Фильм как не попасть под влияние террористов. Презентация к уроку Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Что делать если вам угрожают по телефону

Исследование понятия терроризма является одной из сложнейших проблем мировой науки и практики. В настоящее время существует около двухсот определений терроризма, и ни одно из них не является общепризнанным. Это говорит о многогранности, сложности и многоликости этого явления.

Актуальная задача изучения сложнейшего процесса вовлечения людей в террористическую деятельность состоит в разработке фундаментальной концептуальной базы, опираясь на которую исследователи получили бы возможность эффективно соотносить и координировать различные подходы к проблеме. Необходимо создавать все более адекватную теорию изучаемого явления. А в практическом плане следует предложить способы научной идентификации значимых моментов изучаемого процесса, что существенно способствовало бы совершенствованию всей системы контртеррористических мероприятий.

В проводимых исследованиях мы опираемся на определение терроризма, которое представлено в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Согласно статье 3, пункту 4 этого закона, противодействие терроризму представляет собой «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Для создания эффективной и обоснованной государственной системы предупреждения терроризма необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:

1) построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;
2) выявить причины и условия, требующие приоритетного воздействия;
3) разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности воздействия.

Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, ориентирована, прежде всего, на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия терроризму.

Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность должна опираться на системный подход в понимании терроризма. Это значит, что терроризм рассматривается как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую систему из множества взаимодействующих между собой элементов и совокупности отношений и связей между этими элементами. Такой подход является самым эффективным из всех возможных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре терроризма как явления, и, в конечном итоге, создать адекватную (а значит, и практичную) модель соответствующих причин и условий.
Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. В истории цивилизации терроризм возникал и раньше, и в России, и в других странах, однако его сущность могла сильно отличаться от современного терроризма, который мы наблюдаем в России. Однако, понимая терроризм в конкретно-историческом аспекте, мы рассматриваем его и как часть современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие страны. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов психологов и других специалистов.
Еще одно предварительное замечание касается роли психологии для решения поставленной цели. Психология в настоящий момент является ведущей социальной наукой, она приобретает все большую и большую практическую силу и, что очень важно, создает научно обоснованную идеологию позитивного преобразования общества, конструирования новых социальных реальностей. В частности, именно психология во многом ответственна за разработку научной «контридеологии» к идеологии террористического насилия и создание социально-психологических технологий внедрения такой «контридеологии».

Важно проанализировать сущность, структуру, виды и формы терроризма. Основными отличительными чертами терроризма являются:

1. Высокая общественная опасность террористической деятельности.
2. Публичность осуществления террористической деятельности.
3. Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности и напряженности как средства воздействия на лиц, принимающих решения и вынуждения их к действиям в интересах террористов.
4. Жертвы террористического акта являются средством для воздействия на общественное мнение и властные структуры.
5. Готовность террористов в процессе совершения террористического акта к самопожертвованию.
6. Неоднозначность оценки террористической деятельности с позиций разных социальных групп.

Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, юристы, социологи, психологи выдвигают различные критерии для классификации видов терроризма. Однако при всем многообразии и несовместимости подходов все-таки можно выделить пять общепризнанных форм терроризма: социальный, политический, идеологический, информационный, экономический. В юридической литературе также можно встретить понятие суицидный терроризм, который определяют как готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. В последнее время выделяют и технологический терроризм, под которым понимают незаконное использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия или его компонентов для достижения политических, экономических и иных целей.

Классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, возможно проводить по многим разным основаниям.
Большую часть важнейших причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, предварительно можно разделить на несколько крупных таксономических групп с последующей детализацией.

Существуют объективные условия и субъективные причины, способствующие всплеску в обществе террористической деятельности. Базовым объективным условием роста террористической деятельности в нашей стране явились сложные процессы политического, экономического и социального порядка, связанные с преобразованием российского государства, с процессами глобализации и информационных противостояний в мире.

В результате проведенных исследований были выделены следующие причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность (первый уровень):

1) идеологические;
2) политические;
3) экономические;
4) социальные;
5) этнические;
6) конфессионально-религиозные;
7) административно-территориальные и региональные;
8) психологические;
9) ситуативно-критичные.

Внутри этих классов условий структурно выделяются иерархически подчиненные подклассы разного уровня. Для каждого из этих классов существует региональное распределение и специфичность/неспецифичность входящих в подклассы причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является предварительным и в последующем будет доработан, уточнен и детализирован.

Важно отметить, что все эти условия в конечном итоге действуют на индивидуальное и групповое сознание граждан, и поэтому требуют тщательного психологического анализа.
Идеология понимается как набор важнейших ценностей (аксиология), важнейших смыслов (в том числе смысла жизни), декларируемых идеалов. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того, необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских и/или религиозно-фанатических), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм (а также и все другие, прежде всего религиозные и этнические), и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в терроризм.

Группа внешнеполитических условий связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Вторая группа условий связана с внутрирегиональными политическими процессами, способствующими вовлечению граждан в террористическую деятельность. Одной их причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон. Третья группа факторов связана с проблемой коррупции и неудовлетворительного качества госуправления на региональном и муниципальных уровнях. Слабые и неэффективные институты власти не борются с терроризмом, попустительствуют ему. Террористы могут подкупать должностных лиц, подкупом доставать оружие, коррумпированные чиновники могут просто преступно бездействовать и не препятствовать пропаганде терроризма, что приводит к вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Отношения между обществом, в т. ч. муниципальной, региональной и федеральной администрациями и терроризмом могут рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющий законам человеческой коммуникации. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного акта, включающего ряд взаимосвязанных элементов.

В случае нарушения коммуникации между обществом и властью власть доводит до общества свои желания, а народ, в силу коррумпированности власти (особенно на самом низком, муниципальном уровне) не может довести до власти свои желания и нужды, т. е. обратная связь не работает. Под таким углом зрения теракт может рассматриваться как попытка определенных групп все-таки довести до власти свою точку зрения, пусть и таким противозаконным путем, т. е. теракт — это способ восстановить двуна-правленность коммуникации между чиновниками и населением и привлечь внимание к своим проблемам.

Следует отметить неспецифичность экономического фактора самого по себе, т. е. экономические проблемы приводят ко многим видам преступной деятельности и социальных напряжений, в том числе и терроризму. Террористическая группа —это определенный «работодатель», возможно, гораздо более привлекательный с точки зрения оплаты, чем легальный работодатель, если таковой вообще есть в данной местности. В ситуации экономической депрессии и безработицы есть два незаконных выхода — или вступить в организованную преступную группу, или стать членом террористической ячейки. Вторую группу провоцирующих терроризм экономических факторов («структура промышленности, современность региональной экономики»), удобнее всего анализировать через региональное распределение. Рассматривая группу регионов Южного Федерального округа (ЮФО) с повышенной террористической активностью, можно увидеть, что в связи с резкой деиндустриализацией Чеченской республики в 1990-е годы и массовым исходом квалифицированной образованной рабочей силы из этого региона (а также из Ингушетии и Дагестана) резко снизился технологический уровень промышленности и, соответственно, уровень образованности населения, что, скорее всего, снизило иммунитет к пропаганде террористов. Экономика этих регионов стала архаичной, ее структура стала неблагоприятной и нетребовательной к уровню образованности, т. е. произошли массовые процессы обратного развития экономики.

Таким образом, современность региональной экономики и промышленности, связанная с образованной и квалифицированной рабочей силой, служит профилактическим заграждением от пропаганды терроризма и других экстремистских и радикальных идей, а архаичность региональной экономики и промышленности провоцирует население к занятию террористической деятельностью.

Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст. Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство — это молодые люди; под молодыми в данном случае следует понимать тинэйджеров и тех, кому от 20 до 30 лет; большинство из них —мужчины.

Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия через СМИ. Главное средство терроризма — воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Образовательные факторы в их негативном варианте —в виде необразованности — очень важны в структуре провоцирующих терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной прививки от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим.

В ситуации получения подростками и молодежью меньшего внимания и худшего воспитания и со стороны и родителей, и со стороны государства, происходит их дезориентировка в плане идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма.

Терроризм произрастает в питательной маргинализированной экстремистской среде. Такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания, маргинализируют человека, повышают его агрессивность и часто толкают его в эту криминальную и экстремистскую среду, откуда он может быть рекрутирован в качестве террориста-исполнителя.

Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическим ресурсам. Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению.

Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национально-сепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах.

Административно-территориальные и региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами.

Кроме того, существует еще фактор пограничности регионов, связанный с тем, что наиболее проблемные в плане терроризма субъекты ЮФО находятся на южной границе РФ. Слабые госграницы способствуют проникновению в эти регионы агентов международного терроризма (а также смешанного криминально-террористического капитала), развертыванию ими соответствующей агитации и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию; почему некоторые предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию.
Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации материальных условий и возможностей преодолеть кажущуюся несправедливость, особенно несправедливость в процессах принятия решений.

Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации, способствующее успешному решению задачи самоидентификации при сохранении самого высокого уровня самооценки. При рассмотрении подобных глубинных мотивационных основ вовлечения в террор нередко используется понятие «соблазн». Именно соблазны следует рассматривать как основные источники субъективной привлекательности терроризма. Они могут быть многочисленными и в какой-то степени индивидуализированными, но имеют единую психологическую сущность — когнитивно простое, быстрое и эффективное решение обычно труднорешаемых жизненных задач.

Под ситуативно-критичными причинами и следствиями, способствующими вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, нами понимаются такие факторы, которые имеют не фундаментальную, постоянно действующую природу, а временную, связанную с каким-то важным, но преходящем событием в жизни региона или всей России. Одним из ключевых факторов такого рода стали военные действия на юге России. Военные действия, которые масштабно велись в Южном федеральном округе во время контртеррористических операций 90-х и начала 2000-х годов стали важным фактором, который сформировал определенный провоцирующий вовлечение в терроризм социальный фон.

Создание классификации причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, позволит не только лучше понять само это явление, но и выработать систему рекомендаций по оказанию эффективного влияния на эти причины и условия.

МОЛОДЁЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. Кто считается террористом?
Терроризм - сложное социальное явление. Для того чтобы сохранить себя, он вовлекает в террористическую деятельность самых различных людей, выполняющих разнообразные функции. На терроризм работают его истинные хозяева, идеологи, главари, пропагандисты, боевики, вербовщики, инструкторы, разработчики средств совершения терактов, террористы-смертники,

ЗНАКОМИМСЯ С ЗАКОНАМИ:

Федеральный закон «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относит:


  • организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;

  • подстрекательство к террористическому акту;

  • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;

  • вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;

  • помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;

  • пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
покровители, спонсоры и т.д. Они с разной степенью втянуты в террористическую деятельность .

Все ли из перечисленных участников террористической деятельности являются террористами? Ответ на этот вопрос дает закон.

Все вышеперечисленные участники террористической деятельности, являются преступниками и рано или поздно понесут наказание за свои противоправные действия перед законом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ: Вы шли из института (школы) и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию.

Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с изложенными выше положениями ФЗ «О противодействии терроризму». Посоветуйтесь с учителями и родителями , правильно ли Вы приняли решение.

4. Кто и почему становится террористом?
Терроризм нуждается в постоянном пополнении и восстановлении своих рядов. Считается, что средний срок активной деятельности террориста составляет менее трех лет. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и деньгам. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей. При этом в террористические секты активно вербуются две категории людей:

а) специалисты, имеющие инженерно-техническую подготовку и
способные планировать и осуществлять разработку средств совершения
террористических актов;

б) неквалифицированные в профессиональном отношении лица, имеющие
те или иные причины примкнуть к террористам (идеологические, материально-
бытовые, романтизация, стремление избежать уголовной ответственности за
совершенные ранее преступления, отомстить за что-то властям). Эта категория
представляет «расходный материал», рассчитанный либо на одноразовое
использование, либо на непродолжительный срок пребывания в рядах
террористов.

Сегодня уже хорошо известно, что не существует какого-либо набора личностных качеств, неизбежно ведущих человека в террористическую организацию. Скорее есть некоторая совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, сочетание которых может влиять на подбор человека для участия террористической деятельности.

Каждый человек с детства мечтает стать известным, уважаемым и полезным людям. Большинство людей много и напряженно трудятся, чтобы достичь этой мечты. Они настойчиво

овладевают знаниями в школе и в КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:


города Эфеса Герострат заметил, что люди чаще запоминают имена не тех, кто созидает ценности, а тех, кто их самим себе. Только труд делает разрушаем Исключительно для топ^ человека по-настоящему известным и чтобы прославиться, не имеющий уважаемым в обществе.
университете, осваивают профессию, «ЬСошшисс Г^осгфсгт»

никаких талантов и не способный к

Но в любой стране всегда есть добрым делам Герострат поджег Артемиды в своем городе. Так человечество лишилось одного из самых
добросовестно работают. Своим трудом го храм

М °д_ од Эф ес житель стр д1 т ев з негр _ еческо т о они приносят пользу обществу, государству, родным и близким и
люди, которые не способны или не

желают тр ^ШЬ С^ даже для своего прекрасных своих творений.

собственного благополучия. Они хотят Стремление человека прославиться

в психологии называется комплексом Герострата.


решить свои проблемы легко и быстро, любым, в том числе преступным, путем не затрачивая усилий. Таких людей можно причислить к первой группе риска вовлечения в террористическую деятельность. В детстве такие люди царапают на парте, на стенах лифта или на деревьях свое имя, рассказывают товарищам небылицы о вымышленных подвигах, клевещут на других людей,

чтобы казаться лучше на их фоне. Они завидуют тем, кто хорошо учится, пользуется авторитетом у старших и товарищей. Это проявляется особенно сильно, когда они подвергаются насилию в семье, не находят признания у близких и значимых для них людей. Бывает так, что их желание заявить о себе, стать знаменитым, становится «сверхценной идеей». Чтобы отличиться, такие люди готовы совершить любой поступок.

Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру. На самом деле в мире нет ни одной религии, которая проповедовала бы вражду между людьми, убийства детей и женщин для сохранения своей исключительности и «правильности». Но есть силы, которые стремятся использовать веру для того, чтобы вызвать у людей ненависть и агрессию по отношению к представителям других взглядов и убеждений.

Возьмем для примера такую религию, как ислам. В переводе с арабского языка слово «Ислам» означает «Мир». Священная для мусульман книга Коран призывает верующих к мирному сосуществованию и любви. Исламские религиозные лидеры утверждают, что мораль ислама отвергает террор и бесчеловечные акты насилия. Лица, совершающие террористические акты или поддерживающие их, совершают преступление против Всевышнего Аллаха. Бог проклинает любое насилие и жестокость. Вот что по этому поводу написано в Коране:

«А те, кто неверны в завете Богу, И обещания свои не соблюдают, И разделяют то,

Чему велел Он быть соединенным, А по земле несут нечестие и зло,-На тех - проклятие (Аллаха), И зла для них обитель воздаянья». (Сура «Гром», аят 25)
В России проживают порядка 143,4 млн. граждан, представляющих более 100 наций и народностей. Они исповедуют различные вероучения, в том числе христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Ни в одном из них не содержатся положения о необходимости разжигания вражды между людьми. Во всех священных писаниях люди призываются к миру и согласию, независимо от их религиозной принадлежности.

Против достижения любых, даже самых высоких, целей путем нанесения ущерба другим людям выступает и мировая культура. Эту идею очень ясно и отчетливо сформулировал Ф.М. Достоевский словами одного из героев своих произведений о том, что «весь мир познания не стоит ... слезок ребеночка».

Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д. Наиболее

тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких, особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария, драка, преступление, вооруженный конфликт).

Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы -психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса, которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться организаторами террористических актов на совершение преступления, не задумываясь о его последствиях.
5. Возраст как фактор риска
В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры» («teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается группа молодых людей, чей возраст - от 13 до 19 лет. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
Дело в том, что в подростковый период в организме человека происходят кардинальные изменения в анатомической структуре, физиологической, нервной и психической системах. Коренным образом меняется телесная организация ребенка. В этот возрастной период ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о собственном теле, достигающее психического расстройства - дисморфофобии. Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, мышления), повышение утомляемости.

Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности, проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной

раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением, вниманием, памятью, мышлением, речью.

Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле , ломка голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает «чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически употреблять спиртное (часто, преодолевая отвращение), используют нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений, ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности «настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалисты описывают «подростковый комплекс эмоциональности»,

симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений; самонадеянность и безапелляционность суждений в отношении окружающих; сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование; болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры подростка, разрывающегося между детством и взрослостью, переживающего, по существу , рождение идентичности взрослой личности.
Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей. Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях , молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Изменения в поведении подростка нередко становятся причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых, принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и более старших людей.

Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с

силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную особенность подростков и юношей - тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
6. Как становятся террористом?
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом - это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости. Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.

Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации .

Презентацию на тему Терроризм и опасность вовлечения подростка (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: ОБЖ. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайдов.

Слайды презентации

Терроризм и подросток

План урока 7 класс

1. Введение 2. Краткая история терроризма 3. Виды терроризма 4. Наиболее характерные черты поведения человека 5. Заключение МБОУ Богородская гимназия Г. Ногинск Учитель ОБЖ ФИНЯК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений.

Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синрикё»

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появления недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверх опасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторамисоциальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.

Наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента Сангвиник – человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди. Холерик – сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего вспыльчив и прямолинеен. Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек. Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.

Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п

Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

Заключение

В числе примеров преступной деятельности на территории Российской федерации в 2007-2012гг. можно привести: 13 августа 2006г был организован теракт у здания ГУВД в Назрани (Республика Ингушетия). Террорист протаранил ворота заминированной «Газелью», въехал во двор, где шло построение сотрудников УВД и привёл в действие мощное взрывное устройство. Погибло 25 человек, пострадали262 человека. 27 августа 2007г в Тверской области произошло крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург-Москва. Ранено свыше 60 человек. 29 марта 2010г утром произведены взрывы в поездах на станции метро «Лубянка» и «Парк культуры».Взрыв произвели террористки-смертницы. Погиб 41 человек, ранено 88 человек. Домашнее задание § 6.1 стр. 144-155; практ. №2 письменно.

  • Новостной блок

    Социальные сети. Подросток. Терроризм.

    Несколько слов о том, что такое терроризм
    Сегодня в СМИ мы постоянно слышим, видим и читаем: терроризм, террористы, террористический акт.
    Что же такое терроризм? Существует множество определений. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами.
    Террористы все чаще обращают свое внимание на подростков как на легкодоступный для вербовки в свои ряды объект.
    Почему именно подростки? Дело в том, что именно в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности. Так, дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. У них нарушается социальная идентичность. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. При этом вербовщики деструктивных организаций, в том числе террористических, в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград, и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и тому подобное.
    Новые времена – новые возможности
    В век новых информационных технологий социальные сети (соцсети) превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Большинство террористических организаций ведут свою деятельность, в первую очередь используя Интернете. Так проще захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.
    Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В Интернете существует большое количество сайтов, не связанных напрямую с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию.
    Соцсети предоставляют экстремистским организациям большие преимущества для вовлечению молодых людей в их ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты. А еще анонимность общения, высокая скорость передачи информации, мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы передаваемой информации (текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы). И что очень существенно, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.
    Вербовщики террористических организаций, активно используя личную информацию, вводимую пользователем при регистрации в соцсетях, анализируют отношение пользователя к той или иной проблеме и таким образом выявляют, подходит ли та или иная кандидатура для будущей вербовки.
    На своих сайтах экстремисты размещают подробные сведения о своей деятельности, дают различные инструкции. Террористы практикуют работу на форумах различной направленности.
    Все вышесказанное следует учитывать в работе с детьми.
    Противодействие
    Один из способов борьбы с экстремисткой идеологией в Интернет – это изоляция сайтов экстремистской направленности. В школах, в том числе и в нашей, это достигается путем фильтрации информации, поступающей по каналам Интернета. В настоящий момент доступ к подобной информации через школьные компьютеры, которые используют учащиеся, перекрыт полностью.
    Но молодежь, подростки находят другие возможности доступа к Интернету, например, через домашний компьютер, имеющий выход в Глобальную сеть. В таких случаях для фильтрации нежелательной информации необходимо установить на компьютер одну из программ «родительского контроля», например «Интернет цензор». Эта программа бесплатная. Найти и скачать ее можно в Интернете.
    Еще один способ доступа к Интернету может быть реализован подростками через планшетный компьютер или сотовый телефон, которые имеют возможность выхода в Глобальную сеть. В этом случае действенной мерой будет выбор телефонного тарифного плана без возможности выхода в Интернет.
    Но наиболее действенным способом уберечь ребенка от влияния экстремистских и других деструктивных организаций остаются все же доверительные отношения между родителями и детьми, умение родителей аргументированно и убедительно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». И об этом надо помнить.
    (При написании статьи автор использовал статью 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» и материалы сайта ИА "Грозный-информ",