Гармонизация унификация сближение акцизов бензин еаэс. Гармонизация налоговой политики сулит выгоды каждой из входящих в еаэс стран. Барьеры и акцизы

После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.

НК РФ Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза

1. Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой (специфической) налоговой ставки и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Для целей исчисления акцизов по маркированным товарам под стоимостью понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта). Стоимостью маркированных товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также по договору (контракту) товарного кредита, является стоимость маркированных товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость маркированных товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Расчетная стоимость маркированных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизов, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база для исчисления акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма акциза, подлежащая уплате по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным статьей 193 настоящего Кодекса, действующим на день уплаты акциза.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Акциз по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление на бумажном носителе и в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза при отгрузке маркированных товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено (предусмотрена) законодательством государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства - члена Евразийского экономического союза налогоплательщиком другого государства - члена Евразийского экономического союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, реализующим товары, ввезенные с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации, с указанием следующих сведений:

(см. текст в предыдущей редакции)

номера, идентифицирующего лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

полного наименования налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

места нахождения (места жительства) налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

номера и даты договора (контракта) о приобретении импортируемых маркированных товаров;

номера и даты спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства - члена Евразийского экономического союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), сведения представляются также в отношении собственника реализуемых маркированных товаров.

Это приведет к подорожанию товаров, зато бюджет получит больше денег.

Давняя идея выравнивания акцизных ставок России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии близка к реализации. К следующей неделе чиновники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут готовы вынести проекты соглашений об унификации табачных и алкогольных акцизов на рассмотрение коллегии, а затем и союза Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал «Ведомостям» министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Если проекты соглашений будут одобрены, процесс выравнивания акцизов может начаться в следующем году. Акциз и после этого не будет единым – точную ставку страны будут определять самостоятельно, соглашения лишь ограничивают коридор колебания ставок, добавил Сулейменов.

Несмотря на кризис и девальвацию национальных валют, не отказался ЕАЭС и от идеи привязать ставки акциза на алкоголь и табачную продукцию к евро. «Ставки акцизов будут номинированы в евро, это единственная твердая валюта», – заявил вчера Сулейменов.

Принципиальное решение о гармонизации акцизов было принято в мае 2015 г. на межправительственном совете ЕЭК. Тогда же было решено, что гармонизация будет идти в связке с созданием единого алкогольного рынка ЕАЭС, сказал Сулейменов: «Создавать единый рынок алкогольной продукции с существенно разными фискальными условиями не имеет смысла». До сих пор на алкогольном рынке союза сохранялись, по его словам, взаимные «протекционистские и дискриминационные меры в отношении производителей»: в России – обеспечительный платеж при импорте алкоголя, а в Белоруссии – специмпортеры, без которых импортировать алкоголь в страну невозможно.

В 2014 г. в российский бюджет поступило 319 млрд руб. от табачных акцизов и 169 млрд руб. – от акцизов на крепкий алкоголь (данные Федеральной налоговой службы). Как раз сейчас Россия остро нуждается в дополнительных источниках доходов – например, 28 сентября правительство в очередной раз будет обсуждать, повышать ли налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний.

Представитель Минэкономразвития России переадресовал вопросы корреспондента «Ведомостей» об акцизах в Минфин. Сотрудник его пресс-службы ограничился тем, что напомнил: проект гармонизации акцизов обсуждается с 2012 г. Впрочем, Минфин, по словам его чиновника, не возражает против привязки расчета акцизов к евро, хотя предпочел бы менее рискованный вариант с рублем, с которым крепко связаны валюты других участников союза.

«Логично, что в рамках открытия таможенных границ произошло бы уравнивание акцизов», – говорит представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (входит в совет ЕЭК). Работа над соглашением еще идет, добавил он, не став комментировать детали.


Производители сигарет традиционно поддерживали идею выравнивания налоговой нагрузки в странах – участницах экономического союза. Но сейчас, после девальвации рубля и казахстанского тенге, это может быть рискованно, говорит сотрудник одного из производителей. Установка налога в иностранной валюте вызывает у него вопросы: почему бы экономическому союзу России, Белоруссии, Казахстана и других стран не сформировать для расчета некую корзину из собственных валют, недоумевает он. Тем более что в том варианте проекта соглашения, с которым ознакомился собеседник «Ведомостей», не прописан даже механизм действия в случае резких валютных колебаний.

Сотрудник крупной табачной компании знает, что курс евро, исходя из которого будет рассчитываться акциз, будет не текущий биржевой, а некий условный, учитывающий национальные курсы валют членов ЕАЭС и согласованный ими. «Для производителей важно, чтобы этот курс, к которому привязывается акциз, не плавал бы в течение года», – подчеркивает он.

А на алкогольном рынке выравнять ставки акцизов сейчас невозможно в принципе, уверен гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: слишком велик разрыв цен на алкоголь. Если в России самая дешевая легальная водка в среднем стоит 200 руб., то, например, в Киргизии в пересчете на рубли – около 50 руб.

Акцизы уплачивают таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров

Объектом обложения акцизами признают ввоз товаров из-за пределов Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Республики Беларусь ; далее - НК).

При этом разделяют уплату акцизов таможенным и налоговым органам. Так, при ввозе подакцизных товаров:

Из-за пределов ЕАЭС уплату акцизов производят только таможенным органам;

Из государств ЕАЭС - таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров: подлежащих и не подлежащих маркировке акцизными марками.

Справочно: факт уплаты акцизов (освобождения от акцизов в соответствии с законодательством) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждают:

Налоговый орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов ЕАЭС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Таможенный орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства - члены ЕАЭС, подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

Маркировке акцизными марками подлежат:

Алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории (п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»);

Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (п. 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).

Справочно: при ввозе с территории государств - членов ЕАЭС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, плательщик самостоятельно исчисляет акцизы с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате». Форма и порядок его заполнения определены постановлением ГТК Республики Беларусь от 17.04.2010 № 13.

Таким образом, из всех видов подакцизных товаров не подлежат маркировке акцизными марками:

Автомобильные бензины;

Дизельное и судовое топливо;

Газ, используемый в качестве автомобильного топлива;

Масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Следовательно, при ввозе этих подакцизных товаров из государств ЕАЭС, за исключением газа, используемого в качестве автомобильного топлива, надо уплачивать акцизы налоговым органам.

Справочно: плательщиками акцизов признают организации при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования (п. 5 ст. 110 НК).

При ввозе из ЕАЭС подакцизных товаров |*| , не подлежащих маркировке акцизными марками, уплата акцизов производится налоговым органам.

б) стоимость импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, плательщик исчисляет по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (пп. 16, 17 Протокола).

Справочно: ставки акцизов установлены в приложении 1 к НК.

Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Важно! При уплате акцизов налоговым органам по товарам, ввозимым из ЕАЭС, плательщику нужно представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по акцизам и вместе с ней:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС (п. 20 Протокола).

Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по акцизам утверждена в приложении 2 к постановлению № 42 |*| . В части I декларации приведена форма расчета по акцизам при ввозе товаров. Порядок заполнения части I изложен в п. 31 Инструкции.

На основании данных условной ситуации заполним часть I декларации (расчета) по акцизам и покажем, что отражают в строках Заявления.

Ситуация. Белорусская организация приобрела в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации

Белорусская организация приобрела в марте 2016 г. в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации. Стоимость дизельного топлива класса 5 прочее согласно договору купли-продажи от 23.03.2016 № 23/10 и счета-фактуры от 23.03.2016 № 23/1203 равна 700 000 рос. руб. Количество дизельного топлива составило 10 т.

Приобретенное дизельное топливо было доставлено согласно железнодорожной накладной от 23.03.2016 Z-1 № 9876549 и оприходовано в бухгалтерском учете 23 марта 2016 г. Курс российского рубля, установленный Нацбанком (условно) на 23 марта 2016 г., составил 299 бел. руб. за 1 рос. руб.

Заполним часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам. Код группы - 14 22 «Акциз на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного импортированное топливо».

__________________________
* Ставка акциза установлена Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2016 № 92.

Форма Заявления является приложением 1 к Протоколу об обмене. Правила заполнения Заявления изложены в приложении 2 к данному документу.

Для определения сумм акцизов при импорте товаров налогоплательщик в Заявлении заполняет таблицу, в которой указывает:

В гр. 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (дизельное топливо класса 5 прочее);

Гр. 3 - код товара (10 знаков) по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по подакцизным товарам (2710 19 425 0);

Гр. 4 - единицу измерения количества товара, указанную в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе (тонна);

Гр. 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в гр. 4 (10 т);

Гр. 6 и 7 - стоимость товара и код валюты на основании сведений из счетафактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (700 000 и 643);

Гр. 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров (299 руб.);

Гр. 9 - серию, номер транспортных (товаросопроводительных) документов (Z-1 № 9876549);

Гр. 10 - дату транспортных (товаросопроводительных) документов (23.03.2016);

Гр. 11 - номер счета-фактуры (№ 23/1203);

Гр. 12 - дату счета-фактуры (23.03.2016);

Гр. 13 - дату принятия налогоплательщиком товара на учет (23.03.2016);

Гр. 14 - налоговую базу по подакцизным товарам. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю гр. 5 (10 т);

Гр. 16 - налоговую ставку по акцизам (1 676 700 руб.);

Гр. 19 - сумму акцизов, рассчитанную покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в гр. 16 к налоговой базе, указанной в гр. 14 (16 767 000 = 10 × 1 676 700).

Заполним фрагмент Заявления в части акцизов (графы 15, 18, 20 (НДС) не приводятся):

Заявление подписывает руководитель организации или ее представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕАЭС.

27 ноября 2018 года в Минске прошло заседание Межправительственного совета ЕАЭС, который объединяет глав правительств союзных стран (за исключением Армении, представленной на уровне первого вице-премьера). Помимо текущего состояния евразийского проекта на нем обсуждались акцизы на алкоголь и табак, внутренние барьеры и производство электромобилей. Одним из острых вопросов стали действующие ввозные таможенные пошлины в ЕАЭС: так, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что не поддержит их продление, поскольку оно не выгодно для его страны. Вместо этого Минск предложил раз в три года пересматривать ввозные пошлины, ориентируясь на объем импорта стран-участниц.

Торговля растет

ЕАЭС в этом году демонстрирует неплохие показатели экономического развития. По итогам января-сентября этого года объем взаимной торговли, как сообщил на заседании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вырос примерно на 13,5-14%. Причем 90% продукции, которой торгуют между собой страны ЕАЭС, произведено на их территории. Объем внешней торговли рос быстрее, чем внутренней, увеличившись за 9 месяцев на 22%. Наращивание внешней торговли произошло в основном за счет увеличения экспорта, который также рос быстрее импорта.

Среди основных задач евразийской интеграции Медведев выделил формирование общего финансового рынка, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, цифровую трансформацию союзных экономик, а также внедрение системы электронной маркировки и прослеживаемости товаров, соглашение по которой было подписано в феврале этого года.

Для России, которая больше других стран ЕАЭС страдает от «серого импорта» и контрабанды, внедрение этой системы особенно важно. По последним данным , доля нелегально импорта в торговле Казахстана и Кыргызстана с Китаем составляет 52,7-62,8%, и направляется он, прежде всего, в Россию.

Как поделить пошлины

Для принимавшей саммит Беларуси одним из ключевых стал вопрос распределения ввозных таможенных пошлин. Поскольку в ЕАЭС действует общее таможенное пространство, доходы от пошлин делятся между всеми пятью странами Союза. В соответствии с последним вариантом соглашения, принятым в связи с присоединением Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин выглядят следующим образом: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%. В настоящее время действие этого протокола продлено до конца 2019 г.

Поскольку согласовать новый механизм распределения доходов от пошлин пока не удалось, проще всего продлить уже существующий механизм. Но Беларусь этот вариант не устраивает.

«…Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая в Сочи, – заявил главам союзных правительств Александр Лукашенко, – Главы государств договорились, что министры финансов, а затем и вы до декабря поработаете над методикой распределения пошлин и доложите о результатах. Предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов… абсолютно невыгодно для Беларуси. Конечно, мы поддержать, как информирует меня наше правительство, не можем».

Барьеры и акцизы

Не обошлось и без обсуждения темы ликвидации внутренних барьеров, которая является постоянным фоном дискуссий по вопросам взаимной торговли. По словам Лукашенко, были случаи, когда одни барьеры устранялись, а на их месте тут же возводились новые. Такая ситуация сложилась, например, в отношении изъятий из национального режима в сфере госзакупок, которые изначально задумывались как исключительная мера.

Рассмотрев отчет о работе ЕЭК по устранению препятствий в 2017–2018 гг., главы союзных правительств предложили странам ЕАЭС в трехмесячный срок принять меры по устранению внутренних барьеров и рассмотреть результаты этих мероприятия на очередном заседании Межправсовета.

Кроме того, страны ЕАЭС приблизились к подписанию соглашения о принципах взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию, которое находится на высокой стадии готовности. В частности, удалось согласовать уровень индикативной ставки акцизов – среднего для всех стран ЕАЭС значения, от которого они могут отталкиваться для установления ставок акцизов на национальном уровне. В настоящее время акцизы на табак и алкоголь в союзных государствах различаются на порядок, что в условиях отсутствия таможенных границ привело к широкому распространению нелегальных поставок. При этом срок применения индикативной ставки для более успешной адаптации бизнеса был перенесен с 2022 на 2024 г.

Евразийский электромобиль

По итогам минского заседания были приняты и решения, которые касаются отдельных отраслей промышленности.

Так, Межправсоветом был утвержден план стимулирования производства и использования самого экологичного вида транспорта – электромобилей.

Их выпуск планируется развивать при помощи формирования евразийского перечня комплектующих и их базовых компонентов, которые не производятся в странах ЕАЭС, организации кооперационного производства и снижения ввозных пошлин на импортные детали. Владельцев электромобилей будут поощрять с помощью освобождения от транспортного налога и предоставления бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами. Данный вопрос особенно актуален для Беларуси, уже анонсировавшей запуск производства электромобилей, а также развитие соответствующей инфраструктуры.

Следующее заседание Межправсовета решено провести в начале 2019 г. в старой столице Казахстана – городе Алматы.