Великое княжество литовское. Литва на "Шаре земном" и где на самом деле находилась Белая Русь: история Беларуси на мировых картах

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561—1569) и Эстонии (1561—1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год: Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX—XII века — развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века — усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год — литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год — победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год — объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век — значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316—1341 годы — княжение Гедимина
1362 год — Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345—1377 годы — княжение Ольгерда
1345—1382 годы — княжение Кейстута
1385 год — великий князь Ягайло
(1377—1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год — принятие Литвой католичества
1392 год — в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год — объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год — Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год — первый Привилей — свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год — «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века — образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы — выход трех редакций Литовского статута — «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487—1537 годы — проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558—1583 годы — война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год — подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей — Речь Посполитую



Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:


---

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья — потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы — тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368—1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало — наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником — Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился — но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века — с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» — древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии — «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но — не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский — большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV—XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV—XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей — потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных — сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии — Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния — союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI—XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto — требование единогласия при принятии законов в сейме — привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, — магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства — «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. — Ред.) равен воеводе!» — которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это — то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними — соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.

Экспозиция разделена на четыре смысловых блока: представлены карты ВКЛ, изданные на территории Великого княжества Литовского, а также Речи Посполитой, Европы и ВКЛ на картах мира. Иными словами, можно увидеть, как территорию Беларуси воспринимали внутри страны, в составе польского союзного государства и как на нас смотрела Европа. Организаторы выставки пытаются ответить на вопрос, могут ли карты помочь белорусам найти себя.

"Хотим мы этого или нет, но подавляющее большинство белорусов выросло на визуальных образах советской образовательной системы. Москва, Камчатка, Курилы и Ташкент вдруг оказываются чем-то ментально близким, а Беларусь вдруг оказывается частью уже не существующей, фантомной реальности. Такой же утерянной исторической реальности, что взирает на нас с полотен старинных белорусских карт ", - считают организаторы.

По их мнению, советская пропагандистская система навязывала визуальный образ "далекого и чуждого нам Запада, растленного и буржуазного". "Давайте смотреть. Смотреть с жадностью, со злостью или радостью, но только не равнодушно. И перед нами распахнется целостная картина нашей реальности ", - призывают организаторы.

Какова же эта действительность?

Первая географическая карта Великого княжества Литовского, иными словами самая старая карта Беларуси, датируется 1595 годом и называется лаконично - "Литва" . Ее издатель знаменитый фламандский картограф, основоположник современной картографии - Герхард Меркатор. Судя по ней, после Люблинской унии 1569 года, положившей начало созданию Речи Посполитой, Литву по-прежнему воспринимали как самостоятельное государство, находящееся в союзе с Королевством Польским.

Карта также позволяет прикоснуться к загадке исчезнувшего легендарного Сарматского озера-моря, о котором писал еще древнегреческий историк Геродот. Это огромное озеро чуть ниже Волковыска на территории современного заболоченного Полесья, которое также принято называть морем Геродота, присутствует и на средневековых картах. На Полесье еще в XIX веке бытовало устное предание, будто некогда Черное море достигало Пинска и отступило только тогда, когда некий князь киевский раскопал горы.

Важную роль в самоидентификации белорусов играет оригинальная карта ВКЛ, созданная руками не зарубежных, а отечественных картографов. В 1613 году такая карта была отпечатана в Амстердаме известным издателем Виллемом Янсзоном Блау по заказу Николая Радзивилла по прозвищу Сиротка. Именно при нем начались невиданные до того по масштабу топографические и гидрографические исследования на землях ВКЛ.

Радзивилловская карта считается одной из лучших географических карт XVII века в Европе благодаря своей точности и художественному исполнению. Она включалась в многочисленные атласы, и ее копировали последующие 150 лет.

Будучи большим патриотом Великого княжества и противником перехода земель Литвы в состав Польского королевства, Радзивилл обозначил на карте две границы ВКЛ - до Люблинской унии и после нее. Кроме того, на карте отражены ключевые военные события с их эмоциональной оценкой самого князя Радзивилла Сиротки. К примеру, можно узнать о битве пятитысячного войска ВКЛ под командованием гетмана Николая Радзивилла (Рыжего) у реки Улла, где в 1564 году им было наголову разбито тридцатитысячное войско московитов под командованием Шуйского.

Эта карта является первым картографическим источником, где использовано название Украина, что делает ее бесценной и для наших южных соседей. Позднее эта карта входила в "Театр Мира, или новый Атлас карт с описанием всех регионов под редакцией Виллема и Иогана Блау" и издавалась в Амстердаме. Атласы издательского дома Блау считались одними из лучших в Европе и пользовались колоссальным успехом. Сейчас издание хранится в Британской библиотеке в Лондоне.

ВКЛ в картах Речи Посполитой

В 1570 году знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус составил и издал в Антверпене первый в мире атлас, который назвал "Зрелище шара земного" , где были собраны карты всех известных на тот момент частей света. Под номером 44 была и карта Литвы - первая максимально точная на то время. В ней отражены все крупные города ВКЛ, множество географических названий рек и озер, а также указаны границы, хоть и очень схематично, некоторых княжеств и земель. Несмотря на множество ошибок в географических названиях, их написание соответствует белорусскому произношению с транслитерацией на латынь.

В более поздней карте, созданной французским картографом Николя Сансоном де Аббевилем, названия также давались в их белорусском произношении с транслитерацией на латынь. Например, Medniki, Minski Horodzysche, Niemen, Narocz, Retrow, Lubniki. На этой карте граница Литвы и Белой Руси лежит к востоку от Мстиславльских, Черниговских и Витебских земель. То есть, под Белой Русью подразумеваются земли, расположенные на востоке от сегодняшних границ Беларуси, захваченные московитами у литвинов в начале XVI века.

ВКЛ в картах Европы

В неаполитанской "Карте современной Евр[опейской] Сарматии или Венгрии, Польши, Руси, Пруссии и Валахии" , изданной в 1507 году, впервые в истории употребляются географические названия Polonia и Lithuania в заголовке карт. Кроме того, впервые в топонимике Литвы появляются названия рек Вилия, Неман, Буг, городов Медники (Myednyky) - летняя резиденция литовских князей, Троки (Troky). На карте зафиксировано исконно белорусское написание латиницей географических названий Wilno, Grodno, Kofno, Lyda, Brestze. Эта карта является наследницей птолемеевской, античной традиции, а в эпоху поздней античности греки и римляне называли Сарматией земли Восточной Европы, а их жителей сарматами.

"Карту моря и описание северных земель и их чудес, старательно выполненных в год Господа нашего 1539 в Венеции" создал шведский священник Олаф Магнус на основе своих путевых заметок и зарисовок с натуры. К примеру, есть миниатюра, в деталях изображающая, как медведи добывали в наших лесах мед диких пчел, чем автор подчеркнул изобилие этих мест. Карта является дополнительным аргументом считать, что "Белой Русью" в то время называли именно Московию, а "Черной Русью" называли земли Псковщины, частично принадлежавшие ВКЛ. Белая Русь находится в самом верху фрагмента на территории нынешней Ленинградской области.

Любопытным для определения отношения Европы к Литве можно считать антропоморфные (аллегорические) карты . Такие карты вошли в моду во второй половине XVI века и считаются прообразом политических карт. Одна из первых таких карт - "Королева Европа" (карта Европы в виде женской фигуры). Размещение стран на теле женщины носило символичный характер. К примеру, Турция - враг Священной Римской империи - вообще не попала на карту. На уровне сердца женщины размещена Богемия - родина Папы Римского того периода.

Конкретно для белорусов важным является тот факт, что Литва в видении автора, а значит, и христианских правителей, воспринималась неотъемлемой частью тела Европы. Этого не удостоились, например, Англия и "пораженная ересью" Скандинавия. Более того, в аллегорическом смысле Литва, как и Польша, Ливония, Венгрия, представлены ногами континента, на которых стоит вся Европа. Положение вне тела у ног Европы заняли азиатские Московия, Скифия и Тартария, находящиеся на одном уровне с захваченными Османской империей Грецией и Болгарией.

Карту "Европа, новое описание Виллема Блау" 1650 года по бокам обрамляют гравюры, виртуозно описывающие традиционные костюмы знатного сословия европейских народов. Среди них есть и фрагмент шляхетской культуры Речи Посполитой. Однако карта оставляет много загадок. По версии автора, границы Литвы достигли Черного моря, что не соответствовало действительности. Трудно представить, что такой опытный и авторитетный картограф, как Виллем Блау допустил ошибку, "вернув" ВКЛ утерянные южные земли. Тем более что годами ранее он издал радзивилловскую карту и как никто другой из европейских картографов владел самой точной информацией по политическим границам Великого княжества. Автор прекрасно знал о претензиях ВКЛ на эти земли в лице его крупнейших магнатов, и в частности - Николая Радзивилла. Допущенная им "ошибка" может свидетельствовать о том, что автор разделял взгляды на историческую справедливость правителей Литвы. Это может быть также благодарностью заказчику карты с надеждой на возможное сотрудничество в будущем.

ВКЛ на старинных картах мира

Ценнейший и самый крупный исторический артефакт средневековой картографии, дошедший до наших дней, - Эбсторфская карта мира - относится предположительно к 1290 году. В ней встречается едва ли не первое картографическое изображение таких топонимов, как Полоцк (Plosceke), Смоленск (Smalentike), Неман (Memela), Ливония (Livonie), Рига (Riga). Хотя автор допустил ошибку: Полоцк и Смоленск оказались на одной реке - Двине, и Смоленск оказался ближе к морю, чем в реальности. На одной реке также оказались Новгород и Киев.

"Планисфера Фра Мауро" 1450 года - венец средневековой картографии. Земли Великого княжества на карте отображены достаточно подробно: есть основные воднотранспортные артерии страны (Двина, Неман, Днепр) и некоторые дороги, соединяющие города и провинции. В карте соседствуют античные топонимы (Сарматия, Черная Русь, Красная Русь) с современным - Литва. Кроме того, это первая из известных карт, где была обозначена Белая Русь.

Карта мира Клавдия Птоломея 1482 года, автором версии которой является немецкий картограф Николай Герман, содержит ряд ошибок. К примеру, искажены размеры земного шара, что косвенно привело к открытию американского континента. Опираясь именно на карты Птоломея, Христофор Колумб решил плыть в Индию в западном направлении. По Птоломею территорию ВКЛ с юго-запада на северо-восток пересекают мифические Рифейские горы. Согласно древнегреческой мифологии эти горы давали начало всем рекам в Европейской Сарматии, и на них располагалось жилище северного ветра Борея.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам - с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов , которые "уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества - оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное - никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ "Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии" , XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" - неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии. В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское - соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX-XII века - развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века - усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год - литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год - победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год - объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век - значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316-1341 годы - княжение Гедимина
1362 год - Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345-1377 годы - княжение Ольгерда
1345-1382 годы - княжение Кейстута
1385 год - великий князь Ягайло
(1377-1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год - принятие Литвой католичества
1392 год - в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год - объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год - Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год - первый Привилей - свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год - «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века - образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы - выход трех редакций Литовского статута - «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487-1537 годы - проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558-1583 годы - война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год - подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую

Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год:

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья - потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы - тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368-1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало - наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился - но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века - с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» - древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии - «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но - не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский - большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV-XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV-XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей - потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных - сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии - Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния - союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI-XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto - требование единогласия при принятии законов в сейме - привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, - магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства - «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. - Ред.) равен воеводе!» - которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это - то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними - соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.
---

В древности литовские племена занимали северные земли почти до нынешнего Тамбова. Но затем они слились с угро-финским и славянским населением. Литовские племена сохранились только в Прибалтике и Белоруссии. Центральную часть этого ареала занимало племя литва или литовцы, западнее жила жмудь, ещё дальше на запад обитали пруссы. На востоке современных белорусских земель жили ятваги, а племя голядь располагалось в районе Коломны.

Из этих разрозненных племён создал единое княжество литовский князь Миндовг. После его убийства заговорщиками в 1263 году литовские князья вплоть до начала XIV века боролись между собой за власть. Победителем в этих междоусобных войнах оказался князь Гедимин (правил 1316-1341). Именно ему Великое княжество Литовское в XIV веке обязано успешной завоевательной политикой.

Самым первым завоеванием стала Чёрная Русь. Это местность возле города Гродно – самая западная часть Руси. Затем Гедимин подчинил Минск, Полоцк, Витебск. После этого литовцы проникли в Галицию и на Волынь. Но Галицию Гедимину покорить не удалось. Её заняли поляки, а литовцы обосновались лишь в восточной Волыни и стали готовиться к походу на Киев.

Чёрная Русь на карте

В описываемое время Киев уже потерял было величие, но княживший в городе Станислав решил защищать себя и горожан до конца. В 1321 году он вступил в бой с войском Гедимина, но потерпел поражение. А победившие литовцы осадили Киев. Киевляне вынуждены были подчиниться великому литовскому князю на основе вассалитета. То есть вся собственность киевлянам была оставлена, но киевский князь попал в полное подчинение к победителям.

После взятия Киева литовское войско продолжило военную экспансию. В результате этого были завоёваны русские города до Курска и Чернигова. Так, при Гедимине и его сыне Ольгерде возникло Великое княжество Литовское в XIV веке. Оно продолжило свою завоевательную политику после смерти Гедимина, когда на политическую арену вышли его сыновья Ольгерд и Кейстут.

Братья разделили сферы влияния. Кейстут обосновался в Жмуди и противостоял немцам, а Ольгерд проводил завоевательную политику в русских землях. Следует заметить, что Ольгерд и его племянник Витовт формально приняли православие. Литовские князья женились на русских княжнах и объединяли вокруг себя Рюриковичей из Турово-Пинской земли. То есть они исподволь включали русские земли в состав Великого княжества Литовского.

Ольгерду удалось подчинить огромную территорию до Чёрного моря и Дона. В 1363 году литовцы разбили татар у Синих Вод (река Синюха) и овладели западной частью степи между Днепром и устьем Дуная. Таким образом, они вышли к Чёрному морю. Но Литва продолжала оставаться зажатой между православной Русью и католической Европой. Литовцы вели активные войны с Тевтонским и Ливонским орденами, а поэтому их союзником могла стать Польша.

Польша в то время находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Её периодически терзали и анти папистские немецкие ордена, и чехи, захватившие Краков и прилегающие к нему земли. Последних с трудом выгнал польский король Владислав Локетек из династии Пястов. В 1370 году эта династия прекратила своё существование, и польским королём стал француз Людовик Анжуйский. Он передал корону своей дочери Ядвиге. Той польские магнаты настоятельно посоветовали сочетаться законным браком с литовским князем Ягайлой – сыном Ольгерда. Тем самым поляки хотели объединить Польшу с Литвой и остановить немецкую экспансию.

В 1385 году Ягайло женился на Ядвиге и стал полноправным властителем Литвы и Польши в соответствии с Кревской унией. В 1387 году население Литвы официально приняло католическую веру. Однако не все встретили это с восторгом. Те литовцы, которые связали себя с русскими, католичество принимать не захотели.

Этим воспользовался двоюродный брат Ягайло Витовт. Он возглавил оппозицию и повёл борьбу за великокняжеский престол. Этот человек искал союзников и среди литовцев, и среди поляков, и среди русских, и среди крестоносцев. Оппозиция была настолько сильная, что в 1392 году Ягайло заключил с Витовтом Островское соглашение. По нему великим князем литовским стал Витовт, а Ягайло присвоил себе титул верховного князя Литвы.

Великое княжество Литовское в XIV веке на карте

Витовт продолжил завоевания русских земель и в 1395 году захватил Смоленск. Вскоре он отказался подчиняться Ягайло и, благодаря союзу с татарами, присоединил к Литве большую территорию Дикого поля. Так Великое княжество Литовское в XIV веке значительно расширило свои границы. Однако в 1399 году военное счастье от Витовта отвернулось. Он потерял Смоленск и часть других земель. В 1401 году Литва настолько ослабла, что вновь заключила союз с Польшей – Виленско-Радомскую унию.

После этого Витовт опять приобрёл серьёзный политический вес. В 1406 году между Московской Русью и Литвой была установлена официальная граница. С Тевтонским орденом Литовское княжество вело успешную борьбу. В 1410 году произошла Грюнвальдская битва, в которой рыцари-крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. В последние годы своего правления Витовт стремился вновь отделить Литву от Польши и с этой целью решил короноваться. Но эта задумка окончилась неудачей.

Таким образом, Великое княжество Литовское в XIV веке стало сильным в военном и политическом отношении государством. Оно объединилось, заметно расширило свои границы и приобрело высокий международный авторитет. Важным историческим событием стало и принятие католичества. Данный шаг сблизил Литву с Европой, но отдалил от Руси. Это сыграло большую политическую роль в последующих веках .

Алексей Стариков