Статья 1 всеобщей декларации прав человека гласит. В.Н.Третьяков. Комментарии и добавления ко Всеобщей Декларации Прав Человека. Вопросы для самопроверки

Всеобщая декларация прав человека.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Для того чтобы лучше понять смысл этой статьи, предлагаются определения некоторых основных слов, встречающихся в этой статье.

Свобода – это возможность делать все что угодно на основе собственного осознания и в соответствии с общественными нормами и правилами.

Равенство – это положение людей в обществе, дающее им одинаковые гражданские и политические права.

Достоинство – это самоуважение человека, основанное на осознании своих высоких личностных качеств.

Право – это охраняемая законами государства, возможность делать что-либо.

Наделёны – получили в своё распоряжение, в собственность.

Разум – это умственный механизм человека, обладающий способностями воспринимать и оценивать окружающую действительность, делать расчеты и принимать решения в соответствии с индивидуальными свойствами личности.

Совесть – это чувство личной ответственности за свое поведение, соизмеряемое в соответствии с внутренними этическими нормами личности.

Братство – это чувство дружеского единения людей, основанное на внутренней потребности человека к оказанию помощи себе подобным.

Это сладкое слово – СВОБОДА!

Для многих людей, оказавшихся в неволе, обретение свободы вновь, становится смыслом их жизни.

Если посмотреть на свободу с точки зрения «возможность делать все что угодно», то другой стороной этой возможности является ответственность за содеянное.

В любом государстве, наверное, самыми большими возможностями обладает глава правительства этого государства.

Более подробно этот вопрос рассматривается в статье – .

Равенство.

Это интересный вопрос!

Всеобщая декларация прав человека Статья 1 – здесь дается привязка слова «равенство» к таким понятиям как «достоинство» и «права» человека. Такое смысловое значение не может трактоваться вольно, а имеет достаточно четкую определённость.

Нужно понимать, что способности людей различны, и равенство в правах вовсе не означает того, что человек с низким уровнем интеллекта может претендовать на должность руководителя правительства государства.

Братство.

Помогать другим – это естественное стремление человека.

Современная история знает достаточно много примеров того, как человек, рискуя своей жизнью, спасал других, порой совершенно ему не знакомых людей. И он делал это, руководствуясь внутренним стремлением – помочь человеку!

Разве это не достаточно показательные примеры дружеского единения людей?

Нормы, обозначенные в Статье1 Декларации, ещё не сделали, в полной мере, людей свободными и равными в правах своих, так как существуют еще те, кто ставят перед собой цели поработить людей во всем мире.

Но, эти нормы дают людям основания для требований, от власть предержащих, своих прав и свобод.

За права человека нужно бороться!

Бесплатная книга

из серии «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

В этой книге есть полный текст Всеобщей декларации прав человека.

Заберите бесплатную электронную книгу, в формате pdf

«ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Бесплатная книга

из серии «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

В этой книге есть полный текст Всеобщей декларации прав человека, и комментарии к каждой статье Декларации.

В комментариях даются определения слов, терминов и понятий.

На последних страницах книги есть глоссарий, в котором собрано более 150 определений слов и понятий, встречающихся в текстах этой книги.

Эта книга была создана для того, чтобы помочь самым разным людям лучше понять смысл Всеобщей декларации прав человека и узнать о том, какие ПРАВА ЧЕЛОВЕКА есть у каждого человека.

Забрать книгу «Что такое права человека? УЗНАЙТЕ ЗДЕСЬ!»

можно кликнув по кнопке:

Узнать больше о книге

«Что такое права человека? УЗНАЙТЕ ЗДЕСЬ!»

можно кликнув по кнопке:

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  • Какие документы адресованы всему человечеству?
  • Почему Декларация - всеобщий образец возможностей?
  • В чем смысл свободы от вмешательства в частную жизнь, свободы для личной деятельности, свободы от унижения человеческого достоинства?

Проблема прав человека всегда волновала людей. И волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости.

Общечеловеческие правовые документы . Поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Существует большой пакет таких общечеловеческих документов - их перечисление заняло бы несколько страниц.

Главными среди них являются документы, получившие название Международной хартии прав-человека. Сюда входят: Всеобщая Декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических правах и международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (поясним: слово «декларация» в переводе с латыни означает «заявление, провозглашение»; «хартия» - важный документ, грамота, петиция, послание; «пакт» - договор). Еще одна группа договоров - международные соглашения о защите прав человека в периоды вооруженных конфликтов, так называемое Международное гуманитарное право: о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях и другие документы

Наиболее важным, можно сказать основополагающим, среди этих документов является Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей, (общим собранием) Организации Объединенные Наций - 10 декабря 1948 г. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно иметь в виду эту Декларацию, стремиться к ее выполнению - так было решено на той исторической Ассамблее.

Идеал современного права . Изучить Всеобщую декларацию прав человека можно только непосредственно по тексту, поэтому расскажем лишь о некоторых ее положениях.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Таким образом, в центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы. Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой, без всякого исключения, личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. статьи 1 и 2).

Знакомясь далее с содержанием Декларации, вы поймете, что этот небольшой по объему документ (всего 30 коротких статей и краткое вступление) фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Соответственно разным сторонам жизнедеятельности человека выделяют (условно, конечно) определенные разновидности прав и свобод: гражданские, культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже говорили, каждый человек, все народы и все государства. Например, прочитав статью 15, вы поймете, что у вас, как и у каждого другого человека, есть право на гражданство и что никто не может лишить вас этого права или права изменить свое гражданство. Вместе с тем эта статья означает, что каждое государство должно принять соответствующие законы, где были бы закреплены все положения статьи 15. Только при таком условии человеку откроется возможность на практике осуществить свое право гражданства.

Классификация, т. е. разновидности, прав, о которой мы рассказали, широко известна в науке, хотя и не является единственной.

Права человека - мера его свободы . Ученые предлагают, например, все права условно разделить на три группы.

В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом «ограждающие»: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создает правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Поэтому ученые отмечают, что суть и предназначение этой группы прав состоят в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.

Вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно не нарушая законов. Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.

И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную (общественную) защищенность: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно еще определить так: они выражают свободу человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни: от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.

Напоминаем, что всякая классификация прав человека условна. Мы познакомили вас с нею только для того, чтобы вам легче было разобраться в содержании Декларации. Вместе с тем специально подчеркнем, что права и свободы абсолютно едины и неделимы - так сказано в специальных постановлениях ООН. Нельзя считать, что какие-то права более «важные», а какие-то менее «важные». Великое историческое значение Декларации в том и состоит, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом (см. статью 29).

Это очень важное заявление, без которого Декларация потеряла бы смысл, не была бы правовым документом, ибо пропала бы необходимая связь между правами и обязанностями человека. Эта связь давно открыта человечеством. Нужно твердо уяснить: если вы имеете естественные, неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделен такими же правами. Поэтому каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии с требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (см. статью 29). Следовательно, мы несем ответственность за свободу другого человека.

А в заключение отметим, что Всеобщая декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Многие идеи Декларации нашли отражение в конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции России. В нашей стране в настоящее время активно идет процесс создания новых законов. Все эти документы должны ориентироваться на идеи Декларации.

    Основные понятия

  • Право, права человека.

    Термины

  • Декларация.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите общечеловеческие правовые документы, которые вам известны. Объясните, в чем их значение.
  2. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Декларация, какие высшие ценности утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
  3. Почему Всеобщую декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права?
  4. Что составляет главную мысль Декларации?
  5. Какие известные вам правовые документы могли послужить основой для разработки Декларации?

    Охарактеризуйте три группы прав человека. Докажите, что в основе этой классификации прав лежит мера свободы человека.

Задания

  1. Утверждают, что человек ответственный - это и есть человек свободный. Объясните почему.
  2. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Предлагаем вам, исходя из этого текста, обосновать известную мысль о том, что Декларация базируется на началах нравственности.
  3. Из Всеобщей декларации прав человека:

    Статья 21
    Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.

    Статья 24
    Каждый человек имеет право на отдых и досуг...

    Статья 17
    Каждый человек имеет право владеть имуществом...

    Опираясь на приведенную в учебнике условную классификацию прав человека (три группы), укажите, к какой группе относится право, названное в каждой из статей.

  4. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают ее идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комментарии и добавления ко
Всеобщей Декларации Прав Человека

Предложены д-ром В.Н.Третьяковым (Беларусь)
исходя из нового измерения прав человека

1. "Все люди рождаются свободными и равными в своем
достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в духе братства" .
-- Увы, ст. 1 Декларации нуждается в корректировке. Согласно учению гуманитарной этики, совесть, как и разум, не дается от рождения, она является продуктом деятельности ума и вырабатывается самим человеком в процессе его жизни.
Что же касается призыва " поступать в отношении друг друга в духе братства" , то он приобретает особое значение, поскольку только коллективному, даже глобальному уму, объединенному в духе братства, т.е. взаимно заинтересованного ОБЩЕНИЯ В сотрудничестве, под силу справиться со многими цивилизационными угрозами, главная из которых, возможно, угроза самоуничтожения. Более широкая панорама мышления дала бы новые, ранее не известные возможности для этого. Кроме того, ум, мыслящий панорамно, имеет больше шансов "обзавестись" совестью.

2.
"Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами , провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия."
-- Далее следующие ст. 18 и 26 дополнены так, как если бы образование с приоритетом обучения панорамному мышлению стало бы уже действующим.

3. "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность."
-- Распространение панорамного мышления (ПМ) среди людей должно иметь неизбежным эффектом ослабление конфронтаций в мире, приводя в результате к более обеспеченному праву на жизнь и на личную безопасность. Когда же у человека меньше проблем с личной безопасностью, расширяется диапазон его свободы действий.

4. "Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах."
-- Рабство может быть и в сфере ментальности, крайним выражением которого, по-видимому, являются зомби. В этой сфере ситуация с "эффективностью" ст. 4 с появлением панорамно мыслящих улучшится, поскольку умная, панорамно мыслящая личность будет устойчива от любых попыток ментального порабощения, предпринимаемых политиками, отдельными манипуляторами, сектантами или шаманами. Более того, такая личность сможет к тому же объяснить окружающим, как ей это удается.

6. "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности."
-- Человек, овладевший ПМ, получил бы и б о льшую способность понимать свои права и отстаивать перед законом свои права и права других.

8. "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом."

-- Располагая усовершенствованным инструментом мысли, человек становится как бы "юридически одаренным, и потому способным "помочь" ст. 8 быть не только продекларированной.

18. "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов."
-- Предлагаемое дополнение к ст. 18: "Здесь право понимается в широком смысле -- как право иметь реальную свободу мысли, совести и религии, которая только и возможна, когда каждый в полной мере имеет возможность использовать ресурс образовательной системы, чтобы освободить свой ум от его эволюционной "отягощенности".

19. "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их ; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ."

-- Свобода убеждений, будучи объявленной, актуализирует проблему выработки этих убеждений -- чтобы было что свободно выражать. Обученным панорамно мыслить с этой проблемой гораздо проще справиться, поскольку их инструмент мысли настроен на размышления, на генерацию идей и постижение нового.

22. "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства."
-- Эта статья Декларации получила бы очень большой резонанс, поскольку люди, освободившиеся от оков "пещерности" в своем мышлении своими инновациями способствовали бы продвижению в экономической, социальной и культурной сферах жизни. Если принять цитируемую оценку: численный рост распространения высшего образования в обществе всего на 1% приводит к росту ВВП на 5--6%, то повышение качественного уровня образования, несомненно, дало бы эффект, исчисляемый десятками процентов.

23. (1) "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы ..."
-- Люди с широкой панорамой мышления получили бы благодаря этой статье Декларации еще и право на неоднократный свободный выбор работы, поскольку их кругозор и способности давал бы им возможности проявить себя в разнообразных делах.

4. "Каждый человек имеет право на отдых и досуг..."
-- В обществе людей, где панорамное мышление распространено, право, декларируемое этой статьей, должно получить чрезвычайно богатую реализацию, поскольку отдых и досуг, сочетаясь с активно используемыми, приобретеными творческими способностями, станут особенно привлекательными. К тому же панорамно мыслящие откроют в процессе своего отдыха и досуга совершенно новые пласты юмора, воспарив над наивным (с их точки зрения) "юмором одного шага", каким в основном мы еще пользуемся.

26.
(1) "Каждый человек имеет право на образование."
-- Если будет использовано образование с использованием педагогики наивысшей эффективности, то люди, освоившие панорамное мышление, получат более широкие возможности воспользоваться ими в интересной, интеллектуально насыщенной, творческой жизни.
(2) "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам . Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира."
-- Более широкая панорама мышления предоставляет людям понять себя, свою суть, что является необходимым для лучшего развития человеческой личности, разработки принципов собственной жизни, понимания ее целей и путей их достижения. Что же касается взаимопонимания, терпимости и дружбы, то это особенно блико будет людям с ПМ -- ведь у широких панорам больше область взаимопересечения, что всегда упрощает взаимопонимание. Это значит, что люди, обученные мыслить панорамно, будут способствовать большему продвижению и лучшему соблюдению статей ООНовской Декларации, вобравшей в себя принципы гуманистической этики.

27. (1) "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами."
-- До сих пор это право было правом для меньшинства . Овладевая ПМ, все больше и больше людей смогут не только " наслаждаться искусством" и пользоваться благами научного прогресса, но и стать активными субъектами культурной жизни, включая науку, изобретательство, инженерное дело, дизайн, и т.д.

29.
(1) "Каждый человек имеет обязанности перед обществом , в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности."
-- Такие "обязанности перед обществом" были бы для тех, кто овладел ПМ, не просто обязанностями, но увлекательнейшим делом, позволяющим им к тому же более, чем другим, быть полезными для общества благодаря своим проектам, инициативам, интеллектуальным продуктам, и т.д.

Общий вывод: НОВОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА, БУДУЧИ ДЕКЛАРИРОВАННЫМ, ВВЕДЕННЫМ И ОБЕСПЕЧЕННЫМ, ПРЕОБРАЗОВАЛО БЫ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАСШИРИЛО БЫ АРЕАЛ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛО БЫ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ.

Всеобщая декларация прав человека - один из основополагающих документов международного права. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека.

Применимость и ратификация: Применим в силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ. В своих решениях Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно ссылались на этот документ, признавая его высшую юридическую силу и прямое действие. Ратифицирован
Российской Федерацией 5 мая
1998 г.


Юридический статус: Документ является рекомендованным, однако признаётся имеющим прямое действие на территории всех стран-членов ООН, в том числе и России.


Применимость и ратификация: Применим в силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ. В своих решениях Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно ссылались на этот документ, признавая его высшую юридическую силу и прямое действие. Ратифицирован

Выдержки

Статья 2


Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения .


Указанные в настоящей декларации права имеет каждый человек, вне зависимости от чего-либо.

Статья 3

Жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность .

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию .


Что понимается под пытками достаточно полно (но не исчерпывающе) определено в Стамбульском протоколе. Декларация закрепляет право каждого ни при каких условиях не подвергаться такому обращению. В соответствии со Статьёй 30, деятельность организаций, частных или государственных, осуществляющих подобное обращение, также запрещена.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом .

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства , на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства , при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты .

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву . Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию . Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 16

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства .

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.



Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении , богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций .

Статья 21

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства ; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи , и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 26

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личност и и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества , наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами .

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы , изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены .

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.


2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.


Этот пункт запрещает деятельность, в том числе, и государственных структур, если их действия приводят к нарушению прав и свобод, изложенных в настоящей декларации, включая: право на жизнь и медицинскую помощь, право не подвергаться пыткам, право на справедливый и независимый суд и иные.