Консульские учреждения. Консульские учреждения и их виды Функции консульских учреждений сформулированы в

Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Функции консульских учреждений могут выполнять и дипломатические представительства. Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относят также консульские отделы дипломатических представительств.

Деятельность консульских учреждений осуществляется на основе Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), других международно-правовых актов, а также двусторонних консульских конвенциях между государствами (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22 мая 1992 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г.).

Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ (район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций) определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Консульскими функциями являются:

Защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

Содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями Венской конвенции;

Выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

Выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

Оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

Исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

Охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства mortis causa (по причине смерти; в ожидании смерти) на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

Охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

С соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

Осуществление предусматриваемых законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в отношении их экипажа;

Оказание помощи указанным судам и самолетам и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

Выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

При назначении на должность представляемое государство снабжает главу консульского учреждения документом, имеющим форму патента или подобного ему акта, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Государство пребывания может отказать в выдаче экзекватуры и при этом не обязано сообщать представляемому государству мотивы отказа.

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является persona non grata (нежелательное лицо - лат.) или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно соответственно отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. Кроме того, функции работников консульского учреждения прекращаются:

По уведомлению государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются;

По аннулировании экзекватуры;

По уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Положение о Консульском учреждении Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330*(265). В соответствии с этим Положением Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. В государстве пребывания Консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.

Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляется соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом, консульским агентом. Глава Консульского учреждения назначается на должность в установленном порядке МИДом России и допускается к исполнению своих обязанностей уполномоченным органом государства пребывания. Глава Консульского учреждения непосредственно руководит работой Консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Консульское учреждение задач и осуществление им функций.

Местонахождение Консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с государством пребывания. Открытие отделения Консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется по решению Правительства Российской Федерации с согласия государства пребывания. Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами Российской Федерации, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы.

На здании Консульского учреждения или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием Консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

Консульское учреждение, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания. Сотрудники Консульского учреждения и члены их семей обязаны уважать законы и правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

Основными функциями Консульского учреждения являются:

Защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

Содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними;

Выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;

Распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

Поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации;

Оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

Осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

Осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания;

Осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;

Ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

Принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

Оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

Содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа, а также выполнение иных консульских функций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Часть третья

Консульские учреждения .

Консульские учреждения – это зарубежные представительства , функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство (п. «а» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.).

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:


  • генеральный консул (руководит генеральным консульством);

  • консул (руководит консульством);

  • вице-консул (руководит вице-консульством);

  • консульский агент (руководит консульским агентством).
В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура . В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством.

В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения ;

Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев к.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов к.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем к.о.

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа , определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции :

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства ;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства , и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

46. Классы консулов. Почетный консул. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура. Консульские иммунитеты и привилегии.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

Консул нештатный (почетный ) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. Им могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой . Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается .

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Работники консульского учреждения . К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

Прекращение консульских функций . Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания , а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

2) представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями , а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий , совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц;

2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4. выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5. оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8. представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9. передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10. осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

За выполнение определенных официальных действий консульства взимают консульские сборы.

54.Порядок назначения глав консульских учреждений.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1. генеральный консул;

2. консул;

3. вице-консул;

4. консульский агент.

Глава консульского учреждения

назначается представляемым государством,


А допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.).

1) Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются

o полное имя и фамилия,

o класс, к которому он принадлежит,

o консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

2) Представляемое государство направляет этот патент правительству государства , на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.

⇒ При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

3) Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой .

Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте.

Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры , не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.).

⇒ До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.).

⇒ Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.

4) Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания

немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа

обеспечивает принятие мер , необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Прекращение консульских функций. Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1. уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2. аннулирования экзекватуры;

3. уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

4. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания

Также по кафедральному:

5. Отозвания назначившим государством

6. Объявление нежелательным лицом

7. Закрытие консульского учреждения

Консул по указанию своего государства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта , предоставлять

✓ работникам консульского учреждения

✓ частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания,

✓ а также членам их семей, проживающим вместе с ними,

o независимо от их гражданства,

время и условия , необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

❖ государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

❖ представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству .

55. Консульские привилегии и иммунитеты

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется

o международными договорами

o обычаями,

o законодательством государства пребывания.

Однако они еще не равны дипломатическим преимуществам, привилегиям и иммунитетам.

Главное отличие состоит в том, что

консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер , т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей . Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция

К приближению,

А иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Консульские иммунитеты относятся:

❖ к учреждению в целом

❖ к его персоналу.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества;

⇒ Местные власти могут вступать в консульские помещения только с согласия консула или дипломатического представительства.

⇒ Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия.

3) освобождение консульского имущества от обыска и реквизиции;

4) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

5) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

⇒ Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа ,

⇒ а с центральными властями - через свое посольство .

⇒ Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором.

6) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство

Обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства

Обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства,

А также об авариях судов и самолетов , зарегистрированных в этом государстве.

⇒ Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают.

⇒ Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны .

7) Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению .

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории.

Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции.

Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности.

Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений .

⇒ В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

5) Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра.

⇒ Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу.

⇒ Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица

!!!Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет!!!

Привилегии консульских служащих и обслуживающего персонала:

Консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей.

Служащие , а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов.

Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний.

Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний.

Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то кнему не должны применяться меры принуждения.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение.

Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

56. Понятие и состав государственной территории

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как:

сухопутная;

водная поверхность земного шара;

его недра;

воздушное пространство;

космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения МП территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

В МП в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

1) государственная территория;

2) территория со смешанным режимом;

3) территория с международным режимом.

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства . К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически - на доступную для проникновения глуби-

ну). Над гос территорией государство осуществляет свою верховную власть (суверенитет в старом понимании слова). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории - это так называемые ≪плавучие≫ и ≪летучие≫ территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств .

Это лишь условное отождествление (лишь юридическая, но не природная сущность). На квазитерриториях государство также осуществляет суверенитет.

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных МП, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.

К такого рода территории относятся:

исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль от берега;

континентальный шельф (подводная часть материка).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с МП.

К таким территориям, в частности, относятся:

открытое море;

воздушное пространство над ним;

морское дно;

недра морского дна за внешней границей континентального шельфа;

Антарктика;

космос и небесные тела в нем.

Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.

В Конвенциях, регулирующих статус Луны и морского дна, говорится, что это «общее наследие всего человечества. »Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего

наследия человечества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ!!!

Сущность консульских функций состоит в защите прав и инте­ресов находящихся в консульском округе граждан государства, на­значившего консула.

Когда в XV-XVI веках государства взяли под контроль осущест­влявшуюся тогда консульскую деятельность, ее атрибутом стала и защита прав и интересов государства, назначившего консула.

Одна из предусмотренных Венской конвенцией 1961 года функ­ций дипломатического представительства состоит в защите в госу­дарстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Формула Венской конвенции 1963 года, характеризующая функции консульств, в основном аналогична. Аналогичны и общие формулы, относящиеся к функции содействия развитию экономических, торговых, культур­ных и научных связей между государствами, а также функции, касаю­щейся информирования консульством своего государства. Все это не означает, однако, что тем самым нивелируется различие между по­сольствами и консульствами. Консульства, в отличие от посольств, не обладают функцией общеполитического представительства; их полномочия не охватывают всю сферу отношений между государ­ствами. Консульства не ведут переговоры с правительством государ­ства пребывания, не подписывают соглашения и, как правило, не осуществляют контакты с центральными властями. Прерогативы консульств действуют лишь в пределах консульского округа. Есть и другие различия в статусе, задачах и функциях дипломатических представительств и консульских учреждений. Существенная разница между ними не устраняется тем, что на консульских должностных лиц может быть возложено, с согласия государства пребывания, со­вершение дипломатических актов. По Венской конвенции 1963 года это может иметь место в государстве, где представляемая консулом страна не имеет дипломатического представительства и где она не представлена третьим государством. При этом консульский статус такого лица не изменяется.

По уведомлении государства пребывания консульское должност­ное лицо может действовать в качестве представителя своего государ­ства при межправительственной организации. При этом оно вправе пользоваться полагающимися привилегиями и иммунитетами. Одна­ко в том, что касается выполнения любой консульской функции, такое лицо не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, который полагается ему по Венской конвенции 1963 года.

При всех различиях прерогатив дипломатических представительств и консульских учреждений следует иметь в виду, что в целом их функ­ции должны быть направлены к одной общей цели - развитию дру­жественных отношений и партнерства, а также содействию торго­вым, экономическим, культурным связям между государствами.

Характеризуя консульские функции более конкретно, необходи­мо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не толь­ко существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульств. По законо­дательству России ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми пра­вами, установленными законодательством страны пребывания, меж­дународными договорами и обычаями. Они призваны защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости при­нимать меры к восстановлению нарушенных прав.

Функционирование консула в интересах гражданина представля­емого государства выражается в предоставлении ему конкретных видов консульского обслуживания. Консул регистрирует контакти­рующих с ним граждан своего государства, находящихся в его кон­сульском округе, и ведет их учет. Он вправе выдавать и продлевать паспорта и другие документы лицам, имеющим на них право; выда­вать и продлевать визы для въезда в представляемое государство или для транзита через него.

Консул регистрирует акты гражданского состояния (рождения, смерти и т.п.) граждан своей страны. По многим консульским кон­венциям за ним признается право регистрировать браки, когда оба врачующихся являются гражданами представляемого им государства и если это не противоречит законам и правилам государства пре­бывания.

Национальное законодательство и международные соглашения могут наделять консульские учреждения определенными прерогати­вами в вопросах гражданства, например правом принимать от лиц, проживающих за пределами страны, назначившей консула, заявле­ния и ходатайства по этим вопросам. Весьма широкими полномо­чиями в вопросах гражданства наделены по Закону о гражданстве Российской Федерации консульства России, включая определение принадлежности лиц, проживающих за пределами РФ, к ее граждан­ству. Согласно этому закону, консульства отнесены к числу государ­ственных органов, ведающих делами о гражданстве.

Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заве­ряет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением опреде­ленной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую прерогативу, как легализация документов, исходящих как от властей страны пре­бывания, так и от властей государства, назначившего консула, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на до­кументах, компетентности выдавшего, составившего или заверивше­го их органа и в целом соответствия их законам государства, от ко­торого они исходят. Россия входит в число нескольких десятков стран - участниц Конвенции 1961 года, отменивших требование легализации иностранных официальных документов.

С соблюдением порядка, принятого в государстве пребывания, консул вправе представлять или обеспечивать представительство в его судебных или иных органах граждан своего государства, если сами эти граждане не могут осуществлять защиту своих прав и ин­тересов.

В случае, если какой-либо гражданин государства, назначившего консула, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу либо задер­жан в ином порядке, например во исполнение судебного решения, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом консульство, находящееся в округе, где это про­изошло (Венская конвенция 1963 г., однако, содержит оговорку, которая присутствует не во всех двусторонних конвенциях: «если гражданин потребует такого уведомления»). Консульские должност­ные лица вправе посещать такого гражданина, а также переписы­ваться с ним и принимать меры по обеспечению ему юридического представительства. По Венской конвенции эти прерогативы консу­лов должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

На консула возлагается охрана интересов несовершеннолетних и других лиц, не обладающих полной дееспособностью, особенно когда требуется установление над ними опеки или попечительства. Со сво­ей стороны компетентные власти консульского округа должны без­отлагательно уведомлять консула о такого рода ситуациях.

Консулу полагается заниматься наследственными делами граждан назначившей его страны. Компетентные власти государства пребы­вания должны без промедления уведомить его о смерти гражданина этой страны и о наличии имущества умершего в пределах консуль­ского округа, в отношении которого может существовать интерес со стороны представляемого консулом государства или его граждан. В необходимых случаях консул принимает меры по охране имуще­ства, оставшегося после смерти гражданина. На консула возложена охрана интересов граждан и юридических лиц назначившего его государства в случае mortis causa на территории государства пребы­вания. В недавних консульских конвенциях, заключенных Россией, в частности с Азербайджаном и Албанией, этому вопросу уделяется значительное внимание.

Венской конвенцией и договорами о правовой помощи по граж­данским, семейным и уголовным делам на консулов возложен ряд существенных функций в этой области, в частности по исполнению судебных поручений, передаче судебных документов и т.д.

Весьма обширны и многообразны функции консула в области осуществления и развития деловых связей отечественных юридичес­ких лиц, действующих в стране пребывания. Этой стороне консуль­ской деятельности придается особое значение.

Одним из характерных примеров в этом отношении является Постановление Правительства России «О порядке и условиях предо­ставления загранучреждениями Российской Федерации услуг субъек­там малого предпринимательства». Этим постановлением Депар­таменту консульской службы МИД и российским консульствам за рубежом предоставлено право осуществлять платное информационно-консультационное обслуживание российских и зарубежных юриди­ческих лиц. С ними могут заключаться договоры об информационном сотрудничестве, договоры поручения, договоры об оказании разовой услуги.

Для консульств, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под фла­гом государства, учредившего консульство, когда они находятся в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульство. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; раз­решать споры между капитаном и командой, если это предусматри­вается законом государства флага судна.

Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте - документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря), могущий служить основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Акт о морском протесте в случае возник­новения спора является одним из доказательств по делу, и до опровер­жения заинтересованной стороной изложенные в нем данные явля­ются действительными.

Предусмотренные в консульских конвенциях права надзора и ин­спекции, оказания помощи судам и экипажу распространяются muta­tis mutandis и на воздушные суда, а также на средства железнодорож­ного и автомобильного транспорта и суда речного флота.

В функции консула входит оказание содействия и военным ко­раблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае ава­рии корабля.

Согласно Венской конвенции 1963 года и многим двусторонним конвенциям, консульское учреждение может выполнять и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это госу­дарство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

Положение о Консульском учреждении России 1998 года в числе основных задач и функций таких учреждений также указывает: ока­зание содействия гражданам России, находящимся в пределах кон­сульского округа, в реализации избирательных прав и прав на учас­тие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского окру­га; принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граж­дан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пре­делах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государ­ством пребывания.

Для деятельности российских консульских учреждений в странах СНГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее в том, что осу­ществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стра­не. Исторически сложилось так, что консульская служба России ока­залась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн. русского и русско­язычного населения оказалось за пределами границ России. Большая их часть, проживающая во вновь созданных государствах (за исключе­нием Беларуси), в ряде случаев подвергалась дискриминации, ущем­лению основных прав и свобод. Необходимость их защиты стала краеугольным камнем в деятельности консульств России в этих госу­дарствах.

Представляемое государство может поручить консульству выпол­нение консульских функций в другом государстве или других госу­дарствах после их уведомления, если не последует определенно выра­женное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пре­бывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Беларусью предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право «на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства - участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства - участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства».

В интересах выполнения своих функций консульские должност­ные лица наделены прерогативой свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. В свою очередь, эти граждане имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами и доступа к ним. Консуль­ские должностные лица вправе обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа. Они могут обращаться в компе­тентные центральные органы, если это допускается законами, прави­лами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами. За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульство вправе взимать сбо­ры и пошлины. Их суммы и квитанции об их уплате освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

Венская конвенция 1963 года предусматривает, что функции кон­сульских работников прекращаются по уведомлении об этом со сто­роны представляемого государства, по уведомлении со стороны го­сударства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского персонала, по аннулировании экзеквату­ры. В случае разрыва консульских отношений, в том числе во время вооруженного конфликта, государство пребывания обязано предо­ставлять работникам консульства и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, и членам их семей время и условия для подготовки к отъезду. В частности, в слу­чае необходимости оно должно предоставить транспортные средства, которые требуются для их семей и для их имущества, кроме приоб­ретенного в государстве пребывания и запрещенного к вывозу на мо­мент отбытия.

При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консуль­ства. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Такому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

5. Консульские привилегии и иммунитеты

Характер функций, которые осуществляют консульства и носи­телями большинства которых являются консульские должностные лица, в деловом и бытовом отношении постоянно соприкасающиеся с правопорядком да и властями государства пребывания, делают необходимым существование для них специфических правовых га­рантий беспрепятственного и независимого осуществления этих функций в качестве учреждений иностранного государства и его пер­сонала. Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их персонала от посягательств привело к формированию международно-правового института кон­сульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складыва­лись в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе. Они были кодифицированы в Вен­ской конвенции 1963 года.

В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что прямо указывается в Венской конвенции, и о соображениях безопасности и защиты кон­сульств и их персонала, чему посвящены принимавшиеся многие годы решения ООН, как о концептуальной основе консульских при­вилегий и иммунитетов.

Различаются привилегии и иммунитеты консульств как учрежде­ний и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульств. Характер, объем и содержание кон­кретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции, но в целом их можно суммировать следующим образом.

Консульские помещения неприкосновенны, что распространяет­ся на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульства, и на обслуживающий эти строения земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает, что а) власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения иначе, как с согласия главы консульского учреждения или дипломатического представительства государства, учредившего консульство; б) на го­сударстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоин­ства; в) консульские помещения, предметы их обстановки, имуще­ство консульства, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.

Венская конвенция допускает, однако, исключение из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, что согласие гла­вы консульства на вступление властей государства пребывания в эти помещения может презюмироваться в случае пожара или другого сти­хийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты. В Кон­венции предусматривается, кроме того, возможность отчуждения, в случае необходимости, консульских помещений для целей обороны или общественных нужд; в этом случае должны приниматься все воз­можные меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачи­вается «соответствующая и эффективная компенсация».

Никаких исключений не устанавливается и не допускается в отно­шении неприкосновенности консульских архивов и документов; они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахож­дения.

Консульские помещения, а также резиденция штатного главы кон­сульства, владельцем или нанимателем которых является представляе­мое государство или лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сбо­ров и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой пла­ту за конкретные виды обслуживания.

Консульство пользуется свободой сношений для всех официаль­ных целей, которые государство пребывания должно разрешать и охранять. При сношениях с правительством, посольствами, другими консульствами представляемого государства, где бы они ни находи­лись, консульство может пользоваться всеми подходящими средства­ми, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломати­ческие и консульские вализы, закодированные или зашифрованные депеши. С согласия государства пребывания консульство может устанавливать радиопередатчик и пользоваться им. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Консульский курьер дол­жен находиться под защитой государства пребывания; он пользуется. личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержа­нию в какой бы то ни было форме. Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолета. Представляе­мое государство, его посольства или консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc.

Консульское учреждение имеет право пользоваться своим госу­дарственным флагом, вывешивая его на здании консульства, государст­венным гербом, укрепляя его на входных дверях, а также на резиден­ции главы консульства. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвиже­ния. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Если привилегии и иммунитеты консульств как учреждений во многом аналогичны привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств, то иначе обстоит дело с привилегиями и иммуни­тетами консульских должностных лиц и других работников кон­сульств. Венская конвенция 1963 года исходит из более ограни­ченного характера их привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.

Конвенция провозглашает, что государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с подобающим уваже­нием и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Личная неприкосновенность этой категории работников по Кон­венции имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению су­дебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В иных случаях они не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений. Некоторые консульские конвенции, на­пример российско-азербайджанская и российско-албанская, воспро­изводят эти положения. Но наблюдается и тенденция к сближению личной неприкосновенности консула с личной неприкосновенностью дипломата. По договору о торговле и судоходству с Норвегией, непри­косновенность без ограничений предоставляется личности главы консульства.

Аналогичную тенденцию можно отметить и в отношении имму­нитета от юрисдикции. По Венской конвенции, консульские долж­ностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при выполнении консульских функций; но и в этом случае осуществление такой юрисдикции допускается в отношении некоторых гражданских исков. Договор с Норвегией признает за руководителями консульств полный имму­нитет от юрисдикции государства пребывания. Арест и лишение сво­боды других консульских должностных лиц допускаются в случае совершения ими тяжких преступлений, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет. Согласно Консульской конвенции СССР с США 1964 года, Консульские должностные лица и консульские служащие, являющиеся гражданами представляемого государства, «пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания».

Венская конвенция допускает вызов всех категорий работников консульств в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказы­вается давать показания, к нему не могут применяться меры принуж­дения или наказания. Консульский служащий или работник обслу­живающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или да­вать разъяснение законодательства представляемого государства.

Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государ­ственных, районных и муниципальных; при этом сделано исключе­ние в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания, и ряд других исключений. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.

Венская конвенция 1963 года запрещает консульским должност­ным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профес­сиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, Венская конвенция отказывает в предоставлении им предусмотрен­ных в ней привилегий и иммунитетов.

Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за хранение, перевозку и т.п. услуги) предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для обзаведения. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что он содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен. В этом случае досмотр проводится в при­сутствии соответствующего должностного лица или члена его семьи.

Консульские служащие пользуются освобождением от таможенных пошлин в отношении предметов, ввозимых во время их первоначаль­ного обзаведения.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого иму­щества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого запрещен в момент смерти. Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на наследование с дви­жимого имущества, которое находится в государстве пребывания в связи с тем, что в нем умерший находился в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работников кон­сульств и членов их семей от всех трудовых и государственных по­винностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция, военный постой.

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. На работников консуль­ского учреждения и членов их семей не распространяются постанов­ления о социальном Обеспечении, действующие в государстве пре­бывания, в том, что касается их служебной работы. Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей эти­ми постановлениями.

Работники консульств, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей не приобретают этого гражданства исключительно в порядке применения этого законодательства.

Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, долж­ны соблюдать требования местного законодательства в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожного транспортного средства, судна или самолета. Согласно Положению о Консульском учреждении Рос­сии, сотрудники таких учреждений обязаны уважать «также тради­ции и обычаи государства пребывания». Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением кон­сульских функций.

Работник консульства пользуется привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания, а если он уже находится в ее пределах - с момента вступления в испол­нение своих обязанностей. Привилегии и иммунитеты прекращаются с момента, когда пользующееся ими лицо оставляет эту территорию или по истечении разумного срока для оставления. В отношении дей­ствий, совершенных консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения срока.

При проезде консульского должностного лица к месту службы или обратно через третье государство последнее обязано предоста­вить ему иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения проезда; это распространяется и на членов семей. Консульским курье­рам в государстве транзита должны предоставляться те же неприкос­новенность и защита, что и в государстве пребывания.

Отказаться от личной неприкосновенности консульских должно­стных лиц и консульских служащих, их иммунитета от юрисдикции, включая изъятия в отношении дачи свидетельских показаний, может лишь само представляемое государство. Возбуждение таким лицом дела в суде лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска, непосредственно связанного с основным иском. Отказ от иммунитета в отношении гражданского или административ­ного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполни­тельных действий, для чего необходим отдельный отказ.

6. Почетные консулы

Международная практика издавна знает помимо штатных и ка­тегорию нештатных, почетных консулов. Венская конвенция 1963 года закрепляет это деление консульских должностных лиц на две катего­рии, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и воз­главляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почет­ных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов. В России действует Положение о почетном консуле Российской Фе­дерации, утвержденное приказом по МИД от 13 октября 1998 г.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполня­ющее консульские функции по поручению представляемого государ­ства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет. Согласно Положению о почетном консуле Россий­ской Федерации, почетным консулом является любое лицо, не зани­мающее пост консульского должностного лица, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории госу­дарства пребывания от имени Российской Федерации. Почетные консулы назначаются, как правило, из местных коммерсантов и других деятелей, имеющих вес в политических и деловых кругах. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Российское Положение о почетном консуле РФ предусматривает, что им может быть как гражданин России, так и гражданин иностранно­го государства. Требуется, чтобы он занимал «видное общественное по­ложение в государстве пребывания», обладал необходимыми личными качествами и «имел возможность должным образом выполнять возло­женные на него консульские функции». Почетный консул назначается министром иностранных дел России или лицом, его замещающим, по предложению российского дипломатического представительства или консульского учреждения. Он подчиняется МИД России и выполняет свои функции под руководством ее дипломатического представитель­ства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминиканской Рес­публике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малай­зии, Ливане и ряде других государств. В 1998 году состоялось первое в истории российской консульской службы совещание почетных консулов Российской Федерации.

Институтом почетного консула широко пользуются латиноамери­канские, скандинавские и другие европейские страны; значительное число почетных консулов есть в США и Великобритании. В городах России, в том числе портовых, почетных консулов имели на конец 1995 года Австралия, Австрия, Ботсвана, Великобритания, Коста-Рика, Таиланд, Филиппины. Привлекательность института почетных консулов определяется не в последнюю очередь и финансовыми со­ображениями.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консулов совпадают во многих отношениях. С учетом это­го Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касаю­щихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких как неприкосновен­ность консульских архивов и документов, защита консульских поме­щений, освобождение их от налогов, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобож­дение их от личных повинностей и некоторых других, Венская кон­венция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их приви­легий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консульского долж­ностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явить­ся в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно аресто­вано или задержано, должно ставиться как можно меньше препят­ствий для выполнения им консульских функций.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность консульского права и каковы его основные источники?

2. Как происходят установление консульских отношений между государствами и создание консульских учреждений? Их виды и классы глав этих учреждений.

3. Каково правовое значение консульского патента и эк­зекватуры?

4. Консульский округ как сфера деятельности консуль­ского учреждения.

5. В чем состоит сущность консульских функций? Что вправе делать консул с целью защиты прав и интересов граждан назначившего консула государства и юридических лиц его национальности?

6. Каковы функции консула в отношении защиты прав и интересов государства, назначившего консула?

7. В чем состоят привилегии и иммунитеты консульств как учреждений?

8. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и их особенности по сравнению с привилегиями и имму­нитетами дипломатических работников посольств.

9. J5 чем состоят особенности правового положения почетных консулов?

Литература

Действующее международное право. - Т. I. - Разд. IX; Т. 3. - Дополнение к разд. IX.

Лекция 6. ВИДЫ КОНСУЛОВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2. Консульские функции

1. Виды консулов и консульских учреждений

К о н с у л (лат. consul) - должностное лицо государства, наз­наченное в какой-либо район (округ) другого государства с опре­деленно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культур­ных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом по­ложении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопоря­док, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется по­сольством представляемого государства.

Консулы подразделяются на два вида: штатные, или про­фессиональные, и нештатные, или почетные.

Штатные консулы - это лица, состоящие на государ­ственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Пос­кольку они не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью (частнопредпринимательской и т. п.), кроме испол­нения консульских обязанностей, их принято называть карьер­ными консулами.

Нештатные консулы - это лица, не состоящие на государ­ственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания. Как правило, их назначают из числа граж­дан государства пребывания - видных юристов, коммерсан­тов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья не­штатные консулы не получают, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы.


Консульские сборы - это платежи, взимаемые консулом (консульством) за выполняемые консульские действия: выдачу паспортов, виз, прием и оформление ходатайств по вопросам гражданства, регистрацию актов граж­данского состояния и т. д. Они взимаются по тарифу, устанавливаемому в со­ответствии с законодательством страны, назначившей консула, и поступают в государственный бюджет этой страны. Сборы, взимаемые нештатными кон­сулами, обращаются в их пользу.

Главы консульских учреждений подразделяются на че­тыре класса:

· генеральные консулы;

· консулы;

· вице-консулы;

· консульские агенты.

Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присва­иваются специальные ранги.

Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

· генеральное консульство - учреждается в крупных ком­мерческих или промышленных центрах или в крупных портах;

· консульство;

· вице-консульство - учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого - штатное должностное лицо, подчиненное консулу;

· консульское агентство - это канцелярии, создаваемые в Портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.

Консульская деятельность осуществляется также консульс­кими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдель­ных консульств своей страны деятельность такого консульско­го должностного лица распространяется на всю территорию го­сударства пребывания. В других случаях его деятельность ог­раничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств.

2. Консульские функции

Основная задача консулов заключается в том, чтобы защитить в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул дожжен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.

Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям:

1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые предусмотрены законом.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу­ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте­ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого­воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право­вой помощи и т. д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т. д.

3. Административные функции . В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление , установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным


4. Нотариальные функции . Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства. Консул ведет учет сограждан в стране пребывания, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам.

3. Консульские привилегии и иммунитеты

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами.

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство. Консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы.

Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество . Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов , сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.