Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры. Государственная граница Режим государственной границы в международном праве

3. Способы территориальных изменений.

4. Международно-правовые механизмы разрешения территориальных проблем.

1. Понятие, юридическая природа и состав
государственной территории

Под территорией в международном праве понимается пространство земного шара с определенным правовым режимом. Это могут быть сухопутная или водная территории, недра, воздушное пространство и небесные тела.

По правовому режиму территории подразделяются на территории с международным режимом, территории со смешанным режимом и государственные.

Территории с международным режимом не принадлежат какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами. К территориям с международным режимом относятся: открытое море за пределами территориальных вод и воздушное пространство над ним, международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, включая Луну.

Территории со смешанным режимом не входят в состав государственных территорий, однако государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права. На территориях со смешанным режимом действуют нормы как международного права, так и зафиксированные национальным законодательством. К территориям со смешанным режимом принадлежат континентальный шельф и экономические зоны.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства. С точки зрения международного права, государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству. В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ, включая флору и фауну, естественные богатства, заключенные в недрах земли.

2. Водная территория, охватывающая внутренние (национальные) воды, включающая в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если ширина не превышает 24 морских миль; территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых не должна превышать 12 морских миль, а также недра дна территориального моря; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.

Исключительность государственной власти в пределах границ государства выражается территориальным верховенством, которое является неотъемлемой частью государственного суверенитета, его материальным проявлением. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Территориальное верховенство предполагает, что:

власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории: ей принадлежит принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, а также вопросы гражданства, перемещения, въезда в страну и выезда из нее;

государство обеспечивает всеми средствами неприкосновенность и целостность своей территории: никакая часть государственной территории не может быть отчуждена другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства;

государство вправе менять статус государственной территории и границ в соответствии с волеизъявлением народа без вмешательства извне;

государственная власть вправе применять все законные средства властного принуждения для применения законов;

на территории государства исключается действие публичной власти иностранного государства (исключения могут иметь место по согласию государства).

Компетенция государства в отношении его территории определяется также понятием «территориальная юрисдикция» (лат. jurisdictio – судопроизводство). Оно означает установленную законом или иным нормативным актом государства совокупность правомочий его судебных и административных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения его правомерности применять юридические санкции к правонарушителям. Наиболее ярко территориальность юрисдикции проявляется в уголовной юстиции, где действует принцип принадлежности юрисдикции того места, где совершено преступление.

2. Государственные границы. Виды и способы
установления государственных границ

Современное государство воспринимается только в пределах четко ограниченного пространства. Стабильность территории неразрывно связана с понятием «государственная граница», которая представляет собой линии, обозначенные на карте и на местности, и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и до центра земли и в глубь ее недр – с другой. Понятие «государственная граница» включает практически все аспекты существования государства: политический, оборонный, экономический, социальный и т.д.

Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.

Международное признание границ . Международно-признан­ными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.

Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Кроме того, государства договариваются о режиме границы.

Делимитация государственной границы означает описание его в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора.

Демаркация государственной границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы.

В теории и практике современного международного права преобладает точка зрения, согласно которой установление границы предполагает окончательность и стабильность. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации, а также никаких отменительных условий. Односторонняя отмена договора о границах противоправна в своей основе. Коренное изменение обстоятельства, которое, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 62), может служить основанием для прекращения других договоров, не распространяется на договоры, устанавливающие границы. Возникновение вооруженных конфликтов также не означает прекращение действия договоров о границах.

Более гибкими и менее стабильными являются договоры о режиме границы, а также соглашения о пунктах пропуска через государственную границу, о взаимных поездках граждан (безвизовом порядке въезда), об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов сопредельных государств, о водопользовании на пограничных реках, строительстве трансграничных объектов (мостов, трубопроводов, плотин, водохранилищ и пр.), судоходстве на пограничных реках, рыболовстве, создании совместных заповедников и по другим вопросам, представляющим общие интересы пограничных государств.

В вопросах договорного оформления государственных границ с бывшими советскими республиками Российская Федерация придерживается единого подхода – признание тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Такой подход исключает предъявление каких-либо территориальных претензий одного государства к другому, облегчает окончательное решение территориальных вопросов.

3. Способы территориальных изменений

Принцип территориальной целостности – один из основных принципов современного международного права, закрепленный в Уставе ООН. Вместе с тем принцип суверенитета государства закрепляет за государствами право вносить территориальные изменения в пределах своих границ. Однако любые из них возможны лишь на основе признанных международным правом правовых процедур.

Одной из таких процедур являетсякондоминиум , посредством которого реализуется совместное владение (dominium – собственность, владение). Кондоминиум предполагает осуществляемое на основе равенства совместное управление одной и той же территорией. Правовым основанием кондоминиума служит договор (двусторонний или трехсторонний).

В международном праве понятие «кондоминиум» признается в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши и воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением». В период 1899–1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана. Великобритания заявила об аннулировании кондоминиума в 1956 г. При помощи кондоминиума был успешно разрешен территориальный спор по поводу Андорры между Францией и Испанией. Территория Андорры (465 кв. км) с 805 г. находилась в режиме кондоминиума Франции и Урхельского епископства Испании. В 1993 г. была принята Конституция Княжества Андорры, которая провозгласила Андорру независимым, демократическим государством с парламентским режимом. Президент Франции и Епископ Урхельский являются Соправителями, наделенными определенными полномочиями.

Унифицированного режима кондоминиума не существует. Однако можно выделить его такие основные признаки, как вхождение территории в состав обоих государств; двойное гражданство; многоязычие государственных языков; нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств; наличие соответствующих механизмов управления.

История международных отношений демонстрирует и другие способы изменения государственных территорий.

Цессия – уступкачасти территории одним государством другому на основе международного соглашения. Цессия также может проходить и путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами.

Аренда – временная передачаодним государством другому части своей территории на условиях, предусмотренных в договоре.

Передача территории на основе плебисцита (всенародного голосования).

Продажа территорий осуществляется на основе договора. Так, территория Аляски и прилегающих к ней островов общей площадью 1530 тыс. кв. км по договору, подписанному 30 марта 1867 г. в Вашингтоне, была продана с согласия российского императора Александра II Соединенным Штатам за 14 320 000 руб. (7 200 000 американских долларов). Сделка по приобретению Аляски состоялась по инициативе госсекретаря США Уильяма Х. Сьюарда. По его же инициативе, США приобрели Виргинские острова, Гавайю, Гренландию и Исландию. Многие американцы обвиняли Сьюарда в растрате государственных средств. В американской истории приобретение Аляски долгое время называли «глупостью Сьюарда», а саму Аляску – «ящиком для льда». Впоследствии приобретение Аляски было признано важнейшей из международных сделок.

Обмен территориями по соглашению сторон. Как правило, речь идет о небольших, равноценных по размеру участках. Пограничными участками государства обмениваются для более удобного расположения границы на местности или уточнения границ. Подобные обмены оформляются международными договорами и требуют последующей ратификации. Такие обмены состоялись в 1951 г. между СССР и Польшей, в 1954 г. – между СССР и Ираном.

4. Международно-правовые механизмы разрешения
территориальных проблем

В территориальном вопросе действует общепризнанный императивный принцип международного права – принцип мирного урегулирования территориальных проблем. Он предполагает такое процедурное решение, которое позволило бы достичь определенного компромисса, отвечающего интересам всех затронутых сторон. Степень достижения взаимовыгодного решения во многом зависит от остроты проблемы, наличия или отсутствия международной напряженности на соответствующих территориях. В зависимости от этих факторов возникают межгосударственные отношения, которые квалифицируются в международном праве как спор, спорная ситуация, территориальный конфликт.

В основе территориальных споров, как правило, лежит вопрос о юридической принадлежности определенных участков территории. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, характеризующих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальный спор предполагает юридически обоснованную позицию одной стороны в отношении определенного положения границы или каких-либо прав на спорную территорию. Территориальный спор может выражаться в форме протеста одной стороны по поводу действий другой стороны в отношении спорной территории. Спор имеет место в том случае, когда одно государство предъявляет претензии к другому государству, которое отвергает эти претензии или принимает их частично.

Однако не все разногласия образуют территориальные споры. В частности, не образует территориальный спор односторонняя территориальная претензия, при которой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границы или принадлежность конкретной территории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Если подобные столкновения интересов не сопровождаются официальным предъявлением претензий друг к другу (хотя и могут выражаться в пограничных инцидентах, концентрации войск на границе и т.п.), они считаются спорными ситуациями.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются термины «спор» и «спорная ситуация». Вместе с тем очевидно, что совокупность обстоятельств, приведших к возникновению вначале спорной ситуации, а затем к спору, нередко перерастает в конфликт. Под «конфликтом» (от лат. слова conflictus) следует понимать такую степень противоборства двух (или более) сторон по поводу территориальных разногласий, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга. Конфликт следует отличать от односторонних действий, которые хотя и могут носить насильственный, агрессивный или какой-либо неприемлемый для другой стороны характер, но не всегда перерастают в противоборство. Международный конфликт определяется как противоборство или столкновение, возникшее на основе серьезных разногласий в ходе разрешения спора.

На споры и на спорные ситуации распространяется принцип их мирного разрешения независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности. В современном международном праве принцип мирного разрешения споров выступает в качестве нормы jus cogens. Он впервые был сформулирован в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Принцип мирного разрешения закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что государства обязаны разрешать свои взаимные споры как угрожающие, так и не угрожающие международному миру и безопасности, исключительно мирными средствами. Юридическое содержание этого принципа составляет совокупность прав и обязанностей государств, призванных мирно разрешить возникшую ситуацию. Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН государства – члены ООН принимают на себя обязательство «проводить мирными средствами» урегулирование и «разрешение международных споров и ситуаций».

Механизм реализации принципа мирного урегулирования и разрешения международных споров существует в виде системы средств такого урегулирования. Перечень этих средств содержится в г. VII Устава ООН «Мирное разрешение споров». Статья 33, п. 1 Устава предлагает сторонам, участвующим в любом споре, следующие способы его разрешения: переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. При разрешении территориальных споров государства – участники должны прибегать к этим или иным мирным средствам по своему выбору.

Двусторонние обсуждения территориальных проблем на переговорах и консультациях, которые могут вестись как официально, так и неофициально, являются самым эффективным средством. Именно такими являются переговоры между Россией и Японией по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В совместной Токийской декларации о японо-российских отношениях от 13 октября 1993 г. подчеркивается, что решение вопросов по поводу указанных территорий может быть найдено при помощи переговоров с учетом исторических и юридических фактов. Одним из результатов ведущегося на протяжении ряда лет конструктивного диалога стало опубликование японской и российской сторонами в сентябре 1992 г. «Сборника документов по истории территориального размежевания между Японией и Россией», подготовленного министерствами иностранных дел Российской Федерации и Японии. В Сборнике приведены признаваемые обеими сторонами основные международно-правовые документы, касающиеся двустороннего территориального размежевания.

Территориальный спор или спорная ситуация могут привести к международным трениям и даже повлечь угрозу поддержанию международного мира и безопасности. О таких случаях любой член ООН может довести до сведения Совета Безопасности, который уполномочен расследовать такой спор и рекомендовать надлежащую процедуру для его разрешения или методы урегулирования. Статья 34 Устава ООН уполномочивает Совет Безопасности «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Государство, которое не является членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные настоящим Уставом. Согласно Уставу ООН (ст. 51 п. 3) при рассмотрении вопросов, касающихся спора, сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. При этом государства подают в суд заявления о признании юрисдикции суда. Решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Контрольные вопросы и задания

35. Государственная граница

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства заключают международные договоры. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы определяются по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море.

Процесс установления границ включает в себя две стадии:

1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;

2) емаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта деятельность осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.

Режим государственной границы определяется как совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм.

Режим государственной границы включает следующие вопросы:

Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;

2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.

Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;

3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитар-ного и других видов контроля;

4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;

5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.

Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

3. Таможенная территория и таможенная граница В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и

Из книги Международное право автора Вирко Н А

34. Государственная территория Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.Водное пространство – это внутренние воды

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

35. Государственная граница Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница 1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Где проходит внешняя граница инженерных сетей в составе общего имущества? ? по внешней стороне стены дома.Граница всех инженерных сетей, кроме газовой (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий

Из книги автора

Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга 1. Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской

Из книги автора

Государственная тайна Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права .

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами .

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика , космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства . Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы , определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

  • предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
  • снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
  • осуществлять преследование «по горячим следам » — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором .

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Международные и пограничные озера и реки

Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна — Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.

Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) — это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву , как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим Арктики

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств . Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия . Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль . Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Тема 5: Территория в международном праве

  1. Понятие и виды территории в международном праве.
  2. Государственные границы.
  3. Состав и юридическая природа государственных территорий.
  4. Международные реки и каналы, и их правовой режим.
  5. Территория с особым международным режимом.
  6. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие и виды территорий в международном праве.

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) - пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

4. Территория с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить: территории 1-й категории (государства) либо все 3 категории одновременно. Входит Архипелаг Шпицберген (Свальбард), Аланские острова, Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна.

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.


Границы бывают:

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

c. Плебисцит

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР.)

Границы имеют огромное значение для каждого государства, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и определения пределов его верховной власти.

В последние годы по многих приграничных районах России интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об условиях эксплуатации естественных ресурсов этих районов (нефть, уголь, вода и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с приграничными государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. В связи с этим заслуживает внимания то, что Россия стала участницей Европейской Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., а в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации".

В Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяется как "линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории", т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России. Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Согласно п. "н" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится "определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации". Органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обеспечивают условия для охраны государственной границы, предоставляют для этих целей земельные участки, контролируют выполнение на подведомственных территориях соблюдения пограничного законодательства, выполняют ряд других функций. Нормативные и распорядительные акты, которые могут издавать органы государственной власти и управления субъектов РФ по пограничным вопросам, не должны затрагивать компетенцию федеральных властей, определенную Конституцией, а могут касаться лишь вопросов применения федерального пограничного законодательства.

Россия имеет границы с 16 сопредельными государствами протяженностью 61 тыс. км. В своей пограничной политике Россия руководствуется интересами обеспечения собственной и международной безопасности, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, а также мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

На суше государственные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства. Такие линии определяются сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Границы, установленные с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.), называются орографическими. Границы, установленные посредством проведения прямых линий между точками на местности (примером может служить карта Африки), называют геометрическими. Наконец, государственные границы, установленные по параллелям и меридианам, называются географическими.

Границы но рекам и озерам устанавливаются, как правило, также по договоренности между соседними государствами. По судоходным рекам границы чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки – линии наибольших глубин. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или но середине ее главного рукава. В связи с тем, что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах сопредельные государства устанавливают границу посредством проведения прямых линий, соединяющих выходы государственной границы к берегам водоема.

В ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" сказано, что "государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону". Государственная граница проходит: на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – по той линии границы, которая проходила по этой местности до ее затопления, а на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям, озерам и иным водоемам, – по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения линии границы на воде. Все перечисленные правила действуют, если иное не установлено международными договорами РФ.

Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря сопредельных или противолежащих государств. В зависимости от географического положения государства его морская граница устанавливается либо внутренним актом такого государства с учетом общепризнанных принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с сопредельным или противолежащим государством.

В Российской Федерации в точном соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. В случае, если морская государственная граница устанавливается по соглашению между сопредельными или противолежащими государствами, то в соответствии с международным правом ни одно из этих государств не может, если только они не договорятся об ином, распространять границы своего территориального моря за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых принято отмерять ширину территориального моря .

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают.

В определении линии прохождения государственной границы выделяют две стадии: делимитацию и демаркацию. При делимитации договаривающиеся государства составляют подробное описание прохождения линии границы и наносят эту линию на карту. Как правило, карта и описание прохождения линии государственной границы становятся приложением к пограничному договору между государствами. После этого государства осуществляют демаркацию границы – на основе пограничного договора, приложенных к нему карты и подробного описания линии границы, с помощью специальных пограничных знаков проводят государственную границу на местности.

Для проведения работ по демаркации государства обычно создают совместные комиссии, которые осуществляют топографические работы и, как правило, аэрофотосъемку местности, на основании чего изготавливается подробная топографическая карта пограничной полосы с нанесенными на нее пограничными знаками. Обычно пограничные комиссии по итогам своей работы подписывают протокол, содержащий подробное описание линии прохождения демаркированной границы, карты с нанесенной линией границы, протоколы на каждый установленный пограничный знак, схемы, фотоснимки и т.п. Все эти документы, являясь приложением к пограничному договору, имеют важное международно-правовое значение: в наглядной форме они фиксируют соглашение сторон относительно линии прохождения границы, подписываются сторонами, скрепляются печатями и т.д.

В решении Международного Суда ООН от 13.12.1999 по делу о прохождении границы между Ботсваной и Намибией по реке Чобе и принадлежности острова Касикили (Седуду) Суд не принял во внимание предложенные сторонами карты в качестве доказательства принадлежности острова, так как, по мнению Суда, карты, не являющиеся приложением к международному договору, не могут быть правовым основанием для владения территорией.

Периодически, обычно в соответствии с правилами пограничного договора, стороны проводят работу по редемаркации государственной границы, которая заключается в совместной проверке, а при необходимости – замене разрушенных или установке новых пограничных знаков. В случае утраты, разрушения или повреждения пограничного знака его восстановление должно производиться немедленно. Особое внимание при этом обращается на то, чтобы положение пограничного знака на местности не изменялось. Эта работа также осуществляется смешанными комиссиями и сопровождается составлением новых документов на участки редемаркированной границы.

Документы по демаркации и редемаркации государственных границ нуждаются в утверждении в соответствии с внутренним законодательством заинтересованных сторон и обычно вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" содержит положения о режиме государственной границы РФ, пограничном режиме и режиме в пунктах пропуска через границу. Так, к режиму государственной границы отнесены вопросы содержания границы; пересечения границы людьми и транспортными средствами; перемещение через границу товаров и животных; ведение на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, и ряд других вопросов, которые получают отражение в пограничных договорах с сопредельными государствами.

Особое значение в режиме государственной границы имеют вопросы въезда и выезда. Порядок въезда на территорию РФ и выезда из нее регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и заключенными по этим вопросам международными соглашениями.

Для характеристики пограничного режима важное значение имеют заключаемые соседними государствами в случае необходимости соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска для такого пересечения выдаются жителям приграничных территорий в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной стороне, владения недвижимостью, свидания с родственниками, проведения совместных мероприятий вдоль линии границы местными органами власти, по так называемым гуманитарным основаниям (посещение мест захоронений, исполнение религиозных обрядов, болезни, несчастные случаи и т.п.), а также по другим уважительным причинам.

Пограничный режим устанавливается в полосе шириной до 5 км вдоль государственной границы в целях создания необходимых условий для ее охраны. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" относит к вопросам пограничного режима въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и лругих мероприятий в пограничной полосе; содержание и выпас скота у государственной границы; учет, содержание и использование российских маломерных судов и средств передвижения по льду; ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Любое ограничение прав граждан в пограничной полосе, кроме вышеперечисленных, возможно лишь на основании закона.

В законодательстве РФ и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (комиссаров, уполномоченных).

Положение о пограничных представителях Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 462. Вопросы, не урегулированные по каким-либо причинам пограничными представителями, разрешаются, как правило, по дипломатическим каналам.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наибольшее значение имеют принципы их неприкосновенности и нерушимости. Принцип неприкосновенности запрещает насильственный захват и присоединение чужих территорий, односторонние действия по пересмотру границ, а соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости европейских границ нашел свое подтверждение, в частности, в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.

В международном праве утвердилась норма, согласно которой смена территориального суверена или иные случаи возникновения проблемы правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. Согласно ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. "правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором; или b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы". Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, его отмена, аннулирование и другим подобным обстоятельствам, предусмотренным в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Этим обеспечивается стабильность договоров о границах. Практика международных отношений показывает, что в случаях правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника.

Пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. Это, однако, не означает, что государственные границы при необходимости не могут изменяться "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности".

Проблема международно-правового оформления границ стоит и перед государствами – участниками СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран – участниц СНГ государственным и границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Существует много спорных участков, что требует деликатного урегулирования.

Россия активно сотрудничает с государствами – участниками СНГ но вопросам охраны государственных границ. Так, государства – участники СНГ заключили соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран – участниц СНГ 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним военного перемирия. В качестве примера можно привести демаркационные линии на Ближнем Востоке (1949 г.), в Корее (1953 г., по 38-й параллели, существует до сих пор) и во Вьетнаме (1954 г.).

В упомянутых трех случаях ни одна из сторон не рассматривала эти линии в качестве государственной границы, а признавала их лишь в качестве временной линии размежевания вооруженных сил сторон конфликта, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов.

В Родосских соглашениях 1949 г., заключенных Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией с Израилем, говорится: "Демаркационная линия перемирия ни в коем случае не должна рассматриваться как политическая или территориальная граница и устанавливается безотносительно к правам, притязаниям и позициям обеих сторон в том, что касается окончательного урегулирования палестинского вопроса" (п. 2 ст. 5). Аналогично в параграфе 6 Заключительной декларации Женевского совещания по Индокитаю 1954 г. отмечается, что "военная демаркационная линия... не может быть истолкована как являющаяся в какой-либо мере политической или территориальной границей".

Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались в целях прекращения огня и создания условий для поисков мирных средств решения спорных вопросов. Обязанность воздерживаться от нарушения демаркационных линий не должна наносить ущерба позициям сторон, заинтересованных в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

  • См., например: Пушкин С. М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право – International Law, 2010. № 3 (43). С. 21–32; № 4 (44). С. 11-17.