Обязанности военнослужащих вооруженных сил рф. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Социальные права и обязанности военного

Общие обязанности военнослужащих нашли закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В ней указывается на то, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами России составляют существо воинского долга, который обязывает воинов:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, факт приведения к которой имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге за военнослужащим может закрепляться оружие и военная техника, он может быть назначен на должности, может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службе) и задач при введении режима военного и чрезвычайного положения в условиях вооруженных конфликтов.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140, возлагает на военнослужащих следующие обязанности (ст.ст. 13 и 16):

умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, стойко переносить трудности военной службы;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от непристойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;

служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.

В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, военнослужащий должен немедленно принять меры к наведению порядка, а также доложить своему непосредственному командиру (начальнику).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения, порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности, которые используются только в интересах службы, определяются воинскими уставами, соответствующими руководствами, постановлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами непосредственных начальников.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности.

Для исполнения специальных обязанностей, как это указано в ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воины могут наделяться должностными правами (на применение оружия, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Это же положение нашло отражение и в ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Здесь говорится, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» - Вооруженные силы Российской Федерации, как государственная военная организация, составляющая основу обороны России, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в установленном законом порядке.

Для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения привлекаются Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, силы и средства, на которые возложено выполнение следующих задач:

поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное или чрезвычайное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Указанные задачи военнослужащие Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, пограничной службы и военнослужащими внутренних войск.

Ст. 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»,на Министерство обороны, Вооруженные силы России возложены задачи:

по обеспечению защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;

по обеспечению участия ВС РФ в защите Государственной границы на суше, на море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных законом;

по разрешению в пределах своей компетенции инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы;

по оказанию содействия пограничным органам и войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.

В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗВооруженные силы Российской Федерации, наряду с Федеральной службой безопасности, пограничными войсками, Министерством внутренних дел, Федеральной службой охраны и службой внешней разведки, к тому же, являются субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом в рамках компетенции, указанной в ст. 7, включая защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов и проведение контртеррористических операций.

Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

При исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, военнослужащие в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Устава внутренней службы ВС РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в качестве крайней меры лично или составом подразделения для:

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно;

защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и в порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В частности, начальник караула имеет право (ст. 138) применить оружие сам или составом караула в случае нападения на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) или на караульное помещение, а также для прекращения беспорядка среди арестованных (заключенных под стражу) или по арестованному (заключенному под стражу), совершающему побег.

Часовой обязан (ст. 190) применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи, часовой может (ст. 196) вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить (ст. 12 УВС ВС РФ).

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий обязан доложить командиру (начальнику).

В каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля над соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и других общественных местах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются патрули.

В случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его задержании за грубое нарушение воинской дисциплины начальник патруля (ст. 79 УГ и КС ВС РФ) имеет право сам или составом патруля применить к нему физическую силу.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом (ст. 193 УГ и КС ВС РФ).

Говоря о средствах рукопашного боя и правилах их применения, необходимо иметь в виду и то, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на военнослужащих ВС РФ, войска, воинские формирования и органы распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Участвуя в защите Государственной границы, военнослужащие Вооруженных сил РФ в пределах полномочий, установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации», применяют оружие, специальные средства в рамках ст. ст. 35 и 36, а также физическую силу, в том числе боевые приемы, согласно ст. ст. 12 и 14 закона «О милиции».

Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, оружия и специальных средств, как правило, влечет причинение вреда посягающему (задерживаемому) и сопряжено с высоким риском наступления тяжких последствий. Поэтому действия военнослужащих в этих случаях затрагивают сферу отношений, которые регулируются нормами уголовного законодательства, исключающими преступность деяния.

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются сознательные действия лица, причиняющие какой-либо вред охраняемым законом ценностям и интересам, но совершенные в целях охраны более важных прав и потому не представляющие общественной опасности и не признаваемые преступлением.

Действующий УК РФ (1996 г.) предусматривает шесть указанных обстоятельств:

необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);

крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона .

Из всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона поставлена на первое место, и это - не случайно. С одной стороны, она является важной правовой гарантией реализации конституционного права граждан на самозащиту, с другой – выступает как активное средство борьбы с преступностью, пресечения преступлений в момент их совершения. В результате реализации права на необходимую оборону виновное лицо терпит определенный ущерб, что субъективно им воспринимается как наказание.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Каждый человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества и государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.

Осуществление акта необходимой оборонысубъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако на определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и проч. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.

Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: а) общественно опасным; б) наличным; в) действительным (реальным).

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство на правоохраняемые интересы. Чаще всего оборона осуществляется против преступного, уголовно наказуемого посягательства. Однако не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.

Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе. Если же действия должностного лица по форме, внешне соответствуют законным требованиям, то насильственное сопротивление, как правило, не может быть оправдано.

Посягательство должно быть наличным, т.е. начавшимся (или близким к началу) и еще не окончившимся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред.

Наличным признается также посягательство, которое уже начало осуществляться или непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной, что было ясно: посягательство может тотчас же, немедленно осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза словами, жестами, демонстрация оружия и прочие устрашающие способы.

Посягательство не является наличным в тех случаях, когда оно закончилось, и опасность уже не угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства является конечным моментом необходимой обороны.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым, существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.

Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой и мнимой обороной. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

При решении этого вопроса возможны два основных варианта:

а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо – случай, невиновное причинение вреда.

б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.

Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона – наличие реального посягательства, мнимая оборона – совершение действий, принятых за такое посягательство.

В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.

Как отмечалось выше, существуют условия, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства:

а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства;

б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим (посторонним) лицам, как при крайней необходимости;

в) защита должна быть своевременной;

г) защита не должна превышать пределов необходимости.

Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать, соответствовать по времени общественно опасному посягательству. «Преждевременная» или «запоздалая» оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.

В тех случаях, когда обороняющийся, не осознав факта окончания посягательства, причинил посягающему какой-либо вред, следует руководствоваться указаниями Пленума Верховного Суда СССР о том, что «состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания».

Защита не должна превышать пределов необходимости.

Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) представляет собой умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Под ними следует понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого обстановкой тяжкого вреда.

Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в рамки правомерной защиты. В отличие от позиции ранее действовавшего УК РСФСР законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при причинении здоровью вреда средней тяжести. Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных посягательств. Вопрос об эксцессе обороны может теперь встать лишь в случаях причинения посягающему смерти или тяжкого вреда его здоровью, разумеется, когда этот вред явно не соответствует характеру и опасности посягательства.

Превышение пределов необходимой обороны имеет место, прежде всего в случаях явного (резкого, значительного) несоответствия между угрожаемым вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства – с другой, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.

Новый УК прямо не устанавливает, в каких случаях обороняющийся вправе причинить любой вред нападающему. Предпринимавшаяся в этом отношении попытка конкретизировать норму о необходимой обороне указанием на то, что обороняющийся вправе причинить любой вред посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, была явно неудачной. Она порождала сомнения в правомерности лишения жизни посягающего при совершении им преступлений, не сопряженных непосредственно с угрозой жизни потерпевшего (например, при угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, посягательстве на охраняемые объекты собственности, вымогательстве и проч.). Тем самым практика ориентировалась на требование о полном соответствии обороны нападению, что абсолютно невозможно в реальной жизни и противоречит духу самой нормы о необходимой обороне. В конечном счете, вместо расширения права граждан на необходимую оборону от преступных посягательств произошло его ограничение, сужение. Именно поэтому УК восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне. Несомненно, что вред, причиняемый посягателю лицом, действующим в состоянии необходимой обороны, может быть и более значительным по сравнению с тем вредом, наступление которого было предотвращено актом необходимой обороны.

Для правомерной обороны не требуется также пропорциональности (абсолютной соразмерности) между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства.

Невооруженное нападение при конкретных обстоятельствах может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно. Люди различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. Помимо того, что не всегда возможно защищаться соразмерными средствами, следует иметь в виду, что у защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть и более эффективными.

Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягающего и обороняющегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Принципиальное значение имеет положение закона о том, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37). Тем самым, сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования.


16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Читать полный конспект

Обязанности военнослужащего известны даже не служившим в армии. Но вот то, что кроме обязанностей военнослужащего у него есть еще и права, для некоторых может оказаться неожиданностью. Давайте же разберемся, что обязан делать и на что имеет право тот, кто служит в российской армии.

Законодательство (Конституция РФ, федеральные законы и пр.) о статусе военнослужащих

Права, обязанности и ответственность любой социальной группы обозначают ее статус — положение в обществе и государстве, которое она занимает в настоящий момент. Это полностью применимо и к военнослужащим.

К законодательству, которое определяет их обязанности и права, относятся:

  1. Конституция РФ, согласно которой военнослужащие пользуются всеми правами, которые предусмотрены для других граждан страны. Соответственно, на них распространяются и все основные обязанности.
  2. ФЗ «О статусе военнослужащих ». Он конкретизирует общие права, свободы и обязанности, присущие каждому человеку и гражданину в России, описывая их применение конкретно к лицам, находящимся на военной службе.
  3. Общевоинские уставы: внутренней, гарнизонной и караульной службы, дисциплинарный устав.
  4. Иные нормативные акты, применяемые к военнослужащим.

Если говорить конкретнее, то применительно к военной службе Конституция РФ гласит следующее:

  1. Гражданин РФ обязан исполнять свой воинский долг.
  2. Форма и порядок исполнения воинского долга определяются законодательством.

Последнее положение конкретизируют федеральные законы:

  1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Он определяет обязанность гражданина находиться на воинском учете, порядок призыва и т. д. Нормы закона в данном случае являются общими и разъясняются в соответствующих подзаконных актах (Положении о воинском учете, приказе Минобороны № 495 и т. д.).
  2. ФЗ «О статусе военнослужащих ». В нем конкретно разъясняются те права и обязанности, которые присущи гражданам РФ, находящимся на военной службе, а в особых случаях — и военнослужащим-иностранцам.

Статус военнослужащего, его права и свободы по закону

Статус военного определяет, в какой мере они могут реализовывать свои права, предусмотренные Конституцией и иными нормативными актами. Легко заметить, что права военнослужащих подчиняются в целом интересам службы с точки зрения полезности для общества и государства.

В частности, право на свободное передвижение может быть ограничено, т. к. основной обязанностью военнослужащего является поддержание боевой готовности его лично и его части в целом. В связи с этим для военнослужащих есть два ограничения:

  1. Место проживания должно располагаться так, чтобы можно было обеспечить своевременное прибытие к месту службы. Именно поэтому военные обязаны проживать либо в казармах (для рядового состава), либо поблизости от части (в военных городках для офицеров и т. д.).
  2. Выезд военнослужащего за границу возможен лишь с согласия командования.

Аналогичные ограничения действуют и для свободы слова: военнослужащий не вправе разглашать секретную информацию и — что куда важнее на практике — не вправе публично обсуждать отданные ему приказы. Также прямо запрещены законом любые забастовки, однако в свободное от службы время военнослужащие вправе участвовать в пикетах или митингах за пределами части.

В отношении ряда прав ограничений нет. К примеру, находящиеся на службе военные имеют право на свободу совести и вероисповедания в той же мере, что и обычные граждане. При этом государство не обязано обеспечивать военным возможности участия в религиозных обрядах: любое богослужение, освящение и т. п. может проводиться только с согласия командования и только за счет личных средств военнослужащих.

Не знаете свои права?

Не ограничивается и право на участие в выборах посредством голосования. Военнослужащие вправе даже занимать выборные должности государственной или муниципальной власти. Однако участие в партиях или других политических организациях для них уже не допускается: ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих » прямо указывает, что военные должны быть вне политики. Участвовать они могут только в тех общественных объединениях или организациях, которые согласно своему уставу не имеют политических целей.

Права военных включают в себя и те, которые связаны с трудом. Хотя само право на труд может быть реализовано только посредством службы, военные имеют право и на оплату (в виде денежного довольствия и других выплат), и на отдых, и на перевод в другую местность по состоянию здоровья.

Кроме того, военнослужащие имеют право на охрану здоровья и обеспечение жильем.

Права и ответственность военнослужащих, их соотношение по закону

Основная суть обязанностей состоит в вооруженной защите государства, его суверенитета и целостности, готовности к отражению возможного нападения, при необходимости — выполнению задач, обусловленных международными обязательствами России. В связи с этим военнослужащий обязан:

  • хранить верность присяге;
  • соблюдать законы и выполнять приказы командиров;
  • совершенствовать мастерство, быть постоянно готовым к использованию вооружения и техники, беречь вверенное имущество;
  • хранить в секрете все сведения, относящиеся к военной или государственной тайне.

Кроме того, помимо общих обязанностей у военнослужащих есть и должностные, связанные с исполнением особых задач по командованию частью, несению караульной службы и т. п.

За неисполнение обязанностей предусмотрена ответственность. Ответственность также наступает и за нарушение одними военнослужащими прав других.

Виды ответственности военнослужащих

За нарушение законодательства, уставов либо приказов командования военнослужащие несут следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарную. Она назначается за проступки, связанные с нарушением дисциплины или воинской чести. Конкретные основания и виды ответственности в этом случае предусматривает Дисциплинарный устав.
  2. Административную. Ее военнослужащие несут на общих основаниях, но к ним применяются не все меры КоАП РФ: в частности, военнослужащий не может быть подвергнут аресту.
  3. Гражданско-правовую и материальную ответственность. Ущерб, причиненный как государству, так и гражданам или организациям, военнослужащие возмещают в общем порядке. Материальная же ответственность связана с утратой или повреждением оружия, техники или других ценностей, вверенных военнослужащим. Возмещение в этом случае может быть как ограниченным (не более 3 окладов и надбавок), так и полным.
  4. Уголовную.

Уголовная ответственность военнослужащих в России

Военнослужащие российской армии несут уголовную ответственность так же, как и остальные граждане. Однако применительно к военным есть особый разряд преступлений, совершение которых увязано именно со службой в армии.

  • неисполнение приказа, если оно повлекло серьезный вред службе или иные тяжкие последствия;
  • сопротивление начальнику, а также совершенное в отношении него насилие;
  • неуставные отношения, связанные с насилием или унижением;
  • оскорбление военного в связи с исполнением обязанностей по службе;
  • самовольное покидание части либо уклонение от явки на службу из увольнения, отпуска и т. д.;
  • дезертирство (с оружием или без него);
  • симуляция болезни;
  • нарушение правил дежурства, а также пограничной или караульной службы;
  • оставление погибающего корабля командиром либо членом команды без приказа командира.

Наказанием за эти преступления являются лишение свободы на различные сроки, нахождение в дисциплинарной части, штраф, а также ограничения по службе.

Социальная защита военнослужащих и их близких

Чтобы обеспечить надлежащее обеспечение военнослужащими их обязанностей, государство принимает меры по социальной защите как их самих, так и членов их семей.

Основные меры социальной защиты военнослужащих и их близких:

  1. Денежные компенсации и выплаты. Так, женам военнослужащих-мужчин выплачивается особое пособие по беременности и родам.
  2. Неденежные льготы. В частности, за призванным на военные сборы гражданином сохраняется его место работы.
  3. Страхование.

Страхование военнослужащих — обязательное и добровольное

Скачать форму договора

На военнослужащих распространяются правила об обязательном медицинском страховании, хотя применительно к ним они регулируются отдельным нормативным актом (федеральный закон № 52-ФЗ от 28.03.1998). Застрахованными являются все солдаты и офицеры, проходящие службу по контракту или призыву, а также граждане, находящиеся на военных сборах. Дополнительно заключать договор со страховой компанией не требуется: стороной договора выступает Министерство обороны.

Кроме того, военнослужащие, как и все остальные граждане, вправе заключить добровольный контракт со страховой фирмой в тех пределах, которые допускаются законом.

Беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
  • Дисциплинарный арест назначается только за грубый дисциплинарный проступок судьей гарнизонного военного суда.

    Общие обязанности военнослужащих

    Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.

    Военнослужащий обязан:

    Быть верным военной присяге , беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

    Строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

    Постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

    Знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

    Быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

    Беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

    Дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

    Соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

    Быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

    Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

    Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями.

    При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям.

    В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка.

    Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

    О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

    В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

    Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя).

    По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику.

    По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

    При внесении предложения, заявления и подаче жалобы военнослужащий руководствуется положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

    Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг.

    Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска. Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан поддерживать достоинство воина, свято хранить военную и государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества врагу, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации и России.

    За военнослужащими, захваченными в плен, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принимать меры в соответствии с нормами международного права по защите прав указанных военнослужащих и возвращения их на Родину.

    Должностные и специальные обязанности военнослужащих

    Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности используются только в интересах службы.

    Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям настоящего Устава.

    Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят, как правило, временный характер.

    Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.