Практическая работа "знакомство с лабораторным оборудованием". Знакомство с химической посудой Знакомство с химической посудой

Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами. В некоторых случаях стекло заменяют прозрачной пластмассой. Она не бьется, но такую посуду, в отличие от стеклянной, нельзя нагревать.

Химические реакции проводят в пробирках (рис. 12), плоскодонных (рис. 13) или конических (рис. 14) колбах.

Рис. 12. Штатив с пробирками
Рис. 13. Плоскодонные колбы

Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями (рис. 15). Нагревать можно только колбы, сделанные из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком - матовым прямоугольником.


Рис. 14. Конические колбы
Рис. 15. Держатель для пробирок

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы (рис. 16) и конические колбы, которые имеют специальную градуировку, позволяющую определить объем находящейся в них жидкости.

Рис. 16. Химические стаканы
Рис. 17. Круглодонная колба

Круглодонные колбы (рис. 17) нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках - штативах (рис. 18) - с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно проводить химические реакции для получения каких-либо веществ, например газообразных.

Рис. 18.
Штатив с кольцом, лапкой и зажимами

Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом - колбу Вюрца (рис. 19) или пробку с газоотводной трубкой.

Если образующиеся газообразные вещества нужно охладить, сконденсировать в жидкость, используют стеклянный холодильник (рис. 20). В его внутренней трубке, охлаждаемой холодной водой, которая течет по внешней трубке или рубашке холодильника в обратном направлении, образующиеся газы превращаются в жидкость.

Рис. 19. Колба Вюрца
Рис. 20. Стеклянные холодильники

Конусные воронки (рис. 21) служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, а также применяются в процессе фильтрования. Вы, наверное, знаете, что фильтрованием называют процесс отделения жидкости от частиц твердого вещества.

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например бензина и воды, служат делительные воронки (рис. 22). Нижний слой более тяжелой жидкости сливается через нижнюю трубку, снабженную краном, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Рис. 21. Конусные воронки
Рис. 22. Делительные воронки

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую миску, называется кристаллизатором (рис. 23). Благодаря его большой площади поверхности растворитель быстро испаряется из раствора, а растворенное вещество остается на стенках емкости в виде кристаллов. Кристаллизатор нельзя нагревать. Его стенки, кажущиеся прочными, не выдерживают нагревания и трескаются.

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Для этих целей используют мерную посуду: стаканы, мерные цилиндры (рис. 24).

Рис. 23. Кристаллизатор
Рис. 24. Мерные цилиндры

Помимо стеклянной в школьной химической лаборатории есть фарфоровая посуда. Ступку и пестик (рис. 25) используют для измельчения кристаллических веществ. Стеклянная посуда для этого не подходит, так как не выдерживает давления, создаваемого пестиком при растирании.

Фарфоровые чашки с гладкими и блестящими стенками (рис. 26) можно нагревать на открытом пламени и использовать для выпаривания растворов.


Рис. 25. Ступкас пестиком
Рис. 26. Фарфоровая чашка

Чтобы избежать ошибок и травм, каждый предмет в химической лаборатории нужно использовать строго по назначению и уметь с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры предусмотрены правилами техники безопасности.

Кабинет химии - необычный, и требования к работе в нем особенные. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя принимать пищу, поскольку многие вещества, которые в нем находятся, ядовиты.

Химический кабинет должен быть оснащен вытяжным шкафом (рис. 27). Многие вещества имеют резкий неприятный запах, их пары вредны для здоровья. С такими веществами работают в вытяжном шкафу.

При проведении особо опасных опытов используют защитные очки (рис. 28).

Рис. 27. Вытяжной шкаф в школьной лаборатории
Рис. 28. Защитные очки используют при выполнении особо опасных опытов

Некоторые химические вещества ядовиты, другие при попадании на кожу разъедают ее, многие легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках (рис. 29).

Запрещается брать вещества руками

Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами

Едкое вещество - кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки

Едкое вещество - щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки

Токсичное и физиологически опасное вещество

Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды

Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты

Определяя вещество по запаху, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу, не делая глубокого вдоха

Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия

Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком

Нагревайте сначала всю пробирку или стеклянную пластину, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество

Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая

Используйте для удерживания нагреваемых предметов (фарфоровой чашки, металлической, стеклянной и фарфоровой пластинок) тигельные щипцы

Используйте шпатель для твердых веществ

Рис. 29.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете порядка и правил проведения опыта. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол вещами, которые не потребуются для выполнения эксперимента.

Опыты проводят только в химической чистой посуде, а значит, по окончании работы ее нужно тщательно вымыть.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу (рис. 30).

Рис. 30.
Определение запаха веществ

Разумеется, никакие вещества пробовать на вкус нельзя!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нельзя собирать обратно в исходный сосуд, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, немедленно обратитесь к учителю или лаборанту.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Всем привет, это мой первый пост в научно-популярном жанре, поэтому я с удовольствием выслушаю вашу критику и учту все ошибки.

В лаборатории чаще всего используется стеклянная посуда: пробирки, колбы, воронки, стаканы, мерные цилиндры, чашки Петри. Ещё одна разновидность химической посуды - керамическая. Существует ещё пластиковая посуда, но её обсуждения я касаться не буду, так как она является безопасным аналогом стеклянной.

Стеклянная посуда:


Самой первой стеклянной посудой, которую новичок берёт в руки в лаборатории является пробирка. Пробирка представляет собой сосуд цилиндрической формы. Дно либо плоское, либо коническое. В ней можно смешивать, растворять, разбить её или сделать из нее ёлочную игрушку, но ей категоически нельзя отмерять объемы, так как на ней нет значка, который бы упоминал о классе точности.

Вот здесь он есть.

На этой мерной колбе объемом 50 мл указан 2 класс точности. Такой посудой можно измерять объемы.

Так как я начал разговор про мерные колбы его стоит продолжить.

  1. Мерные колбы

Мерные колбы очень полезная и незаменимая вещь в лаборатории, когда необходимо быстро получить раствор в 50 или 100 мл воды. При наличии под рукой такой колбы не нужно старательно отмерять мензурой по 10 мл пять раз подряд, потом сливать в стакан и растворять сухое вещество с помощью шпателя. С мерной колбой всё довольно просто: засыпаем сухое вещество, наливаем воду и закрываем пробкой. Растворяем, переворачивая колбу несколько раз. Раствор готов.

Кстати, мерная кобла имеет одну важную особенность - шлиф.

Шлиф это матовая область, в которую вставляется пробка. Вот ещё один пример наличия у химической посуды шлифа.

Эта колба, кстати, не является мерной, так как объем, который указан на ней является ориентировочный. Она коническая или как её ещё называют колба Эрленмейера.

  1. Мерные цилиндры

Продолжая разговор о мерной хической посуде стоит упомянуть и про мерные цилиндры (мензурки). С их помощью в лаборатории отмеряют необходимое количество жидкости. Такая посуда, как правило, имеет шкалу, значок класса точности и носик. Наличие у такой посуды носика уменьшает вероятность того, что при использовании вы прольёте часть жидкости.

  1. Химические стаканы

Ещё одним видом химической посуды, который имеет носик является химический стакан (лабораторный стакан). Стакан как и пробирка играет роль сосуда, в котором происходит приготовление растворов сложного состава. Также стакан используется для фильтрования и выпаривания. Наличие белого или желтого квадратиков на такой посуде говорит о том, что в ней можно нагревать растворы. Объём такой посуды может быть разнообразным, но он везде приблизителен.

  1. Чашка Петри

Чашку Петри изобрели во второй половине XIX века и назвали в честь бактериолога Юлиуса Рихарда Петри. Чашки Петри очень любят микробиологи, так как она прекрасно подходит для выращивания колоний микроорганизмов, но и химики взяли этот вид посуды себе в лабораторию.

Чаще всего в химической лаборатории чашки используются для выращивания кристаллов чего-либо. Это весьма удобно, потому что накрыв крышкой мы исключаем контакт с окружающей средой.

  1. Пестик и ступка

Перечислив несколько видов стеклянной посуды пришло время поговорить о керамической.

Здесь всё довольно просто. Ступка - ёмкость для измельчения, а пестик - иструмент, с помощью которого измельчают. Данный вид посуды незаменим в ситуации, когда из чего-то твёрдого необходимо получить однородный порошок. Например, измельчить таблетки гидроперита. В сыпучем виде пероксид мочевины быстрее прореагирует с чем-либо.

Пока это всё, что я хотел рассказать вам о химической посуде. Кое-что так и не вспомнил, что-то не упомянул, чего-то не дописал, поэтому могу продолжить свой рассказ в следующих публикациях.

Цель работы – изучить имеющуюся в лаборатории химическую посуду, освоить технику работы с ней.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть:

Химическая посуда делится на стеклянную и фарфоровую . Основными требованием, предъявляемым к стеклянной посуде , является ее химическая устойчивость. Химическая устойчивость – это свойство стекла противостоять разрушающему действию растворов щелочей, кислот и других веществ. Термическая устойчивость – способность посуды выдерживать резкие колебания температуры

Вся посуда по назначению делится на несколько групп:

Общего назначения (используется для выполнения нескольких химических операций): пробирки, стаканы, плоскодонные, конические и круглодонные колбы, колбы Вюрца (круглодонные с газоотводной трубкой), кристаллизаторы, воронки, часовые стекла, бюксы;

Мерная посуда: цилиндры, мензурки, пипетки Мора и градуированные пипетки, мерные колбы;

Посуда специального назначения: осушительные склянки (Тищенко, Вульфа, Дрекселя), аппарат Киппа, установка для фильтрования под вакуумом, которая состоит из колбы Бунзена, воронки Бюхнера, склянки-ловушки и водоструйного насоса;

Посуда из фарфора и других материалов: шпатели, ступки, выпарительные чашки, тигли.

Посуда общего назначения
Пробирки: а) химическая – для проведения химических реакций; б) мерная – для отмеривания объема жидкости
Воронки а) химическая– для переливания жидкости; б) капельная – для добавления определенного объема жидкости по каплям; в) делительная – для разделения несмешивающихся жидкостей;
Стакан – для осуществления разнообразных химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба круглая плоскодонная– для хранения растворов, осуществления химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба коническая -для титрования
Кристаллизатор – для охлаждения веществ
Колба круглодонная –входит в состав перегонных установок.
Эксикатор – для медленного высушивания и для сохранения веществ, легко поглощающих влагу. В качестве водопоглощающих средств (сорбента) применяют следующие вещества: сухой хлорид кальция, оксид алюминия, серную кислоту (концентрированную), силикагель.
Капельница – для добавления нескольких капель какого-либо реактива
Бюкс ­ -для хранения сухих веществ, высушивания их в сушильном шкафу, взвешивания
Мерная посуда
Цилиндр ­– для отмеривания объема жидкости
Колба мерная –для приготовления растворов с точной концентрацией (молярных или нормальных), а также для отмеривания точного объема жидкости.
Пипетки –для точного отмеривания определенного объема жидкости
Бюретки –для отмеривании точных объемов жидкости (например, при титровании)
Посуда из фарфора и других материалов
Ступка с пестиком – для измельчения сухих веществ
Фарфоровая чашка – для выпаривания
Проволочный треугольник с фарфоровыми трубками– приспособление для осуществления процессов выпаривания и прокаливания на открытом пламени.
Тигель – для прокаливания веществ в муфельной печи и озоления в открытом пламени.
Тигельные щипцы –для захватывания крышек тиглей.
Пинцет –для удерживания небольших предметов.

Получить у лаборанта химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Правила работы с пипеткой. Для наполнения нижний конец пипетки опускают в жидкость до дна сосуда. С помощью груши набирают жидкость, следя, чтобы кончик пипетки все время находился в жидкости. Жидкость набирают так, чтобы она поднялась на 2-3 см выше метки, затем быстро закрывают верхнее отверстие указательным пальцем, придерживая в то же время пипетку большим и средним пальцами. Затем ослабляют нажим указательного пальца, в резуль­тате чего жидкость медленно вытекает из пипетки; как только нижний мениск жидкости опустится до метки, палец снова прижи­мают. Если на конце пипетки остается капля, ее следует осторожно удалить. Введя пипетку в сосуд, в который нужно перенести жид­кость, отнимают указательный палец и дают жидкости стечь по стенке сосуда. После того как жидкость стечет, пи­петку держат еще несколько секунд прислоненной к стенке сосу­да, слегка поворачивая ее. Выдувать жидкость из пипетки не сле­дует, так как пипетка отградуирована с учетом оставшейся в ней капли.

Правила работы с бюреткой . Бюретку заполняют жидкостью через воронку, при этом должен быть запол­нен и стеклянный капилляр. Для выте­кания жидкости резиновую трубку оттягивают от бусины. Если в капилляре остается пузырек воздуха, резиновую трубку изгибают так, чтобы кончик капилля­ра был направлен вверх, и вытесняют жидкостью весь воздух. Перед началом работы уровень жидкости в бюретке должен быть установлен на нулевом делении. Для этого наливают жидкость в бюретку на 2-3 см выше нулевого деления, а затем снимают воронку и сливают избыток жидкости.

Уровень прозрачных растворов устанавливают по нижнему краю мениска, непрозрачных - по верхнему. При отсчете по бюретке глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости.

Фильтрование

Фильтрование - процесс механического разделения твердых и жидких компонентов смеси. Сущность фильтрования состоит в том, что жидкость с нахо­дящимися в ней частицами твердого вещества пропускают через фильтр, задерживающий твердую фазу. Наиболее распространенными являются бумажные фильтры. Когда целью фильтрования является выделение твердого осадка, фильтрование проводят через простой (гладкий) фильтр.

Простой фильтр готовят из квадратного куска фильтровальной бумаги, перегибая его дважды: сначала по одной, а затем по другой пунктирной линии. Образовавшийся малый квадрат обрезают ножницами по дуге с таким расчетом, чтобы готовый фильтр был на 3-4 мм меньше воронки. Приготовленный фильтр развертывают в конус и помещают его в воронку так, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Затем воронку помещают в кольцо штатива, подставляют под нее стакан, наливают в воронку немного дистиллированной воды и дают ей стечь

При фильтровании, не взмучивая осадка, сливают жидкость по стеклянной палочке на фильтр. В стакан с осадком вливают не­большое количество чистого растворителя, перемешивают с осадком и снова осторожно сливают жидкость по палочке на фильтр. Такая операция называется декантацией. После нескольких декантаций последнюю порцию растворителя перемешивают с осадком и сливают по палочке на фильтр. Когда вся жидкость стечет, промы­вают осадок на фильтре 2-3 раза чистым растворителем.

Если целью фильтрования является получение жидкости, освобожденной от механических примесей, то применяют складчатый фильтр. Для его изготовления простой фильтр раскрывают и складывают по радиусу то в одну, то в дру­гую сторону так, чтобы получилась гармоника, которую расправ­ляют и вставляют в воронку.

При фильтровании сливают взмученную жидкость вместе с осадком по стеклянной палочке на фильтр.

Мытье и сушка посуды

Посуда, употребляемая для опытов, должна быть чистой, ее моют водопроводной водой с помощью специальных щеток - ер­шиков, а затем несколько раз ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Если посуда очень загрязнена, к воде прибавляют немного соляной кислоты или моют ее «хромовой смесью» (смесь дихромата калия с концентрированной серной кислотой). Если необходимо быстро высушить посуду, ее помещают в сушильный шкаф. Мерную посуду моют тотчас же после употребления.

Контрольные вопросы и упражнения

1. Перечислить основные правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

2. Правила оформления лабораторного журнала.

3. Перечислить виды химической посуды.

4. Перечислить стеклянную мерную посуду.

5. Перечислить фарфоровую посуду и ее назначение.

6. Правила работы со спиртовкой.

7. Правила работы с пипеткой.

8. Правила работы с бюреткой.

9. Изготовление фильтра.

10. Мытье и сушка посуды.

Способ оценки результатов

Работа оценивается исходя из следующих критериев:

допуск (включает устный ответ студента по технике выполнения экспериментальной части);

выполнение (включает практическое выполнение экспериментальной работы и оформление результатов в лабораторном журнале);

защита (включает сдачу коллоквиума по теории и выполнение практических манипуляций с химической посудой по индивидуальному заданию преподавателя)

Лабораторная работа №2 Основные классы неорганических веществ

Целью работы является получение и исследование свойств наиболее распространенных соединений.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть: проработать теорию конспекта лекций по теме 2 раздела « важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ».

Список индивидуальных данных: получить у лаборанта реактивы и химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Опыт 1. Получение и свойства оксидов

1. Получение оксида магния. Серебристо-белый легкий металл магний при 500 .С вспыхивает и быстро сгорает ослепительно ярким пламенем. Горение сопровождается излучением света и выделением большого количества тепла. На сильном выделении света при горении магния основано его применение для изготовления осветительных ракет и в фотографии (магниевая вспышка). Образующийся оксид MgO (жженая магнезия) применяется в медицине как средство от изжоги, как сорбент и катализатор, он входит в состав огнеупорных изделий.

Взять щипцами небольшой кусочек стружки магния и поджечь его пламенем спиртовки. Горящий магний держать над фарфоровой чаш-кой. В чашку с образовавшимся оксидом магния добавить несколько миллилитров воды, размешать стеклянной палочкой и определить среду раствора индикатором фенолфталеином или универсальной индикаторной бумагой.

Уравнения реакций

2. Получение оксида хрома (III) разложением соли.

Темно-зеленый оксид хрома Cr 2 O 3 получают разложением гидроксида хрома (III) или хромосодержащих солей. Он применяется в качестве пигмента, катализатора, полирующего материала, вводится в стёкла для их окраски.

В фарфоровую чашку поместить небольшой горкой кристаллический дихромат аммония и ввести в центр горки горящую спичку. Наблюдать разложение соли, которое вначале идет медленно, а затем ускоряется. Схема реакции:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + H 2 O

Описать опыт и указать, какое природное явление он напоминает в уменьшенном масштабе. Переписать схему реакции, составить к ней электронные схемы окисления и восстановления, определить стехиометрические коэффициенты перед веществами и тип реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Получение оксида меди.

а) Тонкую медную пластинку зажать щипцами и внести в пламя спиртовки. Нагреть до почернения. Составить уравнение реакции.

б) Получить в пробирке голубой осадок гидроксида меди(П) Сu(ОН) 2 взаимодействием нескольких капель раствора CuSO 4 с раствором щелочи. Осторожно нагреть полученный осадок. Как изменяется цвет осадка? Составить уравнения реакций.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Получение СО 2 в аппарате Киппа. Оксид углерода (IV) – углекислый газ – содержится в небольшом количестве в атмосфере (0,03 %) и в растворенном виде в некоторых минеральных источниках. В технике его получают прокаливанием известняка по реакции:

CaCO 3 CaO + CO→T 2 ,

а в лабораториях – разложением мрамора соляной кислотой в аппарате Киппа по уравнению:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

Главным потребителем углекислого газа является пищевая промышленность: производство сахара, пива, газированной воды. Он применяется также в качестве хладоагента (сухой лед), для тушения пожаров и в качестве нагнетающего газа для перекачки легковоспламеняющихся жидкостей. В химической промышленности диоксид углерода используется при получении кальцинированной соды – карбоната натрия Na 2 CO 3 .

В течение примерно трех минут большую пробирку наполнять углекислым газом из аппарата Киппа, затем внести в неё 10–15 капель раствора NaOH, тотчас закрыть пробирку смоченным водой большим пальцем и встряхнуть, после чего пробирка свободно повисает на пальце. Углекислый газ взаимодействует со щелочью, в результате чего в пробирке образуется вакуум и внешнее давление прочно прижимает ее к пальцу. Эту реакцию применяют в промышленности для удаления СО 2 из газовых смесей.

Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому его можно «переливать», как воду. В течение примерно трех минут заполнять углекислым газом химический стакан емкостью 100 мл. Затем «перелить» газ во второй стакан и опустить в него горящую лучинку. Пламя гаснет, так как углекислый газ не поддерживает горения.

Написать уравнение реакции получения углекислого газа и его взаимодействия с NaOH. Сделать вывод о химической природе этого оксида.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 2. Свойства щелочей.

Гидроксиды-основания подразделяются на растворимые и нерастворимые. Растворимые основания – это гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов. Они называются щелочами.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого - на раствор щелочи. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Налить в стакан немного раствора щелочи, прибавив к раствору 2-3 капли фенолфталеина. Добавлять по каплям раствор кислоты (помешивая стеклянной палочкой) до исчезновения окраски индикатора. Составить уравнение реакции нейтрализации.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Получение и исследование свойств малорастворимых

Оснований

Большинство металлов, кроме щелочных и щелочно-земельных, образуют малорастворимые в воде основания. Они применяются как сорбенты, катализаторы, красители и как исходные вещества при получении солей, оксидов и других соединений.

а) Получить осадок гидроксида никеля(П) Ni(OH) 2 , прибавляя к 2-3 каплям раствора соли никеля(П) избыток раствора щелочи. Испытать действие кислоты на полученный осадок. Что наблюдается? Составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Поместить в пробирку 6-8 капель раствора соли свинца(П) Pb(N0 3) 2 или Рb(СН 3 СОО) 2 . Прибавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка. (После прибавления каждой капли щелочи пробирку встряхивать.) Отметить цвет осадка и написать уравнение реакции. Нагреть его в пламени горелки. Как изменяется цвет осадка? Записать наблюдения и составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Получение кислот.

Положить в пробирку немного кристаллов ацетата натрия CH 3 COONa и прибавить несколько капель H 2 SO 4 . Определить по запаху, какое вещество образовалось. Написать уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 5. Свойства кислот.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина - на разбавленный раствор любой кислоты. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) В четырех пробирках испытать действие разбавленного раствора серной или соляной кислоты на магний, железо, цинк и медь. При необходимости нагреть содержимое пробирок. В каких случаях наблюдается химическая реакция? Написать уравнения реакций. Отметить положение указанных металлов в электрохимическом ряду напряжений.

Уравнения реакций

в) Испытать действие соляной или разбавленной серной кислоты на осадки гидроксидов меди(П) Си(ОН) 2 и марганца(П) Мn(ОН) 2 , предварительно получив их в двух пробирках по реакции обмена между растворами солей меди(П), марганца(П) и NaOH. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Поместить в пробирку кусочек карбоната кальция СаСO 3 . Приливать по каплям соляной или разбавленной азотной кислоты. Что наблюдается? Написать уравнение реакции.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В химии большое значение имеет эксперимент. Эксперимент служит как источником получения знаний, так и критерием истинности знаний. Чтобы опыты проходили удачно, необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Из материалов первого практического занятия вы не только узнаете о правилах безопасной работы в химической лаборатории, но и познакомитесь с видами лабораторного оборудования и способами нагревания веществ.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Практическое занятие 1. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Работа с лабораторными принадлежностями и химической посудой

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Прежде чем приступить к опытам, нужно подготовить рабочее место, необходимую посуду и оборудование, а также внимательно прочитать описание опыта.

Опыты с химическими реактивами представляют дополнительную опасность. От разных веществ могут остаться трудно удаляемые пятна, а то и дырки на одежде. Реактивы могут вызвать ожог на коже; особенно надо беречь глаза. Кроме того, при смешивании некоторых вполне безобидных веществ возможно образование ядовитых соединений, которыми можно отравиться.

Надежный способ избежать неожиданных неприятностей, нежелательных реакций – это строго следовать инструкции, описанию опыта.

Нужно помнить, что вещества нельзя пробовать на вкус и брать руками. А знакомиться с запахом веществ нужно с большой осторожностью, легким движением руки направляя воздух от сосуда с веществом к носу.

Жидкость из сосуда нужно брать пипеткой. Твердые вещества – ложкой, шпателем или сухой пробиркой. Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами. Также во время опытов нельзя принимать пищу.

Пробирку с нагреваемым веществом нельзя направлять горлышком в свою сторону или сторону кого-нибудь, кто стоит рядом с вами. Нельзя наклоняться над нагреваемой жидкостью, потому что брызги могут попасть в лицо или глаза.

После окончания опыта необходимо убрать рабочее место и вымыть посуду. Оставшиеся после опыта вещества нельзя сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.

На склянках с реактивами могут находиться предупреждающие знаки безопасности. Эти знаки предупреждают о том, что надо быть особенно осторожным в обращении с растворами кислот и щелочей (это едкие и раздражающие вещества), огнеопасными и ядовитыми веществами.

Рис. 1. Предупреждающие знаки безопасности

ЛАБОРАТОРНЫЙ ШТАТИВ

Нижняя часть штатива - подставка, в которую вкручивается стержень. На стержне закрепляется с помощью винта муфта. В муфту вставляется кольцо или лапка. В лапке можно закрепить пробирку, на кольцо удобно поместить фарфоровую чашку.

Рис. 2. Устройство лабораторного штатива

ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА

Для проведения опытов часто используют пробирки и колбы различного вида.

Выделяют колбы: круглые круглодонные, круглые плоскодонные и конические плоскодонные.

В лаборатории используются химические стаканы разных видов: малый химический стакан, большой химический стакан, мензурка.

Химический стакан имеет так называемый носик, который позволяет аккуратно переливать жидкость из стакана в другой сосуд. Мензурка - это стакан конической формы со шкалой.

Стаканы выполнены из тонкого термостойкого стекла, поэтому в них можно проводить нагревание. Мензурки для нагревания не используют, они сделаны из нетермостойкого стекла.

ПРАВИЛА НАГРЕВАНИЯ ВЕЩЕСТВ

Нагревание веществ можно проводить с помощью электронагревательных приборов и открытым пламенем. Но во всех случаях необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Помните, что самая горячая часть пламени – верхняя. Ее температура около 1200 С. Рассмотрим устройство спиртовки, с помощью которой можно проводить нагревание. Спиртовка состоит из резервуара со спиртом, трубки с диском, фитиля и колпачка.

Рис. 3. Устройство спиртовки

НАГРЕВАНИЕ ВЕЩЕСТВ В ПРОБИРКЕ

Нагревание пробирки проводят с помощью пробиркодержателя. Перед тем, как нагревать вещество в пробирке, необходимо прогреть всю пробирку. Пробирку нужно постоянно перемещать в пламени спиртовки. Кипятить жидкость в пробирке нельзя.

НАГРЕВАНИЕ ЖИДКОСТИ В КОЛБЕ

Жидкости можно нагревать не только в пробирках, но и в колбах. Колбы из тонкостенного стекла запрещено нагревать на открытом огне без асбестированной сетки, позволяющей избежать местных перегревов нагреваемой жидкости. Приведем пример нагревания воды в конической плоскодонной колбе. Для этого устанавливают колбу на кольцо с асбестированной сеткой, под которой расположена спиртовка. Горлышко колбы закрепляют в лапке штатива. В колбе можно кипятить нагреваемую жидкость.

Рис. 4. Нагревание жидкости в колбе

1. Журин А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

2. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(с. 10-14)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (с.51-52)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

1. № 4 из Сборника задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. № 1 из пособия Журина А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Практическая работа № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием

Цель: ознакомление с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории; развитие внимания, наблюдательности; воспитание интреса к предмету.

Тип урока: практическая работа

Ход урока

Организационный этап

Инструктаж по ТБ

Выполнение практич. работы

Цель: ознакомиться с химическим оборудованием, его назначением и правилами работы с ним, изучить строение лабораторного штатива и принципы работы с ним.

Оборудование: стеклянная и фарфоровая химическая посуда, лабораторное оборудование, лабораторный штатив.

Правила техники безопасности :

Работа со стеклянной посудой;

Работа с лабораторным штативом.

Ход работы:

1. Рассмотрите выданную вам стеклянную посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 19-21.

2. Определите виды выданных вам колб.

3. Выберите из выданного вам оборудования мерную посуду. Как она называется? Для чего используется? 4. Как правильно работать со стеклянной посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

5. Рассмотрите выданную вам фарфоровую посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 21.

6. Как правильно работать с фарфоровой посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

7. Рассмотрите выданное вам лабораторное оборудование. Определите его название и назначение, воспользовавшись текстом учебника на странице 23-24.

8. Изучите строение лабораторного штатива, воспользовавшись текстом учебника на странице 22. Соберите штатив, закрепите на стержне кольцо и лапку. В лапке штатива зафиксируйте пробирку или колбу. На кольцо штатива поставьте фарфоровую чашку. Оформление результатов работы:

9. Заполните таблицу:

Название посуды

схематический рисунок

Назначение посуды

Пробирка

Выполнение самых разнообразных опытов с малым количеством реактивов

Коническая колба

Выполнение самых разнообразных опытов

Мерный химический стакан

Для приготовления растворов, выполнения самых разнообразных опытов

Мерный цилиндр

Отмеривание определенного объёма жидкости

Отмеривание необходимого объема жидкости

Фарфоровая чашка

Для нагревания и выпаривания жидкостей

10. Зарисуйте лабораторный штатив, обозначьте его составные части.

На основании проведенной работы сформулируйте вывод , ответив на вопросы:

1. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе со стеклянной и фарфоровой посудой? 2. Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используют стекло? 3. Для чего используется лабораторный штатив? Почему детали штатива изготовлены из металла?