Как различаются языковые нормы по степени обязательности их соблюдения? Требования к процедуре принятия решений

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.

· Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.

По степени обязательности нормы подразделяются на:



· императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);

· диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).

· Факультативные нормы- позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

По объему регулирования нормы подразделяются на:

· общие - регулируют определенный род общественных отношений;

· специальные - содержат более детализированные предписания;

· исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.

По степени определенности нормы подразделяются на:

· абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);

· относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).

Отраслевые нормы делятся на:

· материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;



· процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

По времени действия:

· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного.

· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

По степени обязательности:

а) обязательные – эти проекты требуют для выполнения правил и норм (инвестиционные проекты по охране окружающей среды);

б) необязательные (замена вышедшего из строя оборудования).

По степени срочности:

а) неотложные проекты, которые либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке (разного рода приобретения);

б) откладываемые – привлекательность при отсрочке данных проектов меняется довольно незначительно (реактивация остановленных скважин).

По степени связанности:

а) альтернативные:

Принятие одного из таких проектов исключает принятие другого. Эти проекты являются как бы конкурентами за ресурсы фирмы. Оценка этих проектов происходит одновременно, а осуществляться одновременно они не могут. Примером может быть строительство атомной и теплоэлектростанции одинаковой мощности для выработки необходимой тепловой и электрической энергии для удовлетворения потребностей одного и того же региона. Поскольку удовлетворить потребности в электроэнергии можно строительством одной станции, аналитики выбирают наиболее привлекательный проект.

б) независимые:

Отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта. Эти проекты могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно (реконструкция двух несвязанных подразделений в составе предприятия, проект строительства школы и электростанции в большом промышленном регионе).

в) взаимосвязанные:

Принятие одного проекта зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом как один проект, в результате принимается одно решение (освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки; строительство теплоэлектростанции и монтаж очистных сооружений для выведения загрязняющих веществ, которые выбрасываются в результате работы станции).

г) взаимоисключающие проекты:

К взаимоисключающим проектам относят такие проекты, принятие одного из которых исключает принятие другого. Например использование земельного участка под строительство металлургического комплекса или зоны отдыха.

д) условные:

К условным принадлежат проекты, принятие одного из которых является возможным только при условии принятия другого.

е) замещаемые:

Называют проект 1, рентабельность которого зависит от реализации проекта 2, так как его доходность начинает снижаться при принятии решения о реализации проекта 2. К замещающим проектам относят проекты, принятие которых тем или иным способом способствует достижению определенных целей. Например, плотина строится для работы гидроэлектростанции и для орошения сельскохозяйственных угодий.

ж) синергичные:

Проекты, принятие одного из которых увеличивает эффективность принятия другого. Например модернизация железнодорожного вокзала и морского порта города.

з) взаимодополняющие:

К взаимодополняющим принадлежат проекты, реализация одного из которых является необходимым условием реализации другого.

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные - содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные - рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные - рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные - не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные - закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы - закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения - определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные - определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные - не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные - позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные - санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие - описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие - описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие - описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

17. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права

11аи6олсе выпукло такой взгляд выражен в предисловии к книге: Общая теория права- Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 4–5. См. также: Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Под общей ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 4-5.

представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя

причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Богатейший материал для теории государства и права содержат такие исторические события, как восстание рабов под руководством Спартака в Древнем Риме, крестьянские восстания в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, буржуазная революция в Англии в XVII в., борьба за независимость и образование США, реформаторская деятельность Петра I и Александра II в России, Парижская Коммуна во Франции 1871 г., Великая французская революция 1789 г. и многие другие. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-ма-териалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с поли-тологией, изучающей политику и политические системы современного

мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства -- главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

19. юридические документы.

Документ - это материальный носитель информации. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими изобразительными, звуковыми. Юридические документы - это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию.

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп:

а) Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты, как источники, формы права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты как нормы права. К числу этих документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.

б) Документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.).

в) Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране около 30-40 тысяч, то очевидно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионами, а третьей - миллиардами.

Многочисленность и разнообразие последних требуют различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

 документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения - участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.);

 документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);

 документы, фиксирующие факты - волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.);

 документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов, скота, строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п.);

документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально-ответственного лица другому и т. д.) .

г) Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги - это документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. И коль скоро в них фиксируются юридические права, это не просто документы, а юридические документы. К ним относятся облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, векселя и др.

Своеобразными документами являются бумажные деньги в виде банковских билетов. Как юридический документ денежный билет удостоверяет имущественное право лица, собственника билета, право использовать этот документ в гражданском обороте как средство платежа за различного рода услуги и материальные ценности.

д) Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

Необходимо отметить, что все документы, перечисленные в п. «В», служат для того, чтобы быть доказательствами юридических фактов, которые они фиксируют. Однако в данном случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сами по себе не являются юридическими, но служат для доказательства таковых.

К ним относятся различного рода процессуальные документы, как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия, допроса очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

Юридические документы как носители информации, имеющей юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, простой договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие или выдачу.

Юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, в них содержащейся, но в их особом внешнем оформлении, которое достигается путем "привязок" документа к субъектам, от которых они исходят. Это делается или в заголовке документа, отражающем его название (например, указ Президента РФ), или в самом тексте (например, в паспорте указывается орган, его выдавший, и подпись должностного лица). Каждый документ, исходящий от официального органа, должен иметь подписи соответствующих должностных лиц, а в необходимых случаях, когда, в частности, документ выходит за пределы органа, и печать.

Юридический документ должен иметь, как минимум, две "привязки" к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Очевидно, нормативные документы "привязываются" к целой группе (виду) адресатов (ко всем гражданам государства, ко всем военнослужащим, работникам МВД и т. д.), все прочие документы - к адресатам, конкретно названным. В документах, фиксирующих правовой режим объектов собственности, наблюдается тройная "привязка". Третья привязка - это "привязка" документа к объекту собственности. Например, на первой странице технического паспорта автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие автомобиль (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, государственный номер, юридические основания права собственности), на второй - данные, индивидуализирующие его собственника, и в конце страницы - указание на орган, выдавший документ, дата выдачи, подпись должностного лица и печать. Таким образом, документ "привязан" к двум субъектам и объекту. Основное его назначение - официально зафиксировать связь объекта права собственности с его субъектом, а также служить средством государственного контроля за использованием автотранспорта и дорожным движением .

Тройная "привязка" может быть осуществлена и к трем разным субъектам, например, при нотариальном удостоверении доверенности (доверитель, доверенный и нотариус). Итак, каждый юридический документ "привязывается" к субъектам, объектам, юридическим фактам (например, при выдаче справки), а также к месту и времени выдачи (составления) документа. Некоторые из этих привязок (название документа, органа, выдавшего документ, дата, место выдачи, подпись должностного лица, печать) называются реквизитами документа. Иначе можно сказать, что именно с помощью реквизитов осуществляют "привязки" юридических документов. Эти реквизиты придают документу юридическую силу, легитимируют документ. Исследование, проверка любого документа обычно начинается с проверки его реквизитов, их соответствия друг другу, затем переходят к проверке компетенции органа, выдавшего документ (имел ли он право на выдачу или составление такого документа) и, наконец, исследуют содержание документа, соответствие его действительности и т. д.

Заметим, что реквизиты обязательны и для документов на машинных носителях. Придание юридической силы документам на машинном носителе регламентировано таким документом как ГОСТ 6.10.4-2003, который предусматривает и некоторые дополнительные реквизиты, например, код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись и т. п.

Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие законности и правопорядка в обществе, стабильности и защиты общественных интересов, прав граждан, нормальной деятельности государства. Поэтому государство небезразлично относится к нарушениям в сфере документооборота. В Уголовном кодексе РФ мы видим немало статей, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с указанными нарушениями. Например, предусмотрена ответственность за подделку удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права (ст. 327), за подделку и сбыт денег и ценных бумаг, кредитных карт (ст. 186, 187), служебный подлог (ст. 292), злоупотребления нотариуса (ст. 202), фальсификацию доказательств (ст. 303), приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324) и целый ряд других преступлений, совершение которых связано с подделкой, фальсификацией, представлением документов в официальные органы

Тема №11 Теория принятия управленческих решений

Классификация управленческих решений

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.

Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

Требования к процедуре принятия решений:

Своевременность

Обоснованность

Директивность и адресность

Непротиворечивость

Правомочность

На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

характер взаимоотношений внутри организации;

личностные моменты;

наличие времени;

степень риска;

основополагающие принципы;

четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.

По степени уникальности (по Г.Саймону)

Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.

Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

По степени воздействия на будущее

Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии

Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

По виду

Индивидуальные , принимаемые единолично


Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

По степени определенности ситуации

Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.

Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

По способам

Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.

Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

По степени обязательности исполнения

Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.