Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Нормативно-правовые основы дополнительного образования на современном этапе Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направлени

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной работе мы рассмотрим основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование: Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.- №6 - 7. С. 12

  • 1. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);
  • 2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);
  • 3. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);
  • 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);
  • 6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ»Обобразовании в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании».

Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 122

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1).

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10).

Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 129 свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свойУстав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ. Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009. С. 14

Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности». Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013-2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108 Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

  • 1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.
  • 2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.
  • 3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.
  • 4. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
  • 5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей можно дифференцировать следующим образом:

по охвату образовательных областей - на однопрофиль­ные (клуб юных моряков, детская студия (по разным видам ис­кусства), станция юных натуралистов, детско-юношеская спортивная школа и т.д.) и многопрофильные (Центр дополни­тельного образования детей, Дворец детского - юношеского - творчества, Дом детского творчества, детства и юношества, уча­щейся молодежи, клуб детский - подростковый и т.д.);

различию потенциалов - Центр детского и юношеского ту­ризма, клуб детского и юношеского туризма, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Совокупность разных видов учреждений указанных типов, функционирующих в микрорайоне, районе, мегаполисе, регионе, составляет сеть учреждений дополнительного образования детей.

Условием организации образовательного процесса в системе Д.О.Д. регулирует следующие документы:

Закон РФ "Об Образовании"

Типовое положение об образовательном учреждении Д.О. детей

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждением Д.О.

Устав образовательного учреждения

Договор о взаимоотношениях с учредителями

В статье 2 Закона отмечается, что образовательное учени-ие самостоятельно в осуществлении образовательного процесса подбора и расстановки кадров, научной финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных законодательством РФ, типовым положением об Образовательном уч-ии соответствующего типа и вида, уставом образовательного учреждения.

Закон "Об образовании" определяет порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения, его реорганизации и ликвидации. Закон предусматривает, что права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности образовательное учреждение получает с момента выдачи лицензии. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ возникает с момента государственной аккредитации.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего учреждения, его категорию, уровень реализуемых им образовательных программ. Решение о государственной аккредитации принимается на основе заключения по аттестации образовательного учреждения. Целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Последние включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (эти положения, однако, не относятся к дополнительным образовательным программам). Аттестация учреждений дополнительного образование, как и аттестация дошкольных образовательных учреждений, коррекционных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проводится в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях, (см. п. 14 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.)

Нормативно-правовое обеспечение - это оснащение системы образования или деятельности специалистов необходимыми нормативными и правовыми документами, устанавливающими определенные нормы и правила в конкретной сфере деятельности.

Осуществить нормативно-правовое обеспечение – значит, сделать возможным выполнение профессиональной деятельности в рамках законодательства, устранить вопросы и затруднения у исполнителей, связанные с принятыми нормами и правилами, предоставить ответы на вопросы о порядке и регламенте организации этой деятельности.

Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы обусловливают известную неопределенность положения дополнительного образования детей, отсутствие гарантий его сохранения и защиты, сужают возможности эффективного развития.

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на международном, федеральном и региональном уровнях. В данной теме мы рассматриваем основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. действует Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сменил принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам».

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75). Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001.

Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5).

Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав . Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».

Концепци развития дополнительного образования детей Российской Федерации (2014) определяет основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы в этой сфере, а также основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей. По словам главы Минобрнауки России Дмитрия Ливанова, ключевыми целями разработки Концепции являются: обеспечение права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей, семей с детьми в сфере допобразования, в конечном счете – развитие инновационного креативного потенциала государства.

В ходе реализации Концепции планируется:

Повысить качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка;

Обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;

Развить инфраструктуру дополнительного образования детей, в том числе за счет обеспечения его инвестиционной привлекательности;

Усовершенствовать нормативно-правовую базу с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, в том числе содействие в легализации так называемого теневого сектора сферы допобразования;

Сформировать эффективную межведомственную систему управления развитием дополнительного образования;

Создать условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Реализация Концепции намечена в два этапа: с 2014 по 2017 годы и с 2018 по 2020 годы. При этом сначала планируется разработать комплекс мер и механизмов по реализации Концепции, создать и начать реализовывать региональные программы развития дополнительного образования детей. После этого продолжится реализация федерального комплекса мер региональных программ развития дополнительного образования.

Основные ожидаемые результаты реализации Концепции:

Расширение возможности выбора детьми программ дополнительного образования, формирование эффективных механизмов финансовой поддержки участия детей в системе допобразования;

Обеспечение полноты и объема информации о конкретных организациях и дополнительных образовательных программах для семей с детьми;

Формирование эффективных механизмов государственно-общественного, межведомственного управления системой допобразования детей;

Реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми;

Обеспечение высокого качества и обновляемости дополнительных программ;

Кроме того, планируется привлечь бизнес к активному участию в реализации программы, а также задействовать механизмы государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации. В качестве инструментов мотивации для бизнеса рассматриваются различные преференции, включая налоговые льготы.

Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня. Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы: Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ опирается на международные документы , определяющие позицию ребенка в современном мире. Среди ключевых международных документов можно выделить: Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка (1959 г.), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 03.12.1986г.), Конвенцию о правах ребенка (1989г.), Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990г.), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, приняты 14.12.1990 г.), Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182).


В соответствии со ст. 15 Конституции РФ (12.12.1993г) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Федеральный закон»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.11.2007 г. N 309-ФЗ.

7.Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.г. .

8.Федеральный закон от 29.10.2002 г. № 781 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

9.Федеральный законот 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений ».

10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. . (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.г.).

11.Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ» от 29.04.1999г. . (Принят Государственной Думой 13.01.1999г. Одобрен Советом Федерации 27.г.).

12.Федеральный закон от 06.10.1999г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13.Федеральный закон от 06.10.1999г №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

14.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. .

15.Федеральный закон№ 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

16.Федеральный закон»О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №98-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).

17.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.г. (Принят Государственной Думой от 14.г.).

2.Парламентские слушания «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей в РФ»(от 22 мая 2008 года)?.

3.Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования. Приказ министерства профессиональных квалификационных групп должностей работников образования от 05.05.2008 года № 216н и № 217н.

4.Повышение роли дополнительного образования детей в организации досуга детей и подростков. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка от 19.года №4.

5.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» от 26.03.2007г.

6.Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходов из сложившейся ситуации. Письмо Федерального агентства по образованию от 1 февраля 2007 года №ин/01-10.

7.Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 .

9.Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры» (2006 г.).

10.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Информационное письмо от 19.08.2004 г. АФ-705.

11.Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-135/06 от 6 июня 2006 г. и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ№ 3171-01- 49/05-АБ от 18 мая 2006 г.

13.Об опыте работы комитета по образованию Санкт-Петербурга по развитию дополнительного образования детей (Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 14.06.2005 г. № 7/1).

14.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 19.08.2004г. № АФ - 705.

15.Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела. Письмо МО РФ № 645/1от 04.12.2004г.

16.О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей. Протокол заседания коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г.№ПК-2.

17.Инструктивное письмо Минобразования РФ «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» от 01.11.2002 г. №5.

18.Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России о порядке предоставления статуса базового (опорного) учреждения дополнительного образования детей (2002г.).

19. Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела (Письмо Минобразования России от 04.12.2002 г. № 645/19-12).

21.Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13.

22.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Приложение к письму МО РФ от 15.года №/16.

23.Методические рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16.

25.О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решение коллегии МО РФ, протокол /2 от г.

26.О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма. Приказ Минобразования РФ от 23 марта 1998 г. N 769.

27. Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив». Приказ Минобрнауки России от 12.года № 883.

28.Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861.

29.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей. Решение коллегии МО РФ, протокол /1 от г.

30.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом Минобразования России от 13 июля 1992 г. №293.

5. Нормативно-правовая база по организации аккредитации и лицензирования ОУДОД:

1.Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277; вступил в силу с 1 июля 2009 года).

10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул. Сан ПиН 2.4.4.969-00. (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000, введены с 1 февраля 2001 г).

11.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г., введены с 30 июня 2003 г.) .

12.Письмо министерства образования РФ «О методических рекомендациях по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 28 августа 2000 г.№ 631/28-16.

6. Нормативно-правовая база о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей:

1.Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. от 11.г. .

2.Письмо Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от20.05.2003г. № 28-51-391/16.

3.Писмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от18.06.2003 г. №28-02-484/16.

7. Концептуальные документы, целевые, межведомственные программы системы образования в целом и дополнительного образования в частности

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01.2007 г.).

3.Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2годы», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №6).

4.Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2гг.», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №7).

5..Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года. Минобрнауки России от 16.04.2007 г. №0

6.Федеральной целевая программа «Дети России» (2г.). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172.

7.Приоритетный национальный проект «Образование». Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.

8.О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2годы»«.

9.Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2год. Распоряжение Правительства РФ от 18.г. .

10.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения с 2006 по 2012гг.». Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100.

11.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2гг.». (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.г. № 422).

12.Доклад Министра образования и науки РФ 12.12.2005 г. (о дополнительном образовании детей).

13.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. (Одобрена решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004г. № ПК-2).

14.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г. протокол, раздел I).

15.Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование». Постановлением Правительства РФ, 2003г.

16.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Утверждена приказом МО РФ от г. № 2783).

17.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.г. № 1756 - Р (п-2).

Н. А. Мухамедьярова

Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования

детям в России

В статье представлены результаты анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям в 83 субъектах РФ. Проведена систематизация документов на основе разработанных двух групп критериев и показателей: критерии отбора актуальной базы и критерии ее анализа. Выявлены проблемы законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере предоставления дополнительного образования детям в субъектах РФ.

Ключевые слова: законодательная и нормативно-правовая база, система дополнительного образования детей, региональные и муниципальные документы, распорядительные документы.

N. A. Mukhamedyarova

Normative Legal Regulation of Providing Children"s Further Education in Russia

The paper presents the results of the analysis of legislative and regulatory framework on providing children"s further education in 83 regions of the Russian Federation. Systematization of documents held by the two groups developed criteria and indicators: the actual database selection criteria and criteria for the analysis. The problems of the legislative and regulatory framework in the field of the provision of children"s further education in the regions of the Russian Federation are revealed.

Keywords: legislative and regulatory framework, the system of children"s further education, regional and municipal documents, administrative documents.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В этой связи особо значимым становится законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дополнительного образования детей не только на федеральном уровне, но и уровне субъектов РФ. Важно, чтобы региональная и муниципальная нормативно-правовая база способствовала развитию сферы дополнительного образования детей, а не создавала ограничения, сложности и проблемы. В этой связи, научный и практический интерес нашего исследования был направлен на разрешение существующих противоречий: между стратегической установкой современной системы дополнительного образования детей на развитие ее законодательной и нормативно-правовой базы и отсутствием единых механизмов анализа этой базы; между высоким потенциалом законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию системы дополнительного образования детей, и недостаточной осведомленностью специалистов этой сферы о лучших образцах нормативно-правовых документов.

Методологическую основу анализа законодательной и нормативно-правовой базы составили ключевые положения системного и комплексного подходов. В контексте системного подхода

сфера дополнительного образования детей определяется как сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа. Поэтому ее законодательное и нормативно-правовое регулирование, состоящее также из уровней, имеющее иерархию и самостоятельные компоненты, важно рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи. Это позволяет выявить не только общие системные свойства, но и качественные характеристики современной нормативно-правовой базы, определить их функциональное назначение, роль в системе. В рамках комплексного подхода проведение анализа позволило выстроить взаимосвязи различных разнородных элементов анализа: уровни законодательной и нормативно-правовой базы (региональный, краевой, муниципальный); виды документов (законы, приказы, распоряжения и т.д.); источники нормотворчества (правительство региона, департаменты, мэрии и т.д.). Комплексный подход обеспечивает целостность процесса анализа и его результатов, поскольку ориентирует на всестороннее изучение объектов и полноту их содержания.

Анализ законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям проводился по 83 субъектам РФ. Следует подчеркнуть, что научный интерес для нашего анализа представляли как общие,

© Мухамедьярова Н. А., 2013

комплексные нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня, регламентирующие все уровни системы образования и содержащие внутри документа информацию, относящуюся к дополнительному образованию детей, так и частные документы, касающиеся непосредственно системы дополнительного образования детей в субъектах РФ.

Отбор документов осуществлялся через представленные из субъектов РФ источники информации. Целью отбора являлось составление списка документов для последующего их анализа, поэтому важно было найти репрезентативные и грамотно составленные, с точки зрения юридической техники, нормативно-правовые акты. В связи с этим для данного этапа были разработаны внешние критерии отбора документов: критерий соответствия документа юридическим и правовым нормам, изложенным в федеральных актах, регламентирующих нормотворчество ; критерий актуальности документа; структурный критерий.

На основе этих критериев было отобрано 103 законодательных и нормативно-правовых акта субъектов РФ и муниципальных образований по вопросу предоставления дополнительного образования детей, в том числе 65 документов регионального уровня (областного, республиканского) и 38 документов уровня муниципальных образований.

Систематизация отобранных для анализа документов позволила нам констатировать, что нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования детей в субъектах РФ осуществляется преимущественно через распорядительные документы (областные законы региональных законодательных собраний, городских и областных дум субъектов РФ), указы президентов республик РФ, приказы региональных и муниципальных органов управления образованием и приложения к ним, постановления губернаторов и мэров субъектов РФ, органов управления образованием, региональных правительств, распоряжения правительств и региональных органов управления образованием, решения городских дум субъектов РФ.

Особенность регламентации через распорядительные документы заключается в содействии органу управления регулировать и координировать деятельность, обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своих нормативно-правовых решений. В юридическом плане распорядитель-

ные документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов возникают конкретные административно-правовые отношения в сфере управления; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональные и муниципальные органы управления образованием более пристальное внимание обращают на регламентирование конкретных вопросов в системе дополнительного образования детей.

Для анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ были применены качественные критерии анализа и показатели к ним, представленные ниже.

Целевой критерий позволяет определить: соответствие целей региональных документов приоритетным направлениям законодательной и нормативно-правовой базы федерального уровня, государственному заказу системе дополнительного образования детей; соответствие целей региональных документов запросам системе дополнительного образования со стороны заказчиков; направленность в целях документов на конкретный конечный результат дополнительного образования детей по времени и срокам достижения.

Основные целевые ориентиры изученных законодательных и нормативно-правовых документов по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ имеют следующий обобщенный вид:

Повысить роль учреждений дополнительного образования в воспитании, обучении и творческом развитии личности в регионе;

Закрепить гарантии правовой и социальной защиты детей в субъектах РФ; создать правовое обеспечение реализации государственной образовательной политики в интересах детей;

Регламентировать предоставление государственной услуги «дополнительное образование детей»;

Реализовывать права детей на получение дополнительного образования, установить единообразие при приеме граждан в учреждения дополнительного образования детей;

Обновлять содержание дополнительного образования детей;

Повысить качество и доступность дополнительного образования детей; утвердить перечень показателей качества дополнительных образовательных услуг; создать механизм формирования нормативных требований к развитию системы управления качеством образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования детей;

Развивать творческий потенциал и повышать профессиональную квалификацию педагогов;

Осуществлять государственную и общественную поддержку развития одарённости детей на территории субъектов РФ;

Поощрять детей, добившихся значительных достижений в развитии своих интеллектуальных, творческих, социальных, спортивных способностей; внедрять и развивать инновационные процессы в системе дополнительного образования детей;

Предпринимать меры по развитию различных форм сетевого взаимодействия в образовании;

Создавать комфортные условия для участников отношений, возникающих при организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъектов РФ;

Устанавливать нормативы финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования детей;

Установить размеры и условия оплаты труда работников системы дополнительного образования детей;

Установить размер и порядок внесения родительской платы за обучение детей в учреждениях дополнительного образования детей;

Установить перечень льготных категорий населения по плате за обучение детей и др.

Целевые ориентиры, заявленные в документах, разнообразны, затрагивают все основные сферы системы дополнительного образования детей. С одной стороны, региональные документы сопровождают и обеспечивают реализацию целевых установок федерального законодательства, регулирующего эту область, таких как: обеспечение доступности и бесплатности дополнительного образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года); обновление и совершенство-

вание содержания дополнительного образования, внедрение инновационных моделей воспитания и развития (Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы); выстраивание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей (Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов); изменение роли и значения дополнительного образования в системе образования (Федеральные государственные образовательные стандарты) и др.

С другой стороны, анализ документов по целевому критерию выявил следующую особенность регионального нормативно-правового регулирования как конкретность. Большинство актов содержат инструкции, меры, списки действий, последовательность мероприятий, направленные на решение частных конкретных проблем предоставления дополнительного образования, имеющихся в субъектах РФ. Следует также отметить похожесть и одинаковость проблем во всех регионах.

Анализ документов на основе содержательного критерия позволяет оценить уровень содержания и организации региональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в субъектах РФ, отраженные в их законодательной и нормативно-правовой базе. В том числе: степень обновления содержания дополнительного образования (разнообразие, появление новых форм, направлений деятельности); восстребованность определенных форм и направлений содержания дополнительного образования детей; развитие инновационных процессов в дополнительном образовании.

Все представленные законодательные документы достаточно разнообразны по своему содержанию, но их можно объединить тематические группы, направленные на регламентацию и развитие дополнительного образования детей. В числе наиболее часто повторяющихся групп документов об образовании лидируют те, которые декларируют общедоступность дополнительного образования не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и на уровне общего и профессионального образования. В документах субъектов РФ говорится также о значимости и развитии дополнительного образования в направлениях культуры и спорта, предоставлении возможности детям выбора услуг, касающихся научно-технического творчества, спортивной подготовки и других образовательных областей.

В процессе анализа нормативно-правовых документов выявлена тенденция развития разнонаправленных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, клубы юных туристов и иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии), которые позволят создать многообразие выбора социальных заказчиков.

Лучшие документы отражают содержательное многообразие учреждений, в которых реализуется дополнительное образование, образовательные программы, инновационные технологии. Исходя из анализа содержания документов, можно увидеть, что администрации регионов предоставляют возможность дополнительному образованию выявления одарённых детей посредством участия их в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях, исследованиях и др.

В рамках системы дополнительного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей. Важным шагом региональных властей в сторону развития дополнительного образования является создание таких нормативно-правовых документов, которые бы декларировали право на социальную поддержку обучающихся в сфере дополнительного образования.

Таким образом, исходя из содержания законодательства в сфере дополнительного образования детей, можно сделать вывод о сохранении основополагающих признаков предоставления данного вида образования, его поддержка органами региональных властей. Тем не менее, оснований для удовлетворения современным состоянием содержания нормативных правовых актов нет.

Анализ документов по критерию обеспечивающих условий проводился через набор следующих показателей: проработанность групп условий в нормативно-правовой базе; приоритетность конкретных условий; наличие нормативных механизмов реализации условий.

Основное внимание в законодательной и нормативно-правовой базе субъектов РФ уделяется вопросам финансирования и кадровому обеспечению дополнительного образования детей.

Лучшие образцы нормативно-правовых документов представляют механизмы финансирова-

ния дополнительного образования в следующих аспектах:

Финансирование на основе субвенций из областного бюджета;

Финансирование на основе разработанных органами государственной власти бюджетов, установления тарифов подушевого финансирования;

На основе расчёта нормативных затрат на оказание услуги и др.

Законы, приказы и постановления региональных властей позволяют учреждениям дополнительного образования детей привлекать кроме бюджетных и другие источники финансирования. Этими источниками являются: организация дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, спонсорская помощь.

С точки зрения нормотворчества в области дополнительного образования необходима кадровая политика. В анализируемых документах отмечаются следующие основные положения кадровой политики в этой сфере:

Возможность повышения уровня квалификации педагогов дополнительного образования;

Предоставление заработной платы, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

Создание системы поощрений лучших педагогов дополнительного образования;

Организация конкурсов педагогических работников дополнительного образования.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов с позиции создаваемых условий доступности дополнительного образования показывает, что законодательство в этой области находится в стадии своего развития.

Анализ документов по результативному критерию проводился через набор следующих показателей: наличие в документе описания ожидаемого результата; соответствие ожидаемых результатов заявленным целям; разнообразие форм представления результатов; наличие не просто констатации полученного итога, а выводов и указания возможных дальнейших перспектив.

Правовые документы, отражающие результат предоставления услуги дополнительного образования, можно представить в виде логично взаимосвязанных друг с другом групп. Первая группа документов отражает целостный механизм оценки качества услуг дополнительного образования, выстроенный в систему положений построения

такого механизма. Вторая группа документов нацеливает на создание критериев и показателей качества услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей. Третья группа документов отражает стандарт качества оказания услуг дополнительного образования, в котором изложены комплексные требования ко всем элементам предоставления дополнительного образования детей в учреждениях разных типов. Четвёртая группа представляет результаты работы учреждений дополнительного образования, дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, итоги конкурсов, программ, результаты мониторинга.

Анализ вышеназванных документов позволяет констатировать нацеленность актуальной действующей нормативной правовой базы регионов на достижение нового уровня воспитания и обучения в системе дополнительного образования детей, на приоритет качественного развития, а не стабильного функционирования.

Исследование законодательных документов позволило выявить следующие проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования детей в субъектах РФ:

1. Отсутствие комплексного документа, который бы включал все блоки системы дополнительного образования детей и создавал основы ее нормативного регулирования на уровне муниципального образования, региона, республики.

2. Дополнительное образование детей имеет противоречивый нормативно-правовой статус. С одной стороны, во многих документах говорится о важности и значимости этой системы, о невозможности без ее участия полноценно развивать, воспитывать и обучать, но, с другой - мы можем видеть достаточно документов, где дополнительное образование упоминается лишь в списке перечислений уровней образования, без уделения ей должного внимания внутри.

3. Принцип доступности дополнительного образования носит, как правило, декларативный характер. Как показывает сопоставительный анализ документов, перечень мер, призванных обеспечить этот принцип, применяемых названными регионами, стандартен, не очень велик, формулировки носят, как правило, лозунговый характер.

4. Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативно не закреплена.

5. Из анализа прав, социальных льгот и гарантий, закрепленных в законодательной базе

субъектов РФ, трудно сделать оптимистичный вывод о правильном понимании законодателем роли и значения педагогических кадров дополнительного образования в современном обществе. Значительная часть регионов в лучшем случае ограничилась сохранением прав и льгот, которые традиционно предоставляло педагогам государство (удлиненные отпуска, некоторые преимущества в получении жилой площади и др.).

6. Целевые установки, заявленные в документах, не всегда находят процессуальное и содержательное отражение в нормативно-правовых актах способов и методов их достижения.

Анализ основополагающих положений законодательной базы регионов РФ показывает, что законотворческий опыт содержит немало ценных наработок, заслуживающих внимания нормативно-правовых решений, знание которых значительно расширяет наши представления о путях, способах, конкретных вариантах совершенствования российского законодательства.

Но, к сожалению, в настоящий момент законы либо носят общий характер, закрепляют отношения на уровне принципов, основ нормативного правового регулирования в сфере дополнительного образования детей, либо регулируют отношения в этой области на каком-то одном уровне общего или профессионального образования.

Библиографический список

1. Кашина, Т. В. Юридическая техника [Текст]. -2-е изд., пересмотр. - М. : Норма, Инфра-М, 2011. -496 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

3. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

4. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» [Текст] // Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пигол-кина. - М., 1998. - С. 216-217.

Bibliograficheskij spisok

1. Kashina, T. V. Yuridicheskaya tekhnika . - 2-ye izd., peresmotr. - M. : Norma, Infra-M, 2011. - 496 s.

2. Postanovleniye Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 13 avgusta 1997 goda № 1009 «Ob utverzhdenii pravil podgotovki normativnyh pravovy"h aktov federal"ny"h

о^алоу 15ро1пкеГпо] у^БИ 1 Ш gosudarstvennoj registra-си».

3. Рг1ка7 Minyusta КР ot 4 тауа 2007 g. № 88 «ОЬ utverzhdenii Ка7"уаБпепг| о рптепепи Ргау11 pod-gotovki по1тайупуЪ pravovy"h aktov federa1"ny"h ОГ-

ganov ispo1nite1"noj v1asti i ih gosudarstvennoj registra-сп».

4. Proyekt Federa1"nogo zakona «О normativny"h pravovy"h а&аЬ Rossijskoj Federacii» // 2а^п: sozdaniye i to1kovaniye / pod red. А. 8. Pigo1kina. - М., 1998. - 8. 216-217.