Информационное право является комплексной отраслью. Информация как объект права, понятие и признаки. Уровни информации и ее юридически значимый аспект

1) государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ.

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

2) Защита государственной тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

3)Федеральный закон « Об информации, информатизации и информационных ресурсов»

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.


Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья.

Ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. Тайна усыновления - информация о факте усыновления ребенка.

Ст.139 Семейного Кодекса РФ.

3. Нотариальная тайна - сведения, которые стали известны нотариусу в ходе осуществления им профессиональной деятельности.

Ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

4. Редакционная тайна - редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации».

5. Тайна кредитной истории - информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Ст. 7 ФЗ «О кредитных историях».

6. Адвокатская тайна - это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В частности, даже сам факт обращения клиента к адвокату за юридической помощью является адвокатской тайной.

Ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

7. Тайна совещания присяжных заседателей - присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Ч.4 ст.341 Уголовно-процессуального кодекса РФ

8. Тайна следствия – данные предварительного расследования, которые не могут быть распространены без согласия следователя или лица, производящего дознание.

Ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

9. Тайна судопроизводства – действует в случаях закрытого судебного разбирательства. По определению судьи, рассматривающего дело, заседание может быть объявлено закрытым, т.е. на него не допускаются слушатели и представители СМИ.

Ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.241 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

4) Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу. Режим защиты информации устанавливается:

1. в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - Законом РФ "О государственной тайне";

2. в отношении персональных данных, информации о частной жизни граждан - Конституцией РФ и иными федеральными законами. Например, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 104 "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органов записи актов 1ражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными и, следовательно, не подлежат разглашению;

3. в отношении коммерческой и служебной тайны - законодательными актами и локальными нормативными актами организации. Например, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежат разглашению. Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия ее владельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции;

4. в отношении банковской тайны - ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, определенных законом.

За нарушение установленного режима защиты информации виновные лица привлекаются к 1ражданско-право вой, административной и уголовной ответственности. Так, статья 183 УК РФ определяет наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - ст. 13.11; разглашение информации с ограниченным доступом - ст. 14.14;нарушение правил защиты информации - ст. 13.12идр.

Понятие информационного права

Определение 1

Предмет информационного права – это область общественных отношений, связанная с созданием, обработкой, использованием, распространением и хранением информационных ресурсов, включая сферу формирования и управления информационными ресурсами, использованием новых технологий, обеспечение безопасности в информационной среде и т.д.

Замечание 1

В информационное право входит совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с информацией. То есть, общественные отношения при осуществлении информационной деятельности приобретают статус информационных.

Предмет науки составляет часть общественных отношений, связанных со следующими факторами:

  • создание, формирование, хранение, обработка, распространение и использование информационных ресурсов и их составных частей;
  • управление в области формирования и использования информационных ресурсов;
  • юридическая ответственность субъектов информационного права.

Информационное право представляет комплексную отрасль. Круг его субъектов является достаточно широким, при этом информационные нормы могут базироваться в разных отраслях права. Под информационными отношениями предполагается информационная деятельность разнообразного характера. Помимо этого, информационное право понимается как наука и учебная дисциплина. В качестве науки, информационное право представляет систему научных знаний как об отдельной отрасли, его предмете, методах, истории становления и основополагающих институтах. В виде учебной дисциплины – система знаний, изучение происходит в рамках юридических специальностей. При этом основные цели изучения заключаются в:

  • формировании теоретических основ в сфере информационной деятельности и ее правовое регулирование;
  • повышении правовой культуры;
  • формировании профессиональных навыков и умений.

Система информационного права

В системе информационного права отражаются реальные общественные отношения, которые выступают в качестве предмета отрасли. Данную систему отражает информационное законодательство, наука информационного права и в учебный процесс.

В структуре системы информационного права условно выделяются две части – Общая и Особенная. В Общую часть информационного права включаются нормы, которые устанавливают основные понятия, принципы, правовые формы, предмет и метод правового регулирования информационных отношений, характеризуется источник информационного права. В Особенную часть входят отдельные институты.

Информационное право, как наука, занимается исследованием норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права, изучает научные проблемы формирования и развития данной системы.

Информационное право как учебная дисциплина занимается обучением студентов, аспирантов, других слушателей. К основным направлениям относятся:

  • разработка научного обеспечения и методического инструментария;
  • разработка системы оценочных критериев;
  • разработка направлений совершенствования системы знаний.

К основным направлениям предмета информационного права относятся все процессы явления, связанные с изучением понятийного аппарата, исследованием особенностей и характеристик информационного права, структуры, норм, особенностей и юридических свойств и пр.

Принципы и источники информационного права

Определение 2

Правовое регулирование в сфере информационных отношений основано на принципах информационного права, т.е. исходных положениях, юридически объясняющих и закрепляющих объективные закономерности общественных отношений. К основным принципам принято относить конституционные и отраслевые принципы.

В свою очередь, к конституционным относится: приоритет прав личности; свободный доступ к информации; свободное производство и распространение любой незапрещенной информации; запрет на производство и распространение запрещенной федеральными законами информации; законность; ответственность и ряд других.

К отраслевым принципам относится: баланс интересов в информационной сфере; открытость информации; достоверность информации; технологическая обусловленность и пр.

Определение 3

Источниками информационного права принято считать официальные формы закрепления и существования норм права.

К основным международным актам, регулирующим сферу информационного права можно отнести Всеобщую Декларацию прав человека; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод; Декларацию принципов информационного общества; Конвенцию о персональных данных; Конвенцию об информации и правовом сотрудничестве в области информационных услуг; Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации (Россией не ратифицирована) и пр.

К важнейшим федеральным актам в сфере информационного права, относится, в первую очередь, Конституция РФ, Закон об информации», Закон о СМИ, Закон о связи, Закон о рекламе, Закон о доступе к информации, а также административный и уголовный кодексы.

Замечание 2

Также, обязательны к применению Постановления Конституционного Суда, которые могут отменять неконституционные положения федерального законодательства, то есть закон, при признании его или отдельных его частей неконституционными, не применяется. Также, КС РФ дает толкование законодательства, что играет значительную роль.

Определенная роль отводится и законам субъектов Федерации, которые не могут вступать в противоречие с федеральным уровнем законодательства. Помимо этого, в системе информационного права выделяются и локальные акты, т.е. это документы, принятые на уровне отдельных предприятий и организаций. Естественно, такие акты имеют узкий круг действия и могут быть связаны, например, с режимом коммерческой тайны, которую должны соблюдать сотрудники отдельной компании.

К источникам информационного права также относятся технические нормы, связанные с организацией построения и создания информационных систем, например Закон о техническом регулировании. Такие нормативные акты устанавливают порядок эксплуатации техники, их принимают органы исполнительной власти.

В информационной сфере присутствуют и юридические обычаи, например, связанные с использованием сети интернет, как пример можно привести обычай документооборота.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы необходимости развития информационного права в Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности информационного права, его историческое развитие, а также указана общая неразвитость данной отрасли по сравнению с рядом иностранных государств. Выявлена и обоснована необходимость развития информационного права как неотъемлемой части современной правовой структуры.

ABSTRACT

In this article considered problems of necessity of development the informational law in Russian Federation. Analyzed characteristics of informational law, it’s historical way and its general underdevelopment in comparison with a number of foreign states. Identified and justified the necessity of the development of the informational law as an integral part of the modern legal structure.

Одним из важнейших свершений человечества было создание первой электронной вычислительной машины в прошлом веке. Начиная с этого момента, всё стремительней начала происходить информатизация общества. Под информатизацией стоит понимать глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, а также организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов . Казалось, что, следуя примеру других отраслей, закономерным развитием данного явления стало бы постепенное модифицирование и урегулирование возникших отношений, однако по какой-то причине государство не сделало этого. Более того, органы власти решили, что необходимости в создании отдельного правового сегмента нет, а возникшие проблемы правового характера в информационной среде можно решить и урегулировать уже существующими отраслями права. Оправдана ли подобная позиция государства? Ведь, следуя теоретическим основам, для выделения информационного права в отдельную отрасль требуется самостоятельный предмет регулирования; методы, которые присущи только информационному праву; понятийный аппарат. При этом имеются труды ученых, которые выделяют и дают формулировки данным элементам. Так, О.А. Баранов утверждает, что «информационное право представляет собой отраслевую юридическую науку, предметом изучения которой является система норм права, регламентирующая информационные отношения в обществе» . В свою очередь, М.С. Демкова считает, что информационное право представляет собой систему социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством и возникающих в информационной сфере, а именно в сфере процессов создания, преобразования и использования информационных ресурсов . Почему же, имея необходимые предпосылки для выделения информационного права в отдельную отрасль, государство не делает этого, почему не занимается развитием данной отрасли, позволяет ей оставаться в зачаточном состоянии, не стремится развивать ее? Вследствие возникших вопросов авторами был проведен анализ научной литературы, посвященной информационному праву как отдельной и самостоятельной отрасли права в Российской Федерации. Рассмотрена современная позиция законодателя в урегулировании информационных правоотношений, а также упомянуто отношение иностранных государств к данной отрасли права.

В первую очередь, для полноты понимания происходящих процессов стоит обратить внимание на исторический аспект развития информационного права. Стоит отметить, что формирование и развитие информационного права является сложным с технической точки зрения и противоречивым по отношению к уже сформировавшимся отраслям. Отмечается, что «наибольший интерес в научной среде вызывают такие вопросы, как формирование информационного общества, становление и развитие информационного права, а также проблемы понятийного аппарата в данной научной сфере. В своих научных трудах исследователи высказывают различные точки зрения касательно возникновения исторических истоков понятия «информационное право», указывая наиболее объективные причины его возникновения» . Таким образом, имеются различные, порой противоречащие друг другу, точки зрения с самого «рождения» данной отрасли.

Отходя от теоретически-исторического нюанса и переходя к настоящему времени, отмечается, что на сегодняшний день основной вопрос, который стоит перед теоретиками, – это закрепление структуры информационного права, то есть распределение отношений, которые будут подотчетны непосредственно данной области. Так, одним из авторов предлагается выделение таких подотраслей, как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право», «Интернет-право» . Другие же, выделяя лишь основной столп, взяли как основу оборот информации и обозначили четыре раздела: основные понятия и определения, основу оборота информации, обращение открытой общедоступной информации, обращение информации ограниченного доступа . Третьи же и вовсе обозначают данную деятельность неразумной ввиду общей неразвитости отрасли, указывая, что «Научно обоснованная постановка и правильное проведение систематизации информационного законодательства требуют разработки общетеоретических проблем информационного права. Вместе с тем, указанное обстоятельство осложнено общей неразвитостью теории этой отрасли» .

Казалось бы, в таком состоянии потенциальную отрасль оставлять нельзя и необходимо со стороны государства провести систематизацию и кодификацию информационного права и законодательства, тем более что подобные попытки имели место с принятием Федерального закона от 27 апреля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . К сожалению, дальше принятия закона дело не пошло, что позволило другим отраслям регулировать информационные правоотношения в ином ключе. Отсюда наблюдается явное отставание от растущей базы отношений информатизации самых различных сфер жизни современного общества, присутствует законодательная непроработанность вопроса интеллектуальной собственности, отсутствует должное внимание к проблеме включения в интеллектуальную собственность исключительных прав на информационные ресурсы, что, в свою очередь, приводит к росту преступности в данной сфере .

При рассмотрении зарубежного опыта в идентификации информационного права стоит отметить, что США, в частности, представляет себе информационное право как блок права, посвященный контролю за информацией, поступающий из различных источников, а касательно урегулирования данного вопроса с точки зрения права занимает следующую позицию: «Единственным доводом в пользу контроля за новыми технологиями остается необходимость контроля за распространяемым содержанием (для защиты несовершеннолетних и других уязвимых групп от порнографической, непристойной или подстрекающей информации). При рассмотрении вопроса о наилучшей защите прав журналистов на сбор информации и сохранение конфиденциальности источников и неопубликованных материалов законодателям приходится сталкиваться со следующей дилеммой. С одной стороны (американская точка зрения), наилучший закон о средствах массовой информации – отсутствие закона вообще, поскольку в Конституции ясно сказано, что государство не вправе ограничивать свободу слова и печати» .

С другой стороны, Германия интегрирует информационные технологии в действующую правовую систему. Таким образом, информационное законодательство становится фундаментом, на котором закреплен основной правовой пласт: гражданское право, уголовное и так далее. Однако стоит отметить, что «примерно 65% местных органов власти признают, что им не хватает квалифицированных сотрудников для работы над проектами «электронного правительства». Помимо этого, муниципальные власти порой сталкиваются с некоторым сопротивлением служащих и законодательных собраний, не одобряющих расширение услуг для граждан с помощью сети Интернет» .

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на данный момент сложилась крайне негативная ситуация, связанная с состоянием информационного права. Отрасль информационного права не развивается, большая часть отношений, которую она должна контролировать, отнесена к компетенции других отраслей. Законные и подзаконные акты не систематизированы и представляют собой лишь «заплатки» для особо острых ситуаций, требующих полноценной работы законодателя. В сравнении с подобной отраслью права зарубежных стран заметна слабая позиция в постановке основных приоритетов и направлений, которыми будет заниматься информационное право Российской Федерации. В связи с этим предлагается введение образовательной программы для будущих юристов по предмету «Информационное право», так как в настоящее время большинство высших учебных заведений этот предмет игнорируют. Необходимо также повысить общетеоретический уровень знаний о данной отрасли путём проведения семинаров, лекций, круглых столов и т. д. Следует обратить внимание законодателя на необходимость систематизации актов, затрагивающих отрасль информационного права, и выработать государственную политику в отношении информационного права, то есть определить пути развития данной отрасли и её цели на законодательном уровне.


Список литературы:

1. Баранов О.А. Система принципов информационного права // Правовая информатика. – 2006. – № 2. – С. 5.
2. Демкова М.С. Электронное управление – путь к эффективности и прозрачности государственного управления // Информационное общество. – 2004. – С. 9.
3. Идрисова З.Н. Историко-правовой анализ этапов становления информационного права // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 101 (07). – С. 56.
4. Идрисова З.Н. Проблемы теоретического закрепления и законодательного развития информационного развития информационного права в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – № 3 (35). – С. 121.
5. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники [Электронный ресурс] // Готовимся к экзамену информатика. – Режим доступа: http://www.infosgs.narod.ru/27.htm (дата обращения: 30.05.2017).
6. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Германии // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 2 (158). – С. 282.
7. Копылов В.А. Информационное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
8. Прокопенко А.Н. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: Изд-во БелЮИ МВД России. – 2005. – С. 52, 92-94.
9. Тедеев А.А Проблемы и условия правового регулирования интернет-отношений // Информационное право. – 2008. – № 4. – С. 23.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 07.06.2017) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” / СПС Консультант Плюс. 2017
11. Шаров В.И. Структура информационного права // Юридическая техника. – 2013. – № 7 (2). – С. 876.

В российском правовом поле были сформированы совсем недавно. Понятие информационного права старательно исследуют отечественные юристы. О том, что именно представляет собой рассматриваемая отрасль, будет рассказано в нашей статье.

Информационное право

Что такое информация? Согласно самому распространенному определению, это - определенная совокупность сведений и сообщений о состоянии чего-либо. В последние два десятка лет информации стали уделять особое внимание. Дело в том, что появилась возможность хранить сведения на электронных носителях, структура которых постоянно модернизируется. Однако регламентировать способы хранения, распространения и передачи информации не так уж и просто.

В России законодательное регулирование информации стало возможным совсем недавно. В была принята четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная а также интеллектуальной собственности. На основании норм Кодекса был разработан ряд федеральных законов. В итоге система информационного права приобрела целостный предмет, методологию, принципы и содержание. Обо всем этом будет рассказано далее.

Предмет права

Что является предметом информационного права? Специалисты в области юриспруденции указывают на процедуру информатизации. Данный процесс представляет собой форму создания наиболее оптимальных условий для удовлетворения

Предмет рассматриваемой юридической отрасли имеет несколько основных направлений. Первым является изучение права. Все дефиниции и термины должны быть рассмотрены с позиций информации. Второе направление касается исследования особенностей права. Все нормы, институты и отрасли должны быть исследованы с позиций их построения и полноты. Наконец, третье касается содержания права и составления классификаций.

Некоторые юристы создают проекты Информационного кодекса РФ - закона, который мог бы собрать в себе все основные нормы рассматриваемой юридической отрасли.

Задачи информационного права

Что такое право, и почему оно регулирует все сферы общественной жизни? Правом называют совокупность норм и правил, которые устанавливает государство в целях защиты интересов и свобод человека. Подобный принцип действует и с информационной системой: люди хотят пользоваться качественными средствами связи, охранять личные сведения от посторонних, не допускать искажения информации и т. д. Во всем этом поможет правовое регулирование. Отсюда вытекает и основная задача рассматриваемой юридической отрасли: защита свобод, прав и интересов всех российских граждан.

Второй задачей является изучение и совершенствование действующих нормативных актов, а также формирование новых. В рассматриваемой отрасли должны выявляться и ликвидироваться все коллизии и пробелы. Не менее важной является и процедура оценивания действующего законодательства.

Наконец, последней важной задачей информационного права стоит назвать сотрудничество с международными инстанциями в целях совершенствования отечественного законодательства. Это даже не право, а обязанность российских законодателей: большинство межгосударственных конвенций и договоров необходимо ратифицировать.

Виды информации

Рассматривая вопрос о том, что такое информационное право, нельзя не затронуть проблему классификаций. Основной элемент юридической отрасли, информация, бывает нескольких видов.

Элементарная информация существует на уровне атомов. Биологическая формируется живыми существами, в том числе и людьми. Социальная информация затрагивает сферу человеческих отношений, а технико-кибернетическая область производного и машинного характера.

Информации присущи некоторые юридические признаки и особенности. Во-первых, это физическая неотчуждаемость. Единственным законным способом отчуждения будет передача прав на использование информации. Вторым признаком является обособленность. Это означает, что действует лишь та информация, которая используется в виде знаков и символов обособленно от производителя. Распространяемость и тиражированность являются третьим признаком, а организационная форма четвертым.

Именно по форме заполнения информация делится на следующие виды:

  • Документированная. Отражена в виде символов, знаков, букв или прочих средств отображения на материальном носителе.
  • Недокументированная. Такая информация остается за пределами юридического регулирования, так как не отражена на носителе и не зарегистрирована.

Также информация бывает правовой и внеправовой. Первая создается в результате правотворческой деятельности, бывает нормативной и ненормативной. Внеправовая информация никак не связана с юридической сферой отношений.

Информационные ресурсы

Все нормы информационного права хранятся в больших массивах документов. Такие документы составляют информационные ресурсы, качестве которых могут выступать библиотеки, архивы, банки, фонды и прочие системы.

Всем известно, что информацию необходимо постоянно генерировать. Сбор, накопление, хранение, изменение, поиск, распространение - все эти процедуры возможны только благодаря качественной работе ресурсов. В рассматриваемой области работает громадное количество субъектов информационного права. О каждом из них будет рассказано далее.

Что такое субъект? В юридической области это определенные лица, наделенные рядом обязанностей и полномочий. Субъекты реализуют свои действия для достижения объекта - конкретного имущественного или неимущественного блага. В информационном праве объектом является совокупность духовных, социальных и прочих благ, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

В качестве самих субъектов выступают обычные граждане, в том числе иностранные и не имеющие российского гражданства. Здесь же стоит выделить организации - библиотеки, архивы, музеи, информационные фонды, аналитические центры и многое другое. Немалую роль в сфере информационного права играют и государственные органы. В систему входят представительные, исполнительные, судебные и прочие инстанции.

Виды ресурсов

Что такое информационное право? Это громадная система, содержащая в себе различные нормы, институты, отрасли и ответвления. Информационные ресурсы как основной предмет рассматриваемой юридической отрасли бывают научно-техническими, политическими, статистическими, экономическими, социальными и многими другими. Классификацию информации можно увидеть на примере законодательства. Правовые кодексы делятся по отраслям, так же как и Федеральные законы.

Особое место в информационной системе занимают сведения с ограниченным доступом. Они делятся на государственные, коммерческие и служебные. Ограниченная информация находится под особой технической и правовой защитой.

Ресурсы в рассматриваемой системе права должны обеспечиваться рядом специальных услуг. Так, здесь следует выделить обработку информации, ее передачу, хранение и многое другое.

Методы информационного права

Юридическим методом называют совокупность способов и приемов, при помощи которых можно исследовать предмет права. В случае с информационным правом нет четкого разделения на императивные (обязующие или запретительные) и диспозитивные (позволительные) методы. Зато здесь есть большое количество специальных приемов и средств. В частности, следует выделить формально-догматический подход. Применяется он при обработке юридических догм.

Метод обращения к наукам используется для сопоставления информационного права с другими научными дисциплинами и отраслями. Например, это Гражданское право или информатика. Метод социологического исследования предполагает оценивание эффективности работы информационных норм. Немалую роль здесь играет личное наблюдение. Существует и множество других методов, специфика которых зависит от типа информации.

Право испытывает влияние времени, пространства и социальных факторов. Оно призвано регулировать это окружение, а то и пытаться его моделировать.

Ж.-Л. Бержель

Понятие информационного права

В результате изучения главы студент должен:

  • знать причину формирования данной отрасли права Российской Федерации, историю ее формирования, определение информационного права как самостоятельной комплексной отрасли права, предмет отношений субъектов в информационной сфере, объект правового регулирования, цели, формы и методы регулирования правовых отношений в данной области;
  • уметь ориентироваться в определении системы предметных областей правового регулирования; находить формы взаимодействия с другими отраслями права; понимать неизбежность тенденций развития этой отрасли с учетом парадигм формирования информационного общества;
  • владеть понятиями данной отрасли права, навыками определения специфики и содержания информационного нрава как области правового регулирования информационных технологий, информационных ресурсов как предметной области – нового вида правоотношений в процессе развития информационного общества.

Предмет информационного права

Информационное право, как и другие отрасли права, имеет несколько аспектов изучения и применения. Во-первых, это отрасль законодательства; во-вторых, правовая наука; в-третьих, учебная дисциплина. В совокупности эти направления формируют в системе права самостоятельную область исследования и правового регулирования общественных отношений, выделенных в системе права как информационное право .

Как бы ни развивалась юридическая мысль, до тех пор пока не появится область специального законодательства, говорить о наличии отрасли права преждевременно. Именно предметная область законодательства символизирует рождение отрасли и дает ей название. Момент выделения из общей социальной действительности отношений, которые нуждаются в правовом внимании и включении их в систему правового регулирования, знаменует факт наличия особого предмета права. Однако для того чтобы такой "предмет" стал основой формирования самостоятельной отрасли, необходимы определенные условия. Это не только его объем, характеристика многогранности, но и показатели социального интереса различных субъектов к его реальной значимости.

Определение предмета отрасли права в науке является областью острых дискуссий, а порой и "сражений". Достаточно сказать, что даже после нескольких лет признания информационного права в качестве специальности для преподавания в вузах и подготовки диссертаций по специальности 12.00.14, сомнения у некоторых юристов в легитимности этой отрасли не исчезли.

В связи с этим приведем несколько аргументов в пользу появления такой отрасли, как информационное право. Прежде всего, о понимании иерархической связи предметов отраслей права в системе права в целом. Практика развития юридической науки и законодательства позволяет выделить три уровня предметных областей права. Первый связан с формированием и выделением классических отраслей – гражданское, уголовное, административное, государственное (конституционное) право. Это базовые отрасли, принцип выбора названия которых можно определить как "титульный" – по области общественных отношений (материальных и нематериальных), по поводу которых возникает необходимость правового регулирования.

На основе развития и усложнения отношений в этих отраслях права возникают и отпочковываются от них так называемые дочерние отрасли права. Например, в системе административного права рождаются такие отрасли, как финансовое, бюджетное, налоговое право. Для базовых и их дочерних отраслей характерны общность методов правового регулирования отношений и дифференциация предметной области отношений.

Вместе с тем развитие экономической, научно-технической, социальной жизни общества порождает все более сложные области общественных отношений, которые не укладываются в рамки одной отрасли права по методу регулирования. Возникают отрасли, которые являются более определенными по предмету отношений, но требуют применения разных методов регулирования: гражданско-правовых, публичных. Это отрасли так называемого третьего уровня – имеющие свой предмет, но комплексные по методам регулирования правовых отношений своей предметной области. Примером такой отрасли является право экологическое. Таким по своей природе является и право информационное. При ознакомлении с курсом этого права можно будет увидеть, что в сфере его регулирования реализуются нормы конституционного, административного, гражданского, международного права.

Важнейшей характеристикой любой отрасли права является предметная область общественных отношений. Многие отрасли права получают свое название именно но предметному признаку. Не исключение в данном случае и информационное право. Определяющим признаком для него в системе права является предметная область отношений, т.е. прежде всего информация. Важно уяснить, почему именно во второй половине XX и начале XXI в. информация и отношения, с ней связанные, потребовали особого юридического внимания.

Информация как предмет отношений известна так же давно, как и сами человеческие отношения. Но таким предметом, который уже не может не быть самостоятельным и находиться вне системы правоотношений, который в силу ряда обстоятельств формирует особую структуру в этой системе, информация и связанные с ней области деятельности стали только в середине XX в.

Сложность определения предмета информационных отношений состоит в том, что право уже имеет определенную структуру своих классических (гражданское, уголовное, административное) и вторичных – дочерних (государственное, финансовое, хозяйственное, муниципальное, семейное, авторское, промышленное и т.п.) предметных отраслей. И все эти отношения, безусловно, связаны с информацией. Она и как материальный, и как нематериальный объект является элементом любых отношений. Но именно процессы, связанные с превращением информации в такие объективированные формы, которые становятся самостоятельными в структуре производственных, управленческих, идеологических, экономических, личных отношений, и выступают в качестве продукта деятельности человека и ресурса других социальных отношений.

Информация функционально выполняет роль связывания, склеивания отношений субъектов по разным направлениям. Операционально же информация часто выступает как самостоятельный ресурс и фигурирует в качестве товара в обмене и объекта работ и услуг, что позволяет выделить эту часть отношений в самостоятельную предметную область. Они-то и нуждаются сегодня в самостоятельном правовом внимании.

К середине XX в. информация как самостоятельный феномен "выделилась", став предметом системообразующего значения, и активно формирует отношения, которые условно обозначаются как отношения информационные.

Подобно тому как в недрах индустриального общества на основе научно-технического прогресса XIX в. формировалось промышленное право, авторское право и институты интеллектуальной собственности, XX в. стал рубежом "взросления и возмужания" нового феномена – информации. Название отрасли права определяется именно этим специфическим объектом правового регулирования. Особенность информации как объекта, создающего свою область социальных отношений, состоит прежде всего в том, что она самым удивительным образом аккумулирует правила отношений материального и нематериального характера и регулирует их, выявляет область взаимодействия субъектов по поводу уже известных предметов, традиционно разделенных на "вещные" и "интеллектуальные".

Отрасль информационного права отличается от других отраслей права гем, что имеет свой явно выраженный предмет отношений. Объединяющая очень большой комплекс отношений, связанных с формированием информационных ресурсов, созданием и использованием технологий их обработки и применения, обеспечением их коммуникации в системах и сетях, эта совокупность отношений на полном основании должна быть выделена в самостоятельную отрасль права.

Предметом, формирующим специальную отрасль отношений, условно называемых информационными, является совокупность реально существующих материализованных результатов творчества и труда, воплощенных. 1) в информации при разнообразии форм ее проявления и формируемых на этой основе информационных ресурсах, 2) средствах и технологиях работы с информацией (информационных технологиях); 3) средствах и технологиях коммуникации информации по сетям связи. На базе этой триады предметов формируется новая область общественных отношений, которая в системе права выделяется как самостоятельная область правового регулирования.