Социальная поддержка отдельных категорий граждан. В тульской области разработан закон о поддержке отдельных категорий граждан О мерах соц поддержки отдельных категорий граждан

Термин «меры социальной поддержки» нельзя назвать новым для современного законодательства РФ. Вместе с тем в ранее действовавшем законодательстве широко применялся другой термин - «льготы», который, однако, не получил законодательного определения.

Как правовое средство льготы используются в различных отраслях права. Особенностью социальных льгот является то, что они предоставляются исключительно с целью облегчения удовлетворения социально значимых потребностей, г.е. для достижения целей социального обеспечения. При таком подходе социальной является их целевая направленность, а не отраслевая природа, поэтому предоставляться социальные льготы могут не только в рамках отношений по социальному обеспечению, но и в рамках иных отношений (налоговых, трудовых, отношений, связанных с отбыванием уголовного наказания, и пр.).

Социальные льготы - это предоставление доступа к материальному или нематериальному благу отдельным категориям граждан в упрощенном порядке либо их освобождение (полное или частичное) от оплаты этого блага с целью облегчения удовлетворения жизненных социально значимых потребностей таких лиц.

Мнение специалиста

Представляется ошибочным отождествление льготы с тем благом, доступ к которому она предоставляет. На этом основании многие авторы выделяют материальные и нематериальные льготы: материальные льготы представляют собой скидку но оплате тех или иных социальных услуг или бесплатное их предоставление, а сущность нематериальных льгот заключается в преимущественном (первоочередном, внеочередном) праве на различное социальное обеспечение. На наш взгляд, по своему существу льгота всегда нематериальна, она носит только организационный характер .

Основаниями предоставления льгот по ранее действовавшему законодательству были: заслуги отдельных категорий граждан перед государством, обществом (например, право на льготы имели различные категории ветеранов, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации); получение лицом вреда здоровью, претерпевание каких-либо лишений или ограничение прав и свобод (например, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, пострадавшие в результате различных радиационных аварий). Одновременно с этим льготы предоставлялись и по иным основаниям. В частности, педагогические работники образовательных учреждений имели льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В целом, необходимость существования льгот была обоснована: льгота, являясь эффективным правовым средством реализации прав граждан, была призвана облегчить им доступ к социальным благам и повысить эффективность основного вида обеспечения. При ретроспективном взгляде на ситуацию, сложившуюся к 2004 г., следует признать, что законодательство того времени содержало значительное число льгот для населения, при этом не было предусмотрено финансирование предоставления этих разнообразных льгот, что стало одной из причин реформирования системы льготноправового регулирования Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее - Закон № 122-ФЗ).

До 1 января 2005 г. (даты вступления в силу названного закона) количество льгот и категорий граждан - получателей льгот было весьма велико. Разные исследователи называют различные цифры: от 150 видов на федеральном уровне до более 400.

Последствия принятия Закона № 122-ФЗ можно разделить на две группы: монетизация льгот (изменение формы предоставления: с натуральных льгот на денежные выплаты) и расширение полномочий субъектов РФ (меры социальной поддержки отдельных категорий льготников стали предусматриваться в законах субъектов РФ).

Принципы монетизации, т.е. перехода от предоставления натуральных льгот к денежным выплатам, содержатся в преамбуле и ст. 153 Закона № 122-ФЗ:

  • - при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • - должен реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
  • - гражданам должна предоставляться возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • - недопустимы при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц;
  • - вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
  • - при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В результате монетизации само понятие «льгота», по существу, должно было исчезнуть из социального законодательства: в тексте Закона № 122-ФЗ данный термин заменялся другими - «меры социальной поддержки» и «социальные гарантии». Однако если определение понятия «социальная поддержка» было введено Законом № 122-ФЗ в два федеральных закона , то определения «социальных гарантий» законодательство не содержит до сих пор, нет также определения и по-прежнему используемого термина «льготы». Да и сам законодатель не всегда учитывает различное содержание этих понятий, применяя тот или иной термин, и зачастую именует мерами социальной поддержки то, что фактически является льготой или социальной гарантией.

Таким образом, после 1 января 2005 г. льгота как правовая категория продолжает применяться в законодательстве (примеры этого будут приведены ниже), оказываясь «встроенной» в систему мер социальной поддержки граждан. Однако, несмотря на фактическое отождествление законодателем льгот с мерами социальной поддержки и социальными гарантиями, по своей сущности это различные понятия, разные правовые категории.

При анализе понятия «меры социальной поддержки» необходимо исходить из следующего. Льгота - это всегда преимущество, приоритет. Поэтому социальные льготы могут иметь место в тех случаях, когда реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу препятствующих этому объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя того или иного вида обеспечения, и ему предоставляется преимущество в его реализации перед другими лицами (первоочередное, преимущественное право на что-либо). Меры социальной поддержки имеют иную цель - они дополняют иные виды обеспечения для увеличения объема предоставлений какому-либо лицу и тем самым улучшения его материального положения. Поэтому право на них наступает наряду с правом на иные виды социального обеспечения. Кроме того, в силу своего разнообразия они не составляют самостоятельного вида обеспечения, а являются группой таких видов.

Меры социальной поддержки - это объединенная общей целевой направленностью группа видов социального обеспечения, выраженных в дополнительных денежных выплатах (отличающихся от пенсий и пособий по основаниям предоставления и принципам определения размеров), в освобождении от несения некоторых расходов и в дополнительных социальных услугах, т.е. являющихся дополнительными денежными или натуральными предоставлениями наряду с основным видом социального обеспечения.

Размышления

В региональном законодательстве можно встретить различные подходы к пониманию категории «социальная поддержка». Например, в Красноярском крае , Краснодарском крае , Астраханской области социальная поддержка граждан определяется как система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения , а в Ярославской области - как предоставление отдельным категориям граждан социальных услуг, денежных компенсаций, денежных выплат. Меры социальной поддержки в субъектах РФ понимаются как способы обеспечения граждан определенными материальными благами в денежной или натуральной форме либо преимущества (льготы) в получении таких материальных благ за счет средств бюджета субъекта РФ (Омская область ); как система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной форме (Владимирская , Воронежская области). Как вы полагаете, какое из них в наибольшей степени соответствует характеру рассматриваемого вида социального обеспечения?

Что же касается социальных гарантий , то они, будучи одним из видов гарантий как общеправовой категории, в отличие от мер социальной поддержки, предоставляются по профессиональному принципу - различным категориям служащих (государственных служащих, лиц, занимающих государственные должности РФ, и г.д.) или лицам, выполняющим ту или иную профессиональную деятельность (например, педагогические работники).

Социальные гарантии - правовые средства, с помощью которых обеспечивается реализация социальных прав лиц, замещающих государственные должности, должности государственной службы, муниципальной службы, а также иных категорий лиц в порядке, устанавливаемом законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, сложившаяся в законодательстве РФ после 1 января 2005 г., включает в себя:

  • - денежные выплаты (прежде всего ежемесячная денежная выплата);
  • - дополнительное право на получение блага в натуральной форме.

Кроме того, эта система охватывает и меры, фактически являющиеся

льготами (хотя формально законодатель, как уже упоминалось, попытался отказаться от данного термина):

  • - освобождение (полное или частичное) от несения денежных расходов по оплате блага;
  • - преимущественное (первоочередное, внеочередное) право на получение блага (материального и нематериального) по сравнению с другими гражданами.

Следует также учитывать, что в законодательстве отсутствует четкое разграничение мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. Доктринально разграничение можно было бы провести по основанию и принципу предоставления: наличие нуждаемости или трудной жизненной ситуации как основание предоставления и адресный характер предоставления государственной социальной помощи или категориальный принцип предоставления мер социальной поддержки без учета индивидуальной нуждаемости и оценки жизненной ситуации их получателя.

Однако законодатель, поставив в государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан» задачу повышения адресности при предоставлении мер социальной поддержки, собирается последовательно расширять адресный подход, основанный на оценке нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Таким образом, будет происходить смешение категориального и адресного подходов, при котором, возможно, не удастся разграничить социальную поддержку отдельных категорий граждан от государственной социальной помощи .

  • См. также: Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой.М.: Юристъ, 2006. С. 410.
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»”».
  • См.: Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 399-Г1«О государственной программе “Социальная защита, поддержка и социальное обслуживаниенаселения Астраханской области”».
  • Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296.
  • В частности, это можно проиллюстрировать исключением с 1 января 2018 г. абз. 2 преамбулы Закона о государственной социальной помощи, согласно которому предметом регулирования данного закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданамльгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ (см. подп. «б»п. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»).

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Постановлением

Законодательного Собрания

от 01.01.2001 N 1377-ОЗ, от 01.01.2001 N 1397-ОЗ,

от 01.01.2001 N 1405-ОЗ, от 01.01.2001 N 1422-ОЗ,

от 01.01.2001 N 1427-ОЗ, от 01.01.2001 N 1450-ОЗ,

от 01.01.2001 N 1504-ОЗ (ред. 06.12.2006),

от 01.01.2001 N 1651-ОЗ,

от 01.01.2001 N 1682-ОЗ (ред. 17.12.2007),

от 01.01.2001 N 1693-ОЗ, от 01.01.2001 N 1714-ОЗ,

от 01.01.2001 N 1764-ОЗ, от 01.01.2001 N 1924-ОЗ,

от 01.01.2001 N 2039-ОЗ, от 01.01.2001 N 2170-ОЗ)

Настоящий закон области устанавливает меры социальной поддержки, а также условия их предоставления отдельным категориям граждан в целях создания достойных условий жизни и обеспечения их активной деятельности в обществе.

1. Право на меры социальной поддержки имеют следующие категории граждан:

(в ред. закона Вологодской области от 01.01.2001 N 1377-ОЗ)

2. Для обеспечения реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных настоящим законом области, осуществляется ведение областного регистра лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Ведение регистра обеспечивается органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим на территории области государственную политику в сфере труда и социальной защиты населения, который устанавливает порядок ведения и содержания регистра.

(часть 2 введена законом Вологодской области от 01.01.2001 N 1377-ОЗ)

(в ред. закона Вологодской области от 01.01.2001 N 2039-ОЗ)

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются в следующих формах:

1) ежемесячная денежная выплата;

2) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг;

3) ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива;

4) ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа;

5) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения;

6) компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации;

7) ежемесячная доплата к пенсии.

1. Лицам, указанным в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. закона Вологодской области от 01.01.2001 N 1504-ОЗ)

1) ежемесячная денежная выплата в размере 650 рублей;

(в ред. законов Вологодской области от 01.01.2001 N 1422-ОЗ, от 01.01.2001 N 1504-ОЗ (ред. 06.12.2006), от 01.01.2001 N 1682-ОЗ (ред. 17.12.2007)

2) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) в пределах социальной нормы, установленной нормативным правовым актом области, и 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение , водоотведение, электроснабжение, газоснабжение , отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых органами государственной власти области, органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством).

Указанная мера социальной поддержки распространяется:

в части компенсации расходов на оплату жилого помещения:

на нетрудоспособных членов семей лиц, указанных в пунктах 1, 2, 6 части 1 статьи 1 настоящего закона, совместно с ними проживающих, находящихся на их полном содержании или получающих от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

на членов семей лиц, указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 1 настоящего закона, совместно с ними проживающих;

в части компенсации расходов на оплату коммунальных услуг - на членов семей лиц, указанных в пунктах 3, 4 части 1 статьи 1 настоящего закона, совместно с ними проживающих;

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЖИТЕЛЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Тульской областной Думой

Постановление N 6/160

(в ред. Законов Тульской области

от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 05.12.2007 N 921-ЗТО,

от 18.02.2008 N 972-ЗТО, от 26.11.2008 N 1145-ЗТО,

от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 21.12.2009 N 1376-ЗТО,

от 22.07.2010 N 1470-ЗТО, от 22.07.2010 N 1469-ЗТО,

от 22.07.2010 N 1481-ЗТО, от 10.11.2010 N 1499-ЗТО,

от 01.04.2011 N 1558-ЗТО (ред. 15.12.2011),

от 18.10.2011 N 1658-ЗТО, от 16.07.2012 N 1778-ЗТО)

Настоящий Закон определяет меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области.

Статья 1. Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки

Право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют:

3) реабилитированные лица;

5) бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов;

6) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

(п. 6 введен Законом Тульской области от 05.12.2007 N 921-ЗТО)

7) семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых не превышает 7000 рублей.

(п. 7 введен Законом Тульской области от 18.02.2008 N 972-ЗТО)

Статья 2. Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны

Лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

преимущество при приеме в областные учреждения социального обслуживания: стационарные учреждения социального обслуживания, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание в центры (отделения) социальной помощи на дому.

Статья 3. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года

Ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Статья 4. Меры социальной поддержки реабилитированных лиц

Реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;

(в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО)

3) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

(в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 10.11.2010 N 1499-ЗТО, от 16.07.2012 N 1778-ЗТО)

4) бесплатная установка квартирного телефона;

5) внеочередной прием в стационарные областные учреждения социального обслуживания.

Статья 5. Меры социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий

Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) внеочередное оказание медицинской помощи;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающих членов их семей) за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;

(в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО)

3) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы (для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающих членов их семей) за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

(в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 10.11.2010 N 1499-ЗТО, от 16.07.2012 N 1778-ЗТО)

Статья 6. Меры социальной поддержки бывших воспитанников детских домов военного времени 1941 - 1945 годов

1. Бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов - жители Тульской области, имеющие документ, удостоверяющий их пребывание в детском доме, независимо от продолжительности, в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Документами, удостоверяющими пребывание в детском доме в военное время, являются:

Справка детского дома или архива о пребывании в детском доме, независимо от того, на территории какого из государств - бывших республик СССР она выдана;

В случае отсутствия справки - решение суда, устанавливающее факт пребывания в детском доме.

2. Бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941 - 1945 годов предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) первоочередное бесплатное предоставление путевок в центры социального обслуживания;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;

(в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО)

3) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

(в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 10.11.2010 N 1499-ЗТО, от 16.07.2012 N 1778-ЗТО)

4) при наличии медицинских показаний бесплатное обеспечение неработающих бывших воспитанников детских домов военного времени путевками для санаторно-курортного лечения и отдыха (1 раз в два года) государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения.

(в ред. Закона Тульской области от 22.07.2010 N 1470-ЗТО)

Статья 6.1. Меры социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

(введена Законом Тульской области от 05.12.2007 N 921-ЗТО)

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за исключением инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым меры социальной поддержки предоставляются в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение.

(в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО)

Действие статьи 6.2 приостановлено до 1 января 2013 года Законом Тульской области от 22.07.2010 N 1481-ЗТО.

Закон Тульской области от 22.07.2010 N 1481-ЗТО, приостанавливавший до 1 января 2013 года действие статьи 6.2, признан утратившим силу Законом Тульской области от 07.05.2011 N 1570-ЗТО.

Статья 6.2. Меры социальной поддержки семей (одиноко проживающих граждан), среднедушевой доход которых не превышает 7000 рублей

(введена Законом Тульской области от 18.02.2008 N 972-ЗТО)

Семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых не превышает 7000 рублей, предоставляются меры социальной поддержки в виде субсидий на приобретение и установку приборов учета газа:

а) в случае установки приборов учета газа внутри помещения:

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) 1500 рублей в месяц и менее - 4770 рублей;

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) свыше 1500 рублей в месяц, но не более 4500 рублей в месяц - 3180 рублей;

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) свыше 4500 рублей в месяц, но не более 7000 рублей в месяц - 1590 рублей;

б) в случае установки приборов учета газа снаружи помещения:

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) 1500 рублей в месяц и менее - 6120 рублей;

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) свыше 1500 рублей в месяц, но не более 4500 рублей в месяц - 4080 рублей;

при среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) свыше 4500 рублей в месяц, но не более 7000 рублей в месяц - 2040 рублей.

Статья 7. Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан

1. Право на ежемесячную денежную выплату имеют:

1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;

3) реабилитированные лица;

4) лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

5) бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов.

2. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

(часть 2 в ред. Закона Тульской области от 18.10.2011 N 1658-ЗТО)

3. Лицу, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 833 рублей 66 копеек;

2) ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, - 666 рублей 93 копеек;

(в ред. Законов Тульской области от 22.07.2010 N 1469-ЗТО, от 01.04.2011 N 1558-ЗТО)

3) реабилитированным лицам - 833 рублей 66 копеек;

(в ред. Законов Тульской области от 22.07.2010 N 1469-ЗТО, от 01.04.2011 N 1558-ЗТО)

4) лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, - 833 рублей 66 копеек;

(в ред. Законов Тульской области от 22.07.2010 N 1469-ЗТО, от 01.04.2011 N 1558-ЗТО)

5) бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941 - 1945 годов - 833 рублей 66 копеек.

Право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имеют:

  • 1. Инвалиды Великой Отечественной войны, Участники Великой Отечественной войны которым предоставляется:
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.
    • - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг; проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
  • 2. Ветераны боевых действий:
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
  • 3. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими.
    • - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
  • 4. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий:
    • - оплата в размере 50 процентов жилой площади и коммунальных услуг, в том числе совместно проживающими членами их семей, в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающим в домах без центрального отопления.
  • 5. Участники трудового фронта (лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны):
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы на гражданина, имеющего право на льготы (для одиноко проживающего человека - 33 кв.м, для члена семьи из двух человек - 21 кв.м, на одного члена семьи из трех и более человек - 18 кв.м), и распространяются на нетрудоспособных членов семьи труженика тыла, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
  • 6. Ветераны труда:
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы на гражданина, имеющего право на льготы (для одиноко проживающего человека - 33 кв.м, для члена семьи из двух человек - 21 кв.м, на одного члена семьи из трех и более человек - 18 кв.м), и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
    • - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, указанных услуг; проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
  • 7. Инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (жилье: найм, техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт жилья) и оплаты коммунальных услуг в пределах фактической доли потребления, приходящейся на одного инвалида, без учета совместно проживающих членов семьи.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки распространяются на всех членов семьи.

  • 8. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие: катастрофы на Чернобыльской АЭС; аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне:
    • - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними.
    • - оплата в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом и электроэнергией в пределах фактической доли потребления, приходящейся на получателя мер социальной поддержки, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Документы, необходимые для регистрации граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, предоставляются согласно постановлению правительства Республики Бурятия от 11.03.2004 г. № 48 «Об утверждении порядка регистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат и льгот в Республике Бурятия»:

  • - заявление;
  • - паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • - копия удостоверения либо другого документа, подтверждающего право на получение льгот.

Расчетную ведомость по оплате жилищно-коммунальных услуг за месяц, предшествующий регистрации, справку о составе семьи филиал Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" получает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, если указанные документы не были представлены заявителем самостоятельно.

Меры социальной поддержки предоставляются в форме денежных выплат через кредитные учреждения либо отделения связи филиалами РГУ «Центр социальной поддержки населения» по месту регистрации (жительства, пребывания) граждан.

Получатели денежных выплат производят оплату жилищно- коммунальных услуг по установленным тарифам в полном объеме.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Если меры социальной поддержки по оплате жилья и отопления предоставляются педагогическому работнику, то членам его семьи, имеющим право на меры социальной поддержки по другим основаниям и проживающим совместно с педагогическим работником, меры социальной поддержки по указанным видам услуг не предоставляются.

Гражданин, имеющий регистрацию по месту пребывания и не снятый с регистрационного учета по месту жительства, имеет право на получение денежной выплаты лишь по одному месту регистрации.

Денежная выплата мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг назначается с месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки, в том числе по данному месту жительства, пребывания, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении денежной выплаты со всеми необходимыми документами.

Если фактическое потребление коммунальных услуг, определяемое исходя из размера жилого помещения и показаний приборов учета, менее установленных нормативов, то меры социальной поддержки предоставляются в пределах фактически занимаемого жилого помещения и фактического потребления коммунальных услуг.

При предоставлении мер социальной поддержки без применения норм жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг размер денежной выплаты определяется исходя из доли расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении.

При наступлении обстоятельств, влекущих массовое изменение размеров денежных выплат (изменение тарифов по оплате за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг), производится массовый перерасчет денежных выплат, за исключением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива. Для проведения массового перерасчета личного обращения граждан не требуется. Массовый перерасчет мер социальной поддержки по оплате твердого топлива не производится.

При нарушении потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищно-коммунальных услуг массовый перерасчет размеров денежных выплат не производится.

При наступлении обстоятельств, влекущих изменение в праве на получение мер социальной поддержки либо их прекращение, изменение размеров денежных выплат, граждане обязаны извещать филиал в течение 15 дней после наступления указанных обстоятельств.

Перерасчет мер социальной поддержки производится:

  • - с 1-го числа месяца, если обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера мер социальной поддержки в сторону уменьшения, наступили до 15 числа этого месяца включительно, и с 1 числа следующего месяца, если обстоятельства наступили после 15 числа;
  • - с 1-го числа месяца, если заявление гражданина о перерасчете размера мер социальной поддержки в сторону увеличения принято до 15 числа включительно, и с 1 числа следующего месяца, если обращение последовало после 15 числа.

Денежные выплаты на приобретение твердых видов топлива в жилых домах, не имеющих центрального отопления, назначаются и перечисляются (выплачиваются) единовременно за полный календарный год.

Предоставление денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по решению филиала прекращается в случае:

  • - выбытия с места жительства или места пребывания получателя денежной выплаты - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства;
  • - утраты права на получение денежной выплаты - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства;
  • - смерти получателя денежной выплаты - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя.

Предоставление денежной выплаты на оплату твердого топлива по решению филиала прекращается в случае:

  • - выбытия с места жительства или места пребывания получателя денежной выплаты - с 1 числа года, следующего за календарным годом, в течение которого наступили данные обстоятельства;
  • - утраты права на получение денежной выплаты - с 1 числа года, следующего за календарным годом, в котором наступили данные обстоятельства;
  • - смерти получателя денежной выплаты - с 1 числа года, следующего за календарным годом, в котором наступила смерть получателя.

Ежемесячная денежная выплата

Право на ежемесячную денежную выплату имеют постоянно проживающие на территории Республики Бурятия:

  • - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
  • - ветераны труда;
  • - реабилитированные лица;
  • - лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по Закону Республики Бурятия от 07.12.2004 N 899-III "Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается филиалом по месту регистрации (жительства, пребывания) граждан.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты по решению филиала прекращается в случае:

  • - установления ежемесячной денежной выплаты по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" или Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - с момента ее установления;
  • - выбытия получателя ежемесячной денежной выплаты за пределы Республики Бурятия на постоянное место жительства - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.

Ежемесячная денежная выплата прекращается в случае смерти получателя ежемесячной денежной выплаты с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя.

Денежная компенсация на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, один раз в год предусмотрена денежная компенсация на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста в размере 12000 рублей.

Право на денежную компенсацию имеет один из родителей (законных представителей), постоянно проживающий на территории Республики Бурятия и самостоятельно осуществляющий воспитание и обучение на дому ребенка - инвалида, не посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Назначение денежной компенсации осуществляется филиалом Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» (далее - филиал РГУ) по месту постоянной регистрации родителя (законного представителя) или по месту его временного пребывания.

Родители (законные представители) ежегодно подтверждают право на получение денежной компенсации.

Период выплаты денежной компенсации установлен с полутора лет и до момента поступления ребенка в первый класс образовательного учреждения, но не позже достижения им возраста восьми лет.

Сумма компенсации определяется пропорционально периоду.

Назначение и выплата компенсации осуществляются филиалами Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» по месту проживания заявителя на основании следующих документов:

  • а) заявление по установленной форме (согласно приложению);
  • б) копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя);
  • в) копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком-инвалидом, в случае установления над ребенком-инвалидом опеки (попечительства);
  • г) копия свидетельства о рождении ребенка-инвалида;
  • д) копия документа, подтверждающего наличие инвалидности у ребенка;
  • е) справка уполномоченного органа местного самоуправления о непосещении ребенком-инвалидом дошкольного образовательного учреждения;
  • ж) на ребенка-инвалида в возрасте 6 лет 6 месяцев и старше - справка уполномоченного органа местного самоуправления о непосещении ребенком-инвалидом образовательного учреждения, реализующего программы начального общего образования;

Если второй родитель ребенка-инвалида проживает в другом муниципальном образовании в Республике Бурятия либо семья в течение 12 месяцев перед обращением изменила место жительства в пределах Республики Бурятия, филиал истребует справку из филиала по месту жительства второго родителя или по прежнему месту жительства семьи о не назначении компенсации.

1. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан

2. Ежемесячные денежные выплаты

Нормативный материал:

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"

Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"

Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи"

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О ветеранах"

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ (ред. от 05.06.2015) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области"

Приказ Минтруда России от 22.01.2015 N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации"



1. Меры социальной поддержки инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения:

1) медицинская помощь инвалидам;

2) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации.

3) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

4) обеспечение инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

6) образование инвалидов . Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

7) обеспечение занятости инвалидов .

8) предоставление ежемесячной денежной выплаты;

9) социально-бытовое обслуживание инвалидов .

Меры социальной поддержки ветеранов :

1) пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) предоставление жилых помещений;

4) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (50 %);

5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи .

Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию, предусмотрены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ .

Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ (ред. от 05.06.2015) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" предусматривает дополнительные меры социальной поддержки для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, получающих пенсию и имеющие особые заслуги перед Воронежской областью. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) гражданам, награжденным государственными наградами за работу на территории Воронежской области :

а) орденом Октябрьской Революции;

б) орденом Трудового Красного Знамени;

в) орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени;

г) орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени;

д) двумя орденами Трудовой Славы II и III степени;

е) двумя орденами из числа орденов Дружбы, Почета, Дружбы народов, "Знак Почета";

2) выдающимся спортсменам - призерам Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионам мира и Европы

3) участникам групп разминирования территории Воронежской области в 1943 - 1945 годах .

Им устанавливается дополнительное материальное обеспечение в размере 40 процентов размера социальной пенсии . Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области назначена ежемесячная денежная выплата, доплата к пенсии, пенсия за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, установлена пенсия за выслугу (доплата к пенсии) органами местного самоуправления, дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящей главой не устанавливается.

Почетным гражданам Воронежской области (награда ВО, награждает губернатор ВО) выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере, равном четырем размерам социальной пенсии. В случае смерти почетного гражданина Воронежской области одному из наследников по закону оказывается единовременная материальная помощь на ритуальные услуги в размере, равном шести размерам социальной пенсии. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная настоящей статьей, предоставляется независимо от других выплат, установленных в соответствии с действующим законодательством, и от места проживания почетных граждан Воронежской области.

2. С 2005 г. в России введена система ежемесячных денежных выплат, целью которых являлась замена «натуральных» видов социального обеспечения, предоставляемых гражданам в виде различного рода социальных льгот, их денежной формой (монетизация льгот). При этом законодатель не собирался гарантировать отменяемые льготы их адекватной стоимостью в денежном выражении.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется следующим категориям граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий ;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий , члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

8) инвалиды, включая детей-инвалидов;

9) бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

11) граждане РФ, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалерам ордена Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Славы);

12) члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

13) граждане РФ, удостоенные звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам или иному нормативному правовому акту, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом по выбору гражданина.

Исключение составляют граждане, которые имеют право на получение ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им может устанавливаться ЕДВ одновременно и по другому основанию.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" ежемесячная денежная выплата для этих категорий граждан устанавливается и осуществляется независимо от предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется один раз в год с 1 апреля исходя из уровня инфляции в стране за предыдущий год .

Размер ЕДВ с 01.04.2015:

1) Инвалиды войны 4481,57 руб.

2) а) Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами 4481,57 руб.

б) Участники Великой Отечественной войны 3361,09 руб.

3) ветераны боевых действий 2465,67 руб.

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период – 1345,30 руб.

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" - 2465,67 руб.

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств – 1345,30 руб.

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда – 1345,30 руб.

8) инвалиды:

- I группы – 3137,60 руб.;

- II группы – 2240,74 руб.

- III группы – 1793,74 руб.

- дети-инвалиды – 2240,74 руб.

9) бывшие несовершеннолетние узники фашизма:

а) признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) – 4481,47 руб.

б) не являющиеся инвалидами – 3361,09 руб.

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний: в зависимости от категории от 561,63 руб. до 2240,74 руб.

11) граждане РФ, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалерам ордена Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Славы) – 52840,04 руб.

12) члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) – Размер ежемесячной денежной выплаты каждому члену семьи определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Герою или полному кавалеру ордена Славы, на количество членов его семьи. Сумма ЕДВ 52840,04 руб. деленная на количество нетрудоспособных членов семьи.

13) граждане РФ, удостоенные звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы) – 38961,73 руб.

Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента , устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину набора социальных услуг (или его части) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 930,12 рублей в месяц (с 01.04.2015), в том числе:

- на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами – 716,40 руб.

- на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение – 110,83 руб.

- на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 102,89 руб.

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обращения за ЕДВ.

ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР со дня обращения за ней с письменным заявлением и всеми необходимыми документами (паспорт, свидетельство обязательного пенсионного страхования, документы о праве на льготы) .

За назначением ЕДВ необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной). Если гражданин РФ не имеет подтвержденного регистрацией места жительства, необходимо подать заявление в территориальный орган по месту фактического проживания. В этом случае фактическое проживание подтверждается заявлением, а не паспортом или временной регистрацией.

Если гражданин уже получает пенсию, ему необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту нахождения выплатного дела, то есть туда, куда он обращался за назначением пенсии.

Гражданину, который проживает в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимо обратиться в Пенсионный фонд России по месту нахождения этого учреждения.

Когда ежемесячная денежная выплата назначается несовершеннолетнему или недееспособному, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей, с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ЕДВ выносится в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Еще 5 дней отводится на то, чтобы проинформировать заявителя о принятом решении. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, на срок, в течение которого гражданин относится к той категории, которая имеет право на ЕДВ .

Выплата ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц.

Если гражданин является пенсионером, то выплату он получит одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ будет осуществляться тем же способом, что и доставка пенсии: либо через Почту России, либо через банк, либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии. Для изменения способа доставки необходимо обратиться с заявлением в отделение Пенсионного фонда России. Гражданину, законным представителем которого является социальное учреждение, ежемесячная денежная выплата может перечисляться на счет указанного учреждения.

Если гражданин не является пенсионером, то он должен выбрать способ доставки (через Почту России, через банк либо через другую организацию, занимающуюся доставкой пенсии) и подать заявление о доставке социальной выплаты. Полный перечень организаций, занимающихся доставкой пенсии в Вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом), есть в распоряжении Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания.

Начисление ежемесячной денежной выплаты прекращается:

1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть гражданина либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату .

Суммы ежемесячной денежной выплаты, причитавшиеся гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.