Международное право. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений Консул не обладает иммунитетом от юрисдикции

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм международного и внутригосударственного права предоставляет консульскому учреждению и его персонала определенные привилегии и иммунитеты для эффективного выполнения ими своих функций.

Различают два вида консульских привилегий и иммунитетов:

1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения как зарубежного органа внешних отношений государства;

2) привилегии и иммунитеты персонала консульского учреждения (личные привилегии и иммунитеты). Согласно разделу II Венской конвенции о

консульских сношениях 1963 года до привилегий и иммунитетов консульского учреждения относятся:

Неприкосновенность помещений консульских учреждений. Власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения иначе как с согласия главы консульского учреждения. Однако, согласие главы консульского учреждения может предусматриваться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требует неотложных мер защиты. Такой режим неприкосновенности сохраняется даже в случае расторжения консульских отношений между двумя государствами:

а) государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства, его архивы;

б) представляемое государство может вверить охрану консульских помещений, а также архивы и имущество, находящиеся в них, любому третьему государству, приемлемой для государства, аккредитуется;

в) представляемое государство может вверить охрану своих интересов и интересов своих граждан любой третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

В случае закрытия консульства временно или навсегда, вышеуказанные положения применяются в том случае, если у государства, представляемого в государстве пребывания нет ни дипломатического представительства, ни другого консульства. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на ее территории другой консульство, этом консульству может быть вверена охрана архива закрытого консульства и, с согласия государства пребывания, выполнение консульских функций в округе закрытого консульства;

Фискальный иммунитет, предполагает освобождение консульских помещений от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением представляют собой плату за конкретные виды обслуживания;

Неприкосновенность консульского архива и документов. Они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения;

Свобода передвижений - государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий ее территории;

Свобода сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Субъектами таких отношений выступают правительство, дипломатические представительства и другие консульские учреждения представляемого государства, где бы они ни находились. При этом консульское учреждение может использовать все средства, которые подходят, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы (Почтовый мешок) и закодированные или шифрованные депеши.

Консульский чемодан, подобно дипломатической, не подлежит ни распечатыванию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания серьезные основания полагать, что в чемодане находится что-то другое, кроме предусмотренных Венской конвенции 1963 года предметов, они могут потребовать, чтобы чемодан был раскрыта в их присутствии уполномоченным представителем государства, представляется. В том случае, если власти представляемого государства, откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Места, образующих вализу, должны иметь необходимые внешние признаки, указывающие на характер груза, и могут включать в себя только официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Чемодан доставляется чаще всего консульским курьером, наделяется специальным документом, указывает его статус и число мест, что образуют чемодан. При выполнении своих функций этот курьер находится под защитой государства пребывания. Он пользуется неприкосновенностью и не подлежит ареста или задержанию в любой форме. Перевозки консульского чемодана может быть поручено командиру судна или гражданского самолета, должны пришвартоваться в порта или приземлиться в аэропорту государства пребывания. Он также наделяется официальным документом, в котором указывается число мест, составляющих чемодан. Но при этом он не является консульским курьером. Консульство может направить лиц из своих работников для получения чемоданы непосредственно и беспрепятственно командира судна или самолета;

Свобода отношений и контактов с гражданами представляемого государства. Она включает в себя следующее:

а) такие граждане могут свободно общаться с компетентным консульством и им открыт свободный доступ в такое консульство; консульские должностные лица этого консульства могут свободно общаться с указанными гражданами и имеют свободный доступ к ним;

б) компетентные органы государства пребывания должны без лишнего промедления сообщать консульство представляемого государства, если в пределах ее консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства, увьязнюеться или берется под стражу в ожидании судебного разбирательства, или задерживается в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщение, адресуемых своем консульству этим лицом, также передаются этими органами без промедления;

в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина своего государства, который находится в заключении, с целью собеседования с ним, а также принимать надлежащие меры с целью обеспечения ему представительства.

Кроме того, власти государства пребывания относительно консульства обязаны:

а) в случае смерти гражданина представляемого государства, сообщить консульство, в округе которого произошла смерть;

б) сообщить компетентное консульство без промедления об любой случай, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или недееспособного лица - гражданина представляемого государства;

в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальном море или внутренних водах государства пребывания или с летательным аппаратом, зарегистрированным в государстве, представляется, произошел несчастный случай на территории государства пребывания, то власти обязаны сообщить ближе к месту события консульство;

Пользование своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания. Консульству принадлежит право пользования государственными флагом и гербом: на дома, занимается консульством, на входной двери этого дома, на резиденции главы консульского учреждения, на средствах передвижения главы этой учреждения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

Следует указать на то, что согласие, которая подразумевается, главы консульского учреждения на вторжение государства пребывания в консульские помещения при пожаре или стихийного бедствия была расценена СССР как нарушение принципа уважения государственного суверенитета, что помешало подписанию настоящей Конвенции Советским Союзом в 1963 году. Вместе с тем практика консульских отношений государств пошла все же путем получения разрешения главы консульского учреждения властями государства пребывания в всех случаях, когда последние намерены вступить в консульские помещения.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских учреждений пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. К личных привилегий и иммунитетов согласно настоящей Конвенции относятся:

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц, что означает, что лицо не подлежит ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений судебной власти в случае совершения тяжких преступлений. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству государства пребывания. В отдельных двусторонних конвенциях в качестве тяжких преступлений определены деяния, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;

Иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при выполнении ими консульских функций. К действий, совершаемых ими как частными лицами, применима юрисдикция государства пребывания. Работники консульского учреждения могут визиватися в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанных с выполнением их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы. Изъятие из иммунитета в сферах гражданской и административной юрисдикции в консульских агентов такие же, как и в дипломатических агентов;

Фискальный иммунитет - консульские работники, а также члены их семей, за исключением обслуживающего персонала, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов, кроме косвенных налогов, а также сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату;

Таможенные привилегии, предоставляемые государством пребывания для консульских должностных лиц и служащих, а также членов их семей, практически эквивалентны аналогичным дипломатическим привилегиям.

Следует иметь в виду, что объем консульских привилегий и иммунитетов, что закрепляются в двусторонних консульских конвенциях и национальном законодательстве государств, зависят от характера взаимоотношений между конкретными государствами. Так, если государства поддерживают дружеские и разносторонние отношения, они могут предоставить консульские привилегии и иммунитеты друг другу в объеме, соответствует дипломатическим привилегиям и иммунитетам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Согласно ч. 2 статьи 46 Конвенции 1963 г. штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если же консульские должностные лица занимаются такой деятельностью, то на них и членов их семей не распространяются консульские привилегии и иммунитеты.

Все консульские работники, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться в внутренние дела этого государства.

Консульские привилегии и иммунитеты

(англ. consular privileges and immunities) - в международном праве льготы и преимущества, предоставляемые консульским учреждениям, консульским должностным лицам (выполняющим функции консула) и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей в государстве пребывания. К.п. и и. определяются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.), двусторонними консульскими конвенциями, др. международно-правовыми документами.

К привилегиям консульского учреждения относятся: устанавливать и поднимать представляемого государства на здании консульства; право беспрепятственно сноситься со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания и на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, шифрованных депеш, дипломатической почты и консульских курьеров (с согласия государства пребывания может установить радиопередатчик и пользоваться им); освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений; освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего неприкосновенность консульских помещений, доступ в которые допускается только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Венская о консульских сношениях (1963 г.) допускает, что в случае пожара или др. стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, в то нее время не дает права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения. Консульские помещения, предметы их обстановки, консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Более детальные о неприкосновенности консульских помещений определяются двусторонними консульскими конвенциями.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность, они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению, иначе как на основании постановлений органов судебной власти в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности (это не применяется в отношении некоторых гражданских исков). В случае отказа консульского должностного лица, вызванного в в качестве свидетеля, давать , к нему не могут применяться никакие меры принуждения со государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам и сотрудникам консульства, а также членам их семей льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Лица, пользующиеся К.п. и и., обязаны уважать действующие в государстве пребывания законы, постановления и правила (см.: словарь. Т. II. - М., 1984).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Консульские привилегии и иммунитеты" в других словарях:

    Консульские привилегии и иммунитеты - (англ. consular privileges and immunities) в международном праве льготы и преимущества, предоставляемые консульским учреждениям, консульским должностным лицам (выполняющим функции консула) и сотрудникам … Энциклопедия права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права

    - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных… … Большой юридический словарь

    КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения, заключаемые между государствами. Они содержат нормы консульского права, определяющие порядок учреждения консульских представительств, назначения и отозвания, круг деятельности, права, привилегии и иммунитеты консульских должностных… … Юридическая энциклопедия

    - (англ consular convention/treaty) в международном праве соглашение между государствами, определяющее порядок учреждения консульств и назначения консулов, их компетенцию, консульские привилегии и иммунитеты, взаимно предоставляемые консульским… … Большой юридический словарь

    Консульская конвенция - (англ consular convention/treaty) в международном праве соглашение между государствами, определяющее порядок учреждения консульств и назначения консулов, их компетенцию … Энциклопедия права

    Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

    ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1963 - международная конвенция о консульских сношениях, заключенная в Вене 24 апреля 1963 г., кодифицирующая нормы международного права, регулирующие консульские отношения. Конвенция устанавливает: общие положения о консульских сношениях и значения… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Право экстерриториальности (дипломатического иммунитета) - исключение дипломатических представителей из юрисдикции государства страны их пребывания на основе предусмотренных международным правом привилегий и льгот. Согласно разделу 15 ст. У Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г.… … Элементарные начала общей теории права

    Посольство - … Википедия

Книги

Консульские привилегии и иммунитеты в отличие от дипломатических носят ограниченный функциональный характер. Консульские должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом с момента прибытия в страну пребывания и до момента покидания этой страны или дисмисла.В двухсторонних консульских конвенциях консулам могут предоставляться точно такие же привилегии и иммунитеты, как и дипломатам.

К привилегиям консульского учреждения относятся:

· право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульства;

· право беспрепятственно иметь сношения со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания и на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, шифрованных депеш, дипломатической почты и консульских курьеров (с согласия государства пребывания консульское учреждение может установить радиопередатчик и пользоваться им);

· освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений;

· освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего:

· неприкосновенность консульских помещений, доступ в которые допускается только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.) допускает, что в случае пожара или др. стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, в то нее время не дает права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения.

· Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции.



· Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Более детальные правила о неприкосновенности консульских помещений определяются двусторонними консульскими конвенциями.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность, они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению, иначе как на основании постановлений органов судебной власти в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские должностные лица и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности (это положение не применяется в отношении некоторых гражданских исков). В случае отказа консульского должностного лица, вызванного в суд в качестве свидетеля, давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения со стороны государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам и сотрудникам консульства, а также членам их семей льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции. Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленноуведомляют консульство.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не должны применяться меры принуждения.

Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.

Почетные консулы

Почетный консул работает в большинстве случаев на общественных началах и при этом может не являться гражданином того государства, которое представляет, т.е. распространенным является случай, когда почетным консулом иностранного государства в РФ является гражданин РФ. Не являются штатными консульскими служащими и содержатся за счет сборов, а не представляемого государства.

Правовые акты, определяющие правой статус почетных консулов иностранного государства в РФ:

1. Международные правовые акты. Наибольшее значение в этой группе имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Также значение имеют двухсторонние международные консульские договоры (конвенции), которые заключила Российская Федерация.

2. Правовые акты принимающей стороны (России). При этом российское законодательство не содержит ни одного специального акта, который был бы посвящен данному вопросу (институту почетного консульства). Имеются лишь отдельные нормы в некоторых нормативных актах, которые опосредуют применение норм, содержащихся в международных правовых актах. Однако имеется Положение «О почетном консуле Российской Федерации» (утверждено Приказом МИД РФ от 13.10.1998), которое само по себе не регулирует правовое положение почетных консулов иностранных государств, однако может служить критерием для определения отношения официальных властей Российской Федерации к институту почетного консульства.

3. Правовые акты представляемого государства.

Основные личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года:

1. Защита почетных консулов (ст. 64): Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

2. Личная неприкосновенность: почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев:

1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;

2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством.

Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

3. Право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42): в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы.

4. Особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63): если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и – за исключением случаев, когда он арестован или задержан, – должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций.

5. Свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36): почетный консул может свободно иметь сношения с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения.

6. Свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38): при выполнении своих функций почетный консул может обращаться:

1) в компетентные местные органы своего консульского округа;

2) в компетентные центральные государственные органы России в той степени, в какой это допускается существующими российскими законами, правилами и обычаями или соответствующими международными договорами России.

7. Налоговые привилегии (ст. 66): почетный консул освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые он получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

8. Освобождение от личных повинностей и обложений (ст. 67): Россия как государство пребывания обязана освобождать почетного консула от всех трудовых и государственных повинностей, а также от воинских повинностей (реквизиция, военная контрибуция и военный постой).

9. Привилегии на флаг и эмблему (ст. 29): почетный консул имеет право вывешивать флаг на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на своих средствах передвижения.

Кроме того, государство, назначающее своего почетного консула, может индивидуальным актом ограничить объем его полномочий. Например, ограничить его только функциями развития деловых связей, не обременяя функциями, связанными с защитой интересов своих граждан (например, находящихся под следствием), связанных с совершением консульских актов (например, консульская легализация нотариального акта). Также государство, назначающее почетного консула, определяет границы его консульского округа.

Многосторонняя дипломатия

Государства устанавливают официальные отношения не только между собой, но и с международными организациями. Эти отношения осуществляются через постоянные представительства государств при международных организациях или с помощью делегаций, направляемых для участия в сессиях международных организаций.

Эта деятельность получила название – многосторонняя дипломатия. Имеется трехстороннее участие: посылающее государство, принимающее государство, сама международная организация.

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года определяет функции постоянных представительств:

· Обеспечение представительства посылающего государства при международной организации

· Поддержание связей между посылающим государством и организацией

· Ведение переговоров с организацией

· Защита интересов посылающего государства в рамках организации

· Содействие осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с ней

Ст.9 конвенции закрепляет принцип свободы назначения сотрудников постоянных представительств посылающим государством. Окончание миссии постоянного представительства возможно путем уведомления об этом организации посылающим государством. Одностороннее прекращение путем объявления персоной нон грата не может.

Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим. Конвенция предусматривает обязанность принимающего государства преследовать в судебном порядке и наказывать в судебном порядке лиц, совершивших посягательство на таких представителей.

Консульское учреждение представляемого государства может нормально функционировать при непременном условии обеспечения ему и его работникам (консульским должностным лицам, консульским служащим и работникам обслуживающего персо-

нала) необходимых материальных условий и юридических гарантий от вмешательства местных властей.

В этой связи для представляемого государства важно, чтобы его консульское учреждение и работники данного учреждения в государстве пребывания имели тот объем привилегий и иммунитетов, который обеспечивал бы им достаточную свободу для надлежащего выполнения консульских функций. Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их работников от пося-гательств привело к формированию международно-правового института консульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складывались в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе. Они были кодифицированы в Венской конвенции 1963 г.

В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что указывается в Венской конвенции 1963 г. как о концептуальной основе консульских привилегий и иммунитетов.

Различаются привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц, других консульских работников. Характер, объем и содержание конкретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции (имеются в виду двусторонние консуль-ские конвенции), но в целом их можно суммировать следующим образом.

Консульские помещения неприкосновенны, что распространяется на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и на обслуживающий эти здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает:

а) власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения не иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства;

б) на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства;

в) консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.

Венская конвенция 1963 г. допускает, однако, исключение из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, что согласие главы консульского учреждения на вступление властей государства пребывания в эти помещения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты. Кроме того, Конвенция предусматривает возможность отчуждения в случае необходимости консульских помещений для целей обороны или общественных нужд. В этом случае должны приниматься все возможные меры для избежания нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается «соответствующая и эффективная компенсация».

Никаких исключений не устанавливается и не допускается в отношении неприкосновенности консульских архивов и документов.

Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульские помещения, а также резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслу-живания. Кроме того, консульское учреждение освобождается от таможенных пошлин.

Консульское учреждение пользуется свободой сношений д ля всех официальных целей, которые государство пребывания должно разрешать и охранять. При сношениях с правительством, посольствами, другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, оно может пользоваться всеми подходя-щими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы, закодированные или зашифрованные депеши. С согласия государства пребывания консульское учреждение может устанавливать радиопередатчик и пользоваться им. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г. в тех случаях, когда компетентные органы власти государства пребывания имеют основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме официальных документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта. В том случае, если власти представ-ляемого государства откажутся выполнять это требование, вализа направляется в место отправления.

При выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме. Консульская вализа может быть вверена капитану судна или командиру гражданского самолета. Представляемое государство, его посольства или консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc.

Консульское учреждение имеет право пользоваться своим государственным флагом и государственным гербом. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвижения. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Если привилегии и иммунитеты консульских учреждений во многом аналогичны привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств, то иначе обстоит дело с привилегиями и иммунитетами консульских должностных лиц и других консульских работников. Венская конвенция 1963 г. исходит из более ограниченного характера их привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.

Венская конвенция 1963 г. провозглашает, что государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с подобающим уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, сво-боду или достоинство.

Личная неприкосновенность этой категории работников по Венской конвенции 1963 г. имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению судебных властей в случае совершения тяжких преступлений; не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений. Но наблюдается и тенденция к сближению личной неприкос-новенности консульского должностного лица с личной неприкосновенностью дипломатического агента, что подтверждается нормами двусторонних консульских конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с рядом государств. Консульские должностные лица в этих конвенциях в отношении изъятия из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания фактически приравниваются к дипломатическим агентам.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г. консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при выполнении ими консульских функций, но и в этом случае осуществление такой юрисдикции допускается в отношении некоторых гражданских исков.

Венская конвенция 1963 г. допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или давать разъяснение законодательства представляемого государства.

Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государ-ственных, районных и муниципальных. При этом сделано исключение в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания. Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.

Венская конвенция 1963 г. запрещает консульским должностным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, то согласно Венской конвенции 1963 г. они лишаются предусмотренных в ней привилегий и иммунитетов.

Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за хранение, перевозку и т.п. услуги) предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что он содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен. В этом случае досмотр проводится в присутствии соответствующего должностного лица или члена его семьи.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пре-бывания, вывоз которого запрещен в момент смерти. Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на насле-дованное движимое имущество, которое находится в государстве пребывания в связи с тем, что в нем умерший находился в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульских учреждений и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции, военный постой.

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. На работников консульских учреждений и членов их семей не распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, в части, касающейся их служебной работы. Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей этими постановлениями.

Работники консульских учреждений, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей не приобретают гражданства этого государства.

Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, должны соблюдать требования местного законодательства

в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожного транспортного средства, судна или самолета. Согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации работники таких учреждений обязаны уважать «также традиции и обычаи государства пребывания». Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Схема 14. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и консульских должностных лиц (по Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.)

Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.

В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.

Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.