Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции. Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции Специализированные суды по делам несовершеннолетних

Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.

Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.

Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.

Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.

Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.

В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,

ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.

Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.

Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-

Рассмотрим основные постулаты ювенальной юстиции с юридической и социально – психологической точек зрения. Социально психологический постулат Noli nocere! (не навреди) должен являться определяющим по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Мировая практика вынесения приговоров несовершеннолетнему правонарушителю, основана, пожалуй, прежде всего, на этом постулате. Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, что бы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенального суда (КДН и ЗП, детских социальных учреждений был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов). Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира.

К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России, и пусть в нашей стране пока нет так называемой «чистой» ювенальной юстиции, а имеется лишь черновой ее вариант, опробованный на территории некоторых муниципальных образований, к судьбе детей и подростков, попавших в поле зрения органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует относиться более внимательно.

Рассмотрим деятельность суда по делам несовершеннолетних с момента поступления материалов до вынесения судебного решения.

Судья по делам несовершеннолетних внимательно изучает материалы дела, знакомится с несовершеннолетним правонарушителем, свидетелями, потерпевшим. При ознакомлении с материалами дела он, прежде всего, выясняет, имеются ли в деле сведения о других несовершеннолетних, кроме самого правонарушителя, являющиеся участниками данного процесса. (Свидетели, потерпевший и т.д.).

Изучив материалы дела, судья направляет по адресам всех несовершеннолетних своего помощника (в идеале ювенального юриста), который обследует жилищные условия несовершеннолетнего, его социальные и психологические связи. Делается это, прежде всего для того, что бы определить имеются ли в данных условиях, где проживает несовершеннолетний участник дела какие либо нарушения прав ребенка (наиболее часто встречаются нарушения прав ребенка в жилищной сфере, нарушения права ребенка на гуманное с ним обращение, воспитание в нормальной социально – психологической обстановке, условиях соответствующих его возрасту и развитию, нарушения права на воспитание ребенка в семье). Уже на этом этапе возможна коррекция нарушений прав несовершеннолетних в жилищной и других сферах. Изучая ближайшее окружение ребенка, юрист – ювеналист, выясняет сведения о лицах являющихся безусловным авторитетом для ребенка, способных оказать на него положительное влияние. Если нарушения прав несовершеннолетних невозможно скорректировать на данном этапе, в дальнейшем потребуется определение суда для преодоления возникших противоречий. И второе если в окружении ребенка не имеется лиц, способных оказать на ребенка положительное влияние, то эту функцию берут на себя органы социальной защиты, в лице работников социальной службы. И, наконец, третье, если условия проживания ребенка в семье становятся невозможными социальный работник при помощи юриста – ювеналиста определяет ребенка в приют для временного проживания несовершеннолетних, в дальнейшем подыскивая для него приемную патронатную семью.



При вынесении судебного решения суд по делам несовершеннолетних, как было указано выше, руководствуется принципами гуманизма и воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. И определяет ему меру воспитательного воздействия, способствующую исправлению подростка вступившего в осознанный конфликт с законом. Вынося судебные определения в отношении несовершеннолетних являющихся другими участниками процесса, судья определяет по существу все те же превентивные меры, способствующие предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, когда еще не наступили негативные последствия нарушения прав несовершеннолетнего, неизбежным ответом на которые являются правонарушения несовершеннолетних.

Таким образом, мы выяснили, что главнейшей функцией ювенального правосудия, т. е. ювенальной юстиции является превентивная функция, способная предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, превентивная же функция устраняет тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей оставшихся без попечения родителей.

При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

1) автономные суды, не связанные с общим судом;

2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды для несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно по этому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".6

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной.

Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

Рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

Избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

Профессиональная подготовка судьи предполагала знание детского психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

Достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);

Конфиденциальность судебного разбирательства;

Отсутствие формального судебного акта;

Отсутствие формальной судебной процедуры;

Упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

В основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора;

Обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)

Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской ювенальной юстиции, он обобщил свои многолетние исследования феномена преступности несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции. Его выводы важны и для юристов России XXIв.

1. Главное значение создание судов по делам несовершеннолетних состоит в том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних правонарушителей и причин их правонарушения.

2. Не менее важно было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные нормы в отношениях детей и подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом ювенальной юстиции.

3. Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах представила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.

У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба, повлиявшая существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.

Необходимо проанализировать длительный послереволюционный путь российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

На какой же правовой базе функционировал первый ювенальный суд в России? В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступление «с разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей.

В законах России конца XIXв. содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) все же ставило несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»), сыгравшем не положительную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот закон действовал и в период работы в России судов для несовершеннолетних, вплоть до его отмены в 1918 г.

Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях. Для несовершеннолетних в возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.

Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными русскими юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона от 2 июля 1897 г. декретом Советской власти от 17 января 1918 г. приветствовали юристы – и приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних. Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличии от декрета 17 января 1918 новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей стране.

Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.

Продиус К. ВНУ "ОЮА"

В предложенной статье анализируются причины возникновения судов для несовершеннолетних в странах Европы и Америке в середине XIX - начале XX в. Рассматривается процесс становления органов ювенальной юстиции, характеризуются основные модели судов для несовершеннолетних, рассматриваются Отличительные черты ювенального судоустройству и судопроизводства.

In the offered article reasons of origin of courts are analysed for minor in the countries of Europe and America in the middle of XIX - beginning of XX century. Becoming organs of juvenile justice is examined, the basic models of courts are characterized for minor one, the distinguishing features of juvenile judiciary and legal proceeding are examined.

На рубеже XVIII - XIX вв. развитые страны Европы и Америки переживали серьезные трансформации в политической и социально-экономической жизни: происходил переход к товарно-рыночной экономики, росли объемы произведенной промышленной продукции, активно развивалась внутренняя и внешняя торговля, продолжались урбанизационные процессы и т.д.. Однако эти процессы несли с собой не только позитивные изменения в жизни населения стран, поскольку разрушение старых отношений происходила очень болезненно и сопровождалась определенными негативными явлениями возрастанию социальной незащищенности, чрезмерной эксплуатации, увеличением числа бедных и беспризорных т.п.. Периоды экономического подъема, сопровождались длительными экономическими кризисами, которые вызвали массовые сокращения, снижение заработной платы и т.д.. Рост городского населения при сохранении низкопродуктивной сельского труда поставило на повестку дня вопрос обеспечения населения необходимыми продуктами питания, дефицит которых особенно ощущалось в период недородов, засух и довольно часто ту или иную местность охватывал голод. Влияние этих процессов не мог не сказаться на общества. Как в городе, так и в сельской местности начинают появляться маргинальные слои людей, склонных к противоправному поведению. Разрушение старых властных институтов и незавершенность процесса формирования новых, которые могли бы должным образом обеспечить правопорядок в государстве, только способствовала количественному росту этого слоя.

Как следствие, это приводило к росту криминогенной ситуации в стране, и характерной чертой этого времени становится быстрый рост детской преступности. Перед правительствами многих государств встает вопрос о характере политики, которую они будут проводить в дальнейшем, о методах, которыми они будут останавливать подростков правонарушителей. Прежде всего, общество и государство должны были определиться, какой принцип будет положен в основу этой политики - наказание (а следовательно усиление репрессивных мер) или перевоспитания (доминирующими, при таких условиях, должны были стать меры воспитательного характера).

Анализируя предыдущий исторический опыт правового регулирования вопросов привлечения к ответственности несовершеннолетних и рассмотрения их дела в судах, большинство исследователей справедливо отмечают, что хотя отдельные попытки защиты юных правонарушителей и делались в разных странах мира, они так и не получили комплексного характера и не имели целью перевоспитания ребенка . Как правило, главная "либерализация" политики государства этой сфере проявлялась в уменьшении наказания за совершенное преступление, в первую очередь запрещения применения смертной казни в отношении несовершеннолетнего. Так, в сборнике немецких законов "Швабском зерцало" XII в. и в уголовно-судебном положении короля Карла V, которое называлось "Каролина", устанавливался запрет на применение смертной казни в отношении лиц в возрасте до 14 лет, однако в нем содержались некоторые замечания, которые допускали применение смертной казни в отношении несовершеннолетних преступников. В частности, уст. CL - XIV "Каролины" отмечалось, что, если вор по возрасту приближается к 14 лет совершил кражу, которая признавалась значительной или была совершена при отягчающих обстоятельствах (соединенная с насилием или совершенная в третий), тогда применялся принцип - "злой умысел заменяет недостаточный возраст "и к несовершеннолетнему применялось наказание в виде смертной казни .

В большинстве же случаев, для несовершеннолетних преступников не делалось каких-либо исключений, и к ним применялись те же формы наказаний и правила судопроизводства, как и в отношении взрослых правонарушителей. Учитывая тот факт, со в средневековом и раннебуржуазных уголовном праве доминирующими во взглядах на цели наказания были идеи возмездия и устрашения, механизма возврата несовершеннолетнего к нормальной жизни, его ресоциализации, фактически не существовало. Зато создавались условий для дальнейшего падения ребенка, вовлечение его в постоянную противоправную деятельность, превращение в преступника рецидивиста. Так, в докладе инспектора королевских тюрем Англии и Уэльса было отмечено, что: "ребенок входил в тюрьмы не за преступления, а по возрасту, выходили же из нее со знаниями совершения злостных проступков" .

Поскольку с подобными социальными явлениями в тот период столкнулись практически все развитые страны, то поиск путей и средств преодоления детской преступности велась у них практически параллельно, дополняя опыт друг друга. По вопросам преодоления детской преступности было опубликовано немало работ как специалистов-юристов, так и представителей других наук, прежде всего: педагогики, психологии и т.п.. Не останавливаясь подробно на анализе их работ, заметим только главную мысль высказанную ими - общество стоит перед необходимостью создания независимого социального института, основной целью которого стало бы защита и охрана ребенка. Этот институт в основу своей деятельности должен положить тщательное, всестороннее изучение личности подростка-правонарушителя иего ближайшего окружения, координировать положительные воздействия на него со стороны других институтов социализации. Указанная идея быстро получила поддержку мировой общественности, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников ряда международных конгрессов, которые, в частности, проходили: в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Париже (1883), Риме (1885) и др. . Вслед за теоретическим этапом, в конце XIX - начале XX в. начался практический этап реализации научных теорий, что привело к появлению в странах мира специальных судебных учреждений для несовершеннолетних.

Среди исследователей нет единой точки зрения, какой стране принадлежит право считаться родоначальницей ювенального суда. Преимущество, как правило отдается или США, где в 1899 г. подобный суд был создан в штате Иллинойс (Пиджаков А., Максудов С., Солнечная С. В, Люблинский П.И., Ковно y). , или Австралии (Беляева Л. I., Исмаилов Б.И.) . То же время, отдельные авторы, в частности М. Н. Садовникова, считают, что аналоги первых специализированных судов для несовершеннолетних возникли во времена Екатерины II в России в виде т. н. "Совестных судов" . Однако, вряд ли только при наличии ряда сходных черт отождествлять этот вид судов, с классическими ювенальными судами, появились в Российской империи гораздо позже - лишь в начале XX в.

Со временем суды для несовершеннолетних приобретают своего распространения и во многих странах мира. В Ирландии суд создан в 1904 г. путем выделения специальной сессии общего суда; в Египте суд создан в 1904 p., Принят Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних ум. Александрия" и Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних в г. Каире ", в Нидерландах суд создан в 1905 p.; суды характеризовались максимально упрощенной системе отправления правосудия, во Франции суды созданы в 1914 г. путем формирования автономной системы судов по делам несовершеннолетних, у Бельгии ювенальная юстиция основана в 1912 г. принятием Закона Картон де -Виарта; в Австрии опекунские суды для несовершеннолетних созданы в 1908 p.; в Испании опекунские суды созданы в 1918 p., в Италии суды созданы в 1908 путем принятия Закона "О специализированных судах по делам несовершеннолетних", в Португалии в 1911 . созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами; автономная судебная система по делам несовершеннолетних была создана также в России (1910), Венгрии (1908), Румынии (1913), Польше (1919), Швейцарии (1911-1913 pp.) , Японии (1923), Греции (1939) . Следует отметить, что эти суды были подчинены какой-то одной модели, а представляли собой различные вариации организаций ювенальной юстиции.

При создании специализированных судов в различных странах сформировался неодинаковый подход относительно такого вида юрисдикции. Достаточно четко обозначились два варианта:

автономный суд для несовершеннолетних, который не связан с общим судом (США, Англия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия)

общий суд, получил функции рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних (Германия, Австрия, Испания, Португалия).

При создании автономных судов, как правило за основу брался опыт США. Для этого типа судов было характерно ряд особых черт. Прежде всего - это специализация судопроизводства, предусматривающая наличие автономных помещений для рассмотрения и решения дел в отношении несовершеннолетних; специализированного судьи и изоляцию несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения. Судебный процесс был упрощен и проходил в виде собеседования судьи с подсудимым по "закрытыми дверями" . Таким образом, ребенок оказывался вне тем негативным влиянием, которое могли произвести на нее как взрослые преступники, так и сторонних созерцатели судебного процесса, безусловно способствовало ее раскрытию перед судьей.

Еще одной особенностью деятельности "детского" суда, прежде всего в США, была широкая сотрудничество суд с населением судебного округа. Существовало большое количество благотворительных организаций, женских клубов, обществ защиты детей от жестокого обращения. Особенностью этого сотрудничества было прежде всего то, что суды для несовершеннолетних использовали информацию, собранную этими обществами, об условиях жизни детей-правонарушителей, а также давали соответствующие поручения указанным организациям, а женские клубы, в свою очередь, использовались для организации наблюдения за детьми, которые остались на свободы . Таким образом, суд не ограничивался только рассмотрением дела подростка, но и осуществлял ряд важных функций в механизме его перевоспитания

В отличие от стран выбирали американскую модель автономного суда, ряд европейских государств, находившихся под влиянием немецкой правовой системы позаимствовали ее модель суда для несовершеннолетних. Немецкий суд для несовершеннолетних ни был автономным. в составе общего суда одному из членов в год предоставлялись двойные полномочия. Первое - рассмотрение всех дел в отношении несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудимых участковым и шеффенского судам. Этот судья вел предварительное следствие и назывался следственным судьей . Второе - это опекунском производства в отношении малолетних, функции которых брали на себя члены союзов опеки детьми. По поручению суда они предоставляли информацию об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых, а по решению суда брали на себя обязанность заботы подростками, остались на свободе . Иными словами, судья соединял в своих руках как карательные, так и опекунские функции. Кроме того, гласность в немецком суде не была ограничена, но его заседания проходили в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Говоря о различиях в моделях указанных судов, следует отметить, что несмотря на определенныеразличия в организационном отношении эти суды имели больше общих черт, чем отличных. их деятельность строилась на таких принципах, как:

назначения для рассмотрения дела специального судьи, кроме знаний по юриспруденции обладает еще и психолого-педагогическим мастерством, сможет обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Как правило состав суда был единоличный, за исключением Франции где он носил коллегиальный характер . Однако, последнее было скорее исключением из правил, поскольку другие страны придерживались точки зрения выраженного одним из первых теоретиков ювенальной юстиции - "Другие судьи будут лишними свидетелями и от их присутствия не будет никакой пользы"

специальная процедура судебного рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних. Сюда следует отнести и обязательное ограничение публичности судебного процесса, и разведение на судебном заседании отдельно друг от друга несовершеннолетних и взрослых преступников, и отсутствие торжества присущей "взрослом суда", а также другие судебные процедуры

в ювенальных судах упор в первую очередь делался на помощь несовершеннолетним, а не их наказание. Эта сущность судебных учреждений позже была точно отмечена российским ученым 3. Гурьян, который писал: "детский суд является хранителем прав ребенка, это учредительная является одновременно и юридическим, и педагогической, поскольку ее главная цель не наказывать, а исправлять, его главная задача - спасти от тюрьмы всех тех подростков, вичнилы правонарушениях" . Именно поэтому, наказания, налагаемые в подобных судах носили более исправительный, воспитательный характер, чем карательный. Среди наиболее распространенных в мировой практике наказаний, применявшихся к несовершеннолетним преступникам были: 1) пребывание на свободе, однако с наложением обязанности периодически являться в суд, 2) пребывание на свободе под надзором специального опекуна (попечителя), 3) направление в приемную семью с установлением надзора опекуна 4) направление в специальных приютов для несовершеннолетних

реализация выбранных мероприятий для несовершеннолетнего государственным опекуном и общественностью. Для работы с несовершеннолетним суды привлекали различные общественные организации, однако главную роль в процессе перевоспитания играл специально назначенный судом опекун. Конкретно м, вместе с родителями ребенка, поручалось проследить за процессом исправления ребенка, превращение ее в полноправного члена человеческого общества. В случае выявления рецидива в действиях подопечного ему надо было немедленно обратить на это внимание судьи, чтобы тот мог вовремя повлиять на ребенка применив к нему другие меры воспитательного воздействия.

Таким образом, зарождение ювенальных судей в ряде стран мира стало объективно обусловленным следствием попытки государства и общества преодолеть и помешать дальнейшему развитию преступности среди несовершеннолетних. Особый состав, функции и порядок деятельности этих судов - все это создавало условия для сохранения юной личности, которая могла быть потеряна в условиях тюремного окружения.

Литература

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org /index. php? showtopic = 143; Мельникова Э.. Б. Ювенальная юстиция: Учеб. Пособие /Э. Б. Мельникова. - М., 2001.

Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. - Алма-Ата, 1967.

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org/index. php? showtopic = 143

Дети-преступнкикы /под ред Гернета М.Н. - М., 1912. - 1210 с.

См..: Солнечная С.В. возродить ювенальную юстиции в России! /С. В. Солнечная //Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1; Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю.Пиджаков //Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 1; Максудов Р. Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и общества в реагирование на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ) /Р. Максудов, Н. Г. Флямер //Вопросы ювенальной юстиции. - 2001. - № 1; Ковно в. Ювенальная юстиция: исторический опыт /у. Ковно //Вестник Львовского университета Серия юридическая. - 2004. - Вып. 40. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawyer.org.ua/?d=604&i=&w=r

См..: Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность /Л. И. Беляева //Материалы семинара "Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских ВУЗах", состоявшегося в Москве 25-28 апреля 2000 г. - М.: "Статус", 2000. - С. 60-70

Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних, совершивших преступления, в свете ювенальной юстиции /М.Н. Садовникова //Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. /Б. И. Исмаилов. - Ташкент, 2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5790.html

Ширяев В. Особые суды для подростков /В. Ширяев //Вопросы права. - 1910. - № 4. - С. 109-146.

Жюль Э.. Суды для малолетних в соединенных штатах Северной Америки /Э. Жюль. - СПб.: С.-Петербургская городская тип., 1909. - 97 с.

Тарасова Е. Детский суд за границей и в России /Е. Тарасова. - М., 1912. - 95 с.

Дельвон Л. Суды для малолетних во Фрациы /Л. Дельвон. - СПб., 1909.

Гурьян 3. Судебные уставы и детский суд /3. Гурьян //Особые суды для рис?? Летних и борьба с детской беспризорностью. - 1914. - № 2.