Плавающие огни. Ходовые огни на небольших судах. По цвету линзы, соф бывают

Огни, знаки и звуковые сигналы на речных судах

Порядок несения огней на речных судах, их расположение на судне, секторы освещения по горизонту для огней, имеющих одинаковое значение, аналогичны МППСС-72. Все огни должны включаться и гореть на судах от захода до восхода Солнца и во всякую погоду. В течение этого времени нельзя выставлять другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные, ухудшить их видимость или служить помехой для наблюдений.

Установленные правилами знаки, заменяющие огни в светлое время суток, должны подниматься (выставляться) на своих местах от восхода до захода Солнца.

На судах Речного флота применяются следующие огни: топовый (белый), бортовые (зеленый на правом борту, красный на левом), кормовой (белый), буксировочный (желтый.), круговой (белый, желтый, оранжевый, красный или синий - в зависимости от назначения) и проблесковый (дающий регулярные проблески). Все эти огни имеют те же характеристики и расположение, что и у морских судов. Кроме того, на речных судах при расхождении применяется светоимпульсная (световая) отмашка - белый проблесковый огонь с дугой освещения в 112,5° от траверза судна с перекрытием диаметральной

Плоскости на 22,5° на правый и левый борта. Светоимпульсная отмашка применяется и ночью, и днем. Цвет отмашки может быть одинаков по цвету с соответствующим бортовым огнем. При отсутствии светоимпульсной отмашки она может быть заменена белым флагом днем и световой отмашкой ночью.

Согласно ППВВП речные суда на ходу обязаны нести следующие огни (правила 27, 28, 29 и 30):

1. Одиночное судно с механическим двигателем - топовый огонь (судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, при условии, что один из них должен быть расположен впереди и ниже другого), бортовые огни и три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз (на судне шириной 5 м и менее - один кормовой огонь в диаметральной плоскости.

Кроме этих огней все остальные суда в зависимости от их назначения несут следующие огни:

2. Пассажирское самоходное судно, работающее на переправе или в границах порта, самоходный паром на ходу - желтый проблесковый круговой огонь.

3. Суда судоходного надзорамогут нести синий проблесковый круговой огонь.

4. Судно с нефтегрузами (их

Остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами) при расхождении или обгоне может показывать красный круговой огонь.

5. Суда, занятые толканием,несут три топовых огня и желтый буксировочный огонь. Топовые огни располагают треугольником основанием вниз, а верхний из них - в ДП. Толкаемые суда несут по одному топовому огню в носовой части (в составе нескольких буксируемых судов - на носовой части каждого переднего судна).

Рис. 144. Схема расположения огней на речных буксирах по старым правилам

Рис. 145. Схема расположения ходовых огней на речных буксирах по новым правилам плавания

6. Суда, занятые буксировкой на тросе, несут два топовых огня по вертикали и один кормовой огонь в ДП с желтым буксировочным огнем под ним (рис. 145).

При буксировке плотов (или плотов вместе с судами) вместо двух топовых огней включают три топовых огня по вертикали.

С удно, буксирующее судно с нефтегрузами (их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами), может при расхождении или обгоне показывать красный круговой огонь.

При буксировке "под бортом" буксирующее судно должно нести те же огни, что и одиночное судно на ходу.

7. Несамоходные суда, буксируемые на тросе, под бортом, а также на стояке, должны нести следующие огни:

Одиночное длиной менее 50 м - один белый круговой огонь, который при буксировке под бортом может быть заменен топовым;

Одиночное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носу и в корме. Эти огни могут быть заменены на топовый и кормовой соответственно;

В составе нескольких судов - по одному белому круговому огню в носу и на корме каждого судна;

Груженные нефтегрузами или другими опасными грузами или веществами на стоянке кроме указанных огней должны нести один красный круговой огонь. Днем этот огонь заменяют сигнальным флагом (щитом) "Б" ("браво") по МСС;

Дебаркадер - один белый круговой огонь на мачте и один белый на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода;

Паром канатной переправы на стоянке и в движении несет белый круговой огонь, а канат переправы освещается у каждого берега белым фонарем, прикрытым сверху защитным козырьком;

Несамоходное судно на мели несет стояночные огни и, если мимо возможен проход, белый круговой огонь на выступающей на судовой ход части судна. Если такого прохода нет, - три красных круговых огня (днем - три черных шара), расположенных вертикально.

Самоходные суда на стоянке должны нести следующие стояночные огни и знаки (правило 31):

1. Одиночное судно и толкачи или буксировщики с составом судов (плотами) - один белый круговой огонь в носовой части, один белый на краю мостика с ходовой стороны в секторе 180° и два кормовых огня, расположенных горизонтально. Судно шириной 5 м и менее - один белый круговой огонь на мачте.

Судно на якоре длиной 5 м и более днем несет черный шар в носовой части.

2. Судно с нефтегрузами или другими опасными грузами (веществами) кроме стояночных огней и знаков, указанных в п. 1, несет дополнительно и отдельно от них красный круговой огонь, а днем - сигнальный флаг (щит) "Б" ("браво").

3. Судно на мели кроме стояночных огней и знаков, установленных для него, несет белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход, белый круговой огонь (проход мимо возможен) или три красных круговых огня по вертикали (три черных шара днем), если проход невозможен.

Огни плотов, судов технического флота и рыболовных:

1. Плоты на ходу несут белые круговые огни, число которых зависит от длины плота (правило 32):

Плот и плот-сигара менее 60 м несут один белый круговой огонь в хвостовой части; длиной более 60 м - два таких огня, первый в головной части, второй на хвостовой;

При длине от 120 до 240 м - четыре белых круговых огня по углам плота;

При длине от 240 до 480 м - шесть белых круговых огней;

При длине 480 м и более добавляется по два огня по бортам плота через каждые 480 м.

2. Плоты на стоянке несут те же огни, что и на ходу.

3. Плавучие причалы-понтоны, насосные станции, купальни и т. п. несут в сторону судового хода белые круговые огни.

4. Дноуглубительный снаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый огонь круговой на мачте; при работе на правой или левой стороне судового хода - два красных круговых огня или два зеленых таких же огня соответственно.

5. На плавучем грунтопроводе (рефулере) ставятся красные круговые огни при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые такие же огни - за левую.

6. Многочерпаковый земснаряд, работающий на судовом ходу, несет один зеленый круговой огонь на мачте и дополнительные огни по бортам - два красных в сторону левой кромки судового хода и два зеленых в сторону левой кромки.

7. Суда, занятые подводными работами, несут ночью один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг (щит) "А" ("алфа") по МСС;
8. Судно, занятое водолазными работами, несет два зеленых круговых огня по вертикали, днем - два сигнальных флага (щита) "А" ("ал"фа").

9. Все суда технического флота, не занятые работами, на ходу и на стоянке несут такие же огни и знаки, как самоходные и несамоходные суда соответственно. На неработающем грунтопроводе выставляют белые круговые огни (правило 33).

10. Рыболовное судно, работающее у правого берега с сетью или неводом несет ночью на мачте два красных круговых огня; работающее у левого берега - два белых круговых огня; днем - два красных или два белых сигнальных флага соответственно (правило 34).

Вдоль выпущенных сетей выставляют круговые огни цвета огней соответствующих навигационных знаков (бакенов, буев). Судно - хозяин сетей преду-" преждает проходящие суда миганием красного огня при работе у правого берега или миганием белого огня - у левого берега. Днем - красным или белым флагом-отмашкой. Проходящее судно должно подтвердить сторону прохода отмашкой с соответствующего борта.

Судно, ловящее рыбу на озерах (водохранилищах) и на участках с кардинальной системой ограждения, несет:

При тралении - два круговых огня по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый), днем - знак из двух конусов по вертикали вершинами вместе или корзину, если длина судна меньше 20 м;

При других способах лова - два круговых огня по вертикали (верхний - красный, нижний - белый), днем - также знак из двух конусов или корзину.

Рыболовное судно, имеющее
ход, кроме этих огней несет бортовые и кормовой (кормовые) огни.

Звуковые сигналы, которыми предваряется каждый маневр речного судна, даются определенными звукосигнальными устройствами и могут ночью дублироваться светом (прожектором, белым круговым огнем) с расчетом не ослеплять других судоводителей. Нельзя подавать огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные правилами (правила 35-39).

6. Сигналы бедствия аналогичны таким же сигналам по МППСС-72, за исключением выстрелов из пушки, которые за менены частым миганием круговым огнем, прожектором или вертикальным перемещением флага (ночью - огня) вверх-вниз (правило 40).

7. Сигнал "Прошу остановиться" подается горизонтальным движением флага-отмашки (днем) или белого огня (ночью) (правило 39).

Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных лодок на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».


И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости. Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!



Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.
3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться
при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3.7 км), бортовые огни – за 1 милю (1.85 км), круговой огонь – опять за 2 мили. Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле. Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

– белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;
– бортовые огни по бортам (зелёный – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющем сектр освещения 112.5° от направления прямо по курсу до 22.5° позади траверза соответствующего борта;
– если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.


Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.


Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор. Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°. Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0.7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв. Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72 – и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому. Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки. К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.


ОТ РЕДАКЦИИ
Владимир Колгин, наш постоянный автор, не только уважаемый рыболов, но и мастер на все руки, предлагает изготовить навигационные огни своими руками. Каждый сам, по своему усмотрению решит, как он обустроит свою лодку, а учитывая, что большинство рыболовов предпочитают покупать готовые изделия и не имеют паяльника, то можно отправиться в ближайший магазин водно-моторной тематики и приобрести изделия промышленного производства. Выбор есть, и, конечно же, правильно иметь на борту навигационные огни, даже если ваша лодка не подлежит регистрации. Безопасность на воде превыше всего, помните, что вас и других рыболовов близкие ждут дома.

Каждое судно должно быть снабжено ходовыми и отличительными огнями согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и при выходе в море - «Международным правилам предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72).

В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям - с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:

  • правый отличительный бортовой огонь - зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь - красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый огонь - белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь - белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).

В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые - имеющие длину до 7 м - суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.

На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь - белый с круговым сектором освещения.

Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового - 2 мили, бортовых отличительных - 1 миля.

На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.

Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.

Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.

На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.

Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.

На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.

В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.


При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь - ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.

Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.

Сигнально-световые огни предназначены для передачи важной информации, а также являются вспомогательными отличительными признаками судна. В условиях плохой видимости с помощью огней и звуковых сигналов суда предупреждают о своем приближении. Соблюдать общепринятые правила необходимо с захода солнца и до восхода, т.е. все ночное время, когда видимость ограничена. Другие огни, которые могут испортить общую картину и изменить трактовку основных огней на борту, вывешиваться не должны. К тому же правила предписывают включать огни всем судам – и тем, что двигаются, и тем, которые стоят на якоре.

Согласно правилам, по огням можно определить категорию судна. Различают такие категории:

    Самоходные одиночные суда в движении и на стоянке;

    Несамоходные суда во время их буксирования на ходу и во время стоянки;

    Технический флот;

    Рыбацкие суда;

    Малогабаритные и парусные суда;

    Стоечные плавсредства и плоты.

Рыбацкие суда выделены в отдельную категорию потому, что они могут обладать небольшими габаритами, а сети под водой могут быть широко раскинуты и занимать судоходные пути, что представляет собой опасность для других кораблей.

Парусные суда также выделяют в отдельную категорию, потому что они могут представлять подвижную опасность для других судов. Лодки, обладающие небольшими габаритами, также должны выставлять сигнальные огни, но в упрощенном варианте.

Назначение огней

Категории судов закодированы различными комбинациями огней для облегчения распознавания их характеристик при плохой видимости. Распознают одиночное судно или состав, причем по огням можно узнать какой именно. Но самым главным предназначением сигналов является возможность определения – стоит судно или движется и куда именно. Ходовые огни у самоходных лодок отличаются во время стоянки и во время движения.

Характеристики и расположение огней

Сигнально отличительные огни на судах различаются своим местоположением, цветом, интенсивностью, режимом вспышек и дальностью видимости.

Топовые огни состоят из белого и красного цвета и должны гореть постоянно. Располагаются они в диаметральной плоскости лодки и должны светить прямо в зоне 225°. В зависимости от назначения судна могут меняться цвет, их число и расположение по отношению друг к другу.

Бортовые огни должны гореть постоянно и располагаться по бортам корабля. При этом существует определенное положение каждого огня – зеленый справа по борту, красный – слева по борту. Светить они должны вперед и вбок от плоскости корабля в зоне 112,5°. При этом сектор освещения бортовых огней не должен перекрывать сектор топовых огней, а лишь частично попадать в их область свечения.

Кормовые огни всегда белые и располагаются, соответственно, на корме, причем гореть должны непрерывно. Они освещают сектор позади корабля на 135°. Висеть должны так, чтобы во время маневрирования корабля, всегда были видны или топовые или кормовые, но одновременно не светили никогда.

Буксировочный огонь всегда желтый и располагается на корме. Должен освещать сектор 135°.

Круговой огонь должен быть виден со всех сторон, потому что освещает дугу в 360°. Его цвет и режим горения зависят от категории судна.

Дополнительные огни

Такие огни называются «елкой» и используются в дополнение к базовым огням на рыболовецких и судах с ограниченным маневрированием или с большой осадкой. Если не знаете, как запомнить ночные сигнальные огни на судне, то воспользуйтесь английской мнемоникой:

Судно, лишенное возможности управляться (not under command):

Судно, ограниченное в возможности маневрировать (restricted in ability to manoeuver):

Минный тральщик:

Судно, стесненное своей осадкой (constrained by draught).