Компьютерные тесты: придумываем задания. Разработка тестовых заданий по различным разделам образовательной области «технология Тестовые задания на соответствие пример

Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

Прежде чем мы перейдем к принципам разработки тестов, необходимо сделать ряд замечаний.

Различия между тестом и заданиями в тестовой форме

В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).

Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).

Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.

Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».

В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:

  • краткость;
  • технологичность;
  • определённость цели;
  • логическая форма высказывания;
  • определенность места для ответов;
  • одинаковость правил оценки ответов;
  • правильность расположения элементов задания;
  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.

Формы тестовых заданий

Кроме того, принципы разработки тестовых заданий (заданий в тестовой форме) связаны с их формами. Разные авторы по-разному классифицируют формы тестовых заданий. Положение усугубляется тем, что каждая автоматизированная система для проведения тестирования называет одни и те же формы по-разному. Обобщим все многообразие форм тестовых заданий следующей классификацией.

  1. Верно/Неверно (Правда или Ложь, от анг. True or False) – содержит утверждение, с которым обучающийся должен либо согласиться, либо нет.

Например:

Первым президентом США был Джордж Вашингтон

  1. Верно
  2. Неверно

В ЕГЭ подобные задания встречаются в КИМах по иностранным языкам в заданиях на аудирование: учащиеся слушают текст, далее переходят к заданиям типа Правда или Ложь.

Данная форма тестовых заданий самая простая как для составления преподавателем, так и для ответа обучающимся. Такие формы задания характеризуются высокой степенью угадывания правильного ответа.

2. Множественный выбор (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов). Эта самая распространённая форма тестовых заданий. Она содержит утверждение (вопрос) и альтернативные ответы.

Для заданий с выбором одного правильного ответа рекомендуется не менее 4 (если меньше, то вероятность угадывания правильного ответа увеличивается) и не более 6 (трудно придумать правдоподобные альтернативы).

Для заданий с выбором нескольких правильных ответов рекомендуется не менее 6 альтернатив.

3. Задания на установление соответствия. Оно представляет собой набор элементов в двух столбцах – обучающемуся нужно установить соответствие между элементами левого и правого столбцов. Наличие заголовка для каждого набора столбцов является обязательным – он позволяет учащемуся не тратить время на обобщение элементов в столбцах и сразу перейти к упражнению.

Сравните:

  1. a) Ярлык
  2. b) Улус
  3. c) Волостень
  4. d) Порок
  5. e) Плинфа
  1. Стенобитное сооружение
  2. Кирпич
  3. Ханская грамота
  4. Правитель волости
  5. Владение

Тоже задание, переформатированное с учетом специфических требований:

Как мы видим, во втором случае задание более читабельно, его смысл легко улавливается. Обратите внимание, что, например сервис OnlineTestPad и некоторые другие позволяют добавлять такие заголовки. Другие (как Moodle) не обладают таким функционалом. В этом случае необходимо писать полную инструкцию, например, «Установите соответствие между ….и….»

В бумажных тестах такой формы заданий для правильного ответа предлагается заполнить специальную табличку. Вариант со стрелочками считается менее технологичным для проверки, поэтому его следует избегать.

2 3 4

Также желательно устанавливать нечетное количество элементов левого и правого столбца, чтобы последний элемент выбирался не методом исключения.

Посмотрите на это задание:

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности (по возрастанию) их деятельности

Дмитрий Пожарский

Алексей Ермолов

Михаил Скобелев

Алексей Орлов

Это тоже задание на установление соответствия, точнее, его разновидность – задание на установление правильной последовательности. Ряд зарубежных исследователей склонны к такому объединению. Именно поэтому, например в Moodle мы не найдем такой формы. Но ее легко можно сконструировать из задания на установление соответствия. Для наглядности немного переформатируем предыдущее задание:

Мы видим классическое задание на соответствие, просто левый столбец представляет собой числовой порядок. Правильные ответы обучающийся также заносить в специальную таблицу.

2 3

Иногда описанные выше задания верно-неверно, множественного выбора и соответствия объединяют в группу заданий закрытого типа , которые обладают следующими общими чертами:

  • Присутствует в явном виде правильный ответ, его нужно просто выбрать тем или иным способом;
  • Ответы на вопросы можно угадать (вероятность угадывания вырастает с уменьшением количества альтернатив);
  • Ответы можно припомнить
  • Ответы можно подобрать логически, откинув явно неправильные альтернативы.

5. Дополнение (краткий ответ). В этих заданиях учащемуся необходимо дописать правильный ответ. Иногда такой тип заданий называют заданиями открытого типа. В отличие от рассмотренных выше форм тестовых заданий, такие стратегии как угадывание, припоминание правильного ответа и др. «не работают». Поэтому данный тип задания считается более трудным для обучающихся.

6. Эссе – краткий ответ учащегося по сути вопроса. Строго говоря эссе не является формой тестового задания, т.к. он не соответствует необходимым критериям краткости, технологичности и прочее. По нашему мнению, эссе было введено для преодоления известных трудностей при составлении типичных тестовых заданий, главные из которых – невозможность представить весь учебный материал в тестовом виде и репродуктивный характер типичных тестовых заданий.

Тем не менее в заданиях эссе должны быть предложен(ы) эталон(элементы) оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения.

При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log 2 x и g(х) = log 2 (3 – х) будут отличаться меньше, чем на 1?

Критерии для оценивания правильного ответа

Баллы Критерии оценки выполнения задания 9
2 Приведена верная последовательность шагов решения:

1) составление неравенства, содержащего модуль;

2) решение неравенства.

Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ

1 Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ
0 Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

Принципы разработки заданий в тестовой форме

Следующее, на чем нас стоит остановиться – на принципах разработки заданий в тестовой форме.

Долгое время существовала убеждённость, что тест сам по себе является объективным средством контроля. Однако затем пришло понимание, что тест обеспечивает, в первую очередь процедурную объективность. Для оценки же качества теста существует ряд смежных направлений – надежность (гарантия отсутствия в тесте случайных ошибок), валидность (гарантия, что тест измеряет именно то, что он должен измерять), трудность и т.д. Как мы указывали выше, все эти параметры разрабатываются на основе различных математических моделей в ходе экспериментальной работы авторского коллектива и недоступны для учителей, преподавателей. Поэтому мы лишь остановимся на ряде теоретических требований к разработке заданий в тестовой форме.

  1. Начинайте конструировать задание с правильного ответа. Часто так случается, что задание формально содержит больше правильных ответов, чем запланировано. Встречаются и обратные случаи – задание вообще не содержит правильного ответа.
  2. Содержание задания опирается на требования программы и отражает предметное (метапредметное) содержание. Иногда в тест пытаются включить вопросы, правильного ответа на которые просто не существует.

Например:

Мы будем изучать латинский язык потому, что…

  1. На нем говорят во многих странах мира
  2. Хотим лучше понимать родной язык, так как в нём много слов, заимствованных из латыни
  3. Хотим лучше понимать историю и культуру древнего мира

Это хорошее задание. Но его следует использовать в социологическом опросе, а не в заданиях на проверку учебных достижений.

  1. Вопрос должен быть направлен на выявление одного элемента знания, одной законченной мысли. В противном случае трудно диагностировать причину невыполнения задания.

Конфуций..

  1. жил в Африке
  2. жил в Китае
  3. был врачом
  4. был правителем
  5. был философом

Данное задание направленно на выявление сразу двух элементов – где жил Конфуций и кем он был. Необходимо разделить эти два вопроса.

  1. При составлении вопросов следует избегать слов «иногда», «часто», «всегда», «мало», «больше» и т.д. Подобные слова имеют субъективное значение и могут приводить к ошибочным ответам. Тестовые задания (задания в тестовой форме) должны иметь четкий однозначный ответ.
  2. Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям.

Например:

«Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом… «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). В какое море впадает эта река?

  1. Правильные ответы должны быть правдоподобны, умело подобраны, не должно быть явных неправильных ответов (они являются своеобразной подсказкой – данный ответ уж точно является ошибочным). Неправильные ответы, очень похожие на правильные, называют дистракторами. Например:

Родина Карла Маркса:

  1. Трир
  2. Карл-Маркс-Штадт
  3. Штургард
  4. Мюнхен

Здесь можно предположить, что город Карл-Маркс-Штадт получил свое название потому, что в именно в нем родился Карл Маркс. Однако правильный ответ – Трир.

  1. Не следует задавать вопросы с подвохом – скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, а также это противоречит цели – определению уровня знаний и понимания.
  2. Следует использовать более длинные вопросы и более короткие ответы, грамматически согласованные с основной частью задания .

Например:

Какое суждение верно?

  1. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из главных членов
  2. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов
  3. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный

Нетрудно увидеть, что здесь есть повторяющееся словосочетание, которое и следует вынести в формулировку задания:

Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен

  1. один из главных членов
  2. один из второстепенных членов
  3. какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
  1. Не используйте отрицание в основной части вопроса. Во-первых, это приводит к непониманию сути задания. Во-вторых, объектом контроля должны быть элементы знания, а не элементы незнания.

Например:

Жили ли или нет эти люди в реальности в Древней Греции?

  1. Гомер
  2. Ахилл
  3. Зевс
  4. Перикл
  5. Фидий
  6. Аристотель
  7. Сократ

В данном случаи не ясно как отвечать – да жили, или да не жили. Поэтому вопрос нужно сформулировать более точно, например: Назовите мифологических персонажей Древней Греции.

  1. При чередовании правильных ответов в вопросах не должно быть явной системы – например, всегда только 1 варианты правильные, или правильными вариантами являются последовательно первый, второй, третий, четвертый вариант. В компьютерном тестировании обычно такой проблемы не существуют, потому что компьютер автоматические перетасовывает альтернативы.
  2. Если ставится вопрос количественного характера, то необходимо указать последовательность (от меньшего к большему или наоборот) выбора правильных ответов .

Например:

Удаленность от Солнца

a) Сатурн

b) Меркурий

c) Земля

d) Уран

e) Венера

f) Марс

В данном пример существуют как бы два набора правильных вариантов ответов – одна последовательность от наиболее близкой планеты от Солнца, другая – от наиболее удаленной.

  1. Вопрос и ответ должны отличаться шрифтовым и пространственным оформлением. Например, вопрос (задание) выделяется жирным шрифтом, ответ – обычным. Для записи ответов используются дополнительные отступы. Но это правило касается только бумажных тестов – в компьютерных автоматизированных системах оформление задается программное, которое изменять не целесообразно.

И помните – не каждое задание можно представить в виде тестового контроля.

При написании статьи использовались примеры http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/

В 2008 г. начался эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике для государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-го класса. Одним из заданий экзаменационной работы по физике в 9 и 11 классах - задания с выбором ответа базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, знания из истории физических открытий, а также знания принципа работы физических приборов и устройств. Типы заданий на соответствие опубликованы в газете «Физика» № 1 за 2009 г. с. 6.

Каковы же основные проблемы подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ? Одной из причин является то, что учащиеся, поступающие в МВСОУ ОСОШ №1, имеют не высокий уровень общеучебных умений и навыков, низкую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в школе негативное отношение к самому предмету («не понимал», «не умею решать задачи», «не нужен для профессии» и т. п.). Как изменить отношение учащихся к предмету? Как создать ситуацию успеха на уроке со слабоуспевающими учащимися? Как контролировать результаты учебной деятельности, позволяющие определить уровень достижений каждого учащегося? Опыт многолетней работы в школе позволяет мне сделать следующий вывод: одним из современных видов контроля знаний и умений, а также развития умственных способностей учеников являются тесты. Всё шире тесты используются и на уроках физики.

В 2009 мною были составлены тесты с заданиями на установление соответствия для семиклассников, обучающихся по программе Физика 7-9 классы. Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин.

Темы тестов:

Тест 7-1. Механическое движение тел (§1-§16).
Тест 7-2. Взаимодействие тел (§17-§32).
Тест 7-3. Давление тел, жидкостей и газов (§33-§47).
Тест 7-4. Плавание тел (§48-§52).
Тест 7-5. Работа и мощность. Энергия (§53-§64).

Составленные тесты применяю на различных этапах урока

1. Текущем контроля в 7 классе,
2. Для индивидуальной работы,
3. Для работы со слабоуспевающими учащимися,
4. В конце года на уроках повторения в 7,9 и 11 классах,
5. Отдельные задания в итоговой к. р. за 9, 11 класс.

Опыт использования тестов с заданиями на установления соответствия показывает эффективность их использования при повторении особенно в 11 классе. Например, учащимся 11 класса предлагается выполнить за урок один – два теста с заданиями на установления соответствия по 7 классу. В ходе проверки теста выясняется, что учащиеся затрудняются ответить на вопросы курса: простые механизмы, условия равновесия рычага, момент силы. На следующем уроке эти вопросы были повторены. После повторения тест был успешно выполнен.

Тесты с заданиями на соответствие по курсу физики можно использовать до и после повторения. Анализ выполнения таких тестов в первом случае помогает учителю выявить плохо усвоенные или забытые учащимися вопросы и обратить на них особое внимание при повторении материала. Во втором случае будет получена информация об успешности проведённого повторения.

Учащиеся 7 класса с удовольствием выполняют тесты. Если учащийся желает повысить свою отметку за четверть, он сначала пишет тест по соответствующей теме, потом контрольную работу. На предшествующем тестам уроке задаю на дом задание на повторение теоретического материала.

Критерий оценки задания на соответствие от 0 до 2 баллов. В предложенных тестах одно задание содержит четыре пункта. Правильно выполненный пункт задания оценивается в 0,5 балла. В каждом тесте 6 заданий. Максимальное число баллов за тест – 12. Система критериев и оценок приведена в таблице.

Система критериев и оценок.

В Приложении 1 я привожу составленные мной тесты по 7 классу, вариант – 1 и ответы к ним.

В заданиях на установление соответствия проверяется знание связей между элементами двух множеств. Такие задания позволяют проверить так называемые ассоциативные знания - знания о взаимосвязи определений и фактов, форм и содержания, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами.

Обычно слева приводятся элементы задающего множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Каждое задание завершается строкой ответов, в которой испытуемый проставляет на месте прочерков буквы, соответствующие выбранным элементам из правого множества.

Общие требования к заданиям на установление соответствия:

Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;

Правый столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов; все дистракторы в одном задании должны быть равновероятно правдоподобны;

Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;

Всё задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

Принципы композиции заданий на установление соответствия:

1. П ринцип фасетности - основной принцип композиции заданий данной формы. Он позволяет заменять основные элементы задания, активизируя самостоятельную работу студентов, и исключить условия для списывания.

Центры происхождения КУЛЬТУРА

культурных растений

1) Среднеазиатский А) кукуруза

2) Африканский Б) картофель

3) Южноамериканский В) арбуз

Г) виноград

Ответы: 1____,2____,3____

Применение некоторых заданий повышает учебный интерес. Например, задание по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

РЕПЛИКИ ПЕРСОНАЖИ

1) Счастливые часов не наблюдают А) Фамусов

2) Ох! Басни - смерть моя! Б) Молчалин

3) Ей сна нет от французских книг, В) Чацкий

А мне от русских больно спится. Г) Софья

4) Дома новы, а предрассудки стары. Д) Хлестова

5) И впрямь с ума сойдешь от этих Е) Загорецкий

от одних от пансионов, школ, Ж) Скалозуб

лицеев... 3) Репетилов

Ответы: 1___, 2___, 3 __ , 4___, 5___.

Основные элементы композиции заданий на соответствие

Основные элементы композиции заданий этой формы: инструкция, названия двух столбцов, элементы этих столбцов с номерами и буквами, строку ответа.

Инструкция: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Названия двух столбцов должны относиться ко всем элементам представляемого класса, т.е. элементы столбца должны полностью соответствовать его названию. По возможности, названия столбцов должны быть короткими и точными, понятными для всех испытуемых с первого чтения.

Элементы столбцов выражают содержание задания. Как уже отмечалось, число элементов в правом столбце должно быть примерно в два раза больше числа элементов в левом столбце. Для идентификации элементов используются номера (для элементов левого столбца) и буквы (для элементов правого столбца).

Строка ответов композиционно завершает задание и указывает испытуемому место, куда нужно заносить ответы.

Оценка. При оценке заданий на установление соответствия используются различные подходы. При первом подходе оценка в 1 балл дается за правильное выполнение всего задания, в противном случае - 0 баллов, даже за одну допущенную ошибку. При другом подходе по одному баллу дается за каждое правильно установленное соответствие. Третий подход: за все правильные ответы давать 2 балла, за одну допущенную ошибку - 1 балл, за две ошибки и более - О баллов.

Если тест состоит из заданий разных форм, то лучше использовать первый подход к оценке: за каждое правильно выполненное задание - независимо от формы - давать 1 балл. Исключения допускаются, если есть основания считать задания на установление соответствия более важными с точки зрения проверки знания учебной дисциплины, чем задания других форм.

Основная сфера применения заданий на соответствие - это текущий и тематический контроль знаний. Также они хорошо подходят для самоподготовки и самоконтроля. Значительно реже они используются при аттестационных мероприятиях.

Задания на установление правильной последовательности

Задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.д. В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте (как правило, в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания).

Можно выделить несколько вариантов применения таких заданий.

1) последовательность исторических событий.

2) последовательность технологических действий и операций.

3) последовательность различных процессов.

4) цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

Инструкция к заданиям на установление правильной последовательности имеет вид:

Пример: УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. СОБЫТИЙ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 Г.

VI съезд РСДРП (б)

Отречение царя Николая 11

Приезд Ленина

Создание Петроградского совета

Взятие Зимнего дворца

Корниловский мятеж

Ликвидация двоевластия

II съезд Советов

С помощью заданий этой формы можно проверять знание не только исторического процесса, но и знание литературного, художественного, лингвистического.

Задания на установление правильной последовательности особенно эффективны на заключительной стадии профессиональной подготовки, что объясняется важной ролью алгоритмов в профессиональной деятельности. Цель введения таких заданий в учебный процесс - формирование алгоритмического мышления и алгоритмических знаний, умений и навыков. Алгоритм представляет собой систему четких правил упорядоченной деятельности. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен учащемуся, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов. При этом однозначность предполагает наличие только одного алгоритма, соответствующего правильному ответу.

Задания на установление правильной последовательности помогают решать трудную задачу формирования структуры знаний. Дело в том, что такие задания сложнее заданий других форм. Поэтому, если испытуемые знают правильные ответы на такие трудные задания, то они должны знать ответы и на предыдущие, более легкие задания. Это и есть признак правильной структуры знаний.

Пример: РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Выделить суффикс

Выделить корень

Найти основу

Подобрать однокоренные слова

Выделить окончание

Выделить приставку

Элементы композиции заданий на установление правильной последовательности

К элементам композиции заданий данной формы относят

Инструкцию к заданию, название задания, его содержание и место для ответов.

Из названия задания испытуемый узнает, о чем его спрашивают, и знание чего он должен продемонстрировать. Ключевое слово в названии лучше писать и именительном падеже.

Повторим, что задания этого типа проверяют не все, а только определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические (в той части, которая связана с последовательностью операций).

Место для ответов - это прямоугольники, нарисованные слева, против катания каждого элемента. В них нужно проставить соответствующие цифры (ранги).

В самом задании элементы ставятся в случайном порядке. Окончания всех слов лучше писать в именительном падеже, чтобы испытуемые не могли угадать правильный ответ по окончаниям слов.

Оценка за выполнение задания рассматриваемой формы может варьироваться в зависимости от его важности и трудности. Однако, преимущественно используется дихотомическая оценка: 1 балл дается за правильную расстановку всех рангов в задании, 0 баллов - при ошибке в ответе. Если первый ответ определен неправильно, то неправильно определяются и другие ответы.

Задания на установление правильной последовательности довольно специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту форму.

2. Задания на установление соответствия

В данном виде заданий необходимо установить правильное соответствие элементов одного множества элементам другого множества. Задания такой формы называют тестами соотнесения или тестами на классификацию.

Основные элементы композиции:

Инструкция для тестируемых,

Названия (заголовки) двух столбцов,

Элементы этих столбцов,

Строка ответов и оценка.

Существует достаточно много модификаций, от которых зависит вид инструкции. Наиболее часто используются инструкции вида: «соедините прямыми линиями соответствующие элементы правого и левого столбца»; «установите соответствие …», «запишите ответ в виде пар чисел».и далее текст задания: названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Названия столбцов должны быть короткими и точными, понятными для всех испытуемых с первого чтения.

Элементы столбцов выражают содержание задания. Подбор этих элементов ограничен содержанием учебных программ. Важным требованием к этим заданиям является неодинаковое число элементов в левом и правом столбцах. Рекомендуется, чтобы в правом столбце было на несколько элементов больше, чем в левом. Это нужно для того, чтобы учащийся не смогли получить правильный ответ на последнюю, самую трудную для них пару ассоциируемых элементов автоматически.

Установите соответствие.

СОБЫТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ

АЛЕКСАНДРА I

ГОДЫ
1. Отечественная война. А. 1810г.
2. Указ о вольных хлебопашцах. Б. 1820г.
3. Создание Союза благоденствия. В. 1803г.
4. Учреждение Государственного совета. Г. 1807г.
5. Подписание договора о Священном союзе. Д. 1815г.
Е. 1818г.
Ж. 1814г.
3. 1801 г.
И. 1825г.
К. 1812г.

Соотнесите имена людей и их характеристики

Оценка за выполнение заданий может варьировать: в одном варианте один балл за правильное выполнение всего задания, в другом - по одному баллу за каждое правильно выполненное соответствие.

Задания на установление соответствия используются для проверки ассоциативных знаний, которые существуют в каждом предмете. Это знания взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, формы и содержания, сущности и явлений, связей между различными предметами, свойствами, законами, явлениями, формулами, датами.

Основная сфера применения данных заданий - текущий контроль знаний, реже используется при входном и выходном контроле из-за громоздкости.

3. Задания открытой формы применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Такие задания используют для проверки усвоения на II уровне. С этой целью применяются тесты воспроизведения информации, решения типовых задач, разработки типовых заданий.

Особенность этих тестов - готовых ответов нет. Выполняя тест по воспроизведению информации, обучаемый вспоминает необходимые для ответа сведения. Эталон представляет собой образец полного и последовательного выполнения ответа.

Тесты-воспроизведения подразделяются по внешнему оформлению на тесты-подстановки и конструктивные тесты. Тестирование должно начинаться с коротких инструкций: «заполнить пропуски», «дополнить». При автоматизированном контроле нужный ответ набирается на клавиатуре компьютера.

Тестовое задание на подстановку может содержать разнообразную информацию: словесный текст, формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть проверяемой информации слова, буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем, деталей.

Существует количественный элемент подсказки (четыре уровня усвоения), который помогает обучаемому воспроизвести необходимую информацию. Элементы подсказки:

а) формальные, когда число точек (вместо прочерка) соответствует числу букв в пропущенном слове,

б) предметные, помогающие обучаемому назвать объект контроля по содержащимся в тексте признакам,

в) контекстные - содержание пропуска может выявляться из сопутствующего текста.

Задания конструктивных тестов требуют от учащегося самостоятельного составления (конструирования) ответа, заполнив пропуски в заданном тексте вариантами из предложенного списка: воспроизведения формулировки, написания формулы (уравнения), анализа изученного явления, выполнения чертежа, схемы и пр.

Задания могут быть представлены в виде фразы, текста, рисунка, схемы, графика, символов, таблиц и пр.

Пример: Предложенные задания можно выразить простой формулой –

«дата + место + событие »...

Попробуйте заняться несложной исторической математикой. .

1. 1037 + Киев = ...

2. 1097 + Любеч = ...

3. 1113 + Киево-Печерский монастырь = ...

4. 1238 + река Сить = ...

5. 1326 + (из Владимира в Москву) = ...

6. 1687 + Москва - ... =

Конструктивный ответ представляет обучаемому большую свободу в составлении ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее (по сравнению с тестом-подстановкой) заставить обучаемого давать ответ так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались бы наиболее близкими к эталону, что усложняет процедуру проверки результатов контроля.



Учебного процесса; 4) Абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях . 1.8 Тестовый контроль знаний на уроках химии В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все...

Становления и трансформации тестирования в отечественной истории образования и педагогической мысли. На основе анализа проблемы сформулирована тема исследования: «Генезис тестирования в истории отечественного образования». Актуальность, несоответствия, противоположности, противоречия, проблема и тема позволили сформулировать цель исследования: выявить, определить, обосновать предпосылки...



И взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Глава 2. Разработка и апробация уроков по технологии с применением национально-регионального компонента в разделе «Ручная вышивка», 8 класс 2.1. Роль и место раздела «Ручная...

Позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Практическая часть «Методика проведения контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры». 2.1 «Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры» При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных...

По наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификации предтестовых заданий выделяют :

Задания с выбором, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

Задания с конструируемым ответом, требующие от студента самостоятельного получения ответов;

Задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.

Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространенными, но абсолютизировать их нет никаких оснований. Часто специфика содержания контролируемого предмета требует использования новых форм, более адекватных целям разработки тестов. Обычно такие инновации строятся на основе сочетания отдельных элементов перечисленных основных форм.

Вне зависимости от формы задания в тесте должны подчиняться общим требованиям:

Каждое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после статистической оценки трудности задания и выбора стратегии предъявления заданий теста;

Каждое задание имеет эталон правильного ответа (эталон оценивания для заданий со свободно конструируемым ответом);

Все элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

Для заданий разрабатывается стандартная инструкция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы и предваряет формулировку заданий в тесте;

Для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки, общее для всех заданий одной формы и сопровождающееся инструкцией по проверке со стандартизованными процедурами подсчета сырых (первичных) баллов по тесту.

Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется, если:

Ни одному студенту не дается никаких преимуществ перед другими;

Заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам студентов без исключения;

В тест включены задания одной формы либо разных форм с регламентированными весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем;

Тестирование различных групп испытуемых проводится в одинаковое время в сходных условиях;

Группа тестируемых выровнена по мотивации;

Все испытуемые выполняют одни и те же задания.

Последнее условие не исключает возможности списывания, подсказки и других нарушений, поэтому обычно стараются создать несколько параллельных по содержанию и трудности вариантов одного теста. В целом выбор формы заданий и число вариантов теста зависят от содержания контролируемого курса, целей контроля, требуемого уровня надежности теста. В частности, при аттестации стараются включить больше заданий с выбором ответа, поскольку они в силу высокой технологичности и благодаря автоматизированным процедурам проверки позволяют увеличить охваченный в тесте объем содержания, длину теста, надежность и содержательную валидность результатов педагогических измерений.

5.2. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

В заданиях с выбором (или закрытые задания – название, используемое в некоторой отечественной литературе методического характера) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты с выбором нескольких правильных, в том числе и в разной степени, ответов.

Неправильные, но правдоподобные ответы называются дистракторами. Если в задании два ответа, один из которых дистрактор, то вероятность случайного выбора правильного ответа путем угадывания равна 50%. Число дистракторов выбирают таким, чтобы задание не стало слишком громоздким и трудно читаемым, но вместе с тем стараются не допустить слишком большой вероятности угадывания правильного ответа. Поэтому чаще всего в заданиях бывает 4 или 5 дистракторов, хотя в отдельных случаях, когда есть такая необходимость, их число может достигать 6–7.

Задания с двумя ответами обычно используют для экспресс-диагностики, например в автоматизированных контрольно-обучающих программах для входа в обучающий модуль, при адаптивном тестировании или для самоконтроля, когда испытуемому необходимо оперативно выявить пробелы в собственных знаниях. Использование заданий с двумя и тремя ответами в итоговом контроле приводит к росту ошибки измерения из-за угадывания, поэтому их никогда не включают в аттестационные тесты, куда для большей надежности помещают все задания с одинаковым числом ответов.

Если дистракторы сформулированы некорректно, без малейшей привлекательности даже для самых слабых испытуемых группы, то они перестают выполнять свою функцию, и на деле получается задание не с запланированным, а с меньшим числом ответов. В самом плохом случае, когда все дистракторы в задании не работают, большинство студентов выполнит задание верно, выбрав единственный правдоподобный правильный ответ. В идеале каждый дистрактор должен в равной мере привлекать всех испытуемых, выбирающих неправильный ответ. Мера привлекательности дистракторов оценивается после первой апробации теста на репрезентативной выборке испытуемых с помощью подсчета долей студентов, выбравших каждый из дистракторов в качестве правильного ответа. Конечно, точное равенство долей является определенной идеализацией, практически недостижимой при эмпирической проверке, но тем не менее, создавая задания, к этому равенству нужно стремиться.

Углубленный анализ частоты выбора каждого дистрактора студентами с различным уровнем подготовленности позволяет сделать вывод о валидности неправильных ответов. Если дистрактор чаще привлекает слабых студентов, выполнивших верно незначительное число заданий в тесте, то он считается валидным. В противном случае, когда дистрактор кажется привлекательным в основном сильным студентам, его валидность невысока, и задание подлежит переработке. В целом можно сказать, что тестовое задание считается «хорошо работающим», если знающие студенты выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из дистракторов с равной вероятностью.

Если тестирование проводится с помощью бланков, то задания с выбором одного правильного ответа сопровождаются инструкцией: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Задания с несколькими правильными ответами обычно используют в текущем контроле для проверки классификационных и фактуальных знаний, хотя встречаются случаи, когда специфика содержания дисциплины вынуждает включать их в итоговые тесты. Они сопровождаются специальной инструкцией, подчеркивающей необходимость выбора всех правильных ответов и имеющей вид: «ОБВЕДИТЕ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ».

Когда дистракторов слишком мало, а правильных ответов намного больше, то их легко угадать. В качестве выхода из подобной ситуации можно включить в число ответов только один неправильный, а студентов попросить выбрать один ошибочный ответ, если это не противоречит дидактическим целям контроля и допускается содержанием предмета. В этом случае инструкция имеет вид: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР НЕПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Иногда по замыслу автора при разработке задания закладываются несколько правильных ответов, среди которых есть более правильный и менее предпочтительный. В этом случае задание сопровождается инструкцией: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

При компьютерной выдаче заданий инструкция может иметь вид: «ДЛЯ ОТВЕТА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ С НОМЕРОМ (БУКВОЙ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Обычно если все задания сформулированы в одной форме, то инструкция приводится в начале теста. В противном случае, когда в тест включены задания разных форм, инструкция меняется при каждом изменении формы. Легко представить, насколько осложнит выполнение теста чередование инструкций на выбор правильного и неправильного ответов. Невнимательные студенты, не умеющие концентрировать внимание на изменяющейся инструкции, неизбежно запутаются и выполнят часть заданий неправильно даже в том случае, когда они наверняка знают верный ответ. Поэтому в тесте рекомендуется менять инструкцию как можно реже – ровно столько раз, сколько требует стратегия предъявления заданий теста.

Задания с выбором имеют ряд преимуществ, связанных с быстротой их выполнения, простотой подсчета итоговых баллов по тесту, возможностью автоматизации процедур проверки ответов студентов и вытекающей отсюда минимизацией субъективного фактора при оценивании результатов выполнения теста. С их помощью можно более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины и, следовательно, повысить содержательную валидность теста. Несомненным достоинством формы заданий с выбором является ее универсальность, она годится практически для любого предмета.

К числу недостатков заданий с выбором следует отнести эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных испытуемых при ответах на наиболее трудные задания теста. Хотя возможность угадывания действительно существует, тестологи с ним научились бороться, используя различные методы. Иногда вводят специальные инструкции, ориентирующие испытуемых на пропуск незнакомого задания вместо ответа путем догадки. В других случаях добавляют специальные весовые коэффициенты, близкие к нулю, в подсчете баллов слабых студентов, полученных по наиболее трудным заданиям теста. Иногда применяют специальную формулу для коррекции индивидуальных баллов с поправкой на догадку. Последний метод и поясняющая его формула приводятся в конце этой главы.

Определенные трудности возникают при использовании заданий с выбором для проверки умений продуктивного уровня, связанных с применением знаний в незнакомой ситуации, творческими аспектами подготовки и случаями, когда требуется преобразование условий поставленной перед студентами задачи. Тогда задания с выбором готовых ответов использовать чаще всего невозможно. В случае массового аттестационного тестирования, когда необходимо привлечь эффективные компьютеризованные технологии для подсчета баллов испытуемых и получить высокую объективность результатов педагогического измерения, достоинства заданий с выбором явно перевешивают недостатки. Поэтому такая форма нередко доминирует при разработке итоговых аттестационных тестов.

Задания с выбором ответа должны удовлетворять ряду требований, выполнение которых позволяет повысить качество теста:

В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

Основная часть задания формулируется предельно кратко, желательно не более одного предложения из 7–8 слов;

Синтаксическая конструкция задания предельно упрощается без ущерба для корректности содержания и однозначного его понимания учащимися;

В основную часть задания включают большую часть условия задания, а для ответа оставляют не более 2–3 наиболее важных ключевых слов для сформулированной в условии проблемы;

Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;

Из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

Частота выбора номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается случайным образом;

Все дистракторы к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа.

При разработке заданий необходимо обеспечить их относительную независимость, исключающую цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит условием для другого задания теста. Тесты учебных достижений не могут содержать задания-ловушки, присутствующие в психологических тестах.

Проще всего подбирать дистракторы в заданиях с двумя ответами посредством отрицания того, что является верным. Однако не рекомендуется вместо дистракторов использовать слова «да – нет», поскольку в противном случае довольно трудно сформулировать утверждения, на которые можно дать недвусмысленный ответ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Задание 1

ЕСЛИ ВЫЧИТАЕМОЕ УВЕЛИЧИЛИ НА 12 ЕДИНИЦ, А РАЗНОСТЬ ТАКЖЕ УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 15 ЕДИНИЦ, ТО УМЕНЬШАЕМОЕ

А. Увеличилось

Б. Уменьшилось


Задания с тремя ответами, также как и с двумя ответами, обычно используют в экспресс-диагностике. Иногда три ответа появляются вследствие удаления неработающих дистракторов. В целом их можно считать неудачными, поскольку они недостаточно кратки, и вместе с тем в них высока вероятность угадывания правильного ответа.

Задание 2

ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ СВЯЗАНЫ С

A. Быстрым экономическим ростом

Б. Усилением роли крупных городов

B. Массовой миграцией населения из деревень в города


В большинстве тестов встречаются задания с 4–5 ответами, из которых один верный. При умелой разработке они достаточно краткие, и в них невысока вероятность угадывания правильного ответа (0,25 при четырех ответах и 0,20 при пяти).

Задание 3

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕНЬГИ ЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ТОВАРОМ, СООТВЕТСТВУЕТ ТЕОРИИ ДЕНЕГ

A. Номиналистической

Б. Металлической

B. Количественной

Г. Трудовой


Задание 4

КАКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕШЕТЧАТУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, ПОСТРОЕННУЮ НА ПРИНЦИПЕ ДВОЙНОГО ПОДЧИНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ?

A. Проектная

Б. Системная

B. Матричная

Г. Функциональная

Д. Географическая


Задание 5

ФУНКЦИЮ МЕРЫ СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЯЮТ:

A. Металлические деньги

Б. Идеальные деньги

B. Реальные деньги

Г. Мысленно представляемые деньги

Д. Кредитные деньги


Иногда задание с выбором имеет двойную структуру, предлагая набор высказываний или положений, которые оцениваются путем сопоставления с предлагаемыми ответами. Например, в задании 6 высказывания, характеризующие понятие «Управление», должны сопоставляться с различными вариантами их истинности.

Задание 6

КАКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ»?

1. Процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

2. Совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности деятельности.

A. Только первое

Б. Только второе

B. Ни первое, ни второе


Несмотря на кажущуюся привлекательность, в содержательном плане задание 6 неудачно сформулировано, поскольку может привести к неоднозначной трактовке ответов студентов. Выбор двух ответов А и Б равносилен выбору ответа Г, хотя ответы к заданию всегда должны обладать свойством относительной независимости и, образно говоря, отрицать друг друга.

Другой пример модификации формы задания с выбором ответов приводится в задании 7, где выбранный ответ предлагается мысленно подставить на место прочерка в основной части.

Задание 7

МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО КООРДИНАЦИЯ _________ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

A. Информационных

Б. Людских

B. Временных

Г. Материальных


Даже в условиях хорошо организованного процесса тестирования один вариант теста невозможно применять из-за списывания, подсказок и других подобных нежелательных эффектов. Поэтому всегда приходится разрабатывать 5–8 параллельных вариантов теста, для которых можно использовать фасетные задания. Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Каждый испытуемый получает из фасета только один вариант задания. При этом все испытуемые группы выполняют однотипные задания, но с разными элементами фасета и, соответственно, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивается параллельность вариантов тестов. Например, в задании 8 содержатся два задания теста, получаемые для каждого из городов, приведенных в фигурных скобках.

Задание 8

К ДВОРЦОВЫМ КОМПЛЕКСАМ ОКРЕСТНОСТЕЙ

{Москвы

Санкт–Петербурга}

ОТНОСЯТСЯ:

1) Павловск, Ораниенбаум

2) Архангельское, Царицыно

3) Петергоф, Гатчина

4) Царское Село, Стрельня


В задании 9 автор предлагает выбрать тот элемент, который не имеет отношения к предмету экономической теории, что не вполне оправданно дидактическими целями контроля, но в данном случае допускается содержанием предмета.

Задание 9

ПОЛОЖЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

A. Экономическое благо

Б. Неограниченность ресурсов

B. Максимизация удовлетворения потребностей Г. Эффективное использование ресурсов

Д. Правовые отношения


Такие задания, а также задания с несколькими правильными ответами, как в задании 10, обычно стараются не включать в аттестационные тесты, результаты которых используются для принятия административно-управленческих решений в образовании.

Задание 10

УКАЖИТЕ ТРИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРА СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

A. Неопределенность

Б. Сложность

B. Динамичность

Г. Определенность

Д. Ограниченность


Появление частично правильных ответов студентов, возникающих при выборе не всех запланированных верных ответов в каждом таком задании теста, приводит к снижению объективности и сопоставимости тестовых баллов. Если избежать нескольких правильных ответов невозможно, то для повышения стандартизации оценочных процедур вводят определенное решающее правило. Например, если испытуемый выбирает все правильные ответы, то он получает 1 балл, во всех других случаях – 0 баллов.

При подсчете результатов выполнения заданий с выбором одного правильного ответа обычно предпочитают дихотомическую оценку. За правильное выполнение задания испытуемый получает 1 балл, а за неправильный ответ или пропуск – 0. Суммирование всех единиц позволяет вычислить индивидуальный (первичный или сырой) балл испытуемого, который в случае дихотомической оценки просто равен количеству правильно выполненных заданий в тесте. Если правильный ответ не единственный, то чаще всего используется политомическая оценка, которую устанавливают пропорционально числу правильно выбранных ответов.

Если тест состоит из заданий с выбором, то индивидуальные баллы испытуемых будут существенно искажены эффектом случайного угадывания ответов. Поэтому сырые баллы стараются скорректировать, вводя поправки на догадку. Формула коррекции баллов, полученных в результате выполнения заданий с ответами, из которых только один верный, имеет вид

X" i = X i – [W i / (k – 1)]

где i – номер любого испытуемого группы; X" i - скорректированный балл i -го испытуемого; X i - тестовый балл до коррекции; W i – число невыполненных (неправильно выполненных, пропущенных и недостигнутых) заданий теста, а X + W i = n , где n - число заданий в тесте.

При выполнении заданий с двумя ответами k – 1 = 1, поэтому для каждого испытуемого вычисляется разность между числом правильно выполненных и невыполненных им заданий теста. С увеличением количества дистракторов к заданию число вычитаемых баллов уменьшается, что вполне естественно, так как чем больше дистракторов, тем труднее угадать правильный ответ.

Сама по себе формула коррекции обладает определенными недостатками, снижающими точность тестовых измерений. Это связано с тем, что в основу ее построения положен ряд искусственных предположений, нередко не согласующихся с реальной процедурой выполнения теста. В частности, далеко не в полной мере выполняется предположение о том, что все неправильные ответы являются следствием случайного угадывания. Столь же условно другое предположение об одинаковой вероятности выбора каждого ответа задания теста.

В процессе создания заданий отдельные требования к форме неосознанно нарушаются. Как правило, это бывает связано с тем, что все внимание разработчика поглощено содержанием, а не формой. Нарушение отдельных требований порождает ряд характерных недостатков, возникающих даже у опытных авторов в процессе работы над заданиями теста. К числу наиболее распространенных недостатков предтестовых заданий можно отнести:

Отсутствие логической корректности в формулировках заданий теста, приводящее к незапланированным правильным ответам;

Нарушение правильных пропорций в форме задания, когда ответы намного длиннее основной части задания;

Нарушение требования краткости, вызванное включением лишних слов или представлением в тестовой форме того содержания, которое не годится для проверки с помощью теста;

Выбор ответов по разным основаниям;

Просчеты разработчиков заданий, способствующие угадыванию правильных ответов без выполнения заданий теста.

Например, неудачным можно считать задание 11, в котором приведена короткая основная часть и длинные ответы в силу того, что разработчик явно напрасно переставил их местами. Если само определение кругооборота капитала, данное на втором месте под буквой «Б», поместить в начало задания, то ответы могут состоять только из одного или нескольких слов.

Задание 11

КРУГООБОРОТ КАПИТАЛА – ЭТО

A. Непрерывное и последовательное движение денежного капитала

Б. Последовательное превращение капитала из одной функциональной формы в другую

B. Возвращение авансированной стоимости

Г. Функционирование товарного капитала


Неудачно подобраны ответы в задании 12, если рассматривать их безотносительно к содержательным просчетам автора. Если первые три ответа сравнивают между собой объем выпуска продукции монополиста и конкуренцию, то четвертый нацелен на установление причинной связи между объектами.

Задание 12

ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ МОНОПОЛИСТА ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ БУДЕТ

Б. Меньше

B. Такой же

Г. Зависит от конъюнктуры рынка


Отсутствует содержательная и логическая корректность в задании 13, где из восьми приведенных параметров в ответах используются только пять.

Задание 13

КАКИЕ ДВА ПАРАМЕТРА НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ОТЛИЧИЙ КУЛЬТУР СТРАН ДРУГ ОТ ДРУГА?

1. Взаимоотношение человека и окружающей среды

2. Оценка времени

3. Природа людей

4. Манера общения

5. Оценка степени активности

6. Свобода доступа информации

7. Взаимоотношение людей

8. Отношение к обладанию пространством


A. Четвертый и шестой

Б. Третий и шестой

B. Третий и пятый

Г. Четвертый и седьмой


Задание 14

A. Чутко реагирует на изменение внешней среды и изменяется в соответствии с ними

Б. Воспринимает из внешней среды все новые тенденции и обязательно применяет их в своей деятельности

B. Открыта для любых нововведений, необходимых собственнику

Г. Чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач


Задание 15, хотя и выглядит довольно громоздко, выгодно отличается от большинства приведенных выше примеров, поскольку содержит постановку проблемы, а не нацелено, как чаще всего бывает, на проверку фактологического или понятийного материала.

Задание 15

КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕ:

Фирма производит два напитка: «Тоник» и «Тархун». Объем производства ограничен количеством вспомогательных добавок и производственной мощностью. Производство 1 л «Тоника» занимает 0,02 часа работы оборудования, производство 1 л «Тархуна» занимает 0,04 часа. Расход вспомогательных добавок 0,01 кг/л у «Тоника» и 0,04 кг/л у «Тархуна». Ежедневный ресурс времени работы оборудования 24 часа. Ресурс вспомогательных добавок 16 кг в сутки. Прибыль от реализации 1 л «Тоника» 0,1 р/л, а у «Тархуна» – 0,3 р/л.

Сколько продукции «Тоник» и «Тархун» нужно производить ежедневно с целью максимизации ежедневной прибыли?

A. 0,01 х 1 + 0,04 х 2 > max

Б. 0,02 х 1 + 0,03 х 2 > max

B. 0,02 х 1 + 0,04 х 2 > max

Г. 0,03 х 1 + 0,01 х 2 > max

5.3. Задания с конструируемым ответом

В заданиях с конструируемым ответом (встречаются также названия: задания на дополнение, открытые задания) готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам студент. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов, один из которых предполагает получение испытуемым строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов. Второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых испытуемые составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме представления и включающие полное решение задачи с пояснениями, микросочинения (эссе) и т.д.

Задания с конструируемыми ответами кажутся студентам более трудными, так как в них исключается догадка. Действительно, легче выбрать правильный ответ из предложенных, основываясь иногда не столько на знаниях, сколько на интуиции, чем самому его сформулировать или найти в процессе решения поставленных проблем. Но именно это свойство исключительно привлекательно для педагогов, особенно для тех, кто привык в своей работе опираться на традиционные средства контроля и не доверяет тестам.

В заданиях первого вида обычно ответ бывает достаточно кратким: в виде слова, числа, формулы, символа и т.д. Для разработки заданий с конструируемым регламентированным ответом необходимо мысленно сформулировать вопрос, затем записать четкий и краткий ответ, в котором на месте ключевого слова, символа или числа ставится прочерк. В силу однозначности правильного ответа проверка результатов выполнения заданий с конструируемым регламентированным ответом носит довольно объективный характер, ее осуществляют в компьютерной форме с последующей перепроверкой всех неправильных ответов студентов экспертным путем. Ответы на задания приводятся на месте прочерка или заносятся студентами в специальный бланк.

Например: Впишите правильный ответ.

Задание 1

Определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для получения определенных конечных результатов, включает в себя функции ___________________ .


Задание 2

Форма влияния, предполагающая маскировку настоящих намерений и целей – _______________.


При выполнении заданий с конструируемым регламентированным ответом нередко появляются частично правильные и правильные в разной степени ответы. Дописывая ответ на месте прочерка, испытуемый может предложить синонимы пропущенного запланированного разработчиком слова или изменить порядок следования элементов в пропущенной формуле, что значительно затрудняет автоматизированную проверку и оценку результатов тестируемых. По этим причинам в процессе проверки нередко приходится разрабатывать дополнительные соглашения об оценках для частично правильных ответов.

Задания с конструируемыми регламентированными ответами должны удовлетворять ряду требований:

Каждое задание необходимо нацелить только на одно дополняемое слово, символ и т.д., место для которого рекомендуется обозначить прочерком или точками;

Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

Все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины;

Место для ответа лучше отводить в конце задания или как можно ближе к концу;

После прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения;

Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания.

Задания второго вида со свободно конструируемым ответом не имеют никаких ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время тестируемый может писать что угодно и как угодно на специальных бланках для ответов. Несомненно, такие условия выполнения во многом близки к традиционным письменным работам, и потому задания со свободно конструируемым ответом воспринимаются положительно абсолютным большинством педагогов. Они интересны и разнообразны в содержательном плане.

Разработка заданий второго типа неоправданно может показаться легкой. На самом деле трудно не сформулировать задание, а предложить эталон оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения. Например, формулировка задания по истории с развернутым ответом достаточно кратка.

Задание 3

НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИСЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В XVII В. (УКАЖИТЕ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ЗАДАЧ). ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ВОЙН, ПОХОДОВ И ЭКСПЕДИЦИЙ XVII В., ПРЕДПРИНИМАВШИХСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ (НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ПРИМЕРОВ).


Но для того чтобы задание попало в тест, его автору необходимо стандартизовать процедуру проверки, а это объемная работа, вызывающая подчас много нареканий из-за неоднозначности результатов ее выполнения.

В естественных науках предложить эталон выполнения вместе с оценочными критериями гораздо легче. Например, к заданию 4 можно предложить следующие критерии для оценки результатов выполнения

Задание 4

ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ X СООТВЕТСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ f (x ) = log 2 x и g (x ) = log 2 (3 – x ) БУДУТ ОТЛИЧАТЬСЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НА 1?


Проверка заданий с развернутыми ответами проводится экспертами в соответствии со стандартизованными инструкциями, содержащими эталон оптимального ответа с описывающими его характеристиками и признаками качества, как в приведенном примере. К эталону должны прилагаться оценочные категории для выставления политомической оценки, нуждающиеся в апробации и статистическом обосновании качества, поскольку среди них могут быть как не работающие, так и снижающие дифференцирующий эффект теста.

Задания с развернутыми ответами требуют значительных затрат преподавательского труда при проверке, когда экспертам приходится анализировать множество правильных в разной степени ответов и сравнивать их с эталоном, не принимая во внимание полноту, внешнее оформление ответов, орфографические ошибки и все то, что не входит в критерии для выставления политомической оценки. Иногда проверку стараются стандартизовать путем разработки компьютерных экспертных программ .

Вне автоматизированных систем проверка результатов выполнения заданий с развернутыми ответами довольно субъективна, а согласование оценок нескольких экспертов затруднено, поэтому обычно такие задания занимают не более 10–15% от общей длины аттестационного теста.

Задания со свободно конструируемым ответом в основном предназначены для оценки когнитивных умений. Их следует разрабатывать только в тех случаях, когда нельзя использовать более простые формы;

Длина и сложность ответа может варьироваться в широких пределах (вплоть до нескольких страниц текста ответа, обоснования приведенного решения проблемы и т.д.). В инструкции желательно ввести ограничения на максимальную длину ответа для каждого задания;

Формулировка задания должна включать постановку проблемы, эталон выполнения и оценочные критерии. Постановочная часть должна быть настолько четкой, чтобы минимизировать возможные отклонения в правильных ответах студентов от планируемого разработчиком эталона выполнения;

Выбор временных рамок для выполнения каждого задания должен позволять студенту сформулировать достаточно развернутый ответ и успеть его записать.

Надежность оценок результатов выполнения заданий со свободно конструируемыми ответами можно повысить, если:

Грамотно составлять задание, руководствуясь приведенными выше рекомендациями;

Использовать при проверке только разработанную стандартизованную схему оценивания не более чем с тремя оценочными категориями (0, 1, 2);

Обучить экспертов по проверке заданий пользовать стандартизованными критериями оценивания;

Привлекать не менее двух экспертов для проверки каждого задания и приглашать третьего эксперта в случае расхождений оценок первых двух более чем на один балл;

Использовать принципы анонимности проверяемых работ и независимости экспертных суждений;

Не смотреть на оценку, данную предыдущему заданию, при оценивании последующего.

Задания типа эссе можно оценивать в соответствии со следующим:

Простыми схемами оценивания, когда критерии строятся с ориентацией на содержание ответов студентов;

Усложненными схемами оценивания, учитывающими при экспертизе содержание ответов, характеристики качества представления текста, его полноту и стиль или любые другие факторы, кажущиеся важными разработчику задания;

При любой схеме оценивания задания со свободно конструируемыми ответами нуждаются в политомической оценке, что иногда неоправданно завышает их общий вес в балле по тесту. Для того чтобы избежать такого завышения и для уменьшения влияния субъективного компонента, число критериев оценивания обычно стараются сделать достаточно малым, ограничиваясь политомическими оценками, например, от 0 до 3 или от 0 до 2.

Для заданий с кратким регламентированным ответом, сформулированных в виде незаконченных утверждений и предъявляемых без специальных бланков для ответа, обычно используют инструкцию, состоящую из одного слова: «ДОПОЛНИТЕ». В тех случаях, когда для ответов к заданиям с кратким регламентированным ответом необходимо давать ответы в специальных бланках, а не рядом с заданиями, инструкция может иметь вид: «ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ЗАПИШИТЕ В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ СПРАВА ОТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОМЕРОВ ЗАДАНИЙ. КАЖДУЮ БУКВУ ПИШИТЕ В ОТДЕЛЬНОЙ КЛЕТОЧКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИВЕДЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ НА БЛАНКЕ ОТВЕТОВ».

Инструкция для заданий со свободно конструируемым ответом обычно имеет произвольную форму. Главное сказать столько, чтобы в максимальной степени облегчить и стандартизовать работу экспертов при проверке результатов тестирования для снижения влияния субъективных факторов и повышения надежности педагогических измерений. В самом общем виде для предметов гуманитарного цикла инструкция может иметь вид: «ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОТДЕЛЬНЫЙ БЛАНК ОТВЕТОВ. ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА НОМЕР ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА НЕГО. ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЙТЕ РАЗБОРЧИВО».

5.4. Задания на установление соответствия

Задания на соответствие имеют специфический вид, где под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить испытуемому. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу справа соответствует только один элемент слева. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбор не произойдет. Встречаются случаи, определяемые спецификой содержания предмета, когда для нескольких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа, поэтому их может оказаться меньше, чем слева. И наконец, оптимальным является задание, в котором правое множество содержит больше элементов, каждый из которых выбирается только один раз. Например, удачное задание 1, а не удачное 2, поскольку число элементов для выбора справа равно числу элементов в левом столбце.

Задание 1

К КАЖДОМУ ИЗ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ (1, 2, 3) ПОДБИРАЕТСЯ ОДИН СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ ПРАВОЙ ЧАСТИ С БУКВАМИ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К).

Определите соответствие ролей менеджера трем блокам согласно модели Г. Минцберга


Ответы можно представить в виде таблицы, в таком случае отпадает необходимость в подробной инструкции, подобной той, которая приведена для задания 1.


Задание 2

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ



Лишние элементы правого столбца, не подлежащие выбору при правильных ответах, называются дистракторами. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически.

При разработке заданий на соответствие следует руководствоваться следующими правилами:

Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы для выбора – справа;

Желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;

Необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, если число элементов правого множества будет примерно в два раза больше числа элементов левого столбца;

Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста.

В аттестационном тесте задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

К заданиям на соответствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ». Иногда инструкцию делают развернутой, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА В ТАБЛИЦУ, ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК».

Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании 1 балл выставляется за все правильно установленные соответствия в задании теста. Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие испытуемый получает 0 баллов. Другой способ заключается в выставлении по одному баллу за каждое правильное соответствие, тогда при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.

5.5. Задания на установление правильной последовательности

Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. В таких заданиях в произвольном порядке приводятся элементы, связанные с определенной задачей, а испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид: «УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ». Иногда инструкцию включают в текст задания.

Задание 1

РАСПОЛОЖИТЕ ИМЕНА РУССКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАПИШИТЕ БУКВЫ, КОТОРЫМИ ОБОЗНАЧЕНЫ ИМЕНА, В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ ТАБЛИЦУ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК.

A) Дмитрий Пожарский

Б) Алексей Ермолов

B) Михаил Скобелев

Г) Алексей Орлов


Задание 2

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕХАНИЗМА ВЫДОХА, РАССТАВИВ НОМЕРА В ОТВЕДЕННЫХ МЕСТАХ:

? – спадение легких

? – торможение центра дыхательных мышц в спинном мозге

? – возбуждение центра выдоха в продолговатом мозге

? – расслабление диафрагмы и вспомогательных мышц

? – уменьшение грудной полости


Во многих случаях задания на установление правильной последовательности крайне нетехнологичны либо не применимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко допускают неоднозначную последовательность ответов, поэтому не рекомендуются к использованию в аттестационных тестах.

5.6. Сравнительная характеристика форм тестовых заданий

В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос: остановиться ли на какой-нибудь одной форме заданий либо принять решение о совмещении различных форм в одном тесте? А если остановиться на одной, то какой отдать предпочтение? Выбор автора во многом определяется спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало здесь зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста. Легко организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста в том случае, когда все задания с выбором ответов.

Результаты выполнения заданий с конструируемыми ответами требуют ручной обработки. Как правило, для оценки результатов их выполнения приходится привлекать экспертов, а это требует дополнительных материальных затрат и времени на проверку.


Преимущества и недостатки различных форм заданий

1. Задания с двумя ответами

Преимущества : благодаря краткости позволяют охватить большой объем материала, легко разрабатываются (только один дистрактор), быстро с высокой объективностью обрабатываются результаты выполнения.

Недостатки : стимулируют механическое запоминание, поощряют угадывание, требуют увеличения количества заданий и, соответственно, времени тестирования для компенсации эффекта угадывания.

2. Задания с выбором из четырех-пяти ответов

Преимущества : годятся для самых различных учебных предметов, в силу краткости формулировок в тесте можно охватить большой объем содержания, обеспечивают возможность автоматизированной проверки и высокую объективность оценок студентов, позволяют провести развернутый статистический анализ своих характеристик, скорректировать их и значительно повысить надежность педагогических измерений.

Недостатки : требуют значительной работы авторов при выборе дистракторов и коррекции баллов студентов, не годятся для проверки продуктивного уровня деятельности и когнитивных умений.

3. Задания с конструируемыми регламентированными ответами

Преимущества : просты в разработке, исключено угадывание, частично годятся для автоматизированной проверки.

Недостатки : проверяют в основном знание фактологического материала или понятийного аппарата, обычно (в гуманитарных предметах) слишком легкие, иногда приводят к неоднозначным правильным и частично правильным ответам.

4. Задания со свободно конструируемыми ответами

Преимущества : позволяют оценивать сложные учебные достижения, в том числе коммуникативные умения, творческий уровень деятельности, легко формулируются как традиционные задания, исключают угадывание.

Недостатки : требуют длительной дорогостоящей процедуры проверки, значительного времени выполнения, не позволяют охватить значительный объем содержания предмета, снижают надежность педагогических измерений.

5. Задания на соответствие

Преимущества : просты в разработке, идеально подходят для оценивания ассоциативных знаний и проведения текущего контроля, уменьшают эффект угадывания.

Недостатки : чаще всего используются при проверке репродуктивного уровня деятельности и алгоритмических умений, громоздки по форме представления.


Сравнительная характеристика технологических свойств различных тестовых форм представлена в табл. 5.1.


Таблица 5.1 Сравнительные технологические характеристики форм





Выбор формы предтестовых заданий определяется спецификой контролируемого содержания и целями создания теста. Каждая форма заданий имеет свои достоинства и недостатки, свою сферу применения.

Разработка предтестовых заданий проводится сообразно стандартизованным требованиям, содержание которых зависит от специфики тестовой формы. Задания с выбором ответов наиболее удобны при итоговом контроле в силу ряда технологических преимуществ, повышающих эффективность процессов применения итогового теста и оценки результатов студентов. Задания на дополнение предпочтительны при обучающем контроле.

Современные тенденции в разработке итоговых тестов связаны с отходом от моноформности и широким использованием заданий на дополнение, поскольку многообразие проверяемых знаний и умений требует введения различных форм в тесте.

Практические задания и вопросы для обсуждения

1. Обведите номер правильного ответа.

Тестовые задания с двумя ответами эффективнее использовать в контроле:

1) текущем

2) тематическом

3) итоговом

4) входном

2. Обведите номер правильного ответа.

1) текущего

2) итогового

3) входного

3. Обведите номер правильного ответа.

Вероятность угадывания номера места правильного ответа в задании с пятью дистракторами будет:

4. Найдите два существенных недостатка в задании, переформулируйте задание для устранения недостатков.

Для какого класса животных характерны признаки: хладнокровные, обитающие в воде и на суше, размножаются в воде?

1. Класс рыб

2. Класс пресмыкающихся

3. Класс земноводных

4. Класс млекопитающих

5. Предложите метод улучшения формулировки заданий.

Что из нижеперечисленного было ликвидировано реформами 60-х годов XIX века в России?

1. Самодержавие

2. Крепостничество

3. Сословность

4. Помещичья собственность на землю

5. Национальный гнет