Информационно правовые нормы международных актов. Информационно-правовые нормы международно-правовых актов. Международные акты и международный обмен информацией

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, при этом правила, установленные международным договором, обладают приоритетом в применении по отношению к национальному законодательству.

Среди международных правовых договоров особо выделяются декларации и хартии, нормативные положения которых носят основополагающий характер в международной практике регулирования информационных отношений.

В частности, до сих пор не утратили свою актуальность основные положения Всеобщей декларации прав человека, заложившие фундамент международного права в послевоенное время. Так, провозглашенное ст. 19 Декларации право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ .

Как уже отмечалось, в ст. 30 Всеобщей декларации прав человека закреплено ключевое положение о свободе информации, которое нашло подтверждение и развитие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Конституции РФ.

Например, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Причем в ч. 2 названной статьи содержится важная оговорка: осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В Окинавской хартии глобального информационного общества подчеркивается высокая технологичность современного мира и закрепляются принципиальные подходы к формированию глобального информационного общества. Руководители высокоразвитых стран, определяющих развитие мировой политики в современную эпоху, акцентировали в ней внимание на необходимости соблюдения общих принципов международного сотрудничества в информационной сфере. С помощью Хартии была осуществлена попытка создать технологические основы для «оживления» положений Всеобщей декларации прав человека. В ней закреплены основные цели использования возможностей цифровых технологий, призыв к преодолению электронно-цифрового разрыва между государствами с учетом разнообразных условий и потребностей, которые сложились в развивающихся государствах, определены задачи по формированию политического, нормативного и сетевого обеспечения государств, улучшению технической и технологической совместимости между информационными сетями, расширению возможностей использования работы глобальных сетей в электронной торговле.

Основные положения Хартии написаны языком деклараций, однако это официальный документ, который определяет направления развития мирового информационного общества и неизбежность интеграции всех стран в этой сфере.

В Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) определены такие основные понятия, как «персональные данные», «автоматическая обработка персональных данных», «автоматизированные базы данных». Эта Конвенция - первый обязывающий международный документ, защищающий физических лиц от злоупотреблений, которые могут иметь место при сборе и обработке персональных данных, и ставящий в то же время задачу регулировать их трансграничный поток.

Конвенция не только дает гарантии применительно к сбору и обработке персональных данных, но и запрещает обработку данных относительно расовой принадлежности лица, его политических взглядов, здоровья, религии и пр., если национальное право не обеспечивает надлежащих гарантий. Конвенция дает право лицу знать, что данные о нем собраны, и в случае необходимости иметь возможность их исправить. Конвенция также предусматривает определенные ограничения применительно к трансграничным потокам личных данных в тех государствах, где правовое регулирование не обеспечивает их должной защиты.

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) предполагает не только включение в национальное уголовное законодательство норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, но и развитие международного сотрудничества в рамках борьбы с компьютерными преступлениями.

В Конвенции приведены универсальные термины и определения в области борьбы суголовными преступлениями, нацеленные на защиту общества от киберпреступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и содействия международному сотрудничеству.

В качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне, Конвенция предусмотрела: меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне); меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений). Конвенция закрепила и общие принципы международного сотрудничества по уголовным делам в отношении преступлений, связанных с компьютерными системами и компьютерными данными.

Несмотря на то что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Например, УК РФ дополнен ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

  • Рос. газ. 1998.10 дек.
  • СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Информационное законодательство - основной источник информационного права.

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить:

· Федеральные акты;

· Акты субъектов Российской Федерации;

· Акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

· информационно-правовые нормы международных актов;

· информационно-правовые нормы Конституции РФ;

· нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

· информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

«Вертикальная » структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов.

Так, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны были бы регулироваться федеральным законом «О правовой информации».

«Горизонталь » структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство - комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере - Информационному кодексу РФ. Эту структуру можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть

· законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

· законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

· законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

· законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

· законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть

· законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

· законодательство о средствах массовой информации; законодательство о библиотечном деле;

· законодательство об архивном фонде и архивах;

· законодательство о государственной тайне; з

· аконодательство о коммерческой тайне;

· законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

· конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

· гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);

· законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);

· законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);

· законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Вопросы доступа к источникам права сегодня решаются достаточно просто: автоматизированные справочные системы правовой информации, такие, как Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС и проч.

2. Международные акты и международный обмен информацией

Среди главных международных актов, регламентирующих право на информацию следует отметить Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, Декларацию о свободе выражения взглядов и информации, ряд резолюций и рекомендаций ООН, например, 1636 «Показатели демократии в медиа», 1003 «Об этических принципах журналистики», 1142 «О парламентах и СМИ» и пр. Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8. С. 20-35.

Так, ст. 19 Международного пакта об общественных и политических правах гласит, что каждый человек может свободно в пределах своей родины и за ее границами использовать любую информацию, как способ выражения своих взглядов. Европейская конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод в ст. 10 дополняет это положение необходимостью санкционирования пользования информацией с целью обеспечения международной безопасности. Асланов Р.М.О. Международное правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности // Закон и право. 2012. № 3. С. 104.

При этом большинство этих нормативно-правовых актов также не дают чёткого определения информации, но направленны на характеристику международного обмена информацией и наиболее актуальных его аспектов: соотношения национального суверенитета и международного сотрудничества при использовании информации, поддержания справедливости и демократии в мире, в т.ч. свободы слова, охраны интеллектуальной собственности, шифрования информации, электронной торговли и трансграничного обмена данными, защиты трудовых прав в сети Интернет, гарантий безопасности и пр. Абрамова А.В., Савинов Ю.А. Международный бизнес в области информационных технологий. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 208 с.

В международных правовых документах указана такая особенность информации как принадлежность ее к специфическому рынку товаров. Международные отношения в сфере информации подпадают под регулятивные действия общеопределённых принципов международного права, конкретизированных в международных актах разной юридической силы.

Ниже приведен список международных правовых актов, которые регулируют информационные отношения, в частности документы, рассматривающие общие принципы и нормы права на информацию, ратифицированы и Россией;

Акты, гарантирующие свободу слова, плюрализм и т.п.;

Акты, которые рассматривают информацию как продукт;

Акты, запрещающие распространение информации;

Пакет документов «международные договора об информационной собственности».

Документы, которые являются главными в международных отношениях относительно информации, это:

Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1932 p.);

Конвенция о предотвращении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.) - старейшая международная конвенция в области информации. Она призывает государства к уничтожению и предотвращению обращения порнографических изданий. Эта норма созвучна новому закону РФ о защите детей от вредной информации;

Соглашение о международном обмене визуальными и звуковыми материалами образовательного и научного характера (1948 p.);

Конвенция о международном обмене изданиями (1958 p.);

Конвенция об обмене правительственными документами и официальными изданиями между государствами (1958 p.);

Регламент международного союза электронной связи (1972 р);

Международная конвенция электронной связи (1982 p.) Основы журналистской деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с. ;

Проблемы использования и передачи информации регламентированы также в международных документах, имеющие рекомендательную силу:

Декларация ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 p.);

Второй раздел заключительного акта ОБСЕ (1975 p.);

Принципы телевизионного вещания (1982 p.);

Резолюция ООН об информации на службе человечества (1996 p.);

Также о праве людей на информация более подробно идет речь в:

Общей декларация прав человека (ст. 19);

Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 20);

Американской конвенции о правах человека и др.

Среди нормативных документов, по которым осуществляются международные информационные отношения, прежде следует выделить те, которые запрещают распространение информации (они являются обязательными к выполнению всеми странами - членами ООН и входят в национальное законодательство каждого государства).

К таким документам относятся:

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 часть 2 от 3.11.1947 - осуждение пропаганды агрессивных войн;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.20 - запрет законом пропаганды агрессии и насилия);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1972 г.;

Общая декларация прав человека (1948 p.);

Если государством нарушается обязывающий документ, то на государство налагаются штрафные санкции, в основном политические и экономические. В случае нарушения рекомендательного документа, государство может подпасть моральному осуждению мирового сообщества. В то же время Концепция внешней политики РФ гласит, что РФ обязана следить за отражением внешних информационных угроз ее суверенитету.

Источники конституционного права России

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств...

Международные правовые акты в сфере спорта

В международно-правовых документах, регулирующих вопросы спорта, термин «физическая культура» не встречается. В них речь идет о физическом, эстетическом и нравственном воспитании и спорте. Таким образом...

Методы и средства защиты информации

В международной практике обеспечения ИБ основными направлениями являются: - нормирование компьютерной безопасности по критериям оценки защищенности надежных систем и информационных технологий; - стандартизация процессов создания...

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка...

Налоговая политика государства

В рамках международных налоговых отношений Российской Федерации и зарубежных государств в 2008 году был ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией, в соответствии с которым, в частности...

Незаконное использование товарного знака: вопросы уголовной ответственности и квалификации

Законодательство о защите интеллектуальной собственности в России имеет двадцатилетнюю историю - впервые понятие интеллектуальной собственности в России было использовано в ст. 1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г...

Право на жизнь в современной России

К международным актам универсального и регионального характера, регулирующим право на жизнь, относятся такие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Женевские конвенции 1949 года...

Правовое регулирование в сфере рыболовства

Во всем мире рыболовство подчинено принципу предосторожного подхода. Он гласит: прежде чем заниматься рыболовством, нужно принять комплекс организационных, биологических, финансовых и юридических мер...

Правовое регулирование гостиничного сервиса

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных лиц в России

Среди многосторонних конвенций, подписанных Россией и касающихся инвестиционной деятельности...

Правовое регулирование обращения с отходами

Кроме того, будучи субъектом международных правоотношений, Россия активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. С одной стороны...

Правовые основы местного самоуправления

Проблемы разрешения индивидуальных трудовых споров

Предпринятый анализ специально-научных источников Международные документы по защите прав человека в социальной сфере: Сб. международных документов / Сост. Л. И. Антонова, Т. Г. Гриненко, А. В. Клюев, Л. Д. Козырева. Отв. ред. М. Д. Масанова. - СПб...

Специфика российского государственного регулирования коррупции

Коррупция характерна не только для государственного сектора, но и достаточно распространена среди юридических лиц, в связи с рядом причин, которые, по мнению омбудсмена в сфере противодействия коррупции...

Характеристика источников гражданско-процессуального права

К источникам гражданского процессуального права относятся положения международных договоров Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие правила гражданского судопроизводства (например...

Основу информационного права, его юридический базис, составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является основной целью этой новой отрасли права.

Понимая все возрастающую роль и место информации в жизни личности, общества, государства, мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в которых играют информационные права и свободы. Было бы правильным утверждать, что именно из них «произрастает» информационное право как самостоятельная отрасль права. А сформированный и действующий ныне как в России, так и за рубежом значительный по объему массив актов информационного законодательства - основной источник этого права - подтверждает данное утверждение.

Информационные права и свободы впервые отражены воВсеобщей декларации прав человека , утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состав информационных прав, провозглашенных Декларацией, содержится в нижеследующих статьях.

«Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как -то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения...» .

«Статья 11 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

«Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».



«Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

«Статья 30 Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой -либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы.

«Статья 10 1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В Советском Союзе впервые информационные права и свободы были провозглашены Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г .

Основные статьи этого Пакта, закрепляющие информационные права и свободы: «Статья 2 1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как -то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

«Статья 4 1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в.отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. 3. Любое участвующее в настоящем Пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление».

«Статья 14 1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, Независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

«Статья 17 1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

«Статья 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

«Статья 20 1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

«Статья 28 1. Образуется Комитет по правам человека (именуемый ниже в настоящем Пакте «Комитет»). Он состоит из восемнадцати членов и выполняет функции, предусматриваемые ниже...».

«Статья 40 1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав».

1. Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция , которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

4. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений . Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Примеры диспозитивных норм.

Гражданский кодекс РФ. «Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

«Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности 1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».

«Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена 1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. 3. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Приведем примеры императивных информационно-правовых норм.

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

«Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов...».

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Стать я 20. Цели защиты

Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; ...».

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» «Статья I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Цели настоящего Федерального закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене и рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене». Нормы-запреты, признающие общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенных действий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок.их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».

Компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес». Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Уголовный кодекс РФ «Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет...».

Императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов... осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией».

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ «О государственной тайне» «Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством».

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

· нормы федерального уровня и действия;

· нормы субъектов Российской Федерации;

· нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Понятие, содержание, структура информационного правоотношения

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение - результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле - индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее - объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) - документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :

· производители, или создатели, информации, в том числе авторы,

· обладатели информации (информационных объектов),

· потребители информации.

С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.


Похожая информация.