Порядок получения лицензий на отдельные виды деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы. Кто может использовать лицензию

В ряде случаев, помимо государственной регистрации, постановки на налоговый учет и открытия счета, предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, содержится в статье 12 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, ч. 2 ст. 1 Закона № 99-ФЗ установлено, что его положения, не применяются, в частности, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

– использования атомной энергии;

– производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

– деятельности кредитных организаций;

– деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

– видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

– деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

– деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

– клиринговой деятельности;

– страховой деятельности.

Лицензирование этих вышеперечисленных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Также особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

– оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

– частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");

– предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Для получения лицензии ПБОЮЛ должен предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В перечень необходимых документов входит, прежде всего, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается индивидуальным предпринимателем (ст. 13 Закона № 99-ФЗ), в котором указываются:

– фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

– лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

– опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона № 99-ФЗ и представлять документы, не предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, Закон № 99-ФЗ дает право, помимо указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, предусматривать условие о соблюдении лицензионных требований. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) для индивидуального предпринимателя могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации. При этом они должны принадлежать соискателям лицензии на праве собственности или ином законном основании, соответствовать установленным требованиям, которые необходимы для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры. Они должны иметь профессиональное образование, обладать соответствующей профессиональной подготовкой и (или) иметь стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) иные требования, установленные указанными в ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ

федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за ее представление и выдачу взимается государственная пошлина. Она уплачивается, в частности, за:

– предоставление лицензии;

– или переоформление лицензии;

– или выдачу дубликата лицензии.

Она уплачивается в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 10 Закона № 99-ФЗ).

Так, пп. 92 п. 1 ст. 333.333 Налогового кодекса РФ установлено, что государственные органы взимают пошлину за:

– предоставление лицензии – 7 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – 3 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 750 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии – 750 рублей;

– продление срока действия лицензии – 750 рублей;

Лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ). Отметим, что в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не мог быть менее пяти лет. По истечении этого времени срок действия лицензии мог быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицо, занимающееся лицензируемой деятельностью без специального разрешения, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП наложение административного штрафа:

а) на граждан в размере от 2 000 рублей до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

б) на должностных лиц – от 4 000 рублей до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

в) на юридических лиц – от 40 000 рублей до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с:

а) нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

б) грубым нарушением условии, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Так, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 рублей до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 рублей до 40 000 рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 14.1 КоАП РФ).

Например, в абз. 2 п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280, установлено, что под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" "и" пункта 4 положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двоих и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

За предпринимательство без лицензии бизнесмен может быть привлечен и к уголовной ответственности. Но только в том случае, если его действия нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были связаны с извлечением дохода в крупном размере (статья 171 Уголовного кодекса РФ). Это деяние наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Лицензия - это разрешение, позволяющее бизнесмену осуществлять определённый вид деятельности. Чтобы заниматься такими направлениями бизнеса, надо выполнять особые лицензионные требования: к помещению, оборудованию, капиталу, транспорту, квалификации специалистов. Из этой статьи вы узнаете, какие виды деятельности подлежат лицензированию в России в 2019 году.

Законы, лицензирующие виды деятельности в России

Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:

  • использование атомной энергии - закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
  • производство и оборот алкоголя - закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
  • деятельность кредитных организаций - закон № 395-1 от 02.12.1990;
  • защита государственной тайны - закон № 5485-1от 21.07.1993;
  • проведение торгов - закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
  • деятельность НПФ - закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность - закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • страховая деятельность - закон № 4015-1 от 27.11.1992;
  • космическая деятельность - закон № 5663-1 от 20.08.1993.

Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.

Лицензируемые виды деятельности 2019 года

Виды деятельности в России, на которые надо получать лицензию согласно ст. 12 закона № 99-ФЗ, мы собрали в этот перечень:

  • разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, торговля, испытание, хранение, ремонт и оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники, за исключением случая, если это необходимо собственных нужд организации или ИП;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам пассажиров автотранспортом, более восьми человек, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов на железнодорожном, внутреннем водном транспорте в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная и детективная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству российских граждан за пределами РФ;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, за исключением самостоятельной деятельности лиц, имеющих авторские и смежные права;
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности;
  • образовательная деятельность;
  • геодезические и картографические работы федерального назначения;
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
  • медицинская деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
  • деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
  • деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Лицензируемые виды деятельности по кодам ОКВЭД

Не всегда лицензируемые виды деятельности 2019 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.

Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».

Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:

  • 46.46 - торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
  • 21.20 - производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.

Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.

Как получить лицензию

Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, а пассажирские перевозки - Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « ».

Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее. Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.

Многие интересуются, как получить лицензию на ту или иную деятельность. На самом деле процесс не такой уж и простой. Особенно если заранее не побеспокоиться о нюансах лицензирования деятельности. Далеко не все типы работы требуют получения лицензии. И этот факт требуется учитывать. Сегодня предстоит выяснить все, что только касается получения упомянутого документа. Порядок оформления бумаги будет рассмотрен на примере лицензирования деятельности охранника, а также на примере получения лицензии на оружие. Эти 2 процесса серьезно отличаются друг от друга. Так что о лицензиях должен знать каждый гражданин? На что обратить внимание? Каков порядок получения документа?

Описание

Все чаще и чаще граждане думают над тем, как получить лицензию. Но что это за документ такой? Не понимая этот нюанс, нельзя в полной мере утверждать о том, что человек знает, что делает.

Лицензия - своеобразное разрешение на что-либо. Например, на ведение какой-либо деятельности в пределах России. Или на ношение конкретного оружия. Крайне важный документ.

Перечень типов деятельности, которые подразумевают оформление указанного документа для работы, можно увидеть в ФЗ №99 "О лицензировании отдельных типов деятельности" от 4.05.2011 г. Например, если человек планирует заниматься охранной или детективной работой, он должен получить на это разрешение. Сейчас активно ведутся обсуждения лицензирования психологов. Но пока что подобное нововведение - это лишь слухи. Как получить лицензию? Что должен знать каждый гражданин о данном процессе? Например, уже стало понятно, что та или иная работа требует оформления указанной бумаги. Что дальше?

Куда обращаться за помощью

Далее необходимо разобраться, куда обращаться за помощью. Все чаще и чаще граждане начинают спрашивать, где получить лицензию. Вопрос интересный. Ответить на него однозначно не получится. Ведь современному населению предлагается небольшой выбор мест для реализации поставленной задачи.

Среди наиболее распространенных организаций, которые занимаются выдачей лицензий, стоит выделить:

  • многофункциональные центры (не всегда и не во всех городах);
  • портал "Госуслуги";
  • частные лицензирующие фирмы;
  • лицензирующий орган (например, МВД или МЧС).

Довольно часто последний вариант развития событий имеет место. Основная проблема - точно понять, при какой деятельности и куда обращаться. Например, Росздравнадзор ведет лицензирование фармацевтической деятельности, а МЧС - пожарной. Данные особенности стоит уточнять, например, в МФЦ. Там окажут консультацию относительно того, где получить лицензию на ту или иную работу. Во многофункциональные центры тоже очень часто обращаются ради реализации поставленной задачи.

Могут ли отказать

Стоит обратить внимание на то, что если человек задумался, как получить лицензию, придется подготовиться заранее. Почему? Это далеко не самый простой процесс. И лицензирующая организация имеет право отказать в выдаче документа.

Обычно после подачи заявления установленного образца с определенным пакетом бумаг придется подождать некоторое время. Приблизительно 3-5 дней ожидания решения, следующего после проверки бумаг. В конечном итоге или гражданин приходит и получает свидетельство, или ему отказывают с обоснованием решения. Это обязательный нюанс.

При всем этом у гражданина будет 30 дней на исправление ситуации. Если ошибки устранены, то лицензия будет выдана. Разумеется, как только причина отказа будет исчерпана, необходимо обратиться с доказательствами в лицензирующий орган. Доказательства рассматриваются на протяжении 45 дней. Но этот срок может увеличиваться. Касается первичного рассмотрения заявления. Поэтому не стоит думать, что получение указанного документа - быстрый процесс. Придется набраться терпения. Но как получить лицензию? О каких еще особенностях должен знать каждый гражданин?

Контроль

Например, если человек все-таки получил лицензию (или организация сделала это), то придется смириться с тем, что деятельность будет контролироваться. Что это значит? Владельцев организаций ждут разнообразные проверки лицензирующих органов. О требованиях, которые выдвигаются в основном к организациям для ведения той или иной деятельности. немного позже. Но стоит отметить, что соответствие выставленным запросам регулируется тщательно. И указанный документ могут аннулировать в ходе плановой или внеплановой проверки.

Например, управляющие компании, получившие лицензию, в обязательном порядке подвергаются контролю. Для каждого типа деятельности существует свой специальный график плановых проверок. Обычно он составляет от 1 до 3 лет. Иными словами, за указанные периоды проводится 1 проверка на соответствие требованиям.

Управляющие компании, получившие лицензию, должны проходить планово через указанный процесс раз в 3 года. Но есть ситуации, при которых соответствующие комиссии способны приехать раньше.

О внеплановых проверках

Перед тем как задумываться над получением лицензии, каждый человек должен понимать - вести свою работу придется с соблюдением всех установленных правил. Ведь плановые проверки - это не единственный способ контроля. Иногда соответствующие службы способны выезжать на внеплановые мероприятия.

Когда такое возможно? Среди наиболее распространенных вариантов развития событий выделяют:

  • истечение срока, отведенного на устранение тех или иных нарушений;
  • при заявлениях в лицензирующие органы на наличие нарушений;
  • конец срока действия лицензии или приостановление действительности документа;
  • самостоятельная просьба организации или гражданина;
  • если есть приказ лицензирующего органа.

Чаще всего имеют место жалобы. Именно поэтому рекомендуется тщательно следить за деятельностью и выполнением работы. Иначе комиссия с проверкой может появиться довольно неожиданно.

Требования к организациям и ИП

Теперь понятно, где можно получить лицензию, а также к чему стоит заранее подготовиться. Ведь некоторые полагают, что на оформлении соответствующего пакета документов все проблемы заканчиваются.

Как оформляется лицензия? Дело все в том, что многое зависит от типа деятельности. К каждому труду выдвигаются свои требования. Чему должен соответствовать предприниматель, если, к примеру, он хочет открыть оргнизацию, которая занимается врачебной деятельностью?

В данном случае придется учитывать следующие особенности:

  1. В собственности или в аренде должно находиться помещение, пригодное для осуществления деятельности.
  2. У предпринимателя должно быть установлено все необходимое медицинское оборудование для оказания тех или иных услуг.
  3. Руководители и ответственные лица в обязательном порядке должны иметь высшее образование, причем медицинское. Квалификация при этом - соответствовать направлению работы. И общий стаж в медицинской области - 5 лет.
  4. При наличии работников со всеми заключаются трудовые договоры.
  5. Контроль качества и безопасности. Это наиболее важный пункт, которому предприниматель должен уделить отдельное внимание. Очень часто проверки именно к этой составляющей проявляют интерес.

Похожие требования выдвигаются к любому типу деятельности. Поэтому, если человек задумался над тем, чтобы получить лицензию в Москве или любом другом городе, придется сначала:

  • получить необходимое образование;
  • обеспечить помещение и оборудование для деятельности;
  • удостовериться в обеспечении безопасности работникам и клиентам;
  • заключить договоры с подчиненными.

Документы для ИП или организаций

Среди бумаг выделяют:

  • заявление установленного образца;
  • учредительные документы, копии (заверяются нотариусом);
  • бумаги, которые необходимы для конкретного типа деятельности (их перечень узнают в лицензирующем органе);
  • опись документов, приложенных к заявлению.

Основной принцип получения документа понятен. Теперь стоит разобраться, как получить лицензию охранника или на оружие. Что предстоит сделать? На самом деле все не так трудно.

Для охранников

Где получить лицензию охранника? Требуется обратиться в ЛРО с определенным пакетом бумаг. Кроме того, следует обратить внимание, что охранная деятельность - это куда большие проблемы для гражданина. Почему? Придется заблаговременно подумать над тем, какую категорию гражданин хочет получить. У охранников имеется несколько разрядов. В зависимости от них придется проходить через те или иные процедуры.

Как получить лицензию охранника? Если не задумываться над разрядом, то можно выделить следующий алгоритм действий:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Стоит сообщить, что планируется получение лицензии охранника.
  2. Обучение в академии. Обычно длится несколько месяцев.
  3. Сдача экзаменов в зависимости от того или иного разряда охранника.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, заключение комиссии в академии, справки о состоянии здоровья, фотографии.
  5. Подача заявления в ЛРО с пакетом бумаг.
  6. Получение документа установленного образца при положительном решении.

Теперь понятно, где можно получить лицензию на ведение охранной деятельности. А что делать с оружием? Каким образом гражданин имеет право на законных основаниях носить с собой, к примеру, пистолет?

Оружие

Данный вопрос требует довольно серьезного подхода. Если человек задумался над тем, как получить лицензию на оружие, стоит руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. Определиться с типом оружия, который хочется носить. Лучше всего делать это в оружейном магазине. Работник сможет помочь в определении типа лицензии, которую требуется получить.
  2. Для хранения оружия придется установить сейф. Такое требование очень часто выдвигается.
  3. Человек должен пройти медицинскую комиссию. Обязательно прохождение психиатра.
  4. Сбор документов: удостоверение личности, мед.заключение, справки о наличии сейфа, документы об отсутствии судимости, фотографии, заявление, охотничий билет (если речь идет об охотничьем оружии).
  5. Подача заявления в ЛРО и ожидание решения.
  6. Получение лицензирующего сертификата.

На самом деле ничего трудного или особенного нет. Отныне понятно, как получить лицензию на оружие или на какую-то деятельность. Рекомендуется более точную информацию по каждому типу работ уточнять в соответствующих органах.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 года № 415 «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств» утверждено Положение о лицензировании производства лекарственных средств 1 ;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование);

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности).

Согласно статье 6 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

На каждый вид деятельности предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Так, например, суд правомерно признал законным отказ лицензирующего органа в продлении действия срока лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности, так как материалами дела установлен факт нарушения заявителем лицензионных требований и условий. 1

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Так, по одному из дел непредставление в лицензирующий орган документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям профессиональную квалификацию, повлекло отказ в выдаче лицензии 1 .Согласно статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны подлежит обязательному лицензированию. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является, в том числе и соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом. Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июня 1998 года № 75. В пункте 1 названных требований установлено, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель Кучаев М.Н. документы, подтверждающие его профессиональную компетентность, в Транспортную инспекцию не представил.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензируемый вид деятельности и выбравший упрощенный порядок лицензирования, представляет в соответствующий лицензирующий орган предусмотренные заявление и документы, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензиат, изъявивший желание перейти на упрощенный порядок лицензирования, направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам должен быть не меньше срока действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о прекращении действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам либо о продлении срока действия указанного договора в течение пятнадцати дней со дня прекращения действия указанных документов или продления срока действия договора.

В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.

Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензирующего органа;

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

Заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к нему документы, акты лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, о приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, один экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, копии актов проведенных лицензирующим органом проверок соискателя лицензии или лицензиата и другие документы составляют лицензионное дело соискателя лицензии или лицензиата и подлежат хранению в лицензирующем органе в порядке, установленном лицензирующим органом.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Так, например, суд удовлетворил заявление управления МЧС РФ о привлечении ООО к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, поскольку в ходе проверки, проведенной управлением, установлен факт осуществления обществом деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта (цеха деревообработки), на котором используются твердые горючие вещества и материалы без соответствующей лицензии 1 .

Проверка лицензирующим органом сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Так, например, суд установив, что факт грубого и неоднократного нарушения требований законодательства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и свидетельствуют о невыполнении обществом существенных условий лицензирования при осуществлении перевозок населения автотранспортом ООО «АТП-Магадан», суд сделал вывод о правомерности издания Управлением государственного автодорожного надзора по Магаданской области приказа, которым приостановлено действие лицензии ООО «АТП-Магадан», в связи с неоднократным нарушением условий лицензирования, выразившимся в отсутствии обеспечения надлежащих условий безопасности перевозок пассажиров автотранспортом 1 .

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

основание и дата аннулирования лицензии;

основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;

сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

основание и дата прекращения действия лицензии;

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий в порядке, установленном положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. 1.

Заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии. 2.

Копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом). 3.

Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия. 4.

Копии документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения и (или) договора аренды на имущество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности. 5.

Справку о постановке на учет в налоговом органе. 6.

Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

Ответственность за достоверность сведений в представляемых документах несет заявитель. Представленные документы регистрируются уполномоченным органом, принимающим решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в следующие сроки:

в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов;

в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и необходимых документов;

в зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель уполномоченного органа может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на 30 дней.

Выдача лицензий осуществляется на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (руководители предприятий), а также при выполнении определенных условий.

К таким условиям выдачи лицензии относятся:

соблюдение требований нормативных правовых актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих ГТ, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите ГТ и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты ГТ;

наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Срок действия и продления лицензии устанавливается:

в зависимости от специфики вида деятельности, но менее трех и не более пяти лет;

по просьбе заявителя лицензии - менее трех лет;

продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия, а при осуществлении лицензируемого вида деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензий регистрируются уполномоченным органом.

Передача лицензии другому юридическому лицу запрещена. При реорганизации предприятия, получившего лицензию, изменении его местонахождения или наименования, утрате им лицензии оно обязано в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность па основании ранее выданной лицензии или временного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, в случае утраты лицензии.

Отказ в выдаче лицензии осуществляется в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения. При этом письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям выдачи лицензии;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

Проведение специальной экспертизы предприятия. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов:

по режиму секретности; *

противодействию иностранным техническим разведкам;

защите информации от утечки по техническим каналам; *

соблюдению других условий, необходимых для получения лицензии.

За организацию и проведение специальных экспертиз предприятий несут ответственность государственные органы: ФСБ, ФСТЭК, ФСВР, МО и другие министерства и ведомства РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к ГТ сведений в отношении подведомственных им предприятий. Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами, согласовываются с Межведомственной комиссией и проводятся на основе договора между пред ігри яги ем и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

Проведение специальных экспертиз осуществляется аттестационными центрами, имеющими соответствующие лицензии. В свою очередь специальные экспертизы этих центров проводят ФСБ, ФСТЭК, ФСВР, МО и их органы на местах (в пределах их компетенции).

Проведение государственной аттестации руководителей предприятий.

Государственная аттестация руководителей предприятий организуется: ор-

ганами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к ГТ сведений в отношении подведомственных

нансирование государственной аттестации относится на счет предприятии.

Руководители предприятий, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей ГТ, от государственной аттестации освобождаются. Перечень указанных учебных заведений утверждается Межведомственной комиссией но представлению

органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Порядок приостановления или аннулирования действия лицензии.

Приостановление действия или аннулирование лицензии осуществляют уполномоченные органы в случаях:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления; ?

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

Нарушения лицензиатом условии действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписании или распоряжении государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ; *

ликвидации предприятия.

Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами по рассмотренным видам работ и услуг осуществляют уполномоченные органы, а их руководители и должностные лица несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение требований нормативных правовых актов в этой сфере деятельности. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.