Ходовые огни на судне. Огни маломерных судов. Характеристики и расположение огней

НОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ

Ночной переход следует предпринимать только в случае, если на борту находится яхтсмен, имеющий опыт ночного плавания. Рулевому надо научиться оценивать дистанцию и направление только по компасам, звездам, навигационным огням и огням других яхт. Команда должна быть достаточно знакома с работой по управлению парусами, их постановкой и укладкой и уметь использовать все оборудование в темноте. Отлаженная система вахт (см. с. 157) обеспечит уверенность, что в любое время на борту яхты находится бдительная и обученная команда. Особое внимание следует уделять принятию мер безопасности и несению вахты при возникновении любых опасных ситуаций. Необходимо строго соблюдать непреложное правило - никому не выходить на палубу, не пристегнув страховочный пояс, даже в хорошую погоду. При подготовке к плаванию ночью старайтесь большую часть работы сделать до наступления темноты, включая смену или постановку парусов, которые понадобятся позднее. Желательно поставить паруса меньших размеров, так как ими легче управлять и они почти не ограничивают обзор. Только команде, обладающей опытом ночного плавания, можно ходить ночью со спинакером, поэтому обычно его заменяют стакселем на спинакер-гике, более легким в управлении. Окончив все приготовления, надо освободить палубу от ненужного оборудования, которое должно быть аккуратно уложено на свои места. Как только начнет смеркаться, следует выставить судовые навигационные огни.

Хотя в темноте яхта будет вести себя так же, как днем, ваши впечатления об условиях плавания, возможно, будут различными. Море может показаться более бурным, чем днем, и яхтсмен, не имеющий опыта ночного плавания, начнет нервничать и терять ориентацию. Рулевой, стараясь удержать яхту на курсе ночью, находится в полной зависимости от компаса, но очень важно, чтобы он не смотрел на него пристально и постоянно - его зрение в темноте ухудшается и могут заболеть глаза. Управляя яхтой, старайтесь в некоторые промежутки времени пользоваться звездами, пуной или любыми другими ориентирами, по компасу же только уточняйте курс. В ночное время гораздо труднее оценить правильность постановки парусов, поэтому периодически освещайте фонариком передние шкаторины. Будьте осторожны и не используйте на палубе огни, в которых нет необходимости, яркий палубный свет может ослабить остроту вашего зрения почти на 20 мин. Ночью в каюте следует пользоваться красным светом. Готовясь к плаванию ночью, надо обязательно просмотреть раздел, посвященный буям и знакам (см. с. 258).

НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ

В ночное время присутствие других судов определяют главным образом по их навигационным огням. Различные комбинации огней показывают, идет яхта под двигателем или под парусом, стоит на якоре или буксируется. Они также позволяют приблизительно оценить размеры судна. Поскольку все комбинации огней запомнить трудно, на борту яхты необходимо иметь соответствующий справочник. Комбинации огней, наиболее часто встречающиеся в практике, показаны на рисунках справа. В основном используют белый кормовой огонь и бортовые отличительные огни - красный левого борта и зеленый правого борта. Суда под двигателем должны выставлять один или два (в зависимости от размера) топовых огня. Правилами определен сектор (угловой раствор), в пределах которого должен быть виден каждый огонь.

Так как огни могут быть сбиты со штатных мест или потеряны, надо периодически проверять правильность их установки. Парусные яхты длиной менее 7 м должны нести только один белый круговой огонь. Малые суда под двигателем (длиной менее 7 м и идущие со скоростью менее 7 уз) должны также выставлять один белый круговой огонь. Но в обоих случаях для большей безопасности, если возможно, лучше выставить требуемые навигационные огни.

Парусные яхты

Яхты длиной 7 м и более под парусами обязаны нести кормовой огонь с дугой освещения в 135°, симметричный относительно направления прямо по корме, и бортовые огни с дугой освещения в 112,5° каждый, считая от направления прямо по носу.

Яхты длиной менее 12 м

На таких яхтах бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре на топе мачты, если яхты не идут под двигателем

Яхты, идущие под двигателем

В дополнение к кормовому и бортовым огням на мачте установлен белый огонь с дугой освещения в 225°. На яхтах длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре (см. вверху)

Крупные суда с механическим двигателем

Суда длиной 50 м и более должны нести второй мачты с дугой освещения в 225°, расположенный выше и дальше в корму, чем топовый огонь на передней мачте

Суда, стоящие на якоре

Суда, стоящие на якоре, должны нести белый круговой огонь в носу. Суда длиной 50 м и более должны нести второй белый круговой огонь, расположенный ниже и дальше в корму, чем первый

Суда в стесненных обстоятельствах

Судно (см. вверху), ограниченное в возможности маневрировать из-за своей осадки, должно нести дополнительно три красных круговых огня на мачте. Вверху справа показаны буксир и буксируемое судно общей длиной до 200 м. Буксир должен нести дополнительно белый топовый огонь, расположенный над первым, и желтый огонь над кормовым. На буксируемом судне выставляют бортовые отличительные и кормовой огни. Судно с тралом (см. справа внизу) в дополнение к бортовым и кормовому огням должно нести круговые зеленый над белым огни

ПЛАВАНИЕ В ТУМАНЕ

Для небольших яхт туман представляет даже большую опасность, чем штормовая погода. Ухудшающаяся видимость повышает вероятность столкновения с другим судном, поскольку его иногда просто невозможно увидеть. Различают несколько видов тумана (см. с. 276), но все они являются источником опасности для небольших яхт. Если туман уже опустился или он ожидается, когда вы находитесь в гавани, выходить в плавание не следует, пока не прояснится. В противном случае вы будете подвергаться опасности. Если туман начинает собираться, когда вы находитесь в море, капитан должен организовать и провести подготовку, чтобы уменьшить риск столкновения с другими судами. Во время плавания желательно вести навигационную прокладку и при первом же признаке ухудшения видимости штурман, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, должен уточнить местоположение яхты и проложить курс так, чтобы избежать района интенсивного движения судов и навигационно опасных вод. Затем ему следует постоянно уточнять координаты и стремиться держать яхту в безопасных водах, даже если придется полностью изменить первоначальный план перехода.

ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ В ТУМАНЕ

Как только начинает собираться туман или вы входите в полосу тумана, капитан и команда должны провести ряд мероприятий, чтобы сделать яхту как можно заметнее. Следует поднять радиолокационный отражатель, если он не установлен на яхте постоянно. Необходимо начать подавать соответствующие туманные сигналы и зажечь на яхте ходовые огни. На носу и корме яхты для наблюдения и прослушивания сигналов других судов ставят членов команды в качестве смотрящих. Вся команда обязана надеть спасательные жилеты, но не должна пристегивать страховочные пояса, так как в случае столкновения может потребоваться прыгнуть за борт. Даже тем членам команды, которые отдыхают или спят в каюте, следует надеть спасательные жилеты и быть полностью готовыми к выходу на палубу. Находящиеся в форпике должны перейти в основную каюту, поскольку риск повреждения носовой части яхты во время столкновения наибольший. Желательно буксировать за яхтой тузик, --чтобы при необходимости его можно было немедленно использовать. Приготовьте спасательный плот, красную и белую сигнальные ракеты (фальшфейеры) для привлечения внимания в случае аварийной ситуации (см. с. 312). Очень важно поддерживать такую скорость яхты, чтобы она была достаточно высокой, если понадобится разойтись с другим судном, и, с другой стороны, достаточно медленной, чтобы вам хватило времени на принятие решения и выполнение маневра, когда вы увидите другую яхту (судно). В легкие ветры лучше всего воспользоваться двигателем, но его надо периодически глушить, чтобы послушать сигналы других судов. Если вам необходимо пересечь главный судоходный путь, делать это надо в направлении, перпендикулярном пути, и как можно быстрее. Один из способов уменьшить риск столкновения - идти в сторону мелководья, где не могут встретиться крупные суда. Однако надо помнить, что другие малые суда скорее всего поступят так же, поэтому наблюдайте за ними. Достигнув мелководья, при первой же возможности встаньте на якорь и подавайте соответствующие сигналы, постоянно контролируя обстановку. Хотя вы будете сигналить сами и слушать сигналы других судов, полностью полагаться на это нельзя и необходимо продолжать наблюдение. Впередсмотрящие на крупных судах могут быть оглушены шумом их собственных двигателей и ничего не подозревать о вашем присутствии. Поэтому никогда не настаивайте на своих правах и считайте себя зависимым от другого судна, стараясь первым произвести маневр во избежание столкновения. Если вы видите другое судно, то должны взять на себя ответственность за расхождение. Первым признаком появления другого судна на курсе столкновения с вами будет белый бурун у форштевня. Если вы идете прямо на него, постарайтесь повернуть яхту так, чтобы видно было не только бурун, но и контур судна. Тогда больше шансов, что носовая волна встречного судна оттолкнет вас в сторону. Если вы находитесь на сходящихся курсах с другим судном, поверните так, чтобы идти параллельно ему и разойтись за счет разности скоростей.

РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ

На борту многих крупных и рыболовных судов установлено радиолокационное оборудование для обнаружения препятствий. Чтобы парусная яхта могла быть обнаружена большим судном, надо правильно установить на ней пассивный радиолокационный отражатель соответствующего типа. Этот отражатель возвращает радарную волну к источнику (приемнику) излучения, и, если ваша яхта была обнаружена, она отразится на экране радара большого судна. Самое лучшее место для установки отражателя -это топ мачты, где его не могут закрыть паруса. Альтернативным решением будет поднять отражатель на ахтерштаге или флаг-фале у краспиц.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

В тумане общепринято определять присутствие другого судна и обозначать нахождение вашей собственной яхты по сигналам туманной сирены, колоколов или гонгов. Использование различных сочетаний этих звуков позволяет различать идущие суда (под парусом или двигателем), стоящие суда (не на якоре и не у причала), а также суда, стоящие на якоре или сидящие на мели. Характер сигнала дает общее представление о размерах судна. Яхты длиной менее 12 м могут иметь только один тип звукового сигнала, который подается обычно туманным горном с баллоном сжатого воздуха (или свистком). Следует помнить, что баллоны разряжаются довольно быстро, поэтому всегда нужно иметь запасные. При необходимости другие звуки могут быть импровизированы. Суда длиной 12 м и более должны дополнительно нести колокол, а суда длиной 100 м и более - гонг. Сигналы горна (сирены) могут быть либо короткими (1 с), либо продолжительным (4-6 с), удары колокола могут быть одиночными или учащенными в виде звона продолжительностью 5 с. Гонг всегда звучит отдельно. Каждый набор сигналов следует повторять через определенные временные интервалы. Наряду с навигационными огнями очень важно знать наиболее общепринятые звуковые сигналы, показанные ниже. На борту яхты необходимо держать справочник, по которому можно справиться и о других видах сигналов. В переполненных акваториях иногда бывает трудно понять, откуда исходят сигналы и какое они имеют значение, так как туман часто искажает звук. Звуковые сигналы, подаваемые знаками навигационной обстановки, также затрудняют идентификацию звуков, но штурман должен уметь выделять их. Оборудование буя обычно отмечено на карте, а звуковой сигнал описан в лоции.

Огни и знаки визуальной сигнализации судов

Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.(Правила плавания по внутренним водным путям п.92)

2. Укажите сигнал, выставляемый днем на стоящем на мели судне, со стороны, с которой проход невозможен?

На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:
- со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;
- со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.88)

3. Чем занято судно, у которого поднят этот сигнал?
4. Какое из этих судов занято водолазными работами?
5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?

Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".(Правила плавания по внутренним водным путям п.101)

6. Какие из перечисленных сигналов может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?
7. Какой из этих сигналов поднимается на судне, которое терпит бедствие?
8. Что означает поднятый на судне сигнал?

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:
- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или
аналогичным предметом;
- частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное
перемещение огня;
- ракеты красного цвета;
- медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.(Правила плавания по внутренним водным путям п.96)


10. Какое из этих судов занято ловом рыбы?

Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
- ночью - два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1м впереди и ниже топового огня);
- днем - два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.(Правила плавания по внутренним водным путям п.105)

11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными - у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными - у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?

Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.(Правила плавания по внутренним водным путям п.87)

12. Какие из этих сигналов днем должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?

Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз. На судне, стоящем на мели, должны нестись днем - три черных шара.(Правила плавания по внутренним водным путям п.91, 88)

13. Какое из этих судов является пассажирским и работает на переправе?

Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового. (Правила плавания по внутренним водным путям п.58)

14. Укажите огни судна на ходу, буксирующего смешанный состав?

Буксирующее судно должно нести:
- два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота - три топовых огня, расположенные по вертикали;
- бортовые огни;
- кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.(Правила плавания по внутренним водным путям п.61)

15. Укажите огни одиночного самоходного судна, которое следует на нас?
16. Какое это судно и в каком состоянии оно находится?
17. Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?
18. Что это за судно?

В соответствии с требованиями Правил указанные огни несут - парусное судно под мотором, маломерное моторное судно, одиночное самоходное судно длиной менее 50м. Эти огни видны когда судно находится на ходу и следует на наблюдателя.
Самоходное маломерное судно должно нести:
- топовый огонь;
- бортовые огни;
- кормовой огонь.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.69)

19. Что это за судно?
20. Ч то делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?

Гребная лодка на ходу
Моторное маломерное судно стоит на якоре
Одиночное судно на стоянке должно нести:
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте
(Правила плавания по внутренним водным путям п.78)

21. Как движется это моторное маломерное судно по отношению к наблюдателю?
22. Что это за судно?

Самоходное судно идет влево от наблюдателя или проходит мимо него левым бортом

23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?

Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.97)

Парусное судно идет под мотором

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.90)

Парусное судно длиной более 20м. Идет на нас

20м и более

Идет на нас
Парусные суда должны нести - суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым
(Правила плавания по внутренним водным путям п.71)

29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?

Фальшфейеры красного огня не менее 3-х штук

30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал "Прошу остановиться"?

Горизонтальное движение флага-отмашки

Навигационные сигнальные огни и знаки являются важнейшими источниками взаимной информации судов, необходимой для правильной оценки ситуации их встречи и принятия предусмотренных правилами плавания и маневрирования действий для безопасного расхождения.
Независимо от условий погоды, навигационные сигнальные огни должны выставляться от восхода до захода солнца, а также в светлое время суток в условиях ограниченной видимости. Время включения и выключения этих огней должно регистрироваться в судовом журнале.
Требования, касающиеся несения на судах знаков, должны соблюдаться в дневное время. Необходимо учитывать, что огни и знаки не являются взаимозаменяемыми, и установленный порядок выставления огней и знаков должен строго соблюдаться, даже если в дневное время в условиях ограниченной видимости зажигаются огни.
Судно с механическим двигателем на ходу, согласно правилу 23 п. (а) МППСС-72, должно выставлять:
— топовый огонь впереди;
— второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
— бортовые огни;
— коровой огонь;
Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;
Судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;
Топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

Рис. 8. Схема расположения ходовых огней судна с механическим двигателем длиной более 50м.


Рис.9 Схема огней судна с механическим двигателем более 50м.

Парусное судно на ходу должно выставлять, согласно Правилу 25 МППСС-72:
— бортовые огни;
— кормовой огонь;
На парусном судне длиной менее 12 м огни, предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.
Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний – зеленым. Но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п. (b) этого Правила.
Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила. Если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет оно должно иметь на наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.


Рис.10 Схема огней парусного судна на ходу.

Каждое судно должно быть снабжено ходовыми и отличительными огнями согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и при выходе в море - «Международным правилам предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72).

В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям - с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:

  • правый отличительный бортовой огонь - зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь - красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый огонь - белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь - белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).

В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые - имеющие длину до 7 м - суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.

На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь - белый с круговым сектором освещения.

Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового - 2 мили, бортовых отличительных - 1 миля.

На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.

Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.

Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.

На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.

Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.

На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.

В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.


При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь - ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.

Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.

Часть С - ОГНИ И ЗНАКИ. Часть 1

Правило 20 - ПРИМЕНЕНИЕ

(a) Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.

(b) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца, и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.

(c) Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

(d) Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.

(e) Огни и знаки, предписанные этими Правилами, должны соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

ТОЛКОВАНИЕ

Это Правило соответствует Правилу 1 (b) ППСС-60.

Соблюдение Правил при любой погоде. Даже малые суда должны соблюдать Правила, относящиеся к огням и знакам, при любых условиях погоды. Если какие-нибудь огни утрачены или погасли, они должны быть как можно скорее заменены или отремонтированы. Для использования в случае крайней необходимости на судах обычно имеются пиронафтовые фонари; их необходимо держать в надлежащем виде и в готовности к использованию. Задержка в приведении в порядок огней и знаков в штормовых условиях погоды из-за опасности для людей может быть оправдана, что должно быть зафиксировано в официальном судовом журнале.

Никаких других огней. По Правилу 30 (с) при стоянке на якоре судно длиной 100 м или более должно использовать имеющиеся рабочие или равноценные им огни для освещения палуб; судно меньшей длины при стоянке на якоре может использовать такие же огни.

При съемке с якоря палубные огни должны быть выключены вместе с якорными огнями, как только якорь будет оторван от грунта.

В приведенной ниже выдержке из судебного решения по делу о столкновении судов «Тоjo Маги» и Fina Italia в 1968 г. имеется ссылка на Правило 1 (b) Правил 1954 г., которое почти идентично Правилу 20 (b) МППСС-72:

«По моему мнению, огни, которые были выставлены на «Fina Italia», не соответствовали этому Правилу во многих отношениях. На основании свидетельских показаний у меня создалось впечатление..-, что маневрирование танкеров в районе Кувейта должно происходить при включенном палубном освещении. Если в порту Кувейт существует такой обычай..., то чем скорее он будет отменен, тем лучше, поскольку он создает дополнительные трудности для плавания других судов» (судья Виллмэр, 1968 г.).

Ограниченная видимость. Предписанные огни, если они имеются, необходимо выставлять также при ограниченной видимости от восхода до захода солнца. Слова «если они имеются» включены потому, что некоторые суда, например паромы, не оборудованы навигационными огнями, так как их работа ограничивается дневными часами.

Днем. Днем судно должно выставлять знаки не только от восхода до захода солнца. Судно, обязанное выставлять дневной сигнал, в период сумерек должно выставлять как огни, так и знаки.

Правило 21 - ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(a) «Топовый огонь» представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

(b) «Бортовые» огни представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.

(c) «Кормовой огонь» представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

(d) «Буксировочный огонь» представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и «кормовой огонь», описанный в пункте (с) этого~ Правила.

(e) «Круговой огонь» представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.

(f) «Проблесковый огонь» представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

ТОЛКОВАНИЕ

Основные характеристики огней - расположение на судне, цвет и сектор освещения - приведены в настоящих определениях во избежание их повторения в последующих Правилах. Более подробно требования, касающиеся расположения и характеристик огней и знаков, приводятся в Приложении I.

Топовый огонь. Настоящее определение точно соответствует требованиям Правила 2 (a) (i) ППСС-60. Хотя используется термин «топовый огонь», в тексте не говорится, что этот огонь должен быть расположен на мачте. В Приложении I, п. 2 (f) говорится, что топовые огни должны быть расположены таким образом, чтобы они были отчетливо видны над всеми другими огнями и конструкциями.

Бортовые огни. В это определение включены характеристики бортовых огней, приведенные в Правилах 2 (a) (iv-v) и 7(a) (ii) ППСС-60. Бортовые огни должны быть оборудованы со стороны обращенной к диаметральной плоскости судна, щитами в соответствии с Приложением I, п. 5, чтобы свет практически исчезал в пределах от 1 до 3° за границами установленных секторов в соответствии с Приложением I, п. 9 (а). Это означает, что лучи света от внешней части нитей накаливания или фитилей пересекают диаметральную плоскость и видны судну, приближающемуся на курсовых углах противоположного борта до 3°. Если бы какая-то часть огня не была видна в указанном 3-градусном секторе противоположного борта, то в направлении прямо по носу были бы теоретически неосвещенные полосы, в пределах которых суда, сближающиеся точно противоположными, курсами, не могли бы видеть бортовых огней друг друга (рис. 26 и 27).

Кормовой огонь. Его определение основано на Правиле 10 (а) ППСС-60. Теперь требуется, чтобы огонь был расположен «насколько это практически возможно ближе к корме судна», так как на некоторых судах, например буксирующих судах, траулерах с кормовыми слипами и лихтеровозах с открытой кормой, было бы затруднительно или даже невозможно нести огонь на корме.

Буксировочный огонь. Этот огонь предписывается только судну, занятому буксировкой другого судна. Это новое требование.

Правила 1960 г. предписывали только три цвета огней: красный, зеленый и белый. По МППСС-72 как буксировочный, так и проблесковый огонь судна на воздушной подушке должен быть желтым. Приложение II разрешает судам, производящим лов рыбы кошельковыми неводами, выставлять два желтых огня, попеременно дающих проблески. Была рассмотрена возможность использовать желтый цвет для кормового огня, но испытания показали, что желтый и белый огни, если не находятся в непосредственной близости, не различаются. Желтый буксировочный огонь должен быть расположен над белым кормовым огнем.

Суда, буксирующие гибкие емкости, ранее были обязаны выставлять синий огонь, но огни этого цвета не предписываются МППСС-72, так как дальность их видимости считалась слишком ограниченной.

Круговой огонь. По-видимому, невозможно иметь непрерывный свет по дуге горизонта 360°. Это определение подробно рассматривается в пункте 9 (b) Приложения I, который требует, чтобы круговые огни, не являющиеся якорными, были расположены так, чтобы секторы их затемнений не были более 6°.

Проблесковый огонь. Проблесковый огонь, определение которого приведено в Правиле 21 (f), является новым требованием. Он предписывается только судам на воздушной подушке [Правило 23 (b)]. Частота проблесков выше, чем ранее предусматривавшаяся для судов на воздушной подушке в «Mariners Handbook» и в Извещениях мореплавателям. Частота намеренно повышена, чтобы дать возможность морякам отличать этот огонь от проблесковых огней буев и других навигационных средств, которые обычно дают не более 60 проблесков в минуту. Подводные лодки также могут выставлять проблесковый огонь.

Правило 22 - ВИДИМОСТЬ ОГНЕЙ

Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в разделе 8 Приложения I к этим Правилам, с тем, чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:

(a) На судах длиной 50 м или более:

Топовый огонь - 6 миль;
бортовой огонь - 3 мили;
кормовой огонь - 3 мили;
буксировочный огонь - 3 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили.

(b) На судах длиной 12 м и более, но менее 50 м;
топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили;
бортовой огонь - 2 мили;
кормовой огонь - 2 мили;

белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили,

(с) На судах длиной менее 12 м:

Топовый огонь - 2 мили;
бортовой огонь - 1 миля;
кормовой огонь - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили

ТОЛКОВАНИЕ

Видимый. Определение «видимый», данное в Правиле 1 (с) (х) ППСС-60, не сохранилось в МППСС-72. Пункт 8 Приложения I дает формулу расчета силы света огней, которая учитывает видимость и пропускание атмосферы.

Метрическая система. Длины 50, 20 и 12 м, указанные в Правиле 22, соответствуют 150, 65 и 40 футам, указанным в ППСС-60.

Минимальная дальность видимости почти всех огней судов длиной более 50 м и бортовых огней судов с механическим двигателем длиной 12-20 м МППСС-72 увеличена на 1 милю. Минимальная дальность для большинства других огней, включая и круговые огни, которые должны выставлять суда длиной более 50 м на якоре или суда при исполнении лоцманских обязанностей, осталась без изменения, но для топовых огней судов с механическим двигателем длиной менее 12 м она уменьшена от 3 до 2 миль.

Правило 23 - СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

(а) Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

(i) топовый огонь впереди;

(ii) второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

(iii) бортовые огни;

(iv) кормовой огонь.

(b) Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

(c) Судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 уз, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь. Такое судно, если это практически возможно, выставляет также бортовые огни.

ТОЛКОВАНИЕ

Это Правило объединяет основные требования, предъявляемые к судам с механическим двигателем на ходу, которые были включены в Правила 2, 7 и 10 ППСС-60.

Более подробные данные включены в Приложение I (2)и (3). Второй топовый огонь должен быть выставлен выше, чем передний топовый огонь, при всех нормальных условиях дифферента.

Суда на воздушной подушке. Желтый круговой проблесковый огонь должны выставлять только суда на воздушной подушке, находящиеся в неводоизмещающем состоянии. Основное назначение этого огня - предупреждение других судов о том, что судно находится в неводоизмещающем состоянии и поэтому бортовые огни могут дать неправильное представление о направлении его движения (см. с. 160-161). Подводные лодки также могут выставлять желтый проблесковый огонь для использования в качестве опознавательного в прибрежных водах в дополнение к бортовым огням судна с механическим двигателем. Этот огонь выставляют над задним «топовым огнем», а передний «топовый огонь» подводной лодки может быть расположен на более низком уровне, чем бортовые огни.

Небольшие суда. Судам с механическим двигателем длиной менее 7 м разрешается выставлять круговой белый огонь вместо топового огня, бортовых огней и кормового огня, если их максимальная скорость не превышает 7 уз. Это новое требование, принимающее во внимание тот факт, что небольшие тихоходные суда могут не иметь достаточной мощности для того, чтобы выставлять обычные навигационные огни. Это не распространяется на судно, способное идти со скоростью больше 7 уз, но идущее на пониженной скорости.

Круговой огонь должен быть выставлен, по-видимому, постоянно, когда судно находится на ходу ночью. Недостаточно показывать его периодически для предотвращения столкновения, что разрешается парусным судам длиной менее 7 м. Последнее предложение Правила 23 (с) требует выставлять бортовые огни, если это практически возможно. Правило 21 (Ь) разрешает любому судну длиной менее 20 м скомбинировать бортовые огни в один фонарь.

Правило 24 - СУДА, ЗАНЯТЫЕ,БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

(а) Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять*

(i) вместо огня, предписанного Правилом 23 (а) (i), два топовых огня впереди, расположенные по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м,- три таких огня;

(ii) бортовые огни;

(iii) кормовой огонь;

(iv) буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;

(v)

(b) Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.

(c) Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:

(i) вместо огня, предписанного Правилом 23 (а) (i), два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

(ii) бортовые огни;

(iii) кормовой огонь.

(d) Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (а) и (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23(a) (ii).

(e) Буксируемое судно или буксируемый объект должны выставлять:

(i) бортовые огни;

(ii) кормовой огонь;

(iii) ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

(f) Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:

(i) судно, толкаемое вперед, если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;

(ii) судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.

(g) Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни, предписанные пунктом (е) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или по крайней мере указать на присутствие неосвещенного судна или объекта.

ТОЛКОВАНИЕ

Требования Правил 3 и 5 Правил 1960 г. в отношении огней и знаков, которые должны выставлять суда, буксирующие или буксируемые, объединены в этом Правиле.

Топовые огни. Расстояние между огнями по вертикали, предписанное судам, занятым буксировкой или толканием, приведено в разделе 2 Приложения I, пункты (е) и (i). Если судно с механическим двигателем берет на буксир другое судно, то обычно дополнительный топовый огонь или огни можно устанавливать ниже переднего топового огня при. условии, что они выше всех других огней и препятствий. Если на судне длиной более 20 м должно быть выставлено три топовых огня на одной вертикальной линии, то они должны быть расположены на расстоянии не менее 2 м друг от друга.

Буксировочный огонь. Желтый буксировочный огонь, который должен быть расположен над кормовым огнем, предписывается только судну, буксирующему другое судно. Этот огонь предназначен для обеспечения возможности опознать буксирующее судно при его обгоне. Предложение о разрешении нести буксировочный огонь выше кормового огня буксируемого судна не было принято Конференцией 1972 г.

Сочлененное судно. Некоторые буксиры и баржи могут быть так жестко механически соединены, что их можно рассматривать как одно сочлененное судно при буксировке толканием, даже на большом волнении. Они должны выставлять только огни, предписанные одному судну с механическим двигателем.

Буксировка лагом. МППСС-72, в частности, требуют, чтобы судно, занятое буксировкой лагом, выставляло огни, предписанные судну, занятому толканием. Судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой и бортовые огни.

Задний топовый огонь. Несение «второго топового огня», указанного в Правиле 23 (a) (ii), судном, буксирующим или толкающим вперед, является обязательным для судов длиной более 50 м и необязательным для судов менее 50 м. Он должен быть выставлен позади огней, расположенных по вертикальной линии.

Суда или буксируемые объекты. Несамоходные баржи и другие не укомплектованные командой суда или объекты при их буксировке должны иметь предписанные огни и/или знаки, насколько это практически возможно. Это относится также к мягким плавучим емкостям и плотам. Установившаяся практика несения кругового белого огня на плотике, буксируемом за мягкой емкостью, продолжает применяться, а синий огонь, который выставляли ранее на судне, буксирующем мягкую емкость, Конференцией 1972 г. принят не был.

Дневной сигнал. Когда длина буксира, измеряемого от кормы буксирующего до кормы буксируемого судна, превышает 200 м, как буксирующее, так и буксируемое суда должны выставлять черный ромбовидный знак (рис. 28). Если длина буксира меньше 200 м, то ни одно из них не должно выставлять дневной сигнал.


Назначение специальных огней. Дополнительные огни, предписанные судну, занятому буксировкой или толканием, предназначены для того, чтобы показать другим судам, что от него нельзя ожидать таких действий, которые можно ожидать от обычного судна с механическим двигателем.

Когда судно буксирует другое судно, они служат для указания дополнительной длины препятствия и наличия буксирного троса между двумя судами.

Суда, занятые буксировкой, если они серьезно ограничены в возможности отклониться от курса, классифицируются как привилегированные и выставляют огни или знаки, предписанные Правилом.

Правило 25 -ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

(a) Парусное судно на ходу должно выставлять:

(i) бортовые огни;

(ii) кормовой огонь

(b) На парусном судне длиной менее 12 м огни, предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.

(c) Парусное судно на ходу может, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - зеленым; но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с пунктом (b) этого Правила.

(i) Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила, но. если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

(ii) Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но. если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

(е) Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

ТОЛКОВАНИЕ

Огни, которые должны выставлять парусные суда и гребные суда, были предписаны в Правилах 5 и 7 ППСС-60.

Комбинированный огонь. Пункт (b) включает новое положение, разрешающее парусным судам длиной менее 12 м комбинировать бортовые и кормовой огни в один фонарь. Поскольку этот огонь надлежит нести на верхней части мачты или вблизи, мало вероятно, что он будет затеняться парусами больше, чем бортовые огни, однако он может быть менее эффективно защищен щитами. Требования к щитам приведены в Приложении I, п. 5. Предполагается, что комбинированный фонарь найдет широкое применение у яхтсменов.

Круговые красный и зеленый огни. Правилами 1960 г. парусным судам разрешалось располагать по вертикали красный и зеленый огни, сектор освещения каждого из которых составляет 225°. Эти огни продолжают оставаться необязательными для всех парусных судов, но если их выставляют, то они должны быть видны по всему горизонту. Совершенно очевидно, что их не должны выставлять в сочетании с комбинированным фонарем, так как это может привести к путанице.

Небольшие парусные суда. Бортовые огни паруспых судов длиной менее 20 м можно комбинировать в один фонарь в соответствии с Правилом 21 (b). Если практически возможно, парусные суда длиной менее 7 м обязаны выставлять или бортовые или кормовой огни, или комбинированный фонарь. Выставление электрического фонаря или белого огня заблаговременно для того, чтобы предотвратить столкновение, не предусматривается в качестве альтернативной меры для любого парусного судна длиной менее 7 м. Такая мера была бы неравноценной заменой постоянно выставленным бортовым и кормовому огням, которые позволяют опознать парусное судно при сближении на пересекающихся курсах и дают некоторое представление о его ракурсе.


Рис. 29


Суда на веслах. Судам на веслах предоставляется выбор либо выставлять бортовые и кормовой огни, которые могут комбинироваться в один фонарь, либо выставлять электрический фонарь или белый огонь заблаговременно для предотвращения столкновения.

Под парусом и с двигателем. Правило 14 ППСС-60 также требовало, чтобы судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, несло черный конический знак вершиной вниз (рис. 29). В Приложении I, п. 6 предусматривается, что такой конус должен иметь высоту и диаметр основания не менее 0,6 м и что суда длиной менее 20 м могут использовать конус поменьше, но соответствующий размеру судна.

Правило 26 - РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

(a) Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.

(b) Судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

(ii) топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.

(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, должно выставлять:

(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, -- бортовые огни и кормовой огонь.

(d) Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении II к этим Правилам.

(e) Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.

ТОЛКОВАНИЕ

Настоящее Правило аналогично Правилу 9 Правил 1960 г.

Суда, занятые ловом рыбы. Всякое судно, занятое ловом рыбы, должно выставлять огни и знаки, предписанные Правилом 26, никаких послаблений для небольших рыболовных судов нет. Определение «судно, занятое ловом рыбы» дано в Правиле 3 (d) (см. с. 22). Судно, выметывающее или выбирающее сети, считается занятым ловом рыбы. Судно, занятое ловом рыбы, находясь на якоре, или зацепившееся сетями за камни, должно выставлять только огни, предписанные этим Правилом, и может не выставлять якорные огни, предписанные Правилом 30.

Суда, занятые ловом рыбы, не могут рассматриваться как «лишенные возможности управляться» или «ограниченные в возможности маневрировать». Даже если их двигатели или рулевое устройство эыйдут из строя, они должны выставлять только огни и знаки, предписанные Правилом 26. Однако такие суда получают высокую степень привилегии, и только Правило 18 обязывает их держаться в стороне от других затрудненных в своем движении судов, насколько это возможно или «если позволяют обстоятельства случая». Рыболовные суда, не занятые ловом рыбы, должны выставлять огни, предписанные судам такой же длины, и не должны выставлять огни, предписанные Правилом 26.

Имеет ход относительно воды. Все суда, занятые ловом рыбы, должны выставлять бортовые и кормовой огни, если судно имеет ход относительно воды, а если они на ходу, но не имеют движения относительно воды, то они не должны выставлять эти огни. Рыболовное судно длиной менее 20 м может иметь бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре. Один белый огонь в сочетании с красным огнем над белым, расположенные по вертикали, могут обозначать судно, занятое ловом рыбы, за исключением занятых тралением, как имеющее ход относительно воды и находящееся в положении обгоняемого, так и не имеющее хода относительно воды со снастями, простирающимися более чем на 150 м в направлении, которое указывается одним белым огнем.

Топовый огонь при тралении. Правило 9 (с) (ii) ППСС-60 разрешало судну, занятому тралением, выставлять топовый огонь на более низком уровне, чем круговые зеленый и белый огни, видимые по меньшей мере на расстоянии 2 миль. Топовый огонь теперь обязателен для судов длиной более 50 м и необязателен только для судов меньшего размера. Его следует нести позади и выше кругового зеленого огня, и он должен быть виден по крайней мере на расстоянии 6 миль. Это - нововведение, так как ранее требовавшийся огонь должен был иметь специальное устройство, которое, по-видимому, имели немногие траулеры. Теперь для этой цели можно использовать второй топовый огонь, предусмотренный Правилом 23 (a) (ii). В соответствии с новыми требованиями этот огонь будет более заметным, так как он должен быть расположен на более высоком уровне и может быть виден на большем расстоянии, чем круговые и бортовые огни.

Суда, занятые ловом рыбы в непосредственной близости. Рыболовным судам, производящим лов рыбы в непосредственной близости, пунктом (d) разрешается выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении II. Данное Приложение относится специально к судам, занятым тралением или производящим лов рыбы кошельковым неводом, а Правило 1 (с) разрешает правительству любого государства иметь специальные правила в отношении сигнальных огней для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии, которые могли бы применяться к другим видам лова рыбы. Дополнительные огни, указанные в Приложении II, должны выставляться на более низком уровне и будут видны на меньшей дистанции, чем все круговые огни, предписанные Правилом 26 (b) (i) и (с) (i).

Сигналы для привлечения внимания. Правилом (9) (g) ППСС-60 судну, занятому ловом рыбы, предоставлялось особое право привлекать внимание приближающегося судна с помощью вспышек огня или указывать направление на опасность лучом прожектора. Это положение не сохранилось в Правиле 26 МППСС-72, но любое судно, включая и судно, занятое ловом рыбы, в соответствии с Правилом 36 может использовать световые или звуковые сигналы для привлечения внимания и указать лучом прожектора направление на опасность.