Правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Смотреть что такое "Права человека" в других словарях Непосредственное действие основных прав и свобод означает

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: "Сущность, понятие и система прав и свобод человека и гражданина"

Москва - 2011

ВВЕДЕНИЕ

1. Права и свободы человека

2. Конституционные принципы

Проблема классификации основных прав и обязанностей

Классификация прав и свобод (личные, политические, социально-экономические)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Права и свободы человека - понятие, характеризующее правовой статус личности по отношению к государству, его возможности и притязания в различных сферах жизни .

Права и свободы человека - это такие права, которые принадлежат не только определенному кругу лиц, но и любому человеку. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Их признание, соблюдение и защита - одна из основных обязанностей государства.

1. Права и свободы человека

Права и свободы человека :

-устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;

-упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав человека;

-очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и возможному произволу государственных структур;

-определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего перед личностью и обществом;

-обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормативную жизнедеятельность.

2. Конституционные принципы

Сущность прав и свобод человека во многом обусловлена конституционными принципами взаимоотношений между государством и личностью. Эти принципы представляют собой исходные начала, руководящие идеи, на которых строятся отношения между государством и личностью, отношения между людьми в российском обществе. Нельзя не признать справедливым утверждение о том, что в определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование . Исходя из них может ограничиваться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Таким образом, по этим принципам можно судить о правовом статусе личности в целом. К их числу относятся :

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

Зависимость полноты осуществления прав одними от добросовестного выполнения обязанностей другими;

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина;

равенство прав и свобод.

В основе принципа неотчуждаемости основных прав и свобод человека заложена известная идея естественно-правовой доктрины, согласно которой одни права и свободы существовали до государства и не зависели от его признания, другие же, напротив, провозглашались государством и поэтому не существовали до него. Первые считались правами человека, т. е. естественными, прирожденными и неотъемлемыми, а вторые - правами гражданина.

Как известно, понятие "неотчуждаемые естественные права" в прежних отечественных конституциях не применялось, поскольку считалось, что никаких заранее запрограммированных параметров для конституции не может быть . Все права и свободы объявлялись строго производными от существующего общественно-политического строя. Любая личность воспринималась лишь как гражданин, тесно связанный со своим государством. И только государство по своему усмотрению могло определять соответствующий статус человека.

В настоящее время принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека закреплен в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Он означает, что ни одно из провозглашенных в Конституции основных прав человека не может быть произвольно изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничений. Соответствующие права могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона. Конституция закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Кроме того, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56). Однако и в данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не предлежат ограничению многие права и свободы, предусмотренные Конституцией: ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24. 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 .

Следует заметить, что ограничения прав и свобод сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции Российской Федерации и ряде иных законодательных актов.

Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что любой человек в Российской Федерации не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства не имеют юридического значения. В случае нарушения основных прав и свобод человека они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены.

Анализируя принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека, нетрудно заметить, что законодатель в рассматриваемом смысловом выражении использует два сходных термина: "права" и "свободы". Большинство государствоведов считают, что различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно, так как оба они определяются через правовую возможность. И то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как личности, гражданина государства или лица, не являющегося его гражданином .

Вместе с тем понятие "право" в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, "услуги" со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур (право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т. п.).

Понятие "свобода", как правило, связано с характеристикой таких правомочий личности, которые определяют сферу ее самостоятельности, защиты от вмешательства во внутренний мир (свобода вероисповедания, совести и т. д.) .

Принцип зависимости полноты осуществления прав одними от добросовестного выполнения своих обязанностей другими находит свое отражение в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей. Отсюда вытекает необходимость строго правомерного использования своих прав каждым человеком вне зависимости от его государственной принадлежности . Иными словами, обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.

Эти конституционные положения полностью соответствуют международным документам о правах человека. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закреплено, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Рассматриваемый принцип имеет важное значение для обеспечения как нормальной жизнедеятельности общества, так и отдельно взятого человека. Именно права и свободы человека и гражданина призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы этой свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку беспредельную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов .

Одним из важнейших принципов является принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что конституционные права и свободы являются основой для соответствующих правовых предписаний любого уровня. Действие данного принципа тесно взаимосвязано с положением ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о прямом действии Конституции на всей территории страны: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" . Исходя из этого, любой гражданин, а также лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, может ссылаться на Конституцию, руководствоваться ею, если находит несоответствие с ней норм текущего законодательства .

Однако принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них все же нуждаются в конкретизации в текущем законодательстве, а также в разработке соответствующих процедур и правил, регулирующих их реализацию. Конституция в ряде случаев сама прямо предусматривает необходимость принятия соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов . Например, в специальных законах должен определяться порядок приобретения российского гражданства, порядок въезда и выезда в страну и т. д. Но в любом случае неизменно требование о том, что при конкретизации определенного конституционного права смысл и содержание закона должны быть неукоснительно и однозначно обусловлены содержанием этого права. Причем существующий перечень прав и свобод, равно как и правомочий, вытекающих из конкретного конституционного права, может быть расширен, но не сокращен. В этой связи имеет важное значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Принцип равенства прав и свобод, безусловно, составляет один из коренных устоев конституционно-правового статуса личности в любой из форм ее проявления. В ст. 19 Конституции Российской Федерации закреплено :

все равны перед законом и судом;

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

Таким образом, действующая Конституция выделяет три основных аспекта проявления равноправия: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. Все эти конституционные установления основаны на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и международных пактов 1966 г. (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

Общеизвестно, что зафиксированные в Конституции права и свободы обычно называют конституционными, или основными . Однако ими не исчерпываются все права и свободы личности, поскольку согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" . Таким образом, существующие конституционные нормы являются исходными, базисными и предопределяют содержание иных правовых норм, касающихся прав и обязанностей личности.

Заслуживают поддержки доводы тех авторов, которые считают, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято, в частности, относить :

значимость этих прав и свобод для человека и общества;

изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни производными;

принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину либо каждому гражданину;

всеобщность основных прав, свобод и обязанностей (их равенство и единство для всех без исключения - для каждого человека или для каждого гражданина):

основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

действие основных прав и свобод на всей территории государства.

3. Проблема классификации основных прав и обязанностей

право свобода конституционный гражданский

Основные права и обязанности хотя и имеют общие характеризующие признаки и сходную форму юридического закрепления, тем не менее весьма разнообразны по своему содержанию. В юридической литературе проблеме классификации основных прав и обязанностей уделялось большое внимание. Предложены различные модели классификации основных прав и свобод человека. Однако до сих пор не найдена такая классификация, которая в полной мере удовлетворяла бы всех исследователей данного института .

В действительности любая классификация основных прав и свобод представляет собой закономерное следствие широкого теоретического анализа всего спектра конституционных норм, определяющих в своей совокупности практически все стороны общественной жизни человека . Развитие конституционного статуса гражданина ведет к расширению основных прав, свобод и обязанностей. Кроме того, четко выраженной тенденцией является дальнейшее обогащение конституционного статуса гражданина практически по всем направлениям. Отсюда - увеличивающееся количество групп основных прав и свобод, растущая детализация классификаций. При этом, как правильно замечает Л. Д. Воеводин, "любая претендующая на научную значимость классификация должна, по крайней мере, отвечать следующим критериям :

а) единство и однородность, взятые за исходный пункт для систематизации и классификации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

б) чтобы каждая группа включала однородные по содержанию права (свободы), чтобы объединялись они независимо от места нахождения в Конституции;

в) чтобы классификация соответствовала логике истории возникновения и развития, а не была простой схемой - деление ради деления" .

Так, в зависимости от субъекта права подразделяют права человека и права гражданина. Права человека считаются определяющими, отправными, так как адресуются всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором проживают или нет. Конституция Российской Федерации, закрепляя права человека, употребляет такие выражения, как "каждый", "каждому", "все", "никто не может быть лишен". Кроме того, права человека имеются в виду и тогда, когда в Конституции применяется обезличенная обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять" .

Очевидно, что использование таких выражений в статьях Конституции подчеркивает признание этих прав за любым человеком, находящимся на территории Российской Федерации, независимо от того, является ли он российским гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к данному государству. Там, где речь идет о правах гражданина, статьи Конституции начинаются со слов "граждане Российской Федерации имеют право". Отсюда следует, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, находясь на территории нашей страны, этими правами не пользуются или же реализуют их в особом порядке.

По характеру осуществления права можно разделить на две самостоятельные группы : первую составляют те из них, которые реализуются в конкретных правоотношениях (право на отдых, социальное обеспечение, объединение; вторую образуют права, реализуемые вне правоотношений, и лишь их нарушение может породить конкретные правоотношения (сюда относится неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на жизнь, право на охрану достоинства личности).

По форме осуществления они разделяются на права, реализуемые в коллективе (право на объединение, собрания, митинги и демонстрации), и права, исполняемые в индивидуальном порядке (свобода мысли и слова, право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

По характеру обеспечения основные права можно разграничить на права, для осуществления которых со стороны государства требуется предоставлять в распоряжение человека и гражданина определенные материальные и духовные блага (право на социальное обеспечение, отдых, на образование), и нрава, для реализации которых достаточно поддержания общественного порядка и соблюдения законности (неприкосновенность жилища, частной жизни, личная и семейная тайны). Различают права и свободы, прямо сформулированные в Конституции РФ (закрепленные в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина"), и права и свободы, вытекающие из других ее положений (закрепленные в иных ее главах) .

В основу классификации основных прав и свобод могут быть положены важнейшие области жизни и деятельности человека, в которых наиболее полно проявляются его социальные качества. Руководствуясь этими критериями, выделяют права и свободы :

)осуществляемые в сфере личной жизни и индивидуальной свободы человека;

)осуществляемые в публично-правовой (или публично-политической) сфере;

)осуществляемые в сфере социально-экономической жизни;

)права, необходимые для защиты других прав и свобод личности.

Учитывая современные правовые реалии, наиболее целесообразна классификация основных прав и свобод по их социальному назначению, т. е. выбор в качестве квалификационного признака содержания прав и свобод. Известно, что этот критерий довольно широко используется в доктрине международного права и в различных международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д.). Таким образом, основные права и свободы человека можно разделить :

-на личные (гражданские);

-политические;

-социально-экономические (социальные, экономические, культурные).

Личные (гражданские) права и свободы человека включают право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова; право на выбор гражданства .

Личные права и свободы традиционно понимаются, как некая свобода человека принимать решения независимо от государства. Именно они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства .

Политические права и свободы включают право на объединения, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право равного доступа к государственной службе, право на обращение, как индивидуально, так и коллективно, в государственные органы и органы местного самоуправления .

В юридической литературе политические права, как и права личные, часто называют негативными в том смысле, что государство здесь в отличие от обеспечения социально-экономических прав не обязано предпринимать каких-либо положительных действий для их обеспечения, а должно воздерживаться от посягательства на политические права и свободы. Это свобода человека от государства, права человека на невмешательство государства. Между тем признается, что политические права в отличие от личных прав нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его активное включение в жизнь страны, управление ее делами .

Права и обязанности, объединенные в эту группу, являются основой многих иных прав и свобод, так как их реализация составляет необходимую материальную основу жизни общества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" .

Социально-экономические (социальные, экономические, культурные) права и свободы охватывают свободу экономической деятельности; право частной собственности; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на безопасный труд; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже минимального размера оплаты труда; право на отдых; право на защиту от безработицы; право на защиту материнства, детства и семьи, а также права и обязанности родителей и детей в отношении друг друга; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры .

Давая общую характеристику социально-экономических прав и обязанностей, следует отметить, что они адресованы каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Однако форма реализации ряда этих прав и обязанностей напрямую зависит от наличия или отсутствия у лица российского гражданства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы, следует отметить, что предложенная классификация позволяет достаточно четко структурировать основные права и свободы человека. Нельзя не признать, что отдельные права не всегда однозначно могут быть отнесены к той или иной группе прав. Например, свобода слова вполне обоснованно может считаться как личным, так и политическим правом. А право частной собственности содержит характеристики не только социально-экономического, но и личного права, обеспечивающего равные стартовые возможности человека, охраняющего и защищающего сферу частных отношений.

В настоящее время вряд ли актуален вопрос о приоритете той или иной группы прав, поскольку для любого человека (гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства) одинаково важны и необходимы все виды прав. К тому же не подлежит сомнению, что вся система основных прав и свобод тесно взаимосвязана и находится в органическом единстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 256 с.

Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 2007. - 241 с.

Глушкова С.И. Права человека в России: Учебн. пособие. - М., 2005. - 168 с.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М., 1993. - 169 с.

Мутагиров Д.З. Права и свободы человека. Учебное пособие. - М., 2009. - 302 с.

Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 304 с.

Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 1999. - 324 с.

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 2000. - 410 с.

Похожие работы на - Сущность, понятие и система прав и свобод человека и гражданина

Введение

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1) личные права;

2) политические права;

3) социально-экономические права;

4) права по защите других прав.

В данном реферате мы подробнее рассмотрим 4 пункт, т.е. права по защите других прав.

Эти права занимают особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИЕ ПРАВ И СВОБОД

Права по защите других прав и свобод – сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя. Эти права включают в себя:

    судебная защита прав и свобод;

    право на компетентное правосудие;

    право на получение квалифицированной юридической помощи;

    презумпция невиновности;

    право на гуманизм правосудия;

    право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона;

    право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам” .

2 ВИДЫ ПРАВ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИХ ПРАВ И СВОБОД

      Судебная защита прав и свобод

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека прямо закрепляет в ст.8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Нельзя сказать, что право на судебную защиту – это право данное, октроированное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности».

2.2 Право на компетентное правосудие

В РФ существуют следующие принципы правосудия:

    Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

    Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается".

    Принципы независимости судей

Судьи имеют льготы, не могут заниматься коммерческой деятельностью, они и их близкие должны быть ограждены от воздействий третьих лиц.

    Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

    Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

    Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы.

    Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

    Принцип состязательности сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Заседатели могут быть двух видов: арбитражные заседатели и присяжные заседатели.

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

    Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

    Принцип презумпции невиновности

Подсудимый считается невиновным, пока не доказано обратное. Действует в уголовном и административном процессах (статья 49 Конституции).

    Принципы законности и компетенции суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

    правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;

    правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);

    правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

    Принцип обязательности судебных решений

2.3 Право на получение квалифицированной юридической помощи

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом особо оговаривается, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".

Данные конституционные положения имеют универсальное значение и распространяются на все случаи, в которых человек нуждается в правовой помощи, независимо от его юридического статуса или сферы судопроизводства.

2.4 Презумпция невиновности

Один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит: "Человек не виновен, пока не доказано обратное". Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

2.5 Право на гуманизм правосудия

Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), – это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Этот принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ и в других нормативно-правовых актах.

2.6 Право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.

2.7 Право на применение действующего закона

Это понятие включает в себя отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены основные права по защите других прав и свобод граждан, но нужно принимать во внимание, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга.

Список литературы

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

    Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета - 10 декабря 1998 г.

    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=28577

    http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/18227/18285/

    http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1188737#_edn21

    http://kalinovsky-k.narod.ru/b/ufa20042/davletov.htm

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)

Кафедра конституционного права

РЕФЕРАТ

на тему: Основные права по защите других прав и свобод граждан.

Выполнил:

студент группы 755 __________________________ Д. А. Лукашов

Проверил:

старший преподаватель __________________________ Т. Ю. Ныркова

Благовещенск 2010

Введение 3

    Общая информация по защите других прав и свобод 4

    Виды прав по защите других прав и свобод 5

2.1 Судебная защита прав и свобод 5

права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод ...
  • Права и свободы человека и гражданина (10)

    Реферат >> Государство и право

    ... права . Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод , ... других граждан ; - от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан ...

  • В статье 18 Конституции Российской Федерации говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Адекватное истолкование данного конституционного положения невозможно без учета следующей фразы, содержащейся в той же статье Основного Закона. Права и свободы сами по себе не могут действовать или не действовать; действуют или не действуют правовые нормы, в которых эти права и свободы закреплены.

    Непосредственное действие прав и свобод означает, что они непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие. Как сказано в названной статье Конституции Российской Федерации, "они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

    В этой конституционной формуле представляется необходимым обратить внимание по крайней мере на следующие обстоятельства. Прежде всего на то, что в ней программируется развитие законодательства. Гражданские и политические права, как известно, определяют сферу индивидуальной автономии и политической активности, и законодатель, "связанный" нормой статьи 18 Конституции, не может издавать законы, которые могли бы сузить эту сферу. Эти права и свободы есть своеобразная узда для законодателя. Что касается социальных, экономических и культурных прав, то в них содержится обширная социальная программа, реализация которой осуществляется различными способами – принятием актов законодательства или мерами по обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемыми Правительством Российской Федерации.

    В рассматриваемой конституционной формуле содержится один из основных критериев деятельности в присущих им формах органов государственной власти, включая судебные, а также органов местного самоуправления.

    И, наконец, надо подчеркнуть, что главной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие . Права и свободы человека и гражданина "обеспечиваются правосудием" – конституционным, гражданским, административным и уголовным. Это означает, что конституционные права и свободы не следует рассматривать упрощенно: как элементы правоспособности. Это субъективные права и свободы, они подлежат судебной защите, как и права и свободы, предусмотренные отраслевым законодательством. Судебная защита конституционных прав и свобод не требует в качестве непременного предварительного условия их отраслевой трансформации, то есть их восприятия отраслевым законодательством, закрепления в Гражданском или Уголовном кодексах, Кодексе законов о труде и т.д. Суд, как и другие органы государственной власти и их должностные лица, обязан защищать права человека и гражданина независимо от того, конкретизированы нормы Конституции в отраслевом законодательстве или нет.

    При этом следует иметь в виду, что организационные особенности осуществления правосудия в Российской Федерации, наличие конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в рамках которых действуют различные органы судебной власти, обусловливают особенности судебного применения Конституции в качестве акта прямого действия. Главный вопрос, на который нужно найти ответ, заключается в следующем: как быть в том случае, если суд общей юрисдикции или арбитражный суд придут к выводу, что закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, противоречит Конституции?

    В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" от 16 февраля 1995 года в связи с данной проблемой предлагалось следующее решение: "Любой суд, в отличие от всех иных государственных органов, не сразу воспринимает закон как безусловный приказ, а сначала оценивает его с точки зрения соответствия Конституции. Нередко противоречие закона Конституции обнаруживается при рассмотрении конкретного дела. В этом случае у суда общей юрисдикции есть право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле"1. Аналогичную позицию, как представляется, во многом определяемую Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл. XIII), занимает и сам Конституционный Суд2.

    Возможна, однако, и другая позиция: суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут "отложить" в сторону закон, противоречащий, по их мнению, Конституции, и вынести решение, основываясь непосредственно на конституционной норме. Однако в этом случае, как представляется, речь должна идти уже не о праве, а об обязанности обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона. Такой ответ на поставленный выше вопрос более соответствует логике части 1 статьи 15, статьи 18 и части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, раскрывающих некоторые аспекты применения ее норм, и именно этот ответ, думается, был дан Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 в октябре 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

    Нормы Конституции Российской Федерации действуют непосредственно во всех случаях правомерного, не противоречащего конституционным установлениям поведения граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, государства как особого учреждения. Иными словами, нормы Конституции действуют непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

    Непосредственное действие конституционных норм имеет важное значение при коллизиях в праве. Возможны коллизии между Конституцией и законом. Они разрешаются в соответствии с постановлением о высшей юридической силе Конституции. Если возникают коллизии между законами, то в этом случае действует тот закон, который соответствует федеральной Конституции не только по букве, но и по духу.

    Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение. в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов . В-третьих, создание специальных институтов , например, уполномоченного по правам человека.Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

    Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции. Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.



    Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.

    Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

    – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, маовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.



    Не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии и т.д.

    70. Понятие и структура правоотношений

    Под правоотношением понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участки которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

    Правоотношения имеют сложное строение (структуру) . Под структурой правоотношений понимают совокупность ее внутренних элементов и способ связи между ними на основании распределения между участниками данных отношений субъективных прав, обязанностей и ответственности по поводу определенного социального блага или обеспечения законных интересов.

    Итак, термин "структура" содержит элементный состав правоотношений и правовой связи между ними.

    В состав правоотношений входят следующие элементы :

    1) Субъекты – это физические (люди) и юридические (организации) лица, а также социальные общности и группы, участвующие в правоотношении обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности. К основным видам субъектов правоотношений относятся физические лица, юридические лица, социальные общности (группы);

    2) Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. В качестве последних могут выступать: вещи, имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги, деньги, документы, произведения литературы, произведения искусства, научные достижения, изобретения, услуги, жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, и иные блага, имеющие материальную и нематериальную ценность;

    3) Юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).

    Субъективное право – мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.

    Юридическая обязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.

    71. Монистический и плюралистический взгляд на объекты правоотношений. Классификация объектов

    Выделяют две основные теории объекта правоотношения: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения) и плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).

    Согласно монистической теории объектом правоотношения является поведение обязанного лица или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует. Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют его понятие. Так, одни под объектом правоотношения понимают тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами. Другие считают объектами правоотношений те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.

    Плюралистическая теория разделяет объекты правоотношений и относит к ним:

    Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

    Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. (в уголовно-правовых отношениях, а также в процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношениях);

    Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

    Ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

    Поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т.д.


    Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, к примеру, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

    Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

    Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В корне субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

    В праве на собственные положительные действия, к примеру, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

    В праве требования от обязанного лица определœенного поведения, определœенных действий, вытекающих из его обязанностей, к примеру, провести капитальный ремонт определœенного помещения; возвратить долг;

    В правопритязании, ᴛ.ᴇ. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определœенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

    Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

    Юридические обязанности подразделяют на два вида:

    Пассивная обязанность предполагает воздержание от определœенных действий, поступков;

    Активная обязанность - предполагает совершение определœенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

    Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

    Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, ᴛ.ᴇ. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


    73. Юридические факты: понятие и виды

    Юридические факты – это предусмотренные нормами права конкретные жизненные обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

    Существуют различные способы классификации юридических фактов. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов:

    По волевым критерием:

    · Юридические действия - это обстоятельства, связанные с волевой поведением субъекта правоотношений и характеризуются как внешнее проявление его воли и сознания. Могут быть правомерными (такими, которые соответствуют требованиям норм права – например, заключение договора) или неправомерными (которые не отвечают требованиям норм права – например, совершение правонарушения).

    · Юридические события - это обстоятельства или явления, возникновение, действие и прекращение которых не зависит от воли субъектов правоотношений, но с наступлением которых наступают определенные правовые последствия. Различают стихийные (природные), антропогенные (человеческие) и техногенные события. Указанные события никаких юридических обязательств не вызывают, а лишь служат основаниями для них;

    По юридическим последствиям:

    · правообразующие, то есть такие факты, обусловливающие возникновение правоотношений (например, при достижении определенного возраста субъект имеет право принимать участие в выборах депутатов)

    · правоизменяющие, то есть такие факты, которые обусловливают изменение правоотношений (например, при переводе работника на другую работу меняется круг его прав и обязанностей);

    · правопрекращающие, то есть такие факты, которые обусловливают прекращение правоотношений (например, при отмене государственной регистрации прекращается существование юридического лица);

    По составу:

    · простые (которые состоят из одной жизненной события или действия субъекта права, которого достаточно для наступления юридических последствий (например, написание заявления о предоставлении ежегодного отпуска));

    · сложные (которые составляют определенную совокупность отдельных простых юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (например, пенсионные правоотношения могут возникнуть лишь при наличии таких фактов, как достижение определенного возраста, трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии)).

    По продолжительности действия:

    · одноразовые, то есть такие факты, которые состоят из одноразового акта их обнаружения (например, покупка билета, дающего право на проезд в транспорте);

    · продолжающиеся, то есть такие факты, которые состоят из непрерывных юридических действий или юридического состояния (например, пребывание в браке, пребывания на службе в органах внутренних дел).

    Юридические факты играют важную роль в правовой системе, они сочетают нормы права с реальными общественными отношениями. С их помощью жизненные обстоятельства приобретают юридическое значение и таким образом влияют на общественные процессы и явления.

    Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, а также призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

    Конституция Российской Федерации в ст. 2 рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности:

    "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

    Таким образом, Основной закон выражает общепризнанное понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного правового государства, его обязанностью.

    Помимо самого определения, существует также такое объемное понятие, как правовой статус личности, который включает в себя совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы, в состав которых входит также комплекс личных (гражданских) прав и свобод.

    Необходимо также отметить, что личные права и свободы, являясь первоосновой гражданского общества, способствуют укреплению демократии в государстве, именно поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции как Основном законе, но и защищаются им как необходимое условие его существования и поддержания гражданского - правового строя.

    Исходя из выше изложенного, можно понять, что гражданские права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.

    Такая трактовка обусловлена рядом признаков, определяющих содержание категории личных прав и свобод:

    • 1) нормы, содержащие личные права и свободы адресованы максимально широкому кругу субъектов и соответственно закрепляются абсолютно за каждым человеком и гражданином.
    • 2) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, а значит, признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми людьми без исключения.
    • 3) единственным основанием возникновения личных прав и свобод является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Реализация этого комплекса прав не связана с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому человеку как субъекту права.
    • 4) личные (гражданские) права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, в форме постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.
    • 5) наконец, личные права и свободы имеют особую юридическую форму закрепления, а именно - фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.

    Исходя из этого, второй вариант понятия личных (гражданских) прав и свобод можно сформулировать следующим образом:

    Личные права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в силу его гражданства) и защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

    При этом необходимо заострить внимание на том факте, что эти права и свободы являются, по сути, правами и свобод ами каждого человека, а значит, не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, однако, вытекают из него.

    Также следует подчеркнуть, что эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, ибо такие права и свободы необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности

    Личные права и свободы человека - это еще и общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение и поддержание которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса.

    В широком понятии, характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения.

    Реализация личных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.

    В заключение главы, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить следующее:

    • 1) Под личными правами и свободами можно понимать неотъемлемый комплекс прав и свобод человека и гражданина, приобретаемый сразу после рождения и утрачиваемый после смерти, играющий основополагающую роль в формировании правового статуса человека и необходимый для поддержания демократического строя государства. Комплекс личных (гражданских) прав и свобод охраняется государством в особом порядке и зафиксирован в Конституции Российской Федерации.
    • 2) Личные права и свободы играют первостепенную роль в государстве, оказывая прямое воздействие на личность гражданина. Другими словами, каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, "естественные" права и свободы, свойственные социальной природе человека, необходимые для человеческого существования, которые могут быть утрачены только после его смерти.