По степени обязательности для исполнения. Общая гипотеза отличается тем, что она

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.

· Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.

По степени обязательности нормы подразделяются на:



· императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);

· диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).

· Факультативные нормы- позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

По объему регулирования нормы подразделяются на:

· общие - регулируют определенный род общественных отношений;

· специальные - содержат более детализированные предписания;

· исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.

По степени определенности нормы подразделяются на:

· абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);

· относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).

Отраслевые нормы делятся на:

· материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;



· процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

По времени действия:

· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного.

· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

Тема №11 Теория принятия управленческих решений

Классификация управленческих решений

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.

Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

Требования к процедуре принятия решений:

Своевременность

Обоснованность

Директивность и адресность

Непротиворечивость

Правомочность

На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

характер взаимоотношений внутри организации;

личностные моменты;

наличие времени;

степень риска;

основополагающие принципы;

четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.

По степени уникальности (по Г.Саймону)

Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.

Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

По степени воздействия на будущее

Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии

Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

По виду

Индивидуальные , принимаемые единолично


Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

По степени определенности ситуации

Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.

Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

По способам

Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.

Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

По степени обязательности исполнения

Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..

Классификация правовых норм

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.1

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

По характеру содержания выделяют:

нормы-декларации;

нормы-дефиниции;

нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По целевому назначению нормы права подразделяются на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на: обязывающие; запрещающие; управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

По степени обязательности (способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на:

императивные;

диспозитивные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

По сфере действия правовые нормы делятся на:

специальные;

исключительные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям).

Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

По кругу субъектов нормы также делятся на: общие и специальные.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют "экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями".

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права, "закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав".

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего нормы (по актам, в которых нормы права содержатся), они подразделяются на: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.

По времени действия нормы права делятся на: постоянные (действуют до их официальной отмены); временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).

По сфере распространения на определенной территории нормы права классифицируются как: федеральные, региональные и местные.

По степени общности содержания нормы права делятся на: нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на: определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм. Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как степень активизации социально полезной деятельности, непосредственный предмет воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или не совершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.

По степени обязательности:

а) обязательные – эти проекты требуют для выполнения правил и норм (инвестиционные проекты по охране окружающей среды);

б) необязательные (замена вышедшего из строя оборудования).

По степени срочности:

а) неотложные проекты, которые либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке (разного рода приобретения);

б) откладываемые – привлекательность при отсрочке данных проектов меняется довольно незначительно (реактивация остановленных скважин).

По степени связанности:

а) альтернативные:

Принятие одного из таких проектов исключает принятие другого. Эти проекты являются как бы конкурентами за ресурсы фирмы. Оценка этих проектов происходит одновременно, а осуществляться одновременно они не могут. Примером может быть строительство атомной и теплоэлектростанции одинаковой мощности для выработки необходимой тепловой и электрической энергии для удовлетворения потребностей одного и того же региона. Поскольку удовлетворить потребности в электроэнергии можно строительством одной станции, аналитики выбирают наиболее привлекательный проект.

б) независимые:

Отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта. Эти проекты могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно (реконструкция двух несвязанных подразделений в составе предприятия, проект строительства школы и электростанции в большом промышленном регионе).

в) взаимосвязанные:

Принятие одного проекта зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом как один проект, в результате принимается одно решение (освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки; строительство теплоэлектростанции и монтаж очистных сооружений для выведения загрязняющих веществ, которые выбрасываются в результате работы станции).

г) взаимоисключающие проекты:

К взаимоисключающим проектам относят такие проекты, принятие одного из которых исключает принятие другого. Например использование земельного участка под строительство металлургического комплекса или зоны отдыха.

д) условные:

К условным принадлежат проекты, принятие одного из которых является возможным только при условии принятия другого.

е) замещаемые:

Называют проект 1, рентабельность которого зависит от реализации проекта 2, так как его доходность начинает снижаться при принятии решения о реализации проекта 2. К замещающим проектам относят проекты, принятие которых тем или иным способом способствует достижению определенных целей. Например, плотина строится для работы гидроэлектростанции и для орошения сельскохозяйственных угодий.

ж) синергичные:

Проекты, принятие одного из которых увеличивает эффективность принятия другого. Например модернизация железнодорожного вокзала и морского порта города.

з) взаимодополняющие:

К взаимодополняющим принадлежат проекты, реализация одного из которых является необходимым условием реализации другого.