Как называются высшие учебные заведения. Учебное заведение. Школа и образование

здесь: три вида высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям: 1. Педагогические высшие учебные заведения; 2. Университеты и институты, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям; 3. Негосударственные вузы, имеющие лицензию и аккредитацию. См. также Негосударственные ВУЗы, Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват. работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

К В. у. з. относятся ун-ты (в т. ч. техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. профиля (инж., с.-х., худож. и т. п.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. странах помимо светских существуют духовные В. у. з.

Понятия В. у. з. не были равнозначными в разл. эпохи и в разных странах. Значит. разница в уровнях высш. образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. у. з.

Прообразом В. у. з. были высшие для своего времени филос. школы периода античности, в к-рых преподавание ориентировалось на осмысление все известной совокупности теоретич. знаний, а формами занятий были лекции, беседы, диспуты. Такую организацию обучения унаследовали средневековые университеты, распространившиеся в зап.-евр. городах гл. обр. с 13 в. В нек-рых из ун-тов была известна и уч. практика высших мусульманских уч. заведений (см. в ст. Мусульманская культура). С развитием городов формировались проф. школы, отдельные из к-рых накапливали Значит. метод. опыт преподавания и становились широко известными: юридические в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.) и Болонье (10 в.), медицинские в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.). Социальная значимость высшей школы обусловливала внимание к ней со стороны церк. и светских властей, наделявших ун-ты и нек-рые проф. школы особыми привилегиями.

Ун-ты наложили Значит. отпечаток на оформление высшего образования и облика В. у. з. утверждением принципов т. н. академич. свобод - свободы студента самостоятельно строить программу изучения предмета, свободы преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборности руководящих органов, участия студентов в самоуправлении и т. п. Становление светской науки (16-17 вв.) и связанное с запросами обществ. произ-ва укрепление «реального» направления в преподавании обусловили расширение специализации в высшей школе. В ун-тах (даже в рамках традиционных мед. и юрид. ф-тов) и помимо них стали возникать относительно самостоят. науч. и практич. школы.

В 18 в. отраслевые В. у. з. во мн. европ. странах стали органичной частью гос. системы образования. Значит. влияние на содержание преподавания в В. у. з. и его методы оказали идеи В. Гумбольдта, реализованные в практике Берлинского ун-та. Факультетская организация В. у. з., связь с наукой и практикой определяли деятельность и мн. техн. заведений, как гос., так и частных. Для европ. стран 19 в. характерно развитие гл. обр. государственных мед., с.-х. и техн. вузов. Эта тенденция отразилась и в создании высшей школы в России и США.

В кон. 19 в. стали возникать Н.-и. подразделения не только в ун-тах, но и в мед., техн., с.-х. и др. ин-тах и т. п. Н.-и. деятельность В. у. з. часто приходила в противоречие с прагматич. требованиями производств. и др. компаний к специалистам. В ун-тах науч. работа часто сосредоточивалась в спец. лабораториях, отделах, НИИ, отдаляясь от уч. задач. Одной из важных проблем В. у. з. стало сохранение единства науч. работы и преподавания. Усилиями мн. ученых и преподавателей оформился специфич. науч. сектор высшей школы, звенья к-рого стали осн. Н.-и. центрами во мн. странах.

В условиях научно-техн. революции со 2-й пол. 20 в. разнообразились типы ун-тов и вузов университетского статуса, выявилась тенденция к увеличению числа многопрофильных вузов, объединяющих в единое организац. и адм. целое неск. относительно самостоятельных направлений подготовки, что дало возможность рационально распределить изучение разл. дисциплин студентами близких специализаций, избежать, дублирования уч. курсов. К многопрофильным близки по принципам работы и характеру преподавания разл. творческие В. у. з., лишь по предмету обучения выделяемые в особую группу. Большинство отраслевых В. у. з. сосредоточивает усилия на передаче прочных знаний и навыков проф. деятельности и не ставит спец. задачей проведение науч. исследований студентами, хотя сами программы и уч. курсы этих В. у. з. регулярно обновляются с учетом новейших науч. данных и запросов практики.

В. у. з. мн. стран обычно распределяются по категориям гос., муниципальных, частных (к этой группе относятся и духовные В. у. з.). Практикуется как платное, так и бесплатное обучение. В 60-70-х гг. 20 в. определилась тенденция к усилению роли гос-ва в определении содержания образования, его профилирования. С этой целью разработаны разл. системы гос. аккредитации В. у. з. и управления системой вузов в интересах единой научно-техн. и образоват. политики. Создаются спец. гос. органы по координации науки и высшего образования.

Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой страны имеют свои особенности. Общей тенденцией стало усиление общекультурной и общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоят. работы студентов. Большое внимание уделяется организации практич. обучения. Развиты вечернее и заочное обучение. Важное значение придается т. н. последипломному образованию, повышению квалификации специалистов, идет постоянный поиск путей совершенствования уч., науч. и проф.-практической деятельности В. у. з. и обеспечения непрерывности образоват. процесса.

В условиях непрерывного образования работа В. у. з., возможности их влияния на науку, произ-во, культурную жизнь зависят от содержания и уровня общего среднего образования. Во мн. странах законодательно закреплена возможность поступления в В. у. з. после завершения полного ср. образования с общей продолжительностью шк. обучения 12- 13 лет. Распространение получила концепция, согласно к-рой к высшему образованию относится вся подготовка, получаемая после окончания полной ср. школы (в США, напр., соответствующие уч. заведения отнесены к категории после-средних). В этих условиях большинство В. у. з. ведет активную работу по комплектованию контингентов своих студентов, в т. ч. предъявляя высокие требования к знаниям абитуриентов. Нек-рые исследоват. вузы предусматривают высокую селективность по отношению к поступающим, отсеивая в ходе предварит. тестов, собеседований и экзаменов от 20 до 70% изъявивших желание получать высш. образование в данном вузе. Вместе с тем имеются ун-ты и ин-ты, к-рые принимают всех желающих. Однако дипломы таких В. у. з., как правило, не пользуются высокой репутацией. Перспективным представляется повышение эффективности В. у. з. при углублении общеобразоват. и общенауч. подготовки абитуриентов на заключит. этапе общего среднего образования. В ряде стран нек-рые

В. у з. перешли также к разл. вариантам поэтапного приобретения студентами высшего образования на базе среднего профессионального или среднего специального (напр., начиная с младшего колледжа с двухлетним сроком обучения).

Сложившаяся в 18-19 вв. факультетская система построения В. у. з. приобрела в 20 в. более свободный характер. В связи с расширением профиля подготовки специалиста, ун-ты и др. вузы перешли к организации многопрофильных отделений и кафедр, в т. ч. межотраслевых. Большинство ведущих совр. В. у. з. - это крупные учебно-научно-производств. комплексы, обеспечивающие не только образоват. интересы студента, но и широкие возможности индивид, и коллективной науч. работы, рациональное использование уч. времени не только для теоретич., но и для практич. занятий по избранной специальности. Во мн. странах ун-ты и нек-рые др. В. у. з. - осн. исследоват. центры общенац. значения. Ядром таких центров может выступать кафедра, проблемный или специализи-ров. совет, объединяющий ученых, руководителей предприятий и др. В большинстве стран мира решающее влияние на систему высшей школы оказывают ун-ты и В. у. з. университетского статуса. Это касается как численности, так и качества подготовки специалистов.

Значит. влияние на структуру и направление деятельности совр. В. у. з. оказала американская модель ун-та, сложившаяся в кон. 19-1-й пол. 20 вв. и использовавшая мн. достижения В. у. з. разл. стран, в т. ч. России. Эту модель переняли ун-ты Японии и мн. др. стран. Осн. часть общеобразоват. и общенауч. подготовки студенты получают в академич. колледжах ун-тов (с преимущественно теоретич. обучением в течение 3-5 лет). После первого этапа они продолжают образование в проф. или исследоват. (аспирантских) школах того же или др. ун-та. По окончании академич. колледжа студенты получают первую ученую степень - бакалавра, к-рая дает право на занятия проф. деятельностью и на дальнейшее обучение в высш. школе (в ун-тах - до получения степеней магистра и доктора). Если же профиль обучения в вузе носит не собственно науч., а практич. характер, то по окончании второй ступени выпускнику выдается диплом о специализации. В Великобритании в самостоят. отраслевых колледжах срок обучения составляет 3-4 года. По окончании их выпускники должны отработать определенный срок (до 2 лет) по избранной специальности и пройти аттестацию в проф. обществе или ассоциации. Подготовка к соисканию ученых степеней осуществляется в системе т. н. последующего образования (магистр - 2 г.). Широко применяется чередование периодов (от 3 до 6 мес.) занятий и практич. работы. Выпускникам вузов выдаются гос. диплом об окончании двухгодичного очного курса и высший гос. диплом о завершении трехгодичного курса, а заочникам - соответствующие гос. аттестаты. Выпускники отраслевых колледжей получают высший гос. аттестат.

Распространена и франц. система высшей школы, сочетающая ун-ты и специа-лизиров. вузы, среди к-рых выделяется группа т. н. больших школ (см. в ст. Франция). В вузы принимаются выпускники общеобразоват. ср. школ, имеющие диплом бакалавра. Курс обучения в вузах 4-6 лет, делится на 3 цикла: подготовит, (до 2 лет), общий (с зачислением по конкурсу; обучение длится 3-4 г. и заканчивается присуждением ученой степени лиценциата с получением соответствующего сертификата и гос. диплома «общих научных знаний») и специальный (продолжается 1-2 г. и заканчивается итоговым экзаменом и получением диплома «высшего научного образования», к-рый дает право продолжать образование до получения в дальнейшем диплома «углубленных знаний» по определенной специальности, а также степени доктора по специальности и доктора «третьего цикла»). В специализиров. ин-тах полный курс подготовки 5-7 лет (диплом приравнивается к университетскому, т.е. на уровне первого этапа третьего цикла; врачам выдается диплом доктора третьего цикла).

В вузах большинства испано- и порту-галоязычных стран ступенчатая структура обучения выражена в меньшей степени (кроме Бразилии). Осн. цикл обучения связан с присвоением степени лиценциата (4-6 лет в зависимости от специальности). По ряду специальностей вместо присуждения степени выдаются проф. дипломы с присвоением соответствующего проф. звания. Лица со степенью или университетским дипломом могут продолжить образование до получения степени доктора (с дополнит, обучением в течение 2-3 лет). В Аргентине и Колумбии второй ученой степенью является магистр. В Бразилии степени бакалавра, лиценциата (в зависимости от специальности - магистра) и доктора могут быть получены студентами после окончания соответствующего цикла обучения

В ФРГ в системе высшей школы значительна доля ун-тов и В. у. з. с университетским статусом (горная и мед. академии, высшие техн. школы). В отличие от др. стран нет конфессиональных ун-тов. Конкурсное зачисление практикуется только на мед., вет. и нек-рые др. специальности, по к-рым введены ограничения по приему. Система образования двухступенчатая. Обучение продолжается 4-6 лет и завершается защитой дипломной работы и итоговым экзаменом. Приобретение ученых степеней отнесено гл. обр. к после-дипломному образованию.

Сложившаяся в СССР система была генетически связана с приоритетным развитием в России (с 18 в.) проф. школ - в отличие от европейских, по преимуществу университетских, нац. систем высш. образования - и сохранила эти свои особенности. В СССР ун-ты составляли ок. 10% от общего числа вузов. Система сов. В. у. з. формировалась гл. сбр. в кон. 20-х и в 30-х гг. 20 в., в период индустриализации, что сыграло свою роль в обеспечении пром-сти и транспорта и др. отраслей нар. х-ва квалифицированными специалистами. В условиях адм.-командной системы высшая школа столкнулась со мн. трудностями; развитие В. у. з. шло по экстенсивному пути, рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Систематически отставала от требований науки и практики материальная база В. у. з. Глубокая реформа системы высшей шкс-лы, начавшаяся в кон. 80-х гг., продолжается с нач. 90-х гг. в суверенных гос-вах, ранее входивших в СССР (см. также статьи об этих гос-вах). Во многих из них начала осуществляться структурная перестройка В. у. з., к-рая превысший дусматривает многоуровневую систему образования: первый уровень высшего образования (4 г. обучения) обеспечивает базовое высшее образование и заканчивается присвоением степени бакалавра в одном из направлений подготовки; 2-й уровень (1,5-2 г. обучения в зависимости от специальности) обеспечивает проф. подготовку в этой специальности и заканчивается присвоением степени магистра; 3-й и 4-й уровни (продолжительностью 3 и 2 г. соответственно) обеспечивают научно-пед. подготовку и завершаются выполнением и защитой диссертационной работы с присуждением степени кандидата или доктора наук. В В. у. з. восстанавливаются принципы автономии (в т. ч. в выборе метод. системы, очередности прохождения уч. курсов и т. п., правил комплектования студенч. контингентов и др.) и внутр. самоуправления. Предусматривается гос. аккредитация В. у. з. См. также в ст. Россия.

Лит. см. при ст. Высшее образование. А. Я. Савельев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основным типом среднего учреждения образования является сред­няя общеобразовательная школа трех ступеней:I- начальная; II - основная, обеспечивающая базовое образование;ІІІ- старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование.

Специализированная школа обеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6-7 до 17-18 лет и от 11-12 до 17-18 лет.

Гимназия - среднее учебное заведение образования второй и третьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теорети­ческую, гуманитарную подготовку одаренных и способных детей.

Коллегиум - среднее учреждение образования, обеспечивающее помимо государственного образовательного минимума гуманитар­ную, общественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготов­ку талантливой молодежи определенного региона или всей Украи­ны. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после оконча­ния школы II ступени.

Лицей - среднее учебное заведение, обеспечивающее государствен­ный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практи­ческую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Ли­цей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразо­вательной школы (4 класса гимназии).

В соответствии с образовательно-квалификационным уровнем под­готовки студентов, способами реализации образовательно-профессио­нальных программ, социальными функциями в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккреди­тации*:

*Аккредитация учебного заведения - это официальное определение ею права органи­зовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. Образовательная цель аккредитации состоит в определении возможностей учебно­го заведения осуществлять подготовку кадров определенного уровня квалификации и присвоении ему определенного статуса. Основными принципами аккредитации являются ориентация на передовые, постоянно обновляющиеся стандарты качества высшей школы; периодичность и гласность; достоверность и объективность; авто­ритетность и независимость. По результатам аккредитации высшему учебному заведению предоставляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного государством образца.

Учебные заведения I уровня аккредитации (техникумы, училища и другие приравненные к ним) готовят младших специалистов на базе среднего образования и на основе базового образования гарантируют получение среднего образования и присвоение квалификации млад­шего специалиста.

Высшие учебные заведения II уровня аккредитации (колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредита­ции) готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра.

Выс­шие учебные заведения III -IV уровней аккредитации готовят специа­листов на основе полного среднего образования с присвоением квали­фикации бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего обра­зования - с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке.

В соответствии со статусом учебного заведения его выпускники по­лучают документы определенного образца, установленного государ­ством. По окончании базовой школы, музыкальной, художественной и других учебных заведений этого типа выдается свидетельство; по окончании полной средней общеобразовательной школы, гимназии, лицея, специализированных школ - аттестат; по окончании технику­мов, колледжей, институтов, академий, университетов и других приравненных к ним учебных заведений - диплом установленного госу­дарством образца.

Последипломное образование включает стажировку, клиническую ординатуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. Его целью является углубление теоретической, специальной подготовки специалистов, в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами разви­тия и организации производства, современным оборудованием, овладение математическими методами научных исследований и т.п.

Работа по последипломному образованию проводится по соответственно составленным образовательно-профессиональным програм­мам (стажировка - по индивидуально составленной программе, исходящей из общих требований по повышению квалификации), которые разрабатываются и контролируются профессионально-техническими и высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации. Нормативный срок обучения определяется про­граммой. Лица, успешно окончившие переподготовку, получают документы установленного образца. Стажеры представляют на место своей работы отчет о работе и отзыв учреждения, где проходила ста­жировка.

Введение………………………………………… …………………….…2

    Система высшего профессионального образования в России…….2

    1. Виды высших учебных заведений в России………………………..3

      Система высшего профессионального образования в России….…5

    Научный потенциал высших учебных заведений России…………8

    1. Проблема научного потенциала ВУЗов России……………………8

      Научный потенциал разных видов ВУЗов в России……………….9

Заключение………….……………………………………………......…11

Список литературы………………………………………...….………..12

Введение

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы госу­дарства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности. Система образования – сложнейший социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Кроме того, в информационную эпоху отчетливо проявляется социальная роль образования как интегральной ценности духовной культуры. При этом к образованию относятся принципиально новые социально-экономические, духовно-нравственные, культурологическое требования.

Целью этой работы является рассмотрение видов высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, и их научного потенциала.

Задачи работы: дать определение высшего учебного заведения в целом и видов высших учебных заведений в частности; обозначить сходства и различия видов ВУЗов России; сравнить две системы высшего профессионального образования; определить научный потенциал высшей школы России, проблемы реализации научного потенциала, а также разницу в реализации научного потенциала в разных видах ВУЗов.

Объектом исследования выступает высшее образование в целом как необходимое явление любого общества и некоторые аспекты ее реформирования в частности.

Предметом данной работы являются собственно виды высших учебных заведений России и нормативные акты, которые регулируют положение высшего образования на сегодняшнем этапе.

    Система высшего профессионального образования в России.

      Виды высших учебных заведений в России.

Для начала определим, что же такое высшее учебное заведение.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ определяет высшее учебное заведение как «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования».

Основными задачами ВУЗа, согласно ст. 8 ФЗ-125, являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:

1). Федеральный университет - ведущее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования, фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. Федеральный университет решает следующие задачи:

    реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

    обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

На сегодняшний день число федеральных университетов равно 8-ми. Это: Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский федеральные университеты.

2). Университет- многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания (не менее 7-ми специальностей). Университет осуществляет следующие задачи:

    реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

    является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Традиционно университет подразделяется на факультеты, факультеты – на кафедры. В состав университета также может входить институт или даже несколько институтов.

Отдельно нужно выделить Национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Сегодня этот статус присужден 29 ВУЗам нашей страны.

3). Академия – высшее учебное заведение, целью которого является подготовка специалистов какого-либо одного направления человеческой деятельности (финансы, искусство, сельское хозяйство и т.д.). В цели и задачи академии входит:

    реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

    выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры;

    ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.

Академия, как и университет, может подразделяться на институты, факультеты и кафедры. В состав академии должна входить аспирантура и возможно докторантура. Как и университет академия может открывать свои филиалы и представительства в других городах.

4). Институт– высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности (одно направление профессиональной деятельности). В его задачи входит:

    реализация образовательных программ высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

    проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.

Институт, таким образом, является базовой единицей в системе высшего образования. Институт может быть самостоятельным лицом, а может входить в состав университета или академии как их структурное подразделение. Требования к учебным программам в институте такие же, как и в университетах и в академиях. Но по другим параметрам они отличаются в сторону упрощения.

Как мы видим научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

      Система высшего профессионального образования в России.

В сентябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к членам Болонского клуба. Тем самым Россия, как и другие государства – члены, обязалась до 2010г. выполнить следующие 6 задач:

1) согласовать структурное построение систем высшего образования переходом к двухцикловому обучению: дипломов бакалавра (4 года) и магистра (еще 2 года);

2) измерять объем учебной работы студента в кредитах (в европейской системе их трансфера – ЕСТ), обеспечить накопление кредитов и их применимость для обучения на протяжении всей жизни;

3) обеспечить контроль качества всех видов высшего образования на основе измерений достижений выпускников;

4) ликвидировать все барьеры для расширения мобильности студентов и преподавателей, изменить законодательство в сфере трудоустройства иностранцев;

5) применять приложение к диплому европейского образца и обеспечить трудоустройство выпускников;

6) повысить конкурентоспособность европейского образования и ее привлекательность для молодежи из других стран и континентов.

На данный момент на территории Российской Федерации действуют 2-е системы высшего профессионального образования:

1). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" - специалиста. Срок обучения 5 лет.

2). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" или квалификации (степени) "магистр" – бакалавриат или магистратура. Сроки обучения 4 или 2 года соответственно.

На данном этапе развития системы образования в России вторая система уже почти полностью заменила собой первую.

Советская однолинейная структура обучения в вузах предусматривала обучение в течение 5-ти лет (6 - для медицинских специальностей) без промежуточных стадий, государственные экзамены, написание и защита дипломной работы с получением документа с названием «диплом специалиста», который давал право поступления на докторские стадии и право выполнять определенную квалифицированную работу. Пятилетние программы подготовки специалистов на данном этапе остаются переходной формой организации обучения в вузе, но прием на эти отделения уже не проводится.

В настоящее время можно сказать, что Россия полностью перешла на новую западную систему образования, в которой такая форма обучения, как специалитет, уже не практикуется.

Новая структура предполагает двухступенчатое базовое высшее образование (30% времени на естественные дисциплины и математику, 25% - на гуманитарные) с получением промежуточного сертификата о неполном высшем образовании и возможностью частичного изменения направления обучения на втором цикле продолжительностью 2 года и получением квалификации «бакалавр», программы которой содержат среднее количество дисциплин специализации.

Лучшие студенты могут продолжить обучение и стать магистрами, при этом продолжительность высшего образования – не менее 6-ти лет, который откроет им путь к докторским степеням, или получить квалификацию «специалиста с расширенным образованием» (продолжительность обучения 5 и более лет).

Заключительный этап российского образования (аспирантура) длится 2-3 года под наблюдением научного руководителя и включает выполнение самостоятельных исследований, написание и защиту диссертационной работы определенного уровня и объема.

Продолжается дискуссия о целесообразности сохранения старого звание «кандидат наук» или перехода на международное – «доктор философии» (PhD). Длительная научная работа и обобщение ее последствий в большой по объему диссертации со сложной процедурой защиты приводит к получению высшего научного звания «доктор наук» с широкими правами на личную автономию в исследованиях и получению высших должностей в научной иерархии.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации существует несколько образовательно-квалификационных уровней:

1). Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания по обобщенному объекту труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

2). Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотреные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

3). Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Помимо участия в Болонском процессе Россия также подписала основные конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о взаимном принятии дипломов. Отношение к зарубежным аттестатам о высшем образовании достаточно толерантное, к тому же в большинстве других стран они действуют более длительное время, чем в России.

    Научный потенциал высших учебных заведений России.

2.1 Проблема научного потенциала ВУЗов России.

Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. Поэтому неудивительно, что в последнее время все большее внимание уделяется проблеме развития научного потенциала вуза, подразумевающего потенциальные возможности научно-педагогических кадров, научно-технических ресурсов вузов, сложившихся научных школ в выполнении научных исследований наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров; а также наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности и достаточность уровня их развития для осуществления эффективной научной деятельности.

В частности, проблемы, затронувшие все компоненты научного потенциала российских вузов:

1) «старение» кадров; загруженность преподавателей работами по обучению студентов; низкая востребованность научного потенциала преподавателей, по их собственным оценкам; падение престижности научного труда, в особенности для молодых и энергичных людей;

2) низкий материально-технический уровень обеспечения, недостаточное финансирование научного труда;

3) слабое информационное взаимодействие вузовского сектора с предприятиями;

4) недостатки и упущения в нормативно-правовой базе, отсутствие системы контроля;

5) недостаточность условий для эффективного использования результатов научных исследований, вовлечения их в хозяйственный оборот и др.

Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. Государственное финансирование исследований вузов индустриально – технологически развитых стран все активнее ориентируется на конкретные социально-экономические цели, проекты и программы и ставится в зависимость от конечных результатов; возрастает роль контрактного финансирования.

В российских вузах в последние годы отмечается некоторый рост патентной активности (за период 2002 – 2007 гг. – в 1,4 раза); на их долю приходится почти 5-ая часть патентных заявок, подаваемых в России. В вузах создается 35% принципиально новых производственных технологий.

Почти 3-ья часть передовых промышленных технологий создается в вузовском секторе. Но вместе с тем вузовский сектор слабо ориентирован на коммерциализацию своей продукции, кроме того, сама промышленность не всегда готова принять новые технологии.

Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается также за счет подготовки квалифицированных ученых и инженеров, растущего участия преподавателей и аспирантов в выполнении исследований и разработок, передаче их результатов в промышленность.

2.2 Научный потенциал разных видов ВУЗов в России.

Научный потенциал любого высшего учебного заведения реализуется самым различным образом:

а) создание разнообразных внедренческих структур в сфере трансферта результатов научных исследований;

б) выход научных продуктов вуза;

в) выпуск научно-педагогических кадров и формы признания вуза в профессиональном сообществе;

г) накопление оформленных в установленном порядке результатов интеллектуальной деятельности;

д) накопление стоимостных результатов научно-исследовательской деятельности.

Все виды ВУЗов также формируют так называемый кадровый потенциал, и это относится в первую очередь к специалистам, работающим в самом ВУЗе, а не только к выпускникам учреждения.

Как мы уже отметили в первой главе, научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Федеральные университеты проводят фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям. Кроме того, именно на них возложена задача по интеграции науки, образования и производства. И в первую очередь решается она путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Таким образом, именно федеральные университеты создают передовую образовательную, научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, которая в свою очередь должна способствовать внедрению новых знаний для решения социально-экономических задач региона.

Университеты также проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, представленных в данном учреждении. Научные исследования в университете должны проводиться не менее чем по 5-и отраслям науки. Объем финансирования этих исследований должен составлять не менее 10.000.000 рублей за последние 5 лет.

Отдельно нужно отметить возможность открытия при университете малых инновационныхпредприятий, научно-образовательных центров и других структур, ориентированных на внедрение результатов научных исследований, их трансфер в учебный процесс.

Академия является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Таким образом, на неё возложена задача проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры.

Научно-исследовательские работы в академии по объему финансирования должны составляет от 5-и до 10-и миллионов рублей за промежуток в 5 лет. По этому параметру академия занимает промежуточное положение между университетом и институтом.

Так как институт занимается подготовкой специалистов для работы только в одной области профессиональной деятельности, научные исследования в данном виде ВУЗов должны проводиться по заявленному профилю. Объем финансирования этих исследований должен составлять от 1,5 до 5-и миллионов рублей за последние 5 лет.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что задачи модернизации системы высшего образования, повышения в нем эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России предполагают разрешение проблем вузовской науки, являющейся основной частью национального научного потенциала. Наука высшей школы России, как и в других ведущих странах, должна стать мощным инновационным ресурсом развития страны. Она призвана обеспечить:

    взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах важнейшим научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам;

    воспроизводство научных школ;

    опережающий конкурентоспособный уровень производства;

    инновационные идеи и проекты.

И важную роль в решении этих задач играют абсолютно все виды высших учебных заведений в России, каждый на своем уровне: федеральные университеты – на уровне федеративных округов, институты – на уровне конкретных направлений профессиональной дуятельности.

В данной работе нами были рассмотрены виды высших учебных заведений России, системы высшего образования, реализуемые на территории Российской Федерации, а также научный потенциал различных ВУЗов и проблемы реализации этого потенциала. Таким образом, мы можем сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были нами полностью достигнуты.

Список литературы:

    Алифанова А.Ю., Чепыжова А.С. Научный потенциал высшей школы. http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_26.pdf

    Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как актор конкурентности экономического развития // Научные ведомости, 2009, №7 (62).

    Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода - М., 1994.

    Егорова Ю.А. Проблема развития научного потенциала высшей школы // Успехи современного естествознания, 2008, № 3.

    Емелин Н.М., Шведова Е.А. Научная деятельность и научный потенциал. М., 2006.

    Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука, 2006, № 3.

    Письмо Министерства образования и науки РФ О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования от 1 февраля 2007г. № ПК-1.

    Поберезская Г.Г. Россия: участие в Болонском процессе и повышения качества высшего образования // Проблемы образования: Науч.-метод. сб. /НМЦВО МОН Украины.- Киев, 2005.

    Сычев А.В. Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/ekonomika/sychev.pdf

    Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ // Российская газета, 1996, 14 февр.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.

(в ред. Федерального закона от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

2. Университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

2.1. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет".

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

3. Академия - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. Высшие учебные заведения могут иметь свои структурные подразделения и филиалы. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний или в ином порядке, определяемом учредителем (учредителями) высшего учебного заведения. В аспирантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, как правило, на конкурсной основе. В докторантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.