Виды неправомерного поведения. Неправомерное поведение, что это такое: определение, признаки и особенности Противозаконное поведение причиняет вред людям

  • Почему общество нуждается в порядке?
  • Какова роль законов в жизни общества?
  • Почему законопослушный человек вызывает уважение?
  • В каком случае наказание считается справедливым?

Знать закон смолоду

В книге писателя Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма: «...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

Из этого письма ты, конечно, понял, что с бывшим школьником случилась беда. Почему это произошло? Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать да-йсе несовершеннолетних?

Законопослушный человек

Тебе наверняка приходилось слышать слово «законопослушный». Нетрудно понять, что речь идёт о человеке, который соблюдает законы - послушен им. Только не думай, что законопослушный человек - это пай-мальчик, боящийся сделать лишнее движение, чтобы, не дай бог, не нарушить закон. Именно законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны.

Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

    Путешествие в прошлое
    В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона.
    Слово «табу» означает «запрет». Запреты охватывали все стороны жизни людей: еду, одежду, охоту, отдых и даже слова. Например, нельзя было произносить имя бога, имя умершего или священного животного. Нельзя было есть определённую пищу, например сердце.
    Талион значит «возмездие». Принцип талиона гласил: «Наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению». Это правило выражается образным изречением «Око за око, зуб за зуб».
    Современный человек в талионе может усмотреть одну лишь жестокость. Однако для древних людей талион служил способом ограничить наказание: не больше того, чем сделали тебе. Ибо случалось, что отмщение было более жестоким, чем само преступление. Например, за убийство сородича мстители из его рода порой стремились уничтожить не только самого убийцу, но и весь его род, включая детей и стариков. Пострадавшие отвечали такой же жестокостью. В кровопролитной войне противники могли почти целиком истребить друг друга.
    Принцип талиона служил своеобразной мерой справедливости. В дальнейшем табу и талион оказывали сильное воздействие на составителей законов.

    В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

Противозаконное поведение

Ах, какая это коварная штука - малозначительный проступок! Многие привыкли закрывать на него глаза - пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка - один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого - и вдруг беда.

    Как ты думаешь, можно ли называть любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека - пошутить хотел. Выстрелил камешком - и попал случайно в глаз. Вот и всё - предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Противозаконным называют такое поведение, которое запрещено законом. Ну а если в законе нет запрета на какой-либо поступок? Значит, такой поступок не является нарушением закона. Например, в законе не записано, что нельзя рассказывать о какой-нибудь тайне, которую тебе доверил друг. А ты, извини, проболтался. Друг вправе обидеться. С точки зрения морали ты поступил подло. Но никакого государственного закона при этом не нарушил.

Однако, если кто-либо передаст иностранцам сведения, составляющие государственную тайну (если он, конечно, её знает), это настоящее и очень тяжёлое нарушение закона. Потому что закон строго запрещает так поступать.

Почему же противозаконное поведение запрещено? Ответ прост: такое поведение ведёт к нарушению порядка в обществе. А юристы ещё добавляют: оно вредит людям, всему обществу.

Противозаконное поведение - это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Закон наказывает

Ещё древнеримские законодатели утверждали: закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Ведь не может быть одинаковым наказание, например, для зайца за безбилетный проезд в транспорте и для вора, ограбившего квартиру. Грабёж, несомненно, является более вредным для общества, чем безбилетный проезд. Значит, и наказания будут разные. Юристы так и говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления - наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний - это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа - проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

К сожалению, среди нарушителей закона встречаются и несовершеннолетние (совершеннолетие в нашей стране наступает с 18 лет).

Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

Может быть, они не знали, что нельзя ломать телефоны, скамейки, чужие автомобили, бить стёкла, фонари, лампочки? Может быть, не понимали, что нельзя оскорблять прохожих, устраивать драки, после чего у пострадавших появляются телесные повреждения - ушибы, раны, вывихи, переломы? Они считали, что это безобидная шалость - силой отнимать у младших школьников вещи, залезать в чужой карман или в чужой автомобиль, магазин, дачу?

    Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство - прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет - в спецшколу, а с 14 - в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). Такие учреждения, как ты сам догадываешься, - суровая школа. Если дома ты можешь жить, как тебе удобно (пойти, куда нужно, встречаться, с кем захочется, посмотреть телевизор, когда тебе интересно), то в колонии, за высоким забором с охраной и колючей проволокой, действует строжайший режим. Всё по расписанию: сон, еда, учёба, труд, приготовление уроков, свободное время, отбой. О джинсах и кроссовках забудь - у всех единая тёмная униформа. Всюду - строем. За нарушения - штрафной изолятор: мрачная, пустая комната, где даже кровать откидывается от стены только на ночь... Короче, лучше туда не попадать.

Подростки в воспитательно-трудовой колонии

И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного - помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Проверим себя

  1. Кого называют законопослушным человеком?
  2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.
  3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?
  4. Какое наказание считается справедливым?
  5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?
  6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

В классе и дома

  1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?
  2. Французский учёный Пьер Буаст (1765-1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.
  3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.
  4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.
  5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное - будет». Кто из них прав? Объясни.

Учимся уважать закон

  1. Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение - это нормальное, привычное поведение большинства людей.
  2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.
  3. Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
  4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.

Навигация по статье

Суть понятий

Правомерным считается поведение, которое по всем параметрам соответствует праву или правам.

Получается, что оно должно соответствовать законам и предварительно принятым на себя обязательствам по договору или договорам, если их несколько. Только в таком случае поведение может быть правомерным.

Однако, существует несколько рассмотрения этого вопроса. А именно:

  • Четкое соответствие и исполнение всех предписанных запретов. Это значит, лицо не делает того, что запрещено властями по закону (например, не осуществляет хищение чужого имущества).
  • Выполнение и соблюдение всех правовых норм. Это значит, что физическое лицо делает все, что обязано сделать согласно законодательству (например, платит налоги).
  • Пользование нормами права, то есть осуществление того, что предписывается для данной категории граждан. При этом недопустимо нанесение вреда (ущерба) иным лицам или их имуществу.

Чтобы четко уяснить, в чем именно заключается неправомерное поведение, удобно рассмотреть сначала, что же значит правомерное. Оно заключает в себя такие черты:

  • Принесение обществу в целом пользы (полезность).
  • Совершение сознательных действий (сознательность ).
  • Несение ответственности за свои действия.

Цель выработки правомерного поведения – это удовлетворение потребностей общества, которые заложены в многочисленных нормах права. Именно на это направлена так называемая общественная полезность.

Остальные два указанных аспекта – сознательность и ответственность – должны указывать на то, что при совершении поступков по своей воле, должен понимать, какие последствия понесут они за собой.

Побуждающие к тем или иным действиям мотивы индивида могут быть кардинально противоположными. Например, желание быть честным, кому-то помочь либо, наоборот, эгоизм, страх перед наказанием, карьеризм.

Несмотря на то, какой направленности мотив субъекта, отрицательной или положительной, это не играет роли при анализе правомерности его поведения.
При несоблюдении норм, описанных в законодательстве, наблюдается противоположная ситуация.

Подобное поведение и является неправомерным. Выражается оно в игнорировании одного, нескольких либо всех предписаний и указаний , обязательных к исполнению.

Если обобщить представленные данные, правомерным поведением является любое действие либо бездействие каждого субъекта права, которое соответствует всем требованиям государства.

Признаками такого положения дел являются следующие:

  • Внешняя выраженность (то есть выраженность в определенном совершаемом действии либо, наоборот, в бездействии).
  • Соответствие нормам, принятым в данной стране (в данном ), четкое повторение шаблонного поведения, которому должен и обязан следовать каждый, не зависимо согласен он с этим или нет.
  • Положительная социальная значимость (адекватность конкретного физического субъекта, как члена общества, то есть соответствие тем моделям поведения, которые позиционируются, как важные и полезные для абстрактного понятия социума).

Кроме общих предпосылок, также выделяют юридическо-социальные. Это те, которые учитываются в юр. интерпретации рассматриваемого явления. Последнее в данном контексте имеет состав, совпадающий полностью с упомянутыми признаками.

Понятие содержит внутри себя два вида объекта и два вида сторон, которые в свою очередь подразделяются на два вида – объективный (объектный) и субъективный (субъектный).

Правомерное поведение включает в себя несколько проявлений:

  • По субъектам выделяют действие и бездействие. Так могут вести себя физические, юридические лица, государство.
  • По стороне объективной правомерное поведение также может выражаться в действии либо его отсутствии.
  • По выражаемому отношению законодательной власти (законодателя) оно может быть допускаемым, желательным либо необходимым.
  • По направлению воли в правомерном поведении выделяют юридические акты и юридические поступки. Также можно характеризовать проявления в разрезе причин, влекущих за собой те или иные действия или бездействия.

По мотивации (ее характеру) правомерное поведение бывает:

  • Принципиальное (возникает из внутреннего, глубинного личного убеждения (убеждений), заставляющего субъекта вести себя правильно с точки зрения закона).
  • Привычное (определяется лишь привычкой, а не продуманными действиями, которые являются анализом каждой новой ситуации, возникающей перед субъектом).
  • Конформистское (поведение копируется с поведения большинства для создания удобных, комфортных условий для своего существования).
  • Маргинальное (так как маргинал – это , который испытывает давление разных социальных групп, маргинальные действия или бездействия совершаются из-за страха и непонимания требований, принудительно навязываемых субъекту).
  • Интуитивное (определяемое правовой интуицией).

Правомерное и неправомерное поведение – противоположные по своему значению понятия, выражающиеся в действии или бездействии, которое совпадает либо не совпадает с установленными в законодательном порядке нормами права.

Правонарушения


Неправомерное поведение – это поведение либо иного субъекта права, его действия либо бездействия.

Которые предпринимаются осознанно, вопреки установленным обязательным к выполнению нормам поведения.

Они регламентируются нормативными актами или иным способом; либо правонарушение.

  • Социальные (Неправильное воспитание, привитие ложных моральных ценностей, ненормальная среда для роста и развития осознающей себя и отвечающей за свои поступки личности и так далее).
  • Экономические (Экономические обстоятельства, которые ставят человека перед необходимостью совершать для физического его выживания.)
  • Политические (Поведение человека в данном случае основывается на несовпадающих на политический устрой взглядах его личных и властей).
    Нравственные (Проявляются вследствие так называемого морального уродства личности).
  • Личностные (имеется в виду наличие убеждений, которые не совпадают с нормами права, описанными в официальных документах государства).

Для того чтобы кто-то был признан виновным в чем-то, нужно преодолеть презумпцию невиновности, то есть доказать в установленном законодательно порядке, факт правонарушения. Среди особенностей правонарушения можно выделить следующие интересные и важные моменты.

Во-первых, правонарушение обязательно должно быть реальным (принцип реальности правонарушения), чтобы позиционироваться, как виновное нарушение. Это значит, что за мысли, намерения, убеждения, соображения, дружеские связи, вероисповедание или социальный статус не могут быть правонарушением.

Во-вторых, не каждое бездействие (неисполнение обязанностей) становится наказуемым актом.

Например, если произошел казус (событие, которое выглядит, как , виновное деяние, но на самом деле таковым не является). Он не трактуется, как правонарушение. В остальных случаях, где присутствует весь состав правонарушения, возникает юридическая ответственность.

Это такое отношение между государством и лицом, преступившим правила, нормы, законы, когда государство, возлагая на себя уникальное право наказывать, применяет какую-либо меру пресечения, лишения. При этом предполагается, что вторая сторона должна, неся наказание, осознать свою ошибку, дабы не совершать более подобного.

Отсюда становится понятно, что целью наступления и реализации юридической ответственности является , карательное действие, воспитательная работа. Причем превенция (мера наказания) может быть направлена на одно лицо (индивида) либо на группу лиц, не определенную конкретными перечнями или списками.

У любого правонарушения обязаны быть (не считая казуса) абсолютно весь список элементов состава правонарушения (четыре компонента). А именно: объект и субъект правонарушения, объективная и субъективная сторона. Ниже даны описания каждого из понятий:

Объект правонарушения – те отношения в обществе, которым из-за совершенного правонарушения причинен вред. Например, попранные права человека, окружающая среда, собственность.

Причины появления в обществе


Рассматривается ли неправомерное поведение, как нарушение прав человека или нет, причины появления подобного в обществе продолжают обсуждаться и по сей день юристами, психиатрами и педагогами.

Вместе с этим эта проблема правового государства не становится меньше с годами.

Стоит сразу определиться с понятием неправомерного поведения (оно не всегда негативно, в отличие от правонарушения, которое является одним из видов такого поведения и имеет состав).

Поэтому при рассмотрении появления этого явления будут учитываться все меры проявления.

Почему появляется неправомерное поведение в обществе:

  • Социальные причины (связаны с психологическим устройством мышления личности, которое имеет по сравнению с общепринятыми нормами поведения некоторые либо существенные различия).
  • Экономические (неудовлетворенность, искажения мировосприятия, которые произошли от конфликта между выполняемой однобокой деятельностью на работе и потребностью самореализации, так и начавшей воплощаться в реальность).
  • Психологические причины (считается, что они имеют генетический характер, но не только. Также перекликаются они с социальной атмосферой, царящей в государстве в общем или в отдельных его частях либо социальных группах).

Примером проявления неправомерного поведения вследствие психологических или причин может служить появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.

Эта норма регламентируется законом (федеральным) под номером сто семьдесят первым. В нем идет речь о некотором ограничении употребления алкоголя.

Найти данную информацию можно в специальном кодексе (своде правил в определенной области человеческой жизнедеятельности), в котором собраны административные нормы, относящиеся к административным правонарушениям.

Признается таковым поведение нетрезвого человека в том случае, если оно нарушает чьи-то свободы или права. Пока не оскорбляет человеческое достоинство, не нарушает общественный порядок, безопасность.

То есть, просто находясь в публичном месте и вести себя согласно общепринятым нормам, даже в случае предварительного употребления алкоголя, не становится неправомерным поведением.

Но это верно, пока лицо не начинает вести себя, вызывая порицание окружающих. В случае каких-либо имеющих последствие действий в таком состоянии, человек может совершить правонарушение.

Есть в том же нормативно-правовом акте раздел, где говорится о недопущении появления лиц в алкогольном опьянении в таких местах, как:

  • детский садик
  • детская площадка
  • образовательные детские учреждения
  • организации
  • гор. транспорт, его остановочные павильончики
  • вокзалы, аэропорты
  • военные объекты
  • места повышенной опасности
  • стадионы, улицы, скверы, парки

Когда появляется нетрезвый человек в общественном месте, факт этого не вызывает последствий. Но если вследствие опьянения у него наблюдается антиобщественное неправомерное поведение, это может привести к различным правонарушениям.

Одним из примеров является мелкое хулиганство в пьяном виде. В данном случае алкоголь воздействовал определенным образом на поведение индивида. Это повлекло за собой мелкое хулиганство, которое рассматривается статьей двадцатой.

Разнообразия неправомерного поведения человека в обществе включают в себя как минимальные нарушения общественного порядка, так и действия, приведшие к более серьезным последствиям, например, правонарушению.

Что такое правомерное поведение и правонарушение — можно узнать из видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

1. Отклоняющееся поведение – это поведение людей в обществе, которое не соответствует социальным (в том числе и правовым) нормам.

2. Противоправное поведение – это любое поведение участников правоотношений, которое не соответствует его юридической форме, не вписывается в олицетворяемые ею субъективные права, юридические свободы, обязанности или полномочия.

3. Виды противоправного поведения:

злоупотребление правом (полномочиями);

правоприменительная ошибка;

правонарушение;

объективно-противоправное деяние;

правомерное причинение вреда.

3.1. Злоупотребление правом (полномочиями) – это относительно-самостоятельный вид противоправного полведения при условии, если оно не перерастает в правонарушение. Суть злоупотребления правом заключается в том, что лицо использует свои права и полномочия в прямом противоречии с той целью, с которой оно было наделено данными правами (полномочиями).

3.2. Правоприменительная ошибка – это такое индивидуально-правовое предписание по применению нормы права, которое оказалось необоснованным по обстоятельствам неизвестным правоприменителю в момент разрешения данного юридического дела и признано ничтожным в установленном законом порядке.

3.3. Правонарушение – это противоправное, виновное и общественно опасное деяние (действие или бездействие), влекущее применение к виновному предусмотренных в санкции реализуемой нормы, мер государственного принуждения.

3.4. Объективно-противоправное деяние – это действия, которые хотя и формально подпадают под признаки того или иного правонарушения, однако по существу не содержат его состава.

3.5. Правомерное причинение вреда – это причинение вреда лицу в результате крайней необходимости, физического или психического принуждения, при обоснованном риске, в состоянии самообороны, при задержании лица совершившего преступления (в отношении этого лица).

4. Признаки правонарушения:

противоправность;

общественная опасность;

виновность (вина).

4.1. Противоправность – это нарушение действующих норм права, в существенном отклонении от юридической формы соответствующего правоотношения, в неисполнении юридических обязанностей м полномочий.

4.2. Общественная опасность – это реальное посягательство на приоритеты юридически охраняемые интересы личности. общества и государства.

4.3. Виновность (вина) – это психическое отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям.

5. Формы вины:

умысел;

неосторожность.

5.1. Умысел – это форма вины когда лицо, совершившее правонарушение осознаёт противоправный характер своих действий, предвидит возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желает наступления общественно-опасных последствий (прямой умысел) либо, когда оно осознаёт противоправный характер своих действий, предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий, но или не желает наступления общественно-опасных последствий, сознательно допуская их, или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

5.2. Неосторожность – это когда лицо, совершившее правонарушение предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие, самонадеянность) либо когда оно не предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности могло бы их предвидеть (небрежность).

6. Виды умысла:

прямой умысел;

косвенный умысел.

6.1. Прямой умысел, как форма вины – это когда лицо, совершившее правонарушение осознаёт противоправный характер своих действий, предвидит возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желает их наступления.

6.2. Косвенный умысел, как форма вины – это когда лицо, совершившее правонарушение осознаёт противоправный характер своих действий, предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий, но либо не желает их, сознательно допуская их, либо относится к ним безразлично.

7. Виды неосторожности:

легкомыслие;

небрежность.

7.1. Легкомыслие, как форма вины – это когда лицо, совершившее правонарушение предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

7.2. Небрежность, как форма вины – это когда лицо, совершившее правонарушение не предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности могло бы их предвидеть.

8. Состав правонарушения (его элементы):

объект;

объективная сторона;

субъективная сторона;

субъект.

8.1. Объект правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние.

8.2. Объективная сторона правонарушения – это проявления противоправного деяния во вне (т.е. его внешние проявления).

8.3. Субъективная сторона правонарушения – это совокупность внутренних, психологических свойств правонарушителя. Её основу составляет вина, как психическое отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям.

8.4. Субъект правонарушения – это лицо совершившее правонарушение.

9. Виды объекта правонарушения:

общий объект;

родовой объект;

непосредственный объект.

10. Элементы объективной стороны правонарушения:

противоправное деяние;

общественно-опасные последствия;

причинно-следственная связь между деяниям и общественно-опасными последствиями;

время, место, обстановка совершения правонарушения.

11. Элементы субъективной стороны правонарушения:

вина;

мотив совершения правонарушения;

цель совершения правонарушения.

12. Виды правонарушений (по степени общественной опасности):

преступление;

проступок.

12.1. Преступление –это уголовное правонарушение, связанные с нарушением норм уголовного права, имеющие наибольшую значимость и общественную опасность по сравнению с другими правонарушениями и влекущие ответственность в порядке предусмотренным уголовным законодательством (УК).

12.2. Проступок – этоменее опасное правонарушение, влекущее ответственность, как правило, в более мягких формах:

штрафы,

возмещение причинённого вреда,

пени,

неустойки,

дисциплинарные взыскания.

13. Виды правонарушений (по отраслевой принадлежности):

административные правонарушения;

гражданско-правовые;

налоговые;

финансовые;

земельно-правовые;

дисциплинарные;

процессуально-правовые

уголовные правонарушения (преступления) и др.


Действия человека можно оценивать с разных точек зрения и даже находить им оправдание, если они расходятся с общепринятыми нормами. Но уже со школьной скамьи граждане должны твердо усвоить, что такое противозаконное поведение, поскольку оно всегда осуждаемо и наказуемо, так как наносит вред людям и обществу.

Что такое поведение

По тому, как человек ведет себя дома, на работе и в общественных местах, можно судить о его образе жизни, уровне воспитанности, психическом и психологическом здоровье. Поведение - это его форма взаимодействия с миром. Привычки, поступки, внутренние установки, внешние влияния диктуют действия, обращенные на объекты, с которыми ему приходится контактировать - на людей, предметы, природу, постройки, памятники и пр.

Поведение может меняться в течение всей жизни в лучшую или худшую сторону под воздействием внешних факторов и в результате изменений в моральной сфере индивида. Например, ярый атеист может стать искренним верующим, изменится его поведение в соответствии с канонами веры. Попавший в неблагополучную компанию подросток хочет стать в ней полноправным членом, поэтому старается вести себя в соответствии с новыми требованиями к нему.

Внутренне он может страдать от этого до тех пор, пока новая форма поведения не станет для него привычной и естественной.

Виды поведения: правомерное и противозаконное

Деятельность человека, облеченная в его реальные поступки по отношению к обществу, называется социальным поведением. Видов его много. Например, словарь по социальной педагогике (автор-составитель Мардахаев Л. В., 2002 г.) называет их более 20, которые можно разделить на 2 группы. Это ответ на вопрос о том, по каким признакам определяют противозаконное поведение:

Примерами одобряемого поведения являются нравственное, соответствующее общественным нравственным ценностям. Просоциальное - полезное людям и обществу в целом.

Агрессивное, криминальное, аномальное, антисоциальное, девиантное - примеры противозаконного поведения, когда индивид (группа) допускает нарушения правовых запретов, указанных в законе, наносит вред людям.

Наказуемые действия

Объем и характер вреда, который нанес государству и обществу гражданин, определяет и уровень его наказания, ответственности. По каким признакам определяют противозаконное поведение, степень его пагубности?

Преступления - наиболее тяжелые действия:

  1. Наносящие существенный вред здоровью человека (побои), его достоинству и чести (публичные оскорбления).
  2. Лишение жизни (убийства).
  3. Нарушения равноправия по различным признакам (по полу, национальности, вероисповеданию).
  4. Кражи, грабежи, угон транспорта и др.

Проступки, влекущие менее тяжелые последствия, но нарушающие общественный порядок, ПДД и пр. У всех на слуху вызывающий поступок панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. Граждане имеют право на выражение позиции своей или группы, которую они представляют, при условии, что оно не нарушает покой окружающих и их привычный уклад.

Действие музыкального коллектива суд определил по двум статьям УК РФ: злостное хулиганство (ст. 213) и оскорбление чувств верующих (ст. 148).

Государство в лице органов охраны правопорядка выявляет и расследует противозаконное поведение граждан, в чем бы оно ни проявлялось. С учетом его тяжести определяется и мера наказания: тюремное заключение, штрафы, лишение наград, должности и пр.

Кто нарушает законы?

Изучая, по каким признакам определяют противозаконное поведение, нельзя не задуматься о том, для кого оно характерно. Психологи пришли к выводу, что, как правило, оно обозначает, что у личности, его совершившей, имеются неразрешенные и существенные для нее противоречия с социумом (явные или скрытые, осознаваемые или не осознаваемые).

Многие предпосылки формирования преступной личности кроются в ошибках семейного воспитания.

По каким признакам определяют противозаконное поведение в будущем растущего человека с наибольшей долей вероятности? В общем виде можно сказать, что к нему склонны личности, у которых не сформировано правильное отношение к обществу и его ценностям. Негативизм, неуважительное и агрессивное отношение к людям, высокомерие, жадность, лень и неспособность к труду, пренебрежительное отношение к семейным и общественным обязанностям и правилам поведения, слабоволие, безответственность и отсутствие самокритичности, неумение противостоять негативным внешним влияниям (друзья, СМИ, Интернет), отсутствие достойных интересов… Все это - признаки несформированности у человека моральных и духовных ценностей, что зачастую приводит его на скамью подсудимых.

Лекция.

1. Правомерное поведение: понятие, виды.

В сфере действия права поведение человека может быть правовым и юридически безразличным.

Правовое поведениеэто социально-значимое поведение, которое опосредуется правовыми нормами.

Юридически безразличное – это поведение, которое выходит за рамки правового поля и регулируется моральными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Правовое поведение делится на правомерное и неправомерное (противоправное) поведение.

Правомерное поведение – это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение составляют:

1. действия, основанные на законе

2. действия, направленные на реализацию субъективного права

3. действия, направленные на реализацию юридической обязанности.

Правомерное поведение – это волеизъявление субъекта, соответствующее праву, его идеям, принципам и нормам, имеющее целью удовлетворение общественных или личных потребностей и интересов.

В.В. Оксамытный выделяет следующие черты правомерного поведения:

1. общественная полезность

2. массовость

3. сознательность

4. активность.

Субъектами правомерного поведения выступают: граждане, органы государства, учреждения, предприятия, юридические лица, государство в целом.

Виды правомерного поведения:

1. социально-активное – это глубоко осознанное, целеустремлённое поведение, направленное на осуществление норм права, поддержание законности и правопорядка.

2. социально-пассивное – в этом поведении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, без особой активности, равнодушно соблюдают правовые нормы.

3. привычное поведение – это соблюдение норм права субъектами по привычке, т.к. правомерное поведение для них является естественным образом жизни.

4. конформисткое поведение – «конформизм» с лат. – подобие, соответствие – это соблюдение норм права под влиянием окружающих, поэтому это приспособленческий тип поведения.

5. маргинальное – это поведение на грани правомерного и противоправного. Обычно маргиналами называют людей, оказавшихся на «дне» жизни – алкоголиков, бомжей, бродяг и т.д.

6. нигилистическое – нигилизм - это отрицательное отношение к определённым правилам, нормам, взглядам и т.д. Нигилизм может быть нравственным, политическим, идеологическим, религиозным, правовым и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются.

Неправомерное (противоправное) поведение – это поведение, связанное с нарушением правовых норм.

К видам противоправного поведения относят:

Правонарушение

Объективно-противоправное деяние

Злоупотребление правом.

2. Правонарушение: понятие, признаки, виды.


Правонарушение – это виновное, противоправное деяние дееспособного лица. Причиняющего вред интересам общества, государства или отдельной личности и влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1. правонарушение – это всегда деяние, которое совершается в форме действия или бездействия. Мысли, чувства, не выраженные во вне, правонарушением не являются.

2. противоправность – означает, что правонарушение есть такое деяние, которое связано с нарушением норм права, и подрывает основы нормальной жизни общества, режим законности и правопорядка.

3. вред или ущерб – он олицетворяет собой общественную опасность деяния и его нежелательность для общества и личности. Он может быть моральным, личным, организационным, а также измеримым и неизмеримым, восстановимым и невосстановимым.

4. вина – это субъективное отношение к своему деянию и его последствиям.

5. правонарушением являются волевые действия субъектов. Поэтому субъектами правонарушений могут быть вменяемые и достигшие определённого возраста лица (т.е. дееспособные и имеющие возможность выбора варианта поведения).

6. правонарушение влечёт юридическую ответственность.