Основные правовые режимы в мчп. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права. Режимы в мчп

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.

Международное частное право - это комплексная правовая систе­ма, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) зако­нодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.

Предметом международного частного права является регулирова­ние гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или междуна­родным) элементом. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, ино­странная организация или иностранное государство, которые только тогда являются субъектами международного частного права, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за гра­ницей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т. д.).

Международное частное право как отрасль права делится на три части: общую, особенную и международный гражданский процесс, то есть судеб­ную защиту прав иностранцев.

Для международного частного права характерны следующие основ­ные источники: международные договоры, обычаи, внутреннее законодательство, судебная и арбитраж­ная практика.

Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого го­сударства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно ру­ководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, ре­шающими вопрос по существу.

Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений мо­жет претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо раз­решить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного ча­стного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностран­ным элементом праву определенной страны.

Принято различать следующие виды коллизионных норм:

а) национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации . Их различие проявляется в сфере как действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции;


б) коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные . Императивная норма означает недопустимость от­ступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразуме­вает автономию воли сторон при заключении международных сделок. От­носительно-императивные - это нормы, отступление от которых допуска­ется при наличии определенных, заранее зафиксированных, условий;

в) коллизионные нормы могут быть разделены на односторонние и двусторонние .Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и ус­танавливают пределы применения как отечественного, так и национально­го права;

г) исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть основными (генеральными) и дополнительными (субсидиарными) .

Особенность таких норм заключается в том, что они устанавливают­ся пока только для отношений договорного права с учетом того, что имен­но в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы;

д) особую, и пока немногочисленную группу норм составляют те, ко­торые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора ,устанавливающего уни­фицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Существуют следующие виды коллизионных привязок :

· личный закон участников отношений;

· закон места нахождения имущества;

· закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомер­ного - при деликтах);

· закон места осуществления деятельности;

· закон суда (арбитража), разрешающего спор;

· закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;

· закон места заключения сделки;

· закон флага;

· закон места заключения брака и др.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотно­шения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благопри­ятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающих­ся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определен­ных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере эко­номического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим исполь­зуется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налого­вых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.

К субъектам международного частного права принято относить ино­странных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

· во-первых, регулируемые международным правом отношения, возни­кающие между государствами , а также между государством и между­народными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т. д.);

· во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны ;другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйст­венные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства :

· Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само опреде­ляет статус юридического лица.

· К договору между государством и иностранным физическим или юри­дическим лицом применяется внутреннее право этого государства.

· В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.

· В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает су­веренитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государ­ства судам другого государства. Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в сле­дующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом.

Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

На формирование норм международного частного права непосредст­венное влияние оказывают международные организации, такие как: Меж­дународная торговая палата, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная орга­низация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

  • 14. Деятельность международных организаций по унификации норм мчп
  • 15. Понятие, структура и классификация коллизионных норм.
  • 16. Основные формулы прикрепления.
  • 21. Проблема квалификации в мчп
  • 22. Установление содержания иностранного права.
  • 27. Гражданско-правовое положение иностранных физических лиц в рф.
  • 28. Режимы в мчп.
  • 29. Взаимность и реторсия.
  • 30. Личный закон юридического лица. Личный закон организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву.
  • 31. Иностранные юридические лица в рф.
  • 32. Международные юридические лица (понятие, виды).
  • 33. Представительство и филиалы иностранных фирм. Порядок открытия и деятельности на территории рф.
  • 34. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф.
  • 35. Государство как субъект имущественных отношений.
  • 36. Правовая природа иммунитета государства
  • 37. Понятие и формы внешнеэкономических сделок.
  • 38. Основные правила выбора права, применимого к внешнеэкономическим сделкам.
  • 39. Вопросы собственности в международных отношениях.
  • 40. Правовой режим иностранных инвестиций в рф
  • 41. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 42. Унификация правовых норм, регулирующих международную куплю-продажу.
  • 43. Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.: сфера действия, заключение договора, обязательства сторон, средства правовой защиты покупателя и продавца.
  • 44. Международные правила толкования торговых терминов (инкотермс-2000). Общая характеристика.
  • 45. Характеристика отдельных групп терминов инкотермс – 2000 (e,f,c,d).
  • 46. Международные автомобильные перевозки.
  • 47. Международные железнодорожные перевозки.
  • 48. Международные морские перевозки.
  • 49. Международные воздушные перевозки.
  • 50. Правовое регулирование международных платежно-расчетных отношений и валютных операций.
  • 51. Международные расчеты. Неторговые расчеты.
  • 52. Коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений.
  • 53. Международно-правовое регулирование труда иностранцев.
  • 54. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Национальный режим.
  • 55. Трудовые права российских граждан за рубежом.
  • 56. Международно-правовое регулирование социального страхования.
  • 57. Правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера.
  • 58. Коллизионные вопросы заключения, расторжения и признания брака недействительным.
  • 60. Усыновление с участием иностранных граждан.
  • 61. Коллизии законов в области наследования.
  • 62. Выморочное имущество.
  • 63. Коллизионные регулирование обязательств из причинения вреда.
  • 64. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие недобросовестной конкуренции.
  • 65. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие неосновательного обогащения.
  • 66. Международное авторское право.
  • 68. Охрана авторских прав в снг.
  • 69. Право промышленной собственности в мчп
  • 70. Товарные знаки в мчп.
  • 71. Охрана произведений российских авторов за рубежом.
  • 72. Общие положения международного гражданского процесса: понятие и процессуальное положение иностранных граждан и юридических лиц.
  • 74. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. Консульская легализация.
  • 75. Исполнение иностранных судебных решений и поручений иностранных судов.
  • 76. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража.
  • 77. Арбитражное соглашение.
  • 78. Международный коммерческий арбитраж в России.
  • 79. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров.
  • 80. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
  • 28. Режимы в мчп.

    На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях. В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества. Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки. Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства. В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ. Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации. Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России). Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах. Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».

    Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции). Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву. Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций. Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе. В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим. Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность). Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность). Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.



    17. Взаимность и реторсии. Взаимность . Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. Институт взаимности конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах. Появление института взаимности связано с осознанием того, что для развития связей между государствами необходима правовая определенность и равноправие в регулировании. У государств в процессе развития экономических, политических и др. связей возникает необходимость взаимного признания правовых систем. В настоящее время принцип взаимности подразумевает применение норм иностранного права даже без ответного применения. В теории международного частного права выделяют несколько видов взаимности. По такому основанию, как объем предоставляемых иностранным гражданам прав, выделяют материальную и формальную взаимности. Материальная взаимность подразумевает предоставление иностранным лицам вне зависимости от внутреннего правопорядка данного государства объема прав, совпадающего с объемом прав, которым располагают эти лица в своем государстве. По принципу формальной взаимности иностранному лицу предоставляются права в соответствии с внутренними законами его страны. Обычно в одной правовой системе нельзя построить применение принципа взаимности только в формальном или только в материальном аспекте. Реторсии . Реторсии являются одновременно и защитным механизмом (политическим, экономическим и т. д.), и механизмом борьбы с другими государствами «их же оружием». Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Институт реторсии известен и российскому процессуальному праву.

    18. Личный закон физического лица и сфера его применения. Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, ею личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом. Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

    19. Гражданско-правовое положение иностранных граждан в РФ. Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.В отношении иностранных граждан в Российской Федерации действует принцип безусловного национального режима.Условный национальный режим связан с наличием взаимности, в то время как безусловный не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства. Национальный режим всегда несет в себе качество относительности. Ни в одной стране нет полного уравнивания прав иностранцев с местными гражданами, т. е. всегда будут иметь место различные изъятия:1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с российскими гражданами. В гражданско-правовой сфере ограничение прав иностранцев выражается в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства, либо в силу неполучения государственной власти иностранными гражданами, либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества;2) правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав и особенностями их юридической природы. Сюда относят запреты на приобретение иностранными гражданами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда и т. д.Применение личного закона иностранца ограничивается в пользу российского права, если иностранный гражданин совершает гражданско-правовые действия на территории России.Дееспособность иностранных граждан определяется его личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако если иностранец не дееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по месту совершения акта. Иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если он является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

    20. Особенности гражданско-правового положения российских граждан за рубежом. Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан, закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других. Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в иностранном государстве предоставляется возмож­ность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в от­дельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав. Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными кон­венциями о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношени­ях 1963 г. Следовательно, Реторсии - это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства. Возможность установления таких ограничений может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специ­альные ограничения правоспособности российских граждан и юридичес­ких лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут ли­шить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

    21. Личный закон юридического лица. «Национальность» юридического лица. На первый взгляд эти два понятия являются синонимами, но при детальном рассмотрении через призму МЧП становятся видны их различия. Национальность - понятие, которое определяет личный закон (статут) юридического лица. Государственная принадлежность - состояние юридического лица разными теоретиками рассматривается по-разному. В некоторых случаях государственная принадлежность является критерием определения личного статута юридического лица. В других случаях государственная принадлежность юридического лица является основанием применения внутренних законов данного государства при определении норм права, которые определяют порядок учреждения данного юридического лица (без связи с личным законом). То есть можно сделать вывод о том, что государственная принадлежность является постоянным признаком как физического, так и юридического лица. Тогда как национальность юридического лица определяется в зависимости от правовой системы той страны, в которой оно осуществляет свою деятельность. Государственная принадлежность и национальность имеют различное значение для юридического лица. В большинстве стран мира государственная принадлежность, «гражданство юридического лица», не имеет значения для определения правового статуса данного юридического лица, его правоспособности и т. д. Национальность же в некоторых государствах применяется для определения личного закона данного государства, для определения его статуса. Национальность юридического лица может определяться по различным критериям. Большое значение понятие «национальность» имеет в морском праве, но в данной сфере данное понятие имеет несколько другое значение. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

    22. Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц в РФ. Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальным российским законодательством (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации, что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юридических лиц.Недостатки этого определения в определенной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право места деятельности юридического лица и право места его пребывания. В России в качестве иностранных квалифицируются все лица, созданные не по российскому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юридическими лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.Положения гражданского законодательства в полной мере применяются и к иностранным юридическим лицам на территории РФ. В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного государства все иностранные лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законодательстве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в международных соглашениях (Соглашение между РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; между РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.).Комиссия международного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство государства предоставлять лицам других государств режим наибольшего благоприятствования в определенных международными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного государства должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других государств.В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) - этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права.Иностранные юридические лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в России должны соответствовать положениям российского законодательства. Иностранные юридические лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.В международных договорах об осуществлении и взаимной защите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение, предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законодательством Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или государственным (Договор между США и РФ).В соответствующем Соглашении между РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории.Предприятия с иностранными инвестициями (учрежденные в соответствии с российским правом) являются субъектами российского международного частного права. Специфика создания предприятий с иностранными инвестициями установлена в законодательстве РФ 1999 г. об иностранных инвестициях. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо перечисленные в законодательстве).Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностранных инвесторов, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли российского хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный) режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в законе случаев. Однако может быть установлена и государственная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций.Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых российское государство несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные государственные предприятия - внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются государственными юридическими лицами частного права - они не отождествляются с государством и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недавнем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории /55 РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности - обеспечения таможенной очистки товаров. На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение.Такое положение устанавливал Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законодательство изменит специфику государственного регулирования внешнеторговой деятельности.Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность государства возможна только по долгам государственных предприятий. Общее правило российского законодательства - принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц.За границей российские юридические лица подчиняются юрисдикции того государства, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

    23. Правовое положение транснациональных и оффшорных компаний. От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора. Личным законом таких компаний не может быть право одного государства. Личный статут таких международных организаций определяется международным соглашением. К международным юридическим лицам относятся, прежде всего, международные межправительственные организации системы ООН Подробнее об этом: Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.: Дело, 1998..Помимо указанных выше, существует и еще одна категория - транснациональные корпорации, многонациональные предприятия и т.д. Существует ряд сложностей при определении личного закона таких образований. С одной стороны, они созданы по праву какого-либо конкретного государства, а с другой - имеют несколько дочерних компаний, которые в свою очередь создаются по праву государства, на территории которого осуществляют деятельность.Транснациональные корпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), производственные компании (юридические лица третьих стран), холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран) и т.д. Национальность каждой «дочки» - самостоятельного юридического лица - определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК - юридическая множественность при экономическом единстве. На международном уровне разработан «Кодекс поведения ТНК».В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Microsoft»). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании.Специфическим видом транснациональных компаний являются оффшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона - это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве регистрации оффшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегодные пошлины (как правило, 3-5% от прибыли). Для государств, не имеющих богатых природных ресурсов, этот доход может составлять существенную или даже основную часть государственного бюджета (например, около 30% государственного бюджета Лихтенштейна составляют именно доходы от зарегистрированных на его территории 40 тыс. оффшорных компаний).Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике использования оффшорных центров их национальными компаниями. В целях ужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества оффшорных компаний во многих странах принято антиоффшорное законодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского Союза в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из оффшорных зон и все отчисления в адрес оффшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника». Процесс борьбы с оффшорами начался в середине 80-х гг. XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» .Большинство оффшорных зон - это развивающиеся и островные государства. Однако, несмотря на мировую борьбу с оффшорами, выгоды от них для «принимающего» государства очевидны. Именно поэтому на территории многих развитых европейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания, Мальта, Люксембург) и на территории США (Делавэр, Невада, Вайоминг) существуют оффшорные центры. С середины 90-х гг. XX в. предпринимаются попытки создания оффшорных зон на территории РФ (свободные экономические зоны или зоны экономического благоприятствования - Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и др.).

    24. Государство как особый субъект международного частного права. Международные частно правовые отношения характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собств. С одной стороны, участие государства не меняет их сущности, но с др.ст., властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении. ГК: РФ и ее субъекты участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юр.лицами. Гос-во часто становится участником отношений, осложненных иностр. элементом - арендует участок для дип.миссии, заключает договор с иностр.фирмой на ремонт своих зданий, хранит деньги в иностр.банках... При этом гос-во, заключая сделки на террит.иностр.государства, не подчиняется власти этого иностранного государства, т.е.его юрисдикции (иммунитет от юрисдикции). В отношении иностр.государства не могут быть применены принудительные меры: по принудит.применению закона, по принудит.привлечению к суду и др. Это не означает полного беспедела. Напротив, Венская конвенция о дип. сношениях прямо предписывает всем гос-м и их должностным лицам осуществлять свою деятельность в соотв.с законами государства, на террит.кот.они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет: право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и др.органов другого государства частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, адм. и другими гос. органами в отношении другого государства. О праве на иммунитет можно говорить только тогда, когда правоотношение связано с террит. юрисдикцией иностранного государства (т.е. либо спор рассматривается в иностр. суде, либо имущество находится на территории иностр. государства). Если частно-правовое отношение, осложненное иностр. элементом, стороной кот. является государство, осуществляется на территории государства-участника, оно рассматривается правоприменительными органами этого государства на общих основаниях, об иммунитете нет речи.

    25. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав. В коллизионном праве РФ нормы о праве собственности и других вещных правах сосредоточены в гл. 68 ГК РФ «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Закон места нахождения вещи – это основное правило отыскания применимого права в отношении вещных прав. Оно применяется для решения вопроса о том, может ли какая-нибудь вещь быть предметом вещных прав; определения объема вещных прав; защиты вещных прав; отнесения имущества к недвижимому или движимому (ст. 1205 ГК РФ). По другим вопросам права собственности и других вещных прав коллизионный принцип «закон места нахождения вещи» либо несколько уточняется, либо вместо него применяются другие правила. Возникновение, переход или прекращение вещных прав определяются коллизионным принципом «закон страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения, перехода либо прекращения права собственности и иных вещных прав» (п. 1 ст. 1206 ГК РФ). В международных коммерческих отношениях очень часто имущество, приобретаемое по сделке, должно попасть из одной страны в другую, и момент его передачи одной стороной другой довольно растянут во времени. Коллизионное регулирование таких ситуаций исходит из применения общей привязки «закон места нахождения вещи» с некоторыми уточнениями. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено (п. 2 ст. 1206 ГК РФ). Аналогичные правила определения применимого права в отношении права собственности и других вещных прав содержатся в международных договорах, в которых участвует РФ. В качестве примера приведем ст. 38 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых взаимоотношениях государств – участников СНГ.

    Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливаетсятрадиционно по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (например, по конституции)

    Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

    Режим наибольшего благоприятствования, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. По϶ᴛᴏму иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, например ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

    Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

    В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Ограничения, кᴏᴛᴏᴩые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с обеспечением безопасности РФ.

    Ограничения, применяющиеся к некᴏᴛᴏᴩым категориям иностранцев, обычно зависят от того, будет ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

    Постоянно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на ϲʙᴏбодный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, будет одновременно документом, удостоверяющим личность)

    Временно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, кᴏᴛᴏᴩый не имеет документа, удостоверяющего личность)

    Временно пребывающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.