За земельные правонарушения предусмотрены следующие виды ответственности. Рассмотрение земельных споров

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству - Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Юридическая ответственность - система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Юридическая ответственность имеет множество видов, каждый из которых имеет свой режим применения. Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность и специальная земельно – правовая ответственность.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. "о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:

1. порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.

Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Объект преступления - земли любого назначения: сельскохозяйственных, населенных пунктов, лесного фонда и т.п. Земля рассматривается как любые виды земельных участков, освоенных или неосвоенных, не зависимо от субъектов и видов, прав на землю.

Объективная сторона преступления - отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Например, приведение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов с нарушением правил, уничтожения плодородного слоя почвы и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона. Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ веществами может быть совершено как умышленно (косвенный умысел), так и по неосторожности (легкомыслие и небрежность). При косвенном умысле виновный сознает опасность нарушения соответствующих специальных правил, предвидит загрязнение, отравление или иную порчу земли и безразлично относится к наступлению таких последствий. При легкомыслии он также предвидит возможность таких последствий нарушения им правил, однако самонадеянно рассчитывает, что здоровье кого-либо или окружающая среда не пострадают. Нарушение правил в этих случаях обычно совершается осознанно. При небрежности виновный не предвидит наступления указанных в ст. 254 УК РФ последствий нарушения им определенных правил, однако должен и может их предвидеть.

2. регистрация незаконных сделок с землей. Ст. 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Общественная опасность - его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т.е. наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Преступление признается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных выше деяний.

Субъективная сторона - прямой умысел, при котором субъект осознает противоположность своих действий и желает их осуществить. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или личная заинтересованность.

Дисциплинарная ответственность - это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств:

1) дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах - ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации;

2) дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства;

3) основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины - совершение дисциплинарного проступка, которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.

Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, то есть неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнение земельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя).

В ст. 75 ЗК РФ закреплена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Речь идет о двух видах земельных правонарушений, таких как, проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Под проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель понимаются действия, повлекшие нарушение нормативов, стандартов, режимов использования земель, заключение государственных экологических экспертиз и т.д., при принятии решений на указанных стадиях хозяйственного процесса. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены как непосредственные исполнители работ, так и вышестоящие должностные лица, понуждавшие их к нарушению природоохранных требований.

Загрязнение земель можно рассматривать как проникновение в почву веществ, оказывающих отрицательное воздействие на ее химический состав. Помимо, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, дисциплинарная ответственность предусматривается также за загрязнение земель производственными отходами и сточными водами. Земли подвергаются загрязнению отходами промышленных предприятий; атомных станций или других установок; при разведке и разработке нефти, угля и других полезных ископаемых. Под отходами понимаются непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологического процесса вещества (твердые, жидкие, газообразные). Под сточными водами понимаются воды, использованные в промышленности, сельскохозяйственном производстве, для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд и характеризующееся изменением их первоначальных химических, биологических и физических свойств.

Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется на основании трудового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ и субъектов РФ.

Согласно ТК РФ к дисциплинарной ответственности могут привлекаться должностные лица или работники организации, совершившие дисциплинарный проступок.

К лицу, совершившему дисциплинарный проступок, применяются дисциплинарные взыскания. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель может применять к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения, являясь отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Суть закрепления законодательством принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Ст. 45 ЗК РФ устанавливает основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, которыми являются использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Ст. 54 ЗК РФ регламентирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В ней изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям. Принудительное прекращение прав на земельный участок у лиц не являющихся его собственником осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения. Если этого не сделано, орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашел свое разрешение в главе 17. Так, согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Однако необходимо заметить, что осуществление рассматриваемой процедуры, предусмотренной в ГК РФ, на практике в настоящее время невозможно по ряду причин. Так, ГК РФ не устанавливает порядок изъятия у собственников земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285, а отсылает к земельному законодательству. Однако действие нормы ЗК РФ в части прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение (ст. 54) на собственников земельных участков не распространяется, поскольку в данной статье упоминаются только землевладельцы и землепользователи. Способ прекращения права собственности, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 286 ГК РФ, в известной степени противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающей, что лишение любого лица принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу ст. 286 ГК РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что положения п. 2 и 3 вышеназванной статьи в части принятия решения органом государственной власти (не являющегося судебным органом) или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка у его собственника не подлежат применению.

Таким образом, статьи ГК РФ, регламентирующие основания о порядок принудительного прекращения прав собственников на землю требуют значительной корректировки в целях возможности их применения на практике.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель - один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно - правовых норм.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В п. 1 ст. 74 ЗК РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1);

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);

Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта (ст. 7.10);

Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6);

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7);

Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.8);

Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9).

Приведенный выше перечень правонарушений в области охраны и рационального использования земель не является исчерпывающим. Иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ.

Важное значение имеет вопрос об органах управления и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны земель. Согласно Положению о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833) государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов, Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами. Органы управления, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. 8.6-8.8 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители (ст. 23.21 КоАП РФ).

Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, состоящем в нарушении санитарных правил и норм, согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение двух суток с момента выявления (ст. 28.5).

Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу (п. 4 ст. 28.2), и получить под расписку его копию (п. 6 ст. 28.2). Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения - 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу (ст. 29.6).

Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.

Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).

Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении. При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему (ст. 29.9). Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.

Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.

Иногда нарушители уклоняются от уплаты штрафа. В таких случаях, если нарушитель - физическое лицо, постановление направляется по месту работы. Если юридическое лицо - постановление должно направляться в банк и в безусловном порядке взыскиваться штраф со счета, но для этого надо знать номер банковского счета юридического лица. А поскольку он, как правило, неизвестен, судебному исполнителю направляется протокол.

Рациональное использование земельных участков - один из ключевых моментов земельного законодательства РФ. Под таким использованием принято понимать такое поведение землепользователей, при котором, во-первых, достигается максимальный эффект в осуществлении целей землепользователей, во-вторых, производится оптимальное взаимодействие с природными факторами с учётом охраны земель. Земельный Кодекс РФ регламентирует запреты и дозволения в процессе эксплуатации наделов, а также ответственность за земельные правонарушения. Этой теме посвящены статьи 74-76 в рамках главы XIII ЗК РФ.

Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона - это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред , причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины . В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности :

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности - состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Разграничение видов ответственности за нарушение земельного законодательства

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • земельно-правовая.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ - «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ ; дисциплинарной - ст. 75 ; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст. 76 . Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ ). Преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

В рамках данной темы уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ ):
  • регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данный состав в качестве цели предусматривает корысть или иную личную заинтересованность. Субъектом является должностное лицо, использующее своё служебное положение.

  1. Порча земли (ст. 254 УК РФ ): объективную сторону составляет
  • отравление;
  • загрязнение;
  • иная порча земли.

Порча может осуществляться вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Общественно опасным последствием является причинение вреда:

  1. a) здоровью человека;
  2. b) окружающей среде.

Если эти деяния совершаются в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ , а ч. 3 данной статьи в качестве последствия предусматривает смерть человека по неосторожности.

  1. Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ ). Предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при:
  • проектировании;
  • размещении;
  • строительстве;
  • вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ответственность также влечёт самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Общественно опасным последствием этих деяний выступает причинение значительного ущерба. Субъектом преступления признаётся лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

  1. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ ). К непосредственным объектам относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории. Последствием является причинение значительного ущерба.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ ). Административное наказание - это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, целью его применения является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ.

Нарушение норм земельного законодательства в рамках административной ответственности предусматривает наказание в виде:

  • предупреждения (официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменном виде на основании ст. 3.4. КоАП РФ ;
  • штрафа (денежное взыскание, установленное в размере до 5 000 руб. для граждан, до 50 000 руб. для должностных лиц, до 1 000 000 руб. для юридических лиц).

КоАП РФ закрепляет следующие составы земельных правонарушений:

  1. В гл. 7 КоАП РФ охраняет права собственности. Так, ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в соответствии с которой наказывается самовольное занятие земельного участка либо его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В примечаниях к данной статье отмечено, что:
  • за совершение указанных действий лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (п. 1 );
  • при самовольном занятии части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка (п.2 ).
  1. Уничтожение или повреждение специальных знаков регулируется ст. 7.2 КоАП РФ . В соответствии с ч. 2 данной статьи ответственность наступает за уничтожение или повреждение:
  • скважин государственной опорной наблюдательной сети;
  • наблюдательных режимных створов на водных объектах;
  • маркшейдерских знаков;
  • специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов (в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ);
  • знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования;
  • знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий;
  • специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю;
  • знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков;
  • знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам.

Часть 3 этой статьи в качестве оснований наложения на виновное лицо санкций предусматривает уничтожение, повреждение или снос:

  • пунктов государственных геодезических сетей;
  • пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;

либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

Часть 4 устанавливает ответственность за неуведомление собственником (владельцем, пользователем) земельного участка (здания, сооружения), на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ.

  1. Статья 7.9 КоАП РФ устанавливает санкции за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
  2. В главе 8 КоАП РФ ответственность устанавливается за:
  • порчу земель (ст. 8.6 );
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 );
  • Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 );
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12 ).
  1. В соответствии с главой 10 КоАП РФ нарушением земельного законодательства являются правонарушения в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель:
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 );
  • нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10 ).
  1. Глава 19 КоАП РФ , посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за:
  • нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9 );
  • несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) (ст. 19.21 ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Данный вид ответственности в рассматриваемой сфере неразрывно связан с понятием имущественной ответственности за причинение ущерба имуществу граждан, юридических лиц, а также за негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Причинение ущерба может быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, либо совершение правонарушения. Обязанность должника по возмещению убытков устанавливается ст. 393 ГК РФ и характеризуется обязанностью должника по возмещению кредитору убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Виды ответственности закреплены в главе 25 ГК РФ . Среди них выделяются убытки и неустойка (ст. 394 ), ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ), ответственность и исполнение обязательства в натуре (ст. 396 ). Кроме того, ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать на основании норм главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», так как общие положения такой ответственности закреплены в ст. 1064 ГК РФ .

Кроме того, ГК РФ содержит ряд специальных норм, связанных с ответственностью за нарушение земельного законодательства. К ним относятся:

  1. ст. 284 - изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению, при этом ст. 285 регулирует порядок этого изъятия. Такое изъятие осуществляется, если:
  • предназначение участка - ведение сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства;
  • участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
  1. ст. 285 - изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ. В частности, это возможно, если использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  2. ст. 287 - прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками.

Сложность земельных правоотношений проявляется во всех аспектах данного правового явления, в том числе в части ответственности за нарушение норм земельного законодательства. Это подтверждается разнообразием видов ответственности. Все рассмотренные выше виды ответственности за нарушение земельно-правовых норм играют большую роль в процессе регулирования земельной отрасли права. Применение каждой-либо из них требует учёта всех обстоятельств и факторов.

Проблемы дисциплинарной ответственности рассмотрены в статье...

Проблемы земельно-правовой ответственности рассмотрены в статье

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред. Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными правовыми актами. выражается в принудительном изъятии земельного участка у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.

Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка (прекращении права) у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного, иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Принудительное изъятие у землепользователей, землевладельцев земельного участка осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят посредством принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом госвласти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган госвласти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Уполномоченный орган власти направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

48. Понятие и состав земель с\х назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Состав земель сельскохозяйственного назначения:

– сельскохозяйственные угодья;

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных(вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

– гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

– казачьими обществами;

– опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

5633

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие :

  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в , но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.

Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ .

Кодекс выделяет следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 . Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений :

  1. Нарушения экономического характера , то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения . Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния , связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные , то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие , где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли ()
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок ().

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок .

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для .

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ , действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

Указанное вами нарушение входит в группу экологических.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Уголовная ответственность за земельные преступления – это наказание, предусмотренное правовыми нормами РФ и УК РФ. Земельные взаимоотношения разделяются по определённым показателям, так же имеются виды ответственности за подобные злодеяния. Рассматривая уголовную ответственность за земельные правонарушения необходимо рассмотреть: основные понятия, ст. УК РФ, комментарии к ним, порядок пресечения данных злодеяний и случаи, подходящие к ним.

Земельные отношения


Земельные взаимоотношения делятся по следующим особенным показателям:

  • по виду владения (частная собственность, государственная, городская и так далее);
  • по направленности эксплуатации земельных участков;
  • по виду управления хозяйством (организация использования ресурсов);
  • по способу регулирования и разрешения земельных вопросов.

Ответственность за земельные преступления – это наказание, предусмотренное правовыми нормами РФ и УК РФ. Земельные взаимоотношения – это социально-правовые отношения, взаимодействующие между государством, частными собственниками и обычными гражданами.

По виду владения (собственности) можно с лёгкостью определить, как владелец земельного участка распоряжается своим хозяйством, в частности, если это личная собственность, то в данном случае имеют место и арендные отношения. Направленность эксплуатации показывает цели владения. Имеются участки, которые используют под дачный коттедж, в таком случае собственник обязывается только к уплате налогов, в остальных случаях, государство может заключить договорные взаимоотношения с владельцем и обе стороны получают некоторую выгоду от соглашения.

Также существуют два важных понятия в земельных отношениях, это субъект и объект. Данные положения являются особо важными в любых взаимоотношениях общественного характера. Итак, к объектам земельных правоотношений относятся грунтовые породы, предоставленные для государственных нужд, а именно, в виде обороны и для сельскохозяйственной деятельности.

Виды ответственности

Аграрные правоотношения, как и все остальные регулируются при помощи различных правительственных актов.

Кодекс, регулирующий земельные правонарушения, включают в себя следующие виды ответственности:


Дисциплинарное наказание подразумевает под собой взыскание с владельца земельного участка, которое прописано в трудовом кодексе Российской федерации.

Материальная ответственность предполагает требование уплаты штрафных санкций. Гражданско-правовое наказание заключается в возмещении убытков или неустойки. Ответственность может заключаться, как в принудительной общественной деятельности, так и в лишении свободы, с запретом на занятие определённых должностей.

Таким образом, за аграрные правонарушения может полагаться как административная, так и уголовная ответственность.

Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Уголовная ответственность за аграрные правонарушения наступает в момент, когда:

  • правонарушитель переступает рамки допустимого;
  • совершает злодеяние;
  • несёт соответствующее наказание.

Субъектами уголовного процесса могут быть исключительно физические лица (граждане и служебные люди), а объектом процесса является сами владения того или иного индивида. Чтобы более детально разобраться с данным понятием, следует обратиться к ст. УК РФ (167; 168; 170; 170; 254).

Основываясь на ст.167 УК РФ, физическое лицо привлекается к ответственности после преднамеренной ликвидации чужого имущества или же после нанесения порчи чужой недвижимости. Действительный признак состава данного злодеяния представляет собой установление аграрных владений непригодными для дальнейшей эксплуатации именно в той степени, как использовались ранее.


Согласно ст.168 УК РФ, действо, совершённое по неосторожности, с нанесением ущерба имущественной части агровладельца с присутствием отягчающих условий. Наказанием за данное деяние предусмотрены штрафные санкции в размере до 100000 рублей, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 480 часов, либо заключение под стражу до 1 года.

Полагаясь на ст.170 УК РФ, физическое лицо привлекается к ответственности после заключения неправомерной сделки, касательно недвижимого имущества с использованием служебного положения. Подсудимый приговаривается к принудительной общественной деятельности сроком до 360 часов, либо лишение права заниматься определёнными видами деятельности, либо штрафные санкции в размере от 200000 до 500000 рублей.

Основываясь на ст. 179 УК РФ, злоумышленник, совершающий принудительные действия к совершению сделки либо для отказа от неё наказывается денежной компенсацией в размере до 300000 рублей, либо домашним арестом сроком до 2 лет, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 2 лет.

Согласно ст. 254, ответственность наступает за интоксикацию или за засорение грунтовых почв. За деяние подобного рода пресекается в виде денежной компенсации в размере до 20000 рублей, либо запрет на занятие определёнными видами деятельности сроком до 3 лет, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 480 часов.


Ст. 167 гласит, что злоумышленник привлекается к ответственности в случае, если было совершенно целенаправленное уничтожение чужого личного имущества. Признаёт данное деяние действительным, если имеется факт порчи земельного хозяйства, то есть грунтовые почвы находятся в состоянии непригодными для дальнейшей эксплуатации. Деградация земельных участков, ухудшение состояния грунта вследствие порчи, для восстановления которых необходимы большие средства.

Ст. 168 раскрывает преступления, совершённые по неосторожности с отягчающими обстоятельствами. Такими обстоятельствами можно считать ущерб, оцениваемый, как особо крупный. Крупным убытками считаются потери, которые превышают 500 минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 170 информирует о том, что:

  • Преступник привлекается к ответственности после заключения неправомерной сделки.
  • Преступник привлекается касательно недвижимого имущества с использованием служебного положения.

Такое преступление рассматривается действительным, в случае, если имеется факт изменения учётных данных, преднамеренное изменение платёжных квитанций и так далее.

Ст. 179 гласит, что физическое лицо, совершивший принудительные действия к совершению сделки либо для отказа от неё. Вид сделки не имеет значения, это может быть договор купли-продажи, аренда, обмен, заём и так далее.

Ст. 254 раскрывает преступления, совершённые в ущерб аграрному хозяйству. То есть отравление ядовитыми препаратами земельную почву или нанесением ущерба растениям, растущих в грунтовых породах. Также отягчающим обстоятельством является причинение вреда здоровью человеку, которые съел плод, отравленный ранее.

Порядок привлечения к ответственности

Как показывает практика, земельные преступления крайне редко рассматриваются в уголовно-правовом порядке. Чаще всего аграрные правонарушения рассматриваются как административное нарушение, так как преступления, которые способствуют разрушению экологической среды, не сильно влияют на человеческое здоровье. Тем не менее имеются случаи, когда преступников карают за экологические разрушения по всей строгости уголовного права.

Этапы привлечения к УО:

  • оценка грунтовых пород после заявления пострадавшего либо от жалоб соседей;
  • составление доклада и протокола, и передача на рассмотрение в следственный комитет;
  • по истечении 15 суток, выносится решение по делу;
  • комиссия выносит уголовное наказание и передаёт дело в суд для подтверждения приговора;
  • судебный процесс: суд вызывается сторону обвинения и защиты, для контрольного дознания, рассматривает доказательства, выявляет факт преступления, отягчающие обстоятельства, и на основании всех моментов выносится окончательный вердикт;
  • вступление приговора в правовую силу.

Административное правонарушение рассматривается в похожей последовательности, но уже с изменением некоторых моментов.

Примеры привлечения к ответственности за земельные правонарушения


Для более точного понимания сути уголовной ответственности за земельные правонарушения, необходимо обратиться к вышеприведённым положениям и показать случаи по каждому из них.

Ст. 167. Гражданин К., проживающий в Москве, имеет в собственности загородный участок, который использует в личных целях, как отдых в летний период. В какой-то момент, злоумышленник А. проникает во владения К. и наносит разрушительный вред дому и всем мелким посадкам владельца. Собственник обращается в правоохранительные органы и подаёт заявление об ущербе причинённое его собственности. Заявление проходит все этапы проверки, и по завершении всех, суд вызывает подсудимого и потерпевшего. В итоге, суд выносит приговор, в котором говорится, что обвиняемый обязывается к оплате штрафа в размере 35 тыс. рублей.

Ст. 168. Человек по имени П. приобрёл для себя земельный участок, построил дом, засадил огород и вырастил свой мини-сад и со временем переехал туда на постоянной основе. В один злополучный летний день, сосед М. разводил костёр на своей территории, подал ветер и пламя переместилось на владения гражданина П. Дом внешне обгорел, но сад и огород сгорели дотла. Соседи не смогли прийти к общему согласию, посему П. обратился в полицию с заявлением. Суд, рассматривая материалы дела, вынес приговор в виде штрафа в размере 100000, так как ущерб не был признан особо крупным и составлял 300 тыс. рублей.


Ст. 170. Девушка по имени Д. работает адвокатом и имеет хорошие связи. У неё есть бабушка, которая уехала в санаторий и перед поездкой оформила всё хозяйство в завещании своей внучке. Девушка, недолго думая, быстро выставила все свои будущие владения в аренду. При помощи своих знакомых, быстро оформила сделку и предоставила жильё гражданину Р. По возвращении с отдыха, бабушка обнаружила посторонних людей на своём участке и незамедлительно обратилась в полицию. В ходе следствия, было обнаружено, что Д. воспользовалась своим служебным положением и сдала в аренду земельные владения, которые ещё не принадлежат ей. Суд приговорил подсудимую к 360 часам принудительной общественной деятельности, без права заниматься юридической деятельностью сроком до 3 лет.

Ст. 179. Пожилая гражданка З. проживается в деревне, имеет своё хозяйство, занимается скотоводством и сельскохозяйственной деятельностью. Дом довольно ветхий, требующий капитального ремонта, но во владении женщины находится не менее двадцати соток. А на дачных участках, находящиеся за деревенской линией, пребывает мужчина Е., площадь у него значительно меньше, но дом более новый. Подумав, как бы расширить свои владения, гражданин Е. решает сподвигнуть бабушку на сделку, в которой она передаст свои владения ему, так как они давно знакомы и у бабушки никого нет. Но во время переговоров, женщина отказывает мужчине в совершении сделки, после чего он начинает угрожать пожилому человеку. Гражданка З. сообщает в полицию о злодеянии так называемого соседа, после чего было возбуждено уголовное дело. По завершении всех разбирательств, суд приговорил мужчину к 1,5 годам домашнего ареста и штраф в размере 50000 рублей, как моральная компенсация.

Ст. 254. Семья Ивановых занимается выращиванием на своём личном участке:

Эти продукты супруги продают заводу Л., в соответствии с нотариально заверенным договором. Соседи Петровы также занимаются выращиванием овощей, но их продукцию не покупают, из-за несоответствия со стандартами РФ.

Завистники решают испортить бизнес-соседям, и ночью орошают грядки ядовитыми ускорителями роста. Ивановы, после продажи получают повестку в суд, и во время процесса выясняют, что из-за их продукции невинный человек попал с острым токсическим отправлением. Понимая, по чьей вине всё произошло, Ивановы подают заявление на своих соседей. В итоге, суд приговорил семью Петровых к 2,5 годам принудительной общественной деятельности, плюс штраф в размере 40 тыс. рублей.

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

Таким образом, наказания за земельные правонарушения довольно незначительные, по сравнению с остальным злодеяниями, предусмотренными УК РФ, тем не менее имеют особую важность.