Собственных нужд юридического лица или. Требуется ли лицензия на разработку криптографического ПО если это ПО будет использоваться исключительно для собственных нужд

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ВОЗДУШНЫМ

ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, ЕСЛИ УКАЗАННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ

НУЖД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки воздушным транспортом грузов).

2. Лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - лицензирующий орган).

3. Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом грузов.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке , установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом грузов в соответствии с формируемым лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом грузов и (или) программой выполнения нерегулярных перевозок воздушным транспортом грузов;

в) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок грузов и требований к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

5. Осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

К грубому нарушению лицензионных требований относится нарушение лицензиатом требования, указанного в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части первой и пунктах 1 , 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также сведения о наличии сертификата эксплуатанта, указанного в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения.

7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. Информация, относящаяся к выполнению перевозок воздушным транспортом грузов, установленная статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

9. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, предоставление дубликата и копии лицензии, ведение информационного ресурса и реестра лицензий, а также предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Может ли негосударственная компания своими силами создать криптографическое ПО и использовать его для собственных (внутренних) нужд без получения лицензии ФСБ на разработку криптографических средств и без получения сертификата на данное ПО?
Алексей

Добрый день.

В Вашем случае обязательно предполагается лицензирование.

Основополагающий ответ на Ваш вопрос содержится в ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных ( криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Уже дополнительно определяет,

порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемая деятельность).

Исключение составляют случаи технического обслуживания, не более того.

В подтверждении сказанного стоит обратиться к приложению 1 данного постановления

ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ И ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЛИЦЕНЗИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ОТНОШЕНИИ ШИФРОВАЛЬНЫХ
(КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ
1. Разработка шифровальных (криптографических) средств.
2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
4. Разработка средств изготовления ключевых документов.

Разработка - это самостоятельный вид лицензируемой деятельности.

Дополнительно обратимся к требованию приказа ФСБ РФ от 09.02.2005 N 66

«Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)»

14. Разработка СКЗИ в интересах негосударственных организаций может осуществляться по заказу конкретного потребителя информации конфиденциального характера или по инициативе разработчика СКЗИ. При этом в качестве заказчика СКЗИ может выступать любое лицо.
15. Разработка СКЗИ осуществляется путем постановки и проведения необходимых научно-исследовательских работ (далее - НИР) по исследованию возможности создания нового образца СКЗИ и опытно-конструкторских работ (далее - ОКР) по созданию нового образца СКЗИ или модернизации действующего образца СКЗИ.
16. НИР по исследованию возможности создания нового образца СКЗИ проводится в соответствии с тактико-техническим заданием (далее - ТТЗ) или техническим заданием (далее - ТЗ), разработанным на основе национальных стандартов на проведение НИР.
7. В ТТЗ или ТЗ на проведение НИР рекомендуется дополнительно включать сведения:
о заказчике СКЗИ (для юридического лица - наименование юридического лица с указанием номера лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, при ее наличии, и срока ее действия, адрес юридического лица, телефон; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, номер лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, при ее наличии, срок ее действия, адрес индивидуального предпринимателя и телефон);
о предполагаемой области применения планируемого к разработке нового образца СКЗИ (указывается система связи, в составе которой планируется использование создаваемого образца СКЗИ, ее основные технические характеристики, в том числе требования по безопасности информации, а также вид защищаемой информации (речевая, данные и т.д.);
о предполагаемом исполнителе НИР (приводятся данные о предполагаемом исполнителе (наименование юридического лица, его адрес, телефон) и соисполнителе (при его наличии) с указанием номеров лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, и сроков их действия (при их наличии).
18. ТТЗ (ТЗ) на проведение НИР (составной части НИР) по исследованию возможности создания нового образца СКЗИ заказчик СКЗИ направляет на рассмотрение в ФСБ России, которая в течение двух месяцев с момента получения документов обязана согласовать ТТЗ (ТЗ) на проведение НИР (составной части НИР) или дать мотивированный отказ.
Письменное согласование с ФСБ России ТТЗ (ТЗ) на проведение НИР (составной части НИР) является основанием для проведения НИР (составной части НИР).

36. Результаты тематических исследований и оценки влияния аппаратных, программно-аппаратных и программных средств сети (системы) конфиденциальной связи, совместно с которыми предполагается штатное функционирование СКЗИ, на выполнение предъявленных к ним требований, а также опытные образцы СКЗИ и аппаратные, программно-аппаратные и программные средства, необходимые для штатного функционирования СКЗИ, передаются в ФСБ России для проведения экспертизы.
Аппаратные, программно-аппаратные и программные средства, необходимые для штатного функционирования СКЗИ, и опытные образцы СКЗИ для проведения тематических исследований и экспертизы передаются специализированной организации и ФСБ России на время выполнения указанных исследований.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 689 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5363);

Пункт 39 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

Пункт 40 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 23.04.2012, N 17, ст. 1988.

Положение о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами (далее - лицензируемая деятельность).

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

"электронное устройство, предназначенное для негласного получения информации" - специально изготовленное изделие, содержащее электронные компоненты, скрытно внедряемое (закладываемое или вносимое) в места возможного съема защищаемой акустической речевой, визуальной или обрабатываемой информации (в том числе в ограждения помещений, их конструкции, оборудование, предметы интерьера, а также в салоны транспортных средств, в технические средства и системы обработки информации);

"средства выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации" - технологическое, испытательное, контрольно-измерительное оборудование, а также средства вычислительной техники и программное обеспечение, позволяющие осуществлять поиск электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Лицензируемая деятельность включает в себя:

А) выполнение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях;

Б) выполнение работ по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в технических средствах.

4. Лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

5. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

А) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, и технической документации, в том числе регламентирующей порядок использования средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, определенных настоящим Положением;

Б) выполнение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемой деятельности требований по обеспечению информационной безопасности, устанавливаемых в соответствии со статьями 11-2 и 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности";

В) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) контролируемого доступа персонала к конфиденциальной информации, сохранности конфиденциальной информации при осуществлении лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями по защите информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на выполнение работ с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

Е) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) следующего квалифицированного персонала:

Руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, а также профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 5 лет в области лицензируемой деятельности;

Инженерно-технический работник (минимум 1 человек), имеющий высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, а также профессиональную подготовку или стаж работы не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности;

Ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) объектов информатизации, аттестованных в соответствии с требованиями по безопасности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов и сведения:

А) копии правоустанавливающих документов на помещения, здания, сооружения и иные объекты по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Б) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения и (или) использования средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;

В) копии технической документации, регламентирующей порядок и правила использования средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, соответствующей установленным требованиям и необходимой для выполнения работ, определенных настоящим Положением;

Г) копии аттестатов соответствия объектов информатизации требованиям о безопасности информации;

Д) копии внутренних распорядительных документов, регламентирующих контролируемый доступ персонала к выполнению работ, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями по соблюдению конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Е) копии документов, подтверждающих нахождение в штате на основной работе сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;

Ж) копии документов государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;

З) копии должностных инструкций сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;

И) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

К) сведения о документе, подтверждающем наличие допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Л) сведения о документе, подтверждающем наличие лицензии на выполнение работ с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, и проверки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также:

Б) сведения о документе, подтверждающем наличие допуска к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

9. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения о работах, которые лицензиат намерен выполнять, а также:

А) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности;

Б) сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения и (или) использования средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;

В) сведения о наличии технической документации, регламентирующей порядок и правила использования средств выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, соответствующей установленным требованиям и необходимой для выполнения работ, определенных настоящим Положением;

Г) сведения о наличии внутренних распорядительных документов, регламентирующих контролируемый доступ персонала к выполнению работ, определенных настоящим Положением, в соответствии с требованиями о соблюдении конфиденциальности информации, установленными Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Д) сведения о документах государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;

Е) сведения о должностных инструкциях сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения.

10. Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение требований, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" - "е" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Предоставление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, об аннулировании лицензии, о выдаче дубликата и копии лицензии, ведение информационного ресурса и реестра лицензий, а также предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Наше предприятие санаторно-курортного типа. Структурным подразделением является детский лагерь. У нас имеются автобусы, с помощью которых мы отвозим персонал к месту работы и развозим после ее окончания. Также на этом транспорте мы доставляем детей из различных точек области к месту отдыха. ГИБДД, основываясь на Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36, требует устанавливать тахографы на транспортные средства, которые перевозят наших сотрудников по месту (по населенному пункту). Для перевозки детей мы открыли уведомление на начало предпринимательской деятельности. Однако на перевозку людей для собственных нужд предприятия лицензия/уведомление не требуется. Распространяется ли на нас исключение, указанное в Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36: тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн, за исключением: транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112? Местное ГИБДД основывается на том, указанное исключение действует лишь на транспорт, который действует через автовокзалы, т. е. данная деятельность является их основной деятельностью.

Ответ

Нет, на перевозку пассажиров для обеспечения собственных нужд юридического лица, указанное в вопросе исключение, установленное в Приложении № 2 Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, не распространяется.

Согласно ст.5Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 8.11.2007г. № 259-ФЗ), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Так как регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (наличие проездного билета) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования - т.е. для любого гражданина (обязательны: наличие маршрута, расписания, остановочных пунктов и т.п.), перевозка работников организации и детей для собственных нужд организации не относится к регулярным перевозкам, ее можно отнести к перевозкам по заказам, так как других видов перевозок Устав автомобильного транспорта не предусматривает.

Учитывая, что «исключение» по оснащению тахографами ТС, указанное в приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36, составляют только транспортные средства категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, оснащение ТС юридического лица в целях осуществления перевозок для собственных нужд является обязательным.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

«3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.*

5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

14. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.*

15. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.*

43. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.«

2.Решение Братского районного суда Иркутской области от 18.06.2013г. № 2-663/2013

«Из сообщения межрегионального управления государственного автодорожного надзора по... и... № *** от **.**.**** следует, что школьные перевозки - это организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные учреждения, развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий, эти перевозки являются специальными перевозками учащихся. Перевозки детей, являются отдельным видом перевозок, к которым предъявляются соответствующие обязательные требования, обозначенные в нормативно-правовых документах. Школьные перевозки не связанны с осуществлением предпринимательской деятельности по предоставлению услуг пассажирам, поэтому в соответствии с п. 1.2.3.3. Приказа Минтранса РФ от 8 января 1997 года № 2, школьные перевозки относятся к специальным перевозкам, к которым также относятся вахтовые перевозки, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отдаленных районах сельской местности и т.д. В соответствии с пунктом 24 ст. 12 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“» от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ подлежит лицензированию «деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);». Следовательно, перевозки для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя относятся к специальным перевозкам, которые не подлежат лицензированию. Тоже самое подтверждает статья 5 «Устава автомобильного транспорта» (Федеральный закон от 8.11.2007г. № 259-ФЗ), согласно которой перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Т.к. регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (наличие проездного билета) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования - т.е. для любого гражданина. Поэтому, согласно Устава автомобильного транспорта, перевозки детей, можно отнести к перевозкам по заказам, так как других видов перевозок Устав автомобильного транспорта не предусматривает.*"

3.Постановление ФАС ВСО от 20.02.2009 № А33-5102/08

«Как установлено судом на основании материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, для обеспечения собственных нужд юридического лица (выполняет специальные перевозки по доставке работников из г. Минусинска, с. Знаменка в санаторий „Сосновый бор“). Доказательств того, что общество осуществляло перевозку лиц, приезжающих на санаторное лечение по путевкам, выполняло регулярные автобусные маршруты по перевозке пассажиров, имело утвержденные паспорта и схемы маршрутов, материалы дела не содержат*. В материалах дела лицензия с указанием лицензионных требований и условий также отсутствует.

Таким образом, установив, что общество не осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, суд обоснованно признал, что проведение проверки по вопросам соблюдения лицензионных требований, которые распространяются только на субъектов, осуществляющих указанный лицензируемый вид деятельности, и вынесение на основании такой проверки оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений является неправомерным.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)")


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)")


постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2555);