Гражданское общество не рождается на улице. Гражданское общество не рождается на улице «правовое государство и гражданское общество»

Калининой Олеси

Первое письменное упоминание о гражданском обществе было обнаружено в трудах античного философа Аристотеля. Он утверждал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Впоследствии размышления о гражданском обществе встречаются в трудах таких известных ученых и философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескьё.

В настоящее время научная политико-правовая литература содержит большое количество определений гражданского общества. Среди них наиболее полное принадлежит В. М. Корельскому и В. Д. Перевалову: «Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства» .

Основными признаками гражданского общества является:

Тотальное превалирование «частного интереса»;

Юридическое равенство сторон;

Наличие и полная защита частной собственности;

Свободный рынок;

- «открытость» гражданского общества.

Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают различные стороны жизни общества и взаимодействия индивидов в процессе их участия в политической деятельности. Гражданское общество и государство появляются одновременно, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Проблема в том, что гражданское общество может быть слабо структурировано, неорганизованно и неактивно по отношению к государству, что наблюдалось в России до конца 80-х годов ХХ века.

Процесс взаимодействия государства и гражданского общества может быть рассмотрен с двух сторон: через механизм государственного управления (демократического образца) и механизм самоорганизации.

Взаимодействие государства и гражданского общества демократического образца характеризуется наличием развитых и эффективных механизмов обратной связи, её приоритет, обеспечивающий представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов. В этом случае правомерно говорить об управлении, имеющем характер не одностороннего воздействия, а конструктивного взаимодействия с равноправными прямыми и обратными связями.

В случае механизма самоорганизации происходит некое преобразование гражданского общества, связанное с активным появлением независимых от государства общественных структур как на уровне чисто социальных объединений, так и на политическом уровне (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные организации, благотворительные общества и т. п.). Государство уже не может игнорировать общество, оно вынуждено считаться с наличием в нём автономных интересов, соотносить с ними свои планы и действия.



Источники:

1. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

2. Федорченко Е. Н. Гражданское общество и государство: проблемы взаимоотношения и перспективы взаимодействия. Электронный ресурс: .

Вопрос 21. Гражданское общество: понятие, признаки, функции. Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими правами, активно участвующих в управлении государством. Признаки: Утверждаются права человека Реализуются потребности в материальном благополучии, семье, воспитании, образовании, творчестве, общении Функционируют негосударственные институты – рыночная экономика, семья, СМИ, творческие союзы, местное самоуправление Создаются политические движения и партии. Которые осуществляют связь между государством и гражданским обществом. Функции: Гармонизация общественной жизни (Общество защиты прав потребителей ведет разъяснительную работу) Эффективная защита граждан от произвола государства (предоставление от Общества защиты прав потребителей адвоката) Наиболее полная реализация прав и свобод граждан (сотрудничество общественных организаций с партиями, которые могут внести изменения в законы).

Слайд 22 из презентации ««Политика» обществознание» . Размер архива с презентацией 127 КБ.

Обществознание 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Понятие политической системы общества» - Политическая система российского государства. Государственная Дума. Функции Президента. Политические институты. Политическая система. Структура Конституции. Конституция. Институт депутатского запроса. Народ. Разветвленная совокупность различных политических институтов. Выборы. Политическая система общества. Принцип разделения властей. Институт полномочных представителей. Совет Федерации.

«Отношения наций» - Выявить проблемы. Виды общностей. Причины межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты. Изучите материал. Пути урегулирования межнациональных конфликтов. Нации и национальные отношения. Национальная политика. Рост сепаратистских тенденций. Характер контактов. Этнос. Типы межэтнических конфликтов. Пути разрешения межнациональных конфликтов. Формы интеграции. Условия гармонизации национальных отношений.

«Военная служба по контракту» - Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Военная служба по контракту. Вопросы для закрепления. Особенности службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Знания по вопросам. Дополни предложение. Цель урока. Сроки службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Государственные льготы. Основания для отказа.

«Основные виды профессий» - Будущая профессия. Технологии продвижения. Одиночество. Карьера менеджера. Профессиональный тип личности. Требования к личным качествам. Проверка профессионального соответствия. Конкуренция низкая. Требование к образованию. Требования к образованию. Талантливый специалист. Потенциал энергии. Большой объем информации. Эпиграфы. Социолог. Инженер-строитель. Основные задачи. Документы. Судья. Любовь к работе.

«Избирательное право и выборы» - Предвыборная агитация. День голосования. Роль молодежи в избирательном процессе. Формы демократии. Выборы – большая ответственность и гражданский долг. Молодежные движения и объединения, активно проявляющие себя. Урок по избирательному праву для школьников 10-11 классов. Президент РФ. Референдум. Подсчет голосов. Виды референдума. Избирательная кампания. Молодые избиратели определяют будущее страны.

«Социальная структура и социальные отношения» - Социальная мобильность и социальные «лифты». Тенденции в развитии социальных отношениях. Социальная стратификация по Веберу. Первобытное общество. Перемещение людей. Социальная стратификация по Марксу. Социальная стратификация. Буржуазия. Статусные группы. Различие в уровне доходов. Устранимо ли неравенство. Основные понятия и термины. Работа с источником. Социальная структура и социальные отношения.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.)

Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.

По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной.

Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.

Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

    Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.).

    Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления

    Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

    многоукладная рыночная экономика

    множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

Основа гражданского общества – средний класс.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.

Государство и гражданское общество. Политические партии, партийные системы

Формирование и ведение личных дел работников

ОТВЕТ

22. Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни, т.е. где взаимосвязь и взаимодействие экономического, политического, социального и духовного обеспечивают и обусловливают прогресс в развитии человеческого общества, его поступательное движение вперед, к высшим формам общественной организации. Гражданское общество – это одна из форм общности людей в их неполитическом бытии, напрямую зависящая от сферы политической власти и тесно с ней соприкасающаяся, но и огражденная от ее прямого вмешательства необходимыми нормативными актами. три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид и власть. Становление гражданского общества – цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизируются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданское общество – человека, общества и государства, индивидуальности личности и коллективно, совместной жизни людей, организованной в общество. Демократия любого уровня предполагает наличие управляемых и управляющих. В качестве управляемых, прежде всего, выступают представители неполитической сферы – собственники, занятые в сфере производства; управляющие – это постоянные профессиональные политики. Одной из особенностей взаимоотношений между политическим и неполитическим в нашей стране было – и в глубоком прошлом, и в последние семьдесят лет – абсолютное преобладание, превосходство политического, властного над всем другим. У нас это давно уже стало в определенной мере способом общественного мышления, общественной идеологией, которая, выдвигая государство на первое место, пытается “научно” обосновать – и преимущественную защиту интересов государства, а не гражданина; и безусловное подчинение личности государству; и отожествление общества и государства; и приоритет социально-экономических прав человека перед правами гражданскими.

Политическая партия (часть, группа) – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть гос. властью или решающим образом влиять на ее осуществление. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении гос. власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Функции политических партий зависят как от конкретных условий, так и от характера политического режима: определение цели, формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов (участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти).


Партийные системы : многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия).

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной.

В однопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.