Как называется присвоение авторства чужого продукта. Что такое плагиат и как за него наказывают. Следует различать понятия «плагиат» и «пиратство»

ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА - 1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий; 2) как один из способов посягательства на изобретательские и патентные права (ст. 147 УК РФ) представляет собой подачу заявки от своего имени на чужое изобретение , полезную модель или промышленный образец либо получение документа на указанные объекты лицом, не являющимся их автором.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА" в других словарях:

    присвоение авторства - 1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами,… … Большой юридический словарь

    ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА - см. Нарушение изобретательских или патентных прав, Нарушение авторских и смежных прав …

    Проблема авторства текстов М. А. Шолохова получивший широкий общественный резонанс комплекс литературоведческих и связанных с ними этических, политических и иных вопросов и споров, возникших после выхода в 1928 г. романа… … Википедия

    Плагиат умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь… … Википедия

    А; м. [от лат. plagiatus похищенный] Умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора. Научный п. Литературный п. Обвинить в плагиате. Уличить в плагиате. Судить за п. * … Энциклопедический словарь

    НАРУШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ - преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренное ст. 147 УК РФ и заключающееся в незаконном использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца, в разглашении без согласия автора или… … Словарь-справочник уголовного права

    ПЛАГИАТ - в гражданском праве плагиатом признается умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части. Принуждение к соавторству также рассматривается как плагиат. Потерпевший от плагиата автор может… … Юридический словарь современного гражданского права

    плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части, один из случаев нарушения авторских прав (наряду с незаконным использованием объектов авторских прав). По законодательству РФ влечет… … Большой юридический словарь

    Дела частного обвинения - (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе потерпевшего (ст. 27 УПК*). К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115… … Большой юридический словарь

    Дела частного обвинения - (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе … Энциклопедия права

    присвоение авторства - 1) как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами,… … Большой юридический словарь

    Проблема авторства текстов М. А. Шолохова - Проблема авторства текстов М. А. Шолохова получивший широкий общественный резонанс комплекс литературоведческих и связанных с ними этических, политических и иных вопросов и споров, возникших после выхода в 1928 г. романа… … Википедия

    Плагиат - Плагиат умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь… … Википедия

    плагиат - а; м. Умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора. Научный п. Литературный п. Обвинить в плагиате. Уличить в плагиате. Судить за п. * … Энциклопедический словарь

    НАРУШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ - преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренное ст. 147 УК РФ и заключающееся в незаконном использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца, в разглашении без согласия автора или… … Словарь-справочник уголовного права

    ПЛАГИАТ - в гражданском праве плагиатом признается умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части. Принуждение к соавторству также рассматривается как плагиат. Потерпевший от плагиата автор может… … Юридический словарь современного гражданского права

    плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части, один из случаев нарушения авторских прав (наряду с незаконным использованием объектов авторских прав). По законодательству РФ влечет… … Большой юридический словарь

    Дела частного обвинения - (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе потерпевшего (ст. 27 УПК*). К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115… … Большой юридический словарь

    Дела частного обвинения - (англ cases of private accusation) в уголовном праве РФ и законодательстве РФ об уголовном судопроизводстве уголовные дела, возбуждаемые по жалобе … Энциклопедия права

Статья 146 УК РФ. Нарушение авторских и смежных прав

Новая редакция Ст. 146 УК РФ

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Комментарий к Статье 146 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в посягательстве на гарантированную Конституцией (ч. 1 ст. 44) свободу творчества. Данное преступление лишает граждан морального удовлетворения и материальной заинтересованности в создании произведений науки, литературы и искусства.

Комментируемая статья состоит из трех частей. Основные альтернативные составы преступления отражены в ч. 1 и 2, а квалифицированный состав — в ч. 3 коммент. статьи. Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 3 — к категории тяжких преступлений.

2. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на свободу научного, литературного и художественного творчества. Факультативным объектом может быть честь, достоинство и деловая репутация автора и иного правообладателя.

3. Предметом посягательства являются объекты авторского права и объекты смежных прав.

К объектам авторского права относятся: произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения (см. ст. 1, 6 — 8 Закона об авторском праве) (с 1 января 2008 г. см. ст. 1259 — 1261, 1263 — 1264 ГК).

К объектам смежных прав относятся, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (см. ст. 1 Закона об авторском праве) (с 1 января 2008 г. см. ст. 1304 ГК).

4. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, выражается в присвоении авторства (плагиате), если это деяние причинило крупный ущерб.

4.1. Под присвоением авторства понимается обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части. Присвоение авторства будет как в случае, если чужое произведение еще не обнародовано самим автором, так и в случае, если оно обнародовано под подлинным именем автора, его псевдонимом либо анонимно. Как присвоение авторства следует рассматривать принуждение к соавторству.

4.2. Состав преступления (ч. 1) по конструкции материальный. Преступление окончено (составом) в момент причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю.

4.3. Крупный ущерб является оценочной категорией. При признании причиненного ущерба крупным суд учитывает размер причиненного ущерба, личность виновного, материальное положение виновного и потерпевшего, характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные фактические обстоятельства.

4.4. Понятие и содержание морального вреда раскрывается в ст. 151, 1099 — 1101 ГК.

5. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 2 коммент. статьи, выражается в незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, совершенных в крупном размере.

5.1. О понятии, формах и способах использования объектов авторского права см. ст. 16 Закона об авторском праве (с 1 января 2008 г. см. ст. 1270 ГК).

5.2. Под незаконным использованием объектов авторского права понимается их использование без согласия автора или иного правообладателя, а именно: а) без заключения с автором или иным правообладателем договора в установленной форме; по окончании срока действия договора; с нарушением условий авторского договора, в том числе использование произведений не указанным в договоре способом; использование произведений на территории, не указанной в договоре; использование произведения в количестве, превышающем обусловленное в договоре, и т.д. (о видах, порядке заключения и условиях авторского договора см. ст. 30 — 32 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1285 — 1287 ГК); б) без лицензии, выдаваемой организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе, на публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и т.д. (см. ст. 44, 45, ст. 30 — 32 Закона об авторском праве, с 1 января 2008 г. см. ст. 1242, 1243 ГК).

5.3. Незаконное использование объекта авторских прав не образуется в случаях, когда: а) произведение стало общественным достоянием (см. ст. 27, 28 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1281, 1282 ГК); б) закон позволяет использовать произведение, не ставшее общественным достоянием, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (см. ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 18, ст. 19 — 25 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1272 — 1280 ГК).

6. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 48 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. п. 4 ст. 1252 ГК).

6.1. Приобретение — совершение любых действий, в результате которых виновный становится владельцем (фактическим обладателем) контрафактных экземпляров произведения и фонограммы (покупка, мена, получение в дар).

6.2. Хранение — содержание контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в помещениях, на складах и в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

6.3. Перевозка — действия по перемещению контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в пространстве из одного места в другое с использованием любого транспортного средства.

7. Состав преступления (ч. 2) по конструкции формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения указанных действий в крупном размере.

8. Хранение либо перевозка контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в крупном размере является длящимся преступлением.

9. Крупным размером, в соответствии с примеч. к коммент. статье, признается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость права на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 50 тыс. руб.

9.1. Стоимость контрафактных экземпляров произведения и фонограммы определяется судом на основе сложившихся в данной местности среднерыночных цен на аналогичные произведения и фонограммы.

9.2. Под стоимостью права на использование объектов авторского права и смежных прав понимается денежная сумма: а) по которой автор и иной правообладатель передает свои имущественные права на них по договору; б) которую лицо, использующее произведение путем публичного исполнения, в том числе на радио и телевидении, воспроизведения произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирования и т.д., должно было перечислить в организацию, управляющую имущественными правами на коллективной основе.

10. В ч. 3 коммент. статьи указаны квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного в ч. 2 статьи: а) группа лиц по предварительному сговору или организованная группа; б) особо крупный размер; в) использование служебного положения.

10.1. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

10.2. Организованная группа — см. п. 7 коммент. к ст. 35.

10.3. Под особо крупным размером в соответствии с примеч. к коммент. статье понимается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 250 тыс. руб.

10.4. Использование лицом своего служебного положения означает, что лицо для облегчения совершения преступления использует полномочия и привилегии, предоставленные по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

11. С субъективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Состав преступления, предусмотренный ч. 2, характеризуется виной в форме прямого умысла.

11.1. В случае приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательной для квалификации деяния как преступления является специальная цель — сбыт указанных предметов.

11.2. Под сбытом понимается совершенное любым способом отчуждение экземпляров произведения или фонограммы (продажа, мена и др.).

12. Субъектом преступного посягательства является физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

2. Комментарий к статье 146 УК РФ

2.1 Комментарий к части первой статьи - Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 146 УК РФ может быть совершено только в форме «присвоения».

Под «присвоением» в судебной практике понимается:

  • объявление правонарушителем себя в качестве автора чужого произведения;
  • выпуск как в полном, так и ограниченном объеме чужого произведения под именем правонарушителя;
  • издание произведения, созданного в соавторстве, без указания имен соавторов;
  • использование в собственном произведении фрагмента произведения другого автора без указания на источник заимствования;
  • принуждение к соавторству, когда в качестве соавтора указывается лицо, не являющееся автором;
  • иные действия, связанные с присвоением правонарушителем объекта авторского права.

Что будет являться объектом плагиата, за которое может наступить уголовная ответственность?

В соответствии с нормами гражданского законодательства к таковым относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме, такие как:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;
  • другие произведения.
  • идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия;
  • официальные документы и их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер,

ввиду чего действия по их присвоению в уголовно-правовом порядке по статье 146 УК РФ не преследуются.

Кроме того, не каждый плагиат преследуется в уголовном порядке, а лишь неправомерные действия, повлекшие за собой причинение автору крупного ущерба.

Крупный ущерб является оценочной категорией. При его исчислении учитывается понесенные автором убытки, неполученные доходы, иные материальные затраты, связанные с восстановлением нарушенного права.

Привлекая виновника совершения плагиата к уголовной ответственности органы следствия должны собрать доказательства того, что он совершал преступные действия умышленно, то есть знал о неправомерности своих действий и желал / предвидел / либо относился безразлично к нарушению прав автора.

2.2 Комментарий к части второй статьи - Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере

В комментарии к части 1 статьи 146 УК РФ отражены охраняемые законом объекты авторского права, защищаемые от преступного посягательства. Часть 2 статьи 146 УК РФ наряду с авторскими правами охраняет, так называемые, смежные права, объектами которых являются (статья 1304 ГК РФ):

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения);
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В качестве преступных действий по части 2 статьи 146 УК РФ расцениваются:

  1. Незаконное использование объектов авторского и смежного права.
  2. Незаконное приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Раскрытие термина «Использование»

С точки зрения действующего закона использование объектов авторского и смежного права предполагает (статья 1270 ГК РФ):

  • воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров в том числе через сеть Интернет;
  • публичный показ произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • сообщение произведение в эфир;
  • сообщение объекта по кабелю;
  • перевод или другая переработка произведения;
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Следует отметить, что не всякое использование объектов авторского или смежного права без согласия автора или правообладателя, а также без выплаты соответствующего вознаграждения является преступным.

Закон (статья 1273 ГК РФ) допускает возможность свободного использования произведения исключительно в личных целях за исключением случаев:

  • воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
  • воспроизведения баз данных или их существенных частей;
  • воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев специально оговоренных в статье 1280 Гражданского кодекса РФ;
  • репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
  • видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
  • воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Гражданским кодексом России также оговариваются случаи иного свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, в целях правоприменения и т.д. (статьи 1274-1280 ГК РФ).

Раскрытие признака «Незаконность»

Каждое из вышеперечисленных действий по использованию произведений предполагает соблюдение требований закона, регулирующих гражданский оборот объектов авторского и смежного права, как-то: получение разрешения у автора, оформление лицензионного соглашения и т.д.

Соответственно, незаконным считается умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое с нарушением норм действующего законодательства России.

Для постановки вопроса об уголовном преследовании орган следствия обязан установить, какими именно действиями виновного лица были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав. Обвинение лица без указания на конкретные нарушения норм права свидетельствуют о незаконности уголовного преследования.

Услуги Бюро: Адвокат по компьютерным правонарушениям.

2. Незаконное приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Раскрытие термина «Контрафактность»

Контрафактность экземпляра произведения или фонограммы является не технической, а юридической категорией, устанавливаемой правоохранительными органами.

Экземпляры произведений и фонограмм могут считаться контрафактными, если изготовление, распространение, приобретение, хранение в целях сбыта или иное их использование нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иными словами, выявив факт нарушения норм соответствующих норм закона, суд принимает решение о признании экземпляров контрафактными. При принятии подобного решения суд должен принимать по внимание обстоятельства и источник приобретения экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договоров о передаче права пользования, соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора, а также заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения. После рассмотрения совокупности указанных обстоятельств, судом принимается решение о признании экземпляра контрафактным.

Толкование термина «Экземпляр произведения или фонограммы»

В правоприменительной практике под экземпляром произведения понимается копия произведения, изготовленная в любой материальной форме, в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе, например: CD - диск, DVD - диск, Blu-ray – диск, и т.п.

Экземпляр фонограммы - это копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Какие действия с контрафактными экземпляры наказуемы?

Уголовно-наказуемым является следующий перечень действий, совершаемых в отношении контрафактных экземпляров произведений или фонограмм:

  • их приобретение в целях сбыта;
  • хранение в целях сбыта;
  • перевозка в целях сбыта.

Приобретение, как уголовно-наказуемое действие, подразумевает получение лицом экземпляров произведений или фонограмм в результате совершения сделки по передаче права собственности или иных вещных прав на них. Такими сделками могут быть: договор купли-продажи, мены, хозяйственно-правовые отношения, в результате которых экземпляры передаются в качестве вознаграждения за проделанную работу или оказанные услуги.

Хранение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм - это действия, связанные с их фактическим владением. К таковым, например, относятся хранение экземпляров на складе, в торговых точках, в пункте проката, в жилище или офисном помещении и т.п.

Перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм – это их территориальное перемещение любым видом транспорта.

Как отмечалось ранее приобретение, хранение и перевозка экземпляров произведений или фонограмм могут образовывать состав преступления лишь в том случае, если они были совершены в целях сбыта.

Верховный суд РФ дал определение понятию сбыта как умышленному возмездному или безвозмездному предоставлению иным лицам любым способом экземпляров произведений или фонограмм. Такими действиями могут быть: продажа, прокат, дарение, распространение экземпляров в рекламных целях, а также размещение произведений в коммуникационной сети Интернет.

Отсутствие цели сбыта у лица, совершившего приобретение, хранение или перевозку экземпляров произведений или фонограмм не образует рассматриваемого состава преступления.

Неотъемлемым правовым условием привлечения лица к уголовной ответственности является положение закона о том, что неправомерные действия лица, будь то незаконное использование объектов авторского права или смежных прав или приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, должны быть совершены в крупном размере. Примечание к статье 146 УК РФ устанавливает крупный размер в сто тысяч рублей.

Следует отметить, что крупный размер определяется органом следствия и судом на основании розничной стоимости лицензионных экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления. Нередко, что на практике стоимость контрафактных экземпляров, а также стоимость прав на использование объектов авторского или смежного права, устанавливается путем назначения и проведения судебной экспертизы.

Если неправомерные действия были совершены не в крупном размере, то действия виновного могут наказываться по статье 7.12 Кодекса об административных правонарушениях.

Преступление, предусмотренное частью 2 статьи 146 УК РФ, не относится к числу материальных составов преступлений, когда условием возбуждения уголовного дела является наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба правообладателю. Уголовное преследование по данной статье возможно с момента незаконного использования объектов авторского права или смежных прав в крупном размере, или с момента незаконного приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта в крупном размере.

2.3 Комментарий к части третей статьи 146 УК РФ

В особом порядке по части 3 статьи 146 УК РФ наказываются преступные действия, описанные в части 2 статьи 146 УК РФ, если они совершены:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • в особо крупном размере;
  • лицом с использованием своего служебного положения.

Группа лиц по предварительному сговору, организованная группа

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Уголовная ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает наличие у соучастников предварительной договоренности на совершение преступления. Например, по достигнутой договоренности один соучастник осуществляет приобретение контрафактных экземпляров в целях сбыта, другой – осуществляет их хранение в целях сбыта, третий соучастник сбывает контрафактные экземпляры.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Особо крупный размер

В соответствии с примечанием к статье 146 УК РФ особо крупный размер, исчисляемый по правилам, изложенным в комментарии к части второй, составляет один миллион рублей.

Использование служебного положения

Лицом, использующим служебное положение для совершения преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ, признается:

Возраст привлечения к уголовной ответственности по всем трем частям статьи 146 УК РФ установлен в 16 лет.

3. Особенности выявления, расследования и рассмотрения дел о преступлениях по статье 146 УК РФ

Выявление и пресечение преступлений, предусмотренных статьей 146 УПК РФ, осуществляется сотрудниками органов внутренних дел на основании закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и на основании Закона «О полиции». Нередко сотрудниками МВД в указанных целях применяются оперативно-розыскные мероприятия в виде проверочной закупки и оперативного эксперимента.

Порядок возбуждения дел

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством уголовное дело по части 1 статьи 146 УПК РФ может быть возбуждено только по заявлению потерпевшей стороны (автора).

Для возбуждения уголовного дела по части 2 и 3 статьи 146 УПК РФ заявление от потерпевшей стороны не требуется.

Ведомственная подследственность

Расследование данной категории уголовных дел относится к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, в тоже время предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления (МВД РФ, ФСБ РФ и даже следователями ФСКН РФ).

Подсудность дел

Рассмотрение преступлений, предусмотренных статьей 146 УК РФ, отнесено к подсудности районных судов.

Территориальная подследственность и подсудность

Расследование и рассмотрение уголовных дел по статье 146 УК РФ осуществляется по месту совершения преступления.

Иные меры уголовно-правового характера

В соответствии со статьей 104.1 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 146 УПК РФ, подлежат конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства на основании обвинительного приговора.

Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме В соответствии…

Плагиат. 1

Что такое плагиат?. 1

Основные виды плагиата. 2

Умышленный плагиат. 2

Неумышленный «плагиат». 2

Завуалированный «плагиат». 3

Наказание за плагиат. 6

Самонаказание за плагиат. 6

Выгоден ли плагиат?. 8

Что такое плагиат?

Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение

невольно

Основные виды плагиата

Имеется множество видов умышленного неумышленный «плагиат» и завуалированный

Умышленный плагиат

авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом

Рекламный плагиат умышленно используют популярные имена и/или названия

Диверсионный плагиат также является умышленным

Неумышленный «плагиат»

новому

Подсознательный «плагиат»

Случайный «плагиат»

«Тиражируемый плагиат

Завуалированный «плагиат»

произведения творческой

как на обнародованные произведения, так и на необнародованные объективной

«Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или ЛЮБОЙ ее части, экранизация книги или любой ее части, использование принципов работы….в любых научно-технических устройствах или коммерческих целях запрещается без письменного согласия автора. В случае нарушения – преследуется в судебном порядке».

Казалось бы, такую самозащиту можно только приветствовать. Однако некоторые авторы книг, имеющих такие предупреждающие надписи, сами преподносят уже известное без ссылок на предшественников, и излагают его так, как будто бы именно они являются его первооткрывателями.

Читая книгу такого автора, невольно возникает вопрос, почему же он требует, спрашивать у него разрешения, причем письменного, на воспроизведение ЛЮБОЙ части его книги, если в отдельных (или даже многих) ее частях описывает то, что сделано другими, причем без соответствующих ссылок. Ведь это также плагиат, хотя и завуалированный, и (увы!) ненаказуемый.

Закон РФ допускает в некоторых (специально оговоренных) случаях цитирование и обзор правомерно обнародованных произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования.

Ни официальная защита авторских прав, ни самозащита, не в состоянии искоренить плагиат во всех его многочисленных проявлениях. Но это могут сделать сами авторы, если, руководствуясь авторской этикой, будут соблюдать следующие основные принципы:

· Не заниматься умышленном плагиатом ни в одном из его проявлений.

· Исключить из своих работ не только завуалированный плагиат, но, по возможности, и неумышленный .

Для этого следует:

  • Давать ссылки на чужие произведения , которые послужили основой данного авторского произведения, а на те из них, материалы которых были использованы непосредственно, - давать ссылки в обязательном порядке.
  • Преподносить уже известный материал со ссылкой на ПЕРВОисточник, а если он из-за многократного тиражирования неизвестен, то начиная словами: «Как известно…», «Как полагают…», Как считается…» (и подобными им), а не от себя лично.
  • Не накладывать запрета на использование (без разрешения) тех частей своего произведения, изначальный материал для которых был заимствован у других.

Совершенно очевидно, что найдется не так уж много авторов, которые будут следовать авторской этике из благородных побуждений.

Для принципиального изменения катастрофической ситуации с плагиатом необходимы более весомые сдерживающие факторы. Одним из таких сдерживающих факторов является НАКАЗАНИЕ и САМОНАКАЗАНИЕ за плагиат, который в настоящее время приобрел гигантские масштабы.

Наказание за плагиат

Самонаказание за плагиат

Кроме правового (законодательного) наказания существует САМОНАКАЗАНИЕ, причем за ЛЮБОЙ плагиат, включая неумышленный . Об этом наказании мало кто задумывается, хотя оно, в отличие от правового, является практически неизбежным . В чем же выражается самонаказание при разных видах плагиата?

Выгоден ли плагиат?

Если серьезно подойти к ответу на этот вопрос, то в свете сказанного выше, на него следует ответить однозначно:

Плагиат (в любой его форме) НЕВЫГОДЕН. В первую очередь, он НЕ выгоден самому плагиатору, так как за любой плагиат неизбежно последует самонаказание , которое может оказаться даже страшнее уголовных и гражданских санкций, которые предусмотрены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".

А чтобы не подвергнуться ни наказанию, ни самонаказанию, чтите ЗАКОН и не забывайте давать ссылки на первоисточники .

ÓА. Поис, 07.10.2008.

Постоянный адрес статьи (и книги) на сайте : http://www.pois.ru/

Вопросы и ответы

Плагиат. 1

Что такое плагиат?. 1

Основные виды плагиата. 2

Умышленный плагиат. 2

Неумышленный «плагиат». 2

Завуалированный «плагиат». 3

Наказание за плагиат. 6

Правовое наказание за плагиат. 6

Самонаказание за плагиат. 6

Самонаказание за умышленный плагиат. 6

Самонаказание за неумышленный «плагиат». 7

Выгоден ли плагиат?. 8

Что такое плагиат?

Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение (полностью или частично). За нарушение авторских прав предусматривается уголовная и гражданская ответственность.

В последние годы появляются новые виды авторских произведений, включая электронные, которые ранее в законе "Об авторском праве и смежных правах" отражены не были. Кроме того, объем информации по любому виду произведений и их тематике столь обширен, что в полном объеме ее проанализировать невозможно ни автору очередного нового произведения, ни экспертам, тем более, что многие авторы невольно «дублируют» друг друга, так как приходят к одним и тем же выводам, решениям и открытиям совершенно самостоятельно и независимо от других.

Плагиат также идет «в ногу со временем» и приобретает все более и более изощренные формы. Поэтому защита авторства и борьба с плагиатом становится чрезвычайно трудной задачей. И, несмотря на то, что за нарушение закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" существует уголовная и гражданская ответственность, привлечь плагиатора к той или иной форме ответственности во многих случаях не представляется возможным, так как все труднее установить (и доказать) присутствии или отсутствие УМЫШЛЕННОГО присвоения чужих авторских прав.

Основные виды плагиата

Имеется множество видов умышленного плагиата (официально наказуемого). Однако, наряду с умышленным плагиатом, существует неумышленный «плагиат» и завуалированный «плагиат», которые формально плагиатом НЕ являются и, естественно, никакому гражданскому и уголовному наказанию НЕ подлежат. Но отделить умышленный плагиат от завуалированного и неумышленного «плагиата» иногда бывает просто невозможно.

Умышленный плагиат

Умышленный плагиат может быть не только авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое произведение (целое или части), но и рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом . Рекламный и диверсионный плагиат наиболее часто встречается в Интернет.

Рекламный плагиат выражается в том, что рекламные плагиаторы (с целью привлечения покупателей и/или посетителей) в качестве заголовков и/или ключевых слов умышленно используют популярные имена и/или названия , не имеющие ничего общего с сайтом плагиатора.

Диверсионный плагиат также является умышленным плагиатом. Он преследует те же цели, что и рекламный, но, кроме того, может использовать в качестве заголовков и ключевых слов имена людей и названия тех сайтов, которые являются антиподами сайта-плагиатора, а поэтому способны представить известных людей и популярные сайты в совершенно неверном свете. Некоторые плагиаторы используют специальные приемы, не позволяющие (после обнаружения обмана) уйти с сайта-плагиатора. Диверсионные сайты, включая порнографические, могут даже нанести вред компьютеру того человека, которого они заманили на свой сайт обманным путем. Поэтому будьте осторожны и имейте в виду, что такие сайты, чтобы избежать закрытия, очень часто меняют не только свое название, но и имя домена.

Неумышленный «плагиат»

Неумышленный «плагиат» (подражание, заимствование, случайное сходство, совпадение идей или открытий, высказанных или сделанных разными авторами независимо друг от друга, и т.п.) в той или иной степени свойственен любому, даже совсем новому , произведению вне зависимости от его вида и темы.

Вообще-то все НОВОЕ, созданное тем или иным автором, так или иначе, основано на знаниях и опыте множества предшественников, которые, хотя формально соавторами и не считаются, но фактически ими являются. И это следовало бы помнить тем, кто склонен считать себя первооткрывателем, описывая от своего имени уже давным-давно изобретенный другими «велосипед», и, не делая соответствующих ссылок, а как бы пытаясь претендовать на авторство того, что фактически сделано другими, а ими просто пересказывается.

Неумышленный «плагиат» может быть подсознательным, случайным (невольным) и «тиражируемым».

Подсознательный «плагиат» проявляется в том, что человек, «переваривший» множество информации и пришедший, благодаря этому, к тем или иным решениям и выводам, включая, возможно, и новые, может использовать при их изложении то (из «перелопаченных» им работ других авторов), что наиболее полно совпадает с его личным видением проблемы. При этом он может не помнить и/или не понимать, что фактически присваивает себе авторство на то, что изначально ему не принадлежит, и искренне считать, что к данным решениям и выводам пришел совершенно самостоятельно.

Случайный «плагиат» (невольный), который в научной литературе встречается довольно часто, заключается в том, что к одним и тем же выводам, решениям и даже изобретениям могут самостоятельно придти разные люди, причем совершенно независимо друг от друга, и даже излагать их они могут почти одинаковым образом.

«Тиражируемый плагиат » получил почти массовое распространение, особенно в научной литературе. Он возник из-за того, что ссылаться принято (и удобно) на тот источник информации, который наиболее популярен и издан наибольшим тиражом. При этом почти никто из ссылающихся не задается вопросом, является ли данная монография истинным первоисточником того конкретного материала, на который ссылаются и/или который заимствуется. И хотя любая солидная монография, использующая, как правило, материалы множества других (более мелких) авторских работ (менее популярных и менее востребованных из-за своего малого тиража и узости тематики), дает на них соответствующие ссылки, но авторы последующих книг ссылаются обычно на монографию, а не на приведенные в ней первоисточники.

Так как интересные и полезные материалы обычно многократно «тиражируются», переходя из одной монографии в другую со ссылкой на одну из предшествующих монографий, то имя истинного автора того или иного конкретного материала, оказывается, зачастую, в полном забвении. И хотя такое многократное «тиражирование», причем наиболее интересных и полезных материалов и даже изобретений, формально плагиатом не считается, но фактически им все же является.

Завуалированный «плагиат»

Завуалированный «плагиат» наиболее часто используется в научно-популярной и научной литературе. Он выражается в том, что уже известное (или даже общеизвестное) излагается (умышленно или неумышленно) без соответствующих ссылок и преподносится с претензией на первоначальное авторство, которая часто подчеркивается запрещением на использование ЛЮБОЙ части данной книги без письменного разрешения автора.

http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM

Ниже приведены всего лишь несколько пунктов (Раздела II) этого очень обширного закона.

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания . Для возникновения и осуществления авторского права НЕ требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права , который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: "©"; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Многих авторов (особенно начинающих) беспокоит возможность кражи и опубликования их произведений под чужим именем. Соответственнно, они задаются вопросом о какой-либо регистрации своего произведения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 19 июля 1995 г. Љ 110-ФЗ "Об авторском праве и смежных правах ", "авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания .
Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей ".
Т.е. в идеале, как только у вас в ПК появился фрагмент (даже фрагмент!) текста, вы автоматически стали автором, и у вас появились определенные права.
Но, спросите вы, зачем же тогда говорят о необходимости регистрации?
Дело в возможном нарушении ваших прав. Ведь тогда вам необходимо будет доказать три вещи:
- что написанное произведение ваше;
- что использовано третьим лицом именно ваше произведение;
- что ваше произведение использовано незаконно.

Итак, случилось нехорошее и вы обнаружили своё произведение под чужим именем.
Здесь вам необходимо будет доказать, что это произведение написано именно вами и раньше, чем произведение вора. В качестве доказательств можно будет даже использовать показания свидетелей, но стоит при этом помнить, что показания родных и близких cудом принимаются с оговоркой в силу их предвзятости. К тому же стоит припомнить старый юридический анекдот о том, что "на двух ваших свидетелей я найду трёх своих". Поэтому лучше всего заранее обзавестись документальным подтверждением авторства.
В качестве таковых могут использоваться два основных способа:

1. Обнародование произведения.
Согласно статьи 4 вышеупомянутого Закона: "Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным образом"
Если ваше произведение опубликовано в бумажном виде, то с доказыванием не будет особых проблем - вот книга (журнал), вот дата подписания в печать, вот произведение и имя автора. Dura lex sed lex и вор удаляется горько плача (а его ведь можно ещё и к ответственности привлечь за кражу, но об этом как-нибудь потом).
Если произведение было опубликовано в Интернете, здесь ситуация сложнее.
Первоначальное размещение в Интернет произведения самим автором или с его разрешения безусловно является обнародованием, и теоретически разницы между публикацией оффлайн и онлайн нет никакой. Но практика гораздо сложней теории.
Разница в том, что публикацию в Интернете доказать несколько сложнее. Книга (журнал) это, скажем так, вещь, которую можно потрогать, "помацать", и где всё написано отчетливо читаемым шрифтом (дата, автор и т.п.). А вот с Интернетом и способами заверения онлайн-публикации большинство судей знакомы не слишком хорошо. К тому же не так просто найти нотариуса, умеющего и согласного заверить подлинность распечатки и web-страницы. Да и недёшево это (см., например, ).
Когда произведение было опубликовано на каком-нибудь бесплатном ресурсе (вроде Самиздата Мошкова), то можно получить у владельца ресурса данные о времени (дате) размещения вашего произведения.
А вот если текст был выложен на вашем сайте и неоднократно рдактировался (в том числе после опубликования вашего произведения вором под его именем), тут могут возникнуть проблемы, так как провайдер может подтвердить дату последнего обращения к файлу, которое может быть позже публикации вора.

2. Отправка рукописи самому себе заказным письмом.
Способ позиционируется как весьма надёжный, но мне не встречались ссылки на апеллирование к такому способу в суде, и лично у меня он вызывает долю сомнения. В конце концов, если вор, что называется, "упрётся рогом", вам вдобавок ко всему придётся доказывать, что вы не отпаривали конверт над кипящим чайником и не копировали почтовый штемпель свежесваренным яйцом.
Возможно это паранойя, но, ИМХО, более надёжным способом является заверение прошитой рукописи у нотариуса. Обойдётся это не в самую большую сумму (
Есть и другие варианты подтверждения авторства, например, регистрация в РАО (Российское Авторское Общество), но в принципе, для доказательства авторского права (точнее того, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение) вполне годится заказное письмо. К тому же финансовые затараты на заказное письмо будут ниже всего, а эффект от наличия этого письма будет не намного ниже эффекта от наличия красивого (и дорогого) свидетельства РАО.
Ещё раз повторю, что все вышеперечисленные способы не доказывают ваше авторство, а лишь подтверждают его, вернее даже подтверждают то, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение.
Также, не забывайте ставить на ваших произведениях знак охраны авторского права (в просторечии "копирайт"). Знак этот состоит из трех элементов:
- значок - буква "С" (copyright) в круге - ©
- имя (наименование, псевдоним) автора или обладателя авторских прав по договору (это, например, издательство);
- год первого опубликования произведения.
Пример знака охраны авторского права вы можете увидеть в конце данной статьи. В полном виде выглядит он так - © Тень, 2006 . Иногда в Интернете значок © изображается как буква "с" в скобках вот так - (с) . Пример можно посмотреть в конце этой страницы. Код значка © выглядит так - © или так
Автор (или обладатель исключительных авторских прав по договору) не обязан размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права - это его право и отсутствие "копирайта" не означает отсутствия автора или того, что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать. Но употребление "копирайта" может в будущем избавить вас от некоторых хлопот, а сложности в расстановке "копирайтов" нет никакой.

2. Чьё произведение?

В спорах, связанных с незаконным использованием произведения (особенно в Интернете), самым сложным является доказывание факта использования именно вашего произведения.
Основных сложностей здесь две:

1. Произведение было опубликовано в Интернете под чужим именем, а после убрано.
Если вы добивались именно удаления произведения с сайта и не слишком заинтересованы в извинениях вора, то такой результат должен вас устроить. Но если вы желаете привлечь вора к ответственности, то тут может помочь только распечатанная и заверенная нотариусом web-страница (о сложностях см. выше). Как вариант - та же распечатанная и заверенная web-страница, сохранённая в кэше поисковиков - Yandex, Google, Rambler.
Но тут тоже имеются сложности. Первая связана с доказыванием. Я, например, не уверен, что из наших судей Приморского края хотя бы 10% знают о том, что такое кэш web-страниц. Это означает необходимость привлечения технических специалистов - экспертов. Кроме того, роботы поисковиков "обходят дозором" сайты с некоторым запозданием, так что довольно свежее произведение может и не попасть в кэш.
Помимо этого, здесь имеется сложность, связанная с доказательством вины того, под чьим именем опубликовано ваше произведение. Во-первых, не исключено, что такую "шутку" с ним сыграл какой-то недруг. Во-вторых, иногда просто невозможно найти виновного (см., например, решение суда по иску ряда авторов к ООО "ИК "Некстер").

2. В опубликованном произведении использованы лишь фрагменты из вашего произведения.
А если такие фрагменты ещё и "творчески переработаны", то доказать плагиат очень сложно (многие, наверное, помнят долгие разбирательства владельцев (или держателей) прав Роулинг на Гарри Поттера с создателями всевозможных Харри Проглоттеров и Тань Гроттер).
Здесь какие-то определённые советы дать сложно, так как во многом всё зависит от конкретной ситуации.

3. Законно или незаконно?

Этот пункт связан со сложностью Љ 2 из пункта выше. Здесь требуется доказать, что использование было осуществлено в нарушение закона (или договора), которые предусматривают (и, если речь о договоре, могут предусматривать) ряд случаев использования произведения без согласия автора.
Вообще, тут могут быть как случаи прямой кражи текста без его переработки, так и случаи плагиата с переработкой текста. И если в первом случае доказать незаконность использования несложно, то отделить плагиат от пародии или авторской переработки оригинального текста (обратите внимание на второй обзац определения плагиата в сноске) - задача весьма нетривиальная.

Резюме.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что какая-либо регистрация вашего произведения не является необходимой. Если вы сможете доказать наличие второго и третьего пункта из вышеперечисленных, то доказать ваше авторство будет несложно. В крайнем случае, для подстраховки можно использовать следующие способы подтверждения того факта, что в указанный момент времени такое-то произведение находилось у вас в руках :
- заказное письмо самому себе (дёшево и вполне надёжно),
- заверение рукописи у нотариуса (чуть дороже и чуть более надёжно),
- регистрация в РАО (очень дорого и не надёжней двух вышеуказанных способов).
А вообще, правильно говорят, что лучший способ от кражи идеи - хранить в загашнике ещё сотни две лучших идей;)
________________________________
(лат.) закон суров, но он - закон.
от лат. Plagio - похищаю. Плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства. По законодательству РФ плагиат влечет уголовную ответственность.
Не считается плагиатом заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.