Современная уголовно правовая политика. Составные части уголовной политики. Понятие уголовной политики

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
    • Понятие и значение объективной стороны преступления
      • Зачение объективной стороны преступления
    • Преступное действие и бездействие
    • Преступный вред
    • Причинная связь
    • Время, место и обстановка совершения преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
      • Признаки поступка, совершаемого в состоянии крайней необходимости
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
    • Понятие наказания
      • Наказание и другие меры уголовно-правового воздействия
    • Цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
      • Обязательные работы несовершеннолетних
      • Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Содержание уголовно-правовой политики определяется теми задачами, которые стоят перед данным направлением политики в области борьбы с преступностью. Политика (от греч. politike - «искусство управления государством») есть в конечном итоге участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. В указанном смысле уголовно-правовая политика представляет собой ориентацию деятельности государства на борьбу с преступностью специфическими уголовно-правовыми средствами. Содержательную сторону уголовно-правовой политики образуют следующие элементы.

Во-первых, определение основных принципов уголовно-правового воздействия на преступность. Данные принципы, являясь отражением общих руководящих начал уголовной политики в сфере уголовного права, имеют и свои особенности.

Во-вторых, установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступными (криминализация), и исключение тех или иных деяний из числа преступлений (декриминализация).

В-третьих, установление характера наказуемости общественно опасных деяний (пенализация) и условий освобождения от уголовной ответственности или от наказания (депенализация).

В-четвертых, определение альтернативных наказанию мер уголовного характера (заменяющих мер), а также мер, применяемых наряду с наказанием (подкрепляющих мер).

В-пятых, толкование действующего законодательства в области борьбы с преступностью с целью выяснения и разъяснения его точного смысла.

В-шестых, направление деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права, выяснение их эффективности.

Таким образом, содержание уголовно-правовой политики не сводится только к правотворчеству, в него входит и правоприменительная деятельность. Однако главным, основным в ее содержании является обнаружение тех негативных явлений, с которыми необходимо бороться уголовно-правовыми средствами, осознание потребности общества в уголовно-правовом регулировании, установление уголовной наказуемости общественно опасных деяний, ограничение круга преступного, определение характера наказуемости, мер уголовной ответственности и условий освобождения от нее.

Уголовный закон социально обусловлен. Он создается не «на всякий случай», не «про запас», а продуцируется реальными потребностями общества в уголовном запрете и более или менее адекватно отражает их в уголовно-правовой норме. Можно все же предположить, что в силу сложности законотворческой деятельности среди принимаемых норм некоторые из них недостаточно полно отражают нужды общества в уголовно-правовом регулировании. Дефекты норм могут заключаться и в отсутствии необходимой четкости, устойчивости и определенности правовых предписаний. Отсюда их низкая эффективность даже в условиях безукоризненной работы правоприменительных органов. То, что это действительно так, косвенно подтверждается определенной нестабильностью современного уголовного законодательства.

Можно представить себе и обратную ситуацию, когда причины слабой «живучести» норм кроются не столько в издержках самих норм, сколько в недостатках практики их применения. В результате взаимодействия обоих факторов имеют место либо низкая применяемость отдельных норм, либо ошибки в квалификации. Сошлемся хотя бы на практику применения ст. 213 УК РФ (хулиганство). По делам о хулиганстве ошибки в квалификации фиксируются иногда в 46,8% случаев. Социологические исследования показывают, что среди всех причин и условий совершения правоприменительными органами ошибок четвертое место по степени субъективной значимости занимает такой фактор, как неясность и противоречивость законодательства.

К недостаткам, снижающим эффективность правовых норм, можно отнести: несоответствие норм права объективным закономерностям жизни общества; неправильное определение целей правового регулирования; неверный выбор правовых средств достижения целей; недостаточный учет условий действия нормы; нарушение взаимосвязи между элементами системы правового регулирования (в том числе между нормами разных отраслей законодательства); внутреннюю противоречивость нормы, чрезмерную сложность, непонятность нормы для исполнителей; неосуществимость санкции нормы и др.

С учетом сложного характера уголовно-политических требований к процессу законотворчества трансформация тех или иных форм социальной действительности в уголовно-правовые запреты возможна лишь на строго теоретической основе. Любая политика базируется на определенной теории. Научной основой уголовно-правовой политики в сфере законотворчества выступает теория криминализации и пенализации.

Слово «политика» было известно еще в Древней Греции. В переводе с греческого «politike» означает искусство управления государством, т. е. деятельность общественных классов (групп, каст, партий), определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов власти в государстве, отражающая социально-экономическую природу данного общества и государства.

В политике государства традиционно выделяют два основных направления деятельности государственной власти - внутреннюю и внешнюю политику, каждое из которых имеет свои цели, задачи и приоритеты. Уголовная политика - составная часть внутренней политики государства. Следует подчеркнуть, что цели, задачи и приоритеты, определяемые и реализуемые государственной властью, не являются раз и навсегда данными. Они возникают, меняются, корректируются с учетом общественного развития, желания реализовывать те или иные интересы, потребности государства, ситуаций, складывающихся во внешнеполитической и внутриполитической сферах. Они могут также корректироваться в случае достижения ранее поставленных целей и задач либо установления невозможности их реализации ввиду различных причин или обстоятельств.

Понятие уголовной политики, как составной части внутренней политики, определение круга проблем, составляющих ее предмет, на различных этапах развития государственности в России были подвержены изменениям. В этой связи интерес представляет трансформация взглядов различных авторов на уголовную (уголовно-правовую) политику. В 20-е гг. XX в. уголовная политика рассматривалась в узком плане. Как писал А. Я. Эстрин, «основные вопросы уголовной политики - вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному - в это время не получают сколько-нибудь отчетливого разрешения в официальных документах, исходящих от... власти» . В последующие годы достаточно длительное время такие изменения сводились в основном к уточнению частных аспектов и мало затрагивали существо определения уголовной политики.

В настоящее время существуют десятки определений уголовной политики, отличающихся друг от друга только объемом содержания и степенью детализации рассматриваемого понятия. Для обозначения политики в области борьбы с преступностью используется несколько понятий: уголовная политика, уголовно-правовая политика, политика в сфере борьбы с преступностью и т. д. . Можно проследить трансформацию этого понятия начиная с 50-х гг. прошлого столетия. Так, Н. А. Беляев писал: «Политика... государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями, называется уголовной политикой» .

Позднее, уже в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в., вносятся некоторые уточнения, касающиеся, в частности, направлений и масштабов уголовной политики, что нашло отражение и в понятии ее содержания. В. А. Владимиров и Ю. И. Ляпунов отмечали, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... в содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью» .

По мнению В. Н. Кудрявцева, уголовная политика государства, «определяет, а затем и реализует те цели, для которых создается и функционирует система уголовной юстиции» . Она проявляется в деятельности, которая, собственно, ее и образует. Эта деятельность начинается с принятия соответствующего закона, нормативного акта и заканчивается их применением для противодействия преступности. Законотворческая деятельность, как форма реализации уголовной политики, является, таким образом, начальным моментом уголовно-политической деятельности. Всякие акции государства, имеющие политическое значение и связанные с уголовно-правовой сферой, должны получать закрепление в законах государства.

По мнению Н. И. Загородникова и Н. А. Стручкова, «уголовная политика представляет собой такое направление...политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию... и декриминализацию деяний, а также посредством определения крута допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения» .

Как бы обобщая все сложившиеся к 90-м гг. XX в. понятия, П. Н. Панченко заключает: «Несмотря на различия в объеме содержания, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью» .

И. А. Исмаилов считает, что уголовная политика - это «направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений, имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами» . Он также сделал вывод «о наличии и необходимости организационного оформления в самостоятельную научную область обществозна- ния уголовной политологии как науки, призванной изучать свойства, связи и отношения уголовной политики, как единой, сложной системы и поставлять: а) соответствующим органам информацию, могущую служить основой для принятия решений об организации, оптимальном режиме функционирования и совершенствовании системы воздействия на преступность на определенные периоды времени и на перспективу; б) отраслевым наукам, обслуживающим отдельные подсистемы борьбы с преступностью, информацию, ориентирующую их на общие задачи, состояние, тенденции развития, принципы системы борьбы с преступностью как целостности» .

По мнению А. И. Коробеева, А. В. Усса и Ю. В. Голика, «уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений». В структуре уголовной политики они, как и многие другие исследователи, выделяют в качестве составных частей уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую политику .

Поскольку единого понятия уголовной политики не было выработано, Г. М. Миньковский предложил примиряющее различные точки зрения положение, указав, что «как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики» . Развивая эту мысль,

С. С. Восходов отметил: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а в том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое, по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни» .

С учетом указанных методологических требований под уголовной политикой следует, таким образом, понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства); 2) особый вид социальной деятельности, направленной на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям; 3) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний. При определении своего предмета уголовная политика опирается, следовательно, на интегративные качества социальной политики государства, положения теории управления и наук уголовно-правового цикла, а также достижения социологии и политологии. Это совокупность целей, направлений, норм, методов и принципов деятельности государства, специфическим институтом которого является система уголовной юстиции в области уголовно-правовой защиты общественных отношений . Профессора В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев и А. В. Наумов под уголовной политикой понимают формирование и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью при использовании всех отраслей права, связанных с выполнением этой задачи: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, а также в криминологической и криминалистической практике. Уголовная политика в узком смысле слова представляет собой уголовно-правовую политику, где речь идет о стратегии и тактике борьбы с преступностью именно и только уголовно-правовыми средствами . При узком понимании уголовной политики, по мнению Н. А. Лопа- шенко, она должна быть обязательно определена правовыми нормами, а исходя из форм ее закрепления, различают политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др. , с чем можно вполне согласиться. Но далее она считает, что уголовная политика ничем

ю не отличается от политики уголовно-правовой; уголовно-правовая политика не включает в себя политику уголовно-процессуальную или уголовно-исполнительную , с чем вряд ли можно согласиться.

Основной целью уголовной политики является ее социальная направленность. Более ста лет назад русский правовед Ф. Лист уже был уверен, что «лучшая уголовная политика - это политика социальная» . С этим согласны и современные авторы, например, А. И. Алексеев, В. С. Овчинский и Э. Ф. Побегайло, которые считают, что уголовная политика является одним из направлений социальной политики, это государственная политика в области борьбы с преступностью. Уголовная политика определяет стратегию и тактику этой борьбы . Между тем было бы ошибочным полагать, что стратегия и тактика определяются исключительно нормами уголовного права. Уголовно-правовая политика - часть уголовной политики, которая как бы «не выходит» за пределы применения уголовного права.

Термин «уголовная политика» нельзя рассматривать и понимать как политику противодействия преступности, реализуемую только через нормы уголовного права, или противодействия преступности, реализуемую через нормы любых отраслей, сущностью которых является кара или угроза ее применения. Уголовная политика - понятие более сложное и многомерное. Так, А. А. Матвеева полагает, что уголовная политика может быть определена как часть внутренней политики государства, направление деятельности в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, заключающаяся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы . С. В. Иванов предлагает следующую дефиницию: «Уголовная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, представляющее собой систему отношения власти к преступности, воплощающее на уровне политического руководства высших органов государственной власти стратегическую организацию комплекса специальных мер, средств и способов противодействия преступности, целенаправленно предназначенных для ее максимально возможной нейтрализации на основе уголовного закона, выражающееся в определении и выработке задач, оснований, форм и тактики влияния на них через функционирующую систему правоохранительных органов и органов уголовной юстиции, в управлении ими, контроле и корректировке их деятельности» . Данное определение, по мнению авторов, является несколько усложненным.

Основное содержание доктринальных определений может быть сведено к следующему: уголовная политика представляет собой направление внутренней политики государства, определяющее стратегию и тактику в области борьбы с преступностью. Данное определение предполагает установление государством основных задач, принципов и средств воздействия на преступность, используя уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, выработку подходов к криминализации и декриминализации деяний и определению системы уголовно-правовых санкций и иные мер уголовно-правового воздействия, практическую реализацию таких подходов. Таким образом, уголовная политика представляет собой государственную политику противодействия преступности, заключающуюся как в определении правовых, так и иных концептуальных, организационных, в том числе ресурсных, мер. Эти меры направлены на противодействие преступности, устранение ее причин и минимизацию последствий за счет соответствующей деятельности органов государственной власти и усилий гражданского общества.

Можно также выделить два основных аспекта уголовной политики: разработку оптимального воздействия на преступность средствами уголовно-правового и иного правового характера, дифференциацию ответственности, что отражает такое направление, как разработка уголовно-правовой политики и деятельность законодательной и исполнительной власти государственных органов, а также субъектов уголовной юстиции, непосредственно реализующих уголовную политику.

Приведенные понятия уголовной политики в достаточной степени отражают ее сущность и содержание.

Сущность уголовной политики заключается в разработке и реализации целей и задач государства в сфере борьбы с преступностью; определении средств, форм и методов деятельности государства и государственных (прежде всего, правоохранительных) органов в названной сфере борьбы с преступностью.

Содержание уголовной политики предполагает необходимость постановки таких целей и задач, определение таких средств, форм и методов борьбы с преступностью, которые были бы, безусловно, правовыми, опирались на систему конституционных и федеральных законов России и соответствующих подзаконных актов, принятых на основе этих законов; были бы эффективными, т. е. соответствовали затратам государства, направленными на противодействие преступности; в полной мере защищали (охраняли) права граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от преступных посягательств. Кроме того, уголовная политика включает:

  • - определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в Уголовном кодексе РФ) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, уменьшение мер уголовной репрессии);
  • - установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;
  • - разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от наказания .

Уголовная политика в обязательном порядке должна отражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. Вместе с тем эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. Между тем уголовная политика включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, меры социально-экономического и идеологического характера.

С точки зрения функциональной роли уголовная политика предполагает целенаправленную активную деятельность государства по защите общества от преступности, разработку и реализацию оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности.

Характеризуя уголовную политику в ее общем понимании, следует иметь в виду, что она «включена» и опосредуется соответствующими общественными отношениями и определяется общими направлениями деятельности государства во внутренней политике, например, финансирование правоохранительной деятельности. В этом плане следует отметить следующие положения:

  • - во-первых, уголовная политика - важная и неотъемлемая часть государственной внутренней политики в целом, обеспечивающая функционирование всех других сфер и элементов этого направления;
  • - во-вторых, уголовная политика представляет собой единство разработки и реализации директивных актов и практических мероприятий, теоретической и практической деятельности по борьбе с преступностью (ее отдельными видами и формами);
  • - в-третьих, уголовная политика предполагает тесную взаимосвязь целей и задач государства и практической деятельности при выборе средств, форм и методов по защите от преступности личности, общества и государства. Это означает также и то, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, без их поддержки населением. Эффективная государственная власть является основой для защиты личных и общественных интересов и существования самого государства. Таким образом, формируя и реализуя уголовную политику, органы государственной власти решают задачи укрепления государственности в целом, конкретные социально-экономические, собственно политические и идеологические задачи, стабилизируют общество, придают поступательный характер развитию общества и государства.

Для уяснения «технологии» и «процедуры» развития и реализации уголовной политики, которые демонстрируют, как развиваются положения уголовной политики от зарождения (формирования) идеи до практической реализации следует выделить определенные аспекты:

  • - разработка теоретических основ и научные исследования, позволяющие сформулировать и обосновать идеи уголовной политики, отражающие концептуальный аспект уголовной политики. Следует отметить, что попытки ее подготовки делались и ранее ;
  • - отражение отдельных положений, относящихся к уголовной политике, содержащихся в законах, направленных на борьбу с преступностью, борьбу с незаконным оборотом наркотиков в других нормативных актах, определяет нормативно-политический аспект уголовной политики;
  • - установки уголовно-политического характера, имеющие место в выступлениях, докладах, отчетах руководителей Российской Федерации и ее субъектов, в концепциях молодежной политики, программах по усилению борьбы с преступностью и других подобных документах, отражающие директивно-политический аспект уголовной политики;
  • - разработка, принятие и совершенствование на основе Конституции Российской Федерации федеральных законов правовых основ, направленных на реализацию целей и задач, определение законодательным аспектом уголовной политики;
  • - обеспечение на основе правовых нормативных актов, государственной концепции уголовной политики, программных документов различных уровней управления непосредственно организационной реализацией уголовной политики - прерогатива управленческого аспекта уголовной политики;
  • - непосредственно правоприменительная деятельность должностных лиц правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, которая включает совершенствование правоприменительной практики в целом и по отдельным направлениям, применение мер, направленных на повышение эффективности средств, форм и методов противодействия преступности выражается в правоприменительном аспекте уголовной политики.

Исходя из аспектов уголовной политики следует, что в этом процессе участвуют (в той или иной мере) элементы политической системы, все ветви власти, все общество. Например, выявленные проблемы в сфере борьбы с преступностью обсуждаются в печати, на радио и телевидении и на этой основе формируется общественное мнение, которое не может не учитываться органами государственной власти различных уровней и, конечно же, правоохранительными органами - субъектами уголовной политики. Возникает ситуация, когда законодательные, исполнительные и судебные власти должны реагировать на определенную позицию населения на всех этапах разработки и реализации уголовной политики - от концептуального до практического правоприменения.

В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать на следующих ее уровнях:

  • - федеральном, общегосударственном (в пределах Российской Федерации);
  • - региональном (в пределах субъекта Российской Федерации);
  • - местном (в пределах муниципалитета).

Уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается (концептуальный, директивно-политический и законодательный аспекты), а на региональном и местном - реализуется (управленческий и правоприменительный аспекты). Правда, это соотношение не носит абсолютного характера, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации, и на местном уровне ведется и разработка, и реализация уголовной политики, исходя из компетенции общегосударственного, регионального или местного уровня управления.

Руководителям правоохранительных органов следует иметь в виду, что в условиях федеративного устройства необходимо, с одной стороны, строго и неуклонно реализовывать общегосударственные задачи, определяемые Конституций Российской Федерации и федеральным законодательством; с другой - учитывать и решать специфические задачи регионального и муниципального уровня, вытекающие из конкретных условий и обстановки в республике, области, городе, районе. Влияние на разработку и реализацию уголовной политики следует оказывать, доводя возникающие проблемы и требования правоохранительной деятельности до депутатов законодательных органов, а также при обращении с соответствующими предложениями к депутатам, в законодательные органы субъектов РФ и к другим субъектам, обладающим законодательной инициативой.

Цели, задачи и содержание уголовной политики формируются и корректируются под влиянием изменений в состоянии экономики, права, идеологии и социальной психологии, качества социальной жизни, особенностей состояния и тенденций преступности. Данные обстоятельства должны постоянно анализироваться и использоваться при корректировке целей и задач уголовной политики, определения тактических аспектов ее реализации.

Уровень значения уголовной политики повышается в условиях реформирования общества, при переходе к качественно иному состоянию. В обстановке относительной нестабильности общества в последние годы закономерностью являются количественные и качественные изменения преступности: ее значительный рост, увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений, усиление организованности и коррупционных проявлений. В связи с этим резко возрастает значение уголовной политики государства. Это косвенно находит подтверждение в том, что среди факторов, беспокоящих большинство населения России, преступность в последнее десятилетие стабильно занимает место в первой пятерке.

Термином «уголовная политика» также обозначаются три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных направления: государственная политика в сфере борьбы с преступностью; отрасль науки, приобретающая все большее значение в структуре отраслей правовых знаний; учебная дисциплина, преподаваемая юристам.

Одной из наиболее явных глобальных угроз, которые беспокоят человечество, является преступность . Наличие этой угрозы всегда, на всех этапах развития общества и государства побуждало социум изыскивать эффективный инструментарий снижения или полного ее устранения. На решение подобной задачи были направлены интеллектуальные и материальные ресурсы. Не является исключением в этой сфере и проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации, поскольку в современный период по не самым пессимистическим оценкам совершается не менее 5 млн. преступлений ежегодно с учетом латентной составляющей. Эти устрашающие цифры позволяют судить о масштабности того негативного социального явления, которое представляет собой преступность. Общество и государство всегда предпринимали меры для объяснения подобной ситуации, ссылаясь на целый комплекс причин, однако это объяснение мало что дает для улучшения положения. Граждане ждут от своего государства действенных и результативных акций, которые обеспечили бы эффективный контроль и противодействие преступности, ведущих к реальному понижению ее уровня до рамок естественного фона. Вот этой весьма масштабной и важной социальной задаче и должна быть подчинена уголовная политика государства.

Современная наука и практика давно уже не ставят перед собой задач полного устранения либо искоренения преступности как опасного социального явления, поскольку весь опыт в этой сфере показывает, что такая задача современному обществу и государству явно не по силам.

Уголовная политика - это многоаспектное, сложное понятие, в котором находит свое выражение целая гамма признаков, отражающих противоречивую сущность этого государственно-правового явления. Ее можно выразить как определенную государством стратегию и тактику в области борьбы с преступностью.

Формальный подход к изучению уголовного права подчас приводит к тому, что за соответствующей нормой (абстракцией) обучающийся не видит ни отношений, ею регулируемых, ни, что еще хуже, тех социальных, экономических, политических и других условий, которые вызвали к жизни само появление данной нормы в уголовном праве .

Необходимо всегда помнить, что уголовное право, уголовный закон - не самоцель и их изучение также не самоцель, а средство для достижения других, более важных социальных целей. Главная из них - предупреждение новых преступлений как наиболее надежный способ обеспечения интересов общества, государства и законопослушной части населения. Направление, содержание и формы репрессивной деятельности государства зависят от конкретных исторических условий и меняются в связи с преобразованиями, происходящими в социальной, экономической, политической, военной, культурной и других сферах жизни общества.

Уголовная политика - составная часть политики государства в целом. В свою очередь, политика - это направление и содержание деятельности государства внутри и вовне страны. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю политику государства. Внутренняя политика, в свою очередь, подразделяется на экономическую, социальную, военную, национальную, образовательную, культурную и многие другие. Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов , направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, научных и образовательных организаций по правовому воспитанию граждан.

Решающее значение в предотвращении преступлений, сокращении их числа имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и содействующие развитию культуры в стране, повышению уровня общественной нравственности.

Уголовная политика лежит в основе определения перечня составов преступлений, т. е. криминализации и декриминализации деяний, системы наказаний и т.д.

Уголовная политика по предмету ведения существенно шире, нежели уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства противодействия преступности, но призвана решать профилактические проблемы. Это связано с решением не только правовых, но и социальных, организационных, идеологических, экономических и других задач. Объективно это объясняется взаимосвязью и взаимозависимостью всех процессов и явлений жизни общества как внутри государства, так и за его пределами (борьба с агрессией, геноцидом, терроризмом, захватом заложников, наркоманией, угонами воздушных судов и т.д.).

Направления уголовной политики

Уголовная политика как часть социальной политики государства имеет несколько аспектов:

  • моральный, поскольку преступность характеризует моральное состояние общества , его здоровый или больной социальный организм;
  • политический - характеризует крепость, устойчивость политического строя, власти . На протяжении многих веков, на примерах различных государств отмечена закономерность: чем крепче и устойчивее власть, тем она гуманнее и менее репрессивна, и наоборот;
  • правовой - влияет на правопорядок в обществе, спокойствие граждан , их дисциплину и уважение к закону и органам власти;
  • экономический - снижение преступности влечет за собой экономическую пользу и наоборот: рост преступлений причиняет огромный экономический ущерб, как в виде прямых убытков, так и в форме упущенной выгоды.

Уголовная политика определяет направление деятельности правоохранительных органов в 3 сферах: по раскрытию преступлений и изобличению виновных; обеспечению правильного применения закона, т. е. правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого наказания ; исполнению назначенного судом наказания.

Деятельность по каждому из этих направлений имеет свою специфику по субъектам и роду деятельности (предмету правового регулирования).

Эта специфика послужила поводом для разделения единой политики в области борьбы с преступностью на 4 составные части:

  • уголовно-правовую политику;
  • уголовно-процессуальную политику;
  • уголовно-исполнительную политику;
  • оперативно-розыскную политику.

Эти четыре составные части уголовной политики представляют собой неразрывное единство, поскольку имеют единую цель - противодействие преступности. Те, кто полагает, что эти четыре части уголовной политики имеют самостоятельное значение, обосновывают свою позицию наличием самостоятельных отраслей права : уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного. Однако уголовная политика использует правовые инструменты в едином комплексе контроля и подавления преступных и им сопутствующих общественно опасных проявлений.

Поэтому сейчас:

  • уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений;
  • уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;
  • уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений;
  • оперативно-разыскная политика (как часть уголовной политики) - это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.

Общепризнанно, что уголовное право, уголовно-правовая политика занимает ведущее положение по отношению к трем другим частям и отраслям права.

  1. выработка основных направлений деятельности государства и его органов в области противодействия преступности в стране (направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью);
  2. определение форм и методов практической реализации намеченных направлений;
  3. постановка конкретных задач по организации борьбы с преступностью (тактика противодействия преступности).

Уголовное право - основная форма выражения, закрепления и практической реализации уголовной политики. На любой новый закон надо смотреть не только как на юридический акт, но и как на важный политический документ, выражающий новое отношение к социальным явлениям, а подчас и новое направление в уголовной политике. Кроме того, принятие нового законодательного акта, вводящего уголовную ответственность , влечет увеличение числа преступлений. И, наоборот, отмена закона уменьшает их число.

Право более консервативно, чем политика (во всяком случае, так было изначально, до наступления периода лихорадочных изменений УК РФ). Одним из качеств права является его стабильность, так как право отражает и закрепляет существенное, повторяющееся, типичное. Без стабильности права невозможно осуществление принципа законности . Частые изменения правовых норм порождают неуважение к закону, неуверенность в его правильности, сомнения в надежности и незыблемости законности. Поэтому бывают ситуации, когда жизнь требует изменения, дополнения закона, это требование отражается в политике, поскольку она более оперативна, подвижна, а изменения в законодательстве осуществляются лишь через какое-то, иногда продолжительное время.

По совершенствованию уголовного законодательства в теории уголовного права высказываются две точки зрения. Сторонники одной считают, что уголовное законодательство должно быть стабильным, и различного рода новшества должны вноситься в него после продолжительной практики применения действующего законодательства, научного обобщения этой практики.

Другая позиция заключается в том, что уголовное законодательство должно быть оперативно, оно должно быстрее реагировать на обнаруженные практикой недостатки законодательства (пробелы, неточные формулировки, противоречия и т.п.), поскольку малейшее отставание закона от жизни снижает его силу, неизбежно влечет за собой ослабление законности.

Истина же, как всегда, лежит где-то посередине: законы в основе своей должны быть стабильными и устойчивыми, поскольку частая смена юридических норм отрицательно сказывается на авторитете законодательства, создает определенные трудности в их применении. В то же время законодательство не может быть слишком консервативным. Оно должно своевременно реагировать на значительные изменения общественной жизни, на новые насущные потребности, и это тоже бесспорное положение. Строгое сочетание стабильности и гибкости - вот тот баланс, который необходимо поддерживать, чтобы законодательство наиболее действенно служило интересам народа.

Качество работы законодателя оценивается не столько продолжительностью времени, прошедшего с момента обнаружения недочета в законодательстве, до момента его исправления, сколько тем, насколько вновь принятый (измененный) закон лучше старого регулирует уголовно-правовые отношения, содействует усилению охраны общества, насколько новая (измененная) норма органично вписывается в существующую систему законодательства .

Критерии криминализации деяний

При решении вопроса об отнесении конкретного вида человеческого поведения к преступлениям важнейшими критериями являются:

  1. Оценка деяния как общественно опасного (ст. 14 УК РФ);
  2. Признание деяния противоречащим морали и взглядам подавляющего большинства членов общества .
  3. Борьба с такими деяниями возможна только путем применения уголовного наказания , т.к. использование иных мер убеждения и принуждения для этой цели недостаточно и только уголовное наказание способно обеспечить достижение цели.
  4. В материальном отношении объективно возможно обеспечить реализацию принятого закона (сейчас налицо колоссальная загруженность следственных изоляторов, перегрузка в работе следственного аппарата, судей, сотрудников оперативных подразделений).

Следует согласиться с утверждением, что «целью уголовно-правовой политики является формирование системы уголовного законодательства, адекватно отражающего содержание и динамику общественных отношений, и его эффективная реализация на практике».

Все эти моменты необходимо учитывать при принятии нового закона. Одновременно с процессом криминализации идет и обратный процесс - декриминализация, т.е. исключение норм из УК РФ, это объясняется тем, что с изменением социального строя отпадает необходимость защищать те или иные отношения мерами уголовного права , отпадает опасность тех или иных деяний, характерная для преступления.

Таким образом, уголовное право реализует уголовную политику государства , в законах отражается эта политика. Меняется политика, и меняются законы. Наиболее резко меняется законодательство, когда в обществе, в государстве происходят не эволюционные, а революционные изменения, преобразования.

Понятие и задачи уголовно-правовой политики

Термин "политика" (politika) греческого происхождения. В буквальном смысле он означает государственные/общественные дела (от polis - государство), словом, искусство управлять государством. Как известно, различаются внешняя (межгосударственная) и внутренняя (экономическая, социальная, техническая, культурная и др.) политика.

Поиск путей и способов противостояния преступности в конце XIX в. - начале XX в. привел исследователей к мысли о необходимости создания научной основы борьбы с преступностью - укореняющимся негативным общественным явлением. Выработка стратегии и тактики поведения власти в этом направлении получила наименование "уголовная политика".

В настоящее время уголовную политику можно определить как порядок противостояния преступности, созданный, охраняемый и защищаемый государственной властью, который отражает экономическое, социальное и духовное развитие общества.

Современная политика государства в сфере противостояния преступности (уголовная политика) как целостное явление состоит из уголовно-правовой, уголовно-исполнительной, криминологической, уголовно-процессуальной, криминалистической, оперативно-розыскной и других видов политики.

Уголовно-правовая политика - это деятельность государства по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на противостояние преступности, путем совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а равно должного применения уголовно-правовых норм.

Задачи уголовно-правовой политики: контроль над преступностью, охрана правопорядка, совершенствование нормативно-правовой базы противостояния преступности и др.

Решение задач осуществляется по различным направлениям: снижение количества совершаемых тяжких и особо тяжких, корыстных и насильственных преступлений, а равно преступлений, связанных с бандитизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом/использованием наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов, прекурсоров), а также растений (их частей), содержащих такие средства/вещества, и пр.

Все задачи направлены на достижение главной цели - создание эффективной системы противостояния преступности.

Формы реализации и средства уголовно-правовой политики

Уголовно-правовая политика может быть реализована в законодательной, директивной, управленческой (административной) и правоприменительной (правореализующей) формах .

Законодательная форма выражается в совершенствовании уголовного закона.

Директивная форма заключается в деятельности по противостоянию преступности на подзаконном уровне.

Управленческая форма означает организацию правореализующей деятельности подведомственно.

Правоприменительная форма выражается в осуществлении следственно-судебной деятельности, в повышении ее эффективности.

Основные средства уголовно-правовой политики следующие.

1. На законодательном уровне: создание законодательной (и исполнительной) властью нормативно-правовой базы, регулирующей криминализацию и декриминализацию, пенализацию и депенализацию деяний.

Криминализация законодательная - перевод деяния из числа правомерных (или административных проступков и прочих правонарушений) в разряд преступлений в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Декриминализация законодательная - перевод деяния из числа преступных в разряд правомерных (или административных проступков и прочих правонарушений) в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Пенализация законодательная - усиление наказуемости за совершение преступного деяния в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Депенализация законодательная - смягчение вида или размера наказания (исключение какого-либо вида наказания из санкции нормы, отраженной в статье УК), предусмотренного за совершение преступного деяния, расширение возможности освобождения от уголовной ответственности (уголовного наказания) посредством законодательства.

  • 2. На директивном уровне: не связанная с законодательной криминализацией/декриминализацией, пенализацией/депенализацией организация мер противостояния преступности, регулируемая правовыми положениями исполнительной власти: указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями и прочими решениями Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.
  • 3. На управленческом уровне: организация мер противостояния преступности, регулируемая ведомственными указаниями, разъяснениями, рекомендациями и другими правовыми актами. Например, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, приказами, директивами, инструкциями, указаниями, методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и т.д.

Посредством правовых актов исполнительной власти, ведомственных положений возможны правоприменительная криминализация/декриминализация, пенализация/депенализация.

Криминализация правоприменительная - расширение применения уголовно-правовой нормы, не связанное с изменением законодательства. Декриминализация правоприменительная - сокращение применения уголовно-правовой нормы, не связанное с изменением законодательства (может привести к законодательной декриминализации). Такое расширение/сокращение возможно вследствие разъяснений Конституционного или Верховного Суда РФ, органов внутренних дел, Следственного комитета России, иных ведомственных предписаний по поводу применения уголовного закона и не связано с изменением нормативных правовых актов.

Пенализация правоприменительная - расширение практики применения наиболее суровых, а также дополнительных наказаний за совершение соответствующего преступного деяния. Депенализация правоприменительная - сокращение практики применения наиболее суровых наказаний за совершение соответствующего преступного деяния (например, увеличение количества назначенных наказаний, не связанных с лишением свободы, и уменьшение количества наказаний, связанных с реальным лишением свободы), расширение практики применения оснований освобождения от уголовной ответственности (уголовного наказания)).

С правоприменительной криминализацией/декриминализацией, пенализацией/депенализацией непосредственно связана следственная и судебная практика, осуществляемая на следующем уровне.

4. На правоприменительном уровне: следственно-судебная деятельность, направленная на возбуждение и прекращение уголовного дела (уголовного преследования), предъявление обвинения, вынесение обвинительного или оправдательного приговора, а также на вынесение определений и постановлений дознавателями, следователями, прокурорами и судьями; деятельность оперуполномоченных по делам оперативного учета.

Уголовно-правовая политика - это элемент государственной политики. Она является приоритетной по отношению к уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной, криминологической политике. Любая политика, входящая в государственную политику противодействия преступности, опирается на разработанные уголовно-правовой политикой понятия преступного и наказуемого, исходит из них.

Одни авторы включают в понятие уголовно-правовой политики уголовно-исполнительную и уголовно-процессуальную, криминологическую, другие считают, что это самостоятельные части внутригосударственной политики. .

Однако сам термин "уголовно-правовая политика" можно рассматривать и понимать двояко - как уголовную политику, определяемую и реализуемую только через нормы уголовного права или как через нормы права вообще. То есть в первом случае словосочетание "уголовно-правовая" подразумевает принадлежность норм права исключительно к уголовному закону, а во втором случае уголовно-правовая политика - это уголовная политика, определяемая и реализуемая через нормы права. При второй трактовке объем понятия уголовно-правовой политики получается значительно более широким. .

Целью уголовно-правовой политики является воздействие на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие и предупреждение преступности; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регулирования практики применения.

Таким образом, составными частями уголовной политики (политики государства в области борьбы с преступностью) выступают политика в сфере профилактики и предупреждения преступлений (криминологическая политика), уголовно-материальная политика, уголовно-процессуальная политика и политика в области исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности (уголовно-исполнительная политика). .

Криминологическая политика – политика в сфере профилактики преступлений представляет собой специфическую область человеческой деятельности, включающую систему государственных и общественных мер, направленных на устранение либо нейтрализацию, блокирование, ослабление воздействия причин и условий, способствующих возникновению преступности.

Уголовно-материальный аспект уголовной политики – это политика определяется как направленная деятельность государства по решению следующих вопросов: определение основных принципов и подходов в области уголовно-правового воздействия на преступность, установление круга общественно-опасных деяний, признаваемых преступными (криминализация); исключение тех или иных деяний из числа преступных (декриминализация); определение характера и видов наказания, а равно альтернативной наказанию системы мер уголовно-правового воздействия на преступника, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; выявление возможностей и основных путей сужения сферы применения наказания и, наконец, определения направлений деятельности правоохранительных органов по эффективному и рациональному применению уголовного законодательства.

Уголовно-процессуальная политика – это направленная деятельность правосоздающих и правоприменяющих органов по выработке и применению форм реализации уголовного закона на всех этапах его действия. .

Уголовно-исполнительная политика – это направленная деятельность государства по исполнению уголовных наказаний и применению к осужденным мер исправительного воздействия. Она реализуется, прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве (Уголовно-исполнительный кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь), уголовно-процессуальная политика в уголовно-процессуальном законодательстве (Уголовно-процессуальный кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь). .



Таблица №1. Задачи уголовно-правовой политики

Для осуществления этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-правовой политики, а также основными положениями, закрепленными в уголовном законодательстве.

При более узком или так называемом буквальном понимании уголовной политики и принимая во внимание то, что эта политика должна быть обязательно определена правовыми нормами, а также исходя из форм ее закрепления, в рамках уголовной политики различают политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др.

Кроме того, понятие уголовная политика рассматривается еще более узко. В этом случае под ней понимается та часть или направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права. При этом уголовная политика отождествляется с политикой уголовно-правовой.

Уголовная политика - это государственная политика противодействия преступности, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, устранение ее причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную. .

Считается, что в содержании уголовно-правовой политики необходимо рассматривать следующие обязательные элементы: научно-концептуальный, законотворческий, правоприменительный и оценочный.

Научно-концептуальный элемент уголовно-правовой политики состоит в научном обосновании и законодательном закреплении основ уголовно-правовой политики с учетом особенностей общественных отношений. Уголовное право, как и вся правовая система страны, зависит от политики и существенных ее проявлений. Изменения, вносимые в уголовное законодательство, очень часто становятся результатом политических дискуссий. Общие идеи уголовно-правовой политики должны учитывать состояние, перспективы социально-экономического, политического и духовного развития всего общества.

Законотворческий элемент уголовной политики состоит в ее законодательном закреплении, то есть она оформляется в качестве официальных властных установок государством.

Правоприменительный элемент уголовно-правовой политики включает в себя вопросы, связанные с реализацией и применением на практике законодательства, иначе говоря, с правоприменительной деятельностью.

Уголовно-правовая политика должна являться стержнем законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивая их единство и взаимодействие в вопросах правового регулирования. Она создает такие условия для реализации воли законодателя, которые позволяют сосредоточить государственные усилия на наиболее важных участках уголовно-правового регулирования; стимулирует принятие таких нормативно-правовых актов, которые отвечают задачам правового регулирования и при этом учитывают возможности и потребности юридической практики.

Являясь одним из методов уголовно-правовой политики, криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния к разряду преступных с установлением за него уголовной ответственности. Таким образом, криминализация заключается в законодательном признании определенных общественно опасных деяний преступными и наказуемыми, т.е. в установлении за их совершение уголовной ответственности. По сути, криминализация - это «система правил и критериев установления уголовной ответственности». .

Криминализация той или иной разновидности поведения человека и существование определенного уголовно-правового запрета должны соответствовать нравственным представлениям общества. Соотношение же правовых и нравственных запретов не является постоянным. Право может и опережать мораль, выступая нравственным ориентиром. Но чаще всего в жизни бывает наоборот. Нельзя забывать о том, что праву как таковому изначально присущ почти неизбежный определенный консерватизм. Закон - всегда «вчерашний» по отношению к сегодняшней жизни. Закон, в том числе и уголовный, может «пропустить момент», когда нравственные запреты по какому-то вопросу, допустим, ослабли, и тогда он оказывается неподкрепленным нравственными началами.

Поэтому встает вопрос о декриминализации соответствующего запрещенного уголовным законом деяния. Применение уголовно-правовых санкций к человеку (хотя и преступнику) - это всегда ограничение его прав и свобод. Поэтому одна из задач уголовно-правовой науки - обоснование пределов этих ограничений и выработка соответствующих рекомендаций законодателю.