Предложения по оптимизации работы командира мотострелковой роты по руководству боевой подготовкой и проведением боевого слаживания. Обязанности должностных лиц воинской части, отвечающих за обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и граждан

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая подготовка



Целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания (слаживания) подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для ведения боевых действий и выполнения задач в соответствии с предназначением, формирования у военнослужащих высоких боевых и морально-психологических качеств. Б.п. является основным видом повседневной деятельности соединений и воинских частей. Занятия по боевой подготовке проводится как в мирное, так и в военное время. Целью Б.п. является достижение и поддержание боевой выучки личного состава, его физической готовности, слаженности расчётов экипажей, подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) на уровне, обеспечивающем надёжное и своевременное выполнение задач по подготовке и ведению боевых действий в соответствии с их предназначением в любых условиях обстановки.

Б.п. в РВСН организуется и проводится со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала согласно требованиям законов, регламентирующих военную службу, положений военной доктрины РФ, уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командующего РВСН, Наставления по боевой подготовке РВСН, Программ и Курсов боевой подготовки.

Б.п. включает в себя: идивидуальную подготовку военнослужащих и гражданского персонала; подготовку и слаживание (боевое слаживание) подразделений (формирований), воинских частей и соединений; подготовку и слаживание органов управления (штабов).

В ходе Б.п. проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, отработка нормативов по предметам Б.п., определённым Наставлением по Б.п. РВСН, в ходе которых военнослужащие изучают и отрабатывают приёмы и правила действий в бою; назначение, устройство, порядок эксплуатации и боевого применения вооружения и военной техники; положения общевоинских уставов, а подразделения (формирования), воинские части и соединения отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач (задач по предназначению).

Индивидуальная подготовка военнослужащих включает в себя обучение по оперативно-тактической (ОТП), тактической (тактико-специальной) подготовке (ТСП), специальной подготовке (СП), технической подготовке (ТехП), методической подготовке (для офицеров, прапорщиков и сержантов), вождению боевых машин (ВБМ) и предметам общевойсковой подготовки: огневой, строевой, физической, инженерной, топографической, автомобильной, военно-медицинской, радиационной, химической и биологической защиты, общевоинских уставов, основ обеспечения защиты государственной тайны, обеспечению безопасности военной службы, обеспечению пожарной безопасности (для офицеров и прапорщиков), противопожарной обстановке (для солдат и сержантов) и общественно-государственной подготовке.

Индивидуальная подготовка гражданского персонала включает в себя обучение по специальной и общественно-государственной подготовке; для гражданского персонала, несущего боевое дежурство или выполняющего специальные обязанности в составе формирований и команд по боевому расчёту части, кроме того, по тактико-специальной подготовке; для стрелков ВОХР – по стрелковой подготовке и по вопросам службы охраны.

Подготовка и слаживание подразделений (формирований), воинских частей и соединений, органов управления (штабов), как правило, проводится в ходе занятий по ОТП,ТСП и СП.

Все занятия в ходе индивидуальной подготовки военнослужащих и гражданского персонала планируются и проводятся в интересах ОТП и СП и служат для выработки, поддержания и совершенствования у них знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальных обязанностей по боевому расчёту в аоставе расчётов, смен, подразделений (формирований и команд), воинских частей, групп боевого управления (ГБУ), оперативных групп (ОГ) пунктов управления подразделений, воинских частей и соединений; обучения порядку выполнения мероприятий планов перевода с мирного на военное время, планов боевых действий (планов применения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам военнослужащих по предметам обучения, темы, содержание занятий и время на их изучение определяются Организационно-методическими указаниями по оперативной, мобилизационной, боевой подготовке и боевому дежурству РВСН, Программами боевой подготовки, разрабатываемыми для каждой категории обучаемых, подразделений (формирований) и воинских частей.

Руководство Б.п. командиры (начальники) всех степеней осуществляют лично и через штабы и службы. Командование РВСН, объединений (полигона) организуют Б.п. в подчинённых объединениях (соединениях, полигоне) и несут ответственность за уровень их обученности и слаженности. Командиры соединений, воинских частей и подразделений являются непосредственными руководителями Б.п. и несут персональную ответственность за уровень Б.п. подчинённых органов управления (штабов), воинских частей и подразделений.

Лит.: Концепция боевой подготовки ВС РФ, Приказ МО РФ № 71, 2001; Блинов В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Методика боевой подготовки. Учебное пособие. - М.: ВА РВСН, 1998; Белогуров В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Организация боевой подготовки. Тексты лекций. - М.: ВА РВСН, 2004.

Щербович В.М.

Четкая организация на корабле невозможна без детального распре­деления обязанностей и ответственности между должностными лицами. Гл. 4 Корабельного устава ВМФ СССР определяет подчиненность, ответ­ственность и обязанности командиров и начальников всех степеней, их заместителей и помощников, а также мичманов, старшин и матросов, проходящих службу на кораблях (в частях).

Основными обязанностями всех должностных лиц являются:

Поддержание установленной боевой готовности подразделения и корабля в целом, к ведению боевых действий;

Организация боевой и политической подготовки, воспитания лич­ного состава;

Сохранение здоровья военнослужащих; ,

Личная подготовка к исполнению должностных обязанностей.

Конкретные обязанности должностных лиц подробно изложены в

ст. 87-240 Корабельного устава ВМФ СССР.

При выполнении служебных обязанностей на корабле личный состав должен руководствоваться, кроме того, общевоинскими уставами ВС СССР, правилами службы по специальности, руководствами и наставления­ми по уходу, сбережению и эксплуатации оружия и технических средств и г.д. От знания и четкого выполнения всеми должностными лицами обя­занностей, изложенных в указанных документах, зависят боеспособность и боеготовность корабля.


ГЛАВА 2. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Общие положения

В целях подготовки кораблей и их соединений к успешному выпол­нению боевых задач и для поддержания их в постоянной высокой боевой готовности на них организуется и проводится боевая и политическая под­готовка.

Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии со специальными курсами, правилами, методиками и программами.

Боевая подготовка - это комплекс учебных и воспитательных ме­роприятий, основа всей деятельности личного состава по подготовке ко­рабля к выполнению боевых задач и поддержанию его в постоянной бое­вой готовности.

Она проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, на ходу корабля и при стоянке его на якоре (на бочке, швартовах), в условиях, максимально приближенных к боевым.

Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с исполь­зованием учебной базы.

Личный состав на каждом выходе корабля в море должен обучаться действиям по применению оружия и использованию технических средств в условиях борьбы за живучесть корабля и защиты от ОМП. Особое вни­мание должно быть уделено отработке действий личного состава в усло­виях противодействия противника, ограниченной видимости, при пла­вании в штормовых условиях, во льдах, в узкостях, районах интенсив­ного судоходства, при совместном маневрировании, выходе корабельной техники из строя и др.

При этом подготовленность личного состава должна быть доведена до совершенства и автоматизма, что позволит ему действовать в бою быст­ро, безошибочно, смело, решительно, инициативно. Обучение проводится дифференцированно, с учетом занимаемых должностей и уровня подго­товленности.

Основными задачами боевой подготовки являются:

Отработка организации службы на корабле в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС СССР, Корабельного устава, наставлений, курсов, правил и т.п.;

Изучение оружия и технических средств, способов их боевого ис­пользования; ,

Изучение и отработка тактических приемов использования оружия одиночным кораблем при решении свойственных ему боевых задач;отработка управления одиночными кораблями при их совместных действиях в сложных условиях;

Отработка тактического взаимодействия кораблей друг с другом при совместных действиях, а также при взаимодействии с другими вида­ми ВС СССР;

Отработка приемов борьбы за живучесть корабля, приемов защиты от ОМП;

Изучение морского театра военных действий применительно к так­тике использования одиночного корабля и соединений кораблей;

Изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

Выработка у личного состава корабля морской выучки, физичес­кой выносливости, строевой выправки и практических навыков в при­менении стрелкового оружия.

По уровню боевой подготовки корабли делятся на корабли первой и второй линии.

Корабли, отработавшие организацию службы, плавание одиночного корабля и организацию применения оружия и использования технических средств, вводятся во вторую линию. Корабли второй линии, отработав­шие установленные задачи и выполнившие соответствующие боевые уп­ражнения, переводятся в первую линию.

Главное в организации и методике проведения боевой подготовки - это практическая направленность подготовки личного состава, т.е. осво­ение ими своей специальности, приобретение навыков по обслуживанию и боевому применению оружия и использованию технических средств в бою, при борьбе за живучесть корабля.

Боевая подготовка, неразрывно связанная со всей политико-воспи­тательной работой на корабле, служит не только целям подготовки вы­сококлассных специалистов, но и воспитывает у них чувство беспредель­ной преданности нашей Родине. О высоких моральных и физических ка­чествах советских моряков, их умелых действиях по использованию боет вой техники в сложных условиях в период Великой Отечественной войны говорит следующий пример.

В одном из боевых походов 3 сентября 1943 г. ПЛ Л-20 подорвалась на мине и, получив пробоину в корпусе, легла на грунт на глубине 100 мет­ров. Экипаж с большим мужеством боролся за живучесть корабля;. Од­нако оставшегося запаса сжатого воздуха в корабельной системе было недостаточно для продувания главного балласта и всплытия лодкц. Тогда по приказанию командира БЧ-2, 3 капитан-лейтенанта Шапоренко матро­сы, ныряя в затопленном отсеке, присоединили шланги к запасным тор­педам и перепустили сжатый воздух торпед в корабельную систему. Две­надцать часов продолжалась борьба личного состава за живучесть ПЛ. В результате был продут балласт, лодка всплыла и благополучно вернулась В базу.

2.2. Виды и формы боевой подготовки

Виды боевой подготовки. Для того чтобы корабль мог успешно решать свойственные ему задачи, необходимо, чтобы его личный состав-изучил и практически освоил тактику ведения современного морс­кого боя в различных условиях обстановки, т.е. получил необходимую тактическую подготовку;

1) изучил устройство и практически освоил применение оружия и использование технических средств, т.е. прошел соответствующую спе­циальную подготовку;

2) был подготовлен к применению средств защиты от ОМП, умел оказывать помощь раненым и пораженным, умел использовать личное оружие и легководолазное снаряжение, был физически сильным, выносли­вым, имел отличную строевую выправку и умел вести борьбу за живу­честь своего боевого поста и корабля в целом, т.е, получил общую подготовку.

Исходя из этого боевая подготовка личного состава корабля включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка является главным видом боевой подготовки и предусматривает подготовку корабля к ведению морского боя, Она определяет цели и задачи специальной и общей подготовки. Важнейший ее элемент - тактическая подготовка офицерского состава кораблей и штабов.

Виды боевой подготовки представлены на рис. 5.

Формы боевой подготовки. Согласно ст. 41 Корабельного устава ВМФ СССР основными формами подготовки всех категорий личного состава корабля являются занятия, тренировки и боевые учения, а для офицерско­го состава, кроме того, самостоятельная подготовка, групповые упраж­нения и тактические летучки (рис. 6).

Занятия проводятся для изучения и практического освоения мате­риальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.

Теоретические вопросы на занятиях следует изучать только в таком объеме, который облегчает освоение оружия и техники, способствует повышению практических навыков и ремонтной подготовки личного состава.

Тренировки проводятся, систематически на всех этапах боевой под­готовки корабля. Они имеют целью привить практические навыки лич­ному составу в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и бое­вому применению оружия, использованию технических средств и в борь­бе за живучесть, т.е. отработку, действий одиночного обучаемого путем многократного повторения этих действий.

Боевые учения являются формой подготовки БП, подразделений,

БЧ, Сл, КП и корабля в целом к применению, использованию и обслужи­ванию оружия и технических средств, а также к борьбе за сохранение их боеспособности.

Боевые учения проводятся в течение всего года, но после того как личный состав приобрел на тренировках навыки по обслуживанию и при­менению оружия и использованию технических средств. Сущность любого боевого учения заключается в создании игровой ситуации, т.е.. условны


боевых эпизодов, событий, в процессе которых обучаемые принимают^ решения согласно своим обязанностям по специальности или должности -11 в соответствии со сложившейся обстановкой.

В зависимости от масштабов проведения боевые учения подразде- ч ляются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.

Одиночные боевые учения проводятся на отдельных БП Щ и КП под руководством командиров КП и БП. Они предназначены для Щ подготовки БП и КП к обслуживанию и боевому применению оружия 1 и использованию технических средств в различных условиях боевой об- Чщ становки. Одиночные боевые учения позволяют привить старшинам и г мичманам навыки управления подчиненными, проверить их подготовлен- ность. На этих учениях отрабатываются действия личного состава БПиКП, . организация использования оружия и технических средств, в том числе " в условиях повреждения,^ материальной части, потери части личного соста- ^ ва, заражения радиоактивными, бактериальными", отравляющими вещест- Jjfc вамиит.п. V

Частные боевые учения проводятся в группах, (башнях, ‘Щ батареях) под руководством командиров. На этих учениях отрабатыва- ются взаимодействие ♦БП, (организация применения"оружия и использо- | вания технических средств, а также прививаются навыки старшинам, мичманам и офицерам в управлении подчиненными, проверяется уро* ;| вень их подготовленности.

Отсечные боевые учения проводятся в отсеках ПЛ под |

Руководством командира отсека для отработки взаимодействия личного Q , состава по борьбе за живучесть корабля.

Общие боевые учения проводятся в дивизионах, БЧ (Сл) |

Под руководством командиров (начальников) подразделений. ,

Корабельные боевые учения проводятся при участии всего личного состава корабля под руководством командира корабля | или старшего помощника командира корабля.

Основным назначением общих и корабельных боевых учений явля* ")< ется отработка взаимодействия БП и КП, организации применения ору- ^ жия и использования технических средств; привитие навыков старшинам, Ч - мичманам и офицерам в управлении подчиненными; проверка уровня подготовленности личного состава корабля.

В зависимости от целей проведения боевые учения могут быть подготовительными, тренировочными, зачетными, контрольными и показными.

Подготовительны е боевые учения -имеют целью вы­работать у обучаемых точные и правильные действия и навыки. На этих \ учениях предварительно разъясняются и показываются участникам по­следовательность и правильность действий и. приемов. Общие и корабель­ные подготовительные боевые учения проводятся в целях выработки пра- Ч вильных действий всего экипажа при отработке взаимодействия внутри БЧ (Сл) и между ними, а также для отработки отдельных элементов так­тических задач.

Тренировочные боевые учения проводятся в целях отработки у личного состава практических навыков, доведения их до автоматизма и поддержания на должном уровне Тренировочные боевые учения наиболее характерны для одиночных, частных и отсечных учений, на них определяются достигнутые нормативы.

Зачетные боевые учения организуются для проверки знаний и уровня отработки Практических навыков у личного состава, Ими должна завершиться отработка каждой задачи курса боевой под­

Контрольные боевые уч е н и я служат для проверки под­готовленности личного состава старшими командирами (начальниками).

Они могут быть внезапными или с предварительным предупреждением. ||

Показные боевые у* 1 ч. е н и я имеют целью показать офице­рам, мичманам, старшинам методику проведения учений, Они должны быть тщательно подготовлены и проводиться с хорошо обученным лич­ным составом.

Для приближения условий проведения учений к боевым необходимо прибегать к различным видам имитации (пожары, взрывы, повреждения, пробоины и др.) лишь в том случае, если личный состав освоил свои заве­дования и обучен практическим действиям по борьбе за живучесть."

При использовании средств имитации надлежит принимать меры,) исключающие возможность фактических аварий, повреждений и несчаст­ных случаев.

4 Запрещается имитировать в отсеках подводных лодок взрывы, пожа­ры с разведением огня и пробоины с поступлением забортной воды. Все эти мероприятия отрабатываются на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах.

Во время боевых учений, чтобы отличите фактические случаи от ус­ловных, распоряжение, донесение и извещение предваряются словом ’’фак­тически”.

Высшей формой корабельного боевого учения является корабельное боевое упражнение, проводимое с фактическим примене­нием оружия в комплексе с подготовкой к защите от ОМП и к борьбе за живучесть при решении кораблем конкретной тактической задачи.

В зависимости от целей проведения корабельные боевые упражнения могут быть:

|В) подготовительными, проводимыми под руководством командира корабля в" целях проверки подготовленности БЧ и корабля в целом к выполнению зачетных боевых упражнений;

2) зачетными, проводимыми под руководством командира соеди­нения или его заместителей в целях оценки подготовленности корабля к решений свойственных ему задач;

3) контрольными, организуемыми по приказанию вышестоящих ко­мандиров (начальников) или инспектирующих (проверяющих) лиц в целях проверки боеготовности корабля и соответствия уровня его под­готовленности требованиям курса боевой подготовки;, .

3) состязательными, назначаемыми в целях определения наиболее^ подготовленных кораблей и стимулирования повышения качества боевой подготовки.

В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях кроме боевых учений проводятся опытные и специальные учения.


2.3. Боевая подготовка матросов, старшин, мичманов и офицеров

Основные усилия по боевой подготовке личного состава кораблей должны быть направлены на то, чтобы его обученность полнее соответствовала возможному характеру боевых действий в современных усло­виях. При организации боевой подготовки особое внимание уделяется приобретению практического опыта по управлению оружием и техникой в дальних морских и океанских походах, поддержанию корабля в посто­янной готовности, 1 изучению боевых возможностей кораблей вероятного противника.

В Корабельном уставе ВМФ СССР боевая подготовка матросов, стар­шин и мичманов в силу различия целей и форм ее проведения рассматри­вается отдельно от боевой подготовки офицеров.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов. Под ней пони­мается выработка у личного состава необходимых качеств -для успеш­ного исполнения повседневных обязанностей в ходе службы на корабле и обязанностей в бою в соответствии со штатными должностями и обя­занностями по боевым расписаниям. Подготовка матросов, старшин и мичманов имеет целью:

1) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;

2) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;

3) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;

4) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, БГ1 и корабля в целом;

5) дать знания боевых свойств и поражающих факторов ОМП, выра­ботать практические навыки защиты от него:

* 6) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и приме­

нении личного оружия в бою;

7) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;

8) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обуче­ния подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов включает специ­альную и общую подготовку.

Специальная подготовка направлена на детальное изу­чение оружия и технических средств своего заведования. При проведении этого вида подготовки особое внимание обращается на отработку навы­ков по фактическому применению оружия и использованию технических средств. В процессе специальной подготовки личный состав отрабатывает нормативные показатели и взаимозаменяемость по специальности; при­обретает навыки по борьбе за живучесть оружия и технических средств

Общая подготовка включает изучение устройства корабля, потготовку, защите от ОМП, к борьбе за живучесть корабля, морскую, легководолазную, медицинскую, строевую и физическую, а также огневую подготовку из стрелкового оружия. Подготовка матросов, старшин и мичманов включает:

1) занятия по специальности;

2) тренировки по специальности и на БП; v

3) одиночные, частные и отсечные боевые учения;

4) занятия и тренировки по общей подготовке.

Занятия по специальности проводятся под руководством наиболее подготовленных командиров и начальников непосредственно у оружия и технических средств на корабле или в учебных кабинетах по группам; в группах матросов занятия проводят командиры отделений и старшины команд в масштабе команды, группы или БЧ, в группах старшин и мичма­нов с учетом специальности - офицеры в масштабе групп, дивизионов, БЧ.

Перечень тем занятий по специальности разрабатывается команди­ром БЧ (Сл) на месяц или на период отработки специальной задачи.

Тренировки по специальности проводятся под руководством коман­диров отделений и старшин команд - командиров БП и КП - для отра­ботки действий матросов и старшин по их штатной должности.

К тренировкам приступают после получения личным составом теоре­тических знаний на занятиях по специальности и первоначальных навы­ков на учебной технике. Они проводятся систематически в течение всего учебного года для отработки, поддержания и совершенствования практи­ческих навыков личного состава в выполнении своих обязанностей и нор­мативов по обслуживанию, боевому применению оружия и использованию технических средств при борьбе за живучесть.. Тренировки проводятся днем и ночью в обстановке, приближенной к боевой, на тихой воде и при качке, при получении кораблем повреждений и выходе из строя матери­альной части и при убыли части личного состава, в условиях заражения корабля. При этом на НК не менее одной трети тренировок должны про­водиться в средствах индивидуальной защиты.

Занятия и тренировки по общей подготовке в зависимости от содер­жания проводятся командирами подразделений или специалистами сое­динения. Темы занятий изложены в Правилах общей подготовки. При проведении общей подготовки изучаются общевоинские уставы ВС СССР, Корабельный устав ВМФ, ОМП и др„ а на тренировках и учениях отраба­тывается уставная организация службы на кораблях. Время на проведе­ние занятий по общей подготовке планируется на одинаковых основани­ях с другими видами подготовки.

Для изучения организации Службы, устройства корабля, средств борь­бы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначен­ным на корабль, предоставляется один месяц, после чего проверяются знания и практические навыки для допуска их к самостоятельному ис­полнению своих обязанностей, который объявляется приказом командира корабля.

Ежегодно от всего личного состава принимается зачет до знанию ор­ганизации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и уставов,

Контроль за организацией проведения всех видов боевой подготовки осуществляется командирами кораблей, их помощниками, командирами подразделений и лицами дежурной службы. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования специальных знаний и навы­ков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квали­фикация специалистов третьего, второго и первого класса, а офицерам мичманам, кроме того, - мастера.

Важным условием повышения уровня боевой подготовки личного состава является всемерное развитие социалистического соревнования. Военнослужащие, показавшие отличные успехи в боевой и политической подготовке, приказом командира корабля (соединения) могут быть объяв­лены отличниками боевой и политической подготовки, награждены знаком ’’Отличник Военно-Морского Флота”, занесены в Книгу почета корабля.

Боевая подготовка офицеров. Растущее техническое оснащение кораб­лей предъявляет повышенные требования к подготовке морских офицеров. Подготовка офицерского состава - это важнейшее звено боевой готовности кораблей. Она ставит перед офицерами следующие цели:

Совершенствование знаний по специальности;

Обучение их четкому выполнению своих обязанностей по занимае­мой должности.

Боевая подготовка офицерского состава включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка занимает ведущее место в сис­теме подготовки офицеров. Она дает возможность выработать единство оперативно-тактического мышления, способствует правильному пони­манию стоящих перед офицерами задач и направлена:

1) на выработку навыков в оценке обстановки, производстве такти­ческих расчетов, по боевому управлению, применению оружия и исполь­зованию технических средств корабля в различных условиях обстановки;

2) на выработку командных навыков, инициативы и самостоятель­ности в принятии решений по применению оружия и использованию тех­нических средств;"

3) на подготовку к совместным действиям в составе корабельных групп и к взаимодействию с разнородными силами;

4) на изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

5) на изучение театра военных действий в целях наибольшей эффек­тивности применения оружия и использования технических средств.

Тактическая подготовка офицерского состава корабля проводится под руководством командира корабля в строгом соответствии с постав­ленными кораблю задачами.

Специальная подготовка организуется и проводится в целях привития офицерам практических навыков в грамотной и без­аварийной эксплуатации техники, умелом применении оружия и исполь­зовании технических средств и в осуществлении мероприятий по борьбе за живучесть. Она направлена:

1) на изучение и практическое освоение оружия, технических средств своего заведования;на освоение способов применения оружия, использования техни- ческих средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;

2) на освоение средств и способов борьбы за живучесть заведуемого оружия и технических средств и привитие навыков в использовании их при частичной убыли личного состава, повреждениях, а также при сни­жении тактико-технических данных по различным причинам;

3) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.

Подготовка офицеров по специальности проводится специалистами

соединения и командирами БЧ корабля, а приобретение ими практичес­ких навыков регулярно осуществляется на тренировках по специальности, на КП корабля по применению оружия, систем управления и использо­ванию технических средств своего заведования, по выполнение долж­ностных обязанностей в бою, по борьбе за живучесть оружия и техничес­ких средств в различных условиях обстановки.

Общая подготовка офицеров проводится под руководством стар­шего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года. Она включает в себя те же вопросы, что и общая подготовка матросов, старшин и мичманов.

Основными формами боевой подготовки офицеров являются:

1) самостоятельная подготовка;

2) занятия (лекции, доклады, семинары и т,п.);

3) тренировки на КП, тренажерах, в специальных кабинетах;

4) групповые упражнения и тактические летучки;

5) общие и корабельные боевые учения.


2.4. Подготовка корабля.

Планирование и учет боевой подготовки

Подготовка корабля имеет целью боевое слаживание всего экипажа корабля и-подготовку его к выполнению свойственных кораблю боевых задач. Основной формой подготовки корабля в целом является кора­бельное боевое учение (КБУ). "

Каждое КБУ проводится в определенной тактической обстановке, соответствующей содержанию отрабатываемой задачи курса боевой под­готовки. При этом огневые задачи выполняются в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.

Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к дейст­виям в сложной обстановке, при этом должна соблюдаться последова­тельность в усложнении условий плавания и выполнения задач.

К проведению корабельных боевых учений следует приступать после того, как будут отработаны КП, БЧ и Сл корабля.

Темы этих учений определяются исходя из курсовых задач, отраба­тываемых кораблем, а темы и сроки общих боевых учений как подго­товительные мероприятия по подготовке корабля в целом выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений.

Планирование и учет боевой подготовки. Планирование боевой под­готовки - чрезвычайно ответственный, сложный и творческий процесс, требующий от офицеров глубоких теоретических знаний, практического опыта, знания руководящих документов. От качества планирования в прямой зависимости находятся последовательность проведения меропри­ятий боевой подготовки и ее уровень. В основу планирования боевой подготовки положен достигнутый фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля и сроки отработки курсо­вых задач, устанавливаемые командиром соединения. Планированием боевой подготовки руководит командир корабля.

Основными документами по" планированию и учету боевой подготовки на корабле являются журналы боевой подготовки (ЖБП). Их ведут старший помощник (помощник) командира корабля, а в БЧ (Сл) - командиры БЧ (начальники Сл).

Командир корабля обязан систематически контролировать ход боевой подготовки. Того же он должен требовать от заместителей, коман­диров БЧ и начальников Сл,

Основными способами личного контроля являются проверка знаний подчиненных, присутствие на занятиях, тренировках и учениях, анализ материалов учета и достигнутых качественных показателей боевой й политической подготовки.

повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;

проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;

создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

79. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.

При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

80. Командир (начальник) обязан обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части (подразделении):

направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов;

организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях, вооружения, военной техники и другого военного имущества в парках и на складах;

предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда;

устанавливать порядок посещения военнослужащих, выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, увольнения из расположения воинской части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков, пропускного режима и требовать его соблюдения;

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях (лагерях) и в других местах временного размещения воинской части (подразделения).

81. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:

в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;

руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

82. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание:

организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;

организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности;

обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;

знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющие права, свободы и обязанности военнослужащих и устанавливающие для них социальные гарантии и компенсации, обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию этих положений;

организовывать ежегодную диспансеризацию подчиненных военнослужащих и регулярное (не реже одного раза в квартал) санитарно-эпидемиологическое обследование военных объектов питания, проживания и бытового обслуживания, принимать другие меры по охране здоровья и медицинскому обеспечению военнослужащих;

заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;

организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;

принимать меры по целевому и рациональному использованию земельных участков, находящихся в пользовании воинской части.

83. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):

повышать свои военные, педагогические, правовые знания и совершенствовать методические навыки;

знать вооружение и военную технику, порядок их боевого применения (использования), технического обслуживания, ремонта, хранения и эвакуации;

знать нормативные правовые акты Российской Федерации в пределах установленного правового минимума, нормы международного гуманитарного права и действовать в строгом соответствии с ними, а также требовать от подчиненных их соблюдения;

вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности; учитывать в работе предложения подчиненных;

умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль за исполнением приказов;

всемерно укреплять единоначалие, развивать в себе целеустремленность, ответственность, предусмотрительность, принимать меры по сплочению воинского коллектива;

действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной взаимосвязи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, не преследующими политических целей, коллективами предприятий, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения); проводить собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них представителей общественности, членов семей военнослужащих;

организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);

систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по улучшению полученных результатов; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.

84. Командир (начальник) в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими обязан:

всесторонне изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных путем личного общения с ними, повседневно заниматься их воспитанием;

осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии;

руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы;

лично проводить беседы со своими подчиненными;

поощрять подчиненных за особые личные заслуги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения - своих подчиненных во время, свободное от несения ими боевого дежурства (боевой службы), исполнения ими обязанностей в суточном наряде и занятий.

85. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:

определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;

поощрять военнослужащих, добившихся наилучших творческих результатов.

86. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

87. В случае временного убытия командир (начальник) для исполнения своих обязанностей оставляет заместителя. Если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).

88. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).

Вновь назначенного командира воинской части (подразделения) представляет личному составу воинской части (подразделения) старший командир (начальник).

89. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их обращений (предложений, заявлений или жалоб), последующего их изучения и принятия по ним решений (приложение N 6).

90. Срок приема и сдачи дел и должности командира полка и командира отдельного батальона (кораблей 1, 2 и 3 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителя командира полка по вооружению и заместителя командира полка по тылу - не более 20 дней, командира батальона и командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) - не более 5 дней, начальников служб - не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником).

Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

91. Командир воинской части производит прием и сдачу дел и должности лично в присутствии представителя старшего командира (начальника).

Для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты.

В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, воинской дисциплины, безопасности военной службы; морально-психологическое состояние личного состава.

В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество вооружения, военной техники и боеприпасов, числящихся по документам, и их фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения.

В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия личного состава; наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; состояние территории военного городка; наличие и правильность использования земельных участков; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического и другого военного имущества как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. К акту прилагаются документы на право пользования земельными участками.

Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).

92. Командир подразделения производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части.

О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества, состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

Основные направления деятельности командиров (началь­ников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчинен­ных заключаются:

В осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите;

В оказании помощи в восстановлении нарушенных прав;

В организации работы по разрешению жалоб и заявлений;

В обеспечении сбережения и правильного использования фи­нансовых и других материальных средств, их рачительного расходо­вания в интересах социальной защиты;

В организации правовой подготовки личного состава.

Командиры (начальники) несут личную ответственность за ма­териальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых во­просов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

В интересах обеспечения социальной защиты командир (на­чальник) обязан:

Своевременно истребовать и организовывать получение, хра­нение и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчинен­ным;

Обеспечивать полноту доведения до личного состава положен­ных денежного и других видов довольствия;

Организовывать экономное и целесообразное расходование материальных и денежных средств;

Постоянно заботиться об улучшении бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедли­вости и гласности.

Должностные лица органов военного управления обязаны:

Повышать свои правовые знания;

Твердо знать положения законов и других нормативных актов по вопросам социального обеспечения, прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Как пример обеспечения социальной защиты военнослужащих рассмотрим порядок деятельности командиров при оформлении стра­ховых документов.

Еще по теме Обязанности должностных лиц воинской части, отвечающих за обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и гражданского персонала:

  1. § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
  2. 3. Преступления, связанные с противодействием субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций

Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

методическая работа;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический .

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Разработал:

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев