По степени обязательности предписания определенного поведения. По выполняемым функциям

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.

Юридические презумпции закреплены в правовых нормах, фактические – нет, но в жизни существуют (родители любят своих детей, но это не нашло прямого отражения в правовых нормах).

47. Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система общества - это механизм организации и функционирования политической власти.

Структура : политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая организация - это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Политические отношения , т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.

Политическая идеология - это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.

Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности вклю­чает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные - наука, знания, настроение масс и др.).

Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.

В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую . Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.

48. Соотношение публичного и частного права.

Деление норм права на публичное и частное существовало уже в Древнем Риме, где предмет публичного права – это государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, предмет частного права – имущественные отношения отдельных лиц, их правовой статус.

Существуют разные основания для деления норм права на публичное и частное:

· интерес, соответственно публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц;

· субъективный состав, когда публичное право охватывает такие
отношения, где государство участвует как принудительная власть; частное же право – это отношения между гражданами и государством, когда последнее выступает как носитель имущественных отношений;

· способ судебной защиты. Нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе. Нормы же частного права защищаются по личной инициативе в гражданском производстве;

· инициатива и содержание нормативно-правовых актов. В сфере публичного права нормативные акты имеют категорический, императивный характер. Государство в нормах частного права не определяет содержания принимаемых решений. Если оно вмешивается в частные дела, то только в том случае, когда физические лица решения не приняли;

· полномочия центра и регионов. Публичное право – это централизованное воздействие, предполагающее субординацию. Частное право – область децентрализации, где наблюдается координирование субъектов права;

· вид нормативного акта. Публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям. Для частного права характерен договор, основа которого – формальное равенство сторон.

Границы между публичным и частным правом подвижны.

В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (всеобъемлющая) и институционная.

Пандектная состоит из общего раздела и трех-четырех особенных. В общий раздел входят нормы, применяемые в особенных. Это физические и юридические лица и др. В специальные разделы входят: право собственности, вещное право, обязательственное и наследственное право.

Институционная система группируется по трем разделам:

· лица (правовой статус субъектов права);

· вещи (право собственности, вещное право);

· иски, обязательства (способы возникновения правоотношений).

49. Правопорядок и его соотношение с законностью.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

Законность – идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Соотношение:

Правопорядок – результат обеспечения законности; законность – условие обеспечения правопорядка;

Состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.

50. Конфедерация: понятие, признаки.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации - государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

 в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

исполнительные органы носят коллегиальный характер;

 нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

 вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

2. Содружества - объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

 интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

 языковым единством (Британское Содружество Наций);

 общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества - объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации - объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

 обширная территория;

 централизованная власть;

 стремящаяся к экспансии элита;

 асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

 разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

51. Правовая культура: понятие, классификация.

Правовая культура – это исторически обусловленная характеристика правовой среды общества, уровень развития субъекта права, его юридическая деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях.

Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.

Классификация:

По субъектам права различают правовую культуру личности, группы и общества.

Концентрированная форма правовой культуры личности правовая активность .

Развитию активности способствует:

· уровень правовой информации;

· доведение информации до субъектов права;

· состояние законодательства;

· характер правоприменительной деятельности;

· состояние правового просвещения и образования.

Емкая форма проявления правовой культуры группы правоотношение .

Субъективные права и юридические обязанности, гарантированность реализации прав – показатель уровня правовой культуры различных групп общества.

С расширением сферы правоотношений правовая культура групп обогащается такими ценностями, как компромисс, примирение и исключение экстремизма, анархизма, правового радикализма и др.

Выражением правовой культуры общества является право, которое оказывает мощное воздействие на культуру. Это воздействие двояко:

· если право рассматривается как орудие обеспечения диктатуры господствующего класса, а несогласие части общества с такими правовыми предписаниями, как подрыв строя, то воздействие такого права на правовую культуру негативно, если вообще можно говорить в этом случае о правовой культуре как таковой (таким было советское право);

· если же право – это средство упорядочения межличностного общения, управления социальными процессами без преувеличения принудительного начала, защиты прав и свобод человека, то право способствует становлению правовой культуры общества.

52. Правоприменительные акты: понятие, виды.

По степени обязательности нормы права делятся на

Абстрактный способ изложения правовых норм предполагает

В корне континœентальной правовой системы лежит

Общая гипотеза отличается тем, что она

Альтернативная санкция содержит

По характеру воздействия юридические факты делятся на

В составе правосубъектности различают

A) правоспособность и дееспособность

B) субъекты и объекты правоотношений

C) субъективные права и юридические обязанности

D) полную, ограниченную и частичную дееспособность

A) правомерные и неправомерные

B) юридические поступки и юридические акты

C) правообразующие и правопрекращающие

D) позитивные и негативные

230. Юридически значимые события – это

A) факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определœенные правовые последствия

B) поступки людей, которые согласуются с нормами права

C) факты, которые обусловлены физиологическими последствиями

D) действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия

A) несколько видов санкций

B) несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора

C) границы верхнего и нижнего пределов наказания

D) несколько видов наказаний и предусматривает возможность их сложения

232. Из перечисленных пунктов: 1) субъект; 2) юридические факты; 3) нормы права; 4) юридические презумпции; 5) поведение участников правоотношений; 6) юридические фикции – юридическими предпосылками правоотношений являются:

A) 2, 3, 4, 6

C) 1, 2, 3, 4, 5, 6

A) содержит указание на одно условие действия нормы

B) определяет условия применения нормы родовыми признаками, не называя конкретно возможные случаи действия нормы

C) четко указывает факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания

D) включает в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму

234. Общая правосубъектность – это

A) правоспособность физических и юридических лиц

B) правосубъектность, которая распространяется на всœех субъектов правоотношений

C) правосубъектность, включающая в себя права и обязанности, провозглашенные Конституцией

D) правосубъектность, которой обладают граждане, достигшие совершеннолетия и не признанные судом недееспособными

A) судебный прецедент

B) римское право

C) нормы права

D) закон

A) включение всœех элементов нормы права в одну статью

C) изложение правовых предписаний в обобщенном виде

D) включение в одну статью нескольких правовых норм

237. Из перечисленных пунктов: 1) способ изложения; 2) степень определœенности; 3) объём; 4) характер последствий; 5) направленность неблагоприятных последствий; 6) юридическая направленность – основаниями классификации санкций являются

A) 1, 2, 4, 5

238. Из перечисленных пунктов: 1) субъекты; 2) воля государства; 3) нормы права; 4) юридические права и обязанности; 5) объекты; 6) фактическое поведение – элементами правоотношения являются:

A) 1, 3, 4, 5, 6

D) 1, 4, 5

239. Что включает в себя правовая практика?

A) правотворческую и правоприменительную практику

B) практику толкования правовых норм

C) только судебную практику

D) практику изучения эффективности регулирования общественных отношений

A) нормы-дефиниции и нормы-декларации

B) императивные и диспозитивные

C) общие и специальные

D) обязывающие и запрещающие

241. Из перечисленных стран: 1) Франция; 2) Англия; 3) Италия; 4) Австрия; 5) Португалия; 6) Венгрия; 7) США – к континœентальной правовой системе относятся:

A) 1, 2, 3, 4, 7

B) 1, 3, 4, 5, 6

По степени обязательности нормы права делятся на - понятие и виды. Классификация и особенности категории "По степени обязательности нормы права делятся на" 2017, 2018.

Обязательное назначение судебных экспертиз регламентировано процессуальным законодательством (например, ст. 196 УПК РФ).

Обязательное назначение судебной экспертизы проводится для установления:

  • - причины смерти;
  • - характера и степени вреда, причиненного здоровью;
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
  • - психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
  • - психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания;
  • - возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
  • - экспертизы, оставляемые на усмотрение следователя и суда.

Установление причины смерти - главная задача СМЭ. Смерть делят

на насильственную и ненасильственную. Насильственной смертью считают ту, которая наступила в результате воздействия на организм внешнего фактора (физического, механического и др.).

Насильственная смерть подразделяется на роды:

  • - убийство, т.е. неправомерное лишение жизни одним лицом по отношению к другому (в уголовном законе убийством признается лишь умышленное причинение смерти другому человеку - ч. 1 ст. 105 УК РФ, хотя ст. 109 УК РФ предусматривает причинение смерти по неосторожности);
  • - самоубийство, т.е. преднамеренное лишение жизни самого себя;
  • - несчастный случай - случайное стечение непредвиденных обстоятельств на производстве или вне его, повлекшее смерть.

Ненасильственная смерть классифицируется на роды:

смерть от болезней (вследствие заболеваний или патологических состояний, а также скоропостижная смерть);

смерть от нежизнеспособности (вследствие недоношенности плода или пороков развития);

Смерть от старости (физиологическая или естественная).

Смерть также классифицируют по видам: насильственную смерть - по характеру повреждающего фактора, ненасильственную смерть от болезней - по характеру заболевания и т.д.

При производстве СМЭ по определению характера степени вреда , причиненного здоровью, эксперт руководствуется критериями, изложенными в Правилах определения степени тяжести вреда здоровью человека и Медицинских критериях определения степени тяжести вреда здоровью человека.

К сожалению, до сих пор законодателем не принят нормативный акт, адаптирующий установление правил определения тяжести вреда здоровью в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Судебно-медицинская практика по установлению степени вреда здоровью настоятельно требует новой инструкции, которая устранит все возможные коллизии и препятствия по определению квалификации преступлений.

Судебно-медицинская экспертиза в обязательном порядке проводится по делам об изнасиловании, заражении венерическими болезнями и др.

Судебная психиатрическая экспертиза обязательно назначается для установления психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (и. 3 ст. 196 УПК РФ).

Для понимания смысла законодательной нормы необходимо определить, что такое вменяемость, невменяемость, ограниченная вменяемость и другие состояния.

Вменяемость - состояние, при котором человек способен сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими. Вменяемость или невменяемость лица, совершившего преступление, устанавливается судом на основании заключения СПЭ . К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение признаков сущности вменяемости. Это порождает различное толкование вменяемости среди ученых и практиков. Например, Р. И. Михеев считает, что вменяемость - это «...способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими» . 3. О. Гергадзе и Э. Б. Царгасова утверждают, что вменяемость - это «есть способность лица понимать совершенное им и руководить своими действиями» .

Вменяемость - это возможность нести ответственность за совершенные правонарушения.

Невменяемость - неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или управлять ими вследствие психического заболевания или временного расстройства психической деятельности. Лицо, признанное невменяемым, освобождается от уголовной ответственности по решению суда и направляется в зависимости от квалификации психической патологии на принудительное лечение или лечение на общих основаниях в психиатрическую больницу (ст. 21 УК РФ).

Вменяемость (невменяемость) необходимо рассматривать через совокупность юридического и медицинского критериев. В литературе встречаются и другие толкования критериев вменяемости: медицинский критерий называют биологическим либо психиатрическим, а юридический - психологическим, патопсихологическим и др.

Юридический критерий невменяемости характеризует тяжесть психических нарушений, а медицинский критерий - это обобщенный перечень психических заболеваний, исключающих вменяемость. К медицинскому критерию относятся хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие и иные болезненные состояния (психопатии, психический инфантилизм, некоторые случаи глухонемоты).

Хроническое психическое расстройство охватывает все психические заболевания внутреннего или внешнего происхождения, которые имеют продолжительный характер и практически неизлечимы. Временное психическое расстройство имеет кратковременное течение болезни. Такими состояниями являются патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, патологическое опьянение, алкогольные психозы и реактивные состояния.

Распознавание временных психических расстройств является наиболее сложной проблемой как среди психиатров, так и юристов. В. Н. Волков совершенно справедливо указывал, что «до сих нор нет убедительных диагностических критериев временных психических расстройств...» .

Статья 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

В данном случае речь идет о «временных психических расстройствах»: физиологическом аффекте, ярко выраженной акцентуации характера, холерических и меланхолических типах нервной системы и др. Практически необходимо рассматривать вопрос об ограниченной (относительной, уменьшенной, пограничной, частичной) вменяемости.

Ограниченная вменяемость свидетельствует о промежуточном характере изменений личности, поэтому их нельзя отнести ни к норме, ни к патологии. В подобной ситуации необходимо говорить о состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (переживания) личности или о наличии беспомощного состояния потерпевшего.

Слабоумие - это стойкое снижение уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности. Слабоумие может быть врожденным - олигофрения (малоумие), и приобретенным - деменция. Деменция связана с необратимыми изменениями личности.

Иное болезненное состояние психики - это сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики: психопатии, неврозы, психический инфантилизм и др.

Понятие «способность самостоятельно защищать свои права и интересы» раскрывается через наличие у человека психических и физических недостатков. Законодатель не определяет, что необходимо понимать под физическими и психическими недостатками, примерный их перечень, критерий и какие лица подразумеваются под имеющими физические и психические недостатки. В УПК РСФСР 1960 г. предусматривалось участие защитника по делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могли сами осуществить свои нрава на защиту.

Представляется, что психическими недостатками являются все психические заболевания и психические расстройства на грани заболевания. Физические недостатки - это соматические (физические) заболевания, которые относятся к органам тела, а не к нервной системе и психике. Особого внимания заслуживают неочевидные физические (соматические) заболевания, так как они не позволяют человеку объективно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Указанные психические расстройства (хронические, временные и др.) устанавливаются при проведении СПЭ. Соматические (физические) недостатки определяет СМЭ. Думается, в подобных ситуациях целесообразно назначать комплексную судебную медицинско-психиатрическую экспертизу.

Обязательное назначение СПЭ для установления психического или физического состояния потерпевшего определено законодателем в п. 4 ст. 196 УПК РФ, если есть сомнения в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Это необходимо для установления вменяемости потерпевшего или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Общеизвестно, что процесс формирования показаний потерпевшего подразделяется на три этапа: восприятие, сохранение и воспроизведение информации. В случаях, когда потерпевший не способен правильно понимать характер, значение правонарушения, свое процессуальное положение, а также не способен самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и обязанности, целесообразно назначать судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Эксперт-психиатр определяет наличие психических расстройств потерпевшего, т.е. решает вопрос о дееспособности подэкспертного, констатирует возможность допроса потерпевшего и его участия в процессуальных действиях, а эксперт-психолог устанавливает возможность потерпевшего с учетом его развития, состояния органов чувств, особенностей восприятия и запоминания сложившейся ситуации объективно воспринимать и воспроизводить события. Искажение информации в показаниях потерпевшего может быть обусловлено психическим состоянием, вызванным страхом, стрессом, ужасом и др. Экснерт-нсихолог определяет влияние конкретного психического состояния на поведение и действия потерпевшего.

Обязательное назначение судебной медико-психолого-психиатрической экспертизы для определения возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего установлено п. 5 ст. 196 УПК РФ и проводится при отсутствии документов у лица или наличии сомнения в их подлинности.

Необходимость установления возраста возникает в случаях привлечения к уголовной ответственности, особенно подростков. В ст. 19 УК РФ говорится, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Возраст устанавливается по документам (паспорт, свидетельство о рождении, военный билет и др.). Определение возраста производится и по другим поводам: при призыве в армию, назначении пенсии, идентификации личности человека, замене детей и при ряде других обстоятельств, когда документы утрачены или вызывают сомнение, а основания выдачи не сохранились.

Приобретение ряда гражданских прав также связано с возрастом. Во всех подобных случаях для определения возраста назначается СМЭ.

При установлении возраста детей и подростков используются данные об их весе, росте и размере отдельных частей тела, сроках прорезывания молочных зубов и смены их постоянными зубами, степени стирания зубов, а также ряд признаков, связанных с половым созреванием (в возрасте 14-18 лег). Например, у мальчиков - рост волос на верхней губе лица, в подмышечных впадинах и др., у девочек - рост молочных желез, появление менструации и др. При определении возраста используются также особенности покрова (цвет кожи, появление и выраженность морщин и т.д.), поседение волос и другие признаки. При определении возраста большое значение имеет рентгенологическое исследование костей. Рентгенологический метод позволяет эксперту в ряде случаев довольно точно решать вопрос о возрасте человека.

В последнее время объектом изучения рентгенографии является кисть человека. На основании индивидуальной оценки состояния возрастных изменений костей кисти ученые определяют возраст человека.

Судебно-медицинское заключение о возрасте иодэксиертного дается на основании совокупности признаков, полученных с помощью различных методик исследования. В связи с этим последнее время активизировались комплексные судебные медико-психолого-психиатрические исследования. Например, центральным вопросом судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних является установление психического возраста (степень умственной зрелости) субъекта. СПЭ устанавливает психические недостатки подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего с учетом возрастных изменений. Перед СМЭ нельзя ставить вопрос о соответствии уровня психического развития подростка его «паспортному» возрасту или возрасту уголовной ответственности. Это относится к компетенции психолога. Для решения вопроса об установлении степени (уровня) умственной отсталости несовершеннолетнего подключается психиатр, поскольку умственная отсталость может быть связана с олигофренией, психофизическим инфантилизмом, деменцией и др. На разрешение комплексной судебной экспертизы может быть поставлен вопрос о том, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Таким образом, определение возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего имеет важное значение прежде всего для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных.

В обязательном порядке СМЭ назначаются:

  • Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия; Поринт, 1997. С. 212.
  • Михеев Р. И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.Владивосток, 1983. С. 49.
  • Гергадзе 3. ОЦаргасова Э. Б. Судебная психиатрия / под ред. 3. О. Гергадзе. М.: Закони право, 2004. С. 26.
  • Волков В. II. О временных психических расстройствах у обвиняемых и судебно-психиатрических подходах к ним // Закон и право. 2003. № 9. С. 43.

b. диспозитивные

i. несколько вариантов реализации (поступивший из ГД ФЗ СФ может одобрить или не одобрить)

ii. возложение одного и то же полномочия на несколько субъектов (круг субъектов законодательной инициативы)

iii. оставление на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи КС, президент сам решает принимать ли ему это во внимание или нет)

8) по значимости для регулирования и возникновения конституционных правоотношений:

a. основные – нормы, содержащие ключевое правило; предопределяют появление дополнительных норм, т.к. нужны для реализации основных (п. з, ч.1, ст.103 К – ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности)

b. дополнительные – определяют механизмы и формы реализации основных норм (порядок выдвижения обвинения против президента)

**нельзя говорить о том, что дополнительные нормы имеют второстепенное значение; неверно, что основные – всегда материальные, а дополнительные процессуальные (РФ – федеративное гос-во принципы взаимодействия РФ с субъектами РФ); в зависимости от отношения норма может превращаться из основной в дополнительную и наоборот (с позиции ГД, рассмотрение федерального бюджета – основная, обязанность Правительства внести законопроект о бюджете – дополнительная, но для правительства внесение этого законопроекта – основная, а обязанность подведомственных правительству органов в предоставлении соотв материалов для составления этого законопроекта - дополнительная)

9) по структуре:

a. диспозиция (основное содержание нормы, правило поведения)

b. гипотеза (условия, при которых правило применяется)

c. санкция (неблагоприятное последствие, наступающее для тех, кто не следует правилу данной нормы).

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды

К-П ответственность – вид юр ответственности, имеющей политический характер, которая наступает в случае нарушения конституционных норм.

· Позитивная

o ответственность перед кем-то, кто может оценить данное поведение, т.е. спрашивают за поведение, соответствующие закону, за его исполнение (ч.1, ст.114 К – представление Правительством отчета об исполнении федерального бюджета)

o как внутреннее осознание субъектом своего долга в части выполнения предписаний норм КП

· Негативная (ретроспективная) – ответственность за недолжное поведение, наступающая посредством применения санкций

o недолжное поведение не всегда характеризуется нарушением кп норм, чаще всего на первый план выступаю критерии делового и политического хар-ра (безуспешно работающее правительство будет отправлено в отставку, даже если в процессе работы не нарушило ни одной нормы; успешно работающее правительство, не нарушающее ни одной нормы также м/б отправлено в отставку, если кого-то не устроит)

*не во всех случаях применения мер принуждения можно говорить о кп ответственности: введение чрезвычайного положения на территории субъекта вследствие допущения местными властями напряженной ситуации – санкция в отношении местных властей, но введение ЧП как следствие природных катаклизмов – не пример кп ответственности

**не во всех случаях наступления негативных последствий можно говорить о кп ответственности: отказ в принятии в гр-во, отказ КС признать акт несоответствующим Конституции РФ

Субъекты кп ответственности (Все субъекты кп отношений)

1. проблемы применения мер ответственности

Народ, нация и гос-во бесспорно могут нести позитивную ответственность 2 типа (в форме внутреннего осознание своего долга: ответственность гос-ва за свою политику, обязательства, деятельность его органов), однако к ним невозможно применить позитивную ответственность 1 типа (в форме спроса другим субъектом) и негативную (депортация народов – незаконная санкция)

2. проблема вины субъектов

o вина субъекта, представленного индивидом

глава исполнительной власти субъекта издал акт, противоречащий Конституции, и не отменяет его – конкретное умышленное юридические оцениваемое деяние, вину определить легко; депутат старается, но плохо справляется с депутатскими обязанностями – трудно найти вину в правовом смысле, для оценки выступают деловой, политический критерии

o вина коллективного субъекта

принятие незаконного акта органом представительной власти не влечет индивидуальной ответственности каждого, кто причастен к его появлению; справедлив ли роспуск этого органа, если акт не применялся?

o Как быть с понятием вина, если санкция применяется при строго законном поведении?

ч.4, ст.111 К – после трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент распускает ГД. В правовом смысле ГД ничего не нарушила, несет ответственность за последствия своей политической линии.

o Как быть с определением вины, если санкция применяется к 1 субъекту, а последствия применения этой санкции ощущают на себе и др субъекты?

Если по вине избирательной комиссии и некоторых избирателей выборы признаны недействительными, негативные последствия ощущают все голосовавшие.

o Не всякое неблагоприятное последствие порождает вину и рассматривается в качестве санкции

Виды санкций:

ü Применяемые к физическим и ЮЛ для обеспечения интересов гос-ва и народа

o Обращенные к физ лицам, направленные на правильное оформление их отношений с гос-вом

(Пример: лишение гр-ва – было в СССР, отменено ст.6 действующей К; отмена ранее принятого решения о гр-ве, если оно было принято на основе ложных документов; лишение статуса беженца вследствие вступления в силу приговора суда за совершение преступления на территории РФ)

o В отношении ПП и иных общественных объединений и религиозных организаций

(Пример: в случае нарушения ООем законодательства РФ выносится представление об устранении нарушения с определением срока для устранения, если нарушения не устранены – приостановление деятельности до 6 мес, далее по решению суда – ликвидация, т.е. запрет на осуществление деятельности; в случае осуществления ООем экстремистской деятельности, повлекшей … подается заявление в суд о его ликвидации и приостанавливается его деятельность до рассмотрения заявления)

o Обращенные к физ лицам, д/л, органам гос власти и местного самоуправления, ОО, направленные на обеспечение учета ими интересов гос-ва и населения

(Пример: выборные д/л МСУ несут ответственность перед населением соотв МО – если после негативной оценки населением его работы положение дел не меняется, выборное д/л м/б отозвано населением)

o Лишение физ лиц ранее полученных ими поощрений от гос-ва

(Пример: лишение гос званий и наград, если получены без оснований; лишение пособий и выплат, если предоставлялись на основании ложных документов)

ü Меры, применяемые для федеративных и иных «вертикальных» конституционных правоотношений

(Пример: приостановление деятельности органов власти субъекта и учреждение федеральной администрации вследствие введения ЧП на территории субъекта, вызванного действиями местных органов власти; предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса субъектами РФ и МО, блокировка расходов и т.д.)

ü Меры, применяемые в связи с реализацией избирательных прав гр-н и и реализацией избирательного процесса

o Лишение или приостановление избирательного права гр-на

(было в СССР, сегодня: лишение активного и пассивного – только по решению суда о признании лица недееспособным, приостановление активного и пассивного – во время отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору суда, приостановление пассивного как доп наказание в виде лишения права занимать определенные должности в течении опред времени)

o Признание выборов недействительными

o Отмена решений нижестоящих ИК вышестоящими при выявлении нарушения избирательного законодательства. *решение любой ИК м/б отменено по решению суда

o Отмена решения о регистрации кандидата или списка кандидатов (в случае обнаружения ложных данных или грубого нарушения законодательства)

o Расформирование ИК (в случае нарушения изб прав гр-н и т.д.) решение суда

ü Меры, применяемые в связи с деятельностью органов гос власти и местного самоуправления, а также депутатов и д/л

o В результате которых деятельность прекращается – он ликвидируется или формируется в новом составе

(Пример: роспуск, прекращение полномочий, упразднение, отрешение от должности д/л; недоверие к Правительству со стороны парламента, отказ в доверии; лишение депутатского вознаграждения за определенный срок; признание акта, противоречащим Конституции с его последующей отменой)