставы и кодексы.

железнодорожном транспорте является ТУЖД. Но так как в нем урегулированы не все вопросы, его дополняет целый ряд нормативных актов: постановление Правительства РФ от 25.08.92 г. № 621 “Утверждение Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ”, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.07.93 № 716 “О неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта РФ в 1993 году” (с изменениями от 6.05.94 г. и от 4.09.95 г.), постановление Правительства РФ от 29.10.92 г. № 833 “О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте РФ”, постановление Правительства РФ от 21.03.98 г. № 358 “О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта РФ”, Указ Президента РФ от 16.05.96 г. № 732 “О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта РФ”, постановление Правительства РФ от 26.12.91 г. № 72 “О неотложных мерах по стабилизации работы Российских железных дорог и социальной поддержке железнодорожников в 1992 году” и другие акты. Всего в настоящее время на железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, не вошедшие в ТУЖД или регулируемые им недостаточно полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат ТУЖД.

Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов. Т 1, 2. М., 1985 и Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР//Тарифное руководство № 5. М., 1973, а также другие ведомственные акты. Необходимость принятия этих подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения по перевозке грузов и пассажиров.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009, все разрабатываемые на различных видах транспорта Правила перевозок грузов и пассажиров должны после их утверждения соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Это должно обеспечить законные интересы клиентуры транспортных предприятий, так как при регистрации акты проходят юридическую экспертизу на предмет соответствия их положений законодательству РФ. Прошедшие экспертизу и зарегистрированные нормативные ведомственные акты должны быть обязательно опубликованы в установленном порядке. Не опубликованные акты не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Действующим ТУЖД порядок введения в действие Правил перевозок закреплен и особо подчеркивается, что эти Правила утверждаются Правительством РФ. Столь высокий уровень утверждения Правил предусмотрен ст. 38 Закона о защите прав потребителей, причем в соответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона Правительству РФ запрещается делегировать предоставленное ему право на принятие нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей, другим органам исполнительной власти.

Правила перевозок и другие нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в них в установленном порядке, публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, которые издаются транспортными ведомствами.

К законодательным актам, регулирующим деятельность автомобильного транспорта относятся: федеральный закон “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” от 24.07.98 г. № 127-ФЗ; федеральный закон “О безопасности дорожного движения” от 10.12.95 г.; Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов” (ДОПОГ-97) и др.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте , является УАТ РСФСР. Положения Устава дополняет целый ряд постановлений Правительства РФ: от 26.02.92 г. № 118 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозочной транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в РФ”, от 8.04.92 г. № 228 “О неотложных вопросах, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта в РФ”, от 20.11.95 г. № 1130 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения”, от 23.04.94 г. № 372 “О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом” (с изменениями от 16.03.97 г.), от 3.08.96 г. № 922 “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом”, от 24.06.98 г. № 639 “Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств”, от 8.01.96 г. № 3 “Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте” (с изменениями от 4.02.97 г.), от 8.07.97 г. № 835 (ведение путевой документации) и другие подобные акты. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется Правилами перевозки и другими ведомственными нормативными актами. К ним относятся: Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. М., Транспорт, 1984; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Утв. приказом Минтранса РФ от 8.08.95 г. № 73); Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ (Утв. Министром транспорта РФ 27.05.96 г.) и др.

Законодательные и нормативные акты в обороте лицензирования автотранспортной деятельности:

Федеральные законы “О дополнении КоАП РСФСР ст.157^3 и ст. 209^3” от 24.1292 г. №4217-1; “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” от 24.07.98 г. № 127-ФЗ; “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.09.98 г. № 158-ФЗ;

Постановления Правительства РФ: “О полномочиях субъектов РФ в лицензировании” от 27.05.93 г. № 492; “О лицензировании пассажирских перевозок в пределах РФ” от 14.03.97 г. № 295; “О лицензировании грузовых и международных пассажирских перевозок” от 16.03.97 г. № 322; “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок” от 31.10.98 г. № 1272;

Приказы Минтранса РФ: “Инструкция по лицензированию международных перевозок” от 21.09.94 г. № 9; “Лицензионные формы” от 25.04.97 г. № 41 и от 22.06.98 г. № 74; “Квалификационные требования и программы подготовки” от 22.06.98 г. № 75 и от 23.07.98 г. № 91; “О вопросах квалификационной подготовки” - разъяснения от 26.03.99 г. № ДРТИ-17/803; “О безопасности в предприятиях” от 09.03.95 г. № 27; “О требованиях по безопасности при лицензировании” от 30.03.94 г. № 15; “О безопасности на перевозках пассажиров автобусами” от 8.01.97 г. № 2; “Порядок осуществления контроля” от 24.07.97 г. № 82; “Инструкция по делопроизводству об административных правонарушениях” от 26.04.93 № 28 и др. акты.

Основным актом в системе законодательства на морском транспорте является Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ), который регулирует отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, багажа и пассажиров как в каботаже, так и в международных сообщениях. Помимо КТМ на морском транспорте действует целый ряд актов, которыми регулируются вопросы, не вошедшие в Кодекс, и требующие своего самостоятельного решения. Они, как правило, являются подзаконными актами. Это, например, указы Президента РФ от 24.10.92 г. № 1298 “О мерах по стабилизации финансового положения морских пароходств РФ”, от 30.06.96 г. № 1004 “О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике”, постановление Правительства РФ от 17.12.93 г. № 1299 “Об организации управления морскими портами” (с изменениями от 28.08.97 г.), постановление Совета Министров СССР от 1.06.65 г. № 429 “Об утверждении Положения о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов” и целый ряд подобных актов.

Дальнейшая конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров между портами РФ и иностранными портами, производится Общими правилами морской перевозки грузов, пассажиров и багажа. Эти правила состоят из 148 статей и регулируют вопросы организации перевозок, в том числе в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта, ответственность перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров внутри страны и в международном сообщении на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс (ВК) РФ. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозкам на воздушном транспорте осуществляется актами более низкого уровня - указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, не противоречащими Воздушному кодексу.

Конкретизация отношений, связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, утвержденными еще Министерством гражданской авиации СССР. В отношении Правил, которые будут разработаны в соответствии с ВК РФ 1997 г., Правительством РФ в постановлении от 27.03.98 г. № 360 “О федеральных правилах использования воздушного транспорта и федеральных авиационных правилах” установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство экономики РФ и Федеральная авиационная служба (орган исполнительной власти в области гражданской авиации) согласовывают подготавливаемые ими проекты федеральных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Межгосударственным авиационным комитетом, если в них содержатся положения, касающиеся деятельности этого комитета.

Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие:

Правительством РФ, если это определено ВК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;

Министерством обороны РФ - в области государственной авиации;

Федеральной авиационной службой России - в области гражданской авиации.

Ст. 136 ВК РФ 1997 г. установила, что впредь до приведения законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные нормативные акты РФ, а также акты законодательства СССР, действующие на территории РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ВК РФ 1997 г. Изданные до введения в действие ВК РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют вплоть до введения в действие соответствующих законов. Статья такого же содержания (ст. 428) включена в действующий с 1.05.99 г. Кодекс торгового мореплавания.

Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

Ответ студента (18.03.2014)

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40). К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации". Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184 "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте". Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения. К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту. Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" 1998 г.. Источником транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты продолжают применяться на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяется Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. А Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, Транспортному уставу железных дорог 1998 г., Федеральному закону от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте". В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.

Ответ студента (12.02.2015)

се нормы и правила, которыми регулируются взаимоотношения участников доставки груза, публикуются в источниках транспортного права. Источники транспортного права условно подразделяются на 6 групп: 1) конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ – основополагающие документы, с которыми должны согласоваться все нормы и правила, действующие на территории РФ; 2) основные источники транспортного права, действующие на каждом виде транспорта. Они представляют собой свод норм и правил, согласованных с первой группой источников, и учитывают специфику работы данного вида транспорта. На речном транспорте этот источник называется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), на железнодорожном это Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) и федеральный закон о железнодорожном транспорте, на морском транспорте – Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), на автомобильном транспорте Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ РСФСР), на авиационном – авиационный Кодекс РФ (АК РФ); 3) подуставные документы: · на речном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров», «Тарифные расстояния между пунктами», «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом»; · на железнодорожном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа», «Тарифные расстояния между железнодорожными станциями» (4МПС); «Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры» (Прейскурант 10-01) и др. · на морском транспорте – в дополнение к Кодексу торгового мореплавания действуют «Общие правила перевозки грузов и пассажиров», «Тарифы на перевозку грузов морским транспортом» (Прейскурант 11-01) и др. 4) нормативно-правовые акты правительства РФ и президента. Они распространяются обычно либо на ограниченный промежуток времени, либо на ограниченную территорию, либо на разрешение какой-то конкретной ситуации; 5) нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и издаются местными органами власти. Эти акты распространяются на ограниченную территорию и направлены на разрешение конкретной ситуации в данной местности; 6) Различные ТУ, ГОСТ, ОСТ, различные нормативы и пр. КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (КВВТ) вступил в действие в марте 2001 года Назначение: КВВТ регулирует отношения между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами, осуществляющими судоходство по внутренним водным путям России. КВВТ определяет права, обязанности и ответственность участников судоходства. Сфера действия: распространяется на внутренние водные пути РФ, судоходные и гидротехнические сооружения, на порты, суда и другие плательные объекты. Не распространяется на военно-вспомогательные суда, а также на суда, находящиеся в государственной собственности, которые эксплуатируются в некоммерческих целях. Содержание КВВТ: 19 глав и 167 статей. В Кодексе даются определения следующих понятий: Внутренний водный транспорт РФ – производственно-технологический комплекс из организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ним. Судоходство – использование судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, различных плавучих объектов; кроме того, судоходство включает: разведку и добычу полезных ископаемых, строительные, путевые и гидротехнические работы, лоцманские и ледокольные проводки, спасательные операции, санитарный контроль, проведение научных исследований, учебные, спортивные, культурные и другие цели. Судовладелец – любое юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или на законном основании. Перевозчик – может быть юридическое лицо или частный предприниматель, взявший обязанность доставить груз, пассажиров, багаж из пункта отправления в пункт назначения. Правила и другие акты, регулирующие судоходство, перевозку или переработку грузов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Эти правила и нормы обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и от организационно-правовых форм. Контроль за выполнением законодательства на внутреннем водном транспорте осуществляется либо министерством транспорта, либо через его территориальные органы (бассейновые управления пути - БУП), либо другие организации, находящиеся ведении государства. КВВТ определяет: · основные требования к внутренним водным путям; · основные требования к судам; · право собственности на суда и порядок их регистрации; · права и обязанности капитана судна и требования, предъявляемые экипажу; · требования к безопасности судоходства; · правила возмещения вреда при столкновении судов; · основные требования к эксплуатации причалов; · формы договоров, оформляющихся при перевозке грузов; · основные правила этих договоров; · ответственность сторон – участников доставки груза; · порядок предъявления претензий и рисков. УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОДНОГО ТРАНСПОРТА (УЖТ) РФ вступил в действие в январе 2003 года Назначение: 1)устав регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных пунктов необщего пользования и другими физическими и юридическими лицами; 2) устанавливает права, обязанности и ответственность участников транспортного процесса, а так же основные условия оказания услуг, связанных с перевозкой. Сфера действия: - на перевозку грузов и грузобагажа; - на погрузку-выгрузку в местах общего и необщего пользования; - на строящихся линиях. Содержание УЖТ: 9 глав и 130 статей. В Уставе даются определения следующих понятий: Инфраструктура ж/д транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути общего пользования, сооружения ж/д станции, сеть и связи, информационные комплексы, система управления движением и др. Владелец инфраструктуры- это юридическое лицо или частный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности и оказывающий услуги по использованию инфраструктуры на основании лицензии или договора. Ж/д пути общего пользования – это ж/д пути на территории ж/д станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, выполнению сортировочных и маневровых работ, а так же ж/д пути, соединяющие эти станции. Ж/д пути необщего пользования – это ж/д пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей. Места общего пользования – это слады, участки на территориях ж/д станций, принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения погрузки, выгрузки, хранения, грузов, принадлежащих грузовладельцам или другим юридическим лицам. Места необщего пользования – это ж/д пути, склады и участки станций, не принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые определенными пользователями услугами ж/д транспорта. УЖТ определяет основные требования к перевозке грузов, контейнеров, пассажиров багажа и грузобагажа; требования к ж/д путям необщего пользования, порядок взаимодействия владельцев инфраструктуры и перевозчиков, положения о прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; ответственность участников перевозки, порядок предъявления претензий и исков. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ФЗ) О Ж/Д ТРАНСПОРТЕ РФ. Последние издание в январе 2003 года. Содержит 7 глав и 34 статьи. Законом устанавливаются правовые, организационные и экономические условия работы ж/д транспорта общего пользования, а так же основы взаимодействия организации ж/д транспорта и индивидуальных предпринимателе с органами государственной власти и организациями других видов власти. Закон содержит следующие положения: ¾ о государственном регулировании в области ж/д транспорта; ¾ основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта; ¾ основные требования к управлению перевозного процесса; ¾ положения по технике безопасности; ¾ положения о трудовых отношениях и дисциплине работников. КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ. Издан в апреле 1999 года. Назначение: регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием понимается деятельность с использованием судов для: 1. перевозок багажа, груза, пассажиров; 2. промысел водных биологических ресурсов; 3. разведка и разработка морского дна и его недр; 4. лоцманская и ледокольная проводка; 5. поисковые, спасательные и буксирные операции; 6. проведение морских научных исследований и др. Сфера действия распространяется на: · морские суда; · суда внутреннего плавания; · суда смешанного (река-море) плавания при плавании их по морским и внутренним водным путям. Кодекс действует при выполнении перевозок с заходом в иностранный порт, при спасательных операциях. Содержание КТМ: 27 глав и 430 статей. КТМ регулирует следующие вопросы: 1. права собственности на суда; 2. требования к судам и судовым документам; 3. основные правила регистрации судов; 4. требования к капитану и экипажу судна; 5. положение о капитане морского порта и его обязанностях; 6. положение о морских лоцманах, их обязанностях и ответственности; 7. виды договоров, обязательства сторон по ним и порядок их оформления; 8. положение об ответственности за ущерб, причиняемый морскими судами; 9. порядок оформления претензий и исков.

Ответ студента (18.08.2015)

Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации, это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время, они регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, воздушный кодекс Российской Федерации, кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, устав автомобильного транспорта. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40). К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы Министерства транспорта Украины, иные подзаконные нормативные акты.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Украины как основной закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Украины, который сконцентрировал в отдельной главе нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 12.09.91 г. "Опорядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР", источниками транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом, и не урегулированным украинским законодательством. Указанные законодательные акты применяются на территории Украины в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству Украины.

К основным законам, регулирующим деятельность транспорта относятся законы Украины "О транспорте" 1994 г., "О железнодорожном транспорте" 1996 г.; "О дорожном движении" 1993 г.; "О трубопроводном транспорте" 1996 г. и другие законы, содержащие правовые нормы, регулирующие те или иные отношения в области транспорта.

Источниками транспортного права являются также транспортные уставы и кодексы. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железных дорог Украины (1998 г), Воздушный кодекс Украины (1993 г), Кодекс торгового мореплавания Украины (1994 г), Устав внутреннего водного транспорта СССР (1955 г), Устав автомобильного транспорта УССР (1969 г).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Украины, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений.

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Украины и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Министерству транспорта Украины предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права в настоящее время следует также отнести обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст.160 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМУ) при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке доставки груза разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Украины и Высшего Хозяйственного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Источники транспортного права.

Все нормы и правила, которыми регулируются взаимоотношения участников доставки груза, публикуются в источниках транспортного права.

Источники транспортного права условно подразделяются на 6 групп:

1) конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ – основополагающие документы, с которыми должны согласоваться все нормы и правила, действующие на территории РФ;

2) основные источники транспортного права, действующие на каждом виде транспорта. Они представляют собой свод норм и правил, согласованных с первой группой источников, и учитывают специфику работы данного вида транспорта. На речном транспорте этот источник называется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), на железнодорожном это Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) и федеральный закон о железнодорожном транспорте, на морском транспорте – Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), на автомобильном транспорте Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ РСФСР), на авиационном – авиационный Кодекс РФ (АК РФ);

3) подуставные документы:

· на речном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров», «Тарифные расстояния между пунктами», «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом»;

· на железнодорожном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа», «Тарифные расстояния между железнодорожными станциями» (4МПС); «Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры» (Прейскурант 10-01) и др.

· на морском транспорте – в дополнение к Кодексу торгового мореплавания действуют «Общие правила перевозки грузов и пассажиров», «Тарифы на перевозку грузов морским транспортом» (Прейскурант 11-01) и др.

4) нормативно-правовые акты правительства РФ и президента. Они распространяются обычно либо на ограниченный промежуток времени, либо на ограниченную территорию, либо на разрешение какой-то конкретной ситуации;

5) нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и издаются местными органами власти. Эти акты распространяются на ограниченную территорию и направлены на разрешение конкретной ситуации в данной местности;

6) Различные ТУ, ГОСТ, ОСТ, различные нормативы и пр.

КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (КВВТ) вступил в действие в марте 2001 года

Назначение: КВВТ регулирует отношения между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами, осуществляющими судоходство по внутренним водным путям России. КВВТ определяет права, обязанности и ответственность участников судоходства.



Сфера действия: распространяется на внутренние водные пути РФ, судоходные и гидротехнические сооружения, на порты, суда и другие плательные объекты. Не распространяется на военно-вспомогательные суда, а также на суда, находящиеся в государственной собственности, которые эксплуатируются в некоммерческих целях.

Внутренний водный транспорт РФ производственно-технологический комплекс из организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ним.

Судоходство – использование судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, различных плавучих объектов; кроме того, судоходство включает: разведку и добычу полезных ископаемых, строительные, путевые и гидротехнические работы, лоцманские и ледокольные проводки, спасательные операции, санитарный контроль, проведение научных исследований, учебные, спортивные, культурные и другие цели.

Судовладелец – любое юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или на законном основании.

Перевозчик – может быть юридическое лицо или частный предприниматель, взявший обязанность доставить груз, пассажиров, багаж из пункта отправления в пункт назначения.

Правила и другие акты, регулирующие судоходство, перевозку или переработку грузов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Эти правила и нормы обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и от организационно-правовых форм.

Контроль за выполнением законодательства на внутреннем водном транспорте осуществляется либо министерством транспорта, либо через его территориальные органы (бассейновые управления пути - БУП), либо другие организации, находящиеся ведении государства.

КВВТ определяет:

· основные требования к внутренним водным путям;

· основные требования к судам;

· право собственности на суда и порядок их регистрации;

· права и обязанности капитана судна и требования, предъявляемые экипажу;

· требования к безопасности судоходства;

· правила возмещения вреда при столкновении судов;

· основные требования к эксплуатации причалов;

· формы договоров, оформляющихся при перевозке грузов;

· основные правила этих договоров;

· ответственность сторон – участников доставки груза;

· порядок предъявления претензий и рисков.

УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОДНОГО ТРАНСПОРТА (УЖТ) РФ вступил в действие в январе 2003 года

Назначение: 1)устав регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных пунктов необщего пользования и другими физическими и юридическими лицами;

2) устанавливает права, обязанности и ответственность участников транспортного процесса, а так же основные условия оказания услуг, связанных с перевозкой.

Сфера действия:

На перевозку грузов и грузобагажа;

На погрузку-выгрузку в местах общего и необщего пользования;

На строящихся линиях.

Инфраструктура ж/д транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути общего пользования, сооружения ж/д станции, сеть и связи, информационные комплексы, система управления движением и др.

Владелец инфраструктуры- это юридическое лицо или частный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности и оказывающий услуги по использованию инфраструктуры на основании лицензии или договора.

Ж/д пути общего пользования – это ж/д пути на территории ж/д станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, выполнению сортировочных и маневровых работ, а так же ж/д пути, соединяющие эти станции.

Ж/д пути необщего пользования – это ж/д пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей.

Места общего пользования – это слады, участки на территориях ж/д станций, принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения погрузки, выгрузки, хранения, грузов, принадлежащих грузовладельцам или другим юридическим лицам.

Места необщего пользования – это ж/д пути, склады и участки станций, не принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые определенными пользователями услугами ж/д транспорта.

УЖТ определяет основные требования к перевозке грузов, контейнеров, пассажиров багажа и грузобагажа; требования к ж/д путям необщего пользования, порядок взаимодействия владельцев инфраструктуры и перевозчиков, положения о прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; ответственность участников перевозки, порядок предъявления претензий и исков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ФЗ) О Ж/Д ТРАНСПОРТЕ РФ . Последние издание в январе 2003 года. Содержит 7 глав и 34 статьи.

Законом устанавливаются правовые, организационные и экономические условия работы ж/д транспорта общего пользования, а так же основы взаимодействия организации ж/д транспорта и индивидуальных предпринимателе с органами государственной власти и организациями других видов власти.

Закон содержит следующие положения:

¾ о государственном регулировании в области ж/д транспорта;

¾ основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта;

¾ основные требования к управлению перевозного процесса;

¾ положения по технике безопасности;

¾ положения о трудовых отношениях и дисциплине работников.

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ. Издан в апреле 1999 года.

Назначение: регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Под торговым мореплаванием понимается деятельность с использованием судов для:

1. перевозок багажа, груза, пассажиров;

2. промысел водных биологических ресурсов;

3. разведка и разработка морского дна и его недр;

4. лоцманская и ледокольная проводка;

5. поисковые, спасательные и буксирные операции;

6. проведение морских научных исследований и др.

Сфера действия распространяется на:

· морские суда;

· суда внутреннего плавания;

· суда смешанного (река-море) плавания при плавании их по морским и внутренним водным путям.

Кодекс действует при выполнении перевозок с заходом в иностранный порт, при спасательных операциях.

КТМ регулирует следующие вопросы:

1. права собственности на суда;

2. требования к судам и судовым документам;

3. основные правила регистрации судов;

4. требования к капитану и экипажу судна;

5. положение о капитане морского порта и его обязанностях;

6. положение о морских лоцманах, их обязанностях и ответственности;

7. виды договоров, обязательства сторон по ним и порядок их оформления;

8. положение об ответственности за ущерб, причиняемый морскими судами;

9. порядок оформления претензий и исков.