По степени обязательности исполнения. Виды норм права. Классификация норм права проводится по различным основаниям
Юридические презумпции закреплены в правовых нормах, фактические – нет, но в жизни существуют (родители любят своих детей, но это не нашло прямого отражения в правовых нормах).
47. Понятие и структура политической системы общества.
Политическая система общества - это механизм организации и функционирования политической власти.
Структура : политические организации, политические отношения, политическая идеология и политическая деятельность.
Политическая организация - это совокупность государственных, общественных организаций, при помощи которых осуществляется управление общественными делами. Основные элементы политической организации: государство, политические партии, массовые национальные и общественные движения; общественные организации, в том числе и различные церковные организации; профессиональные союзы, органы местного самоуправления, трудовые коллективы.
Политические отношения , т.е. взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение; передача идей, взглядов; обмен ресурсами (информацией, знаниями); передача волевых побуждений от одного субъекта к другому. Главные взаимосвязи, определяющие политические отношения: между государством и обществом; властью и народом; классами, социальными группами и слоями общества; внутри групп и на уровне межиндивидуального общения.
Политическая идеология - это отражение политической жизни в теориях, взглядах, представлениях, чувствах и настроениях, политических традициях и установках. Политическая идеология существует на двух уровнях: теоретическом, включающем доктрины, программы, политические решения; и общественно-психологическом, состоящем из взглядов, представлений, иллюзий, предрассудков, чувств, настроений, убеждений, стереотипов, традиций.
Политическая деятельность представляет одну из форм функционирования политической системы. Структура политической деятельности включает: субъект процесса (реальная власть или ее носитель, тот, кому делегирована власть); объект процесса, который должен быть создан; средства, методы, исполнители, ресурсы (материальные и финансовые, а также идеальные - наука, знания, настроение масс и др.).
Важнейшими функциями политической системы являются: определение целей развития общества, его политическое объединение, регулирование режима политической деятельности, легитимация политического режима и др.
В современных условиях различают два основных вида политических систем: демократическую и антидемократическую . Первая связана с вещными отношениями и имеет предпосылкой построение их по рыночному типу. Вторая определяется единственной правящей партией, проводящей свою политику через общественные организации и население.
48. Соотношение публичного и частного права.
Деление норм права на публичное и частное существовало уже в Древнем Риме, где предмет публичного права – это государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, предмет частного права – имущественные отношения отдельных лиц, их правовой статус.
Существуют разные основания для деления норм права на публичное и частное:
· интерес, соответственно публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц;
· субъективный состав, когда публичное право охватывает такие
отношения, где государство участвует как принудительная власть; частное же право – это отношения между гражданами и государством, когда последнее выступает как носитель имущественных отношений;
· способ судебной защиты. Нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе. Нормы же частного права защищаются по личной инициативе в гражданском производстве;
· инициатива и содержание нормативно-правовых актов. В сфере публичного права нормативные акты имеют категорический, императивный характер. Государство в нормах частного права не определяет содержания принимаемых решений. Если оно вмешивается в частные дела, то только в том случае, когда физические лица решения не приняли;
· полномочия центра и регионов. Публичное право – это централизованное воздействие, предполагающее субординацию. Частное право – область децентрализации, где наблюдается координирование субъектов права;
· вид нормативного акта. Публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям. Для частного права характерен договор, основа которого – формальное равенство сторон.
Границы между публичным и частным правом подвижны.
В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (всеобъемлющая) и институционная.
Пандектная состоит из общего раздела и трех-четырех особенных. В общий раздел входят нормы, применяемые в особенных. Это физические и юридические лица и др. В специальные разделы входят: право собственности, вещное право, обязательственное и наследственное право.
Институционная система группируется по трем разделам:
· лица (правовой статус субъектов права);
· вещи (право собственности, вещное право);
· иски, обязательства (способы возникновения правоотношений).
49. Правопорядок и его соотношение с законностью.
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Законность - строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.
Законность – идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.
Соотношение:
Правопорядок – результат обеспечения законности; законность – условие обеспечения правопорядка;
Состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.
50. Конфедерация: понятие, признаки.
Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.
Различают добровольные и насильственные международные объединения.
К добровольным формам объединения государств относятся:
1. Конфедерации - государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.
Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:
в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;
финансовые средства образуются из взносов государств-членов;
исполнительные органы носят коллегиальный характер;
нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;
вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;
международная политика проводится совместно.
В конфедерациях устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.
2. Содружества - объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:
интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);
языковым единством (Британское Содружество Наций);
общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).
Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.
Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).
3. Сообщества - объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.
Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
4. Ассоциации - объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.
5. Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).
К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.
Черты империи:
обширная территория;
централизованная власть;
стремящаяся к экспансии элита;
асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;
разнородный этнический, культурный и национальный состав.
Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы
51. Правовая культура: понятие, классификация.
Правовая культура – это исторически обусловленная характеристика правовой среды общества, уровень развития субъекта права, его юридическая деятельность и результаты этой деятельности, определенные в правовых институтах и отношениях.
Смысл правовой культуры в том, что она охватывает те проявления правового бытия, которые фиксируют устойчивые связи между ее элементами и закрепляют стабильные и прогрессивные стороны правовой жизни.
Классификация:
По субъектам права различают правовую культуру личности, группы и общества.
Концентрированная форма правовой культуры личности – правовая активность .
Развитию активности способствует:
· уровень правовой информации;
· доведение информации до субъектов права;
· состояние законодательства;
· характер правоприменительной деятельности;
· состояние правового просвещения и образования.
Емкая форма проявления правовой культуры группы – правоотношение .
Субъективные права и юридические обязанности, гарантированность реализации прав – показатель уровня правовой культуры различных групп общества.
С расширением сферы правоотношений правовая культура групп обогащается такими ценностями, как компромисс, примирение и исключение экстремизма, анархизма, правового радикализма и др.
Выражением правовой культуры общества является право, которое оказывает мощное воздействие на культуру. Это воздействие двояко:
· если право рассматривается как орудие обеспечения диктатуры господствующего класса, а несогласие части общества с такими правовыми предписаниями, как подрыв строя, то воздействие такого права на правовую культуру негативно, если вообще можно говорить в этом случае о правовой культуре как таковой (таким было советское право);
· если же право – это средство упорядочения межличностного общения, управления социальными процессами без преувеличения принудительного начала, защиты прав и свобод человека, то право способствует становлению правовой культуры общества.
52. Правоприменительные акты: понятие, виды.
По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:
Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).
· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).
· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);
Охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права.
Специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.
· Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).
· Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.
· Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.
По степени обязательности нормы подразделяются на:
· императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);
· диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).
· Факультативные нормы- позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).
По объему регулирования нормы подразделяются на:
· общие - регулируют определенный род общественных отношений;
· специальные - содержат более детализированные предписания;
· исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.
По степени определенности нормы подразделяются на:
· абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);
· относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.
В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).
Отраслевые нормы делятся на:
· материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;
· процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.
По времени действия:
· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного.
· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств.
· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.
Культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале «правильно-допустимо-неправильно». В связи с этим принято различать два типа норм - императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.
Императивные нормы в языке - это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Диспозитивные нормы в языке - это те рекомендации, которые выявляют условия выбора того или иного варианта в зависимости от ситуации общения, специфики высказывания, с учетом тех значений, которые возникают у того или иного варианта с опорой на структуру (структурные отношения) или выступают как следствие тех или иных теоретических или культурно-исторических предпосылок.
Вместе с тем необходимо разграничивать нарушения норм русского литературного языка, которые происходят по разным причинам, среди которых и оговорки, и невнимательность, и незнание того, как нужно говорить и писать правильно, с одной стороны, и намеренное отступление от нормы, в основном, в целях усиления выразительности речи - с другой. И, на наш взгляд, подход к оценке отступлений от норм должен определяться в зависимости от причин нарушения правильности и от того, как это отступление повлияло на коммуникацию в целом.
С коммуникативной точки зрения различные нарушения правильности можно подразделить на те, что создают коммуникативную помеху (вследствие неправильного понимания), и те, что не препятствуют пониманию текста в целом или отдельной его части. Немаловажно и то, что пренебрежение нормами языка также может стать причиной коммуникативной неудачи (при условии, что слушатели или читатели владеют этими нормами) из-за того, что оно свидетельствует о недостаточном уровне культуры (а иногда и профессионализма) говорящего или пишущего.
Таким образом, культура речи учителя представляет собой культуру его речевой деятельности в целом, которая оценивается главным образом с позиций ее соответствия этическим и коммуникативным нормам, реализуемым через более частные речевые и языковые нормы.
Глава 2
Речевой поступок в педагогическом общении
В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком?
Понятия «речевой поступок» и «речевое действие» очень близки: и то и другое - составляющие речевой деятельности, это мотивированные и целенаправленные высказывания. Однако отличаются они следующим:
во-первых, речевой поступок непременно отражает нравственную сторону речевого поведения, а речевое действие не всегда являет собой речевой поступок, который совершается в кризисных ситуациях;
во-вторых, речевое действие может совершаться на уровне автоматизма, речевой поступок - всегда сознательно совершенный;
в-третьих, речевой поступок всегда предполагает рефлексию (самоанализ, анализ оценки окружающих), в речевом действии рефлексия может отсутствовать.
Речевой поступок отражает коммуникативно-нравственную сторону речевого поведения личности.
Таким образом, любой речевой поступок есть речевое(ые) действис(ия), однако далеко не всякие речевые действия становятся речевым поступком, т. е. РП = РД, но не любое РД = РП.
Речевой поступок (РП) - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т. п.).
Заметим также, что адресат может воздействовать (на уровне внутренней речи) и на самого себя, на собственное отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие решения.
Совершая речевой поступок, адресант далеко не всегда может рассчитывать на немедленный результат, который ожидает от слушателя (читателя), важно прежде всего обрести взаимопонимание с тем (теми), к кому обращена речь, стимулировать их «активную ответную позицию». Как пишет М. Бахтин, «активное ответное понимание услышанного... может оставаться до поры до времени молчаливым (выделено нами. - 3. К.) ответным пониманием», «это, так сказать, ответное понимание замедленного действия: рано или поздно услышанное и активно понятое откликнется в последующих речах или в поведении слышавшего».
Так как в речевом поступке наиболее ярко проявляется ком-муникативно-нравственная культура личности, то говорящему или пишущему следует помнить о коммуникативно-нравственных максимах:
Помыслы, слова и поступки направляй во благо, на доброе;
Стремись к взаимопониманию, взаимодействию;
Неси ответственность за каждое произнесенное или написанное слово;
Поступай по совести. Прислушивайся к внутреннему голосу своему;
Адекватно оценивай коммуникативную ситуацию и поступай сообразно оной;
Продумай использование вербальных и невербальных средств, которые не будут противоречить твоим нравственным установкам;
Будь лояльным и справедливым в оценке речевых действий и поступков других и строгим в оценке собственных.
Тема №11 Теория принятия управленческих решений
Классификация управленческих решений
Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.
Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.
Требования к процедуре принятия решений:
Своевременность
Обоснованность
Директивность и адресность
Непротиворечивость
Правомочность
На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:
понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;
характер взаимоотношений внутри организации;
личностные моменты;
наличие времени;
степень риска;
основополагающие принципы;
четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;
учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.
По степени уникальности (по Г.Саймону)
Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.
Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.
По степени воздействия на будущее
Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии
Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.
Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.
По виду
Индивидуальные , принимаемые единолично
Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)
По степени определенности ситуации
Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.
Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.
Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).
По способам
Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.
Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.
По степени обязательности исполнения
Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.
Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..
Классификация норм права проводится по различным основаниям:
1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, различаются государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые нормы и нормы других отраслей права.
2. По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, «что делать».
Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, «как делать».
3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.
4. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила.
Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права и цели наказания.
Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодексе РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступлении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.
Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.
5. По способу воздействия на субъектов
права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.
Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определенных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение таких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.
Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.
6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.
Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гражданского права, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон.
7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).
Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.
8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и законных интересов от нарушений.
9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они находятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).
10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.